ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ
1) ТЕМА СЦЕНАРИЯ – проблема, которую ставит автор, либо предмет художественного явления автора. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: что? где? когда?
2) ИДЕЯ СЦЕНАРИЯ – основной вывод, следуемый из сценария. Формулировка идеи отражает определенные причинно-следственные связи, поэтому чаще всего привлекаются грамматические формы: благодаря тому что, несмотря на то что, только, если и т.д.
3) ЖАНР СЦЕНАРИЯ – эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.
4) КОНФЛИКТ – противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими лицами. Т.е. есть носители конфликта, а есть устранители, которые разрушают ситуацию.
ДЕЙСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ
1) СВЕРХЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – конечная цель, ради которой в зрительной аудитории доказывается идея. По сути, «сверхзадачей» является режиссёрский замысел – индивидуальное толкование главной идеи произведения, той цели, ради которой оно было написано, или собственная цель режиссёра, иногда отличная от авторской, в любом случае – та общая задача, ради которой произведение ставится на сцене.
2) СОБЫТИЙНЫЙ РЯД – линия действенных фактов (событий) от начала и до конца театрализованного представления.
Событие – то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни; подмножество исходов эксперимента. Событие – это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства
Если театрализованное представление бессюжетно расписывается эпизодное построение.
Эпизод (вставка) – отдельное небольшое событие, происшествие. Составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Эпизод всегда связан с основной темой произведения.
Эпизодное построение – как правило, в пределах эпизода находиться 1 событие. Всем событиям обычно дается действенное название. (Например: 1. Отсутствие возможности сделать, что-либо. 2. Решение начать поиск возможности сделать. 3. Реализация задуманного героями.)
ЭПИЗОД – смысловое продолжение другого.
3) СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ – действие, его мотивировка и развитие. В нее входят 3 элемента:
- Что делаю? (действие)
2. Зачем делаю? (цель действия)
3. Как делаю? (приспособления)
Действие и цель носят сознательный характер. Приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сценических задач определяется количеством основных событий. Если театрализованное представление бессюжетно событийный ряд и сценические задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. дается краткая характеристика каждого эпизода.
4) ГЛАВНЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ.
Графическое изображение расстановки актеров на сценической площадке по эпизодам или событиям во времени и в пространстве относительно декораций и партнеров. Займитесь изобразительным искусством с помощью цветных карандашей. И не забудьте внести в графический рисунок расстановку декораций.
Например:
1 из 2
Таких зарисовок может быть много. Для удобства использования их необходимо подписать: событие или эпизод, порядковый номер в событии или эпизоде. Можно добавить реплики или появление нового персонажа, после которых меняется мизансцена.
Руководители-организаторы
«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.
В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.
Художественный руководитель
Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:
- разработка годового бюджета (вместе с директором);
- кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
- ведение переговоров с партнерами и спонсорами.
В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.
Заведующий труппой
Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.
Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.
Заведующий литературной частью
Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:
- написание анонсов;
- сотрудничество с журналистами и критиками;
- решение вопросов рекламы.
На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.
Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской
Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:
- подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
- внедрять новые технологии;
- решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).
Заведующий костюмерной
Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:
- правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
- выполнять подгонку по размерам;
- помогать актеру быстро одеться.
Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.
Помощники зрителей
Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.
Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.
Кассир
Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.
Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.
Гардеробщик
Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.
Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.
Капельдинер
В обязанности капельдинера входит:
- проверка билетов;
- запуск посетителей в зал;
- комплектация программок и предложение их зрителям;
- помощь в поиске места в зале.
Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.
В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.
Как пройти на свое место в зале?
Первым в зрительный зал входит мужчина. Он указывает даме дорогу к месту (если этим не занимается театральный служащий). Вдоль ряда следует продвигаться лицом к сидящим людям, в случае необходимости извиниться тихим голосом, не привлекая излишнего внимания, и идти дальше.
В том случае, если проход между рядами является очень узким, тот, кто сидит, должен встать, чтобы пропустить проходящего. Первым идет мужчина, который, дойдя до места, должен остановиться и дождаться, пока сядет его дама, а затем сесть сам. Места необходимо занять до того, как прозвенит третий звонок. Если места расположены в середине ряда, то лучше проследовать на них заранее, чтобы лишний раз не беспокоить сидящих по бокам.
Если же места находятся по бокам, то стоит, наоборот, не спешить, чтобы не пришлось все время пропускать зрителей в середину ряда. Если вдруг оказалось, что ваши места кто-то занял, нужно предъявить сидящим на них людям свои билеты. А затем очень вежливо выразить просьбу об их освобождении. В случае когда куплены «двойные» билеты, нужно обратиться к служащим театра, в обязанности которых входит разрешение данной проблемы.
Как нарисовать оперный театр карандашом
Очень часто театр оперы и балета становится главной достопримечательностью, а иногда даже символом страны или города. Самый известный – австралийский оперный театр в Сиднее. Популярен не только своей деятельностью, но также и своим внешним обликом, который узнает каждый второй житель планеты. Театр состоит из секций, напоминающих по виду паруса или ракушки. Театр, от которого захватывает дух.
Чтобы нарисовать театр карандашом поэтапно, начинающим необходимо проделать следующие действия:
- Для начала внимательно прорисуем основание театра.
- Далее начинаем постепенно прорисовывать каждую секцию и крышу театра. Линии сначала делаем тонкими, чтобы иметь возможность подкорректировать неточности. Поэтому сначала лучше использовать карандаш с мягким грифелем.
- После того как основной каркас здания будет готов, прорисовываем контур еще раз, делая его более толстым и четким.
При прорисовке секторов важно ориентироваться на фото самого театра. Оперный театр в Сиднее — отличный старт для начинающего художника
Его форма и дизайн не только привлекает восторженную публику, но и позволяет художнику использовать весь полет фантазии
Оперный театр в Сиднее — отличный старт для начинающего художника. Его форма и дизайн не только привлекает восторженную публику, но и позволяет художнику использовать весь полет фантазии.
Мы постарались доступно рассказать, как нарисовать театр карандашом поэтапно для начинающих. А теперь берем карандаш и приступаем к своему первому шедевру.
Самоанализ занятия “Театральные этюды, как источник творческого воображения”
Состав группы 10 человек, возраст от 12-14 лет, 4-6 год обучения; способность группы средняя; оснащенность занятия: экран, средства обучения
Тема занятия: Театральные этюды, как источник творческого воображения».
Место занятия в календарно-методическом плане: второе занятие по теме:Театральные этюды
Сложность занятия для данной группы: средняя
Задачи.
Образовательная:
– дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
– познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;
Воспитательные цели занятия:
– сформировать навыки КТД;
– привить навыки взаимодействия с партнером;
– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом
Развивающие:
– развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
– сформировать способности к импровизации;
– развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
– развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;
– развивать физические возможности тела, через актёрский тренинг;
– развивать умения взаимодействовать с партнёром
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия: слайды, карточки для этюдов.
Задания для самостоятельной работы детей на занятии:
- исполнение эмоциональных упражнений
- исполнение этюдов;
Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.
Задачи:
1.Дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд, виды этюдов»;
На занятии было дано определение понятия «Этюд», раскрыто значение и важность таких упражнений. Для чего нужен этюдный метод в работе над собой
Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.
- Познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;
Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации воспитанники легко приняли эти условия и начали действовать в вымышленной ситуации.
Занятие имеет этапы, их последовательность, что обеспечивает целостность занятия.
Работа начинается с разминки: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и произношение, актёрский тренинг.
Главным этапом занятия является «Театральные этюды, как источник творческого воображения». На занятии выполнялись определённые этюды на заданную тему. Сначала простые доступные этюды, затем более сложные. В процессе работы проходили
обсуждения увиденного, были внесены поправки, давались рекомендации. При необходимости этюды повторялись. Лучшие работы отмечались. В процессе занятия воспитанники учились дисциплине, уважительному отношению друг к другу, терпению и трудолюбию. Считаю, что содержание занятия полностью соответствует целям занятия. Развивает творческие способности воспитанников, способствует развитию интереса к обучению.
Самым главным в ходе занятия был микроклимат в коллективе, взаимоотношения между педагогом и воспитанниками.
Я думаю, что цель занятия была достигнута. Дети с удовольствием выполняли упражнения, показали свои творческие способности, фантазию.
___________________________
Скачать материалы:
Каким должен быть внешний вид?
К походу в театр нужно готовиться заранее, чтобы подобрать правильную одежду, которая должна соответствовать обстановке. Ведь не зря театр называют храмом искусства. В современной действительности это сделать не так уж трудно, так как надевать женщинам вечернее платье, а мужчинам смокинг уже не требуется. Но тем не менее выглядеть более нарядными, чем обычно, все же нужно.
Мужчинам подойдет костюм спокойных тонов, светлая рубашка, красивый галстук. А женщинам – нарядное, но не кричащее платье, дополненное аксессуарами, но опять же не слишком громоздкими. Здесь лучше уж одеться более скромно, чем переусердствовать. Одним словом, как и всегда, целесообразно придерживаться золотой середины.
Соблюдать меру необходимо также и при пользовании духами. Это касается как женщин, так и мужчин. Излишнее увлечение парфюмом рассматривается как моветон. Тем более что при большом скоплении слишком «благоухающих» особ, где смешивается масса различных ароматов, у кого-то может закружиться голова или даже произойти аллергическая реакция.
Как правильно вести себя на месте?
После того как места в зале благополучно заняты, не стоит думать, что можно полностью расслабиться и не соблюдать правила театрального этикета. Вот памятка правил поведения в театре во время спектакля:
- Класть руки на оба подлокотника не нужно, так как это может помешать соседям. Даже если в зале душно, не рекомендуется обмахиваться программкой. Не нужно рассматривать находящихся в зале людей в театральный бинокль. А также во время просмотра нельзя есть и шуршать фольгой от шоколада.
- Не рекомендуется сидеть очень близко, склонив друг к другу головы, чтобы не мешать смотреть на сцену сидящим сзади.
- Не следует сидеть, закинув ногу на ногу, широко расставлять ноги, опираться на спинку стоящего впереди кресла, упираться ногами в него или же засыпать, опираясь на спинку своего стула (даже если вам скучно).
- Требуется соблюдать полную тишину, не забыв выключить заблаговременно телефон, не обсуждая актерскую игру и поведение окружающих. Если последние ведут себя нескромно, нужно очень тихо сделать им замечание, а если оно не помогло, обратиться к представителям театра за помощью.
- Дурным тоном считается выражать чрезмерное удовольствие от спектакля. Аплодисменты не должны быть слишком громкими и продолжительными во время просмотра, обычно это откладывается на конец представления. Так же, как и вручение актерам цветов. А тем более недопустимыми являются топот ног, крики и свист. В театре не принято кричать «бис», так как здесь, в отличие от концерта, повторение какой-либо сцены невозможно.
Эти основные 5 правил поведения в театре во время просмотра спектакля помогут вам проявить свою культуру и, что называется, не ударить лицом в грязь.
Суфлер
Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:
- Малом;
- Большом;
- Московском Художественном театре им. А. Чехова.
Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.
Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.
Кто еще работает в театре
Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.
Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
СЦЕНОГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1) ПЛАНИРОВКА ДЕКОРАЦИЙ – это чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды. Сценическая площадка рассматривается вся сверху.
2) ЭСКИЗ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНЫ.
Разрабатывается совместно с художником-оформителем, с учетом возможностей и видения режиссера постановщика театрализованного представления. При разработке учитывается эпоха, место действия.
3) ЭСКИЗ КОСТЮМОВ.
Разрабатывается совместно с художником по костюмам. Прилагается к постановочному плану в виде эскизов по каждому конкретному персонажу или группе персонажей.
4) ЭСКИЗ АФИШИ, ПРОГРАММЫ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА.
Кукольный театр. Как нарисовать театр карандашом поэтапно для начинающих
Исторически кукольные театры проходили в разных городах в балагане во время народных празднований и гуляний. Цель театра — развлекать, смешить публику, распевать веселые куплеты. Состоял он из ширмы и рамы, главный персонаж открывал представление, ему помогал шарманщик.
Самые популярные кукольные герои различались у разных народов. В России – Петрушка, Серый Волк, Колобок, Курочка Ряба. Из более современных — Буратино, Мальвина. В Англии – Панч, в Германии – Касперле, во Франции – Полишинель (единственный из кукол, кто был в маске).
Как нарисовать кукольный театр?
Начинаем рисовать с шатра театра. Для этого рисуем прямоугольник и делим его на четыре части. Далее прорисовываем занавес по бокам. Сверху также рисуем занавеси. Внизу прочерчиваем дощатый пол (сцена). Прорисовываем складки на занавесях. Для этого рисуем пять вертикальных линий с обеих сторон. Поставьте точку в середине сверху прямоугольника и от нее протяните две выгнутые линии, похожие на букву л. Над ними нарисуйте еще несколько (складки ткани)
Важно соблюдать симметричность. Далее рисуем две театральные маски наверху занавеса: сначала делаем контуры лиц, затем дополняем чертами лица (веселое и грустное)
Внизу рисуем низ рамы. Рисуем кукол, которые выглядывают из-за рамы.
Можно нарисовать Петрушку на пальце, как одного из главных персонажей кукольного театра.