Режимы экспозамера
К счастью, производители цифровых зеркальных фотоаппаратов предлагают нам самим выбирать режим измерения экспозиции, благодаря чему возможно несколько компенсировать недостатки, возникающие из-за системы замера по отраженному свету.
Существует три основных режима замера экспозиции: матричный (также его часто называют оценочным, многозначным, мультизонным, это зависит от производителя), центро-взвешенный и точечный. Сейчас быстро разберемся, чем же они друг от друга отличаются:
Матричный режим
Концепция матричного замера на самом деле очень проста для понимания. Для замера экспозиции кадр разделяется на зоны, после чего в каждой отдельно взятой зоне измеряется яркость, соотношение света и тени. В итоге выводится среднее значение для всех охваченных зон изображения, на основе которого и устанавливается экспозиция.
Все кажется довольно простым, однако матричная система имеет весьма сложный алгоритм, который вырабатывается всеми производителями индивидуально и держится в секрете. В зависимости от производителя, в процессе замера кадр разбивается на разное количество зон, у каких-то аппаратов это число не так уж велико, а у каких-то достигает и тысячи.
В процессе экспозамера помимо света учитываются и другие факторы, например, расстояние между камерой и объектом съемки, цвета, точка фокусировки. У компании Nikon даже есть встроенная база данных, содержащая более чем 30000 различных фотографий часто встречающихся сюжетов, которые были сделаны при самом оптимальном значении экспозиции. При определении экспозиции фотокамера может ссылаться на эти фотографии, беря их за шаблон.
Центровзвешенный режим
При центровзвешенном режиме замер экспозиции происходит приблизительно на 60-80% изображения и измеряется по центральной зоне, имеющей форму круга. Некоторые фотокамеры оснащены функцией регулировки размера этого круга. Области, расположенные по краям фотографии практически никак не влияют на замер экспозиции, однако, при подсчете хоть незначительно, но все же учитываются.
Раньше этот метод замера считался базовым, а сейчас используется в компактных фотокамерах в качестве основного. Почему именно он? Потому что, как правило, объект съемки все-таки находится ближе к середине кадра, а не у его границ, поэтому определять экспозицию по центру изображения вполне логично.
Точечный и частичный режимы
Точечный и частичный режимы между собой похожи, они работают по одному принципу: в качестве области для замера экспозиции они берут очень маленькие участки изображения (как правило, в центре кадра). У точечного экспозамера эта область равна приблизительно 1-5% от всего изображения, частичный замер охватывает область чуть больше, примерно 15% от всего кадра. На камерах некоторых производителей так называемую область замера экспозиции можно смещать от центра к углам кадра.
Точечный замер позволяет весьма точно проэкспонировать отдельно взятые, небольшие относительно всего изображения фрагменты. Максимально эффективен точечный замер при съемке высококонтрастных изображений, когда объект хорошо освещен, а фон находится в тени или наоборот, когда объект обрамляется яркими светом.
Где я могу установить режим камеры?
Диск режимов камеры обычно хорошо виден на всех начальных и полупрофессиональных камерах — это большой вращающийся круг, на котором режимы указаны как «P», «S», «A» и «M» в зеркальных фотокамерах Nikon и «P», «Tv», «Av» и «M» в зеркальных фотокамерах Canon. Вот изображение шкалы режимов на цифровой зеркальной камере Nikon D5000 (выделено красным кружком):
Режим камеры на Nikon D5000
А вот на Canon 50D:
Режим камеры на Canon 50D
На профессиональных камерах переключатель режимов может выглядеть по другому. Взгляните на фотографию Nikon D300s, на которой есть маленькая кнопка «Режим» в верхней правой части камеры:
Режим камеры на Nikon D300s
Куда пойти учится за реальными знаниями?
У вас всегда есть выбор: учится самим, или доверится профессионалам. Наш совет — это уважать свое время и посетить университетскую программу по фотографии. Так вы будете уверены, что вся информация разложена по полочкам, вы понимаете, что учите, а главное – с какой целью.
Преимущества Профессии Фотографа в онлайн-университете Primeclass:
- Вы учитесь онлайн, в комфортных для вас условиях.
- Вы получите реальные знания в выбранной области, которые с легкостью сможете применять в жизни.
- С вами будут работать профессионалы своего дела. А по окончанию обучения у вас будет собственное портфолио, а также знания и опыт.
- Практика, практика и еще раз практика. Вы сможете набить руку и по окончанию обучения будете чувствовать себя гораздо увереннее.
Если вы хотите проявлять креативность в каждом кадре, научится организовывать съемку, снимать на профессиональную фототехнику и даже смартфон, сделать себе портфолио и в процессе обучения уже получить первые заказы — оставьте заявку консультанту по обучению.
Преподаватель нашей школы – Александр Сляднев, фотограф, Член Украинской Ассоциации Профессиональных Фотографов (UAPF). Входит в сотню лучших фуд-фотографов мира по версии The British Journal of Photography. Также, автор кулинарных книг, отмеченных изданиями New York Times и Washington Post. В портфолио – сотни ресторанов с Мишленовскими звездами и лучшие шеф-повара мира.
Вы можете выбрать удобное для вас направление:
- Профессия (6-17 месяцев)
- Навык (1-6 месяцев)
Сколько я буду зарабатывать?
Мы провели исследование и разобрались сколько зарабатывают фотографы разных стран.
Основные критерии, которые нужно учитывать, когда формируете цены на свои услуги:
- свой прожиточный минимум;
- износ оборудования;
- арендную плату студии;
- расходные материалы.
Далее вы суммируете все свои расходы, и исходя из полученной цифры четко понимаете, сколько должны зарабатывать в месяц, чтобы покрыть расходы и получить прибыль. Теперь вы можете поделить приблизительное количество человек в день на полученную сумму и установить вашу цену на услугу.
Безусловно, с ростом вашей профессиональности вы можете корректировать ценник. Тут играет роль ваше имя, на сколько оно известно. Ведь все мы знаем, что за известным именем стоит качественная работа, за которую нужно соответствующе платить.
Творческие детали
1. Соединитесь с человеком с портрета
Рецепт хорошего портрета — это больше, чем просто фото и осветительное оборудование. Всё начинается с того, что фотограф прилагает особые усилия, чтобы найти общий язык с человеком, которого фотографирует. Часто это может включать предварительное знакомство с человеком и с его интересами: от знакомство с увлечениями человека, с его жизненными позициями и вплоть до того, какую музыку он предпочитает.
Всё это раскрепостит вашу модель и он или она в будут чувствовать себя комфортно в вашей студии. Особенно, если вы еще поставите его любимую музыку.
Если вы делаете портрет для самого человека (а не для журнала, к примеру), то заранее спросите, расспросите, какая у него любимая одежда, есть ли угол лица, поза или даже прошлый портрет, который им больше всего нравится; а также то, есть ли у портрета, который вы снимаете какие-либо производственные характеристики, которые вам нужно заранее знать.
2. На чём сфокусироваться в портретной фотографии
Основное правило при съёмке портрета — фотограф всегда должен фокусироваться на глазах человека, которого он фотографирует. Ведь не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Поэтому в портретной фотографии глаза, это важнейший элемент. По глазам зритель сможет прочитать радость, боль, страх и множество других эмоций, которые передаются на фотографии.
3. Продумайте композицию
Жанр портрета, это не фото на документы, когда вы фотографируете человека «в лоб» и получаете плоский, безжизненный снимок
И в жанре портрета выстраивание композиции не менее важно, чем в других жанрах фотографии
Не ленитесь продумывать композицию. Вместо этого отодвиньтесь назад и заполните кадр пространством. Расположение человека на одной стороне кадра — это хороший способ поэкспериментировать. Также попробуйте различные варианты глубины резкости.
4. Позирование для портрета
То, как ваш объект стоит и выглядит, имеет огромное влияние на результат. Небольшое изменение выражения лица — например, улыбка или её отсутствие — может радикально изменить ощущение фотографии.
Во время съемки попытайтесь запечатлеть различные выражения, чтобы после съемки вы могли выбрать то, что вам больше нравится.
Также подумайте о создании портретов, когда человек смотрит в сторону, вверх или вниз. Поиграйте и посмотрите, что работает.
5. Цветное фото или чёрно-белое
Чёрно-белая фотография обладает своим шармом. И она всегда будет актуальной. Поэтому заранее подумайте, делать портрет цветным или чёрно-белым. Конечно, вы можете подумать, что из цветной фотографии сделать чёрно-белое фото, это всего лишь сдвинуть один ползунок, например, с помощью корректирующего слоя в программе Photoshop.
Да, технически несложно преобразовать цветной снимок в чёрно-белый. Но есть один нюанс — это использование мягкого или жёсткого света. Если вкратце, то для освещения цветных портретов, больше используются мягкие источники света, например, софтбоксы. При съёмке чёрно-белых портретов, чаще используется жёсткий свет, например, свет солнца, как это делается в схеме освещения Рембрандта.
И эту разницу в освещении, при постобработке будет невозможно полностью компенсировать.
Немного теории. Какими бывают портреты?
Портреты бывают в полный рост, «поясной» (фото по пояс) или классический (по плечи). Портрет может быть постановочным, репортажным или официальным. Портретные снимки для документов — это тема отдельной статье, в ближайшем будущем мы обязательно ее затронем.
Постановочный портрет снимается в условиях студии или фотоателье, где фотограф имеет все, что необходимо для творчества: аппаратуру и оптику, осветительные приборы. В этом случае вряд ли уместно будет фотографировать смартфоном, когда под рукой несколько полноценных фотоаппаратов. Впрочем, постановочный портрет не всегда снимается в таких замечательных условиях (улица, природа и естественное освещение), а значит некоторые принципы студийной съемки мы можем позаимствовать для мобильной фотографии.
Репортажный портрет значительно отличается от студийного своей непосредственностью и динамичностью, а также включением в кадр обстановки, в которой живет или работает человек. Причем обстановка здесь не просто композиционный материал, заполняющий картинную плоскость. Она должна много рассказать о человеке, о его профессии или любимых занятиях с тем, чтобы углубить или расширить образную характеристику. Иными словами, как сделать идеальный репортажный портрет? Не иначе, как фотографировать смартфоном. Ведь именно мобильная съемка позволяет сделать снимок «врасплох», хотя, конечно, человек знает о съемке и готов к ней.
Официальный портрет. Здесь нам нужно показать не только характер и особые, присущие данному человеку черты, но также и его заслуги, достижения. Если не говорить о крупных военачальниках, чьи портреты висят в музеях, вспомните портреты руководителей организаций для веб-сайтов, периодических изданий (журналов и газет). Мобильная портретная съемка здесь будет очень кстати.
Пожалуй, главная идея о том, как фотографировать смартфоном и получать непревзойденные портреты, заключается в следующем. Создание портретов основано на наблюдении и непосредственно запечатлении характерного состояния человека, его деятельности, общения с другими людьми, природой и так далее. Это достигается, прежде всего, выбора точки съемки, крупности плана, момента съемки, соотношения объекта и фона. Качество каждой мобильной портретной работы в значительной мере определяет выражение лица и поза портретируемого.
Как создать хороший фотопортрет?
Будьте психологом
Для этого надо быть очень терпеливым и уметь внимательно наблюдать. Профессиональный фотограф является еще и замечательным психологом. Не стоит торопиться сделать очередной кадр. Внимательно изучите свою модель, отметив ее индивидуальные жесты, движения, повороты тела и т.д. Для идеального кадра придется сделать очень много снимков.
Правильно скомпонуйте кадр
Известно, что в искусстве фотографирования нет подразделения на «правильное» и «неправильное» (за исключением фото на паспорт). При создании художественных портретов можно применить больше творчества. Стандартный портрет надо фотографировать в вертикальном положении, правда и горизонтальная (альбомная) съемка здесь разрешена. Ведь она позволяет максимально полно показать фон.
Выберите правильный фокус при съемке портрета
Это очень важный момент при портретном фотографировании. Правильнее всего фокусироваться на глазах своей модели, или на том глазе, который находится ближе к зрителю.
Очень важно менять значение диафрагмы, для того, чтобы достигнуть правильных показателей. Посоветовать какой-то определенной для этого величины невозможно, так как это значение зависит от каждой индивидуальной ситуации
Здесь надо просто экспериментировать.
Недопустите распространенную ошибку начинающих фотографов
Одной из ошибок всех новичков является то, что применяется неверное кадрирование, то есть обрезаются руки, голени, так же это касается того момента, когда руки модели находятся в карманах. Надо предложить человеку позу со скрещенными на груди руками, поднять их к лицу или же просто взять какой-либо предмет.
Определитесь с ракурсом фотосъемки
Если вы фотографируете с нижней точки, то надо учесть, что модель будет занимать доминирующее положение, а при создании кадра сверху вниз, человек кажется более слабым и подчиненным. Именно поэтому ребенка лучше всего снимать в положении «на уровне глаз», для чего следует немного присесть.
Делайте много разных кадров портрета
При фотографировании некоторых людей не имеет важного значения свет и перспектива, так как они в любом случае получаются хорошо. А вот другие модели более выигрышно смотрятся при съемке их только в фас
Такая черта как фотогеничность является одной из сложных задач, поставленных перед фотографом, которую ему предстоит решить. При работе с очередной моделью пытайтесь делать снимки ее разных поз и мимики, ведь создание привлекательного портретного снимка полностью зависит от мастерства фотографа.
Вы участвуете в этих фотоконкурсах?
Начало: 15-07-2022 Тема: июльский пейзаж Жанр: пейзаж |
Начало: 30-06-2022 Тема: напиток Жанр: фотография еды (фуд-фотография) |
Интересные публикации на сайте
Сделали интересный кадр, но он получился блеклым или немного размытым? Ситуацию можно исправить, обработав снимок на компьютере. В этой статье расскажем, как улучшить качество фото за считанные минуты… |
Термин «экспозиция» обозначает объем светового излучения, который попадает на чувствительный к свету материал за конкретный отрезок времени. На экспозицию влияют три фактора – чувств… |
Новые фотоконкурсы на сайте
Начало: 15-07-2022 Тема: июльский пейзаж Жанр: пейзаж |
Начало: 01-07-2022 Тема: настроение человека Жанр: портрет, жанровая фотография |
Фотографируйте подальше от фона
Чтобы сделать хорошие портреты, убедитесь, что ваша модель не стоит слишком близко к фону.
Если использовать студийный фон или стену в офисе, то на нем не должно быть теней от посторонних объектов, которых нет в кадре. Лишние тени делают портреты менее профессиональными.
Для портретов на открытом воздухе я настоятельно рекомендую отделять модель от фона. Получающееся боке создаст красивый фон, особенно при съемке с широко открытой диафрагмой. Обычно я стремлюсь к диафрагме f 4 для съемок на открытом воздухе с естественным светом. Для фотосессии в студии лучше применять диафрагму f 8.
Авто (Зеленый квадратик)
В режиме Авто ваша камера автоматически установит для вас выдержку, диафрагму, ISO, баланс белого и даже встроенную вспышку.
Преимущества: это отличный вариант для новичков – но не становитесь зависимым от него! Используйте его лишь до тех пор, пока не научитесь настраивать камеру самостоятельно.
Недостатки: в определенных условиях освещения автоматические настройки могут привести к нежелательному результату. Например, портрет, сделанный при контровом освещении, будет отображать только силуэт. В условиях низкой освещенности изображение может получиться размытым и зернистым; также камера может выбрать использование встроенной вспышки, чтобы добавить немного света, и многие модели фотокамер не имеют функции отключения вспышки, если вы не желаете ее использовать.
Когда использовать: каждый раз, когда вы используете свою камеру в качестве компактной, это ваш режим.
Этот портрет был намеренно сделан на солнце в режиме Авто. Камера проделала достойную работу по настройке экспозиции, но все же снимок на 1/2 шага недоэкспонирован. Настройки авто экспозиции такие: выдержка 1/250 сек., диафрагма f/6.3, ISO 100. Если выдержка и ISO приемлемы, то диафрагму можно было бы уменьшить и сделать фон менее отвлекающим.
Точка съемки и композиция снимка
Выбирая точку съемки, не стоит забывать о том, какое влияние она оказывает на композицию и художественность фотографии. Для того чтобы более успешно раскрыть задуманный сюжет и смысл содержания снимка, вам стоит относиться к выбору точки съемки со всей ответственностью, а не просто щелкать направо и налево.
У фотографа довольно много различных задач, которые необходимо решить во время съемки. Одна из таких задач – это композиция в фотографии. Вообще данное понятие заключает в себе идеальное сочетание всех элементов: мы смотрим на линейное, световое, тональное построение кадра, а также на общий колорит снимка.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеописанных элементов, фотограф способен создать систему, которая добавит фотографии художественной выразительности, а она, в свою очередь, вызовет интерес у зрителя.
