Художественные средства фотографии

Цельность снимка

Как уже упоминалось, основная задача композиции — достижение смысловой ясности изображения. Строя композицию, добиваются такого распределения смысловой нагрузки между главным элементом изображения и его второстепенными деталями, чтобы замысел автора беспрепятственно доходил до сознания зрителя. Построение композиции снимка может считаться завершенным только тогда. когда все элементы изображения так увязаны между собой. что любое изменение в их расположении или исключение из кадра хотя бы одного из них приведет к эатруднениям в восприятии изображения или вообще к утрате ясности его содержания.

Существуют простые правила, с помощью которых можно легко проверить правильность композиции снимка:

  1. Если снимок можно разделить на две или более части без ущерба для его содержания, а каждая часть может служить самостоятельным изображением. то это означает, что композиционно снимок построен неправильно.
  2. Если от снимка можно отрезать какую-то часть и при этом его смысл не утрачивается, а выразительность, наоборот, повышается, композицию следует признать рыхлой, незаконченной. поскольку в изображении присутствуют лишние элементы, нарушающие единство картины и затрудняющие ее восприятие. Примерами таких неудачных композиций могут служить фото 1 и 3.

Таким образом, цельность восприятия фотоснимка основывается на единстве и неделимости его композиции.

Фото 1. Пример композиционно неорганизованного снимка.
Невыразительность фотоснимка объясняется отсутствием конструктивной четкости и цельности композиции. Взгляд все время блуждает между архитектурными сооружениями в левой части изображения и в его глубине. Поскольку оба эти элемента в данном случае как бы равноценны, трудно отдать предпочтение какому-либо из них. В результате на снимке фактически отсутствует главный элемент — смысловой центр. Помимо этого снимок может быть с успехом разделен на два вполне самостоятельных изображения, причем каждая часть при этом только выиграет, так как станет более конкретной.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Литота

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;

   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

Проверь себя

Задание 1.Что такое метафора?

  1. Скрытое сравнение по схожим признакам
  2. Изменение привычной последовательности слов в словосочетании
  3. Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам
  4. Наделение объектов неживого мира свойствами одушевленного предмета.

Задание 2.Что такое литота?

  1. Фигура речи
  2. Троп
  3. Противоположность гиперболы
  4. Выражение общего понятия в конкретном образе
  5. Намеренное преуменьшение свойств объекта

Задание 3.Что такое перифраз?

  1. Изменение порядка слов в предложении
  2. Иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте
  3. Конструкция, выражающая сильные эмоции
  4. Повторение слова или нескольких слов

Задание 4.В каких из представленных примеров используется метонимия?

  1. «Где бод­рый серп гулял и падал колос…»  (Ф.И.Тютчев)
  2. «Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину минуя дом бари­на?» (Н. В. Гоголь)
  3. «В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!..» (Н.В.Гоголь)
  4. «Снежный лебедь», «вседержитель моей души» — про возлюбленную (А.А.Блок)

Ответы: 1. — 1 ; 2. — 2, 3, 5; 3. — 2;  4.  — 1,2.

Простота композиции

Первое и, возможно, наиболее важное правило выбора композиции кадра- это простота

Ищите способ, при котором сюжетно важная деталь снимаемой сцены доминировала бы в кадре и привлекала внимание зрителя. Один из путей заключается в выборе простого фона, детали которого не отвлекали бы внимание зрителя от основного объекта

Давайте посмотрим, как можно улучшить представленную слева фотографию и придать ей большую выразительность и простоту. Сначала необходимо решить для себя вопрос: какой объект следует сделать основным в кадре- телефонную будку, мост или кактус.

Выбираем кактус в качестве основного объекта. Приблизившись к кактусу и разместив его в видоискателе на фоне неба, мы упрощаем композицию и придаем снимку большую выразительность.

На обоих снимках объекты сняты с близкого расстояния, но на снимке слева детали фона маскируют чайку. Найти выход из такого положения очень просто. Измените точку съемки и сделайте снимок на фоне голубого неба.

Компонуйте кадр таким образом, чтобы зритель легко понял, ради чего вы сделали снимок. Располагайте второстепенные детали сюжета так, чтобы они дополняли сюжетно важную деталь снимка. Большинство зрителей предпочтет правый снимок, поскольку автостоянка слишком контрастирует со старинной архитектурой строений.

Помните о простоте композиции кадра. Вот еще один пример ситуации, когда вам придется принимать решение. Какую долю кадра должна занимать молодая пара и следует ли скадрировать снимок горизонтально или вертикально, как это сделано на снимке ниже (внутри желтой рамки)?

Возможно вы предпочитаете вертикальный формат, как показано слева. Выбор за вами.

Итак, можно упростить композицию снимка и привлечь внимание зрителя к основному объекту за счет выбора простого фона, исключения второстепенных деталей и выбора точки съемки вблизи объекта. Если вы хотите добавить динамики для основного объекта, сместите его из центра кадра, как это сделано на снимке слева при съемке маленького художника

По существу, фотографии, на которых объекты расположены точно в центре кадра, кажутся более статичными и менее интересными по сравнению со снимками, на которых объекты смещены относительно центра.

Олицетворение

Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».

Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.

Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Композиция

Среди изобразительных средств фотографии композиция фотоснимка по праву стоит на первом месте. Она является тем главным элементом, который определяет уровень художественности той или иной работы. Известно. что снимки одного и того же объекта, сделанные начинающим фотолюбителем и опытным фотографом, значительно отличаются друг от друга по выразительности и художественным достоинствам. Неопытный фотограф часто работает не раздумывая, механически фиксируя действительность, тогда как опытный мастер подходит к решению той же задачи творчески, добиваясь максимальной выразительности своих работ. Получить искомый результат ему помогает не только опыт, но и знание законов композиции плюс умение применять их на практике.

Применительно к изображению композиция представляет собой художественное объединение отдельных разрозненных элементов в единое целое. Возникает определенный порядок в их расположении

внимание концентрируется на главном. Это облегчает зрительное восприятие сюжета

создает целостное впечатление единой. законченной картины. Основная задача композиции любого фотоснимка заключается в том, чтобы его содержание, его идея с первого взгляда доходили до сознания зрителя. Существует целый ряд приемов и правил, с помощью которых добиваются этой цели. Некоторые из этих правил носят характер законов, поскольку нарушение их приводит к существенному снижению выразительности снимков. затрудняя их восприятие. Соблюдение этих законов обязательно не только в художественной фотографии. Любой, даже совсем незначительный по своему содержанию или даже чисто технический снимок должен создаваться с учетом основных требований композиции.

Как найти и истолковать художественные средства

Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.

Читайте вдумчиво и внимательно

Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.

Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).

Запоминайте основные литературные термины

Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.

Представьте целевую аудиторию

Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.

Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.

Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!

Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки

Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.

Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.

Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Два подхода к фотографии

К сожалению, снимки неопытных фотографов не всегда обладают достаточной выразительностью, такой, чтобы их можно было отнести к художественным произведениям. Иногда такие фотографы, придавая излишне большое значение техническим характеристикам аппаратуры, технике негативного и позитивного процессов, не уделяют должного внимания вопросам изобразительного мастерства, не соблюдают законы композиционного построения фотоснимка, порой даже не знают об их существовании! Техника фотографии, какой бы совершенной она ни была, сама по себе не должна служить самоцелью. Это всего лишь средство, инструмент для достижения главной цели — создания снимка, имеющего художественную ценность, интересного не только самому автору и его близким, но и определенному кругу зрителей. Для достижения этого рубежа необходимо овладеть способами художественного отображения действительности, что намного сложнее, чем освоение техники фотографии. Это следующая, более высокая ступень фотографического мастерства, не достигнув которой невозможно создавать художественные снимки. Иногда у малоопытного фотографа получаются достаточно выразительные фотографии, но происходит это, как правило, случайно, в то время как опытный мастер поддерживает стабильно высокой художественный уровень работ.

Чтобы снимок мог получить высокую оценку зрителей, он должен иметь четкую, завершенную композицию, интересный световой рисунок, соответствующую сюжету тональность, а если он цветной, то и соответствующий колорит

Все это обогащает снимок, направляет внимание и чувства зрителя в нужное автору русло, служит более глубокому пониманию образа. Поэтому любителю, решившему добиться в фотографии чего-то большего, можно порекомендовать не только читать статьи по фотографическому мастерству, но и возвращаться к ним впоследствии

пока изложенные в них положения не будут твердо усвоены.

Правило «золотого сечения»

При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:

Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.

В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.

Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.

А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.

При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.

Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.

Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.

Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.

Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.

Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!

Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.

Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.

Гипербола

Теперь узнаем, откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?

Получаются они благодаря гиперболе.

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, и мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим яно большее количество.

Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это мы и называем гиперболой. 

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —         воды партизаны —взбираются      ввысь         с океанского рва,до неба метнутся         и падают заново,

(В.Маяковский, отрывок стихотворения «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно, скажем мы! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Аллегория

Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов. Он изображал людей в виде животных, наделяя их определенными повадками и характером. Так Эзоп и выговориться смог, и угодил хозяевам — им нравились его произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Художественные средства фотографии

Гипербола

Теперь узнаем, откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?

Получаются они благодаря гиперболе.

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, и мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим яно большее количество.

Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это мы и называем гиперболой. 

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —         воды партизаны —взбираются      ввысь         с океанского рва,до неба метнутся         и падают заново,

(В.Маяковский, отрывок стихотворения «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно, скажем мы! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов ». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Аллегория

Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов. Он изображал людей в виде животных, наделяя их определенными повадками и характером. Так Эзоп и выговориться смог, и угодил хозяевам — им нравились его произведения.

Оксюморон

Двигаемся дальше и знакомимся с оксюмороном. 

Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.

Оксюморон — почему мы пишем имя исполнителя с ошибкой?

На самом деле, никакой связи между этим тропом и рэп-исполнителем нет. Однако мы можем запомнить таким образом само слово. 

Псевдоним «Оксимирон» + буква Ю вместо И = оксюморон 

Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег». 

Мы сочетаем контрастные понятия и привлекаем внимание к этим оборотам. Читатель, увидев, «обжигающий снег» обязательно задумается, что же это такое

И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.

Сегодня мы разобрались с тропами. Познакомились с разными способами, как передать переносное значение слова. Мы стали еще более чуткими к тексту читателями, ведь теперь умеем отличать столько видов художественной выразительности и понимать, что за ними стоит!

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Как найти и истолковать художественные средства

Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.

Читайте вдумчиво и внимательно

Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.

Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).

Запоминайте основные литературные термины

Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.

Представьте целевую аудиторию

Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.

Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.

Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!

Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки

Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.

Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.

Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Композиция

Среди изобразительных средств фотографии композиция фотоснимка по праву стоит на первом месте. Она является тем главным элементом, который определяет уровень художественности той или иной работы. Известно. что снимки одного и того же объекта, сделанные начинающим фотолюбителем и опытным фотографом, значительно отличаются друг от друга по выразительности и художественным достоинствам. Неопытный фотограф часто работает не раздумывая, механически фиксируя действительность, тогда как опытный мастер подходит к решению той же задачи творчески, добиваясь максимальной выразительности своих работ. Получить искомый результат ему помогает не только опыт, но и знание законов композиции плюс умение применять их на практике.

Применительно к изображению композиция представляет собой художественное объединение отдельных разрозненных элементов в единое целое. Возникает определенный порядок в их расположении

внимание концентрируется на главном. Это облегчает зрительное восприятие сюжета

создает целостное впечатление единой. законченной картины. Основная задача композиции любого фотоснимка заключается в том, чтобы его содержание, его идея с первого взгляда доходили до сознания зрителя. Существует целый ряд приемов и правил, с помощью которых добиваются этой цели. Некоторые из этих правил носят характер законов, поскольку нарушение их приводит к существенному снижению выразительности снимков. затрудняя их восприятие. Соблюдение этих законов обязательно не только в художественной фотографии. Любой, даже совсем незначительный по своему содержанию или даже чисто технический снимок должен создаваться с учетом основных требований композиции.

Цельность снимка

Как уже упоминалось, основная задача композиции — достижение смысловой ясности изображения. Строя композицию, добиваются такого распределения смысловой нагрузки между главным элементом изображения и его второстепенными деталями, чтобы замысел автора беспрепятственно доходил до сознания зрителя. Построение композиции снимка может считаться завершенным только тогда. когда все элементы изображения так увязаны между собой. что любое изменение в их расположении или исключение из кадра хотя бы одного из них приведет к эатруднениям в восприятии изображения или вообще к утрате ясности его содержания.

Существуют простые правила, с помощью которых можно легко проверить правильность композиции снимка:

  1. Если снимок можно разделить на две или более части без ущерба для его содержания, а каждая часть может служить самостоятельным изображением. то это означает, что композиционно снимок построен неправильно.
  2. Если от снимка можно отрезать какую-то часть и при этом его смысл не утрачивается, а выразительность, наоборот, повышается, композицию следует признать рыхлой, незаконченной. поскольку в изображении присутствуют лишние элементы, нарушающие единство картины и затрудняющие ее восприятие. Примерами таких неудачных композиций могут служить фото 1 и 3.

Таким образом, цельность восприятия фотоснимка основывается на единстве и неделимости его композиции.

Фото 1. Пример композиционно неорганизованного снимка.
Невыразительность фотоснимка объясняется отсутствием конструктивной четкости и цельности композиции. Взгляд все время блуждает между архитектурными сооружениями в левой части изображения и в его глубине. Поскольку оба эти элемента в данном случае как бы равноценны, трудно отдать предпочтение какому-либо из них. В результате на снимке фактически отсутствует главный элемент — смысловой центр. Помимо этого снимок может быть с успехом разделен на два вполне самостоятельных изображения, причем каждая часть при этом только выиграет, так как станет более конкретной.

Литота

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;

   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: