Диафрагма и выдержка фотоаппарата
Диафрагма (или апертура) – это отверстие в объективе фотоаппарата, величина которого регулируется перегородкой. Перегородка может быть открыта больше или меньше, что влияет на особенности получаемой фотографии: не только степень освещенности, но ее глубина. Снимаемые объекты могут быть все в фокусе, включая фон, а могут быть только частично, при этом четким будет один предмет или его элементы, а все, что находится позади, получится относительно размытым. Такой эффект наиболее подходит для того, чтобы сделать выразительную фотографию цветов, животных, портрета человека. Диафрагма может иметь значения от 1 до 32, в зависимости от совершенства техники, и обозначается в виде f/k, где k – ее коэффициенты.
Как тренировать выдержку
Если Вы решили узнать, как воспитать в себе выдржку, готовьтесь к трудному, но достижимому пути.
Перед тренировкой, необходимо подготовить Вашу психику к переменам. Существуют программы самовнушения, направленные на выдержку и самообладание – аффирмации.
- Мои мысли, мои эмоции и моё поведение находятся под моим контролем.
- Я сохраняю спокойствия в стрессовых ситуациях.
- Я умею различать неуместные эмоции и контролировать их.
- Я тренирую в себе спокойствие и самообладание.
Проговаривайте аффирмации обязательно вслух, дважды в сутки: утром и перед сном. Делайте не менее 20 повторений, тогда мысли надолго закрепятся в Вашем подсознании.
Наиболее эффективные практики тренировки самообладания, которые существуют на данный момент:
- игнорирование раздражителей;
- оттягивание реакции на раздражитель;
- умение переключаться;
- эффективное снятие стресса;
Как научиться спокойствию и самообладанию, игнорируя раздражители?
Рассмотрим на примере отличной мужской выдержки: Вы устали после тяжелого рабочего дня. Болят ноги и спина. Вы заходите в вагон метро, садитесь на свободное место. На следующей станции заходит здоровая, молодая девушка. Становится прямо над Вами и начинает причитать: «какие мужики пошли, не уступят место даме, никаких манер» и т. п. Что сделает мужчина с высоким уровнем самообладания? Проигнорирует раздражитель и невозмутимо продолжит сидеть, имея на это полное право. P. S. Выдержка в девушке не менее важна.
Мужчина из примера выше расставил приоритеты: игнорируя страх быть осужденным, он поставил свой личный комфорт с одной стороны, и мнимое осуждение незнакомки с другой. Он выбрал личный комфорт и остался доволен. Чтоб добиться такого эффекта, правильно расставляйте приоритеты.
Психологи советуют такой прием: когда Вам кто-то пишет, когда Вы заняты (друзья или близкий человек), проигнорируйте это. В данный момент Вы заняты. Если Вы ответите, Вы отвлечетесь и тяжелее будет вернуться к работе. Проигнорируйте сообщение. Постепенно это войдет в привычку.
Что бы сохранять выдержку в ожидании нужных результатов, умейте переключать внимание и снимать стресс. Переключение внимания – хороший способ контроля над эмоциями
Переключение внимания – хороший способ контроля над эмоциями.
Излишнее внимание к стрессовой ситуации только ухудшает Ваше эмоциональное состояние. Для переключения внимания используйте игнорирование, описанное выше
Есть психологический методы, позволяющие справиться с негативом:
- как только начинаете нагнетать обстановку – подумайте совершенно о другом (нейтральном или хорошем);
- думайте о Ваших нынешних задачах и целях, оставайтесь в реальности;
- подумайте о своих мыслях, ощущениях на данный момент, осознайте то, чем Вы занимаетесь;
Не хочу идти в фотоателье. Можно ли сделать фото дома или у профессионального фотографа?
Регламент этого не запрещает.
Профессиональный фотограф может сделать съёмку более комфортной и использовать качественную технику и освещение, которые есть не в каждом фотоателье
Если вы выбираете этот вариант, обсудите, ознакомлен ли специалист со всеми необходимыми требованиями к фото на паспорт. Важно, чтобы у фото были нужные пропорции, а тело располагалось в кадре так, как указано в правилах
Обязательно учитывайте, что фон должен быть идеально белым без полос, пятен и теней. На лице недопустимы тени и блики, поэтому понадобится большое количество белого света. Одной кольцевой лампы для съёмки может оказаться недостаточно.
Если вы решили сделать фото сами, его можно снять и на телефон, поставив съёмку на таймер. Только не используйте фронтальную камеру: она может исказить пропорции лица.
Распечатать такое фото можно в салоне печати или дома. Во втором случае придётся немного заморочиться. Чтобы проверить, все ли параметры соблюдены, лучше воспользоваться специальным сервисом, где можно сверить кадр с миллиметровой разметкой, например, «Профи» или Offnote. Печатать нужно на фотобумаге.
Преимущества стабилизатора изображения
Сегодня стабилизаторы изображения помогают предотвратить движение при съемке изображений. Некоторые производители камер, такие как Sony или Olympus, интегрировали этот удобный инструмент непосредственно в камеру. В противном случае следует использовать стабилизацию изображения на основе объектива. Tamron оснащает свои объективы механизмом компенсации вибрации. Это обеспечивает превосходные характеристики: объектив позволяет принимать и компенсировать до 400 колебаний в секунду.
Стабилизатор изображения позволяет получать неподвижные результаты даже при длинных выдержках. Стабилизатор изображения можно использовать только для собственных движений. Если вы хотите сфотографировать футболиста или птицу в полете, нужно использовать короткую выдержку.
Топографическая съёмка 1:500
Топографическая съёмка земельного участка в масштабе один к пятистам — это одна из самых востребованных и распространённых работ, выполняемых геодезистами.
Её цель заключается в том, чтобы как можно более точно отобразить местность, которая исследуется по заданию заказчика. Топосъёмка проводится в три этапа:
- Сначала работа проводится в полевых условиях, когда непосредственно проводятся измерения.
- Затем результаты, полученные в поле, обрабатываются специалистами камерально или, другими словами, в лабораторных условиях.
- В итоге, обработав и проанализировав полученные данные, геодезисты делают с помощью компьютерной программы цифровую модель земельного участка или на бумажном носителе.
Геоподоснова обладает тремя важными характеристиками: масштабом, который подробно был рассмотрен выше, системой координат, высотой сечения.
Высота сечения рельефа
Этим понятием определяется различие высот двух соседствующих друг с другом горизонталей на топографической съёмке. Как правило, высота сечения в пятьдесят сантиметров применяется для топографических карт 1:500. Она вычисляется по следующей математической формуле:
h = d x tg a, где d это расстояние между исследуемыми горизонталями, tg a это тангенс угла, на которой наклонена местность, h высота сечения.
На топографической съёмке вы, возможно, замечали круглые параллельные плоскости, на которые подразделяется карта. Чем больше таких плоскостей вы обнаружите на карте, тем меньше, соответственно, будет высота сечения рельефа, а значит, рельеф будет изображён на этой карте очень подробно.
Система координат
Координаты определяются при помощи тахеометра геодезического прибора, предназначенного для измерения расстояний, углов и высоты объектов, находящихся на интересующем заказчика земельном участке. В дальнейшем полученные результаты измерений обрабатываются специальными геодезическими программами, и на выходе получается чертёж земельного участка с понятными условными знаками и ясной легендой.
Чтобы топографическую съёмку и разработанный на её основе план участка было легко понять другим специалистам, необходимо сделать их на базе принятых стандартов и систем координат, на основе которых осуществляется единообразный кадастровый учёт. С этой целью используют спутниковые приёмники, позволяющие очень точно определить координаты интересующей местности, а затем, исходя из полученных данных, геодезисты получают возможность создать карту с верно выполненными измерениями.
Расстояние между крестами на топосъемке
Сначала разберемся, что это за условный знак. Это координатная сетка, места пересечения точных значений координат. Они могут быть географическими и прямоугольными. Географические координаты — это широта и долгота, прямоугольные — это расстояния от условного начала координат в метрах. Например, прямоугольные координаты используется в государственном кадастровом учете, а географические используются на больших территориях (можно увидеть в GPS навигаторах).
Кресты на топосъемке по правилам расположены на расстоянии 10 см друг от друга и образуют правильные квадраты. Расстояние между крестами в масштабе 1:500 составляет 50 метров. Можно проверить масштаб карты от исходного плана в случае копирования или ксерокопии. Расстояние между соседними крестами всегда должно быть 10 см. В случае значительного отклонения от нормы такую карту нельзя использовать.
Если разница в расстоянии между крестами больше двух, то такую карту распечатали, скорее всего, для задач, не требующих соблюдения исходного масштаба. Например, если в масштабе 1 к 500 расстояние между крестами составляет 5 см, то действительный масштаб карты уже 1:1000, но все условные знаки будут искажены.
Зная масштаб топосъемки, можно определить расстояние в метрах между крестами. Для масштаба 1:500 расстояние между крестами составляет 50 метров, 1:1000 — 100м, 1:2000 — 200 метров и т.д. Рассчитать расстояние между крестами на топографической карте любого масштаба просто. Нужно всего лишь поделить знаменатель масштаба на 10.
Вычислить масштаб топосъемки по крестам можно в том случае, если указаны прямоугольные координаты соседних крестов. Для вычисления необходимо разницу координат по одной из осей соседних крестов умножить на 10.
Определение
Самообладание — способность сохранять внутренний контроль при любой ситуации в силу присутствия определенных качеств. К ним относят смелость, решительность, присутствие силы воли.
Чтобы контролировать бурлящие внутри эмоции и не выпускать их наружу, необходимо иметь большое количество дополнительной энергии. Одни люди справляются с эмоциональным взрывом при помощи одной дыхательной техники, другим для сохранения спокойствия требуется длительная практика.
Самообладание полезно в следующих ситуациях:
Смена работы или сферы деятельности. Перемены пугают людей. В первые дни на новом месте человек испытывает сильный стресс. Он связан с рядом сомнений на тему вливания в незнакомый коллектив или способностью справиться с поставленными задачами.
Потеря близких людей. В данной ситуации речь идет о серьезной психологической травме. Заживают такие душевные раны долго и мучительно
В такие моменты важно иметь рядом плечо, на которое можно опереться в трудные минуты.
Сессии. Сдача экзаменов для студентов — период повышенных переживаний
У большинства экзаменуемых эмоциональные встряски негативно отображаются на общем состоянии организма — возникает головная боль, потливость ладоней, потеря аппетита. Из этого состояние существует единственный выход — взять себя в руки и усилием воли перебороть страх перед грядущим испытанием ради его успешного исхода.
Обида. Резкие замечания или негативная оценка каких-либо действий приводят к разочарованию в себе и полной потере уверенности в себе, особенно если были высказаны близким человеком.
Самообладание — важная черта характера. Тот, кто развил ее в себе, на всю жизнь остается счастливым человеком.
Навык применения самоконтроля в конфликтных ситуациях поможет избежать неприятных последствий.
Правило «золотого сечения»
При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:
Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.
В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.
Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.
А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.
При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.
Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.
Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.
Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.
Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.
Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!
Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.
Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.
Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже
Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:
Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.
Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать
Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе
Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней. Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства
Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности
Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.
Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.
Какой экспозамер когда использовать и каким он бывает
Современные цифровые фотоаппараты используют четыре способа промера экспозиции:
- Матричный замер
- Центрально-взвешенный замер
- Частичный замер
- Точечный замер
Не пугайтесь страшных названий. Суть проста, как два рубля одной монеткой.
Разница между ними заключается только в площади кадра, что используется для расчета экспозиции. Это определяет время и место использования какого-либо замера.
Матричный замер
Он использует всю площадь кадра при расчете усредненного значения экспозиции. Это позволяет использовать этот вид замера при оценке равномерно освещенных сцен, вроде пейзажей.
Если вы не знаете, какой замер использовать, используйте матричный замер. Иногда его называют оценочным.
Центрально-взвешенный замер
Он подобен матричному замеру с поправкой на то, что высчитывая усредненное значение экспозиции, фотоаппарат отдает больший вес освещению в центре кадра.
Использование этого замера позволит точнее проэкспонировать объекты в центре кадра. Например, портрет на фоне пейзажа.
Частичный замер
Он отдает предпочтение 9-12% процентам площади в центре кадра, слабо учитывая освещенность по краям кадра.
Этот экспозамер эффективен, когда края кадра темнее или светлее объекта в центре кадра.
К примеру. Этот вид замера можно использовать, когда вы фотографируете кого-либо в тени дерева.
Точечный замер
Он учитывает освещенность 3-4% площади кадра. Огромное преимущество этого экспозамера заключается в том, что он связан с точкой фокусировки.
Фотоаппарат при включенном точечном экспозамере рассчитает экспозицию по показаниям освещенности в том месте, на которое указывает точка фокусировки.
Этот вид замера используется в портретной фотографии, поскольку позволяет идеально проэкспонировать лицо. Также он незаменим при съемке сюжетов с «пятнистым» освещением.
Шкала выдержек
В затворах современных фотоаппаратов используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
Различные выдержки дают различный эффект при фотографировании движущейся воды (примерная выдержка указана внизу снимков) Фотография, сделанная с длительной выдержкой
- 32000 (1/32000 с) — некоторые камеры Fujifilm в режиме электронного затвора
- 16000 (1/16000 c) — достигается только на некоторых цифровых камерах (например, Nikon D1, D1H, D1X, Canon EOS-1D, камеры серии Nikon 1)
- 8000 (1/8000 c) — типичная кратчайшая выдержка для современных профессиональных цифровых зеркальных камер
- 4000 (1/4000 c) — типичная кратчайшая выдержка для современных любительских цифровых зеркальных камер
- 2000 (1/2000 c)
- 1000 (1/1000 c)
- 500 (1/500 с)
- 250 (1/250 с)
- 125 (1/125 с)
- 60 (1/60 с)
- 30 (1/30 с)
- 15 (1/15 с)
- 8 (1/8 с)
- 4 (1/4 с)
- 2 (1/2 с)
- 1 с
- 2 с
Такое построение шкалы пришло на смену более раннему, в котором применялись дроби, кратные 100. Например, 1/25, 1/50, 1/100 — такую шкалу в СССР имели все фотоаппараты до введения нового ГОСТ в 1959 году. В других странах переход к такой нумерации произошёл примерно тогда же. Можно встретить камеры одной модели разных годов выпуска, шкалы которых откалиброваны в разных системах. Независимо от используемых чисел, шкала выдержек строится по логарифмическому принципу, когда каждое значение отличается от соседнего в 2 раза. Современные фотоаппараты с электронной отработкой выдержек имеют на электронной «шкале» дробные значения, обозначающие промежуточные выдержки между стандартными. Например, между 1/30 и 1/60 могут быть 1/40 и 1/50, соответствующие изменению экспозиции на 1/3 ступени. Кроме того, на шкалах выдержек встречаются такие значения:
- B — «Bulb». Ручная выдержка — затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора;
- Д — «длительная» выдержка — существовала на шкалах выдержек некоторых фотоаппаратов до конца 50-х годов, обозначая открытие и закрытие затвора отдельными нажатиями спусковой кнопки. В фотоаппаратах иностранных производителей этот режим обозначается буквойT (англ. Time).
Творческое использование различной скорости затвора
Креативное размытие
Для создания креативного размытия вам понадобится несколько предметов. Вам нужен дистанционный пульт управления камерой и штатив, чтобы держать камеру в устойчивом положении. Затем вы можете поиграть с настройками скорости затвора.
Благодаря этому, можно создать интересные снимки, в которых размытие является основной достопримечательностью. Для вдохновения, попробуйте заснять карусель на ярмарке.
Творческое размытие со вспышкой
Добавление вспышки к фотографии с размытостью остановит движение в кадре.
Затем вы можете перемещать камеру, чтобы захватить свет и размытие для художественного эффекта. Это создаст эффект ореола.
Панорамирование
Панорамирование — это то, где вы перемещаете камеру, чтобы дополнить движущийся объект. В результате получается изображение с размытым фоном, но объектом в фокусе.
Этот снимок был сделан с тротуара, с панорамированием камеры с низкой скоростью затвора. Чувство движения очевидно из-за этой техники.
Светопись
Для рисования светом все, что вам нужно, это длинная выдержка и источник света. Фотография ниже была сделана на 30-секундной выдержке, которая является настройкой медленной скорости затвора.
Во время экспозиции я включил вспышки света на пляжные хижины.
Это заполняет свет именно там, где вы хотите, и отлично подходит для съемки ночью.
Световое граффити
Длинная экспозиция в сочетании с движущимся постоянным источником света позволяет добавлять граффити к изображению.
Длительные выдержки в условиях слабого освещения
Поскольку эта фотография была сделана ночью, я использовал фотографию с низкой выдержкой, чтобы получить равномерную экспозицию.
Фотосъемка с большой выдержкой возможна только с помощью штатива или какого-либо плоского предмета для установки камеры.
Следующая фотография потребовала большой выдержки, но по другой причине. Мне пришлось ждать, когда проезжающая машина войдет в кадр.
Мне потребовалось примерно полчаса постоянной корректировки настроек моей камеры. К медленной скорости затвора, положению камеры и точке, в которой я сделал фотографию.
В конце концов я достиг своего окончательного образа.
Неправильная настройка и креативное фото
Впрочем, неправильная выдержка и эффект размытия не всегда портят фото. Иногда размытость помогает создать эффект движения и отснять интересный кадр. К примеру, при съемке гонок, если выставлена высокая скорость затвора, машина «схвачена» в движении. При этом кажется, что фотограф заснял ее стоящей на месте. Размытость движущегося объекта может исправить эффект неподвижности.
Интересный результат изменения настроек диафрагмы
Низкую скорость затвора можно применить для создании эффекта резкого объекта на размытом фоне. Скорость затвора в этом случае намного медленнее, чем при обычной съемке, около 1/3 или 1/6. Такой метод называется панорамированием. Это сложная для освоения методика, которая требует расширенных знаний того, как работает выдержка. Однако с ее помощью вы сможете создавать действительно интересные и креативные кадры.
При определённых настройках можно получить резкий объект на размытом фоне
Теперь, когда вы разобрались, что такое выдержка в камере, остается главное: практика. Это лучший способ закрепить теоретические знания и подняться с уровня новичка до профессионала. Постоянно улучшайте навыки, экспериментируйте и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, идеальный результат можно получить, нужно лишь совместить знания основ фотографии, правильно подобранную аппаратуру и софт для постобработки фото.
Обсуждение интересных фотографий
Посмотрим теперь на наиболее интересные фотографии и выясним, почему они получили такую высокую оценку. На снимке слева под названием «Послеполуденный разговор» фотограф создал простую хорошо сбалансированную композицию кадра. Кроме того, он правильно использовал диагональные линии кадра. Можно изогнуть или даже разорвать их, но фотография от этого не станет смотреться хуже.
Так же, как и эта фотография. Ее автор намеренно проигнорировал некоторые основные принципы композиции и поместил объект в центр кадра. Суровое выражение лица и простой черный фон сделали свое дело.
Вот вам другой пример хорошей фотографии. Почему ее следует отнести к удачным? По тому зрительному впечатлению, которое она производит. А зрительное ощущение играет такую же важную роль, как и основные принципы композиции. Эта фотография- отличная иллюстрация режима макросъемки или съемки с близкого расстояния. Здесь правильно использована простота композиции в сочетании с размещенной по центру линией раздела вода-воздух, создающей необычный зрительный эффект.
Еще один пример снимка, сильно воздействующего на зрителя. Это именно то, что вызывает интерес зрителя. Не будьте консервативны, ловите мгновение даже в ущерб основным принципам фотографии. Дополнительные коррективы можно внести после того, как сделали снимок. Например, при обработке можно откадрировать снимок или увеличить какой-либо фрагмент фотографии(на снимке слева новые границы кадра обозначены желтой рамкой).
Данный снимок скадрирован на квадрат. Это действительно то, что вы хотели? Чтобы в этом убедиться, закройте руками часть кадра таким образом, чтобы изменить его пропорции и сделать его, например, вертикальным. Вы, наверное, не раз наблюдали, как это делают профессиональные фотографы или художники. Теперь проверьте горизонтальный формат. Это хороший способ рассматривать фотографии, улучшать их качество и развивать фотографический глазомер и вкус.
Вот простое правило кадрирования. Включайте в кадр лишь наиболее интересные и важные детали объекта съемки. Портрет слева, например, можно кадрировать как в вертикальном, так и горизонтальном формате.
Многие предпочитают кадрировать одиночные портреты людей в вертикальном формате. В таком формате снимки смотрятся, как правило, лучше. В конечном счете выбор остается за вами.