Основные положения, методы и техники гештальт-терапии

Теория Гештальта и ее гуманистические влияния

Психология гештальта может быть сформирован в более широких рамках гуманистической психологии, поскольку он подчеркивает субъективные переживания каждого человека, придает важность позитивным аспектам психологии, таким как самореализация и поиск правильных решений, и работает с концепцией человек как агент, способный развиваться свободно и автономно

Это означает, что он не фокусируется на негативных аспектах ума, как это происходит с определенными типами психоанализа, и не ограничивает свой объект изучения наблюдаемым поведением людей, как это происходит в бихевиоризме.

Немного истории о Гештальте

Теория гештальта появилась в Германии начала ХХ века как реакция на поведенческую психологию , который отвергает учет субъективных состояний сознания при исследовании поведения людей и он подчеркнул влияние, которое оказывает на нас семейный контекст, а также социальное и культурное расширение , В отличие от бихевиористов, исследователи, подписавшиеся на гештальт-теорию, в основном занимались изучением психических процессов, которые в то время считались принципиально невидимыми, поскольку не было инструментов, позволяющих узнать, что происходит в мозге.

Таким образом, теория Гештальта приближает нас к концепции человека, характеризующегося его активной ролью в восприятии реальности и принятии решений. По словам гештальтистов, мы все создаем в нашем сознании более или менее связные образы о нас и о том, что нас окружает и эти образы не являются простым объединением информационных последовательностей, которые достигают нас через наши чувства, но они являются чем-то другим.

Создание реальности и ее интерпретация

Немецкое слово гештальт, который часто переводится на испанский как «форма», представляет этот процесс, с помощью которого мы строим рамки восприятия реальности Все люди интерпретируют реальность и принимают решения о ней на основе этих ментальных «форм» или «фигур», которые мы создаем, не осознавая. Гештальт-теория фокусируется на объяснении того, как мы воспринимаем вещи и принимаем решения на основе «форм», которые мы создаем.

Особенности незавершённого гештальта

Для того чтобы знать, как закрыть гештальт в отношениях с мужчиной, надо понимать, что именно это явление появилось в вашей жизни и сопровождает её. Разберёмся, чем отличается незавершённый гештальт в отношениях.

Если у вас набралось несколько гештальтов (недочитанная книга, неоконченное образование, недописанное письмо и много другое), вы, скорее всего, встревожены, думаете об этом, не можете ни на чём сосредоточиться. Вы как будто ходите по лабиринту или замкнутому кругу и не можете найти выход. Всё это препятствует личностному росту, не даёт устроить полноценную личную жизнь. Человек начинает новые отношения, а они снова заканчиваются не так, как ему хотелось бы. У вас боль и апатия. Вы считаете себя неудачником.

Существует понятие «эффект памяти на незавершённые действия». Это значит, что психика человека чаще всего сосредоточена на определённой, наиболее значимой для него цели. И не отпускает его, пока он этой цели не достигнет.

В нормальной жизненной ситуации это помогает добиваться поставленных целей и решать задачи. Но бывает так, особенно в отношениях с любимым человеком, с которым произошёл разрыв, что незакрытые гештальты действуют уже не на пользу. Они вредят новым отношениям. Кроме того, бывают случаи, когда завершить гештальт вообще невозможно (если любимый умер). И тогда человек, не закрыв его, продолжает страдать, это отнимает у него все силы и не даёт возможности начать новые, счастливые отношения.

Итак, чем опасен гештальт в отношениях:

  • вы испытываете постоянную неудовлетворённость жизнью;
  • у вас сильные переживания по разным поводам, психозы, депрессии, суицидальные мысли;
  • у вас развивается лень и апатия, вы ничего не хотите менять в жизни;
  • вы имеете психосоматические заболевания;
  • вы постоянно возвращаетесь в прошлое, даже с новыми людьми.

Если вы не переставая думаете о своём бывшем возлюбленном, не можете ни на кого смотреть, а главное – проигрываете ваши отношения снова, потому что так ничего ему и не сказали по окончании (а сказать надо было много – накопилось!), то незавершённый гештальт тут, конечно, очевиден. Но бывает, что вы вроде всё закончили (по крайней мере вам так кажется), но начать жизнь заново не удаётся. Значит, всё-таки где-то «дверца не закрыта», вы не отпустили ситуацию, а она не отпустила вас.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона:

фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции:

психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности

: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности:

все стремится к постоянству.

Закон близости

тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания(заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.

Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера:

воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы:

воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости:

яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру

, расположенный нафоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Теория психологического поля Курта Левина

Курт Левин — немецкий и американский психолог, в основе взглядов которого лежит концепция гештальта, но он также изучал проблемы личности, ее потребностей и влияния общественных связей на ее поведение.

Под влиянием успехов точных наук, К. Левин создал оригинальную теорию в объяснении человеческого поведения, названную «теорией  психологического поля».

Теория поля— это психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Левин проводил исследования в области потребностей, воли, аффектов. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах (поступок, мышление, память и др.) является намерение — потребность.

Курт Левин считал, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

Когда баланс между субъектом и ситуацией нарушается, у человека возникает состояние напряженности, которое субъект пытается убрать, предприняв определенные действия. Эту напряженность Левин назвал квази-потребностью.Квази-потребность — это намерение совершить какое-либо целенаправленное действие.

Когда существует такая потребность, человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Разрядка осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.

Курт Левин разработал теорию конфликтов.

Он выявил и описал три типа конфликтов:

1) «Стремление — Стремление»: человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины (это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена);2) «Избегание — Избегание»: человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями (ситуация наказания);3) «Стремление — Избегание»: один из двух векторов «поля» идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности (ребенок хочет погладить собаку, но боится).

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

Теория гештальта и понятие «форма»

Некоторые школы психологии считают, что ментальные репрезентации, которые создаются в нашем сознании, представляют собой сумму частей изображения, звука, прикосновения и памяти. Таким образом, набор этих информационных пакетов, исходящих от чувств, будет добавлен в наш мозг, и из этой суперпозиции единиц появится то, что мы испытываем.

Теория Гештальта, однако, отрицает, что существует проницательное «все», состоящее из набора данных, поступающих в наше тело , Напротив, он предполагает, что то, что мы переживаем, является не только суммой его частей, и поэтому оно существует как единое целое, фигура, которую можно считать только целым. Таким образом, происходит то, что глобальность наших ментальных «форм» навязывается тому, что приходит к нам через чувства, а не наоборот.

Согласно этому подходу, мы узнаем о том, что нас окружает, не добавляя набор информации, которая достигает нас через чувства, а из «фигур», которые создаются в нашем уме. Например, из теории Гештальта, используемой в гештальт-терапии, созданной Фрицем Перлсом (которая не совсем совпадает с гештальт-психологией, более старой, чем эта), предлагаются формы психотерапии, в которых цель состоит в том, чтобы пациент мог понимать определенные проблемы в глобальном смысле это отличается от того, как он делал это раньше, и это позволяет ему развивать свои возможности.

Таким образом, согласно теории Гештальта, люди не будут воспринимать разные ощущения, но наши умы будут состоять из разной совокупности. Для гештальтистов нет необходимости сосредотачиваться на кусочках того, что, по-видимому, формируют наши ментальные фигуры, чтобы что-либо разрешить конфликт или принять более полезный менталитет, но мы должны попытаться достичь структурное понимание Новое в том, что происходит.

Основные принципы восприятия

  1. близость. Элементы, близкие по пространству или времени, кажутся нам принадлежащими друг другу, и мы склонны воспринимать их вместе.
  2. непрерывность. Наше восприятие стремится следовать направлению, которое позволяет нам связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.
  3. сходство. Мы воспринимаем похожие элементы вместе, образуя замкнутые группы.
  4. закрытие. В нашем восприятии существует тенденция завершать незаконченные дела и заполнять пробелы.
  5. простота. Во всех контекстах мы стремимся видеть цифры как можно более полными: В гештальтпсихологии эта характеристика называется «беременная форма». Беременная форма должна быть симметричной, простой и неизменной, ее нельзя упростить или как-то иначе упорядочить.
  6. фигура-фон. Мы пытаемся организовать наше восприятие так, чтобы видеть объект (фигуру) и фон, на котором он появляется. Таким образом, фигура кажется нам более заметной и более четко выделяется на общем фоне картины.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они неотъемлемо присутствуют в наблюдаемых объектах.

Вертхаймер назвал их вспомогательными факторами, но при этом признал, что на восприятие влияют и основные факторы самого организма: Например, высшие мыслительные процессы, определяющие предсознание и отношение, также могут влиять на восприятие. В целом, однако, гештальтисты склонны уделять больше внимания вспомогательным факторам в организации восприятия, чем результатам обучения или опыта.

В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он изучал проблему решения задач по перестройке перцептивных полей.

Келер интерпретировал результаты таких экспериментов как свидетельство существования инсайта — то есть внезапного постижения или понимания ранее неизвестных взаимосвязей (инсайт — внезапное осознание или понимание (проблемы или явления)). Для описания явления, выявленного в ходе экспериментов с обезьянами, Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствует английскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение, проникновение в суть проблемы. В дальнейших экспериментах по изучению независимых, спонтанных озарений американский психолог животных Роберт Йеркс также нашел доказательства существования озарений в поведении орангутангов, которые он назвал семантическим обучением.

По мнению Келера, инсайт заключается в том, что элементы поля, которые ранее были не связаны между собой, начинают объединяться в структуру, соответствующую проблемной ситуации. В чисто описательных терминах эта форма поведения характеризуется использованием элементов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля.

Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате дискриминации (инсайта), при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в перцептивном поле животного.

Понятие инсайта стало ключевым понятием в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер. Она стала основой гештальтистского объяснения адаптивного поведения, которое Торндайк и бихевиористы приписывали принципу «проб, ошибок и случайного успеха».

Инсайт-исследования поддержали молярную или глобальную концепцию поведения гештальтистов в их борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также подкрепили идею гештальт-психологов о том, что обучение предполагает реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Понятие инсайта у Кёлера подверглось значительной критике. Попытки воспроизвести эксперимент Келера, в котором шимпанзе давали две короткие палки, чтобы они сделали длинную палку, дали мало поддержки мнению о роли инсайта в обучении. В аналогичных экспериментах, проводившихся неоднократно, было высказано предположение, что принятие решений у обезьян возникает не сразу, а может зависеть от их предварительных способностей.

Константы восприятия

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

История метода

Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу.

После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками — Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии.

Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается.

В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов.

Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже — Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.).

Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии:

  1. Московский институт гештальта и психодрамы;
  2. Московский гештальт-институт;
  3. Московский институт гештальта и консультирования.

А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах.

Рубрики новостей

  • 16K
  • 1D X
  • 3D
  • 5D mark 2
  • 5D mark III
  • 8K
  • A6700
  • Adobe Premiere Pro
  • After Effects
  • Apple
  • Aputure
  • Autel Evo II
  • Axibo
  • Blackmagic
  • Blackmagic RAW
  • BMPCC6K Pro
  • Canon
  • Canon 90D
  • Canon EOS M
  • Canon G7X Mark III
  • Canon M6 Mk. II
  • Canon EOS M200
  • CR-S700R
  • Disney
  • DIY
  • DJI
  • DJI FPV
  • DJI Mavic 3
  • DJI Mavic Air 2
  • DJI Mavic Mini
  • DJI Mavic NEW
  • DJI Mini 2
  • DJI OSMO Mobile 3
  • DxOMark
  • Easyrig
  • Edelkrone
  • EOS R
  • EOS R 8К
  • EOS-1D C
  • FAA
  • Fimi X8 Mini
  • follow focus
  • Ford v Ferrari
  • Fujifilm
  • Fujifilm X-T4
  • GoPro
  • GoPro Max
  • Gudsen Moza
  • HERO 8
  • Insta360
  • Insta360 ONE R
  • Insta360 ONE X2
  • Instagram
  • iPhone 11 Pro
  • Iphone 11 Pro Max
  • JibON
  • Kickstarter
  • KineRAW
  • Laowa 24mm f/14 Probe Lens
  • Leica
  • Leica SL2
  • making of
  • MC Mini
  • Mocha Pro 2020
  • Moment
  • Moondog Labs
  • Moza AirCross 2
  • Moza Mini MX
  • Moza Mini-P
  • Moza Slypod
  • NAB
  • Nicon Z8
  • Nikon
  • Nikon D6
  • Nikon Z50
  • Nikon Z6
  • Nikon Z6
  • Nikon Z7
  • NVIDIA
  • Opkix One
  • Panasonic
  • Platyball
  • PortKeys
  • PortKeys Universal Handle
  • ProRes Raw
  • RED
  • Ronin 2
  • Ronin S2/SC2
  • Ronin-S
  • Ronin-SC
  • Samsung
  • SANDMARC
  • Saramonic
  • Saramonic Blink500
  • Saramonic Blink500 Pro
  • Saramonic UwMic9s
  • Screen X
  • Sharp
  • Sigma
  • Sirui
  • Sirui Swift M1
  • Sirui Swift P1
  • SONY
  • Sony
  • Sony A7R IV
  • Sony A9 II
  • Sony Airpeak
  • Sony FX3
  • Sony GP-VPT2BT
  • Teradek
  • TikTok
  • V-Coptr Falcon
  • Varavon
  • VooDoo
  • VR
  • Xiaomi
  • Xiaomi FIMI Palm
  • Xiaomi FiMi X8 SE
  • Xiaomi Mi Mix 4 Pro Max
  • Xiaomi Mi Mix Alpha
  • Yuneec
  • Yuneec E30Z
  • Yuneec Mantis G
  • Yuneec Typhoon H3
  • Zero Zero Robotics
  • Zhiyun Crane 2S
  • Zhiyun Crane 3S
  • Zhiyun Smooth-Q2
  • Zhiyun SMOOTH-XS
  • Zhiyun-Tech
  • Аксессуары для смартфонов
  • Анимация
  • Анонс
  • Аудио
  • Бикоптер
  • Биография
  • Вертолеты
  • Видео
  • Видеоредактор
  • Видеоэффекты
  • Видоискатель
  • Визуальные эффекты
  • Война миров
  • Грим
  • Дроны
  • Дымка
  • Звук
  • Зеленая миля
  • Игры пристолов
  • Камера для Дронов
  • Кино
  • Кино 2019
  • Киноафиша
  • Кинокадр
  • Кинокамера
  • Кинооператор
  • Кинооператоры
  • Кинопроизводство
  • Композитинг
  • Кран
  • Макросъемка
  • Матрица 4
  • Маяк
  • Мониторы
  • Монопод
  • Монтаж
  • Нейросети
  • Новинка
  • Новинки
  • Новое британское кино
  • Новости
  • Новый год
  • Обвес
  • Обзор
  • Обновление прошивки
  • Оборудование
  • Объективы
  • Операторский кран
  • Охотники за привидениями
  • Подводная съемка
  • Практика
  • Приемы в кино
  • Программное обеспечение
  • Радиопетличка
  • Радиосистемы
  • Режиссеры
  • Ремейк
  • Роботы в кино
  • Роджер Дикинс
  • Рождество
  • Свет
  • Светофильтры
  • Слайдер
  • Смартфоны
  • События
  • Солярис
  • Софт
  • Спецэффекты
  • Стабидизация видео
  • Стабилизаторы
  • Стабилизаторы камеры
  • Стабилизация видео
  • Стабилизация изображения
  • Старое кино
  • Стедикам
  • Сценарий
  • Съемка автомобилей
  • Т34
  • Телефоны
  • Технологии в кино
  • Трейлер
  • Трюки
  • Уроки
  • Фильтры для объективов
  • Фото
  • Фотоаппараты
  • Фотокамеры
  • Художник по гриму
  • Хэллоуин
  • Цвет в кино
  • Цветовая коррекция
  • Черная вдова
  • Штативы
  • Штатная головка
  • Экшн камеры
  • Эффекты
  • Юмор

Что такое «гештальт»?

Говоря научным языком, гештальт (нем. Gestalt – образ, форма, структура) – это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Гештальт-психология зародилась в Германии в 1920-х годах и доказала, что человеческому мозгу присуще запоминать целостный образ, а не отдельные его части.

Простым примером может быть механизм восприятия лиц. Несмотря на то, что все лица обладают общими чертами – имеют нос, глаза и уши, наш мозг запоминает совокупность всех деталей, формируя единый образ, ассоциирующийся с конкретным человеком.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена»

, суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер —

известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление»

, в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития»

, посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издаеткнигу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Что такое гештальт?

Гештальт — это базовое понятие гештальтпсихологии: неделимая единица сознания, которая определяется привнесенной психологами-гештальтистами концепцией: «Целостный образ всегда более значим, чем сумма его составляющих и может определять их восприятие». Иначе говоря, человек познает объекты через органы восприятия и создает о них комплексное, единое представление (структуру), дополненное его личными переживаниями, субъективным опытом, мыслями, эмоциями, акцентами. Из этих значимых для него структур каждый человек составляет свою личную картину мира.

«Gestalt» – немецкая лексема, которая не имеет дословного перевода в русском языке. В буквальном переводе ее семантика обозначает паттерн, конфигурацию, определенную форму организации отдельных частей в единую структуру. Это центральное понятие гештальтпсихологии объясняет и представляет сознание как единое целое, элементы которого постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Поэтому основные идеи и компоненты гештальтпсихологии соприкасаются с человеческим сознанием:

  • Предмет изучения – принципы целостности сознания.
  • Гештальт-терапия – общепсихологическое направление, изучающее пути повышения осознанности человека для того, чтобы создать гармоничную личность, улучшить контакт с окружающим миром и самим собой.
  • Гештальт – единица анализа единого поля сознания.
  • Незавершенный гештальт (эффект Зейгарник) – не доведенная до логического финала эмоциональная или поведенческая реакция, которая создает психологическое напряжение, отбирает ресурсы сознания и памяти.
  • Фигура и фон – термины, используемые для описания взаимосвязи между объектом фокусирования (фигурой) и фоновым полем восприятия.
  • Инсайт – внезапное озарение, после которого проблемная ситуация видится понятной и решаемой.
  • Контакт – пиковый момент взаимодействия потребностей человека с окружающей средой.
  • Зрительное восприятие – психический процесс, развивающийся по определенным закономерностям и определяющий уровень развития психики.
  • Осознавание – понимание процессов, происходящих внутри организма и в окружающей среде (понятие нетождественное анатомическим и физиологическим знаниям).
  • Здесь-и-сейчас – концентрация на переживаниях, мыслях, чувствах, возникающих в то самое мгновение под названием «сейчас».
  • Обратная связь – ответное действие терапевта для того, чтобы получить сознательный глубинный отклик клиента по поводу его переживаний.

Сегодня термином «Gestalt» также пользуются для неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Современное понимание зрительного восприятия как психического познавательного процесса

Содержание:

В Гештальт-теория Эта концепция наверняка покажется вам знакомой, если вы один из тех людей, которые интересуются миром психологии. Эта теория широко используется сегодня в психотерапии и решении проблем, но она также стала популярной как один из самых привлекательных психологических подходов для тех, кто считает, что образ жизни, поведение и чувства человека не может быть сведено только к тому, что непосредственно наблюдаем или измеримо.

Однако, если вы читали что-то о теории гештальт, вы также знаете, что она не известна тем, что ее легко резюмировать в одном предложении. Их философские основы и законы о том, как мы воспринимаем вещи, коренится в годах и годах исследований, и его формулировки о человеческом разуме не всегда интуитивно понятны.

Вот почему для того, чтобы хорошо понять теорию гештальта, необходимо небольшое изменение мышления, и для этого нет ничего лучше, чем узнать, в каком направлении ориентирован его подход и каковы его принципы.

Световая чувствительность человеческого глаза

Способность глаза воспринимать свет и распознавать различной степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения — адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.
Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10−9 эрг/с, что эквивалентно потоку нескольких квантов оптического диапазона в секунду через зрачок.
Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен. Весь диапазон яркостей, которые наш зрительный механизм способен воспринять, огромен: от 10−6 кд•м² для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 106 кд•м² для глаза, полностью адаптированного к свету Механизм такого широкого диапазона чувствительности кроется в разложении и восстановлении фоточувствительных пигментов в фоторецепторах сетчатки — колбочках и палочках.
В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда

Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности

Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Роль зрения в восприятии искусства

Начнем с того, что на восприятие искусства сильно повлияла эволюция. Зрение помогало людям распознавать три важных объекта: угрозу, добычу и партнера. Кроме того, мозг ищет целое, а при необходимости сам это целое собирает из отдельных кусочков. Он получает удовольствие, когда удается решить «задачку» и собрать единую картинку из разрозненных элементов. И это ключевой момент. Многие законы нейроэстетики построены на механизме «самовознаграждения» мозга за решение загадок.

Что касается зрения, то вот почему оно играет важную роль. Есть такой тип нервных клеток – зеркальные нейроны. Они связывают увиденное с моторным ответом мозга. Эти нейроны активируются и тогда, когда мы сами совершаем действие, и когда это делает кто-то другой. Мы перенимаем чужой опыт на мозговом уровне. До конца функции зеркальных нейронов науке еще неизвестны. Но есть вероятность, что именно они отвечают за способность к эмпатии и к получению навыков путем имитации. Получается, искусство – это в какой-то степени форма визуализации фантазий. Оно активирует те же участки мозга, что и реальные события. Только в воображении нет рисков и опасностей – как, впрочем, и настоящего удовольствия. 

Техника пуантель

Christophel Fine Art

Механизм человеческого зрения очень напоминает принтер, а работа мозга – компьютер. На уровне сетчатки глаза у людей есть четыре точки, четыре цвета – красный, синий, зеленый и серый. Впоследствии зрительный образ воспринимается как совокупность этих точек. Сетчатка отправляет мозгу информацию об увиденном «попиксельно». Наш головной «компьютер» потом собирает все это воедино, формируя целое изображение. Тут следует искать секрет успеха техники пуантель – написание картин с помощью множества мелких точек. Ее высоко ценят в живописи.

Простота

Мозг воспринимает информацию в простейшей ее форме. К примеру, изображение ниже состоит из двух элементов, которые по-отдельности ничего не значат, а вместе превращаются в слово «logo».

Крайне важно постичь закон простоты, потому что вкупе с креативностью, он способен сделать ваши изображение поистине выдающимися. Простота в дизайне заключается в умении сочетать незамысловатые объекты с яркими дизайнерскими эффектами

Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате. Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно.

Что такое гештальт в отношениях

Один из самых распространенных случаев незакрытого гештальта — незаконченные отношения. К примеру, вы влюбились, у вас возник образ взаимного притяжения, к чему располагали некие основания/потребности, и вы поставили перед собой задачу создать любящую пару или даже ячейку общества, а он не торопится соответствовать ожиданиям или вовсе не отвечает взаимностью. Вы не можете поставить точку, поскольку в идею счастливого союза вложено много сил и пока есть хотя бы мини-шанс получить желаемое, продолжаете бороться за любовь.

Чем дольше гештальт в отношениях находится в области направленного внимания, тем сильнее становится, питаясь вашей энергией

Мощный гештальт настаивает на том, чтобы все ваши силы, внимание и эмоции были брошены на его закрытие. Чем выше ставки на достижение идеальной целостности, тем сложнее закрыть гештальт и тем настойчивей он требует действий к своему завершению

Чтобы защититься от неминуемого стресса, психика вынуждена создавать иллюзии и находить подтверждения, что все идет по плану. Так возникает гештальт-ловушка, единственный выход из которой — закрыть гештальт, правда, со сменой имеющихся установок.

Во-первых, позволить себе это и подойти к делу осознанно. Эксперты советуют распределить усилия, ориентируясь на три основных этапа.

 Возьмитесь за проработку ситуации, честно описав на листке бумаги все плюсы и минусы отношений, уделив особое внимание тому, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.  Продумайте и перечислите по пунктам, что именно вам не нравится — и перепишите сложившийся сценарий на желаемый лад
Как, с вашей точки зрения, все должно было быть и почему. Как только на бумаге сложится идеальная картина развития отношений, погрузитесь в нее как можно глубже и представьте, как заново проживаете уже произошедшие события. В процессе «повторного проживания» рекомендуется выплеснуть все чувства и эмоции, которые хотелось выплеснуть, но не получилось. Сказать то, что хотелось сказать, но так и осталось несказанным. Сделать то, что нужно было сделать, поступить так, как правильно было поступить

Важно: проживание ситуации должно проходить не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений. И еще: не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза

Дайте себе время в полной мере проработать и осознать происходящее.  Пересмотрите жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, поскольку помогает изменить представление о себе, избавляясь от ощущения беспомощности и никчемности. Внутренняя перезагрузка поднимет самооценку, предоставив возможность почувствовать себя увереннее и опытнее. Что особенно важно, работа с гештальтами меняет мышление и поведение, разрушая автоматизмы — привычки действовать стандартно, не задумываясь, как и почему мы поступаем определенным образом в однотипных ситуациях.

Как мы видим

Изучая зрительное восприятие, психологи выяснили, как информация, поступающая в органы чувств, закладывает основы восприятия. Иными словами, они пытаются объяснить, каким образом мы понимаем, что в комнате стоит стул, если при этом в глаза нам бьет яркий свет, или почему мы воспринимаем приближающийся звук определенным образом. Надо сказать, психологи до сих пор не пришли к согласию в вопросе о том, в какой мере восприятие определяется информацией, заложенной в сенсорных стимулах. Сегодня существует две основные теории, которые объясняют, как обрабатывается сенсорная информация: теории нисходящей и восходящей обработки сенсорной информации; обе они имеют в психологическом научном сообществе убежденных сторонников.

Простота

Мозг воспринимает информацию в простейшей ее форме. К примеру, изображение ниже состоит из двух элементов, которые по-отдельности ничего не значат, а вместе превращаются в слово «logo».

Крайне важно постичь закон простоты, потому что вкупе с креативностью, он способен сделать ваши изображение поистине выдающимися. Простота в дизайне заключается в умении сочетать незамысловатые объекты с яркими дизайнерскими эффектами

Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате. Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха –  ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление  — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität)  введен в психологическую науку Х.Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет: дополните контент соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

Почему стереотипныe лендинги и сайты конвертируют лучше?

Константы восприятия

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

История возникновения и характеристика направления

Официально есть несколько ученых, которые основали это направление— М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер, хотя до них К.Эренфельс выдвинул теорию о целом и частном. Заключалась она в том, что целое не обязательно является суммой ее частей — каждый компонент способен внести изменение в структуру, привести к изменению восприятия.

Работу продолжили за пределами Германии, поскольку многие ученые вынуждены были иммигрировать в США из-за начавшихся гонений евреев во время правления А. Гитлера. В США господствовало другое направление, поэтому гештальтизм не прижился.

Суть концепции в том, что человек не склонен воспринимать части одного целого, а видит предмет целиком. Гештальт в психологии в переводе с немецкого означает образ, форма —подразумевается целостность. В начале 20 века в психологии существовала молекулярная теория, пытавшаяся разделить психику на отдельные компоненты и изучать их. Школа гештальтпсихологии выдвинула протест в виде нового видения человеческого сознания — целостного.

Одним из теоретических трудов, изданных для студентов К. Коффкой, является книга «Принципы гештальтпсихологии». Без аннотации, пояснений автора она оказалась трудной для понимания, толкования. Поэтому данный учебный материал не был принят в качестве учебника.

Основные базовые принципы гештальтпсихологии:

  1. Предметом изучения является сознание человека, как целостная единица.
  2. Метод изучения гештальтов— наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакции на события.
  3. Зрительное восприятие считалось самым важным в процессе формирования мышления.
  4. Под мышлением подразумевали процесс, а не сформированный набор навыков.

В качестве доказательства целостной теории сознания приводился аналог работы организма, где системы безотказно уживаются, функционируют.

Немного истории о гештальте

Гештальт-теория появилась в Германии в начале 20 века. как реакция на поведенческую психологию, который отказался от учета субъективных состояний сознания при исследовании поведения людей и подчеркнули влияние, которое семейный контекст, а также социальный и культурный рост оказывает на нас.. В отличие от бихевиористов, исследователи, придерживавшиеся теории гештальта, были в основном озабочены изучением психических процессов, которые в то время считались чем-то принципиально невидимым, поскольку не было инструментов, позволяющих хорошо узнать, что происходит в мозге.

Таким образом, теория гештальта приближает нас к концепции человека, характеризующегося его активной ролью в восприятии реальности и принятии решений. По мнению гештальтистов, мы все создаем в уме более или менее последовательные образы о себе и о том, что нас окружает, и эти образы не являются простым объединением информационных последовательностей, которые приходят к нам через наши чувства, но они представляют собой нечто большее.

Как определить незакрытый гештальт

Наличие незавершенных гештальтов определяется психологическими паттернами, легко опознаваемыми в поведении и сопутствующих переживаниях. Упоминаемые проявления служат самым что ни на есть тревожным сигналом к поиску способов закрыть имеющиеся гештальты.

Застревание. Это когда психика зацикливается на незавершенных событиях или отношениях

Если вы расстались с милым, но не успели обсудить что-то важное или не смогли объяснить себе причину разрыва отношений, то будете мысленно (и долго) к нему привязаны, пока не решитесь избавиться от этой романтической занозы. Когда все ясно-понятно и полностью завершено, адаптация происходит гораздо быстрее

Или после неприятного разговора в офисе вы постоянно крутите случившийся диалог в голове, придумывая, что вы могли бы сказать/предпринять и что бы из этого вышло.

На те же грабли. Ситуация, с которой когда-то не удалось справиться, с большой вероятностью будет повторяться. Психика будет раз за разом создавать похожие ситуации, чтобы вновь и вновь завершать их приемлемым (и привычным) способом. Например, если в детстве имелся опыт унижения, обиды или безразличия, во взрослой жизни, как ни странно, сохраняется тяга бессознательно выбирать окружение, которое обеспечит аналогичное отношение.

Чем опасен незавершенный гештальт?

Ольга Василиадис: Незавершенные гештальты заставляют возвращаться в определенную ситуацию, вести внутренней диалог с тем, кто нас не слышит. Это съедает энергию, которую мы могли направить на созидательные цели.

Незакрытый гештальт может повлиять не только на самого человека, но и на его детей. Классический пример – попытка реализовать свою детскую мечту через ребенка, не считаясь с его желаниями.

Елена Соллогуб: Мы не всегда осознаем, что вот это и есть тот самый незакрытый гештальт. А тем временем он влияет на нашу жизнь: заставляет вести себя непредсказуемо, бросать на полпути важные проекты, разрушает ценные отношения. Поэтому ситуацию нужно взять под контроль: выявить, осознать, закрыть.

Заключение

Чтобы понять положения и прочую теорию не специалистам в этой отрасли, может быть, пришлось приложить больше усилий, поэтому напоследок хочу поделиться молитвой, которую придумал Фриц Перлз, она как раз передаёт весь смысл этого направления:

До скорых встреч, друзья. Подписывайтесь на обновления блога, впереди ещё очень много материала о практической психологии. Пока, пока.

Читайте далее:

Как понять что жена изменила: основные признаки и что дальше делать?

Мои цели и задачи на 2017 г. или как достичь своей мечты просто выполняя определенные действия?

Как найти себя или с чего начать личностный рост

Как правильно ставить цели чтобы добиваться успехов в любой деятельности

Основные функции общения в психологии

10
«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: