11 способов значительно повысить креативность

Двигайтесь

Физические упражнения полезны не только для вашего тела, но и для мозга.

Сейчас накоплено много исследований, которые говорят о пользе двигательной активности для креативного мышления, вот одно из них .

Ученые считают, что такой эффект возникает из-за улучшения кровоснабжения мозга и повышения настроения. Это похоже на то, как некоторые другие исследования показывают, что размышления о любви также стимулируют креативность. Суть не в самом действии, а в изменении настроения.

Займитесь физкультурой в перерыве – это вполне может подарить вам какой-нибудь инсайт. К тому же это еще и задействует эффект инкубации.

Интернет-проекты

Креативити

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» — блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

«Креативити» →

MindTools

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать эмоциональный интеллект — это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

MindTools →

4Brain

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции — хорошую память, быстрое чтение, ораторское мастерство — с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления — ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

4Brain →

Упражнение 7. Портативный субъект

А теперь нам потребуется такой предмет, который всегда можно будет носить с собой. Положите его в свою сумку или карман, и отправляйтесь на съемку. Фотографируйте этот предмет в самых разных и необычных местах. В различных ситуациях. Включайте ваше творческое мышление. Снимите этот предмет, например, на лавочке в городском сквере. Просто на асфальте под ногами прохожих. В руках ребенка. На ступеньках лестницы. Укрепите каким-нибудь образом на дереве. Приколотите гвоздем к забору. Вариантов масса. При этом делайте такие фотографии, чтобы потом их можно было смело показать на серьезной фотовыставке. Подходите к делу со всей тщательностью. Работайте с композицией, светом, цветом…

Способы развития креативности

Креативное мышление развивают в любом возрасте. Развитие способностей достигается тренировкой. Чем чаще вы упражняетесь, тем больших результатов добьетесь. Есть множество способов работы над креативным мышлением.

Не последнюю роль играет позитивное мышление. Человек, считающий себя неудачником и убежденный, что он ничего не умеет, не сможет генерировать новые идеи.

Если вы правша, старайтесь какие-то действия выполнять левой рукой. Она отвечает за деятельность правого полушария, что будет стимулировать работу воображения. Можно воспользоваться рисунками по цифрам и соединять их левой рукой.

Больше общайтесь с творческими людьми. Читайте книги. Учитесь у тех, кто достиг успехов. Следите за своими мыслями и записывайте рождающиеся у вас идеи.

Ищите новое применение старым вещам. В любое свое занятие вносите немного творчества. Меняйте обстановку, это способствует перезагрузке.


Креативные мысли

Упражнения для развития креативности

Развитию креативности способствует выполнение несложных упражнений.

Упражнение «Случайные связи»

Очень простое и интересное упражнение. Возьмите первую попавшуюся книгу. Выберите наугад пару слов. Вряд ли они будут связаны по смыслу, но в этом и фишка. Ваша задача – придумать какую-то общую для них историю.

Это упражнение можно использовать в качестве игры в компании.

Упражнение «Архитектор»

Напишите навскидку десять любых существительных. Представьте, что это требования заказчика, для которого создается проект дома. Используя метод аналогий, заполняйте пространство. Например, были записаны такие существительные: липа, столб, пена, капель, крокус, ладья, бревно, конь, туман, песня. Теперь создаем аналогии и описываем проект. Липа – стены в прихожей обшиваем липовой вагонкой. Столбы из лиственницы – вкапываем по периметру для изгороди. И так со всеми словами.

Это упражнение также подойдет для использования в компании из нескольких человек. Вы получите несколько результатов. Вы интересно проведете время – это раз. У вас получатся оригинальные проекты. Возможно, какие-то элементы вы действительно воплотите в жизнь. Это – два. Разовьете креативные способности – это три. Лучше узнаете своих друзей – четыре.


Упражнения для развития креативности

Что такое креативность?

Креативность – понятие достаточно широкое. Мы привыкли понимать это слово, как синоним творчества. На самом деле креативность – более широкое понятие. Творчество связывают с вдохновением, а креативность – с прагматизмом и результативностью.

Это свойство в той или иной мере присуще каждому человеку. Оно проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Креативные способности ценятся высоко, так как помогают находить решения в сложных ситуациях. Умение нестандартно мыслить предусматривает карьерный рост и улучшение качества жизни.

Креативность – это создание связи между вещами, явлениями.


Креативный человек

Упражнения по развитию творческих способностей

А теперь давайте потренируем наш творческий мускул с помощью специальных упражнений.

Что будет, если

Это упражнение использовал сам Станиславский для подготовки начинающих актеров. Включите фантазию и придумайте несколько альтернативных настоящей реальности историй. Например, что будет, если кошки научатся говорить? А что будет, если перестанет действовать сила притяжения? Что будет, если муравьи объявят войну паукам?

Старайтесь, чтобы и вопросы, и ответы на них были как можно необычней. Выполняя это упражнение регулярно, вы будете постепенно расширять границы сознания и впускать в него новые идеи.

Новые слова

Язык не только помогает людям общаться между собой, но и определяет наше восприятие мира. Лингвист Бенджамин Ли Уорф, изучавший языки северных народов, пришел к выводу, что язык отражает ход мыслей его носителей. Например, в языке эскимосов есть около 200 слов, обозначающих наше одно слово “снег”. Поэтому они легко различают состояния снега и никогда их не перепутают, ведь для каждого есть свое название.

Давайте немного поэкспериментируем с родным языком. Постарайтесь придумать как можно больше новых слов, о значении которых можно легко догадаться. Например:

  • поздномаркет – магазин, работающий допоздна;
  • трамвася – Вася, катающийся на трамвае;
  • карпорация – рация, по которой можно разговаривать с карпами;
  • воролубь – гибрид вороны и голубя.

Многозначные советы

Это упражнение помогает выйти из творческого тупика и нащупать опору внутри себя. Выполнять его нужно, когда не получается сдвинуться с мертвой точки. Чем яростней мы пытаемся заставить себя сотворить что-то стоящее, тем сильнее мозг начинает сопротивляться.

Для таких случаев вы должны заранее приготовить карточки с подсказками. Написать на них можно абсолютно все. Главное, чтобы послание нельзя было интерпретировать слишком однозначно. В зависимости от ситуации вы каждый раз будете видеть разный смысл в этих словах.

Приведу несколько примеров:

  1. Двигайся внутрь, пока не увидишь свет.
  2. Слушай звуки своего безумия.
  3. Включи песню, которая заставит тебя плакать.
  4. Погаси свет внутри своей души.
  5. Вместо того чтобы ломать стену, сделай подкоп.

Сделайте хотя бы 20 таких карточек, сложите их в вазу и в нужный момент используйте. Если серьезно отнестись к этому упражнению и выполнить его со всей отдачей, то эффект будет поразительный. Вы обретете доброго помощника в лице самого себя, научитесь интерпретировать знаки, искать новые смыслы.

Загляните в нашу подборку упражнений по развитию креативного мышления. Их там больше 30! Настоящая сокровищница для людей, которые хотят развить творческие способности.

2.Выделяйте отдельное время для «ничегонеделания»

Горящие сроки и дедлайны — источник огромного стресса. Давление заставляет мозг фокусироваться на деталях, активируя левое полушарие и лишая нас возможности видеть всю картинку целиком. Стресс влияет и на наше настроение, мир сжимается до одной-единственной точки…

Вот почему просто необходимо включать в свой график время, когда мы ничем не заняты, когда можем психологически дистанцироваться и помечтать. В этот момент у нашего бессознательного больше шансов найти отдаленные ассоциации между идеями. Сделав шаг в сторону, дистанцировавшись от проблемы, мы можем посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Немаловажный момент — это время «ничегонеделания» важно проводить в одиночестве. Только так можно «выносить» и «родить» идею

Это подтверждают данные исследований: так, эксперимент, проведенный психологами из Университета Юты в 2012 году, показал, что после четырех дней уединения на природе испытуемые на 50% лучше справились со стандартными тестами на креативность.

Как реализовать эту стратегию на практике? Попробуйте начинать каждый день с полутора-двух часов «ничегонеделания». Поверьте, в долгосрочной перспективе эта инвестиция принесет колоссальные дивиденды.

Упражнение Х. Придумайте себе свое упражнение!

Перечитайте внимательно еще раз описания предыдущих тринадцати упражнений. И на их основе придумайте какое-нибудь свое, собственное, креативное упражнение. Придумайте свой рецепт, свой способ тренинга, способ развития творческого мышления, развития креативности.

Описанные нами упражнения – конечно же, далеко не все, которые придумали практики и теоретики фотоискусства. Их великое множество. Они описаны в учебниках, книгах и журналах по фотографии. Некоторые из них имеют вид творческого задания. При выполнении этих заданий вам порой придется покидать свое тепленькое, насиженное домашнее гнездышко, покидать «зону комфорта», погружаться в нечто неизведанное для вас, в необычное.

Не стоит увлекаться творческими упражнениями, которые основаны на технической стороне вопроса, то есть исследовании технических возможностей вашей фотокамеры. Нет, конечно, знать свою фотокамеру, понимать и чувствовать ее конечно же нужно. Но не стоит заморачиваться на меню этого диковинного изобретения конца 20 века. Уверяем вас, это не самый лучший способ развития креативности. Согласитесь, чем меньше у вас инструментов, тем сложнее сделать какое-нибудь изделие. Например, если у вас в наличии будет полный набор современного строительного инструмента и оборудования, то дом построить можно будет быстро и без особого труда. А попробуйте-ка построить дом так, как строили раньше – посредством одного топора! То-то! Так и тут, в фотографии. Для того, чтобы развить свою креативность, нужно сосредотачиваться первым делом не на технической стороне вопроса, а на творческой. А техника придет сама собой. По мере накопления опыта работы.

И последнее на сегодня. Все эти упражнения должны вдохновлять вас на творческие поиски, на творческую работу. Они не должны быть нежелательными, не должны быть обязаловкой. Они должны приносить вам радость и творческое удовлетворение.

Упражнение 9. Лотерея

Теперь нам потребуется шапка, кастрюля или какая-либо другая емкость и десятка два-три бумажек, на которых вы напишете по одному — два слова. Написали? Теперь сверните бумажки рулончиком и бросьте в шапку. Перемешайте. Начинайте вытаскивать по одной. Развертывайте рулончик, прочитайте, что вам досталось. Берите фотокамеру и начинайте снимать.

Вы спросите, что можно написать на этих бумажках? Да всё что угодно, всё что вам только может придти в голову. Ну, например:

  1. Квадратики
  2. Красное
  3. Грусть
  4. Мягкий фокус
  5. Двери
  6. Движение
  7. Стекло
  8. Отражения
  9. Тень
  10. Панорама
  11. Размытость
  12. Действие
  13. Бездействие
  14. Погода
  15. Буква А
  16. Цифра 7
  17. Малая глубина резкости
  18. Отрицательное пространство
  19. Положительное пространство
  20. Теплое
  21. Холодное
  22. Твердое
  23. Мягкое
  24. Жидкое
  25. Кислое

Ну вот, теперь вы научились генерировать идеи?

Упражнение 4. Искусственные ограничения

В один из съемочных дней придумайте себе какое-нибудь ограничение. Какое? Любое. Ну, хотя бы, одно из этих:

  1. Снимайте только в ручном режиме. Забудьте про то, что ваша фотокамера умная и может сама за вас думать.
  2. Снимайте только одним объективом. Если у вас вообще объектив только один, снимайте на одном фокусном расстоянии.
  3. Делайте только черно-белые снимки. Сделайте вид, что цвета сегодня вообще не существует. Что цветную фотографию еще не изобрели.
  4. Посвятите работе всего один час. Ну, например, с 13.15 до 14.15. Не снимайте ни до, ни после этого времени.
  5. Снимайте только в одном месте. Другого места для съемки для вас сегодня просто нет. Не пускают вас туда. Не дали пропуск.
  6. Все кадры делайте с недодержкой или передержкой. Очень интересно, что у вас получится.
  7. Фотографируйте всё что угодно, но чтобы в кадре не было людей.
  8. Используйте только точечный замер экспозиции.
  9. Снимайте так, чтобы в вашем кадре не было ни одного здания.
  10. Фотографируйте только то, что выше вас.
  11. Фотографируйте только то, выше чего вы.
  12. Фотографируйте только сидя.
  13. Фотографируйте только стоя.
  14. Исключите из своих кадров какой-нибудь цвет. Ну, например, зеленый.
  15. Исключите из своих кадров всё металлическое. Или деревянное.

Вариантов ограничения самого себя можно придумать очень много. Придумывайте. Это очень хорошее упражнение.

Упражнение 13. Две поездки (или два похода)

Забудьте на время о том, что у вас есть фотоаппарат. Оставьте его дома. И опять, как и в предыдущем упражнении, отправляйтесь погулять. Можно даже поехать куда-нибудь подальше. А по пути в ту строну (куда вы идете или едете) ищите потенциальные кадры. Хорошие кадры. Интересные. Креативные. Добрались до места, которое вы для себя наметили как конечный пункт прогулки? Ну вот, а теперь возвращайтесь обратно. Возвращайтесь за своей родной и любимой фотокамерой. Причем, возвращайтесь тем же маршрутом, что шли (или ехали) в ту сторону. И опять ищите! Ищите то, что вы хотели бы сфотографировать! Приехав домой, забирайте свой фотоаппарат и идите этой же дорожкой, но при этом уже фотографируйте то, что вы наметили сфотографировать.

Можно, конечно, и первое путешествие совершить с фотокамерой в сумке, не доставая ее оттуда. Но стоит ли? Лучше потерпите. Больше эффекта будет от упражнения.

Упражнение 8. Селфи, но не селфи

Выполняя это упражнение, вы будете фотографировать самого себя. Но при этом снимки не должны стать банальным селфи. Стройте композицию снимка так, чтобы главным героем кадра, его смысловым центром были бы вы сами. Снимки должны быть интересными, а не просто типа «я на фоне дома, в котором жил Пушкин» или «я со своей любимой бабушкой». Композицию каждого снимка продумывайте тщательно и серьезно, до мельчайших деталей. Конечно же, вам потребуется штатив. Снимать придется с автоспуском. Сначала придумайте идею снимка, постройте композицию кадра. Потом найдите в этой композиции место для самого себя. Установите фотокамеру на штатив, включите автоспуск и и займите свое место в кадре. Повторим: каждый снимок должен быть интересным, уникальным и, главное, содержательным.

Переосмыслите проблему

Еще одна особенность, которую ученые заметили у творческих людей – это повышенная склонность к пересмотру проблемы.

Вместо того, чтобы активно думать о путях решения проблемы (как это делают их менее креативные коллеги), они бездельничают и играются с задачей, рассматривая ее с разных сторон.

Представим, что вы художник, который не знает, что ему нарисовать. Он хочет сделать что-то цепляющее, такое, что вызывает у зрителя какие-то эмоции. Художник долго думает, но ему не приходит ни одна толковая идея. Он слишком сосредоточился на общем аспекте: «Как нарисовать нечто эмоциональное?» Вместо этого он мог бы посмотреть на проблему с другой стороны: «Какой визуальный образ мог бы вызвать чувство одиночества?»

3

Упражнение 12. Шаги

Как вы думаете, не пора ли нам прогуляться? А что, идея совсем неплохая. Заодно и поупражняемся в креативности. Фотоаппарат только не забудьте. Гулять пойдем туда, где нам давно, очень давно, хотелось пофотографировать, да, что называется, всё руки не доходили. А во время прогулки будем останавливаться и снимать. Будем делать интересные, уникальные кадры. Но с одним условием: останавливаться для съемки будем через определенное количество шагов. Какое число вы любите? 22? 13? 187? Решите для себя, через какое количество шагов вы будете останавливаться и фотографировать. Напомним: снимки должны быть не случайными, а интерсными и креативными. Проще говоря, выставочными.

Упражнение 1. Две дюжины

Для выполнения этого первого упражнения вам нужно выбрать себе какое-нибудь место. Точнее даже точку. Встать в эту точку и, не сходя с неё, сделать две дюжины, то есть 24 кадра. Причем, кадры должны быть уникальными, не похожими друг на друга. Перемещаться с избранной точки никуда нельзя. Никуда. Даже если вы встали, например, напротив самого обыкновенного забора. Ваш опыт будет весьма поучительным. Сделав 10-12 снимков, вам может показаться, что все возможные варианты уже исчерпаны. Не торопитесь. Креатив начинается именно отсюда. Именно с этого момента. Старайтесь выжать всё, что в ваших силах, из вашей фотокамеры, оптики, из того что вы снимаете. И, естественно, из своей собственной головы. Напрягите все до одной клеточки собственного мозга.

Упражнение 11. Девять элементов

Нижеперечисленные девять элементов нужно совместить в одном кадре. Сложно? Да, сложно. Но отступать не надо. Пинайте, пинайте себя. Смелее. Вы же хотите развивать свою креативность, хотите не дать закиснуть своему таланту? Ну вот, фотокамеру в руки и вперед. В парк. В лес. На улицы родного города. Ваша цель на сегодня – сделать хороший, интересный, креативный снимок, в котором должны быть:

  1. Свет
  2. Тень
  3. Линия
  4. Фигура
  5. Форма
  6. Текстура
  7. Цвет
  8. Размер
  9. Глубина

Этот список можно расширить, то есть усложнить свою задачу.

  1. Фокус
  2. Тональность
  3. Качество света
  4. Паттерн
  5. Отрицательное (негативное) пространство.

Хотите еще больше усложнить свою задачу? Есть такой вариант: снимайте по одному кадру для каждого элемента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как развить креативность и творческое мышление, топ-16 упражнений

Упражнение 5. Фотографируем «на пленку»

На один съемочный день забудьте о том, что ваша фотокамера – цифровая. Представьте себе, что вы зарядили в нее фотопленку, в которой, если вы еще помните, было всего лишь 36 кадров. Представили? А теперь идите и снимайте. Но учтите, что прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора, каждый раз вам придется задумываться о том, стоит ли делать этот кадр или не стоит. Ведь «пленки» то у вас мало и она очень быстро может «кончиться»! Если это упражнение не приучит вас к обдуманной съемке, то усложните себе жизнь. Вставьте в свой аппарат «пленку» на 24 кадра. Или совсем дорогую, доставшуюся вам по большому блату но, увы, очень маленькую катушечку в 12 кадров. Кстати, в истории фотографии был такой период, когда снимали на фотопластинки. А они были очень хрупкие и очень тяжелые. И именно по этой причине большое их количество брать с собой на съемку было весьма проблематично. В дальние путешествия тогда фотографы ездили не с одной легкой сумочкой, как сейчас, а загрузив на извозчика полтора десятка увесистых чемоданов.

Упражнение 13. Две поездки (или два похода)

Забудьте на время о том, что у вас есть фотоаппарат. Оставьте его дома. И опять, как и в предыдущем упражнении, отправляйтесь погулять. Можно даже поехать куда-нибудь подальше. А по пути в ту строну (куда вы идете или едете) ищите потенциальные кадры. Хорошие кадры. Интересные. Креативные. Добрались до места, которое вы для себя наметили как конечный пункт прогулки? Ну вот, а теперь возвращайтесь обратно. Возвращайтесь за своей родной и любимой фотокамерой. Причем, возвращайтесь тем же маршрутом, что шли (или ехали) в ту сторону. И опять ищите! Ищите то, что вы хотели бы сфотографировать! Приехав домой, забирайте свой фотоаппарат и идите этой же дорожкой, но при этом уже фотографируйте то, что вы наметили сфотографировать.

Можно, конечно, и первое путешествие совершить с фотокамерой в сумке, не доставая ее оттуда. Но стоит ли? Лучше потерпите. Больше эффекта будет от упражнения.

Что такое креативность?

Креативность – понятие достаточно широкое. Мы привыкли понимать это слово, как синоним творчества. На самом деле креативность – более широкое понятие. Творчество связывают с вдохновением, а креативность – с прагматизмом и результативностью.

Это свойство в той или иной мере присуще каждому человеку. Оно проявляется в повседневной и профессиональной деятельности. Креативные способности ценятся высоко, так как помогают находить решения в сложных ситуациях. Умение нестандартно мыслить предусматривает карьерный рост и улучшение качества жизни.

Креативность – это создание связи между вещами, явлениями.

Креативный человек

Двигайтесь

Физические упражнения полезны не только для вашего тела, но и для мозга.

Сейчас накоплено много исследований, которые говорят о пользе двигательной активности для креативного мышления, вот одно из них .

Ученые считают, что такой эффект возникает из-за улучшения кровоснабжения мозга и повышения настроения. Это похоже на то, как некоторые другие исследования показывают, что размышления о любви также стимулируют креативность. Суть не в самом действии, а в изменении настроения.

Займитесь физкультурой в перерыве – это вполне может подарить вам какой-нибудь инсайт. К тому же это еще и задействует эффект инкубации.

Упражнение 12. Шаги

Как вы думаете, не пора ли нам прогуляться? А что, идея совсем неплохая. Заодно и поупражняемся в креативности. Фотоаппарат только не забудьте. Гулять пойдем туда, где нам давно, очень давно, хотелось пофотографировать, да, что называется, всё руки не доходили. А во время прогулки будем останавливаться и снимать. Будем делать интересные, уникальные кадры. Но с одним условием: останавливаться для съемки будем через определенное количество шагов. Какое число вы любите? 22? 13? 187? Решите для себя, через какое количество шагов вы будете останавливаться и фотографировать. Напомним: снимки должны быть не случайными, а интерсными и креативными. Проще говоря, выставочными.

Упражнение 9. Лотерея

Теперь нам потребуется шапка, кастрюля или какая-либо другая емкость и десятка два-три бумажек, на которых вы напишете по одному — два слова. Написали? Теперь сверните бумажки рулончиком и бросьте в шапку. Перемешайте. Начинайте вытаскивать по одной. Развертывайте рулончик, прочитайте, что вам досталось. Берите фотокамеру и начинайте снимать.

Вы спросите, что можно написать на этих бумажках? Да всё что угодно, всё что вам только может придти в голову. Ну, например:

  1. Квадратики
  2. Красное
  3. Грусть
  4. Мягкий фокус
  5. Двери
  6. Движение
  7. Стекло
  8. Отражения
  9. Тень
  10. Панорама
  11. Размытость
  12. Действие
  13. Бездействие
  14. Погода
  15. Буква А
  16. Цифра 7
  17. Малая глубина резкости
  18. Отрицательное пространство
  19. Положительное пространство
  20. Теплое
  21. Холодное
  22. Твердое
  23. Мягкое
  24. Жидкое
  25. Кислое

Ну вот, теперь вы научились генерировать идеи?

Упражнение Х. Придумайте себе свое упражнение!

Перечитайте внимательно еще раз описания предыдущих тринадцати упражнений. И на их основе придумайте какое-нибудь свое, собственное, креативное упражнение. Придумайте свой рецепт, свой способ тренинга, способ развития творческого мышления, развития креативности.

Описанные нами упражнения – конечно же, далеко не все, которые придумали практики и теоретики фотоискусства. Их великое множество. Они описаны в учебниках, книгах и журналах по фотографии. Некоторые из них имеют вид творческого задания. При выполнении этих заданий вам порой придется покидать свое тепленькое, насиженное домашнее гнездышко, покидать «зону комфорта», погружаться в нечто неизведанное для вас, в необычное.

Не стоит увлекаться творческими упражнениями, которые основаны на технической стороне вопроса, то есть исследовании технических возможностей вашей фотокамеры. Нет, конечно, знать свою фотокамеру, понимать и чувствовать ее конечно же нужно. Но не стоит заморачиваться на меню этого диковинного изобретения конца 20 века. Уверяем вас, это не самый лучший способ развития креативности. Согласитесь, чем меньше у вас инструментов, тем сложнее сделать какое-нибудь изделие. Например, если у вас в наличии будет полный набор современного строительного инструмента и оборудования, то дом построить можно будет быстро и без особого труда. А попробуйте-ка построить дом так, как строили раньше – посредством одного топора! То-то! Так и тут, в фотографии. Для того, чтобы развить свою креативность, нужно сосредотачиваться первым делом не на технической стороне вопроса, а на творческой. А техника придет сама собой. По мере накопления опыта работы.

И последнее на сегодня. Все эти упражнения должны вдохновлять вас на творческие поиски, на творческую работу. Они не должны быть нежелательными, не должны быть обязаловкой. Они должны приносить вам радость и творческое удовлетворение.

Упражнения для развития креативности

Развитию креативности способствует выполнение несложных упражнений.

Упражнение «Случайные связи»

Очень простое и интересное упражнение. Возьмите первую попавшуюся книгу. Выберите наугад пару слов. Вряд ли они будут связаны по смыслу, но в этом и фишка. Ваша задача – придумать какую-то общую для них историю.

Это упражнение можно использовать в качестве игры в компании.

Упражнение «Архитектор»

Напишите навскидку десять любых существительных. Представьте, что это требования заказчика, для которого создается проект дома. Используя метод аналогий, заполняйте пространство. Например, были записаны такие существительные: липа, столб, пена, капель, крокус, ладья, бревно, конь, туман, песня. Теперь создаем аналогии и описываем проект. Липа – стены в прихожей обшиваем липовой вагонкой. Столбы из лиственницы – вкапываем по периметру для изгороди. И так со всеми словами.

Это упражнение также подойдет для использования в компании из нескольких человек. Вы получите несколько результатов. Вы интересно проведете время – это раз. У вас получатся оригинальные проекты. Возможно, какие-то элементы вы действительно воплотите в жизнь. Это – два. Разовьете креативные способности – это три. Лучше узнаете своих друзей – четыре.

Упражнения для развития креативности

Упражнения по развитию творческих способностей

А теперь давайте потренируем наш творческий мускул с помощью специальных упражнений.

Что будет, если

Это упражнение использовал сам Станиславский для подготовки начинающих актеров. Включите фантазию и придумайте несколько альтернативных настоящей реальности историй. Например, что будет, если кошки научатся говорить? А что будет, если перестанет действовать сила притяжения? Что будет, если муравьи объявят войну паукам?

Старайтесь, чтобы и вопросы, и ответы на них были как можно необычней. Выполняя это упражнение регулярно, вы будете постепенно расширять границы сознания и впускать в него новые идеи.

Новые слова

Язык не только помогает людям общаться между собой, но и определяет наше восприятие мира. Лингвист Бенджамин Ли Уорф, изучавший языки северных народов, пришел к выводу, что язык отражает ход мыслей его носителей. Например, в языке эскимосов есть около 200 слов, обозначающих наше одно слово “снег”. Поэтому они легко различают состояния снега и никогда их не перепутают, ведь для каждого есть свое название.

Давайте немного поэкспериментируем с родным языком. Постарайтесь придумать как можно больше новых слов, о значении которых можно легко догадаться. Например:

  • поздномаркет – магазин, работающий допоздна;
  • трамвася – Вася, катающийся на трамвае;
  • карпорация – рация, по которой можно разговаривать с карпами;
  • воролубь – гибрид вороны и голубя.

Многозначные советы

Это упражнение помогает выйти из творческого тупика и нащупать опору внутри себя. Выполнять его нужно, когда не получается сдвинуться с мертвой точки. Чем яростней мы пытаемся заставить себя сотворить что-то стоящее, тем сильнее мозг начинает сопротивляться.

Для таких случаев вы должны заранее приготовить карточки с подсказками. Написать на них можно абсолютно все. Главное, чтобы послание нельзя было интерпретировать слишком однозначно. В зависимости от ситуации вы каждый раз будете видеть разный смысл в этих словах.

Приведу несколько примеров:

  1. Двигайся внутрь, пока не увидишь свет.
  2. Слушай звуки своего безумия.
  3. Включи песню, которая заставит тебя плакать.
  4. Погаси свет внутри своей души.
  5. Вместо того чтобы ломать стену, сделай подкоп.

Сделайте хотя бы 20 таких карточек, сложите их в вазу и в нужный момент используйте. Если серьезно отнестись к этому упражнению и выполнить его со всей отдачей, то эффект будет поразительный. Вы обретете доброго помощника в лице самого себя, научитесь интерпретировать знаки, искать новые смыслы.

Загляните в нашу подборку упражнений по развитию креативного мышления. Их там больше 30! Настоящая сокровищница для людей, которые хотят развить творческие способности.

Упражнение 8. Селфи, но не селфи

Выполняя это упражнение, вы будете фотографировать самого себя. Но при этом снимки не должны стать банальным селфи. Стройте композицию снимка так, чтобы главным героем кадра, его смысловым центром были бы вы сами. Снимки должны быть интересными, а не просто типа «я на фоне дома, в котором жил Пушкин» или «я со своей любимой бабушкой». Композицию каждого снимка продумывайте тщательно и серьезно, до мельчайших деталей. Конечно же, вам потребуется штатив. Снимать придется с автоспуском. Сначала придумайте идею снимка, постройте композицию кадра. Потом найдите в этой композиции место для самого себя. Установите фотокамеру на штатив, включите автоспуск и и займите свое место в кадре. Повторим: каждый снимок должен быть интересным, уникальным и, главное, содержательным.

Переосмыслите проблему

Еще одна особенность, которую ученые заметили у творческих людей – это повышенная склонность к пересмотру проблемы.

Вместо того, чтобы активно думать о путях решения проблемы (как это делают их менее креативные коллеги), они бездельничают и играются с задачей, рассматривая ее с разных сторон.

Представим, что вы художник, который не знает, что ему нарисовать. Он хочет сделать что-то цепляющее, такое, что вызывает у зрителя какие-то эмоции. Художник долго думает, но ему не приходит ни одна толковая идея. Он слишком сосредоточился на общем аспекте: «Как нарисовать нечто эмоциональное?» Вместо этого он мог бы посмотреть на проблему с другой стороны: «Какой визуальный образ мог бы вызвать чувство одиночества?»

3

Способы развития креативности

Креативное мышление развивают в любом возрасте. Развитие способностей достигается тренировкой. Чем чаще вы упражняетесь, тем больших результатов добьетесь. Есть множество способов работы над креативным мышлением.

Не последнюю роль играет позитивное мышление. Человек, считающий себя неудачником и убежденный, что он ничего не умеет, не сможет генерировать новые идеи.

Если вы правша, старайтесь какие-то действия выполнять левой рукой. Она отвечает за деятельность правого полушария, что будет стимулировать работу воображения. Можно воспользоваться рисунками по цифрам и соединять их левой рукой.

Больше общайтесь с творческими людьми. Читайте книги. Учитесь у тех, кто достиг успехов. Следите за своими мыслями и записывайте рождающиеся у вас идеи.

Ищите новое применение старым вещам. В любое свое занятие вносите немного творчества. Меняйте обстановку, это способствует перезагрузке.

Креативные мысли

Упражнение 11. Девять элементов

Нижеперечисленные девять элементов нужно совместить в одном кадре. Сложно? Да, сложно. Но отступать не надо. Пинайте, пинайте себя. Смелее. Вы же хотите развивать свою креативность, хотите не дать закиснуть своему таланту? Ну вот, фотокамеру в руки и вперед. В парк. В лес. На улицы родного города. Ваша цель на сегодня – сделать хороший, интересный, креативный снимок, в котором должны быть:

  1. Свет
  2. Тень
  3. Линия
  4. Фигура
  5. Форма
  6. Текстура
  7. Цвет
  8. Размер
  9. Глубина

Этот список можно расширить, то есть усложнить свою задачу.

  1. Фокус
  2. Тональность
  3. Качество света
  4. Паттерн
  5. Отрицательное (негативное) пространство.

Хотите еще больше усложнить свою задачу? Есть такой вариант: снимайте по одному кадру для каждого элемента.

Упражнение 1. Две дюжины

Для выполнения этого первого упражнения вам нужно выбрать себе какое-нибудь место. Точнее даже точку. Встать в эту точку и, не сходя с неё, сделать две дюжины, то есть 24 кадра. Причем, кадры должны быть уникальными, не похожими друг на друга. Перемещаться с избранной точки никуда нельзя. Никуда. Даже если вы встали, например, напротив самого обыкновенного забора. Ваш опыт будет весьма поучительным. Сделав 10-12 снимков, вам может показаться, что все возможные варианты уже исчерпаны. Не торопитесь. Креатив начинается именно отсюда. Именно с этого момента. Старайтесь выжать всё, что в ваших силах, из вашей фотокамеры, оптики, из того что вы снимаете. И, естественно, из своей собственной головы. Напрягите все до одной клеточки собственного мозга.

Интернет-проекты

Креативити

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» — блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

«Креативити» →

MindTools

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать эмоциональный интеллект — это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

MindTools →

4Brain

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции — хорошую память, быстрое чтение, ораторское мастерство — с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления — ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

4Brain →

Упражнение 4. Искусственные ограничения

В один из съемочных дней придумайте себе какое-нибудь ограничение. Какое? Любое. Ну, хотя бы, одно из этих:

  1. Снимайте только в ручном режиме. Забудьте про то, что ваша фотокамера умная и может сама за вас думать.
  2. Снимайте только одним объективом. Если у вас вообще объектив только один, снимайте на одном фокусном расстоянии.
  3. Делайте только черно-белые снимки. Сделайте вид, что цвета сегодня вообще не существует. Что цветную фотографию еще не изобрели.
  4. Посвятите работе всего один час. Ну, например, с 13.15 до 14.15. Не снимайте ни до, ни после этого времени.
  5. Снимайте только в одном месте. Другого места для съемки для вас сегодня просто нет. Не пускают вас туда. Не дали пропуск.
  6. Все кадры делайте с недодержкой или передержкой. Очень интересно, что у вас получится.
  7. Фотографируйте всё что угодно, но чтобы в кадре не было людей.
  8. Используйте только точечный замер экспозиции.
  9. Снимайте так, чтобы в вашем кадре не было ни одного здания.
  10. Фотографируйте только то, что выше вас.
  11. Фотографируйте только то, выше чего вы.
  12. Фотографируйте только сидя.
  13. Фотографируйте только стоя.
  14. Исключите из своих кадров какой-нибудь цвет. Ну, например, зеленый.
  15. Исключите из своих кадров всё металлическое. Или деревянное.

Вариантов ограничения самого себя можно придумать очень много. Придумывайте. Это очень хорошее упражнение.

Упражнение 7. Портативный субъект

А теперь нам потребуется такой предмет, который всегда можно будет носить с собой. Положите его в свою сумку или карман, и отправляйтесь на съемку. Фотографируйте этот предмет в самых разных и необычных местах. В различных ситуациях. Включайте ваше творческое мышление. Снимите этот предмет, например, на лавочке в городском сквере. Просто на асфальте под ногами прохожих. В руках ребенка. На ступеньках лестницы. Укрепите каким-нибудь образом на дереве. Приколотите гвоздем к забору. Вариантов масса. При этом делайте такие фотографии, чтобы потом их можно было смело показать на серьезной фотовыставке. Подходите к делу со всей тщательностью. Работайте с композицией, светом, цветом…

2.Выделяйте отдельное время для «ничегонеделания»

Горящие сроки и дедлайны — источник огромного стресса. Давление заставляет мозг фокусироваться на деталях, активируя левое полушарие и лишая нас возможности видеть всю картинку целиком. Стресс влияет и на наше настроение, мир сжимается до одной-единственной точки…

Вот почему просто необходимо включать в свой график время, когда мы ничем не заняты, когда можем психологически дистанцироваться и помечтать. В этот момент у нашего бессознательного больше шансов найти отдаленные ассоциации между идеями. Сделав шаг в сторону, дистанцировавшись от проблемы, мы можем посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Немаловажный момент — это время «ничегонеделания» важно проводить в одиночестве. Только так можно «выносить» и «родить» идею

Это подтверждают данные исследований: так, эксперимент, проведенный психологами из Университета Юты в 2012 году, показал, что после четырех дней уединения на природе испытуемые на 50% лучше справились со стандартными тестами на креативность.

Как реализовать эту стратегию на практике? Попробуйте начинать каждый день с полутора-двух часов «ничегонеделания». Поверьте, в долгосрочной перспективе эта инвестиция принесет колоссальные дивиденды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: