Создание эффекта виньетка

Возможно, вы захотите знать

Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены виньетированию широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых рабочий отрезок — короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.

Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна — это всегда путь компромиссов.

Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.

Снимок с виньетированием

Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.

АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h

Кручение фона — это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.

Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.

Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.

Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.

Lightroom

Чтобы создать виньетку в Lightroom, вам необходимо перейти во вкладку «Эффекты» и найти раздел «Виньетка». Далее вы видите пять ползунков, отвечающих за параметры виньетирования. Первый отвечает за силу применения эффекта, то есть работает так же, как и аналогичный ползунок в «Фотошопе». Второй отвечает за значение средней точки. Чтобы вы смогли увидеть этот эффект наиболее заметно, можете зажать кнопку Alt.

Перетаскивая ползунок влево или вправо, вы будете видеть значения этого параметра для стопроцентного показателя «Эффект». Это необходимо тогда, когда вы выставляете эффект виньетки на низкие значения. В этом случае какие-либо изменения не так сильно заметны. Третий ползунок отвечает за форму виньетки. То есть он может ее сделать как более округлой, так и более вытянутой формы. Четвертый отвечает за растушевку краев рамки, чтобы не так сильно было заметно применение данного эффекта.

По каким причинам двоится в одном глазу

К офтальмологам часто обращаются пациенты с жалобами на нечеткость зрения левого или правого глаза — монокулярную диплопию, которая может быть вызвана следующими патологиями:

  • Вывих хрусталика. Один из важнейших элементов зрительного аппарата покидает нормальное положение;
  • Недостаточность влаги в роговице. Такое случается, если в помещении сухой воздух или при длительной работе за компьютером;
  • Астигматизм. Одна из самых распространенных патологий глаз. Для астигматизма характерно нарушение формы зрительного органа, хрусталика или роговицы. Бифуркация наиболее выражена при чтении при напряжении глаз;
  • Катаракта. Второе название аномалии – помутнение хрусталика, обычно возникающее у людей после сорока лет;
  • Инфекционные заболевания роговицы.

Некоторые проблемы, например, сухость глаз, легко снимаются специальными каплями, тогда как инфекционные заболевания требуют длительного и комплексного лечения.

Хроматические аберрации

Хроматическими аберрациями называется явление, вызываемое разложением луча света на составляющие при его проходе сквозь линзы объектива. Лучи разной длины волны (с разным цветом) преломляются по-разному и в итоге получается радуга. Бла-бла-бла, заумные слова — если быть проще, то аберрации понижают четкость фотографии и приводят к появлению цветных контуров по краям объектов (тем более когда объекты обладают выраженным контрастом).

Если вы видите в тексте про фотографии аббревиатуру «ХА», то, скорее всего это и есть Хроматическая Аберрация. Фото дефекты этого типа очень распространены, если снимать дешевыми объективами. По этой причине приходится несколько дольше работать в фотошопе.

От чего зависит появление виньетирования?

Эффект виньетирования наблюдается в следующих случаях:

• Он может достигаться целенаправленно при использовании инструментов постпроцессинга. При этом результат виньетировния выбирается самим фотографом. Таким образом, достигается некоторая степень художественности фотографии. Прием часто используется в портретной съемке. Виньетирование также может применяться для придания фотографии оттенка старины.

• Виньетирование может быть природным, зависящим от угла падения света на объектив и сенсор изображения. В отличие от широкоугольных объективов, зум-объективы, превышающие определенное фокусное расстояние, менее склонны к появлению природного виньетирования.

• Третий случай виньетирования происходит из-за физического препятствия между лучами света, проникающими в фотоаппарат и пучками света, попадающими на сенсор изображения случайно. Из этого несложно сделать вывод, что при небольшом значении диафрагмы, механическое виньетирование увеличивается. При увеличении значения диафрагмы нежелательный эффект виньетирования снижается или исчезает совсем.

• Фактические размеры современных объективов – еще одна причина появления виньетирования. В дорогих объективах очень часто имеется около 20 отдельных элементов и более. Пока свет проникает через них, теряется часть его интенсивности, так как у задних элементов от входящего света имеется защита в виде линз, которые находятся перед ними.

На фотографии недостаточно света

В силу недостатка опыта начинающие фотографы еще не умеют управляться с освещением, вследствие чего может возникать такая проблема, как недоэкспонированные или переэкспонированные фотографии.

Недоэкспонированные или недодержанные снимки означают, что фотография получила недостаточно света и, в результате, оказалась слишком темной. К счастью, эту проблему легко исправить с помощью функции коррекции экспозиции.

В цифровом фотоаппарате или в приложении камеры смартфона найдите кнопку экспокоррекции « +/-». В некоторых камерах имеется физическое колесико для коррекции экспозиции. Если фотография получилась слишком темной или светлой, покрутите управляющее колесико в сторону «+» или «-».

У ваших фотографий проблемы с освещением, потому что…

1. Вы не снимаете фотографии при идеальном освещении

Яркое, полуденное солнце, как правило, не лучший спутник самых запоминающихся кадров. Вставайте раньше и ложитесь позже, чтобы иметь возможность сделать снимки в «волшебном» утреннем или вечернем свете.

2. Вы не думаете о тенях

Когда вы снимаете чей-нибудь портрет, качество освещения является жизненно важным. В солнечный день резкие тени, образующиеся из-за прямых солнечных лучей, могут придать фотографии весьма неэстетичный вид. Чтобы избежать этого, попросите вашу модель встать в тень.

3. Ваши модели прищуриваются

Попробуйте снять портрет модели, обращённой лицом к солнцу и на фотографии, скорее всего, вы увидите человека, который щурится от света, бьющего ему в глаза. В большинстве случаев, вы, вряд ли, будете довольны таким портретом. Так что гораздо лучше будет повернуть модель спиной к солнцу и использовать рефлектор или заполняющую вспышку для равномерного освещения лица.

4. Вы не снимаете в пасмурные дни

Светлый, но пасмурный день идеально подходит для съёмки крупных планов и портретов, а рассеянное облаками, мягкое освещение позволит вам запечатлеть множество деталей.

5. Вы не контролируете контраст

Динамический диапазон матрицы вашей камеры определяет насколько много деталей может быть захвачено при конкретном значении выдержки. При этом, если контраст снимаемой сцены слишком высок и выходит за пределы динамического диапазона матрицы, то часть деталей будет потеряна. Этой проблеме наиболее подвержены пейзажные фотографии. Скорее всего, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда передний план снимка проэкспонирован правильно, а небо – переэкспонировано, или же, наоборот, — правильно проэкспонированное небо с недоэкспонированным передним планом. По этой причине фотографы-пейзажисты используют градиентные нейтрально-серые фильтры для того, чтобы привести контрастность переднего плана и неба в пределы динамического диапазона камеры.

6. Вы полагаетесь на автоматический баланс белого (ББ)

Цвет освещения, падающего на снимаемую вами сцену, может удачно подчеркнуть настроение фотографии, но если вы выбрали режим автоматического ББ, то камера будет пытаться нейтрализовать его. Наиболее ярко пагубное влияние автоматического ББ проявляется при съёмках заката. Чтобы избежать этого, используйте предустановленные параметры ББ, доступные в вашей камере: дневной свет, тень, облачно и т.д.

7. Вы снимаете с использованием нескольких источников света

Если ваша сцена освещается несколькими неоднородными источниками света, их цвета могут смешиваться и порождать различные нежелательные артефакты освещения.

8. Вы используете встроенную вспышку

Световой импульс встроенной вспышки вашей камеры хорош в качестве заполняющего света при съёмках в тени, но не более того. В большинстве случаев, это жёсткий, направленный свет, дающий резкие тени, и способный спровоцировать эффект красных глаз. Особенно ярко нежелательные эффекты использования встроенной вспышки проявляются при съёмке с вертикальным расположением камеры. Использование внешней вспышки с установленным диффузором, значительно улучшит ваши фотографии.

В Случае же, если у вас нет внешней вспышки, попробуйте улучшить качество фотографий, снимаемых со встроенной вспышкой, при помощи наших советов из этой статьи.

9. По направлению к краям фото освещение уменьшается

Если края ваших фотографий темнее, чем центральная часть, воспользуйтесь функцией коррекции периферийной освещенности (эта функция доступна в некоторых моделях камер и, практически, во всех графических редакторах для обработки фотографий), чтобы исправить ситуацию.

10. Вы не пользуетесь блендой

Если в солнечный день вы не используете защиту для переднего оптического элемента объектива, то весьма вероятен риск образования на фото бликов, снижающих качество изображения. Чтобы избежать паразитарных бликов и засветов, используйте бленду, либо отбросьте тень на передний элемент при помощи ваших рук.

11. Ваши ночные фотографии слишком тёмные

По иронии судьбы, ночные фотографии с чернильно-чёрным небом выглядят не слишком впечатляющими. Попробуйте снимать, когда в небе присутствуют остаточные цвета (например, после заката) или же, когда небо подсвечено искусственным светом (например, от освещения городских улиц и т.д.). Причём в последнем случае, снимать лучше на достаточном удалении от города.

Как избавиться от виньетирования?

Использовать виньетирование или избавиться от него – личный выбор фотографа. Главное здесь – не переусердствовать, чтобы не выглядеть дилетантом. Нежелательное виньетирование частично или полностью убирается путем редактирования фотографий программными продуктами (к примеру, Photoshop), а также автоматически. Камеры Canon, например, оснащены функцией коррекции периферийного освещения. Виньетирование, образующееся из-за применения объективов для кропнутых камер или фильтра, на полноформатных камерах убрать нельзя. Снизить эффект виньетирования или избавиться от него полностью можно, уменьшив относительное отверстие диафрагмы в оптической системе.

Способ 4

Создайте новый слой (Ctrl + Shift + N) и залейте (Alt + Delete) его черным цветом. Установите значение Заливка (Fill) на 0%.
Теперь дважды кликните левой кнопкой мыши по слою, чтобы открыть окно Стиль слоя (Layer Style).
Примените стиль Внутреннее свечение (Inner Glow) с такими настройками:

— режим наложения: Нормальный (Normal)

— Непрозрачность (Opacity): 50%

— Шум (Noise): 0%

— цвет (Color): черный

— Метод (Тechnique): Мягче (Softer)

— Источник (Source): Края (Edge)

— Стягивание (Choke): 0 %

— Размер (Size): 250 пикселей

— Контур (Contour): Линейный (Linear)

— поставьте галочку в окошке Сглаживание (Anti-aliased)

— Диапазон (Range): 75%

— Колебание (Jitter) : 0%

Этот способ ограничен размерами вашего изображения, но все же его можно редактировать после создания.

Способ 7

Нажмите Ctrl + Т, чтобы перейти в режим Трансформирования (Free Transform mode), теперь зажмите клавиши Alt + Shift и немного растяните эллипс так, чтобы его края немного выступали за границы холста. Нажмите Ввод, чтобы применить трансформацию.

При активном Инструменте Эллипс — Ellipse Tool (U) откройте панель Свойств (Properties) и установите Растушевку (Feather) где-то 100 пикселей. Затем уменьшите Непрозрачность (Opacity) до 50% на панели Слои (Layers).
Этот метод немного более сложен и занимает больше времени, но он и более гибкий. Вы можете изменить цвет, интенсивность, мягкость, размер, форму и расположение вашей виньетки в любое время.
Вы также можете создавать виньетки, используя другие векторные фигуры.

Кроп фактор и фокусное расстояние

Как писалось выше, меньшая матрица зафиксирует и меньшее изображение. Будет впечатление, что изменился угол обзора объектива. А это важная характеристика любого объектива.

Так вот получая меньшее изображение из-за уменьшенной матрицы (влияние кроп фактора), получаем уменьшение угла обзора. А в объективе взаимосвязаны между собой угол обзора и фокусное расстояние (ФР).

Вот и получается, что вместе с углом обзора мы изменили и фокусное расстояние. Но фокусное расстояние это характеристика объектива, а с ним никаких действий и не производили. Поэтому для согласования измененного угла обзора и неизменённого ФР ввели понятие эквивалентного фокусного расстояния. Оно получается умножением реального фокусного расстояния объектива на кроп-фактор фотокамеры и обозначается Fэкв (ЭФР).

Эквивалентное фокусное расстояние показывает, какой объектив нужен камере с полнокадровой матрицей (24х36 мм), что бы снимок был с теми же границами (углом обзора), какой получился на кропнутой камере с данным объективом.Например, если взять три фотоаппарата:

  1. Полнокадровая матрица 24х36 мм (crop 1), объектив ФР 50 мм
  2. Матрица APS-C 15х23 мм (crop 1,6), объектив ФР 30 мм
  3. Матрица 1/1,8 дюйма (crop 4,9), объектив ФР 10мм

И сделать снимок одного объекта с одинакового расстояния, то границы снимка (угол обзора) будут одинаковы, потому что эквивалентное фокусное расстояние будет одинаковым ЭФР=ФР×К.

Поэтому сравнивая объективы по фокусному расстоянию, особенно если они стоят на разных фотокамерах, нужно сначала найти эквивалентное ФР и потом делать сравнение. Такое сравнение нужно проводить, когда вы выбираете объектив для разных сюжетов (портрет, пейзаж, макросъемка и др.). Для разных ситуаций нужно разное фокусное расстояние.

При сравнении различных объективов по эквивалентному фокусному расстоянию, если они стоят на разных фотоаппаратах, нужно их реальные фокусные расстояния, указанные на самом объективе, умножить на кроп фактор фотоаппарата, на котором стоит объектив. Полученные значения эквивалентного фокусного расстояния можно сравнивать и делать выводы.

В таблице приведены значения эквивалентного фокусного расстояния в зависимости от Crop-фактора.

Например, есть первый объектив с фокусным расстоянием 18-55мм, и стоит он на фотоаппарате с кроп-фактором 1,53. Определив эквивалентное фокусное расстояние, получаем значение 28-84мм. И есть другой объектив с фокусным расстоянием 5,4-16,2 мм и стоит он на фотоаппарате с кроп-фактором 6,56. Определяем эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) и получаем 35-106мм.

Сравнив два объектива можно сказать, что более широким углом зрения обладает первый объектив (28<35), а второй обладает большим длиннофокусным положением (106>84). Реальное фокусное расстояние, то есть расстояние от линзы до сенсора, не меняется (линз в объективе не одна и написано про расстояние для понимания процесса). Меняется угол обзора, ведь применение большей матрицы приводит к растягиванию изображения на полный кадр. В результате на фото видно, что объект стал крупнее, но это произошло не из-за изменения реального фокусного расстояния, а из-за изменения угла обзора.

Но это только сказано о границах изображения, а качество фотографий будет разное, потому что матрицы и объективы разные.

Используя объективы на камерах с разным кроп фактором, и эквивалентное фокусное расстояние будет разным, а это надо обязательно учитывать.

Управление перспективой

Фокусное расстояние объектива наряду с положением фотоаппарата влияет на композицию и перспективу снимка.

Представьте себе, что вы снимаете портрет человека на фоне каких-либо удалённых объектов – пусть это будет гора, кромка леса или любые рукотворные строения. Сделаем несколько снимков, используя объективы с различным фокусным расстоянием, но при этом постараемся сохранить размеры человека неизменными относительно размеров кадра.

При съёмке с нормальным объективом вы получите кадр, имеющий наиболее естественную перспективу, с объектами заднего плана, уменьшающимися пропорционально их удалению от человека, находящегося на переднем плане.

Если вы возьмёте длиннофокусный объектив, вам придётся отойти назад, чтобы компенсировать его увеличивающую способность и сохранить масштаб портретируемого прежним. Объекты заднего плана при этом увеличатся в масштабе, приблизятся к вам. Почему? Да потому, что отойдя на лишние десять метров от человека, располагавшегося изначально в пяти метрах от вас, вы увеличили расстояние между вами втрое, а расстояние до заднего плана, которое возможно измерялось десятками, если не сотнями метров, практически не изменилось. Поэтому и говорят, что телеобъективы сжимают планы, устраняя перспективные искажения. На самом-то деле объектив тут ни при чём – он всего лишь увеличивает изображение, не разбираясь, где задний план, а где передний, но это позволяет вам снимать объект на большем удалении, уменьшая разницу между расстояниями от вас до разных планов сцены.

Телеобъективы прекрасно подходят для съёмки портретов, а также для макросъёмки, поскольку они, во-первых, изображают все части объекта примерно в одном масштабе, а во-вторых, за счёт малого угла зрения позволяют исключить из кадра посторонние элементы заднего плана. Тем не менее, телеобъективы отлично справляются и с пейзажной съёмкой, когда вам хочется сблизить отдалённые в действительности объекты, порождая сюрреалистичную перспективу. Что же касается фотоохоты, то здесь телеобъектив практически незаменим, хотя он и не избавляет фотографа от необходимости подбираться к диким животным так близко, насколько это возможно, и даже ещё ближе.

Вернёмся к нашему портрету, но теперь уже с широкоугольным объективом. На этот раз вам нужно подойти к человеку на расстояние примерно в два с половиной метра. Задний план, к которому мы почти не приблизились, уменьшится в размерах и отодвинется назад. Теперь в кадр помещаются бескрайние просторы: и горы, и леса, и высокое небо. Если вы присядете и сделаете снимок с низкой точки, то ваш портретируемый окажется великаном, возвышающимся выше гор, а деревья начнут падать к центру кадра. Широкий угол изображения позволяет охватить и подчеркнуть все эти перспективные искажения, но создаются они исключительно позицией камеры и направлением взгляда. Искажения перспективы могут стать как достоинством, так и недостатком кадра – решайте сами в каждом конкретном случае: бороться с ними, или же напротив, усугубить для пущего эффекта.

Будьте особенно осторожны с широкоугольными объективами, поскольку позволяя включить в кадр много хорошего, точно также они затрудняют исключение из кадра посторонних объектов. Заведите привычку, компонуя кадр, обегать глазами границы видоискателя в поисках различного незапланированного мусора

Не забывайте также о важности переднего плана. Стремление охватить множество объектов приводит к тому, что все они оказываются мелкими и невыразительными

Постарайтесь непременно найти какой-нибудь интересный композиционный центр, чтобы он притягивал взгляд к вашему снимку. Подойдите ближе – это всегда улучшает снимки. Чтобы подчеркнуть отношения между планами, необходимо, прежде всего, наличие этих планов.

Широкоугольные объективы малопригодны для съёмки портретов, во-первых, потому, что широкий угол изображения включает в кадр слишком много отвлекающих элементов заднего плана, а во-вторых, потому, что вынуждает вас подбираться чересчур близко к объекту съёмки, и нос модели, оказавшийся в два раза ближе к камере, нежели её уши, выходит на снимке вдвое большего размера. Впрочем, если подобный гротеск вам по душе – никто не вправе ограничивать вашу творческую фантазию.

Виньетирование

Виньетированием называют уменьшение яркости от центра фотографии к его краям. Обычно затемнение в центре не присутствует. Что не скажешь об углах изображения. По причине обрезки светового потока, который сильно отклоняется от оси объектива, как раз и возникает виньетирование.

Это связано с особенностями конструкции объективов. Сразу извиняюсь за мою следующую фотографию, но в архивах более наглядного примера виньетирования на широкоугольных объективах я не нашел.

Видите вот эти черные штуковины на краях — это оно и есть! Также можете увидеть этот эффект на максимально открытой диафрагме с большой светосилой объектива. Но! Виньетирование не всегда плохо. Иногда эти дефекты изображения используют с целью придания фотографии особенного художественного образа, что не скажешь о снимке выше.

Причины появления этого симптома – почему двоится в глазах

Глаза видят предметы под разными углами, отклонения минимальны, поэтому здоровый человек их не замечает. Мозг обрабатывает полученную информацию, объединяя два изображения в одно целое. При диплопии пациент видит оба изображения одновременно, т.е. мозг в этом случае отдыхает.

То, что у каждого глаза свой особый угол обзора, можно проверить простым экспериментом. Закройте один глаз и посмотрите на палец на заднем плане. Затем закройте другой глаз, и вы увидите, что палец сдвинулся по сравнению с объектами на заднем плане.

Все, что окружает человека, проецируется на одни и те же участки сетчатки обоих глаз. В мозгу два объекта обрабатываются и объединяются в один. Если изображение предметов попадает в разные участки, глядя вдаль, человек видит предметы раздвоенными.

Световые лучи проникают в разные участки сетчатки из-за естественных осложнений или нарушений иннервации двигательных мышц глаза, что провоцирует смещение глазного яблока и приводит к диплопии (двоению в глазах). Распад изображения может быть вызван неправильным преломлением оптической среды при различных проблемах и патологиях хрусталика и роговицы глаза.

Все факторы, приводящие к развитию диплопии, можно разделить на несколько категорий:

  • Повреждение зрительного аппарата — аномалия часто диагностируется после травмы головы;
  • Появление новообразований, когда опухоль сдавливает нервные окончания;
  • Пониженный мышечный тонус, мешающий плавному движению глазных яблок;
  • Патологии роговицы или хрусталика, в т. ч. после неудачных операций;
  • Офтальмологические заболевания, например, инфекции.

Развитие диплопии может быть признаком серьезного заболевания центральной нервной системы, инфекции, аутоиммунных нарушений и т. д.

По основным причинам диплопию можно разделить следующим образом:

  • косоглазие, встречается у людей с различными видами рака;
  • нервно-паралитическая, возникает из-за повреждения нервных окончаний, иннервирующих двигательные мышцы глаза;
  • рестриктивная, возникает из-за поражения глаз при смещении яблока или защемлении мышц;
  • следствие хирургического вмешательства при лечении отслойки сетчатки, катаракты.

Создаем виньетки с помощью затемнения основы снимка

Запускаем программу Adobe Photoshop, открываем там снимок, предназначенный для обработки.

Нам понадобится инструмент «Овальная область», используем его, чтобы создать выделение овального типа возле элемента фотоснимка, где планируется сделать акцент рассеивающим светом.

Используем инструмент «Создать новый слой», он находится внизу окна управления слоями.

Используем клавишу ALT и одновременно кликаем по значку «Добавить маску».

После всех этих шагов появится маска овального типа, которая залита черным оттенком. Главное, не забывайте, что клавишу и значок нужно нажимать одновременно. Иначе у вас не получится создать маску.

Открыв список слоев, выберите тот, которой только что создали.

Для выбора оттенка переднего фона изображения нажмите на клавиатуре клавишу D, выбрав черный тон.

Далее, используя комбинацию ALT + Backspace, заливаем слой черным тоном.

Необходимо задать показатель прозрачности фона, выберите значение 40 %. В результате всех ваших действий вокруг нужного вам элемента снимка должен появиться четкий овальный контур. Остальные элементы рисунка должны быть затемнены.

Также вам нужно будет затемненный фон размыть. В этом вам поможет меню: «Фильтр – Размытие — Размытие по Гауссу».

Для того чтобы подобрать идеальный диапазон размытия для затемненной области двигайте ползунок. Вам нужно достичь мягкой границы между выделенным фрагментом и затемненным фоном. Когда нужный вам результат достигнут — жмите «Ок».

Что вы получите по итогам проделанной работы? Центральный элемент снимка, на котором вам нужно акцентировать внимание будет освещен рассеянным светом. Когда Вы будете печатать обработанный снимок, Вас может настигнуть такая проблема: виньетка представляет собой некоторое количество овалов разнообразных оттенков

Для того, чтобы этого не произошло, используйте меню программы: «Фильтр — Шум — Добавить шум». Размер шума задаем в пределах 3%, размытие необходимо выбрать «По Гауссу» — все готово, жмем «Ок»

Когда Вы будете печатать обработанный снимок, Вас может настигнуть такая проблема: виньетка представляет собой некоторое количество овалов разнообразных оттенков. Для того, чтобы этого не произошло, используйте меню программы: «Фильтр — Шум — Добавить шум». Размер шума задаем в пределах 3%, размытие необходимо выбрать «По Гауссу» — все готово, жмем «Ок».

Оцените свои труды.

Продольная аберрация

Мы уже знаем, что свет при попадании на линзу преломляется и распадается на цвета радуги. Каждый цвет обладает разной длиной волны. Поэтому угол преломления у всех оттенков будет свой. Например, синий излучает сильнее, поэтому точка, где лучи сойдутся воедино, будет располагаться ближе к линзе. С красным цветом все наоборот.

Хроматизм положения (как еще называют продольную аберрацию) — это расхождение между показателями вышеупомянутых цветов. Если, например, равняться по красному цвету, то все части изображения, которые содержат синий цвет, окажутся не в фокусе. Избавиться от данного явления целиком нельзя. Можно лишь уменьшить его проявление до той степени, когда человеческий глаз перестает видеть различия.

Этого можно добиться использованием двух линз: сферической и обратно вогнутой. Первая будет рассеивать пучки света и отклонять их от изначальной оси. Вторая — собирать обратно, нейтрализуя действие первой. В результате мы получим необходимый оттенок. Такие линзы называют ахроматическими

Стоит отметить, что дешевая оптика «хроматит» гораздо сильнее, чем объективы элитной серии, так что обращайте внимание на качество оптической системы. Такие дуплеты устраняют большинство разновидностей аберраций

Принцип построения ахроматической линзы

Общие сведения

Чаще всего коррекция призвана выправить один из трёх недостатков:

   
Виньетирование Дисторсия Хроматические аберрации
  1. Виньетирование проявляется как нарастающее затемнение по направлению к краям кадра.
  2. Дисторсия выражается в искривлении исходно прямых линий внутрь (бочка) или наружу (подушка).
  3. Хроматические аберрации приводят к появлению цветной каймы на контрастных границах.

Однако программы коррекции искажений, вносимых объективом, обычно способны повлиять лишь на один вид искажений, потому важно уметь их различать. Следующие разделы описывают типы и причины появления искажений, рассказывают, когда их можно скорректировать, а также объясняют, как для начала минимизировать их влияние

Всё, что написано в этой главе, в той или иной мере касается любой программы коррекции искажений, но уместно упомянуть и наиболее известные из них: это Adobe Camera RAW, Lightroom, Aperture, DxO Optics и PTLens.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Виньетирование — что это такое в фотографии? художественная фотография. виньетирование

Виньетирование в объективе — хорошо это или плохо?

Как уже отмечалось выше, отсутствие виньетирования является одним из признаков качественного объектива. Следовательно, эффект виньетирования можно считать уделом его плохого качества. Но так ли уж плох сам по себе этот эффект?

В некоторых случаях эффект виньетирования неприемлем, например, при съемках голубого неба, так как смотрится грубо и портит картинку. Другое дело – портретная съемка, здесь подобное искажение выглядит уместно и выигрышно, так как позволяет сконцентрироваться на центре композиции – лице человека на портрете.

Еще один вариант применения виньетирования – это фотографии в стиле ретро с эффектом старины. Не стоит отказываться от покупки, если объектив обладает данным эффектом, так как его можно использовать для привлечения внимания к центральной части кадра или убрать, используя для этого специальные программы. О сайте fotomtv.

Главные типы аберраций

Итак, выделяют два основных вида искажений: те, что связаны с геометрией, и цветовые. Первый тип — это дисторсия, эффект, который легко убрать в программе для редактирования фото. Данное явление хорошо знакомо владельцам широкоугольных объективов, когда картинка по краям получается выпуклой или вогнутой.

Второй вид — непосредственно хроматическая аберрация, которая делиться на два подвида: продольная аберрация и поперечная. Причина хроматической аберрации заключается в явлении дисперсии и связана с разложением цвета на световые волны. А причина геометрической аберрации — в дисторсии и связана с кривизной волны. Оба эффекта обязаны своим явлением форме линзы, но если геометрию еще можно исправить, то убрать хроматическую аберрацию целиком не получится. Можно только свести их к минимуму.

Цветовые искажения практически невозможно убрать полностью

Платные дороги в Чехии

Оплата проезда по скоростным дорогам в Чехии осуществляется покупкой виньетки. По чешски виньетка называется «дальнична знамка».  На корешке виньетки вписывается номер автомобиля. Клеится на лобовое стекло автомобиля в пассажирский нижний угол. «Знамка» бывает на 10 дней, на один месяц и на один год. Стоимость на 10 дней — 310 CZK (чешских крон), на один месяц — 440 CZK, и на один год 1500 CZK.
Штраф за езду по магистралям без виньетки или за неправильно прикрепленную виньетку составляет 5000 CZK при оплате на месте. Штраф может быть увеличен вплоть до 500000 CZK или при рассмотрении дела в суде.

Не следует забывать, что всем платным дорогам обязательно существует бесплатная альтернатива. Например, проезжая 22 километра через Словению, на пути из Хорватии в Италию, виньетку, естественно, не покупали, двигаясь по бесплатной шоссейной дороге, пролегающей рядом со скоростной магистралью. Но в таких случаях необходимо быть очень внимательными, чтобы не заехать на платный участок скоростной дороги или автобана.

Хроматические аберрации

Хроматическая аберрация (ХА) выглядит как неприглядная цветная обводка вокруг высококонтрастных краев. В отличие от двух других недостатков, хроматические аберрации обычно заметны только при большом масштабе на компьютере или при крупной печати.

Вышеприведенная коррекция эффективна, так как ХА в большинстве принадлежала к легко устраняемому латеральному типу.

Типы и причины

Хроматические аберрации – пожалуй, самый разнообразный и сложный дефект. Его распространение во многом зависит от субъекта. К счастью, ХА легко понять, разделив их как минимум на три феномена:

Техническое примечание: Чистые боковые ХА случаются, когда цветовые составляющие изображения сняты с разными относительными размерами (но они все резко сфокусированы). В случае с осевыми ХА, они появляются при одинаковом относительном размере цветовых составляющих, но некоторые из них оказываются вне фокуса. Блюминг же проявляется, когда обе проблемы присутствуют в малом масштабе на микролинзе сенсора вместо проявления по всей ширине снимка на объективе камеры.

Латеральные (Боковые). Самый простой в коррекции тип. Проявляется как противоположная двухцветная кайма, идущая радиально от центра снимка, увеличиваясь по краям. Самая распространенная комбинация цветов – бирюзовый/пурпурный вместе с потенциальным синим/желтым компонентом.

Осевые. Не поддаются исправлению или поддаются лишь частично с побочными эффектами. Проявляются как одноцветное сияние вокруг всех краев контрастных деталей, также менее варьируются в зависимости от позиции на снимке. Сияние часто багрянистое, но его цвет и размер может иногда быть скорректирован смещением автофокуса вперед или назад.

Блюминг. Обычно можно исправить. Это – уникальный феномен цифровых сенсоров, который становится причиной обрезки избыточного света, создавая разнообразную цветовую обводку на уровне сенсора, обычно синего или багрового цвета. Чаще всего проявляется при резкой, обрезанной зеркальной подсветке на компактных камерах с высоким разрешением. Классический пример – края верхушек деревьев и листва на фоне яркого белого неба.

Все снимки имеют определенные комбинации вышеперечисленных типов, хотя их относительная распространенность может очень сильно варьироваться в зависимости от содержимого снимка и объектива. Латеральные и осевые ХА чаще присутствуют в недорогих объективах, в то время как блюминг проявляется в более старых компактных камерах; при этом, все аберрации более заметны в высоком разрешении.

Техническое примечание: Хотя осевые ХА и блюминг обычно распределяются равномерно вокруг всех краев, они могут не проявляться равномерно во всех направлениях, в зависимости от цвета и яркости конкретного края. Из-за этого их часто можно спутать с латеральными ХА. Латеральные и осевые ХА иногда также называют поперечными и продольными соответственно.

Коррекция

Сокращение хроматических аберраций может создать огромную разницу в резкости и качестве снимка – особенно вокруг краев кадра. Однако, убрать можно только некоторые компоненты ХА. Трюк состоит в том, что нужно распознать и применить правильные инструменты отдельно для каждого компонента, не ухудшив остальные. Например, сокращение осевых ХА в одной области (при ошибочном применении инструментов для латеральных ХА) сделает остальные участки хуже.

Начните с высококонтрастных краев рядом с углом фотографии, просматривая ее в полном экране с масштабом 100-400%, чтобы оценить эффективность коррекции. Обычно лучше всего начинать с латеральных ХА, используя слайдеры красный/бирюзовый, а затем синий/желтый, поскольку от них легче всего избавиться. Все, что останется после, является комбинацией осевых ХА и блюминга. От их можно почистить при помощи инструмента Убрать кайму (Defringe) в Photoshop

Не важно, с какими настройками вы начинаете, ключ к нужному результату – экспериментирование

Однако, не ждите чудес; почти всегда некоторая доля блюминга и осевых ХА останется. Это особенно правдиво в случаях с яркими источниками света при ночной съемке, звездами и прямыми отражениями на металле или воде.

Причины появления этого симптома – почему двоится в глазах

Глаза видят предметы под разными углами, отклонения минимальны, поэтому здоровый человек их не замечает. Мозг обрабатывает полученную информацию, объединяя два изображения в одно целое. При диплопии пациент видит оба изображения одновременно, т.е. мозг в этом случае отдыхает.

То, что у каждого глаза свой особый угол обзора, можно проверить простым экспериментом. Закройте один глаз и посмотрите на палец на заднем плане. Затем закройте другой глаз, и вы увидите, что палец сдвинулся по сравнению с объектами на заднем плане.

Все, что окружает человека, проецируется на одни и те же участки сетчатки обоих глаз. В мозгу два объекта обрабатываются и объединяются в один. Если изображение предметов попадает в разные участки, глядя вдаль, человек видит предметы раздвоенными.

Световые лучи проникают в разные участки сетчатки из-за естественных осложнений или нарушений иннервации двигательных мышц глаза, что провоцирует смещение глазного яблока и приводит к диплопии (двоению в глазах). Распад изображения может быть вызван неправильным преломлением оптической среды при различных проблемах и патологиях хрусталика и роговицы глаза.

Все факторы, приводящие к развитию диплопии, можно разделить на несколько категорий:

  • Повреждение зрительного аппарата — аномалия часто диагностируется после травмы головы;
  • Появление новообразований, когда опухоль сдавливает нервные окончания;
  • Пониженный мышечный тонус, мешающий плавному движению глазных яблок;
  • Патологии роговицы или хрусталика, в т. ч. после неудачных операций;
  • Офтальмологические заболевания, например, инфекции.

Развитие диплопии может быть признаком серьезного заболевания центральной нервной системы, инфекции, аутоиммунных нарушений и т. д.

По основным причинам диплопию можно разделить следующим образом:

  • косоглазие, встречается у людей с различными видами рака;
  • нервно-паралитическая, возникает из-за повреждения нервных окончаний, иннервирующих двигательные мышцы глаза;
  • рестриктивная, возникает из-за поражения глаз при смещении яблока или защемлении мышц;
  • следствие хирургического вмешательства при лечении отслойки сетчатки, катаракты.

Контроль оплаты проезда по Европейским дорогам

Контроль оплаты проезда в странах использующих виньеточную систему оплаты осуществляется с помощью средств видеофиксации и групп мобильных инспекторов, этакие дяденьки с мощными биноклями, думаю, напичканными электроникой, в руках стоят на дорогах и рассматривают издалека все приближающиеся автомобили. Не будет виньетки в установленном месте — остановка и штраф гарантированы.

Например, движемся из Италии в Австрию по скоростному автобану. На подъездах к границе за 10-15 километров на заправках уже можно приобрести австрийские виньетки. Не ленимся, останавливаемся, покупаем и клеим, чтобы при пересечении границы с Австрией, виньетка уже была на своем месте.
Мобильные инспектора присутствуют на приграничных заправках и пунктах продажи виньеток, и вы можете быть оштрафованы, даже во время приобретения виньетки, если будете приобретать ее, уже двигаясь по платной дороге в стране ее действия.

Как купить виньетку

Если пункт продажи специализированный, (то есть там ничего, кроме виньеток не продается), то проблем с покупкой виньетки не возникает. Продавец понимает, что вы от него хотите без лишних пояснений (да и не может он вам ничего предложить, кроме виньетки).

В таком случае, надо будет объяснить продавцу (не факт, что это получится сделать на английском языке, но можно показать на пальцах, или написать на бумаге), на какой срок действия нужна виньетка.

Если же виньетка покупается на заправке (или в другом месте, но не в специализированном пункте продаж), то придется потрудиться объяснить продавцу, что вам от него нужно. 

Называются  виньетки в разных странах немного по разному:

  • Болгария — винетка
  • Словения — виньета
  • Чехия — дальнична знамка
  • Словакия — далнична налепка
  • Венгрия — матрица,
  • Румыния — ровиньета.

Но если вы скажете просто: «виньетка» — вас в большинстве стран скорее всего поймут, возможно, кроме Венгрии, там нужно все-таки говорить «матрица».

При покупке электронной виньетки, нужно также сообщить продавцу (кроме срока ее желаемого действия), номер своего автомобиля (лучше всего, разборчиво написав его на листочке бумаги — на пунктах продаж всегда есть эти кусочки бумаги и ручка). Или поставить машину так, чтобы ему был виден номерной знак (это по ситуации).

Насчет букв знака не волнуйтесь, они пройдут любые. Только называйте их так, как они звучат в латинском алфавите, а не в русском. А если пишете, то пишите их как они есть на номере.

Если вы никогда не задумывались над этим фактом, то подскажу, что на наших (российских) регистрационных номерных знаках, используются только те буквы кириллического алфавита, которые похожи начертанием на латинские.

То есть, вы не найдете у нас в стране автомобильных номеров содержащих буквы, например, «Б», «Г», «Д», «Ж», «Л» и других, не имеющих аналогов (по начертанию) в латинском алфавите.

Такие буквы есть в номерах только на спецтехнике (военной), которая по определению за границу не выезжает, а если в случае чего и выедет, то платить за дороги не будет. Также, такие буквы можно встретить и на гражданской спецтехинке.

Таким образом, например, мой номер «Р013СМ», звучит не как «эр-ноль-тринадцать-эс-эм», а как «пи-зироу-ван-три-си-эм». Придумайте заранее (перед покупкой виньетки) сами, как будет звучать ваш. Но лучше всего, напишите его для продавца на бумаге, разборчивым почерком. 

Суть в чем: в систему контроля ваш номер должен быть занесен в том виде, в котором его потом будут видеть камеры контроля. А не в том виде, как он звучит на русском языке.

То есть номер Р013СМ должен быть внесен в базу не как R013SM, а именно так, как он выглядит в натуральном виде: Р013СМ. А латинскими буквами это будет (если диктовать его продавцу виньетки): «пи» 013 «си» «эм». Только так.

Профилактика — как сделать, чтобы не двоилось в глазах

Диплопия непредсказуема, состояние может быть вызвано разными обстоятельствами. Поэтому конкретных профилактических мер профилактики двоения в глазах нет, но есть несколько общих рекомендаций, которые снижают риск проблем со зрением:

  • Позаботьтесь о хорошей освещенности в помещении, где вы работаете или читаете;
  • Не трогайте глаза немытыми руками;
  • При контакте с опасными веществами надевайте защитные очки;
  • Не читайте лежа или за рулем;
  • При длительной работе за компьютером сделайте часовой перерыв и сделайте зарядку для глаз;
  • Откажитесь от вредных привычек.

Помогут предотвратить проблемы со зрением регулярные медицинские осмотры

Важно понимать, что двоение в глазах — это не только офтальмологическая проблема. Такой симптом может сопровождать неврологические патологии, онкологические заболевания, гормональные нарушения, поэтому наблюдаться нужно у врачей разного профиля

Ваши фотографии не в фокусе, потому что…

1. Вы используете неподходящий режим автофокуса

Мы уверены: вы знаете, что для съёмки статичных объектов вам необходимо выбрать режим автофокусировки One-Shot, в то время как для съёмки движущихся объектов больше подойдет следящий режим AlServo. Вы знаете об этом. Мы знаем об этом. Но мы с вами также знаем, как легко об этом забыть. Так что перед тем, как сделать снимок, проверьте какой режим автофокусировки у вас выбран…

2. Вы позволяете камере выбрать точку автофокусировки

Следуя собственной программной прихоти, ваша камера может выбрать для фокусировки ближайший к ней объект или, напротив, какую-нибудь точку на заднем фоне, да вообще что угодно, но не сам объект вашей съёмки. Чтобы избежать подобных ошибок автофокуса, возьмите на себя ответственность и выбирайте точки автофокусировки самостоятельно.

3. Вы ошиблись с выбором точек автофокусировки

Многие фотографы используют точную центральную точку автофокуса для фокусирования на объекте съёмке, затем блокируют фокус, наполовину нажав кнопку спуска затвора, и перекомпоновывают кадр для наилучшей композиции. Но эта техника может не сработать с широкоугольным объективом, и объект съёмки получится в расфокусе. Так что, в таких случаях выбирайте точки автофокуса, изначально совпадающие с расположением снимаемого объекта.

4. У вашего объектива бэк- или фронт-фокус

Если объектив сфокусировался на объекте съёмки, но при увеличении полученной фотографии, вы видите, что снимаемый объект выглядит несколько размытым, то это может означать, что ваш объектив страдает бэк- или фронт-фокусом. Исправить это можно при помощи функции микроюстировки в камере, а если она не предусмотрена в вашей модели – отъюстировав объектив в специализированном сервисном центре.

5. Вы были слишком близко к объекту съёмки

Все объективы имеют минимальное фокусное расстояние, и если вы попытаетесь сфокусироваться, с расстояния меньшего минимального, то система автофокусировки не сможет этого сделать. Проверьте индикатор подтверждения фокусировки в видоискателе – если он мигает, или же вообще не светится – снимаемый объект, гарантированно, будет не в фокусе.

6. Вы используете полный диапазон фокусировки

Если вы хотите получить чёткие снимки движущихся объектов, протяните руку помощи системе автофокусировки вашей камеры. Научитесь прогнозировать движение объекта съёмки и предварительно сфокусируйтесь в месте, где он будет находиться в следующий момент движения. Если ваш объектив оснащен ограничителем диапазона фокусировки, используйте его для увеличения скорости автофокуса.

7. Вы не пользуетесь ручной фокусировкой для съёмки крупным планом

При съёмке макро-объективом, вы изменяете размер объекта в кадре каждый раз, когда вы перефокусируетесь. Вместо этого, воспользуйтесь ручным режимом фокусировки, чтобы установить желаемый масштаб просмотра, а затем перемещайте камеру с объективом вперёд-назад, пока объект съёмки не окажется в фокусе.

8. Вы не имеете достаточного опыта использования Live View

Использование ручной фокусировки в режиме Live View позволяет достичь точной фокусировки, практически, на уровне пикселей. В то время как изображение, кажущееся резким в видоискателе, может потребовать незначительной корректировки фокусировочного кольца для того, чтобы изображение на фото выглядело действительно резким.

9. Вы не используете гиперфокальное фокусирование при пейзажной съёмке

С помощью закрытой диафрагмы и ручной фокусировки на точку, расположенную примерно на одной трети расстояния до снимаемой сцены, вы сможете заснять большинство деталей в кадре максимально резкими. Для точного определения гиперфокального расстояния фокусировки используйте, например, приложение для смартфона DOFMaster.

10. Вы используете слишком широкую диафрагму

Быстрые объективы при съёмке крупных планов на максимальной диафрагме предложат вам очень малую глубину резкости, то есть даже малейшая ошибка фокусировки может привести к тому, что важные детали станут размытыми. Так что используйте широкую диафрагму аккуратнее.

11. Вы видите картинку недостаточно чётко

Если фотографии, снятые вами при помощи ручной фокусировки, выглядят слишком мягкими, проверьте настройки окуляра видоискателя (маленькое колёсико регулировки диоптрий окуляра, обычно, находится за наглазником видоискателя). Это позволит вам отрегулировать чёткость картинки видоискателя и быть уверенным в точности фокусировки.

Платные дороги в Словакии

Знак платной дороги в Словакии

Оплата проезда по скоростным дорогам осуществляется покупкой виньетки. Словацкая виньетка представлена на фото выше. Бывает на 10 дней, на месяц и на год. Стоимость виньетки на один месяц — 15 евро, на 10 дней — 10 евро. Клеится на лобовое стекло в пассажирский верхний угол. На корешке виньетки вписывается номер автомобиля. Платные дороги обозначаются соответствующим знаком. Исходя из этого знака понятно, что все дороги обозначенные знаком «Скоростная дорога» или знаком «Автомагистраль», являются платными. Легковые автомобили оплачивают проезд с помощью покупки виньетки.
Штраф за движение по магистралям или скоростным дорогам без виньетки или с неправильно прикрепленной виньеткой составляет от 10 до 50-кратного размера стоимости месячной виньетки.

Оценка контрастности изображения

Контрастность изображения бывает яркостная и тоновая.

Яркостная контрастность представляет собой разницу между физической или видимой яркостью отдельных участков изображения. Вообще говоря, вычисление физической или видимой яркости можно рассматривать как конвертацию цветного изображения в ахроматические цвета. Поэтому яркостная контрастность — это сравнение двух участков изображения, приведенных к ахроматическим цветам.

Если проанализировать RGB-гистограммы, то можно сделать вывод, что у контрастного изображения количество тёмных и светлых пикселей должно быть приблизительно одинаковым, разница в их яркости — значительна, а основное место сосредоточения пикселей — возле границ диапазона.

Хорошим критерием оценки яркостной контрастности будет дисперсия яркости пикселей изображения:

Более универсальный безразмерный критерий оценки яркостной контрастности — отношение средне-квадратического отклонения к максимально возможному значению яркости:

C изменяется в диапазоне . Значение 0 соответствует однотонному изображению, значение 1 — максимально контрастному. Оптимальное значение контрастности зависит от типа объекта, представленного на изображении.

Более сложный случай представляет тоновая контрастность. Конвертированные в оттенки серого цвета могут иметь одинаковую яркость, но визуально чётко различаться.

Можно вычислить «средний тон» пикселя для всего изображения. Его удобно выразить через средние значения RGB:

Расстояние в RGB кубе между пикселями изображения и «средним тоном» определяется по формуле:

В качестве оценки тоновой контрастности изображения можно взять среднее расстояние в RGB кубе между пикселями и «средним тоном»:

В RGB-кубе максимальное расстояние между двумя точками равно длине главой диагонали:

Хорошую тоновую контрастность будут иметь пиксели, расположенные на расстоянии , или (длины ребра RGB-куба):

Экспозиция вашей фотографии неудачна, потому что…

1. ЖК-дисплей вашей камеры слишком светлый/тёмный

Задний ЖК-дисплей вашей зеркалки (или компакта, или любой другой камеры) может дать вам общее представление об экспозиции кадра, но только не в тех случаях, когда он настроен слишком ярко или темно. Перед съёмкой откалибруйте уровень его яркости в соответствии со степенью окружающего освещения. Такая функция доступна в меню вашей камеры.

2. Вы не проверили гистограмму

Не стоит судить об экспозиции отснятого кадра, полагаясь только на изображение ЖК-дисплея вашей камеры. Не ленитесь проверить гистограмму яркости, поскольку это даёт вам более полное и достоверное представление о состоянии светлых и тёмных областей на фотографии, и может помочь вам сориентироваться: необходимо какие-либо корректировки либо нет.

3. Вы не используете компенсацию экспозиции

Конечно, на стадии обработки фотографии в графическом редакторе, вы легко можете сделать её светлее или темнее, однако, это может заметно ухудшить её качество. Чтобы избежать этого, попробуйте получить желаемое изображение прямо в камере, используя функцию компенсации экспозиции (ищите на корпусе фотокамеры кнопку с надписью «+/-»).

4. Вы не сбросили параметры компенсации экспозиции

Возьмите себе за привычку после того, как сделаете кадр с компенсацией экспозиции, сбросить значения этой функции до нуля прежде, чем начинать снимать следующий кадр. В противном случае, весьма высока вероятность того, что вы будете раз за разом увеличивать значения компенсации экспозиции, накладывая новые параметры на параметры, установленные для предыдущего кадра. Думаем, вы прекрасно понимаете, что ничего хорошего из этого не выйдет.

 5. Белое становится серым

Большие участки белых и светлых тонов в снимаемой вами сцене могут повлечь весьма существенное затемнение изображения на фотографии. Если, проверяя гистограмму после первого кадра, вы видите, что она, практически, не касается правой части графика, внесите немного положительной компенсации экспозиции и сделайте ещё один снимок.

6. На фото присутствуют пересветы

Области светов на вашем фото могут быть жесткими настолько, что вам придётся принять меры для спасения переэкспонированных частей изображения. Во избежание этого, не забывайте включать в настройках камеры индикацию пересветов и, проверяя гистограмму следите за тем, чтобы в правой части графика не пропадали детали.

7. Тени становятся серыми

В противовес проблеме, рассмотренной в пункте 5, большие площади теней или тёмных тонов в вашей сцене могут привести к излишнему осветлению изображения. Для борьбы с этим нежелательным эффектом, если вы снимаете в JPEG, внесите немного отрицательной компенсации экспозиции и сделайте ещё один снимок.

8. Вы не снимаете в RAW

Хотя при съёмке в JPEG гистограмма, отображаемая на ЖК-дисплее, и даёт точную информацию об экспозиции, но если вы переключитесь в режим съёмки в RAW, то сможете получить гораздо больше информации обо всём изображении. Кроме того, как известно, съёмка в RAW даёт широкие возможности для последующего редактирования изображений.

9. Вы используете неподходящий режим экспозамера

По умолчанию в камере установлен оценочный или матричный режим замера экспозиции, считывающий информацию со всего кадра. Точечный же режим, наоборот, считывает информацию с весьма небольшого участка снимаемой сцены. Если ваши фотографии регулярно получаются пере- или недоэкспонированными, проверьте не установили ли вы случайно точечный режим экспозамера.

10. Вы используете неправильный режим съёмки

Если ваша камера не имеет блокировки выбранного режима съёмки, вы можете случайно сменить его, например, вынимая камеру из сумки. То есть, вы будете думать, что снимаете в режиме приоритета диафрагмы, а на самом деле будет выбран ручной режим, соответственно настройки диафрагмы и выдержки, заданные вами могут быть совершенно непригодны для съемки.

11. Вы используете слишком длинную выдержку

Для контроля экспозиции в вашей камере, вы должны соблюсти баланс между диафрагмой, выдержкой и чувствительностью ISO. Выбрав чрезмерно длинную выдержку, вы рискуете получить смазанное изображение, вызванное так называемой «шевелёнкой» (сотрясениями камеры) и\или движением объекта съёмки. Для уменьшения выдержки приоткройте диафрагму или увеличьте значение ISO.

Автоматические профили коррекции объективов

Современные программы для работы с RAW часто оборудованы функцией коррекции объектива при помощи заранее подготовленных параметров для огромного количества сочетаний камер и объективов. Если такая возможность есть, она может сохранить множество времени. Adobe Camera RAW (ACR), Lightroom, Aperture, DxO Optics и PTLens имеют эту функцию в самых свежих версиях.

Не бойтесь использовать их не только с настройками по умолчанию в 100% (полная коррекция). Некоторые, например, предпочитают сохранять небольшое виньетирование и дисторсию, но полностью корректировать хроматические аберрации. Хотя в случае с ХА, лучшие результаты обычно достигаются при ручной работе.

Если вы используете коррекцию объектива как часть процесса постобработки, порядок выполнения может влиять на результат. Удаление шума обычно эффективнее перед удалением ХА, но усиление резкости нужно производить после, так как это может помешать чистке ХА. Хотя, если вы используете программы для работы с RAW, можете особо не волноваться о порядке – все коррекции будут разумно применены.

Предостережение

Наименее правильный вывод, который можно сделать, прочитав вышесказанное, это, что вам необходимо немедленно обзавестись объективами, покрывающими весь диапазон фокусных расстояний от 0 мм и до бесконечности. Патологически неверно! Вы будете похожи на ходячий магазин фототехники, и будьте уверены: в момент съёмки на вашей камере всегда будет самый неподходящий объектив. Вам нужно не то оборудование, которое вам может когда-нибудь понадобиться, а только то, без которого вы никак не сможете обойтись. Прежде чем покупать очередной объектив, убедитесь, что вы ясно представляете себе, зачем он вам нужен и какие задачи призван решить. Лучше один простой объектив, который вы изучите в совершенстве и с которым сможете мысленно видеть будущий кадр, не заглядывая в видоискатель, чем десяток дорогих стекляшек, в которых вы будете путаться, и совокупный вес которых не позволит вам пройти и километра без одышки. Вспомните Анри Картье-Брессона, за всю жизнь не воспользовавшегося другим объективом, кроме единственного полтинника.

Поверьте, объектив, который продавался вместе с вашей камерой – прекрасный объектив, и его возможностей достаточно для решения 90 % фотографических задач. Более дорогие объективы не повысят качество ваших снимков, а лишь несколько расширят диапазон ситуаций, в которых вы сможете снимать, при наличии должного опыта и умения. Уверены, что умрёте без лишнего стекла? Если нет – сэкономьте лучше деньги, а силы и время потратьте на совершенствование вашего мастерства.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Оценка яркости изображения

Яркость изображения можно выразить как среднюю яркость всех пикселей (математическое ожидание в терминах теории вероятностей).

Яркость пикселя вычисляется по формуле:

Яркость всего изображения Y, содержащего N пикселей будет равна:

Данное выражение характеризует физическую яркость изображения. Поскольку чувствительность человеческого газа к разным частям спектра неодинакова (максимальная в жёлто-зелёной, меньше в красной, ещё меньше в синей), яркость цветного пикселя будет восприниматься субъективно в зависимости от его тональных характеристик.


Рис. 8. Чувствительность человеческого глаза к различным частям спектра

В соответствии с рекомендациями стандарта Федеральной комиссии связи (FCC), яркость изображения (видимая) вычисляется по формуле:

Оценка как физической (), так и видимой () яркости изображения представлена в абсолютных величинах. Перейти к относительным величинам можно разделив значение яркости на максимально возможное значение яркости:

Тогда будет лежать в диапазоне . Значение 0 будет соответствовать абсолютно чёрному изображению, а значение 1 – абсолютно белому. Изображение оптимальной яркости должно иметь значение близкое к 0.5.

Виньетирование

Виньетированием называют уменьшение яркости от центра фотографии к его краям. Обычно затемнение в центре не присутствует. Что не скажешь об углах изображения. По причине обрезки светового потока, который сильно отклоняется от оси объектива, как раз и возникает виньетирование.

Это связано с особенностями конструкции объективов. Сразу извиняюсь за мою следующую фотографию, но в архивах более наглядного примера виньетирования на широкоугольных объективах я не нашел.

Видите вот эти черные штуковины на краях — это оно и есть! Также можете увидеть этот эффект на максимально открытой диафрагме с большой светосилой объектива. Но! Виньетирование не всегда плохо. Иногда эти дефекты изображения используют с целью придания фотографии особенного художественного образа, что не скажешь о снимке выше.

Дисторсия: бочка, подушка и перспектива

Этот термин описывает искривление исходно прямых линий внутрь или наружу, которое может повлиять на отображение объёма:

Подушка Бочка

Типы и причины. К наиболее распространённым категориям дисторсии относятся:

Искажение перспективы

Синяя точка отображает направление камеры;
красные линии отмечают сходимость параллельных прямых.

  • Подушка. Она появляется, когда исходно прямые линии искривляются внутрь кадра. Обычно ей подвержены телеобъективы или дальнее фокусное расстояние вариобъектива (зума).
  • Бочка. Появляется, когда исходно прямые линии искривляются наружу. Обычно присуща широкоугольным объективам или широкоугольному (ближнему) фокусному расстоянию вариобъектива.
  • Искажение перспективы*. Проявляется в сходимости исходно параллельных прямых. Его причиной является положение камеры (оно появляется, если линия зрения камеры не перпендикулярна параллельным прямым); на примере деревьев или архитектуры это обычно означает, что камера не направлена к линии горизонта.

При съёмке пейзажей обычно наиболее заметны искажения горизонта и деревьев. Положение линии горизонта в центре кадра может помочь минимизировать влияние всех трёх видов дисторсии.

*Техническое примечание: перспективные искажения технически не являются дисторсией, поскольку это естественная характеристика объёмного зрения. Мы видим их своими глазами, однако наше сознание знает действительное положение объектов в пространстве и потому не воспринимает линии как сходящиеся. За дальнейшей информацией по теме обратитесь к статьям о широкоугольных объективах и о применении сдвига объективов tilt/shift для управления перспективой.

Коррекция. К счастью, каждый из вышеприведенных типов дисторсии поддаётся коррекции. Однако применять её следует, только когда это необходимо, — например, когда предмет съёмки содержит выраженно прямые линии или имеет чёткую геометрию. Чаще всего наиболее чувствительна к дисторсии архитектурная съёмка, тогда как в пейзажах она значительно менее заметна.

Photoshop: регуляторы коррекции дисторсии

Программы обработки изображений обычно предлагают регуляторы для бочки/подушки, а также перспективных искажений по горизонтали и вертикали. Не забудьте использовать координатную сетку (если возможно), чтобы упростить себе оценку результатов обработки на предмет прямоты и параллельности линий.

Недостатки. Поскольку края кадра в процессе коррекции дисторсии искривляются, обычно требуется кадрирование, которое может повлиять на композицию. Кроме того, коррекция перераспределяет разрешение в изображении; в результате удаления подушки края станут несколько резче (за счёт центра), тогда как удаление бочки усилит резкость в центре (за счёт краёв). Например, для широкоугольных объективов бочка обычно является способом борьбы с размытием краёв, которое типично для объективов этого типа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: