Как выбрать подходящее оборудование
На современном рынке оборудования для фотостудий представлены четыре вида источников постоянного света, которые различаются по типу используемых в них ламп. Согласно этой характеристике осветитель может быть:
- флуоресцентным;
- галогенным;
- светодиодным;
- люминесцентным.
Кроме того, световые источники принято делить на изделия с теплым и холодным светом. Для создания холодного освещения и заднего плана предназначены флуоресцентные или люминесцентные модели. В свою очередь люминесцентные источники не поддаются фокусировке.
Галогенные модели, в большей степени, используются для проведения видеосъемок благодаря созданию теплой температуры. Многие фотографы применяют их, и как рассеиватели для софтбокса.
Наиболее распространенным среди современных фотографов считается светодиодное освещение. Благодаря экономичности и легкости его использования, а также значительному сроку службы подобное оборудование активно применяют для создания как видео-, так и кинопроектов.
Помимо вида источника света при покупке постоянного освещения для фотостудий следует обратить внимание также на следующие критерии выбора:
Мощность осветителей. Она должна быть не менее 250-500 Вт, что является достаточным показателем для домашней фотостудии.
Цену и качество. Иными словами, дорогое изделие еще не значит лучшее, главное — его функционал
Например, очень важно наличие регулировки мощности и изменения ее глубины, причем последняя должна быть не менее 1/128 (управление освещением в пределах восьми диафрагм).
Количество осветителей. Обычно для фотостудии небольших размеров достаточно двух-трех источников, которыми, как правило, выступают лампы накаливания или светодиодные лампы
Последние, чаще всего, оснащаются дистанционными пультами управления и регулировки яркости.
Тип устройства. Оборудование может предназначаться для предметной съемки, для домашней (переносной) или профессиональной (стационарной) студии.
Приобретение полного комплекта или всех составляющих по отдельности. Прежде всего, следует различать, что для начинающего любителя подходит покупка готового набора, ведь он не имеет опыта в правильном подборе подходящих по совместимости устройств, к тому же их стоимость получается ниже, чем при покупке освещения по отдельным деталям. Для профессионалов можно рассмотреть вариант закупки комплекта в розницу, что позволяет ознакомиться с полным ассортиментом, опробовать новинки и использовать более сложную световую схему.
Комплектация. Стандартный набор студийного освещения включает два-три осветителя, крепящие их штативы, рассеиватель (софтбокс) и вспомогательные устройства в виде отражателя, фонов, цветных фильтров и сумки.
В итоге получается, что для обеспечения качественного постоянного освещения фотостудий, важно, чтобы его источники обладали достаточной мощностью и были универсальными. При этом нет необходимости, чтобы они имели заоблачную цену
Нюансы
Если внимательно вчитаться в текст новых санитарных правил, то можно понять следующее. Да, старые правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 перестали действовать. Но их основные положения, за минусом некоторых сокращений были перенесены в текст нового СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Фактически новые санитарно-эпидемиологические правила – это документ, который объединил в себе ранее существовавшие разрозненные санитарные нормативы, касающиеся безопасности среды обитания для населения. Нормы по световому потоку также стали частью нового СанПиН и теперь нет нужды обращаться к другим источникам.
Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки
Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:
- Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
- Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
-
Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.
- Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
- Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
- Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
-
Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.
- Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
- Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.
Чтобы изменить цвет и интенсивность светового потока применяют специальные фильтры. Они могут устанавливаться на одном или нескольких источниках света.
Видео-урок поможет разобраться в особенностях студийных источниках света.
Основные виды искусственного освещения, различаемые по направлению светового потока:
1) Направленное или прямое. Предполагает направление источника света на определенную поверхность или предмет. В результате направленного освещения предмет визуально увеличивается, за счет акцентирования его объема и формы. В жилом помещении для этого используют настольные лампы, споты, встроенные светильники, торшеры с плафонами и т.д.
2) Непрямое. Этот вид искусственного освещения называют еще отраженным, так как получается при направлении светового потока на потолок или стены, от которых он отражается и освещает помещение. В жилой комнате может быть реализован при помощи светильников с направленным вверх или на стены световым потоком. Отраженный свет зрительно увеличивает площадь комнаты и наиболее эффективен в светлом интерьере.
3) Рассеянное освещение получается в результате прохождения света через полупрозрачный или матовый плафон и рассеивается по всему помещению. Один потолочный светильник с рассеянным светом способен осветить небольшую комнату.
4) Смешанное. Получается совмещением выше перечисленных видов искусственного освещения. Светильник со смешанным освещением может распространять световой поток в разные стороны и через полупрозрачный плафон или абажур.
