Причины фонофобии. Особенности звукового вектора
Само понятие звукового вектора очень многое объясняет людям, страдающим фонофобией, показывает причины их ощущений. Также приходит понимание, что их ощущения, звуковые желания нормальны, что таких людей вокруг много и что все, происходящее с ними, происходит не просто так.
Звуковик наделен абстрактным интеллектом, который должен использоваться по назначению, ведь психика требует своей реализации. Если человек со звуковым вектором сосредоточен сам на себе и долгое время прячется в своих состояниях, то он не может выполнять свою природную роль — познание себя, психики, замысла жизни. В этом случае внутренние нехватки только растут, усугубляя чувствительность к звукам настолько, что они становятся буквально болезненными.
Так возникает фонофобия, боязнь звуков у человека. Природа как бы намекает звуковику, что он не должен быть сосредоточен сам на себе, что нужно быть сосредоточенным снаружи, то есть на других людях.
Проблема в том, что звуковик может и хотел бы, но не может выйти наружу из-за дискомфорта, который причиняет боязнь громких звуков. Как быть в этом случае?
Что делать, когда навыков для сосредоточения на других нет, а люди вокруг кажутся глупыми, недостойными внимания и ты в принципе их избегаешь? Как звуковику выйти наружу, если есть боязнь резких звуков?
Что делает телескоп хорошим для астрофотографии
Телескоп, который будет использоваться для астрофотографии, может несколько отличаться от телескопа, который вы используете, для наблюдения за звёздами. Здесь мы рассмотрим то, что, по нашему мнению, является важным, для успешной астрофотографии.
Апертура
Диафрагма – это диаметр линзы. Апертура, которая вам нужна для астрофотографии, не обязательно такая же, как если бы вы просто хотели смотреть на звезды. Причина этого кажется очевидной: в космосе темно. В астрофотографии вам нужно захватить как можно больше света, чтобы видеть более чётко небесный объект. Для этого вам нужна большая диафрагма.
Фокусное расстояние и соотношение
Фокусное расстояние – это расстояние, на которое телескоп может сфокусироваться.
- Большие фокусные расстояния означают большее увеличение, но меньшее поле зрения и диафрагму. Подходит для детального обзора небольших удалённых объектов таких как Луна и планеты.
- Короткие фокусные расстояния означают небольшое увеличение, но большие поля зрения. Подходит для фотографирования слабых и далёких объектов, такими как галактики и созвездие Ориона.
Хотя фокусное расстояние действительно оказывает значительное влияние на окончательный снимок, светосила также имеет решающее значение.
Светосила напрямую зависит от фокусного расстояния. Этот показатель, также называемый фокусным отношением, определяется путём деления фокусного расстояния на размер апертуры. По сути, это цифра, которая показывает, насколько много телескоп улавливает свет.
Таким образом, аппарат с фокусным расстоянием 1200 мм и апертурой 400 мм будет иметь фокусное отношение f / 3. Меньшее число указывает на большую светосилу телескопа. Большее число (например, f / 10) указывает на меньшую светосилу.
Перед покупкой определите свои приоритеты, хотите ли вы панорамные виды на что-то более обширное, например, Млечный Путь в таком случае вам больше подходят приборы с большой светосилой? Или подробные крупные планы отдельных объектов, таких как Марс в этом случае подойдут устройства с меньшей светосилой?
Монтировка
Многие телескопы не идут в комплекте с креплениями. Это даёт вам свободу выбора крепления, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям и приоритетам.
Крепление вашего устройства имеет решающее значение для астрофотографии. Меньше всего вам нужно шаткое крепление, которое испортит все ваши фотографии или сделает невозможным создание изображения с длинной выдержкой. Найдите минутку, чтобы подумать, что вам нужно:
Насколько большой телескоп он должен поддерживать?
Где вы планируете поставить телескоп? Вам понадобится настольное крепление, или вам лучше подойдёт полноразмерный штатив?
Планируете ли вы часто путешествовать со своим аппаратом? Важно ли, чтобы ваше крепление было портативным?
Это может показаться немного странным, но монтировка – одна из самых важных вещей, которые нужно учитывать в астрофотографии. Почему?
Поскольку Земля вращается, и без учёта этого, ваши изображения будут размытыми или с линиями на них, потому что ваш телескоп остаётся в том же месте, и не фокусируется на одном объекте.
При выборе стоит обратить внимание на два вида монтировок – альтазимутальные и экваториальные, у каждой из которых есть свои плюсы и минусы. Крепления альтазимутальные могут двигаться вверх, вниз, вправо и влево
Это делает их относительно простыми в использовании и недорогими.
Экваториальные монтировки движутся в соответствии с вращением Земли. Это означает, что вы можете более легко и плавно следить за изменением положения небесных тел в течение ночи.
Хотя астрофотография возможна с использованием различных типов монтировок, экваториальная монтировка часто является наиболее практичной в случае ручных телескопов, в то время как компьютеризированный телескоп может быть любого типа.
На фотографии недостаточно света
В силу недостатка опыта начинающие фотографы еще не умеют управляться с освещением, вследствие чего может возникать такая проблема, как недоэкспонированные или переэкспонированные фотографии.
Недоэкспонированные или недодержанные снимки означают, что фотография получила недостаточно света и, в результате, оказалась слишком темной. К счастью, эту проблему легко исправить с помощью функции коррекции экспозиции.
В цифровом фотоаппарате или в приложении камеры смартфона найдите кнопку экспокоррекции « +/-». В некоторых камерах имеется физическое колесико для коррекции экспозиции. Если фотография получилась слишком темной или светлой, покрутите управляющее колесико в сторону «+» или «-».
Страх перед выступлением: статистика
Начнем с того, действительно ли многие страдают от страхов перед выступлением. Итак, согласно статистике, выведенной после проведения психологических опросов, около 95% населения испытывают страх перед выступлением.
Конечно, после первого-второго выступления страх скорее всего снижается и уже не так сильно беспокоит человека. Но это при условии, что во время выступления все шло по плану и не возникало никаких проблем. Если же реакция на выступление не была настолько положительной, как хотелось бы, то боязнь может возрасти в несколько раз.
Не стоит забывать и о том, что всегда есть люди, у которых страх не проходит на протяжении долгого времени, вне зависимости от того, сколько раз они выходили на сцену и насколько удачно выступали.
Упражнения по преодолению страха
Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.
Физическая нагрузка
Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.
Визуализация
Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.
Как избавиться от чувства страха
Начнем с рекомендаций, как победить боязнь непосредственно перед выступлением:
- Признайтесь тем, кто будет вас слушать, что немного переживаете. Сделать это можно в виде шутки, заранее приготовленной в спокойной атмосфере;
- Попробуйте посмотреть на собравшихся вас слушать людей со стороны. Видите своих 100% врагов? Если нет – значит все собравшиеся настроены к вам доброжелательно. Если же парочку недоброжелателей таки удалось разглядеть, то лучше принять это как данность и сконцентрироваться на тех, кто желает вам удачи;
- Из всей аудитории выберите одного – двух слушателей и говорите, глядя на них. Помните, что наиболее пугающая вещь в выступлении – это толпа народу в зале. Поэтому, если концентрироваться на нескольких слушателях, то станет легче;
- Проведите репетицию. То, что вы 200 раз прокручиваете свой текст в голове – это одно, но вот проговорить это все вслух хотя бы один раз стоит. Делать это желательно перед зеркалом – заодно и позу красивую подберете;
- Во время проведения репетиции стоит отработать улыбку и доброжелательное выражение лица. Поверьте, если вы будете стоять с таким видом, как будто вас сейчас закидают тухлыми помидорами, публика точно не сможет настроиться на внимательное слушание.
Если перечисленные методы не помогают, то можно попробовать побороть проблему, используя такие упражнения:
Аутотренинг
Нужно сесть и придумать фразу, настраивающую вас на положительный результат и повышающую самооценку. Например: «Я – умный, знающий себе цену человек. Я отлично знаю тему своего доклада и могу выступить блестяще на любом мероприятии перед большим количеством людей».
Повторять фразу нужно каждое утро глядя на себя в зеркало. Конечно, результат будет не сразу, но рано или поздно вы точно поверите в то, что говорите себе по утрам;
Медитация
Большинство наших страхов от того, что мы не умеем отпускать ситуацию. И медитация – это отличная возможность потренировать в себе это умение. Подберите себе красивую спокойную музыку, удобно сядьте и постарайтесь ни о чем не думать.
Позвольте образам в вашей голове проплывать в свободном порядке. Сосредоточьтесь на дыхании, отслеживайте каждый свой вдох и выдох. Медитировать нужно минимум 10-15 минут в день и делать это желательно утром;
Композиция
Правильное построение композиции в кадре позволяет сделать эффектные снимки казалось бы непримечательных объектов. Правило третей – один из наиболее простых методов построения композиции. Правило гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда запечатленные на нем предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, делящими изображение на трети – как по горизонтали, так и по вертикали. В некоторых камерах реализована возможность наложения сетки, имитирующей правило третей, для построения композиции. Кроме того, подкорректировать композицию сделанного снимка можно, отрезав все лишнее.
Стадии глоссофобии
У страха публичных выступлений, как у большинства фобий, есть научный термин: глоссофобия, или логофобия — так называется одно из самых частых тревожных расстройств. В переводе с древнегреческого глоссофобия — боязнь языка. Термин объединяет разные проявления: боязнь разговаривать с людьми, выступать перед большой аудиторией, начать заикаться, даже произносить отдельные слова.
Волнение перед публичными выступлениями — нормальная реакция, но может стать серьезной проблемой, если перерастает в панический страх. Для социальной успешности важна самопрезентация, но глоссофобия делает из человека социофоба, неблагоприятно влияет на сценарий жизни в обществе, вплоть до развития аддикций, тяжелых психических расстройств. Сталкиваясь с боязнью публичных выступлений, нужно правильно оценить степень проблемы, искать способы, как преодолеть страх.
Степень нарастания тревоги можно определить по 10-балльной шкале, где 0 — абсолютное спокойствие, 10 — неконтролируемая паника. В диапазоне с 1 до 5 легкое волнение перерастает в реальный страх, с этим человек может справиться сам. Глоссофобия выше 5 баллов требует помощи специалистов.
Важно адекватно оценивать свое состояние, не доводить до паники, которая парализует волю, приводит к разрушительным последствиям
Природа фобии публичных выступлений
Чтобы знать, как преодолеть страх перед публичным выступлением, нужно понимать механизм его возникновения и истинные, подсознательные причины фобии.
С точки зрения физиологии страх — древнейшая биохимическая реакция мозга на опасность, в результате в кровь выбрасывается доза адреналина. За реакцию отвечает древний отдел мозга гипоталамус, который помогал животным еще на заре цивилизации быстро сконцентрироваться, отразить удар извне.
При реальной угрозе жизни реакция «бей или беги» объяснима. Зачем же гипоталамус запускает адреналин, когда всего лишь нужно выступить перед слушателями? Источник проблемы — подсознательные причины, связанные со страхом оказаться отвергнутым обществом. Именно они запускают биохимическую реакцию. Первопричины боязни публичных выступлений зависят от личности, бэкграунда человека:
- детские травмы — унижения в классе, постоянная критика родителей;
- травмирующий опыт выступления в прошлом;
- заниженная самооценка — например, мысль «кто я такой, чтобы меня слушали другие»;
- страх быть осмеянным, освистанным, непонятым;
- волнение, навязанное «доброжелателями» извне — если спикеров рядом с вами трясет, то, вероятно, затрясет и вас;
- состояния депрессии, последствия черепно-мозговых травм, обострения хронических заболеваний;
- страхи, опосредованно связанные с боязнью выступления, например, певица Кэти Перри боится, что толпа прорвет оцепление и проникнет на сцену.
Почему большинство людей испытывают непреодолимый страх при публичном выступлении? Главная причина
Итак, друзья, прежде чем заняться каким-либо делом, нужно обратиться к теории этого дела.
Для того, чтобы преодолеть страх при публичных выступлениях необходимо знать почему он возникает.
Страх – это защитная реакция организма, которая помогает нам избежать фатальных ошибок и угроз для жизни. Умеренный страх, а точнее легкое волнение – это полезная и нужная эмоция в момент нашего выступления. Он помогает нам лучше концентрироваться и не потерять ход мысли. Но чрезмерный страх до дрожи в коленях – это главный противник любого оратора!
2.1. Так что же является главной причиной страха при публичном выступлении?
Все дело в наших древних инстинктах.
Издревле люди все делали вместе, именно так было проще выживать. Вместе охотились и спасались от диких зверей. Вместе защищались от набегов других племен. То есть, отделяться от коллектива было не принято и даже опасно.
А любое публичное выступление – это в первую очередь выражение своей индивидуальности, чаще всего собственной точки зрения. Здесь просто необходимо выделяться из толпы и быть «не таким как все».
Большинству людей это очень трудно сделать.
Чем опасна боязнь сцены
Легкое волнение перед публичным выступлением — вполне нормально. Его испытывает каждый. Иногда оно оказывает положительное действие. Вспомните, как из-за волнения вы пытались сконцентрироваться, очередной раз повторяли речь. В этом нет ничего плохо. Чего не скажешь о глоссофобии.
Патологическая боязнь сцены и публичных выступлений сначала кажется чем-то безобидным. Отчасти это так и есть, если работа не требует общения одновременно с большим количеством людей. Но в случаях, когда человеку нужно часто выступать, начинаются серьезные проблемы. Они затрагивают психическое и физическое здоровье.
Сначала развивается стресс. За ним следует понижение самооценки, появление комплексов. Человек, страдающий глоссофобией, не верит в свои силы, замыкается внутри себя. Порой он пытается заглушить боязнь алкогольными напитками, наркотиками или другими сильно действующими веществами. Но они, как окажется позже, не решают, а лишь усугубляют проблему.
Триггеры страха публичных выступлений
Спусковым крючком для паники может оказаться все что угодно: зависит от прошлого опыта человека, его блокировок. Триггеры бессознательно запускают тревожную реакцию, их сложно отследить, но как тогда справиться со страхом публичных выступлений? Нужно докопаться до сути.
3 основных фактора запускают фобию:
Неизвестность. Когда ситуация нова для нас, мы не может ее контролировать, т. к. не знаем, чего ожидать. Неизвестность запускает панику из-за отсутствия контроля.
Риск
Чем выше цена провала публичного выступления, тем сильнее боязнь: на важной презентации, защите диплома мы боимся сбиться, забыть, как называется сложное понятие, не ответить на каверзные вопросы. Риск потерять авторитет, завалить результаты сложной работы запускает страх даже у опытных спикеров.
Внешние обстоятельства
В состоянии волнения мы остро реагируем на внешние раздражители, которые в комфортной ситуации даже не заметили бы. Звонок мобильника, чей-то смешок, кашель, резкий шум за окном, замена конференц-зала, задержка начала выступления — любая мелочь может стать триггером тревожной реакции.
Когда страх становится проблемой
Совсем не бояться публичных выступлений плохо, так как волнение и выброс адреналина — непременные спутники заинтересованного, воодушевленного оратора. Адреналин «зажигает» спикера, помогает поймать нужную волну, заразить аудиторию интересом к выступлению. Нет эмоций — нет огня. Сильные эмоции заставляют нас двигаться вперед. Волнение — отличная мотивация подготовиться, выложиться перед аудиторией на 100 %.
Адреналин — стимулятор для выступающего, но в слишком больших дозах он парализует человека, лишает воли
Перерождение волнения в панику становится настоящей проблемой, способной испортить карьеру и навредить репутации, поэтому так важно взять ситуацию под контроль
Причины глоссофобии
По мнению психологов, причины появления глоссофобии можно разделить на две большие группы:
- генетические;
- социальные.
К первой группе причин, вызывающих страх сцены, относятся характер, особенности темперамента, повышенная эмоциональность, застенчивость, мнительность. Человек боится, что его осмеют, отвергнут. Для него неприемлемо осуждение и неприятие со стороны окружающих. В этом и состоит главная проблема. С виду несерьезная фобия со временем перерастает в патологическое состояние.
К факторам, провоцирующим развитие боязни сцены, относят и наследственность. Часто дети наследуют не только родительские страхи. Видя их пример, они ведут себя так же. Из причин второй группы особенно выделяется воспитание.
Что может спровоцировать развитие глоссофобии и других подобных страхов? Есть несколько факторов:
- чрезмерная строгость;
- деспотичность;
- наказание за громкие разговоры на людях;
- просьбы вести себя тихо, незаметно.
Все это проводит к тому, что ребенок начинает бояться внимания окружающих. Он становится неуверенным в себе, скромным, застенчивым. Уже во взрослом возрасте такие дети стремятся быть в стороне от общей массы людей, не привлекают лишнего внимания, боятся, что их не поймут или осудят.
Боязнь сцены развивается и в случаях, когда ребенка воспитывают родители-перфекционисты. Они требуют от сына или дочери всегда и во всем быть лучшими. Дети стараются оправдать ожидания. Но ведь быть идеальным невозможно. Рано или поздно ребенок столкнется с трудностями, неудачами и провалами. Это сильно скажется на его самооценке.
Еще одной социальной причиной развития глоссофобии является неудачный опыт публичных выступлений в прошлом. Представьте школьника, выступающего на сцене, например, перед одноклассниками и родителями. Все шло хорошо, как вдруг он допустил досадную ошибку, вызвавшую смех, унижения со стороны слушателей. Как бы чувствовали себя на его месте? Наверняка испытали бы смущение, растерянность и обиду. А может, покинули бы сцену.
Многие взрослые пережили подобные ситуации. Боязнь вновь быть осмеянными и униженными заставляет их робеть, смущаться при необходимости выступать перед группой людей.
И, наконец, последняя причина развития боязни сцены и выступлений — проблемы речи. Глоссофобию в этом случае называют логоневрозом. Страдающие от него люди с удовольствием общаются в кругу друзей и родных. Но общение с большой аудиторией вводит их в ступор. Больше всего они боятся насмешек. И зачастую этот страх оправдан, поскольку в нашем обществе есть люди, нетерпимые к подобным дефектам.
Почему возникает фонофобия (акустикофобия) — боязнь громких звуков?
Боязнь резких звуков называется фонофобия, или акустикофобия
Чтобы понять ее происхождение, обратим внимание на психологические особенности пациентки, о которой шла речь выше. Она — явная представительница звукового вектора
Особенностью таких людей является сверхчувствительный слух, низкий порог слышимости. Звуки, которые для других нормальные, могут восприниматься ими как болезненно громкие и поэтому вызывают желание зажать уши. Это как бить человека с особо чувствительной кожей — будет больнее обычного. Как никто другой, чувствительны они и к смыслам слов.
Человек со звуковым вектором рождается интровертом, сосредоточенным на своих внутренних психических состояниях, и при верном развитии выходит в свою противоположность — к сосредоточению на психических состояниях других людей, то есть развивается экстраверсия в звуковом векторе. Когда звуковик в детстве растет в неблагоприятной звуковой обстановке, то он не приобретает навыка выхода наружу, а наоборот, замыкается вплоть до избирательного контакта. «С другими людьми не могу общаться, они говорят ерунду, не понимают меня», — делится со мной женщина.
Таким образом, если в детстве звуковик был травмирован громкими звуками, скандалами родителей, нежелательными смыслами слов, то он будет более склонен к интроверсии. Будет замыкаться в себе, чтобы не слышать эти звуки и слова, которые травмируют его психику. Часто это и есть одна из причин фонофобии.
Лайфхак для снятия зажима — 3 быстрых упражнения (за 5 минут до начала)
Когда остается все меньше времени до момента выхода на сцену или трибуну, начинает «колбасить».
Имея многолетнюю практику выступлений, зная, как побороть страх публичных выступлений, могу сказать, что волнение никуда не девается, независимо от практики и многочисленных повторов. Оно всегда есть, но уменьшить физическое проявление вполне возможно с помощью этих нехитрых упражнений.
- Упражнение можно сделать прямо перед выходом, когда публика собралась, наступает через 2 минуты Ваша очередь. Это можно сделать незаметно для окружающих.
Основано это упражнение на дыхании. Глубокий вдох – задержка дыхания, — медленный выдох. Можно это делать на счет. 5-5-5 или 7-7-7. У кого как хватит кислорода. Легкие обогащаются кислородом, и происходит не только уравновешение эмоций, но и голова начинает лучше думать, мозг готов к активным действиям. Это приводит: а. к снижению накала эмоций, б. к светлой голове.
- Упражнение основано на физическом напряжении и расслабление. Замечали, что иногда напряжение перед выступлением достигает такого апогея, что спазм перехватывает горло, коленки начинают трястись и пальцы непроизвольно сжимают ручку до белых костяшек. Это напряжение можно быстро снять, буквально за 30 секунд, максимально сжимая пальцы в кулаки, а потом так же с усилием, разжать пальцы и растопырить в сторону. Хорошо бы еще это сделать одновременно пальцами ног, по крайней мере, попытаться. 5 раз этого мышечного напряжения бывает достаточно, что убрать физические проявления страха перед выступлением.
- Умойтесь холодной водой. Сделай глоток воды. Ведь перед выступлением всегда пересыхает от волнения. Это помогает уравновесить кислотно-щелочной баланс, смочить голосовые связки.
И вот пришло время…
Как лечить фонофобию?
Звуковой вектор — единственный, не имеющий материальных желаний. Его устремление — раскрыть бессознательное, то, что движет людьми, обуславливает причины их поведения. Изучая психическое устройство себя и других людей, звуковик отвечает на свой главный вопрос: «Кто я? Зачем я родился?» и находит свое предназначение в Мироздании. Это настолько меняет его состояние, рождает интерес к окружающим людям, что фонофобия отступает.
Многие люди, прошедшие тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана, вылечили фонофобию, избавились от нее навсегда и больше не боятся громких и резких звуков. На тренинге дается определение звукового вектора, его состояний и психического устройства. И тогда становится понятным путь наполнения психических желаний звукового вектора. Как результат осознания психики — уходят тяжелые звуковые состояния: фонофобия, бессонница, депрессия, суицидальные мысли.
Кроме того, после тренинга значительно повышается стрессоустойчивость, что помогает звуковику комфортно чувствовать себя даже в шумной обстановке и не страдать от этого. Почему? Потому что он приобретает навык системного мышления, наблюдения, объективного видения мира. Ранее интровертированный звуковик выходит наружу! Это позволяет выполнять назначение звукового вектора и прекращает боязнь резких и громких звуков.
Многие люди также пишут, что раньше не вынимали из ушей наушники и не мыслили своей жизни без них, а теперь, пройдя тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана, предпочитают слушать разговоры людей на улице. Есть также много отзывов по улучшению слуха, но это тема для отдельной статьи.
Корректор: Наталья Коновалова
Что скрывается за страхом выступать на публике?
Евгения Чернега (Практикующий психолог)
•
Нужно разобраться с тем, чего на самом деле боится человек, когда он боится выступать. Боится ли он быть непринятым другими? Выглядеть глупо или испытать унижение со стороны других людей и потерять репутацию? Боится ли разрушить свой идеальный образ себя, не оправдав своих представлений о себе? Боится ли ответственности выступить от имени всей команды? Боится ли он физиологических реакций своего тела на стресс? Боится ли он потерять контроль? Боится ли он неизвестности – кто знает, как там пойдет выступление? Боится ли он, что ему причинят зло? Нужно разложить глобальный большой страх публичного выступления на компоненты и разбираться с ними по отдельности.
Как заставить волнение работать на вас
Вы наверняка читали или слышали рекомендацию: «Будьте честны с аудиторией и заявите, что вы волнуетесь». Не соглашусь — это может быть неправильно воспринято вашими слушателями. Если совсем тяжело, можете сказать, что для вас «волнительно выступать сегодня перед этой аудиторией» или «быть частью такого проекта». Подобные фразы носят более позитивный оттенок.
Тем не менее, даже в состоянии серьезного стресса, вы можете воспользоваться помощью зала. Что это значит?
Вовлекайте людей в свое выступление. Конечно, мы не говорим об изначально формальных докладах и отчетах, потому что здесь мало творчества. Речь именно о выступлении, об общении с аудиторией. Задавайте вопросы. Если формат мероприятия не предполагает ответов, то это может быть побуждение к действию. Например: «подумайте», «вспомните», «представьте», «а как это у вас было в первый раз»… Это тоже некий диалог с аудиторией. Попросить поднять руки, сделать еще что-то — отличный ход.
Несмотря на то, что мы взрослые люди, мы все любим играть. Когда вы вызываете эмоции, вас запоминают как правильного спикера.