Предлагаем вам пример того, когда фотография сделана без тщательного подбора точки съемки, когда снимок был сделан бездумно, будто для протокола.
Такого рода фотоснимки никак не могут претендовать на титул «красивое фото», они не обладают высокохудожественной ценностью, а лишь вызывают некоторое раздражение. В хорошо скомпанованном кадре нет места лишним деталям – здесь все тесно связанно друг с другом и расположено в нужных точках плоскости. В фотографическом искусстве имеется целый свод правил и различных требований, руководствуясь которыми, можно создать хорошую композицию. Отдельные правила даже имеют статус закона.
Но законы композиции – это достаточно важный и обширный вопрос, изложение которого, увы и ах, не входит в задачу этой статьи и требует отдельного рассмотрения. Если вы хотите узнать поподробней о композиции, вы можете прочитать об этом здесь.
Принцип работы цифровой фотокамеры
Под термином фотография принято понимать фиксацию видимой картины действительности посредством света. Основными элементами для получения изображения являются объектив, через который в камеру попадает свет, открывающаяся/закрывающаяся шторка перед чувствительным к свету приемником и сам световой приемник.
Модельный ряд фотокамер по принципу формирования изображения принято подразделять на беззеркальные аппараты, которые из-за простоты и ценовой доступности в народе называют «мыльницами», и «зеркалки» (зеркальные фотоаппараты). Основное различие этих устройств состоит в наличии у последних специальных зеркал, за счет которых фотограф на экране камеры видит снимаемое изображение без задержки, что не доступно при использовании «мыльницы».
К основным параметрам, которыми приходится манипулировать фотографу для съемки в различных условиях, относятся:
- экспозиция,
- ГРИП,
- фокусировка,
- светочувствительность матрицы (ISO),
- баланс белого.
Все эти параметры тесно взаимосвязаны, и для качественной съемки важно правильно их настроить. Профессионалам и начинающим фотографам приходится вести съемку в разной обстановке: снимать движущиеся или статические объекты, освещенность может быть разной в зависимости от погодных условий или времени суток
Поэтому важно знать возможности фотоаппарата и особенности его настройки для работы в различных условиях, например, для съемки в помещении.
Работа с моделью
Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно — непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.
В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.
Инструменты настройки цифровой фототехники
Главные проблемы, которые приходится решать начинающему пользователю продвинутой фотоаппаратуры, состоят в изучении и использовании инструментов настройки:
- для предметной съемки;
- для съемки пейзажей, природы, птиц и животных;
- ведение фоторепортажей со спортивных или культурных событий;
- для съемки в студии и другие фотоработы.
Важно знать понятие «экспозиция» — оно определяет количество и время воздействия светового потока на матрицу. Инструментами для настройки экспозиции являются выдержка и диафрагма
И первая ступенька в поиске ответа на вопрос, как настроить фотоаппарат, состоит в понимании манипулирования этими параметрами.
Выдержка
Выдержка определяет то время, которое свет при открытой шторке воздействует на матрицу. За это время светом, проходящим через объектив и открытую шторку, на матрицу записывается изображение. Шторка открывается в момент нажатия на кнопку пуск. Выдержка бывает разной, в зависимости от условий съемки короткой или длинной. Параметр обозначается в числовом формате: 1/500 секунды, 1/8000 секунды, например.
Настройка выдержки Canon EOS 600D
Для съемки динамических моментов, таких как спортсмены в движении или птицы в полете, применяется короткая выдержка. Настраивать аппаратуру на длинную выдержку рекомендуется в случае съемки при плохих условиях освещенности.
Диафрагма
Выдержка тесно связана не только с условиями освещенности, но и с другим настраиваемым параметром — диафрагмой, которая определяет количество света. Диафрагма представляет собой механическую деталь объектива в виде меняющихся в размере лепестков с отверстием в центе. Регулированием размера этих лепестков достигается увеличение или уменьшения отверстия для светового потока, что в свою очередь определяет количество света, которое контактирует с матрицей. Диафрагма также обозначается символом «f» с цифрой: f5.6, f16, например. Чем выше числовое значение диафрагмы, тем меньше образуемое для светового потока отверстие.
Величина отверстия диафрагмы тесно связана с глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП), а та, в свою очередь, с фокусировкой.
Фокусировка и ГРИП
Общепринятый прием в фотографировании, когда снимаемый объект выбирается центром максимального наведения резкости (фокуса). Наводка ГРИП на объект съемки называется фокусировкой.
Фотоаппараты и камеры на телефоне, как правило, оснащаются автоматической фокусировкой. Техника профессионального уровня помимо автоматического режима оснащается возможностью настраивать глубину резкости и фокус вручную. Техническое решение может быть разным: применяется механический или электронный способ фокусировки. Управление осуществляется как нажатием определенной кнопки, так и с помощью вращения фокусировочного кольца объектива.
ISO матрицы
На настройку экспозиции кадра влияет и такой параметр, как ISO матрицы. У пленочных аппаратов параметр выражался светочувствительностью пленки, которая отмечается маркировкой 100, 200 или 400 на коробке. В цифровых аппаратах ISO можно настроить для каждого отдельного кадра. Данный параметр актуален для настройки зеркального фотоаппарата, поскольку эту технику применяют в разных режимах съемки. Так, для фотографирования пейзажей оптимально выставить значение 1600, в портретных работах 3200, а для сюжетных фоторепортажей значение может достигать 6400. В полупрофессиональной технике чаще всего используются значения от 100 до 1600.
Баланс белого
Любые условия освещения имеют свою температуру, и этим фактом объясняется такое понятие как теплые и холодные оттенки света
Чтобы фотография была максимально приближена к реальности по отображению цветов, важно отлеживать и регулировать параметр «баланс белого». Иначе при одинаковых настройках в разных ситуациях могут получаться испорченные снимки с преобладанием красного или синего оттенков
Перед началом съемки настройку баланса белого рекомендуется проводить по белому листу бумаги, который должен так же отображаться и на смотровом экране фотоаппарата. При необходимости температуру в настройке можно увеличить или уменьшить, чтобы добиться желаемого результата.
Необычная портретная съёмка: идеи и примеры
Чтобы вдохновить вас на необычную фотосессию, делимся примерами из интернета и портфолио фотографов, которые зарегистрированы на портале Barb.pro. Эти идеи подойдут и для профессиональной съёмки, и для селфи.
Модный тренд в художественной портретной фотографии – съёмка отражения в небольшом зеркале. В весенне-летний сезон она проводится на природе – чаще всего в поле. Правильное расположение объектива позволяет спрятать модель, оставив в кадре только зеркало с отражением.
Повторить этот фокус можно в условиях домашней или студийной фотосъёмки, причём даже в формате селфи.
Игра светотеней на лице – ещё одна удачная идея. Но для качественного фото здесь требуется участие профессионала.
Портретная фотосессия в чёрно-белой гамме – отличная идея для съёмок в студии и на улице. Монохромное оформление придаёт снимкам глубину и драматизм, нивелирует мелкие эстетические недостатки.
Фото Карины Романенко (Одесса)
Ещё одна креативная идея – прикрыть рукой часть лица. В зависимости от ракурса так можно подкорректировать овал или подчеркнуть красивую линию скул, сделать акцент на губах. Лицо можно прикрывать не только рукой, но и веточкой дерева, на фоне которого позирует модель.
Фото Антонины Риги
Фото Анастасии Котомкиной
Фото Андрея Алсуфьева (Киев)
Фото Светланы Мнишенко
Для портретной фотосессии поза лёжа – редкость. Однако это одна из удачных идей для съёмок на природе, особенно если задействован красивый реквизит и эффектное платье. Ещё один акцент делается на длинных распущенных волосах, которые подчёркивают женственность образа.
Фото Анастасии Мельниковой
Фото Яны Томашук
Актуальны и портретные фото в профиль. Эффектнее всего они смотрятся на тёмном фоне: черты лица становятся чётче, а фокус фиксируется на лице модели.
Фото Дмитрия Яловенко
И это далеко не полный список идей! Ещё больше вариантов предложит фотограф, когда вы будете вместе обсуждать идеи для съёмки и концепцию образа. Правильные ракурсы, реквизит, красивая причёска и макияж покажут лицо модели с самых выигрышных сторон.
Выбираем фототехнику
На подготовительном этапе необходимо определиться с тем, на что вы будете снимать и какую оптику использовать. Предпочтительнее остановить свой выбор на зеркальной камере, которая быстрее реагирует на команды и дает возможность менять объективы. С ней у вас будет возможность выбирать разнообразные режимы съемки, в том числе ручной, который позволит расширить список возможностей и добиться желаемого результата. С зеркальной камерой вы сможете решить любые творческие задачи и снимать при самых разных условиях, даже если речь идет о плохой освещенности.
Когда подходящая камера подобрана, можно переходить к выбору оптики — то есть объектива, который наилучшим образом “захватит” человека в кадр. От того, какой тип портрета вы собираетесь создать, зависит то, какой объектив нужно использовать. Всего можно выделить три основных типа портретной фотографии:
- крупный план, где в кадре только лицо;
- средний план или полуростовой по грудь;
- общий план, в котором человек запечатлен в полный рост.
Для каждого из этих типов можно подобрать свой идеальный объектив. Правильно подобранный, он никогда не исказит картинку и наиболее точно передаст формы и пропорции. Именно поэтому для крупных планов стоит присмотреться к оптике с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм, для средних — с 50 мм, а для фотографий в полный рост выберете объектив в 30 мм. Конечно, эти цифры — лишь усредненный вариант, ведь в фотографии, как и в любом другом виде искусства всегда есть место эксперименту и необычным решениям.
Выбирайте объективы с мягко рисующей оптикой — они помогают скрыть неровности лица и сделать акцент на чертах лица модели, таких как рот, глаза, лоб.
А нельзя ли исправить ошибки позже?
Что касается экспозиции, то нет, нельзя. Передержка недопустима в цифровой фотографии. Даже если вы снимаете в RAW, возможности RAW-конвертеров (вопреки заверениям разработчиков) весьма ограничены по части вытягивания выбитых светов. Недодержку исправить проще, хотя ценой этому будет повышение уровня шумов в тенях.
Правильная установка баланса белого некритична при съёмке в RAW – вы с лёгкостью можете изменить баланс при конвертации. Исправление же неправильного баланса белого в JPEG-файле может стать весьма трудоёмкой, хотя и осуществимой задачей. Тем не менее, я предпочитаю по возможности сразу устанавливать баланс белого, даже при съёмке в RAW. Это позволяет мне более аккуратно оценивать экспозицию по отдельным каналам при помощи цветной гистограммы, а кроме того мои снимки выглядят более эстетично ещё до конвертации в JPEG.
Подведем итоги
Искусство фотографии — это целый огромный мир, который можно изучать бесконечно. Если на старте автоматических настроек будет достаточно, то дальше вам просто станет скучно и захочется экспериментов.
Разберитесь в экспозиции: выставляйте разные настройки диафрагмы, выдержки и ISO в зависимости от места съемки. Только постоянная практика поможет вам делать невероятные кадры с первого щелчка.
Однако, не зацикливайтесь только на настройках. Если вы не можете выстроить композицию, не спасет даже самая профессиональная камера и идеальная экспозиция. Тренируйте насмотренность, общайтесь с коллегами, смотрите обучающие видеоролики — в сети достаточно бесплатного обучающего материала для начинающих фотографов. Например, на сайте Fototips можно узнать много полезного об объективах и их видах, а на Pinterest легко получить вдохновение и найти подходящие референсы для съемки.
В нашем блоге вы тоже можете найти много полезного:
- Вдохновитесь идеями для домашней фотосессии. Поверьте, даже в небольшой квартире можно сделать классные кадры!
- Не боитесь промокнуть? Тогда отправляйтесь за эпичными снимками в дождливую погоду! Читайте о правилах съемки в таких условиях в нашем подробном гайде.
- Не справились с экспозицией и получили засвеченные снимки? Читайте, как поправить это в фоторедакторе.
- А если вы уже разобрались с экспозицией и готовы перейти на следующий уровень, попробуйте разобраться в колористике. В этом вам помогут наша статья о цветовом круге Иттена и разбор цветовых схем в кинематографе.
Читайте, практикуйтесь, совершайте ошибки и в итоге вы станете настоящим мастером фотографии! Удачи