Настольные и мини-штативы
Настольные и мини-штативы обычно используют с компактными камерами, поскольку такой штатив зачастую может быть исключительно портативным и даже носимым в кармане. Однако такая портативность зачастую достигается за счёт функциональности. Мини-штатив в действительности может изменить только курс (влево-вправо) и наклон (вверх-вниз) вашей камеры, изменение высоты невозможно. Это означает, что подбор места для установки штатива более важен, чем обычно, поскольку выбранная поверхность должна располагаться на нужной высоте.
Впрочем, снимки, сделанные с уровня глаз, выглядят обычно, поскольку именно такую перспективу мы обычно и видим. В связи с этим снимки, сделанные с более высокой или низкой позиции, зачастую воспринимаются как более интересные. Мини-штатив может оказаться одним из способов заставить вас найти для своих снимков другую перспективу.
Классификация штативов[ | ]
Штативы для осветительного оборудования (стойки)
По грузоподъёмности
Это главная характеристика штатива и штативной головки. По допустимой массе устанавливаемого оборудования штативы делятся на лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкими считаются штативы, пригодные для удержания камер с массой не превышающей 10 килограммов. Все штативы, предназначенные для фотоаппаратов, зрительных труб и бытовых видеокамер, относятся к категории лёгких. Средними считаются штативы с грузоподъёмностью от 10 до 40 кг. Тяжелые штативы предназначены для работы в студии с камерами до 200 кг.
От грузоподъёмности штатива зависит и его собственная масса. Чем больший вес может удерживаться штативом, тем более тяжёлым оказывается сам штатив, требуя вместо простой переноски в качестве вспомогательного оборудования, перевозку специальным транспортом.
По материалу ног
Первоначально для изготовления ног штативов использовалась, главным образом, древесина, как наиболее доступный и лёгкий материал. Все остальные части изготавливались из стали или латуни, наиболее пригодных для шарнирных соединений и каркаса. В конце 1980-х годов ещё можно было встретить даже тяжёлые штативы с ногами из ценных пород дерева. С появлением материалов с более высокой удельной прочностью от дерева стали отказываться в пользу лёгких алюминиевых или магниевых сплавов, обеспечивающих отличную прочность при небольшой массе. В некоторых современных штативах используются углеволоконные материалы, позволяющие существенно облегчить конструкцию. Дешёвые штативы для любительской съёмки часто изготавливают из прочных сортов пластмассы, удешевляя конструкцию, не рассчитанную на частое использование и длительный ресурс.
По принципу фиксации секций ног
- Эксцентриковый зажим применяется в подавляющем большинстве современных штативов. В профессиональных штативах изготавливаются полностью из металла и имеют регулировочный винт;
- Цанговый зажим. Преимущества: оперативность регулировки и простота конструкции. Недостатки: неустойчивость и ненадёжность соединения. Нашёл применение в недорогих штативах;
- Соединение винтом, проходящим через поперечные отверстия секций. Несколько отверстий, расположенных в ряд, позволяют дискретно менять высоту секций. Фиксирующий винт крепится гайкой-барашком. Применяется в некоторых типах студийных штативов. Достоинство: прочность соединения. Недостаток: неоперативность и невозможность плавного изменения размеров;
По наличию поперечных растяжек
Наличие поперечных растяжек, повышает жёсткость конструкции. Растяжки бывают среднего и нижнего расположения. Последние обеспечивают наибольшую жёсткость и применяются в большинстве телевизионных штативов, однако неудобны при использовании на лестницах или других ступенчатых поверхностях. Некоторые типы штативов позволяют менять расположение растяжек с нижнего на среднее. Отсутствие поперечных растяжек требует фиксатора или ограничителя отклонения ног, чтобы предотвратить их «разъезжание», но повышает удобство установки штатива на неровных поверхностях.
Преимущества применения штатива
Слово штатив имеет немецкое происхождение, означающее «стоящий», и впервые данное устройство, представляющее собой треножник из металла, использовали в своей деятельности геодезисты. Устанавливая наверх свои приборы, специалисты осуществляли длительную съемку и потом делали замер объекта. Позднее его начали успешно использовать при видео-съемке, а теперь стали выбирать штатив и для фотокамеры.Главным преимуществом является возможность фотографу освободить руки, надежно закрепив при этом свой объектив.
Незаменимо данное устройство не только для того, чтобы фото не «тряслось» вместе с руками любителя, но при съемке неподвижных объектов, например, натюрморта. Здесь сразу преимущества: можно бесконечно находить нужный угол для съемки и самому менять положение предметов перед камерой, не привлекая ассистентов, которым придется доплачивать за работу.
Помимо названных преимущества штатив полезен при съемке:
- Групповых и семейных фото. Можно поставить свою камеру на автоспуск и запечатлеть всех присутствующих, в том числе и самого фотографа.
- Автопортретов.
- Длительных по времени явлений природы, где нужно снимать с большой выдержкой. Например, съемка восходов и закатов, либо движение волн при шторме или дождевых капель по стеклу.
- Длинных фокусных расстояний, когда фотолюбителю нужно охватить большое расстояние и не упустить из кадра мелкие детали на всем пространстве объекта.
Меры предосторожности при работе со стойкой
Для правильной эксплуатации медицинского оборудования рекомендуется ознакомиться с прилагаемой инструкцией. Все крепежные части конструкции разрешается откручивать только после того, как убраны реагенты из зоны работы. Жидкость сливается по возможности. Если она горячая, то дают время ей остыть.
Колбы рекомендуется снимать с лапок в закрытом состоянии. При нескольких зажимных элементах сначала откручивается верхняя лапка, далее последовательно снимают оставшиеся ёмкости. Не нужно пытаться ослаблять крепления фиксаторов сразу на стойке. Первым делом отпускают лапки, непосредственно держащие горло самой колбы.
Факторы, которые следует учитывать при покупке штатива
Есть определенные факторы, которые нужно учитывать при покупке лучшего штатива камеры.
Настоятельно рекомендуется не выбирать первый дешевый штатив с камерой, который вам попадется, каким бы заманчивым это ни было. Помните, что вы вкладываете средства в то, что будет надежно вам служить надежно фиксируя свой фотоаппарат.
Максимальная высота штатива
В идеале выбранный штатив должен достигать уровня ваших глаз или будет как можно ближе. Возможность смотреть прямо в видоискатель вашей камеры, не напрягая шею, будет намного более комфортным занятием, особенно если вы будете часто использовать штатив. Вы можете выбрать более короткий штатив, некоторые камеры оснащены откидным ЖК-экраном, который может быть полезен при съемке. Вы также можете рассмотреть мини или настольный штатив для тех случаев, когда полноразмерная модель вам не подходит.
Штативы для путешествий могут иметь ножки, которые складываются вверх для хранения и полностью закрывают голову. Это делает штатив меньше и аккуратнее в сложенном виде и его легко носить с собой.
Ножки штативов могут иметь три-пять секций. Большое количество секций означает, что штатив будет короче и более мобильным, когда сложен, но обычно его установка занимает больше времени.
Большинство штативов поставляются с ножками, которые могут наклоняться независимо друг от друга, что очень полезно при работе на наклонных участках или в тесных местах. Стандартный угол подойдет для регулярного использования, но часто полезно вывести одну или несколько ног наружу на неровных поверхностях или положить их на стены. Вытянув все три ноги, вы сможете снимать с гораздо меньшего угла.
Вес штатива
Это одно из главных на что необходимо обратить внимание, если вы собираетесь много носить с собой штатив. Очевидно, что легкий штатив означает что вы будете меньше уставать, но с другой стороны, более массивный штатив может обеспечить большую устойчивость, особенно при сильном ветре
Для улучшения устойчивости некоторые модели легких штативов оснащены крюком под центральной стойкой, на который можно повесить сумку для фотокамеры или что-то еще.
Иногда головка штатива включена, а иногда нет. Вы можете поменять одну головку на другую, в зависимости от того, как бы вы хотели, чтобы она работала. Шариковые головки быстрые и компактные в использовании, но не очень хороши для небольших и контролируемых движений. С другой стороны, трехсторонние головки больше, но позволяют выполнять точную регулировку для каждой оси независимо.
Алюминий или углеродное волокно
Это два наиболее распространенных типа материала, используемого для ножек штатива. Алюминиевые штативы дешевле, но более тяжелые. Они идеальны, если вы хотите максимальной стабильности. Штативы из углеродного волокна стоят дороже, но весят меньше чем алюминиевые. Они хороши, если цена вы готовы потратить немного больше.
Типы штативов и их особенности
Важно! Существует несколько разновидностей конструкции штатива, определяющие особенности и сферу применения «подставки»
- Моноподы. Простые, надежные, подвижные, предназначены в основном для съемки динамических событий (например, спортивных соревнований). Они недорогие и позволяют быстро разместить камеру в нужном положении, но не обеспечивают полную стабилизацию фотоаппарата.
- Триподы. Состоят из 3 ножек, соответственно, имеют 3 точки опоры и обеспечивают более надежную стабилизацию фотоаппарата. Они достаточно тяжелые и крупные, но прекрасно подходят для случаев, когда необходимо на протяжении долгого времени снимать, держа камеру в одном и том же положении.
- Настольные компактные триподы. Устройства, название которых говорит само за себя. Это миниатюрные и легкие штативы для размещения на любой плоской поверхности (например, на столе или подоконнике) с последующим размещением на них фотоаппаратов.
- Штатив-прищепка. Имеет гибкую основу и потому подходит для компактных фотокамер и смартфонов. Фиксатор выполнен в виде пружинного зажима, который надежно держит устройство между креплениями и позволяет делать как классические, так и селфи-кадры. Между прищепкой и местом для фиксации может находиться удлинительная штанга, шарнирная или гибкая (эластичная) основа. В зависимости от этого можно сделать фотографии на разном расстоянии от объекта и под разным углом наклона. Такой вид штатива подходит для создания контента при помощи селфи-камеры, например, бьюти-блогерам.
- Подставки-струбцины. Фиксируются в горизонтальном виде практически неподвижно при помощи специальных зажимов и позволяют создавать четкие фотографии с идеальными границами объектов. Если модель оснащена поворотным фиксатором, снимки могут иметь как книжную, так и альбомную ориентации.
Какой купить штатив
В этой части статьи мы попробуем разобраться, какая опора и с какими характеристиками подойдет для того или иного вида фототехники.
- Фотоаппарат. Идеальная модель — штатив весом до 2 кг, с 2D-головкой, которая обеспечивает повороты в правую и левую сторону, вверх и вниз.
- Видеокамера. Остановить свой выбор лучше на штативе с 3D-головкой, весом не более 3,5 кг. Такой вариант поможет оператору легко и быстро выбрать нужный ракурс.
- Смартфон. Потребуется компактный штатив (до 25–35 см), который можно легко убрать в дорожную сумку или портфель. На рынке присутствуют модели, трансформирующиеся в селфи-палку.
Заключение
Приведенные в статье советы нужно соотносить с поставленными целями. Какие функции будут полезны, а какие не нужны? Важен ли вес изделия или вы планируете передвигаться исключительно на авто, а носить камеру — в и без того тяжелой сумке? Снимать будете для себя или для коммерческих проектов? Ответив на эти вопросы, вы гораздо быстрее определитесь с выбором.
***
Делайте удачные покупки и получайте хорошие кадры. Регистрируйтесь на Бирже eTXT, чтобы получать дополнительный доход на продаже фотографий.
Правильный выбор штатива
Чтобы понять, на каком именно штативе остановить свой выбор, надо знать основные критерии его выбора:
- высота;
- нагрузка;
- материал изготовления;
- количество секций для ножек;
- возможности штативной головки;
- площадка для закрепления техники;
- наличие дополнительных приспособлений.
Высота поднятия
Этот аспект стоит проверить в самую первую очередь. В идеале, комфортное использование – это когда штатив установлен на уровне глаз. Однако на практике такой подбор сопровождается трудностями, особенно, для высоких людей. В этом случае от своего роста следует отнять сначала 10-12 см (именно на таком уровне находятся глаза), затем ещё 6 см (расстояние от основания фотоаппарата до видоискателя) и ориентироваться на полученную цифру. Например, для фотографа с ростом 175 см идеально подойдет 160-сантиметровый треног.
Нагрузка на приспособление
Этот фактор следует учесть с расчетом на устанавливаемую технику. Штативы-«тяжеловесы» обычно дороже и прочнее.
Например, стандартная «зеркалка» с собственным весом не более 600 грамм и пятисотграммовым объективом рассчитана на штатив весом 1,5-2 кг и ценой в 30-50 долларов. При использовании профессиональной аппаратуры весом в 1,5 кг и объективом примерно в 4 кг понадобится что-нибудь посерьезнее.
Разнообразие штативных головок
Эта деталь – одна из ключевых в конструкции. Бывают съемные и несъемные разновидности головок. В последнем случае деталь невозможно будет заменить.
Также различают такие виды деталей головок:
- шаровая;
- 2D и 3D-варианты;
- панорамная.
Шаровая конструкция представляет собой крепящуюся к шарику площадку, которая может двигаться во всех плоскостях. Регулировка осуществляется только одним фиксатором. Но этот тип крепления оказывается неудобным для съемки панорамных фотографий: очень трудно будет ровно снимать перспективу без перепадов углов и плавно поворачивать камеру горизонтально.
Компактная шаровая головка Manfrotto 496
2D и 3D-модели головок предоставляют дополнительные возможности по наклону. Но если первая делает это только вверх и вниз, то 3D-гoлoвкa полностью раскрепощает свободу движений в любом направлении, что является отличной находкой для панорамных фотографий.
Manfrotto MHXPRO-3W 3D головка для штатива
Панорамная головка, как понятно из названия, специально предназначена для съемки панорам. Особенно впечатляют её возможности при последующем «сшивании» кадров в редакторе. Вся работа здесь построена на плавном вращении фотокамеры вокруг какой-то одной выбранной конечной точки – это позволит избежать параллакса (проблем со стыковкой одного снимка с другим).
Штативная панорамная головка Leofoto PAN-02
Площадка для крепления
Такая деталь сначала накручивается на фотоаппарат и потом уже крепится на саму штативную головку. Площадка придумана для того, чтобы при необходимости снять что-либо «с рук» камеру не пришлось долго откручивать. Универсальным решением в этом случае является площадка из двух частей: одна часть останется на опоре, вторая – непосредственно на камере. Это обстоятельство позволит при необходимости быстро снять фотоаппарат со штатива.
Площадка для штативной головки Manfrotto 200LT-PL
Материал гаджета
В недорогих штативах «ноги» изготавливают из алюминия, а ручки на фиксаторах и площадках делают пластиковыми. Для профессиональной фототехники выбирают титан, карбон или магний в качестве основного материала. Пластиковые элементы в них тоже присутствуют, но более высокого качества. Такие крепления не будут люфтить, однако утяжелят весь штатив.
Ножки и количество секций
Этот фактор тоже важен при выборе приспособления. Если секций две, то пользователь получает в сложенном состоянии большой по длине штатив, который поместится не в каждую сумку. При трех или четырех секциях конструкция будет устойчивее и займет в собранном виде меньше места.
Важны и материалы, используемые для устойчивого крепления ножек. Встречаются несколько разновидностей:
- с остроконечными упорами для более мягкого грунта;
- резиновыми для съемки в студиях;
- комбинированными (для всего).
Зажимы на ножках бывают двух видов: эксцентрические, позволяющие быстро разобрать/собрать крепеж, и более надежные муфтовые.
Полезные дополнения
Среди прочих штативных возможностей особенно стоит выделить крючок, расположенный под выдвижной колонной. На него обычно вешается грузик, что обеспечит дополнительную стабилизацию. К тому же, подобная деталь чаще всего является подвижной – её всегда можно убрать, если в этом нет нужды.
Компоненты штатива
Компоненты штатива
Штатив, как правило, состоит из следующих частей.
Ножки — это наиболее заметный компонент, изготовленный из алюминия, базальта, стали или углеродного волокна.
Голова — это та часть, которая удерживает камеру или объектив. Существуют различные типы головок, но наиболее распространенными являются шаровые головки и наклонно-поворотные головки.
Центральная стойка — это отдельная ножка, проходящая через середину, позволяющая поднять головку штатива дальше.
Ножки — Некоторые хорошие штативы позволяют менять ножки штатива на конце ножек для использования в помещении и на улице.
Дешевые штативы поставляются с ножками, которые имеют встроенную несменную головку и ножки и могут иметь центральную стойку, в то время как верхняя часть штативов имеет модульную систему штативов со сменными ножками и позволяет прикреплять отдельную головку штатива.
Разбираемся в характеристиках
Чтобы правильно выбрать штатив, нужно уметь читать технические описания разных моделей и понимать значение каждой из характеристик.
Прежде всего, нужно учитывать рабочую высоту, высоту в сложенном виде, вес конструкции и рабочую нагрузку.
Рабочая высота равна расстоянию от камеры до поверхности земли, пола или подставки. У каждого штатива рабочая высота может регулироваться в определенном диапазоне. Выбирая штатив с подходящей высотой, ориентируйтесь, прежде всего, на свой рост. Идеально, если вы сможете установить видоискатель камеры на уровне глаз, и при этом оставить некоторый «запас» высоты. Дело в том, что штатив, установленный на максимально допустимую высоту, становится неустойчивым.
Высота в сложенном виде
Здесь важно учесть, как вы собираетесь транспортировать штатив: в автомобиле, на руках, в сумке или в кармане. Штативы бывают самых разных размеров.
Оценивая вес штатива, помните, что чем он больше, тем устойчивее и надежнее конструкция. Поэтому сразу совет: приобретать самый легкий штатив за свои кровные не стоит. Однако и совсем неподъемную модель брать тоже не нужно: отыщите золотую середину. Пусть штатив будет устойчивым, но при этом удобным для переноски.
Наконец, обязательно учтите рабочую нагрузку, это крайне важный параметр. Здесь все зависит от типа и веса вашей камеры. Для увесистой профессиональной техники с внешней вспышкой нельзя приобретать облегченный универсальный штатив, и уж тем более настольный. Он будет «съезжать» и складываться под ее весом, а может и вовсе сломаться. Прочность штатива зависит от материала, из которого он изготовлен, от типа конструкции, от качества сборки
Подвижные детали (соединительные узлы) больше всего подвержены износу, поэтому обратите внимание, из чего они сделаны. Наилучший вариант – сочленения из композитных материалов или из металла
Это основные характеристики. Мы разобрались, как выбрать штатив, опираясь на них, и какие тонкости при этом нужно учесть.
Также производитель может указать, предусмотрен ли конструкцией ручной привод, есть ли в комплекте съемные площадки на головке, сколько секций в опорах и т.д.
Критерии выбора штатива
Далее будет рассмотрено, какие характеристики наиболее важны при покупке штатива.
Штативная головка
На нее крепится фотоаппарат или видеокамера, поэтому головка для штатива сильно определяет его функциональность. Распространены следующие ее виды:
- Шаровая. Самый простой по конструкции вариант. Базируется на шарнире, который вращается по всем осям. После установки подходящего положения головка фиксируется. Данный способ блокировки сильно влияет на удобство использования. В самых бюджетных моделях для этого используется один винт, что уменьшает точность фиксации. В более дорогостоящих решениях применяется несколько фиксаторов. К примеру, один фиксатор для блокировки по вертикали, а другой – по горизонтали.
- 3D. Технически более сложный вариант. Камера поворачивается в трех направлениях. Но, что гораздо важнее, для настройки каждой оси используется собственный фиксатор. В результате положение выставляется точнее, при этом ножки штатива стоят на том же месте. Это оптимальное решение для любительской фото- и видеосъемки.
- Видеоголовка. Конструкция создана для плавного перемещения камеры, как минимум, по двум осям. Это достигается наличием демпфирующего механизма, который устраняет колебания. В результате обеспечивается плавное панорамирование, что всегда отличает профессиональную видеосъемку от любительской.
Тренога или монопод?
Тренога – это более универсальный вариант. В сравнении с моноподом он хуже лишь увеличенными размерами и весом. Последний идеален для скорострельного репортажного фотографирования и видеосъемки в толпе (например, на концерте из зала). Конечно, к моноподу можно купить ремень для фиксации положения, но такой вариант все равно не обеспечит той же стабильности камеры, что и самая дешевая тренога.
Материал изготовления
В первую очередь, важен материал, из которого изготовлены ножки штатива. Это могут быть:
- Композитные материалы (углепластик) – лучше металлов (алюминий) гасят мелкие колебания, что повышает устойчивость камеры.
- Алюминий – лучший вариант для любительской съемки, поскольку он легкий и достаточно прочный.
- Магний, титан, карбон – эти материалы наиболее распространены в профессиональном сегменте благодаря рекордно низкому весу и высокой прочности.
- Комбинированные – становятся все более распространенным решением.
В отношении зажимов, штативной головки, ручек и подобных дополнений пластмасса оказывается вне конкуренции. Конечно, в более дорогостоящих моделях используется пластик высшего класса, который долговечен и легок.
Высота
Имеется в виду максимально возможное расстояние от поверхности, на которой установлен штатив, до камеры. Чем выше конструкция, тем она менее стабильная. Это станет особенно заметным при съемке на сильном ветру. Большой высоты не достигнуть без увеличения количества секций в ножках. Чем их меньше, тем устойчивей конструкция и меньше ее размер в сложенном виде. В любом высоком штативе желательно наличие распорок, которые фиксируются на необходимом уровне.
Важно обращать внимание на зажимы для ног. Если они изготовлены из пластика, то при активном использовании могут со временем разбалтываться. Цанговым зажимам это не присуще – они лишь постепенно будут закручиваться чуть дольше обычного
Для любого механизма обязательно применение качественного материала. Самый простой пластик здесь не уместен
Цанговым зажимам это не присуще – они лишь постепенно будут закручиваться чуть дольше обычного. Для любого механизма обязательно применение качественного материала. Самый простой пластик здесь не уместен.
Выдерживаемый вес
Прямо зависит от материала, из которого изготовлен штатив, и применяемой системы закрепления ножек. Углепластиковая модель выдержит больше алюминиевой
Важно соблюдать баланс прочности и потребности. Для использования беззеркального аппарата ни к чему сверхпрочный штатив
В этом случае камера окажется значительно легче максимального веса, на который рассчитана тренога.
Наличие дополнительного функционала
Полезными окажутся следующие возможности:
- Замена штативной головки. Профессионалам это нужно в целях использования штатива с разными камерами. Любителям такая замена позволит применять более совершенную штативную головку, если прежней функциональности будет недостаточно.
- Крюк в верхней части треноги. Разумеется, на него можно повесить рюкзак или курточку, но изначально он размещен для крепления груза. Последний придаст штативу стабильности на неровных основаниях.
- Пульт дистанционного управления. С его помощью можно управлять съемкой со штатива, не дотрагиваясь непосредственно до камеры.
Штативы для профессиональных камер
Тому, кто занимается профессиональной фотосъемкой, особенно важно знать, как выбрать штатив
Первое, на что нужно обращать внимание, — это устойчивость устройства и его надежность. Как правило, профессиональные штативы – это увесистые конструкции с металлическими опорами
Причем их делают не только из алюминия, но и из стали и даже титана. Все эти материалы очень прочны и способны выдержать массивную фототехнику.
Опоры состоят из двух-трех секций, а соединительные узлы выполнены из композитных материалов, отлично противостоящих износу и механическим повреждениям. Такая основательная конструкция рассчитана на длительную службу при ежедневных нагрузках.
Как правило, профессиональный штатив позволяет фотографу регулировать высоту, устанавливая опоры под разным углом друг к другу – это очень удобная функция. А центральную штангу в большинстве моделей можно переворачивать, опуская камеру к самой земле – любители макросъемки оценят эту опцию.
Профессиональные штативы обычно имеют удобную шаровую головку (или с тремя степенями свободы), а также оснащаются съемными площадками. Впрочем, головка – необязательный элемент комплекта: ее можно купить отдельно. Иногда, для большего удобства, профессиональные устройства имеют панорамную шкалу и жидкостный уровень, который полезен при съемке пейзажей. Вообще, наличие большого числа дополнений – характерная черта профессионального штатива. Если вы живете фотографией, не пожалейте денег на такого ценного помощника.
Головка
Существует несколько основных типов головок для штативов. Основная цель головки штатива — обеспечить крепеж камеры к штативу, позволить перемещать камеру в нужном для съемки направлении и затем, во время съемки, удерживать камеру в зафиксированном положении. Ниже следует краткое изложение различных вариантов головки штатива.
3D головка.
Наиболее традиционным типом устанавливаемой на штатив головки, является 3D головка. Она отличается наличием трех рычагов для управления, исходящими от тела головки. Эти рычаги используются для регулировки положения головки на одной оси по вертикали, горизонтали и для панорамирования. Движение головки по каждой из осей осуществляется путем «ослабления» одного из плеч с помощью раскручивания, изменения положения головки и последующего затягивания рычага.
3D головка штатива
Преимуществами 3D головки являются: точные движения вокруг одной оси и простота использования. Недостатком является размер – из-за рычагов эти головки, как правило, громоздкие. Это делает их несколько непривлекательными для путешествий.
3D головки обычно используются для пейзажной фотографии, для съемки натюрморта и макросъемки. Однако они могут быть использованы для всех видов съемки.
Шаровая головка
По сравнению с некоторыми другими типами головок, шаровая головка представляет собой относительно недавнее изобретение. Конструкция состоит из шарика, заключенного в корпус с зажимной ручкой. Когда ручка ослаблена, шар можно перемещать. Когда камера находится в нужном положении, ручка затягивается, а шарик (и камера) остаются неподвижными.
Шаровая головка штатива
Есть также шаровые головки с вторичным и третичным управлением. У некоторых есть панели панорамирования с отдельной ручкой, чтобы зафиксировать голову на оси панорамирования. У других есть регулируемые регуляторы трения и органы управления, которые позволяют регулировать трение главной ручки для более точного управления.
Для позиционирования камеры на 90 градусов по горизонтали многие шаровые головки имеют один или несколько вырезов в корпусе, которые позволяют стержню шара поворачиваться и располагаться под прямым углом к вертикали.
Преимуществами шаровой головки являются ее компактные размеры (по сравнению с 3D головками) и простота использования. Простейшие шаровые головки имеют только одну регулировочную ручку для перемещения камеры почти под любым углом. Кроме того, из-за их простоты, репозиционирование головы часто бывает очень быстрым делом. Благодаря своей универсальности шаровая головка может использоваться для любого типа фотографического применения.