Утопленницы барокко, символы брюллова и кровавые трагедии фриды кало. образ женской смерти в искусстве

Анна

— Моя клиническая смерть наступила во время беременности 8 января 1989 года. Около 22:00 у меня началось обильное кровотечение. Боли не было, только сильная слабость и озноб. Я поняла, что умираю.

В операционной ко мне подключили разные приборы, и анестезиолог начал вслух зачитывать их показания. Вскоре я начала задыхаться, и услышала слова врача: «Теряю контакт с пациенткой, не чувствую ее пульса, надо спасать ребенка». Голоса окружающих стали затихать, их лица расплывались, потом наступила темнота.

Я снова очутилась в операционной. Но теперь мне стало хорошо, легко. Врачи суетились вокруг тела, лежащего на столе. Приблизилась к нему. Это лежала я. Мое раздвоение меня потрясло. И даже могла парить в воздухе.  Я подплыла к окну

На улице было темно, и вдруг меня охватила паника, я почувствовала, что непременно должна привлечь к себе внимание врачей. Я стала кричать, что я уже выздоровела и что со мной — с той — больше не надо ничего делать

Но они меня не видели и не слышали. От напряжения я устала и, поднявшись выше, зависла в воздухе.

Под потолком возник сияющий белый луч. Он опускался ко мне, не слепя и не обжигая. Я поняла, что луч зовет к себе, обещает освобождение от изоляции. Не раздумывая, направилась ему навстречу.

Я передвигалась вдоль луча, будто к вершине невидимой горы, чувствуя себя в полной безопасности. Достигнув вершины, увидела чудесную страну, гармонию ярких и в то же время почти прозрачных красок, сверкавших вокруг. Это невозможно описать словами. Я во все глаза смотрела по сторонам, и все, что находилось вокруг, наполняло меня таким восхищением, что я крикнула: «Боже, какая красота! Я должна написать все это». Меня охватило горячее желание возвратиться в мою прежнюю реальность и отобразить на картинах все, что здесь увидела.

Подумав об этом, я снова очутилась в операционной. Но на этот раз смотрела на нее как бы со стороны, словно на экран кинотеатра. И кино казалось черно-белым. Контраст с красочными пейзажами чудесной страны был разительным, и я решила снова перенестись туда. Чувство очарования и восхищения не проходило. А в голове то и дело возникал вопрос: «Так жива я или нет?» И еще я опасалась, что если зайду слишком далеко в этот неведомый мир, то возврата уже не будет. И в то же время очень не хотелось расставаться с таким чудом.

Мы приближались к огромному облаку розового тумана, мне захотелось оказаться внутри него. Но Дух остановил меня. «Не лети туда, это опасно!» — предостерег он. Мне вдруг стало тревожно, я почувствовала некую угрозу и решила вернуться в свое тело. И очутилась в длинном темном туннеле. Летела по нему одна, Пресветлого Духа рядом уже не было.

Я открыла глаза. Увидела врачей, комнату с кроватями. На одной из них лежала я. Около меня стояли четверо в белых одеждах. Приподняв голову, я спросила: «Где я? И где же та прекрасная страна?»

Врачи переглянулись, один улыбнулся и погладил меня по голове. Мне стало стыдно за свой вопрос, ведь они наверняка подумали, что у меня не все в порядке с головой.

Так я пережила клиническую смерть и пребывание вне собственного тела. Теперь я знаю, что те, кто прошел через подобное, не психически больные, а нормальные люди. Ничем не выделяясь на фоне остальных, они вернулись «оттуда», познав такие чувства и переживания, которые не укладываются в общепринятые понятия и представления. И еще я знаю, что во время того путешествия приобрела больше знаний, осмыслила и поняла больше, чем за всю мою предыдущую жизнь.

Что могут врачи

Вовремя начатый комплекс реанимационных мероприятий может восстановить сердечную и дыхательную деятельность, а затем возможно постепенное восстановление утраченных функций других органов и систем. Безусловно, успешность реанимации зависит от причины, приведшей к клинической смерти. В некоторых случаях, таких как массивная кровопотеря, эффективность реанимационных мероприятий близка к нулю. Если попытки врачей оказались тщетными или помощь не оказывалась, вслед за клинической смертью наступает истинная, или биологическая смерть. И этот процесс уже необратим.

Алексей Водовозов

Убийство Рейнальдо Дагсы

Рейнальдо Дагса был филиппинским политиком, который был убит в ходе вооружённого нападения во время празднования нового, 2011-го года. Убийство этого человека получило всемирную известность благодаря фотографии, на которой запечатлена семья Дагсы. В тот момент, когда Дагса фотографировал семью, в поле зрения камеры попал и убийца, целящийся прямо в политика. Этот снимок в дальнейшем использовался женой Дагсы в качестве доказательства, благодаря этому снимку почти сразу же было арестовано двое мужчин, поскольку полицейские решили, что они имеют непосредственное отношение к убийству.

Эта фотография кажется завораживающей, но она же является воплощением совершеннейшего абсурда: мужчина, 35 лет, в самом начале нового года фотографирует свою любящую семью, и одновременно фотографирует собственную смерть.

Агония

Агония начинается с вздоха или серии коротких вздохов, затем частота и амплитуда дыхательных движений нарастают — по мере отключения мозговых контролирующих центров их фукнции переходят к дублирующим, менее совершенным структурам мозга. Организм делает последнее усилие, мобилизирует все имеющиеся резервы, стараясь зацепиться за жизнь. Именно поэтому перед самой смертью восстанавливаются правильный сердечный ритм, восстанавливается кровоток и человек может даже придти в сознание, что неоднократно описывалось в художественной литературе и использовалось в кинематографе. Однако все эти попытки не имеют никакого энергетического подкрепления, организм сжигает остатки АТФ — универсального переносчика энергии и подчистую уничтожает клеточные запасы. Вес сжигаемых во время агонии веществ столь велик, что разницу удается уловить при взвешивании. Именно этими процессами и объясняется исчезновение тех самых нескольких десятков грамм, которые считаются «отлетающей» душой. Агония обычно кратковременна, заканчивается она прекращением сердечной, дыхательной и мозговой деятельности. Наступает клиническая смерть.

«Обречённый»

На фото, которое вы видите, зафиксированы последние минуты жизни Ки Сук Хана, 58-летнего отца и мужа. Его толкнул под поезд один бездомный по имени Наим Девис, с которым Хан незадолго до этого о чём-то поспорил. По словам очевидцев, Хан находился в состоянии алкогольного опьянения из-за ссоры с женой, и пытался чем-то обменяться с Девисом. Девис, в свою очередь, объясняет свои агрессивные действия сразу несколькими причинами: это могли быть наркотики, голоса в голове, или даже потеря сапог (по его словам, это были очень хорошие сапоги). Так или иначе, Девис утверждал, что Хан не оставлял его в покое, и что ему пришлось ответить на преследование со стороны Хана соответствующим образом. И хотя Девис постоянно твердил своё «не виновен», он был обвинён в преднамеренном убийстве. Независимо от причин, повлекших за собой смерть Хана, на этом фото навсегда останется человек, смотрящий в лицо собственной смерти.

Клиническая смерть

Сколько книг написано о «жизни после смерти», о тех, кто побывал «там» и затем вернулся, чтобы поделиться своими впечатлениями или донести до людей обретенное им «высшее» знание. Споры вокруг этого не утихают и не утихнут, потому что доказать или опровергнуть это со стопроцентной уверенностью невозможно. Интерес к предпоследней стадии умирания человека вполне понятен. Тот, чье сердце еще пару минут назад не билось, в чьи легкие не поступал воздух, тот, кто фактически был уже мертвым, после вмешательства врачей возвращается к жизни. Воскрешение во все века считалось чудом. Тем не менее, как и любое чудо, оно имеет вполне материальную основу. Итак, клиническая смерть констатируется по трем признакам: полная остановка кровообращения, дыхания и прекращение активности головного мозга. Но все это пока что обратимо, в организме еще идут бескислородные обменные процессы. С этого момента счет идет на минуты и даже секунды. Чем быстрее будет проведен комплекс реанимационных мероприятий, тем больше шанс, что удастся вернуть к жизни не только человека, но и личность. Дело в том, что нейроны головного мозга, как наиболее высокоспециализированные клетки нашего организма, чрезвычайно чувствительны к недостатку кислорода — гипоксии. И они очень быстро погибают в таких условиях. Гибель клеток означает утерю определенных функций коры головного мозга, отвечающей за высшую нервную деятельность. Время жизни нейронов обычно колеблется от 2 до 5 минут, при низкой температуре окружающей среды может продлеваться даже до 12-15 минут (классический случай — утопление зимой). В определенный момент количество погибших клеток мозга становится критическим, и тогда возвращение полноценной личности становится невозможным, происходит так называемая «социальная смерть». Целесообразность реанимации таких пациентов является предметом ожесточенного спора не только медиков, но и общественных, и религиозных деятелей.

Предагония

Необязательный период неопределенной длительности. При остром состоянии — например, внезапной остановке сердца — вообще может отсутствовать. Характеризуется общей заторможенностью, спутанностью сознания или комой, систолическим артериальным давлением ниже критического уровня — 80-60 мм рт.ст., отсутствием пульса на периферических артериях (однако его еще возможно обнаружить на сонной или бедренной артерии). Дыхательные нарушения — прежде всего выраженная одышка, синюшность (цианоз) и бледность кожных покровов. Продолжительность этой стадии зависит от резервных возможностей организма. В самом начале предагонии возможно кратковременное возбуждение — организм рефлекторно пытается бороться за жизнь, однако на фоне неустраненной причины (болезни, травмы, ранения) эти попытки только ускоряют процесс умирания. Переход между предагонией и агонией всегда происходит через так называемую терминальную паузу. Это состояние может продолжаться до 4 минут. Наиболее характерные признаки — внезапная остановка дыхания после его учащения, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет, резкое угнетение сердечной деятельности (череда непрерывных импульсов на ЭКГ сменяется единичными всплесками активности). Единственное исключение — умирание в состоянии глубокого наркоза, в этом случае терминальная пауза отсутствует.

Последние минуты Реджины Кей Уолтерс

Реджина Кей Уолтерс была 14-ти летней девочкой из Пасадены, штат Техас. Она стала жертвой серийного убийцы Роберта Бена Роудса. Она была одной из трёх его доказанных жертв (хотя сам Роудс утверждает, что убил гораздо больше), и с ней он решил напоследок поиграть. Роудс обрезал ей волосы, надел на неё платье, и сфотографировал. Получился образ человека в беде, тот, который вы видите здесь. Роудса схватили в сентябре 1992-го года, но до этого он успел убить ещё двух человек. Он был приговорён к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение, и по сей день находится в одной из тюрем Техаса.

Роберт Бен Роудс

Фото молодой девушки в последние моменты её жизни, изменившейся, с обрезанными волосами, одетой непонятно во что, и оставшейся наедине с таким чудовищем, как Роудс — на такое очень тяжело смотреть. Фотоаппарат бесстрастно показал отчаяние на лице этой девушки. Он показал нам картину отвратительной пытки: когда палач играет со своей жертвой, словно кошка с мышкой. Это фото, в котором зафиксирована навсегда сломленная психика человека.

Женская смерть как чувственное и эстетическое

Пожалуй, никто так не любил тему смерти, как романтики. В своем искусстве они стремились убежать от пресной реальности и всеобъемлющего разочарования в экзотические страны, мир прошлого, опиумные грезы или даже на тот свет.

Мертвые женские тела в эпоху романтизма максимально эстетизируются и эротизируются. Как правило, это жертвы природных катастроф или трагической любви, которую так превозносили поэты и художники.В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» образ мертвой женщины является центром композиции.

В 1828 году художник в письме к брату Федору поясняет:

Несмотря на разворачивающуюся катастрофу, тело мертвой героини белоснежно и соблазнительно, а также обнажено в нужных местах; разметавшиеся по земле черные косы добавляют образу чувственности. Нет ни ран, ни следов ушибов, ничего, что могло бы обезобразить ее безупречную красоту.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833 год

Неподвижность безжизненного тела умножает присущую в патриархальном обществе женщине пассивность и, как это ни странно, увеличивает его эротизм. Лишенная всех сил, кроме своей красоты, женщина становится объектом, который с наслаждением разглядывает зритель-мужчина.

О книге

Современному человеку время от времени необходимо разгружать себя от ежедневного потока отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций и даже обычных рутинных забот. Одним из действенных способов, безусловно, является чтение. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.

Одной из заметных книг, написанных в жанре эзотерические знания, является работа Долорес Кэннон «Между жизнью и смертью»

Вложив душу в своей произведение, автор обращает внимание читателей на многие актуальные и глубокие проблемы, пытается решить важные вопросы взаимоотношений. Интересные по характеру персонажи, увлекательная сюжетная линия и красивый слог произведения несомненно захватят читателя

Смертоносный реализм

В XVII веке, благодаря влиянию того же Караваджо, в европейском искусстве распространяется реализм. Нидерландские художники охотно подхватывают идею изображения повседневной жизни и бойко осваивают бытовой жанр, не забывая и об опыте предшественников вроде Брейгеля. Смерть теперь не только аллегория или литературный сюжет, но и конкретное состояние отдельно взятого человека.

Неизвестный художник, фламандская школа, «Молодая женщина на смертном одре», около 1621 года, Музей изящных искусств, Руан

Этот загадочный портрет молодой женщины двадцати пяти лет был написан через два часа после ее кончины, о чем свидетельствует надпись на обороте.Картина не имеет никакой религиозной основы, очевидно, что художник старался с присущим ему реализмом изобразить истощенное тело, которое до последнего боролось за жизнь и угасло буквально несколько мгновений назад.

Автор полотна и личность модели окутаны тайной. Существовала версия, что работу создал выдающийся фламандский портретист Корнелис де Вос, а изображенная женщина — его жена, однако есть свидетельство, что спустя год после написания картины мадам де Вос была жива.

Некоторые исследователи полагают, что мертвая девушка принадлежит к королевскому роду — об этом говорят ее роскошная сорочка и расшитое гербами одеяло. Но вряд ли нам когда-нибудь суждено узнать, кто она и отчего умерла.

Смерть как художественный проект Ханны Уилке

Американская художница-провокатор Ханна Уилке исследовала вопросы женственности, сексуальности и феминизма. Она создавала скульптуры в виде вагин, придумывала перформативные автопортреты и использовала свое тело как объект искусства. Но главной ее работой бесспорно можно считать проект Intra-Venus.

Ханна Уилке, серия SOS, 1974 год, частная коллекция

В начале 1990-х Уилке диагностировали лимфому. Тогда же художница начала работать над серией фотографий, отражающей все этапы лечения и трансформации тела, которые ей пришлось пройти.

Ранее феминистки обвиняли Уилке в гламуризации и нарциссизме — она словно специально эксплуатировала свою красоту и объективировала саму себя. Тем страшнее и поразительнее было видеть, с какой детальной беспощадностью в Intra-Venus художница фиксирует постепенное разрушение своей привлекательности и приближающийся конец.

Само название Intra-Venus — игра слов, отсылающая, с одной стороны, к внутренней Венере — богине красоты, с другой — к слову «внутривенный», ассоциирующемуся с бесконечными сеансами химиотерапии, которые пришлось пережить художнице.

Вилли

Во время боев в Афганистане взвод Вилли Мельникова попал под минометный обстрел. Он один из тридцати остался жив, но был тяжело контужен. 25 минут находился без сознания, около восьми минут его сердце не работало. В каких мирах он побывал? Что почувствовал? Никаких ангелов и чертей Вилли Мельников не видел. Все было настолько фантастично, что сложно описать.

Вилли Мельников: «Я двигался в толще бездонно-бескрайней какой-то сути, материи, сравнимой с Солярисом Станислава Лема. И вот внутри этого Соляриса я передвигался, сохраняя себя как такового, но в то же время ощущал себя частью всего этого. И слышал какие-то языки, неслыханные мной до того. Не то чтобы они слышались, исходили оттуда – они именно жили там, и я имел возможность дышать ими».

Он продолжал путешествие и добрался до насыпи невообразимой высоты. За ней простиралось пространство неописуемой глубины. Был велик соблазн сорваться вниз, но Вилли удержался. Здесь он встретил странных существ, которые постоянно видоизменялись.

«Это был некий симбиоз растительной, животной, архитектурной и, может быть, какой-то еще полевой формы жизни. И благожелательство, и приветливость, такое доброе приглашательство, которое исходило от этих существ».

Как и многие другие люди, оказавшиеся в состоянии клинической смерти, Вилли Мельников не хотел возвращаться. Однако, вернувшись, 23-летний парень понял, что стал другим человеком.

Вилли Мельников сегодня говорит на 140 языках, в том числе исчезнувших. До того как пережил клиническую смерть, он знал семь. Полиглотом он стал не в одночасье. Признается, что всегда любил изучать иностранную речь. Но очень удивился, когда в первые послевоенные годы необъяснимым образом вспомнил пять мертвых языков.

«Удивительно, что ко мне “пришли” довольно экзотические языки коренных обитателей Филиппин и индейцев обеих Америк. Но остаются еще два, которые я до сих пор не идентифицировал. Я могу на них говорить, писать, думать, но что они такое и откуда, я не знаю до сих пор».

Фото: Дуан Мичелс

Хроники умирания в серии Фердинанда Ходлера

Швейцарский символист Фердинанд Ходлер, по утверждению биографов, был одержим женщинами и смертью. Еще в детстве он потерял всех своих близких и остался сиротой. Его мать умирала от туберкулеза на его глазах.

В 1908 году он познакомился с парижанкой Валентин Годе-Дарель, которая была на 20 лет моложе. В 1913 году у пары родилась дочь. В том же году Валентин диагностировали рак матки. Несмотря на то, что Ходлер был женат и имел связи с другими женщинами, он оставался с Валентин на протяжении всей болезни и до самого конца.

Фердинанд Ходлер, «Валентин Годе-Дарель в больнице», 1914 год

Ходлер создал серию из 62 живописных и графических работ, в которых безжалостно и натуралистично изобразил все этапы долгого и мучительного умирания своей любовницы. Подчеркнуто горизонтальный ритм его картин и рисунков несет в себе знак смерти. Сам художник говорил, что никто никогда не делал ничего подобного.

Фердинанд Ходлер, «Валентина Годе-Дарель на смертном одре», 1915 год

На следующий день после кончины Валентин Годе-Дарель Ходлер нарисовал ее последний портрет на смертном одре. Работа напоминает «Мертвого Христа» Гольбейна, которым так восхищался швейцарский художник.

Фигура подчинена строгому композиционному решению, на что указывает лежащая в основе карандашная сетка. Мрачные цвета и черный контур подчеркивают истощенность тела, измученного долгой болезнью.

Источники

  • Sepici Dinçel A. Staying calm and teaching biochemistry to postgraduates in COVID-19 times: Pros and cons. // Biochem Mol Biol Educ — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33904644
  • Cao J., Shen ZL., Ye YJ. . // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol24 — N4 — p.291-296; PMID:33878816
  • Panja S., Adams DJ. Urea-urease reaction in controlling properties of supramolecular hydrogels: Pros and Cons. // Chemistry — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33861488
  • Jastroch M., Polymeropoulos ET., Gaudry MJ. Pros and cons for the evidence of adaptive non-shivering thermogenesis in marsupials. // J Comp Physiol B — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33860348
  • Zhao Q., Jiang Y., Xiang S., Kaboli PJ., Shen J., Zhao Y., Wu X., Du F., Li M., Cho CH., Li J., Wen Q., Liu T., Yi T., Xiao Z. Engineered TCR-T Cell Immunotherapy in Anticancer Precision Medicine: Pros and Cons. // Front Immunol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.658753; PMID:33859650
  • Sura R., Hutt J., Morgan S. Opinion on the Use of Animal Models in Nonclinical Safety Assessment: Pros and Cons. // Toxicol Pathol — 2021 — Vol — NNULL — p.1926233211003498; PMID:33827334
  • Ikbal Atli E., Gurkan H., Onur Kirkizlar H., Atli E., Demir S., Yalcintepe S., Kalkan R., Demir AM. Pros and Cons for Fluorescent in Situ Hybridization, Karyotyping and Next Generation Sequencing for Diagnosis and Follow-up of Multiple Myeloma. // Balkan J Med Genet — 2020 — Vol23 — N2 — p.59-64; PMID:33816073
  • Mikheev IV., Pirogova MO., Usoltseva LO., Uzhel AS., Bolotnik TA., Kareev IE., Bubnov VP., Lukonina NS., Volkov DS., Goryunkov AA., Korobov MV., Proskurnin MA. Green and rapid preparation of long-term stable aqueous dispersions of fullerenes and endohedral fullerenes: The pros and cons of an ultrasonic probe. // Ultrason Sonochem — 2021 — Vol73 — NNULL — p.105533; PMID:33799110
  • Buqué A., Galluzzi L. Preface: Chemical carcinogenesis in mice as a model of human cancer: Pros and cons. // Methods Cell Biol — 2021 — Vol163 — NNULL — p.xvii-xxv; PMID:33785172
  • Sanderson SL. Pros and Cons of Commercial Pet Foods (Including Grain/Grain Free) for Dogs and Cats. // Vet Clin North Am Small Anim Pract — 2021 — Vol51 — N3 — p.529-550; PMID:33773644

Два брата на отдыхе

В 1975-м году Майкл и Шон Маккуилкен были всего лишь двумя улыбающимися парнями, находящимися на семейном отдыхе в Калифорнии. Наряду со своей сестрой, Марией, они позировали для фотографии, с волосами, вставшими дыбом. Позировали, и смеялись над странностью этой ситуации. Другие отдыхающие в этом районе делали примерно то же самое. Эта фотография была сделана на вершине горы Моро-Рок, в калифорнийском Национальном парке Секвойя, а через несколько минут братьев поразила молния, удар которой оказался страшен, но, вопреки распространённому мнению, никого не убил.

Эта фотография показывалась бесчисленное количество раз, на протяжении многих лет. Она служила социальной рекламой для того, чтобы заставить людей соблюдать правила безопасности в грозу. Фотография со счастливыми, беззаботными братьями, весьма красноречиво намекает на огромную опасность для жизни: ежегодно от ударов молнии в мире погибает в среднем 24000 человек. Вероятно, именно по этой причине это фото сейчас шокирует столь же сильно, как и раньше.

Снимок Джеймса Балджера, сделанный системой видеонаблюдения

В феврале 1993-го года Джон Венейблс и Роберт Томпсон, оба десятилетние, убили двухлетнего Джеймса Балджера, предварительно похитив его от здания торгового центра Strand, в Ливерпуле (Великобритания). Подробности этого убийства вызывали волну паники по всей Англии, заставляя родителей задаваться вопросом, на что способны их дети. Кадр, сделанный системой видеонаблюдения, на котором Джеймса Балджера уводят его убийцы, транслировался по новостным каналам в течение нескольких месяцев. И это была последняя возможность посмотреть на двухлетнего ребёнка в его последние часы.

Венейблс и Томпсон выманили Балджера подальше от своей матери, а потом шли с ним 4 километра, рука об руку, вдоль железнодорожного полотна, прочь от торгового центра. По дороге детей несколько раз останавливали прохожие, спрашивали, не потерялись ли они, и не нужна ли им помощь. Также они советовали детям увести домой их «младшего брата», который никак не мог перестать плакать. Тело Джеймса было найдено через два дня после его смерти, привязанное к рельсам на железнодорожной линии, ведущей в Уолтон. Его травмы были ужасны, и после освещения этого факта в СМИ в обществе возникла волна возмущения в связи с мягкостью приговора в отношении двух малолетних преступников. Венейблс и Томпсон в течение 8 лет должны были находиться в воспитательных колониях, и получать психиатрическую помощь до достижения 18-ти лет. А потом они были освобождены. Им сменили имена, и они получили заботу и гарантии безопасности от правительства. Ведь правительство постоянно находится в поиске нужных людей, не так ли?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: