Что можно делать без разрешения правообладателя?
1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.
Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать текст, распространять скопированный материал – нет.
Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.
2. Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.
Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).
3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.
Так, цитирование вполне допускается.
4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.
Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…
5. Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.
Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.
6. Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.
Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.
Фото сняты только на iPhone. Так всем спокойнее
Себежское озеро, Псковская область
В деревне Дмитрий проработал 5 лет, параллельно снимая жизнь людей. Затем вернулся в Москву, и как раз к 2012 году Instagram начал становиться популярной площадкой, на которой формировались интересные проекты.
Одним из таких был Burn Diary, где раз в неделю новому фотографу дают доступ к странице, и он может выкладывать на ней свои снимки.
Для работ такого формата есть отдельное определение – «социальная фотография»
Дмитрий был одним из участников эксперимента, что стало для него прорывным моментом в творчестве.
После проекта он изменил концепцию своей страницы, и посвятил её не фотографиям из своей жизни, а окружающим людям.
Фотографии из серии «Каждый час колокольный звон» о Белгороде
Кемь, город в России
Скорость публикации и удобство съёмки вышли на передний план, и потому iPhone быстро заменил полноценную камеру.
И хотя фотограф начал углубляться в соцсети, маленькие квартиры и шумное метро метро не удержали его в мегаполисе.
Через год жизни в Москве он выбрал что-то среднее между деревенским спокойствием и столичным укладом, переехав в Псков. Здесь его творчество и приняло свою текущую форму.
Многих людей беспокоит профессиональная камеры с гигантским объективом, а незаметную в смартфоне они воспринимают проще. Поэтому Дмитрий часто и фиксирует жизнь людей такой, какая она есть.
Дети на площадке, снятые во время режима самоизоляции
Увлечение снимками переросло в настоящую и неразрывную от волонтёрства работу. Благодаря тому, что Дмитрий сам рос в условиях глубинки, то и на контакт с людьми ему идти проще.
Однако если кто-то говорит, что не хочет быть на фото, он не давит.
Понимание и уважение чужих границ помогает создавать комфортные условия для участников съёмки с улицы или общественных мест вроде армии и бани.
Когда заказывают сюжетную фотосессию?
Сегодня наиболее популярны такие направления:
- в ожидании малыша;
- love story;
- костюмированная съемка;
- первые годы жизни ребенка.
Нередко случается, что фотограф и заказчик предварительно условились снимать в одном жанре, а в процессе взаимодействия придумали совершенно новую идею. Сюжетная фотография не знает границ: истории можно вымышлять, романтизировать, доводить до абсурда или превращать в замысловатый философский трактат.
Причина №1: Зафиксировать в памяти важные события
Спросите у пожилого человека, какие моменты жизни ему запомнились больше всего. В ответ услышите пару-тройку историй без деталей, четких временных и пространственных рамок. Причина очевидна: с годами из визуальной памяти уходят даже те дни, которые принесли нам больше всего счастья. Человек не помнит ни цвет своих волос, ни во что он был одет, ни какие предметы его окружали. Участвуя хотя бы раз в год в сюжетной фотосъемке, вы фиксируете лучшие моменты жизни навсегда. Нет ничего душещипательнее просмотра хронологии своих молодых лет.
Причина №2: Воплотить мечту
Сюжетная фотосъемка – это отдельный мир, где реально всё. Вы можете дать волю фантазии и погрузиться в детские мечты. Хотели стать ковбоем или космонавтом? Русалочкой, принцессой в заколдованном замке или супермоделью? Всё, что нужно для воплощения мечты – качественный визаж, тематический костюм, подходящий антураж и талантливый фотограф. Конечно, в образе вы должны чувствовать себя комфортно. Поэтому за несколько дней до съемки желательно вжиться в образ, продумать каждую его деталь.
Причина №3: Почувствовать себя красивой
Согласитесь, не каждый день женщина балует себя нарядными платьями и профессиональным макияжем. Сюжетная фотосъемка напоминает о том, что красота многогранна и вездесуща. Поэкспериментируйте с новыми фасонами одежды, прической, позами, украшениями – и увидите, как много скрывает женская душа, когда открывается миру настежь.
Причина №4: Терапевтический эффект
Порой нам хочется рассказать миру о своих чувствах, но не знаем, как это сделать. Продумайте сюжет постановки, в котором сможете максимально раскрыться во взгляде и позах. Как правило, после подобных фотосессий пары начинают испытывать более глубокие чувства друг к другу, а человек сам по себе ощущает душевное освобождение.
Причина №5: Оригинальный подарок близким
Если вы редко видитесь с родителями или любимым человеком, участие в сюжетной фотосъемке подсластит горечь разлуки. Придумайте образ и сюжет, которым сможете выразить все свои чувства. Перескажите свою историю в фотографиях, после чего создайте мини-альбом и подарите близкому человеку. С таким подарком вы никогда не прогадаете!
Идеи для постов в Инстаграм для фотографа
Среди фотографов, которые ведут Инстраграм, есть частая проблема. Такие профессионалы могут делать невероятные качественные снимки, как раз подходящие для Инстраграм, но они не знают, что писать под этими фотографиями.
Все мы знаем, что хорошие кадры сами говорят за себя, ведь в этом и заключается работа фотографа. Однако если нет текстов, значит, нет и общения с аудиторией. Это препятствует взаимодействию фотографа с потенциальными клиентами
Для них важно чувствовать себя комфортно, ведь им придется позировать перед фотографом. Вот 14 тем для постов в Инстаграм фотографа:
Как прошла съемка.
Слишком скучно? На самом деле, нет. Каждый из заказчиков является отдельной историей. Почти на всех фотосессиях происходят необычные случаи, курьезы, может, вы узнали что-то новое. К примеру, девушка не могла встать в подходящую позу, а вы ей как-то помогли, и у нее получилось. Может, клиент был известен, но не на большую аудиторию. Модель испортила платье перед съемкой, а вы сумели это скрыть на кадрах. Бывает всякое, пишите об этом.
Дайте советы тем, кто готовится к фотосессии.
Очень ценная информация для ваших потенциальных клиентов. Вы можете этим подтолкнуть человека к заказу. Можно рассказать, как расслабиться перед съемкой, что лучше взять с собой, как получиться красивее на снимке, как встать в нужную позу. Все советы в один пост умещать не нужно, растяните информацию на несколько. Можно по одной рекомендации в один пост.
Как вы готовитесь к съемке.
Покажите обратную сторону: как специалисты готовятся к фотосессии, сколько необходимо времени на это, влияет ли тип съемки на то, как нужно будет подготовиться.
Любимые и нелюбимые клиенты.
Расскажите о людях, с которыми вам комфортно работать и о тех, с кем вы не хотите больше проводить съемку. Какой клиент для фотографа приятен, и что может помешать во время работы?
Кто делает съемку для фотографа?
Заказывали ли вы фотосессию? У кого? Какие у вас были ощущения? Использовали ли вы знания фотографии, чтобы красивее получиться на фото, и помогло ли это? Поделитесь своими впечатлениями.
Локации съемок.
Расскажите о самых интересных, красивых, необычных локациях, где вам приходилось работать. Можете рассказать обо всех местах в одном посте или разделить на несколько.
Что самое сложное в работе фотографа?
Позвольте своим подписчикам заглянуть за ширму: как проходит процесс съемки от подготовки до обработки фотографий, какие трудности возникают.
Лайфхаки от фотографа.
У каждого профессионала в любой сфере деятельности имеются свои секреты, которые делают работу лучше или упрощают ее. Делитесь ими с подписчиками. Если они принесут пользу для вашей аудитории, вы станете для них не просто очередным аккаунтом в Инстаграм.
Ошибки при съемке.
Камера есть в доступе у каждого. В любительской съемке часто можно заметить ошибки. Покажите на собственном примере, где увидели эту ошибку и как можно ее предотвратить.
Помимо ваших работ, публикуйте фотографии из личной жизни. Это поможет подписчикам знать вас в лицо, какой вы человек, как живете. Так им легче к вам привыкнуть. Пишите о себе, как проводите время, какие фильмы вам нравятся.
Стихи и отрывки из песен.
Некоторые фотографии отлично сочетаются со строками стихов или песен. Лучше брать те, которые вам нравятся. Вместе с тем вы продемонстрируете своей аудитории предпочтения в литературе или музыке.
Кумиры и эталонные работы.
У вас ведь есть любимый фотограф или снимки, которые очень нравятся. Расскажите о них подписчикам. Что именно вас привлекает в их работе или конкретных кадрах?
Идеи.
Если у вас есть идеи для съемок, которые вы хотели бы осуществить, расскажите о них своей аудитории, спросите их мнение. Вероятно, под вашу идею найдется заказчик.
Расскажите о клиенте и целях фотосессии.
Если ваше общение с заказчиками достаточно близкое, вы можете рассказать о них, и о том, для чего именно была проведена определенная съемка. Это положительно скажется на вашей репутации, если вы проводите фотосессии для известных компаний и брендов.
Будьте настойчивы, действуйте грамотно, тогда вы непременно добьетесь успеха. Без контент-плана не обойтись, но это только один из важных моментов для продвижения. Для более удачной работы необходимо четко продумать правильную стратегию.
Любое событие — это дверь, возможность, а не тупик
— Вы часто проводите мастер-классы. А где и как вы учились фотографии, умению чувствовать этот дух города?
— Я самоучка. В начале 80-х единственным доступным вариантом обучения были походы в библиотеку и просмотры журналов типа «Советское фото». Да, были фотоклубы, но это совсем не тот уровень обучения, который доступен сейчас, в эпоху интернета: когда можно сконцентрированно проходить этапы, на которые раньше уходили годы.
Мои родители — отец был композитором, а мать певицей — обучали меня игре на фортепиано, хотели, чтобы я тоже был музыкантом. И я наверняка бы стал им, но страсть к фото пересилила.
Хотя я твердо уверен, что хорошие фотографии — как музыка. Они проходят, минуя фильтр сознания, внутривенно, в самую глубь.
Восхищаюсь мультиинструменталистами, способными сочинять разные композиции в разных стилях на разных инструментах. Именно это я и пытаюсь делать в своих фотографиях, не зацикливаясь на каком-то приеме или жанре.
— Тогда, в середине 2000-х, близкие поддержали вас в этом решении — уйти из коммерческой фотографии?
— Родители переживали, что я буду невостребованным, но они видели, что у меня хорошо получается. Спасибо им, конечно, большое. И конечно, любимой жене Ольге, без которой не было бы того, что есть. Недаром в шапке ее аккаунта скромно написано «МУЗА фотографа Александра Петросяна» (улыбается).
Ольга
Как и многим мужчинам, раньше мне казалось, что на первом месте — дело. Но со временем пришло понимание: главное — семья. Уверен, что Всевышнему важнее, с какими чувствами и намерениями мы проходим свое поприще и сможем ли в итоге приблизиться к тому образу, к которому Он нас призывает.
— Когда зрение стало падать, вы спрашивали Бога, жизнь в целом: «За что?»
— А зачем? Я думаю, что любое событие — это дверь, это возможность. Не за что, а для чего. И тогда уже видишь не тупик, а варианты. И это не какой-то безудержный оптимизм, а анализ жизненных событий, не говоря уже об ощущении постоянной поддержки свыше.
— Почему вы почти никогда не рассказывали о своем зрении?
— Наверное, можно было бы сделать на этом фишку, использовать для какого-то пиара… Но это не мое. Это необязательные подробности, без них можно обойтись. Главное — конечный результат.
Все, о чем я хочу рассказать, — в моих фотографиях.
Права модели на изображение
В свою очередь, у модели имеется право на защиту своего изображения, основанием для возникновения которого является использование её изображения в качестве основного объекта съёмки в силу ст. 152.1 ГК РФ. Данное право относится к нематериальным благам и является неотчуждаемым (ст. 150 ГК РФ). Суть данного права состоит в том, что никто не вправе обнародовать и использовать изображение (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) без его согласия. При этом такое согласие согласно ст. 152.1 ГК РФ не требуется, если:
И вот здесь следует сделать вывод о том, что если модель получает денежное вознаграждение за фотосъёмку, то при любом дальнейшем использовании фотографии с изображением данной модели фотограф не обязан получать согласие модели.
Если же модель не позировала за плату, то соглашение на использование изображения получать необходимо.
Как отмечается в п. 46 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,
Далее эта позиция развивается в п. 47 Постановления:
Таким образом, согласие на использование изображения может выступать эквивалентом, аналогом лицензионного договора, только для совершенно иного вида прав. При этом в толковании явно указывается, что можно ограничить срок и способы использования. Поскольку толкование приводит такие условия в качестве примера, это значит, что можно использовать и любые другие условия, в том числе, общепринятые для лицензионных договоров: территория использования, количество копий и т.п.
Стоит подчеркнуть, что исключительное право и право использования изображения гражданина имеют разную правовую природу и указанное сравнение приводится лишь для удобства понимания.
В п. 48 указанного Постановления распределяется бремя доказывания, и, в частности, указано:
То есть, если фотограф использовал фото модели, то в случае спора именно ему придётся доказывать, что согласие на такое использование было получено. Разумеется, при отсутствии соблюдения письменной формы, доказать наличие такового будет более затруднительно.
Дополнительно ВС РФ отметил в п. 49 Постановления, что
Разъяснение, действительно, нужное и обоснованное. Нельзя не отметить сходство формулировки с некоторыми условиями ст. 1233 и 1269 ГК РФ, что косвенно подтверждает тезис о том, что Пленум ВС РФ мог вдохновляться частью 4 ГК РФ.
Что делать, если ваши права нарушили
Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.
Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.
Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.
YouTube также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.
При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.
Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).
и следуйте им.
И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.
Сopyright.ru —
</ p>
АртРеестр —
</ p>
Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.
Статья @Марина Трушникова, 2012-2016
Источники изображений: http://morguefile.com/ https://pixabay.com
Первые шаги в профессию
Первые несколько лет фотограф пробует себя в разных направлениях. Лишь со временем он выбирает основную специализацию, в которой ему нравится работать, или совмещает близкие по задачам. Но какое бы направление ни выбрал фотограф, на начальном этапе он осваивает три ключевых скилла:
- Работа с камерой. Учится использовать съёмочную технику, не задумываясь, какие настройки выставить для нужного кадра.
- Освещение. Изучает осветительное оборудование — различные вспышки, искусственные источники постоянного света и, конечно же, естественный свет.
- Основы композиции. Это базовые законы изобразительного искусства, такие как золотое сечение, правила композиционных акцентов, работы с контрастами.
Возникновение авторских прав
Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения
При этом не важно, было оно обнародовано или нет
Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл. Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.
Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.
Для оповещения о праве на произведение автор может использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.
И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.
Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.
Фотографы-анималисты
Такие фотографы снимают диких животных в их среде обитания или домашних животных в студиях и на выставках.
Это сложная и интересная профессия. Здесь недостаточно просто владеть фотокамерами и программами обработки. Нужно еще и находить подход к любым животным.
Александр Хохлов, FDM Agency. Источник
Курс
Найдите свой уникальный стиль в фотографии и начните карьеру в фотоиндустрии
продуманная траектория обучения: от основ до специализации
индивидуальная обратная связь от экспертов индустрии
мастер-класс в выбранном жанре от известного фотографа
30+ уникальных работ в портфолио
7 больших творческих проектов
Подробнее о курсе
продуманная траектория обучения: от основ до специализации
индивидуальная обратная связь от экспертов индустрии
мастер-класс в выбранном жанре от известного фотографа
30+ уникальных работ в портфолио
7 больших творческих проектов
Я подумал: «Когда, если не сейчас?»
— Почти год назад вы рассказали, что зрение ухудшается, несмотря на операции по пересадке роговиц. Как вы живете все это время?
— Да как ни в чем не бывало. Каких-то прогнозов насчет зрения мне не дают. Поэтому просто получаешь кайф от каждой секунды. Либо ты раскиснешь — тогда точно все пропало, либо радуешься тому, что есть здесь и сейчас. Второй же вариант явно предпочтительнее (улыбается).
Для меня 2020 год, наоборот, был очень плодотворным. Приходилось больше ходить, искать, применять свои навыки, вопреки внешним обстоятельствам. Особенно весной. Пустой город смотрелся ошеломительно, можно сказать, почти апокалиптично. Соответственно, и фотографии в какой-то мере передавали этот драматичный эффект.
— 20 лет назад и в вашей жизни случилась драма — стало быстро садиться зрение. Но именно в этот момент вы занялись стрит-фотографией. Почему?
— Когда видишь, что дверь может вот-вот закрыться и щелочка все меньше, больше ценишь отпущенные моменты и начинаешь острее их чувствовать. Все уходящее ценится сильнее.
Я имел вполне неплохой заработок на бытовой и прикладной фотографии — снимал свадьбы, школы, детские садики, мебель по заказу рекламных агентств, но бросил все и ушел в никуда просто потому, что ясно осознал: «Когда, если не сейчас?»
— Тогда вам не хотелось, наоборот, усиленно снимать свадьбы, чтобы накопить «финансовую подушку», или обучиться другой профессии?
— В обществе слепых, где я до сих пор состою, мне предлагали освоить шрифт Брайля, пойти на курсы массажистов или в комбинат, где изготавливали какие-то выключатели. Но мне это было неинтересно.
Я и ученикам на мастер-классах всегда говорю, что надо делать то, что больше всего нравится. А поскольку живая, не постановочная фотография приносила мне реальное удовольствие, я решил заниматься ей до тех пор, пока возможно. Как выяснилось, это оказалось правильным решением.
— Можете ли рассказать, как вы сейчас видите?
— Один глаз — неконтрастный, но относительно резкий, а другой — абсолютно не резкий, но с нормальным контрастом. И в голове у меня эти разные картинки как-то соединяются. Вдобавок ко всему стекла очков на солнце затемняются, потому что зрачок не реагирует на свет.
Вот вы сейчас напротив света, и я вас вижу словно через дымку, подсвеченную контровым светом. В итоге передо мной такая загадочная фигура. Я не знаю, как вы выглядите на самом деле, но по контурам могу домыслить. Поэтому есть простор для фантазии!
Когда я снимаю, я не всегда вижу, смотрит на меня человек или нет, улыбается или наоборот.
Зато потом на большом экране рассматриваю фотографию и понимаю, что, оказывается, меня видели. То есть это еще один фактор неожиданности, неопределенности, и это бывает интригующе.
Александр Петросян
— Ваши врачи знают, что вы фотограф?
— Знают, конечно, я же комиссии проходил.
— Они не отговаривают вас от съемок?
— Отговаривать может кто угодно, но какой в этом смысл, если фотография — это одна из важных радостей моей жизни! Все удивляются, конечно, но я давно привык к этому.
— А в фотослужбе «Коммерсанта», где вы работаете, знали о вашей особенности?
— Я сказал, но не сразу, потому что понимал, что меня не возьмут на работу. А сказал, потому что есть проблема: фотографии со съемок нужно сразу передавать в редакцию, а с маленького дисплейчика выбирать кадры мне трудно.
Теоретически меня давно могли уволить, но раз этого пока не произошло, значит фотографии я делаю все же неплохие (улыбается). В любом случае я знаю: даже если одни двери закрываются, тут же открываются другие, чтобы ты двигался куда-то дальше, а раз так — бояться нечего.
Ответственность за нарушение авторских прав
Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.
Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.
Но в любом случае, происходит восстановление положения до нарушения права.
Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.
Композиция
Композиция, наравне с управлением светом – один из самых важных столпов в фотографии. Существует более сотен различных правил, законов, принципов и свойств композиции.
Но, композиция – это прежде всего не правила, это умение наблюдать и видеть. Мы, фотографы, называем это насмотренностью. У вас есть два пути изучения композиции. Первый – изучать правила и следовать им. Второй – смотреть. Картины, другие фотографии, предметы искусства, архитектура, природные шедевры.
Естественно, нужно совмещать и то, и другое. А еще и разбираться в психологии. Ведь основная задача композиции – это создать сюжет, передать смысл. А это уже психология.
В фотошколе я уделяю композиции более 60% всего времени обучения, ведь есть такое правило в фотографии: работать с экспозицией вы научитесь за три месяца, научитесь ставить свет за пол года, а композицию будете изучать всю жизнь.
Каждое фото имеет сюжетный центр
Каждая фотография должна иметь сюжетный центр. И этот центр должен быть один. Это аксиома фотоискусства, которой следуют все профессиональные фотографы.
Человеческий мозг устроен таким образом, что мы схватываем все детали на изображении и объединяем их в одно целое
И если вы будете использовать несколько одинаковых по важности сюжетов в своем кадре, то есть шанс, что внимание зрителя расфокусируется и у него возникнет раздражение
Обратите внимание, в левом кадре сюжетный центр – девушка. В правом же – процесс заваривания кофе
Сюжетный центр – это главная часть изображения, на которой акцентируется внимание зрителя. Правильно выстроенная композиция помогает увидеть объект съемки и представить историю, заложенную в снимке
Но, как только вы начнете понимать психологию композиции, вы сможете добавлять несколько второстепенных сюжетных центров, усложняя смысл кадра и давая повод для размышления.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения – базовое геометрическое правило расположения объектов в кадре. Оно используется для достижения гармоничности кадра. Его считают идеальным для восприятия человеческим глазом.
Если вы снимаете природу, интерьер или архитектуру, правило золотого сечения будет вашей основой в построении композиции. Основой, но не единственным правилом.
Хоть я и редко работаю с правилом золотого сечения, этот кадр отлично подходит для иллюстрации этого правила. Основной акцент – наши с женой дурашливые лица. И их я разместил на пересечении линий
Как оно работает? В фотографии нам нужно разделить кадр на три части, равные в соотношении сторон как 3/8, 2/8 и ⅜. На горизонтальных линиях размещаются горизонтальные объекты, на вертикальных — вертикальные. Точки пересечения — точки смысловых объектов, там мы располагает самое главное на снимке: лица, глаза, сюжетные центры.
Снимая движущийся объект, оставьте в кадре место перед ним
Снимая бегуна, оставьте место к кадре в направлении движения, так вы сделаете фото более объемным и логичным. Снимок, на котором человек движется “в никуда” — вызовет диссонанс у зрителя.
Это правило скорее уже из психологии восприятия, а вы ведь помните, что психология – это композиция. Если вы попросили вашу модель посмотреть в сторону, или это едущий автомобиль, бегун или что-то другое, оставляйте впереди место, так наш мозг гармонизирует процесс.
Мой рейс задерживался, и я, чтобы занять себя, снимал приземляющиеся самолеты. Этот – самый удачный кадр. И посмотрите, оставив впереди самолета место, я тем самым создал спокойствие. “Дамы и господа, мы приземлились в аэропорту Милана. Оставайтесь на своих местах и не отстегивайте ремни…”
Но, если вы хотите создать диссонанс, остановить внимание, вызвать раздражение – сделайте наоборот. Например, едущий автомобиль, перед которым нет места, создает ощущение торможения, тревоги
Лучше всего объяснить это правило таким образом: представьте на фоне чистого голубого неба мяч. В кадре нет ничего. Только небо и мяч.
Если мяч по центру кадра, он кажется зависшим. Если больше места над мячом, он кажется летящим вверх. Если места больше под мячом, кажется что он падает вниз. Вы видите, что в фотографии много нюансов.
Держите глаза в фокусе
Когда мы смотрим на человека, в первую очередь мы находим глаза. Глаза — самая выразительная часть лица. Мы видим “глаза” даже в трещинах на асфальте и в тенях.
Не важно, как крупно я снимаю, фокус я стараюсь наводить на ближайшем ко мне глазу. Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них
На глазах
Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них. На глазах.