Схема 9
Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.
В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.
Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).
Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.
Рассвет и закат
Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.
Освещение в ночное время по СанПиН в 2022 году
ПõôõûÃÂýÃÂõ ÿðÃÂðüõÃÂÃÂàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø ýð ÃÂÃÂþòýõ ÷õüûø ôûàÿÃÂøôþüþòÃÂàÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù þñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýÃÂàÃÂÃÂÃÂõöôõýøù, þÃÂóðýø÷ðÃÂøù ôûàÿÃÂþöøòðýøàôõÃÂõù ñõ÷ ÿþÿõÃÂõýøàÃÂþôøÃÂõûõù ø üõÃÂàòÃÂõüõýýþóþ ÃÂð÷üõÃÂõýøàøüüøóÃÂðýÃÂþò ÃÂúð÷ðýàò ÃÂðñû.5.56 áðýÃÂøÃÂ.
ÃÂûàÿÃÂøôþüþòÃÂàÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøù ÃÂÃÂõôýÃÂàóþÃÂø÷þýÃÂðûÃÂýðàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂàýð ÃÂÃÂþòýõ ÷õüýþù ÿþòõÃÂÃÂýþÃÂÃÂø ýð ÿûþÃÂðôúõ àòÃÂþôð ò þÃÂýþòýþõ ÷ôðýøõ ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõàþà6 ôþ 10 ûú. ÃÂûàþÃÂÃÂðûÃÂýÃÂàüõÃÂàÃÂÃÂþàÿþúð÷ðÃÂõûàÃÂðòýÃÂõÃÂÃÂà1-4 ûú.
ÃÂðúÃÂøüðûÃÂýðàòõûøÃÂøýð òõÃÂÃÂøúðûÃÂýþóþ þÃÂòõÃÂõýøàÿõÃÂõÃÂþôýÃÂàÃÂûøÃÂ, ÿÃÂøûõóðÃÂÃÂøàú ÃÂÿðûÃÂýÃÂü úþÃÂÿÃÂÃÂðü üõôøÃÂøýÃÂúøàÃÂÃÂÃÂõöôõýøù, ð ÃÂðúöõ þúþý ÿðûðàÃÂÃÂøàúþÃÂÿÃÂÃÂþò, ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂõà5 ûú.
ÃÂõÃÂÃÂøúðûÃÂýðàþÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂàýð þúýðà÷ôðýøù ò ÷ðòøÃÂøüþÃÂÃÂø þàòõûøÃÂøý ÃÂÃÂõôýõù ÃÂÃÂúþÃÂÃÂø ø þÃÂòõÃÂõýýþÃÂÃÂø òðÃÂÃÂøÃÂÃÂõÃÂÃÂàþà7 ôþ 20 ûú.
Как осветить ванную?
Столь же требовательным является ванная комната. В этом интерьере обычно есть две зоны освещения, то есть центральный свет, который освещает всю комнату и дополнительные светильники в особенных местах, таких как зеркало.
Основной светильник, установленный на потолке, может принимать любую форму, но он должен быть достаточно эффективным, чтобы хорошо освещать всё помещение. При слишком слабом будет сложно убирать.
Дополнительный светильник должен быть помещен в зеркало, чтобы осветлить лицо и обеспечить удобный макияж, бритье или укладку волос. Отдельные модели зеркал имеют встроенное освещение, что облегчает задачу, для других вам необходимо купить раму и прикрепить ее к стене над панелью или с обеих сторон.
В ванной комнате стоит установить:
- основное освещение на потолке (потолок, люстра, лампа);
- дополнительный источник света у зеркала (бра, бра, отражатели).
Домашнее освещение, виды домашнего освещения
Оборудование и дополнительные приборы для студийной съёмки
Чтобы обеспечить хорошее освещение и легко отрегулировать его при необходимости, стоит использовать специальное оборудование и вспомогательные приборы. С их помощью можно создать удобное место для фотографирования практически в любом помещении. Основные варианты таковы:
- Лампы постоянного света. Чаще всего устанавливаются на специальных стойках, чтобы можно было регулировать не только высоту, но и направление светового потока. В зависимости от используемой лампы светильник может достаточно сильно нагреваться при длительной работе, поэтому его желательно располагать подальше от предметов, которые боятся высоких температур.
- Студийные вспышки или приборы импульсного света. Горят не постоянно, а только во время фотографирования. При этом лампы практически не нагреваются. Нередко в оборудовании есть и постоянное освещение, оно имеет небольшую яркость и позволяет улучшить фокусировку фотоаппаратуры, оценить освещенность и подобрать соотношение света и тени. Этот вариант может выпускаться как в виде моноблока, так и в форме двух элементов с отдельным управляющим модулем.
-
Софтбокс – насадка в форме квадрата или прямоугольника. Это каркас из металлических прутьев, задняя часть которого закрыта черной тканью, а передняя обтянута белым рассеивающим материалом. Внутри поверхность отделана отражающим материалом для улучшения световых характеристик. Это базовый элемент, используемый чаще всего и подходящий для разных целей.
Софтбокс – один из самых популярных элементов освещения в студийной фотографии.
- Октобокс – восьмиугольный элемент, который за счет своей формы рассеивает свет в разных направлениях и может подсвечивать сразу несколько объектов одновременно. Создается мягкое освещение с ненавязчивым светотеневым рисунком.
- Стрипбокс имеет вытянутую прямоугольную форму и предназначен для съемки ростовых портретов и других подобных объектов. За счет большой высоты он равномерно распределяет свет в определенном направлении.
- Зонты. Традиционное решение, подходящее для мягкого распределения света. Бывают двух типов, первый работает на просвет, сделан из тонкой ткани и нужен для уменьшения эффекта импульсного света, чтобы заполнить пространство мягким освещением. Второй вариант – плотная отражающая поверхность, которая эффективно отражает световой поток, но не подходит для узконаправленного пучка.
-
Портретная тарелка. Предназначена для создания стильных портретов с равномерным мягким освещением. Используется многими известными фотографами, проста и удобна в использовании. За счет большого размера светораспределение получается идеальным.
Портретные тарелки часто дополняют сотами для четкого распределения света.
- Фоновые рефлекторы предназначены для подсветки задней части. Позволяют убрать тени от осветительного оборудования и делают фон равномерным, без перепадов и засветов. При необходимости с их помощью можно создавать необычные фоновые эффекты.
- Тубусы имеют коническую форму, за счет чего могут создавать направленный поток света для выделения отдельного объекта или части портрета. Применяются и для создания светлых пятен на фоне. Часто дополняются сотами – насадкой на тубус, позволяющей получать четкие параллельные лучи.
Схема 2
Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.
При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.
Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.
В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.
Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.
Тонкие настройки экспозиции без изменения установок
Как вы усвоили, бывают случаи, когда вы хотите, чтобы диафрагма осталась неизменной. Вы также не хотите изменять мощность источника света, чтобы не менять Указатель продолжительности вспышки и свести на нет вашу способность легко вычислить экспозицию. Тем не менее, предметы передвигаются, или вы, возможно, захотите слегка пере- или недоэкспонировать снимок для художественного эффекта. Способ сделать это очень прост.
Чтобы недоэкспонировать или сократить количество падающего на объект света, отодвиньте источник света подальше. Если он действительно близко к объекту, и вы отодвинете его примерно на фут, вы потеряете 1-2 шага света (меньшее f/число). Если источник света немного дальше от объекта, и вы придвинете его на фут, то потеряете меньше света. Это обусловлено Законом обратных квадратов, который гласит: «В физике закон обратных квадратов — это закон, утверждающий, что значение некоторой физической величины в данной точке пространства обратно пропорционально квадрату расстояния от источника поля, которое характеризует эта физическая величина» (взято из Википедии). Просто знайте, чем дальше отставлять источник света, тем меньшим будет его воздействие на предмет.
Вот почему я просил вас применять полный шаг, а не дробный. Переместить источник света или модель на 1-2 фута гораздо легче, чем считать на ходу, что 1/3 шага потребует увеличения на 4 дюйма (10см).
Норма освещенности
Первое, на что нужно сделать акцент — это соблюдение нормы освещенности. Согласно нормативным документам ГОСТ Р 55710-2013 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 средняя освещенность на рабочих местах с постоянным пребыванием людей должны быть не менее 200 Люкс.
Есть и более
жесткие требования, изложенные в стандарте Евросоюза EN 12464. Вот значения средней
освещенности рабочих мест в офисах оттуда:
Как достичь
этих параметров и правильно подобрать количество и мощность светильников?
Конечно, для этого есть специальные сложные программы (DIAlux и др.), но если вы не профессиональный проектировщик, а рядовой пользователь, то расчет можно сделать несколько иначе и гораздо быстрее.
Этот метод очень грубый и может содержать погрешности, но для непрофессионального использования подойдет.
Возьмем известную
формулу расчета освещенности и умножим ее на поправочный коэффициент.
Этот коэффициент
означает количество света, непосредственно дошедшего до освещаемой поверхности.
Если у вас над рабочим местом будет не один мощный светильник направленного
действия, то вполне естественно, что часть лучей от источника света будет
распространяться по всем сторонам и не достигать зоны работы.
Поэтому усреднено примем его равным 0,5.
То есть, мы будем считать, что до нашей рабочей поверхности доходит примерно половина света.
Далее измеряем
площадь рабочей зоны. После этого находим из паспортных данных на упаковке или
из таблиц в интернете, значение светового потока выбранного светильника.
Подставив все
эти данные в формулу, мы и получим результат освещенности, которую будет давать
эта лампочка в данном конкретном месте. Вам по требованиям ГОСТ необходимо
обеспечить 200Лк.
Соответственно делите эти 200 люкс на результат, и узнаете сколько вам нужно таких светильников или лампочек.
Получается, для того чтобы расчитать освещенность, вам необходимо знать как минимум две величины:
световой поток от источника света
площадь освещения
Повторяю, что это очень грубый и примерный расчет, но лучше такой, чем совсем никакого.
Чтобы проверить
фактическую освещенность после установки светильников, применяют специальные
измерительные приборы — люксометры.
Если вы
достигли необходимой освещенности, это только половина дела. Не забывайте, что
без регулярной очистки светильников, стен и потолков, со временем она может
снизиться.
Количество чисток светильников в год для производственных помещений строго регламентируется.
То же самое
касается и естественного света проникающего сквозь окна. Без регулярного мытья
стекол освещенность падает в любом помещении.
При этом, выбирая цвет стен и потолков, желательно изначально останавливаться на светлых оттенках.
Не забывайте, что все поверхности помимо поглощения, еще и отражают свет. Вот рекомендуемые коэффициенты отражения для стен, потолков, пола и рабочей поверхности.
При материале
из темных пород или покраске в темные цвета, данные значения уменьшаются.
Также не
стоит делать контрастные и яркие переходы с одного цвета на другой. Такая радуга
не совсем будет сочетаться с концентрацией внимания на рабочем месте.
Есть конечно и исключения. Например, если у вас творческая работа, такой колорит конечно можно применить, но делать его следует в тех местах, которые не будут попадать в ваше поле зрения во время работы.
Omni
Omni – это круговой рассеянный источник света. В свитке General Parameters прежде всего нужно включить Light Type On (включает свет). Если рендер остается темным, рекомендую сильно увеличить значение Multiplier в разделе Intensity/Color/Attenuation. Цветной прямоугольник рядом позволяет выбрать цвет свечения.
Shadows On включает тени. Есть возможность менять тип теней. Самый простой и быстрый тип – Shadow Map. Самый качественный и долгий – Area Shadows. Под новые рендер системы могут добавляться новые типы (CoronaShadows, VRayShadows). Кнопкой Exclude можно исключить объекты из освещения.
Decay уменьшает интенсивность света в зависимости от расстояния. None отключает Decay, поэтому для его работы выберете Inverse или Inverse Square. Значение Start определяет расстояние затухания. Near и Far Attenuation создают ближнее и дальнее затухание света. Use включает эту функцию. Start и End позволяют установить расстояние затухания.
В разделе Advanced Effects функция Contrast усиливает контраст теней. Soften Diff. Edge смягчает края при пересечении нескольких источников света. Раздел Shadow Parameters позволяет регулировать настройки теней. Color определяет цвет тени. Но при низких значениях Dens цвет может не меняться. Dens отвечает за интенсивность тени.
Фильтр-гель
Этот вид, пожалуй, самый интересный из всех! Гелевый фильтр может помочь скорректировать баланс белого или пойти в обратном направлении, добавив сюрреалистичных ярких цветов. Когда дело доходит до гель-фильтров, можно найти сотни разных видов и расцветок.
Например, CTO (Color Temperature Orange) гель создан для балансирования ситуаций со смешанным освещением. Он может сделать свет вспышки теплее и превратить её в обычную лампочку. Есть более специфические гели, которые нейтрализуют оттенки люминесцентных ламп, а также те, что просто придают происходящему определенный оттенок. Последние наиболее креативные – вместо того, чтобы уравнивать свет, они делают его драматичным.
Гели отлично сочетаются с другими модификаторами. Например, можно использовать гель в сочетании с сеткой. Благодаря этому вы получите определенный цвет в нужном участке без лишних оттенков по всему кадру.
Модификаторы света определенно могут сделать фотографии интереснее и драматичнее. Не всеми из них легко пользоваться, но это может стать отличным способом узнать больше о портретной съемке, чтобы научиться полностью контролировать источники света. Модификаторы очень гибки в использовании и могут применяться как в студии, так и на улице, а это еще одна причина задуматься о том, чтобы ими овладеть.
Блики и яркость света
На столе не
используйте глянцевые или сверкающие материалы. При работе уберите из поля
зрения все блестящие объекты.
Бликуя, они
повышают утомляемость. Кроме того, сам стол должен быть из естественных,
натуральных материалов (дерево).
Мониторы компьютером
на рабочем месте размещайте так, чтобы на них не падал прямой свет из окна или
других источников. Дискомфорт даже от отраженного яркого света не проходит и
после окончания работы.
Это все
равно что нахвататься «зайчиков» от сварки. Не так конечно болезненно
для глаз, зато существенно снижает общий тонус и работоспособность всего
организма.
Чем старше вы по возрасту, тем этот эффект проявляется сильнее.
Из области рабочего места по максимуму устраняйте все источники яркого света. Если такой возможности нет, тогда поставьте специальные рассеиватели.
Хороший
эффект дает смешивание между собой прямого и отраженного света. Это делается
при помощи светильников с открытым верхом.
Освещение в школе и школьных классах по СанПиН в 2022 году
Длительность инсоляции помещений в школьных образовательных организациях аналогична величинам для дошкольных учреждений. Согласно п.168 СанПиН инсоляция может отсутствовать в классах, где преподают информатику, черчение, физику, рисование и химию.
Показатель равномерности освещенности для учебных классов по СанПиН в 2022 году составляет минимум 0,6.
Суммарный уровень освещенности для детей с поражениями зрения составляет:
- 1000 лк при высокой степени осложненной близорукости и дальнозоркости.
- 1000-1500 лк при поражении сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни).
- максимум 500 лк при светобоязни.
Параметры для искусственного света в различных помещениях образовательных учреждений следующие:
- освещенность – 150-400 лм.
- UGR – 21-25.
- Кп –10-20%.
Портретная тарелка
Этот вид модификатора света очень хорошо помогает фотографу подчеркнуть текстуру кожи модели и детали ее лица. Портретную тарелку лучше всего применять при съемке макияжа или моды.
Существует два вида портретных тарелок: с белой поверхностью и с серебряной. Первая дает более мягкий свет, вторая – более жесткий и контрастный. Эти аксессуары фотографа различаются так же и по размерам. Классическими, то есть стандартными, считаются портретные тарелки диаметром 40, 56 и 70 сантиметров.
Небольшого размера диск, который укреплен внутри портретной тарелки, отражает поток света обратно к ее внутренней поверхности, что позволяет сделать свет не прямым, направленным, а немного рассеянным. Плюс ко всему, при работе с портретной тарелкой на снимках в глазах портретируемого можно добиться красивого отражения.
Экспозиция
Экспозиция при работе со студийными вспышками устанавливается вручную. Поскольку освещение в студии не меняется от кадра к кадру без вашего на то согласия, ручная экспозиция не доставляет фотографу никаких неудобств. Подбор экспозиции производится эмпирически, путём проб и ошибок. Цифровой фотоаппарат, позволяющий мгновенно оценить результат, делает флешметр совершенно лишним прибором.
Я предлагаю вам использовать следующий алгоритм:
- Переведите камеру в ручной режим (M).
- Установите выдержку равную выдержке синхронизации вашей камеры (обычно 1/250 или 1/200) или длиннее, если вы хотите сделать внешнее освещение видимым на снимке. Выдержка не влияет на экспозицию вспышек, поскольку длительность импульса – величина постоянная.
- Отключите автовыбор чувствительности ISO и выберите минимальное значение ISO, предлагаемое вашей камерой.
- Переключите встроенную вспышку в ручной режим и установите мощность вспышки на минимум.
- Выберите приблизительное значение диафрагмы в соответствии с требуемой глубиной резкости. Для предметной съёмки я обычно начинаю с f/16, а для портретов с f/8.
- Мощность студийных вспышек установите на максимум или на половину от максимума.
- Сделайте пробный снимок и взгляните на гистограмму.
- Регулируйте экспозицию с помощью диафрагмы, а также изменяя мощность внешних вспышек, пока не останетесь довольны.
Как правило, я выставляю экспозиции с точностью до одной ступени, варьируя мощность вспышек, а затем посредством диафрагмы осуществляю тонкую настройку. С опытом вы научитесь попадать в правильную экспозицию если не с первого, то со второго кадра.