Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. идеальные пропорции лица

Введение

Съемка портретов – дело непростое

Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно

Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, — это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.

На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.

Создаем рабочую атмосферу

Многие люди, которые не являются профессиональными моделями, но хотят иметь качественные снимки, во время фотосессии замыкаются в себе и становятся неуверенными. В таких случаях фотографу надо не просто уметь обращаться с камерой, но и знать, как настроить человека на рабочий творческий лад, в котором не будет места стеснению — то есть, отчасти даже побыть психологом.

Хорошим способом подготовить к съемке непрофессиональную модель будет просто попросить ее заранее покрутиться перед зеркалом и поискать удачные углы и ракурсы съемки. Так человек будет знать, что ему делать перед камерой.

Важно понимать, что чем раскрепощеннее и непосредственнее вы общаетесь с моделью, тем лучше. Говорите на отвлеченные темы, шутите, рассказывайте о своих планах и том, что вы хотели бы отразить на снимках — и тогда даже самый стеснительный человек начнет понемногу “оттаивать”

И сами всегда работайте с уверенностью на лице и боевым (в хорошем смысле слова) настроением, чтобы модели не передалось ваше состояние.

Как размещать глаза?

Чтобы вычислить ширину глаз и промежуток между ними линию глаз необходимо разделить на 8 участков. Их непременно следует сделать одинаковыми.

Рисуя, нужно учитывать, что:

  • между глазами есть промежуток для глаза (2/8);
  • глаза обычно бывают шириной в 2/8;
  • от уголков глаз, размещённых возле висков, до силуэта головы следует сохранить 1/8 (ширину половины глаза).

У всех людей соотношение бывает различным. Деление оси на 8 областей не обязательно совершать каждый раз, но это хороший способ проверить себя. Оно помогает правильно выстраивать размер глаз. Благодаря этому, они не будут чересчур огромными или маленькими.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей – каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

О том, что такое фотография…

«Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли» — Аарон Сискинд

«Фотография-это история, которую я не могу выразить словами» — Destin Sparks

«Самое лучшее в картине то, что она никогда не меняется, даже когда на ней изображены люди» — Энди Уорхол

«Слеза содержит океан. Фотограф осознает крошечные моменты в жизни человека, которые раскрывают большие истины» — Анонимно

«Камера – это инструмент, который учит людей видеть без камеры» — Доротея Ланге

«Камера-это глаз истории» — Мэтью Брэди

«Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны глазом, сердцем и головой» — Анри Картье-Брессон

«Фотография – это тайна о тайне. Чем больше она говорит вам, тем меньше вы знаете» — Диана Арбус

«Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон

«Великая фотография — это глубина ощущения, а не глубина резкости» — Питер Адамс

«Фотография прекрасно справляется с внешностью, но ничто не является тем, чем кажется» — Дуэйн Михалс

«Что мне нравится в фотографиях, так это то, что они запечатлевают момент, который ушел навсегда, который невозможно повторить» — Карл Лагерфельд

«Все фотографии – memento mori. Фотографировать — значит участвовать в смертности, уязвимости, изменчивости другого человека (или вещи). Точно отсекая этот момент и замораживая его, все фотографии свидетельствуют о безжалостном таянии времени» — Сьюзен Сонтаг

«Желание открыть для себя, желание двигаться, запечатлеть колорит – это три понятия, которые описывают искусство фотографии» — Хельмут Ньютон

Alfred Stieglitz

Тени в искусстве

Kumi Yamashita

Тени по своей природе мимолётны, так что трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их для создания произведений искусства. Но современные «теневые художники» достигли невиданных высот в использовании теней. Художники используют тщательное позиционирование различных объектов для того, чтобы создавать красивые теневые образы людей, предметов или слов.

Kumi Yamashita

Наиболее заметные художники в этой области — Куми Ямашита и Фред Ердекенс.

Fred Eerdekens Fred Eerdekens Fred Eerdekens Fred Eerdekens

Конечно, у теней несколько жутковатая репутация, и многие «теневые художники» используют в своих работах тематику ужасов, разрухи и городского упадка. Этим славятся Тим Нобл и Сью Вебстер. Самое известное их произведение называется «Грязный белый мусор», в котором мусорная куча бросает тень на двух людей, которые пьют и курят. В другой работе видна тень птицы, возможно, тень ворона, который клюёт пару отрубленных голов, насаженных на колья.

Tim Noble & Sue Webster Tim Noble & Sue Webster

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта

Виды портретов

Существует несколько видов портретов. Различают их по разным признакам.

Одиночный, двойной, групповой

В зависимости от количества изображаемых людей, портрет может быть одиночным, двойным или групповым. Даже если изображены две картины, и на каждой по одному человеку, а в целом они составляют единое целое (диптих), то такие портреты тоже считаются парными.

Среди групповых портретов также следует отметить портретные галереи. Это либо коллекции одного художника, изображающие разных людей, либо картины членов одной семьи – здравствующие и умершие.

Рембрандт. Ночной дозор (13)

Размерный

В зависимости от размера портреты также разделяют на картины «в натуру», увеличенные, миниатюрные, малоформатные.

Миниатюры часто изображали в медальонах, на геммах (ювелирных камнях), делали специальные маленькие работы в рамки для личного пользования. Портреты в натуральную величину, а также увеличенные огромные картины заказывали знатные особы.

Автор неизвестен. Камея Гонзага (Двойной портрет Птоломея и Арсинои) (14)

Парадный и камерный

Изображение одного или нескольких людей в полный рост называется парадным портретом. Чаще всего изображают человека на архитектурном или природном фоне, знатных особ – в дорогих покоях и залах.

Камерный портрет – частичное изображение человека. Бывают поясные, погрудные и оплечные. Обычно пишут на нейтральном фоне, либо в домашней обстановке. Также к камерным относят и интимные портреты.

Станковый и монументальный

Станковый портрет имеет самостоятельное значение. Это картина человека, его бюст, статуя, графический рисунок или фотография. Главное здесь – сама модель.

К монументальным портретам относятся фрески, рельефы, статуи.

Костюмированный

Модель должна быть представлена в непривычной для человека одежде, с заимствованными аксессуарами, в окружении специально подобранных предметов или на нейтральном фоне. Обычно это люди в литературном, театральном, историческом образе, в виде аллегории, мифического или фантастического существа.

А.Я. Головин. Портрет Шаляпина в образе Олоферна (15)

Сатирический

Карикатуры и шаржи возникли давно, но свою популярность получили в современное время. Такие картины писали и в XIX веке, высмеивая негативные черты конкретного человека, и рисуют сейчас, больше для развлечения.

Автопортрет

Если художник изображает сам себя, такая работа называется автопортретом. Пишут их с помощью зеркала, а также по памяти или по собственным представлениям.

Ван Гог Автопортрет (16)

Также различаются портреты в анфас и в профиль, вертикальные и горизонтальные, в зависимости от материалов письма (акварельные, масляные, карандашные и пр.), исторические, религиозные, семейные, посмертные и пр.

Следует отметить, что большинство таких полотен создавались не для музейного существования. Обычно это личные картины, предназначенные для семьи. Либо изображения для помещений – дворцов, государственных учреждений, с основной идеей – подчеркнуть власть и силу правителя.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части — от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Линзы [ править ]

Портрет сделан с помощью широкоугольного объектива 18 мм с диафрагмой ƒ / 4,5, что дает довольно большую глубину резкости

Портрет мужчины с эффектом боке . Снято с объективом 50 мм с диафрагмой ƒ / 1,4, что обеспечивает небольшую глубину резкости

Объективы, используемые в портретной фотографии, — это классические светосильные телеобъективы среднего размера, хотя можно использовать любой объектив, в зависимости от художественных целей. См. Портретные объективы Canon EF для объективов Canon в этом стиле; другие производители предлагают аналогичные диапазоны. Первым специализированным портретным объективом был объектив Петцваля, разработанный в 1840 году Йозефом Петцвалем . Он имел относительно узкое поле зрения 30 градусов, фокусное расстояние 150 мм и быстрое число f в диапазоне / 3,3–3,7.

Классическое фокусное расстояние находится в диапазоне 80–135 мм на пленке 135 и около 150–400 мм на большом формате , что исторически является первым в фотографии. Такое поле зрения обеспечивает сглаживающее искажение перспективы, когда объект кадрируется так, чтобы включать его голову и плечи. Более широкие объективы (короче фокусное расстояние) требуют, чтобы портрет быть взяты из ближа (для эквивалентного размера поля ), и полученное в результате искажения перспективы дает относительно больший нос и меньшие уши, что считается нелестно и IMP — подобным. Широкоугольные линзы или даже линзы рыбий глаз — может использоваться для художественного эффекта, особенно для создания гротескного изображения. И наоборот, более длинные фокусные расстояния приводят к большему сглаживанию, поскольку они используются издалека. Это затрудняет общение и снижает раппорт. Однако их можно использовать, в частности, в модной фотографии, но для более длинных снимков требуется громкоговоритель или рация для связи с моделью или помощниками. В этом диапазоне разница в искажении перспективы между 85 мм и 135 мм довольно незначительна; см. ( ) примеры и анализ.
harv error: no target: CITEREFCastleman2007 (help)

Предпочтительны быстрые, светосильные объективы (широкая диафрагма), так как они обеспечивают малую глубину резкости (размытие фона), что помогает изолировать объект от фона и сосредоточить на нем внимание. Это особенно полезно в полевых условиях, где нет заднего перепада позади объекта, а фон может отвлекать

Детали бокев результирующем размытии также следует учитывать; некоторые объективы, в частности типы «DC» (управление расфокусировкой) от Nikon, предназначены для того, чтобы дать фотографу возможность управлять этим аспектом, предоставляя дополнительное кольцо, влияющее только на качество боке, не влияя на передний план (следовательно, эти не являются мягкофокусными линзами). Однако чрезвычайно широкие диафрагмы используются реже, поскольку они имеют очень малую глубину резкости и, таким образом, лицо объекта не будет полностью в фокусе.

И наоборот, в портретных портретах, где объект изображен в окружении, а не изолирован от него, размытие фона менее желательно и может быть нежелательным, и для демонстрации большего контекста можно использовать более широкоугольные линзы.

Наконец, мягкий фокус ( сферическая аберрация ) иногда является желаемым эффектом, особенно в гламурной фотографии, где «прозрачный» вид можно считать лестным. Canon мягкой фокусировкой — это пример объектива с регулируемой степенью мягкого фокуса.

Чаще всего будет использоваться фиксированный объектив , поскольку зум не требуется для постановочных снимков (а простые объективы легче, дешевле, быстрее и качественнее), а также потому, что зум-объективы могут вносить очень нелестные геометрические искажения (бочкообразное искажение или подушкообразное искажение ). Однако можно использовать зум-объективы, особенно при откровенных снимках или для поощрения творческого кадрирования.

Портретные линзы часто относительно недороги, потому что их легко собрать и они близки к нормальному диапазону. Самые дешевые портретные линзы — это обычные линзы (50 мм), используемые на кадрированном датчике. Например, Canon EF 50mm f / 1.8 II является наименее дорогим объективом Canon, но при использовании с кадрированным сенсором 1,6 × эквивалентное фокусное расстояние 80 мм, что соответствует широкому диапазону портретных объективов.

Можно ли обработать фотографию в фоторедакторе? Например, просто замазать прыщик.

До 2020 года требования к фото на паспорт регулировали в основном положение головы и форму одежды. Но в январе 2021 года вступил в силу новый  регламент, где есть правила и насчёт обработки фото.

Там чётко прописано, что обрабатывать фото нельзя. Если дословно, не разрешают редактировать фото «с целью улучшения внешнего вида изображаемого лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица фотографируемого». То есть даже замазать прыщик в Pho­to­shop по регламенту недопустимо, не говоря уже о серьёзной ретуши.

Многие студии предлагают минимальную фотообработку. Но сотрудник паспортного стола вправе не принять фото, если заметит ретушь или сочтёт, что особенности внешности искажены.

Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Как сделать портретное фото: правила съемки

Грамотная настройка техники не всегда является гарантом успеха, порой фотографам не хватает знания композиции, тонкостей работы с моделями и других нюансов. Чтобы попасть «в яблочко», изучите чужой опыт и воспользуйтесь практическими советами, как фотографировать портрет:

Общайтесь с моделью

Важно постараться разглядеть в объекте живого человека со своей судьбой и неповторимым характером. Профессиональные фотографы говорят, что хорошие кадры начинают получаться только через час-полтора после начала съемки

Расположите к себе модель — люди не могут расслабиться и привыкнуть к незнакомцам сразу, им надо дать время раскрыться.

Изучите правила композиции. Учитывайте направление взгляда человека — если он смотрит вправо, то там должно оставаться место, не обрубайте кадр. Также помните, что главный объект не размещают в самом центре, это делает снимки неживыми и неинтересными.

Выберите точку съемки. Как вы будете фотографировать? Сверху, снизу, справа или слева. Близко или издалека. Зачастую оригинальная точка съемки позволяет сделать удивительные портреты.

Поработайте со светом. Если вы фотографируете в помещении с одним источником света, то для портретов отлично подходит переднедиагональное освещение. Например, обычный свет из окна, который падает на человека сбоку и немного спереди. Лицо будет выглядеть объемным и естественным. Для съемок в вечернее время можно остановиться на контровом свете. Чтобы поиграть с разными источниками, используйте софтбоксы, внешнюю вспышку и отражатели.

Экспериментируйте. Пробуйте разный свет, ракурс, точку съемки, настройки. Даже самые странные идеи могут в итоге принести прекрасный результат. Также попросите модель чаще менять позу.

Снимайте сериями. Иногда хороший в плане ракурса и позы кадр портит выражение лица или снимок банально не в фокусе. Этого нетрудно избежать, если фотографировать сериями — делайте несколько кадров в каждом ракурсе, тогда будет выбор.

Фотографируйте в RAW-формат. Это облегчит обработку портретов и даст больший простор для фантазии в процессе редактирования. Например, если надо исправить красные глаза, заменить фон или добавить какой-то интересный эффект.

Что запомнить

Можно использовать любой макияж, который не искажает пропорции лица. Нельзя замазывать и подрисовывать веснушки и родинки.
Можно надеть любую комфортную одежду, кроме верхней и форменной. Она не должна закрывать подбородок

Важно: слишком светлая ткань сольётся с фоном, мелкий узор может смазаться, одежда на бретелях создаст эффект голого тела.
Подойдёт любая причёска, которая не закрывает лицо. Прятать уши за волосами можно.
Головные уборы запрещены

Исключение сделают, только если вы не можете фотографироваться с непокрытой головой из-за религиозных убеждений.
Можно надеть любые украшения, которые не закрывают лицо и подбородок.
Во время позирования постарайтесь расслабить лицо, чтобы его выражение было естественным. Можно слегка приподнять уголки губ вверх, чтобы не выглядеть угрюмо. Не наклоняйте голову, чтобы не исказились пропорции.
Выбирайте студию с комфортным освещением. Тогда в кадре вы не будете щуриться.
Но делать фото в студии не обязательно. Можно обратиться к профессиональному фотографу или щёлкнуться дома.
Регламент запрещает ретушь фотографии.

Коллаж на обложке и иллюстрации: Ольга Лисовская

*Деятельность Meta Plat­forms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Face­book и Insta­gram запрещена на территории РФ.

Как снимать без функции «портрет»

Если вы думаете, как сделать портретное фото на Айфон 7 Plus или на другой версии смартфона, где нет режима «портрет», обратите внимание на популярные приложения для фото

Depth Effects

Простое приложение, которое редактирует снимки сразу после фотосессии или из галереи смартфона. Программа способна создавать эффект размытия, использовать кисти, круглые или квадратные рамки. А также увеличивать непрозрачность фото или регулировать размер фотокартины.

FabFocus — portraits with depth and bokeh

Приложение разработано специально для создания размытого фона. Дополнительно можно отрегулировать форму и размер размытия. А также добавить маску или создать эффект глубины.

Можно автоматически настроить эффект размытия вокруг лица прямо во время съемки.

Fore Photo

Приложение также применяется для ретуширования и размытия фона. Дополнительно позволяет указывать объекты, которые нужно или не нужно «размывать».

Предусмотрена функция установки размера кисти, увеличения объекта и маскировки небольших областей на фотокартине.

AfterFocus

Создает эффект размытости в стиле классических зеркальных камер после выбора точки фокусировки. Предусмотрено много фильтров и эффектов, позволяющих делать реалистичный и живые фотокартины.

Patch: Smart Portrait Editor

Уникальное приложение, позволяющее вручную менять область размытия. Делать кадры из самой программы нельзя. А вот работать с кадрами из галереи легко и просто.

Скачать любой вариант фотоприложений можно бесплатно. Для быстрой настройки функций посмотрите видео по теме:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как фотографировать лицо правильно?

На что они фотографируют…

«Все, что меня волнует, я буду фотографировать; не ища необычного объекта, но делая необычным обычное» — Эдвард Уэстон

«Раньше я думал, что никогда никого не потеряю, если сфотографирую достаточно много. На самом деле, мои фотографии показывают мне, сколько я потерял» — Нан Голдин

«У меня есть видение жизни, и я пытаюсь найти для него эквиваленты в виде фотографий» — Альфред Штиглиц

«Когда я говорю, что хочу кого-то сфотографировать, на самом деле это означает, что я хотела бы знать это. Всех, кого я знаю, я фотографирую» — Энни Лейбовиц

«Я действительно верю, что есть вещи, которые никто не увидит, если я их не сфотографирую» — Диана Арбус

«Я был свидетелем, и эти фотографии – мое свидетельство. События, которые я записал, не должны быть забыты и не должны повторяться» — Джеймс Нахтвей

«Большинство моих кадров основаны на людях. Я смотрю на незащищенный момент, на сущность души, выглядывающую наружу, опыт, запечатленный на лице человека» — Стив МакКарри

«Мои картины — это мои глаза. Я фотографирую то, что вижу и то, что хочу видеть» — Марио Тестино

«Мне нравится создавать образы, которые издалека кажутся соблазнительными, красочными, сочными и привлекательными, и тогда вы понимаете, что смотрите на что-то совершенно противоположное. Мне кажется скучным следовать типичной идее красоты, потому что это самый простой и очевидный способ увидеть мир. Сложнее смотреть на другую сторону» — Синди Шерман

Walker Evans

Выбираем фототехнику

На подготовительном этапе необходимо определиться с тем, на что вы будете снимать и какую оптику использовать. Предпочтительнее остановить свой выбор на зеркальной камере, которая быстрее реагирует на команды и дает возможность менять объективы. С ней у вас будет возможность выбирать разнообразные режимы съемки, в том числе ручной, который позволит расширить список возможностей и добиться желаемого результата. С зеркальной камерой вы сможете решить любые творческие задачи и снимать при самых разных условиях, даже если речь идет о плохой освещенности.

Когда подходящая камера подобрана, можно переходить к выбору оптики — то есть объектива, который наилучшим образом “захватит” человека в кадр. От того, какой тип портрета вы собираетесь создать, зависит то, какой объектив нужно использовать. Всего можно выделить три основных типа портретной фотографии:

  • крупный план, где в кадре только лицо;
  • средний план или полуростовой по грудь;
  • общий план, в котором человек запечатлен в полный рост.

Для каждого из этих типов можно подобрать свой идеальный объектив. Правильно подобранный, он никогда не исказит картинку и наиболее точно передаст формы и пропорции. Именно поэтому для крупных планов стоит присмотреться к оптике с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм, для средних —  с 50 мм, а для фотографий в полный рост выберете объектив в 30 мм. Конечно, эти цифры — лишь усредненный вариант, ведь в фотографии, как и в любом другом виде искусства всегда есть место эксперименту и необычным решениям.

Выбирайте объективы с мягко рисующей оптикой — они помогают скрыть неровности лица и сделать акцент на чертах лица модели, таких как рот, глаза, лоб.

Чтобы сделать, необходимо верить

«Может тот, кто считает, что может. А не может тот, кто считает, что не может. Это непреложный, неоспоримый закон.»

Это прекрасная цитата, потому что она не просто велит вам “верить в себя”. Она объясняет, почему, чтобы действительно что-то сделать, необходимо верить в себя и в свои возможности.

Странно, как тяжело увидеть, насколько убеждения контролируют результат ваших действий, и что вы привыкли смотреть на свой мир лишь с одной перспективы.

Когда вы считаете, что способны сделать что-либо, ваше восприятие этого меняется. Также меняется и ваше восприятие себя. Без такой перемены перспективы тяжело найти в себе смелость, стимул, энтузиазм и любые другие необходимые качества. Также существуют самоисполняющиеся предсказания. Если вы считаете, что у вас не получится, есть вероятность, что вы начнете нервничать или даже ошибаться (иногда бессознательно). С другой стороны, если вы считаете, что способны сделать что-либо, ваш мозг начнет искать решения и действовать вместо того, чтобы хныкать. От такого стимула решения и возможности просто начнут выскакивать, как из-под земли. Без такого сосредоточения на необходимом, на возможности справиться, ваш мозг может и не найти необходимые источники и решения.

Используйте штатив

Когда я говорю своим ученикам про использование штатива для портретной фотографии, то часто сталкиваюсь с недопониманием и вопросом, ЗАЧЕМ?

Многие фотографы считают, что использование штатива ограничивает их творческий потенциал. Но я расскажу вам две причины, по которым я рекомендую использовать его в некоторых случаях, ну а использовать его вам или нет, решайте сами.

Во-первых, использование штатива заставляет вас замедляться.

Порой это необходимо!

Вам будет проще проверить все настройки, проанализировать свет и сделать пробный снимок. Поверьте, вы получите лучшие результаты, когда вы немного замедлитесь и подумаете, прежде чем нажать кнопку спуск.

Во-вторых, вы можете выбраться из-за камеры и сойтись лицом к лицу с моделью.

Если вы хотите получить наилучшие эмоции модели и установить с ней взаимопонимание — это чертовски сложно сделать, когда вы не можете посмотреть в глаза портретируемому.

Используйте штатив для лучшего зрительного контакта и связи с вашей моделью.

 Сделайте несколько снимков без штатива, попросив модель начать позировать. А теперь попробуйте установить камеру на штатив, сфокусируйтесь на модель, выставьте все настройки и просто общайтесь с моделью. Вовлеките модель в разговор и сделайте несколько кадров

Смотрите, какие изображения лучше, в каком случае более натуральнее эмоции? Но что еще более важно, спросите модель, в каком случае ей было комфортнее фотографироваться

ПРИМЕЧАНИЕ. Не забудьте отключить функцию стабилизации изображения при использовании штатива. Это может привести к смазанным кадрам, именно так ведет себя стабилизатор, когда камера закреплена на шативе.

Как снимать без функции «портрет»

Если вы думаете, как сделать портретное фото на Айфон 7 Plus или на другой версии смартфона, где нет режима «портрет», обратите внимание на популярные приложения для фото

Depth Effects

Простое приложение, которое редактирует снимки сразу после фотосессии или из галереи смартфона. Программа способна создавать эффект размытия, использовать кисти, круглые или квадратные рамки. А также увеличивать непрозрачность фото или регулировать размер фотокартины.

FabFocus — portraits with depth and bokeh

Приложение разработано специально для создания размытого фона. Дополнительно можно отрегулировать форму и размер размытия. А также добавить маску или создать эффект глубины.

Можно автоматически настроить эффект размытия вокруг лица прямо во время съемки.

Fore Photo

Приложение также применяется для ретуширования и размытия фона. Дополнительно позволяет указывать объекты, которые нужно или не нужно «размывать».

Предусмотрена функция установки размера кисти, увеличения объекта и маскировки небольших областей на фотокартине.

AfterFocus

Создает эффект размытости в стиле классических зеркальных камер после выбора точки фокусировки. Предусмотрено много фильтров и эффектов, позволяющих делать реалистичный и живые фотокартины.

Patch: Smart Portrait Editor

Уникальное приложение, позволяющее вручную менять область размытия. Делать кадры из самой программы нельзя. А вот работать с кадрами из галереи легко и просто.

Скачать любой вариант фотоприложений можно бесплатно. Для быстрой настройки функций посмотрите видео по теме:

Виды портретов

Существует несколько видов портретов. Различают их по разным признакам.

Одиночный, двойной, групповой

В зависимости от количества изображаемых людей, портрет может быть одиночным, двойным или групповым. Даже если изображены две картины, и на каждой по одному человеку, а в целом они составляют единое целое (диптих), то такие портреты тоже считаются парными.

Среди групповых портретов также следует отметить портретные галереи. Это либо коллекции одного художника, изображающие разных людей, либо картины членов одной семьи – здравствующие и умершие.

Рембрандт. Ночной дозор (13)

Размерный

В зависимости от размера портреты также разделяют на картины «в натуру», увеличенные, миниатюрные, малоформатные.

Миниатюры часто изображали в медальонах, на геммах (ювелирных камнях), делали специальные маленькие работы в рамки для личного пользования. Портреты в натуральную величину, а также увеличенные огромные картины заказывали знатные особы.

Автор неизвестен. Камея Гонзага (Двойной портрет Птоломея и Арсинои) (14)

Парадный и камерный

Изображение одного или нескольких людей в полный рост называется парадным портретом. Чаще всего изображают человека на архитектурном или природном фоне, знатных особ – в дорогих покоях и залах.

Камерный портрет – частичное изображение человека. Бывают поясные, погрудные и оплечные. Обычно пишут на нейтральном фоне, либо в домашней обстановке. Также к камерным относят и интимные портреты.

Станковый и монументальный

Станковый портрет имеет самостоятельное значение. Это картина человека, его бюст, статуя, графический рисунок или фотография. Главное здесь – сама модель.

К монументальным портретам относятся фрески, рельефы, статуи.

Костюмированный

Модель должна быть представлена в непривычной для человека одежде, с заимствованными аксессуарами, в окружении специально подобранных предметов или на нейтральном фоне. Обычно это люди в литературном, театральном, историческом образе, в виде аллегории, мифического или фантастического существа.

А.Я. Головин. Портрет Шаляпина в образе Олоферна (15)

Сатирический

Карикатуры и шаржи возникли давно, но свою популярность получили в современное время. Такие картины писали и в XIX веке, высмеивая негативные черты конкретного человека, и рисуют сейчас, больше для развлечения.

Автопортрет

Если художник изображает сам себя, такая работа называется автопортретом. Пишут их с помощью зеркала, а также по памяти или по собственным представлениям.

Ван Гог Автопортрет (16)

Также различаются портреты в анфас и в профиль, вертикальные и горизонтальные, в зависимости от материалов письма (акварельные, масляные, карандашные и пр.), исторические, религиозные, семейные, посмертные и пр.

Следует отметить, что большинство таких полотен создавались не для музейного существования. Обычно это личные картины, предназначенные для семьи. Либо изображения для помещений – дворцов, государственных учреждений, с основной идеей – подчеркнуть власть и силу правителя.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет – это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет – один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Что сделать с волосами? Можно ли оставить распущенными?

Требования к фото на паспорт предписывают, что в фокусе обязательно должно быть лицо от кончика подбородка до линии волос и от носа до ушей. Чёлка не должна закрывать глаза и падать на скулы — в фотосалоне её могут попросить убрать назад. 

Причёска не должна скрывать овал лица. Иллюстрация Ольги Лисовской

Стиль причёски никак не регулируется: волосы можно оставить распущенными, если пряди не перекрывают лицо. В некоторых фотосалонах сотрудники могут попросить убрать волосы за уши. Но вы не обязаны этого делать, так как нигде не прописано, чтобы сами уши обязательно были видны: главное, открыть скулы и овал лица.

Возможные проблемные зоны

Иногда моделям не нравятся в себе какие-то специфические черты, и даже если вы их находите привлекательными, порой все же стоит прислушаться к модели, особенно если это ваш клиент. Поэтому вам нужно знать, как нивелировать некоторые особенности лица, которые ваша модель считает проблемой.

Крупный нос

Лично я обожаю большие носы, но вот моделям почему-то не всегда нравится. На этот случай существует такой прием: снимайте модель анфас или вполоборота, но так, чтобы кончик носа на фотографии не заходил за линию щеки

Откажитесь от съемки в профиль, если только не хотите акцентировать внимание именно на линии носа

Большие глаза

Большие глаза – это счастье для любой женщины, казалось бы, какие проблемы могут с ними возникнуть? Ракурс сверху – эта проблема. Никогда не стоит снимать человека с большими глазами сверху, если вы только не стремитесь воссоздать образ пришельца без использования грима.

Глубоко посаженные глаза

А вот в случае с глубоко посаженными небольшими глазами выбор ракурса – вопрос непростой. Можно попробовать найти более высокую точку съемки и попросить модель поднять взгляд и голову, так, чтобы глаза не были закрыты надбровными дугами. Это визуально увеличит глаза. Или же, если такой ракурс не подходит из-за строения бровей, можно снять анфас, выбирая ровное фронтальное освещение и подсвечивая тени.

Уши

Если у модели большие или сильно выпирающие уши, которые он (она) хотел (а) бы скрыть, нужно по возможности прикрыть их волосами. Это легко сделать в случае с большинством женщин, если только у них не короткая стрижка, а вот с мужчинами тяжелее. Не используйте ракурс прямо анфас

Снимайте вполоборота или в профиль, это позволит увести внимание от выпирающих ушей

Второй подбородок

Второй подбородок можно скрыть, используя ракурс немного сверху и освещение, также установленное чуть выше лица модели

Таким образом, подбородок будет затенен, а ракурс позволит отвлечь от него внимание, переведя акцент на глаза. Еще один вариант, особенно если вы не можете в данный момент управлять освещением или же если ракурс и свет сверху не подходят модели по иным параметрам – использовать коррекцию при помощи позы, прикрыв подбородок руками

Морщины

Если на лице модели есть ярко выраженные морщины, которые вам не хотелось бы подчеркивать (характерные снимки стареньких бабушек и дедушек мы сейчас не рассматриваем), то вам следует избегать жесткого освещения, в том числе верхнего и бокового, поскольку оно всегда подчеркивает все неровности кожи, если таковые имеются.

Отдайте предпочтение рассеянному фронтальному свету. В случае со студийным освещением стоит применять софтбоксы и зонты для смягчения света, в случае с естественным – снимайте в пасмурную погоду или используйте ровный рассеянный свет из окна.

Известные художники-портретисты

Расцвет портретного жанра ознаменован такими известнейшими мастерами как С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан. Этому еще поспособствовало и развитие масляной живописи. Художники отходят от религиозных канонов, делая портрет живым и настоящим. Одни из самых известных портретов того времени – женская «Мона Лиза» и мужской портрет руки Рафаэля.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (17)

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (18)

Не отстает от художников и Донателло с его известными реалистичными скульптурами.

Донателло. Скульптура в Уффици (19)

Среди фламандских художников отдельно стоит отметить Ян ван Эйка с его сюжетными портретами, в которых много внимания уделяется фону и атрибутике. Именно они много могут рассказать о жизни, быте и о самих людях на полотне.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (20)

Эль Греко стал продолжателем идей эпохи Возрождения. Острый драматизм его картин, идеи контраста, странные ракурсы, неестественные пропорции, оригинальное освещение – все было призвано увеличить внутреннюю эмоциональность человека.

Эль Греко. Мальчик раздувающий лучину (21)

Более лирический драматизм представлен в картинах Рембрандта и Веласкеса.

Диего Велакес. Портрет антонии Ипеньяррьета-и-Гальдос с сыном Луисом(22)

Яркие, красочные портреты характерны для П.П. Рубенса.

П. П. Рубенс. Конный портрет герцога Лерма (23)

Среди русских художников-портретистов немало известных имен. Аллегорические фигуры пишут Ф. Рокотов, Д. Левицкий. Романтические фигуры создает К. Брюллов, О. Кипренский.

К. Брюллов. Итальянский полдень (24)

Рубеж XIX – XX вв. подарил миру такие имена как П. Пикассо, М. Шагал, Э. Дега, А. Модильяни. В их работах идея портретного жанра преломляется и появляется нечто новое, свежее, не зависимое от канонов реализма.

П. Пикассо. Портрет Амбруазо Воллара (25)

Среди русских живописцев того времени стоит отметить В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, С. Малявина, А. Архипова.

Б. Кустодиев. Портрет жены (26)

Портрет стал одним из художественных способов рассказать нам об истории человечества, его жизни и развития, об эпохах и событиях. Люди на изображениях становятся чем-то больше, чем просто лицами. В них чувствуется яркая индивидуальность, через них ощущается настроение художника.

Создаем композицию

В портретной съемке, как и в других жанрах, действует классическое композиционное правило третей, которое подразумевает деление кадра на 9 одинаковых квадратов, где взгляд падает на четыре центральные точки

Конечно, каждый вправе сам решать, какими будут его снимки: кому-то важно показать красоту модели, кому-то — цвета и тени, а кто-то хочет обратить внимание зрителя на фон и другие детали. Вносить что-то свое в композицию фотографии вполне допустимо, но помните о том, что кадр должен быть гармоничен и уравновешен

Размещайте объекты на воображаемой “сетке” таким образом, чтобы важные элементы находились на выигрышных точках.

Не забудьте поработать над фоном: чаще всего подходит именно нейтральный или однотонный задник без пестрых пятен и множества цветов, который не будет отвлекать от самого главного. Но авторская задумка может быть и таковой, что фон оказывается одним из ключевых элементов фотографии: в таком случае, сделать его заметным и абстрактным просто необходимо.

Для того, чтобы грамотно заполнить кадр, обращайте внимание на направление взгляда модели. То есть, когда человек смотрит в левую сторону, постарайтесь оставить слева как можно больше пустого пространства, так, чтобы взгляд не упирался в край фотографии

Правильное кадрирование

Если фотография и само тело модели обрезаны без соблюдения основных правил кадрирования, то на выходу получается снимок, которые может показаться неряшливым и незавершенным. Для портретов разных планов есть свои особенности обрезки изображения:

крупный план с портретом по плечи снимается примерно по грудь и ни в коем случае не по шею. Голову же можно немного кадрировать и разместить глаза на уровне верхней линии сетки. Для того, чтобы не сделать человека выше или ниже, а показать его фигуру нейтральной, держите камеру на уровне его глаз;

средний план с портретом по пояс кадрируется по бедрам

Здесь важно оставить некоторое пространство над головой модели, чтобы его отсутствие не давило на силуэт. Для корректной передачи роста и пропорций тела рекомендуется держать фотоаппарат на уровне плеч модели;

общий план с ростовым портретом представляет собой фотографию в полный рост

Для того, что кадр не казался тесным, требуется оставить еще больше пространства вокруг модели, чем в предыдущих случаях. Взгляд лучше разместить в верхней трети или немного выше. Камеру необходимо держать на уровне груди.

Старайтесь в фотосессии с одним человеком использовать самые разные крупности планов и экспериментировать с ними — тогда фотоснимки не получатся однотипными и скучными.

Самое важное правило с кадрировании любого портрета — не обрезать фотографию по суставам: локтям, коленям и кистям, а также по шею. Обрезаем либо выше, либо ниже этих линий

Сюда же относим фотографии по пояс — их тоже делать не стоит.

Вы можете улучшить несколько навыков фотографии одновременно

Безликий портрет требует использования антуража, деталей и композиций. Без них ваши результаты будут выглядеть неинтересно. Из-за этого спроса вам необходимо изучить другие жанры фотографии, например, упомянутые в списке выше. Изучая одновременно другие жанры, вы быстро улучшите свои общие навыки фотографии. Прекрасный тому пример — Рона Келлер, чьи безликие портреты наполнены потрясающими пейзажами. Чтобы сделать эти фотографии, она должна знать композицию, детали и фон. Это требует глубоких знаний как в пейзажной, так и в портретной фотографии. Каждый раз, когда она фотографирует, она укрепляет оба этих навыка. Ты тоже можешь это сделать.

Ракурсы

Если изображать лицо в анфас или в профиль, то подойдёт двухмерное изображение. Там линии—плоские. Рисуя другие ракурсы, нужно использовать трёхмерный мир.

Необходимо помнить, что если взор изображаемого направлен книзу, то:

  • черты выгибаются кверху, а уши «приподнимаются»;
  • окончание носа опускается ниже, чем у человека в обычной позе. Тем, кто смотрит на рисунок кажется, что он приблизился к губам. Если изображённый опустит голову очень низко, то нос немного закроет губы. Если художник рисует подобный ракурс, ему не нужно прорисовывать все детали носа, ведь будут видна переносица и крылья;
  • дуги бровей необходимо изображать плоскими. Если изображаемый человек сильно наклонит лицо, то брови станут выглядеть изогнутыми;
  • верхнее веко начинает выглядеть более выразительным. Чтобы были скрыты орбиты глаз, нужно слегка поменять позицию головы;
  • если начальный изгиб главной кривой линии губ оставить, таким, как он был, то будет казаться, что изображаемый улыбается. Для создания естественности выражения следует поменять выгиб кривой линии.

Если взгляд изображаемого направлен кверху, то:

  • черты лица устремляются книзу;
  • губу, которая находится сверху видна вся. Если художник делает рисунок в анфас, то губы не можно полностью увидеть;
  • брови выгибаются сильнее. А ещё нижнее веко приподнимается. Создаётся впечатление сощурённости;
  • нижний участок носа можно увидеть. Даже обе ноздри нужно прорисовать.

Рисуя поворачивающегося человека, нужно понимать, что:

  • если он почти полностью отвернулся, из видимых черт останутся надбровные дуги и скулы. Линия шеи соединяется с линией подбородка и расположена рядом с ухом. Если изображённый поворачивается, то также видны ресницы;
  • при развороте будут видны часть линии брови и выступ нижнего века;
  • видно окончание носа из-за щеки;
  • если изображаемый разворачивается в профиль, то можно увидеть глазные яблоки и губы, а линия шеи соединяется с линией подбородка. Люди, смотря на рисунок, должны видеть часть щеки, которая прикрывает крыло носа.

Для изображения лица следует приложить усилия, но они непременно окупятся. Туториал по рисованию лица облегчает труд, поэтому стоит учитывать вышеизложенные советы. Для рисования нужно приготовить альбом, карандаш, линейку и ластик.

Не ждите вдохновения или подходящего момента

«Вдохновение существует, но оно должно приходить во время работы.»

Вдохновение может возникнуть само по себе, влететь в дверь или в окно. Но такой подход делает работу неоднородной – как по количеству, так и по качеству – а вы тратите уйму времени на ожидание.

Я считаю, что лучше последовать совету Пабло и просто начать работать. Сперва работа может продвигаться с трудом и вызывать довольно сильное отвращение. Но немного погодя вдохновение настигает вас. Работа начинает протекать легче и качественнее.

Если однажды на вас снезойдет вдохновение, прекрасно. Воспользуйтесь этим. Но не ограничивайтесь только временем, когда у вас есть вдохновение, или момент кажется подходящим. Вместо этого действуйте. Большую часть времени вы сможете найти вдохновение по дороге или сделать необходимое несмотря на то, что момент кажется не совсем подходящим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: