Теория Гештальта и ее гуманистические влияния
Психология гештальта может быть сформирован в более широких рамках гуманистической психологии, поскольку он подчеркивает субъективные переживания каждого человека, придает важность позитивным аспектам психологии, таким как самореализация и поиск правильных решений, и работает с концепцией человек как агент, способный развиваться свободно и автономно
Это означает, что он не фокусируется на негативных аспектах ума, как это происходит с определенными типами психоанализа, и не ограничивает свой объект изучения наблюдаемым поведением людей, как это происходит в бихевиоризме.
Немного истории о Гештальте
Теория гештальта появилась в Германии начала ХХ века как реакция на поведенческую психологию , который отвергает учет субъективных состояний сознания при исследовании поведения людей и он подчеркнул влияние, которое оказывает на нас семейный контекст, а также социальное и культурное расширение , В отличие от бихевиористов, исследователи, подписавшиеся на гештальт-теорию, в основном занимались изучением психических процессов, которые в то время считались принципиально невидимыми, поскольку не было инструментов, позволяющих узнать, что происходит в мозге.
Таким образом, теория Гештальта приближает нас к концепции человека, характеризующегося его активной ролью в восприятии реальности и принятии решений. По словам гештальтистов, мы все создаем в нашем сознании более или менее связные образы о нас и о том, что нас окружает и эти образы не являются простым объединением информационных последовательностей, которые достигают нас через наши чувства, но они являются чем-то другим.
Создание реальности и ее интерпретация
Немецкое слово гештальт, который часто переводится на испанский как «форма», представляет этот процесс, с помощью которого мы строим рамки восприятия реальности Все люди интерпретируют реальность и принимают решения о ней на основе этих ментальных «форм» или «фигур», которые мы создаем, не осознавая. Гештальт-теория фокусируется на объяснении того, как мы воспринимаем вещи и принимаем решения на основе «форм», которые мы создаем.
Особенности незавершённого гештальта
Для того чтобы знать, как закрыть гештальт в отношениях с мужчиной, надо понимать, что именно это явление появилось в вашей жизни и сопровождает её. Разберёмся, чем отличается незавершённый гештальт в отношениях.
Если у вас набралось несколько гештальтов (недочитанная книга, неоконченное образование, недописанное письмо и много другое), вы, скорее всего, встревожены, думаете об этом, не можете ни на чём сосредоточиться. Вы как будто ходите по лабиринту или замкнутому кругу и не можете найти выход. Всё это препятствует личностному росту, не даёт устроить полноценную личную жизнь. Человек начинает новые отношения, а они снова заканчиваются не так, как ему хотелось бы. У вас боль и апатия. Вы считаете себя неудачником.
Существует понятие «эффект памяти на незавершённые действия». Это значит, что психика человека чаще всего сосредоточена на определённой, наиболее значимой для него цели. И не отпускает его, пока он этой цели не достигнет.
В нормальной жизненной ситуации это помогает добиваться поставленных целей и решать задачи. Но бывает так, особенно в отношениях с любимым человеком, с которым произошёл разрыв, что незакрытые гештальты действуют уже не на пользу. Они вредят новым отношениям. Кроме того, бывают случаи, когда завершить гештальт вообще невозможно (если любимый умер). И тогда человек, не закрыв его, продолжает страдать, это отнимает у него все силы и не даёт возможности начать новые, счастливые отношения.
Итак, чем опасен гештальт в отношениях:
- вы испытываете постоянную неудовлетворённость жизнью;
- у вас сильные переживания по разным поводам, психозы, депрессии, суицидальные мысли;
- у вас развивается лень и апатия, вы ничего не хотите менять в жизни;
- вы имеете психосоматические заболевания;
- вы постоянно возвращаетесь в прошлое, даже с новыми людьми.
Если вы не переставая думаете о своём бывшем возлюбленном, не можете ни на кого смотреть, а главное – проигрываете ваши отношения снова, потому что так ничего ему и не сказали по окончании (а сказать надо было много – накопилось!), то незавершённый гештальт тут, конечно, очевиден. Но бывает, что вы вроде всё закончили (по крайней мере вам так кажется), но начать жизнь заново не удаётся. Значит, всё-таки где-то «дверца не закрыта», вы не отпустили ситуацию, а она не отпустила вас.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона:
фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции:
психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности
: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности:
все стремится к постоянству.
Закон близости
тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания(заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.
Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера:
воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы:
воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости:
яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру
, расположенный нафоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия
В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.
Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.
При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.
Теория психологического поля Курта Левина
Курт Левин — немецкий и американский психолог, в основе взглядов которого лежит концепция гештальта, но он также изучал проблемы личности, ее потребностей и влияния общественных связей на ее поведение.
Под влиянием успехов точных наук, К. Левин создал оригинальную теорию в объяснении человеческого поведения, названную «теорией психологического поля».
Теория поля— это психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Левин проводил исследования в области потребностей, воли, аффектов. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах (поступок, мышление, память и др.) является намерение — потребность.
Курт Левин считал, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.
Когда баланс между субъектом и ситуацией нарушается, у человека возникает состояние напряженности, которое субъект пытается убрать, предприняв определенные действия. Эту напряженность Левин назвал квази-потребностью.Квази-потребность — это намерение совершить какое-либо целенаправленное действие.
Когда существует такая потребность, человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Разрядка осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.
Курт Левин разработал теорию конфликтов.
Он выявил и описал три типа конфликтов:
1) «Стремление — Стремление»: человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины (это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена);2) «Избегание — Избегание»: человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями (ситуация наказания);3) «Стремление — Избегание»: один из двух векторов «поля» идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности (ребенок хочет погладить собаку, но боится).
Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.
Теория гештальта и понятие «форма»
Некоторые школы психологии считают, что ментальные репрезентации, которые создаются в нашем сознании, представляют собой сумму частей изображения, звука, прикосновения и памяти. Таким образом, набор этих информационных пакетов, исходящих от чувств, будет добавлен в наш мозг, и из этой суперпозиции единиц появится то, что мы испытываем.
Теория Гештальта, однако, отрицает, что существует проницательное «все», состоящее из набора данных, поступающих в наше тело , Напротив, он предполагает, что то, что мы переживаем, является не только суммой его частей, и поэтому оно существует как единое целое, фигура, которую можно считать только целым. Таким образом, происходит то, что глобальность наших ментальных «форм» навязывается тому, что приходит к нам через чувства, а не наоборот.
Согласно этому подходу, мы узнаем о том, что нас окружает, не добавляя набор информации, которая достигает нас через чувства, а из «фигур», которые создаются в нашем уме. Например, из теории Гештальта, используемой в гештальт-терапии, созданной Фрицем Перлсом (которая не совсем совпадает с гештальт-психологией, более старой, чем эта), предлагаются формы психотерапии, в которых цель состоит в том, чтобы пациент мог понимать определенные проблемы в глобальном смысле это отличается от того, как он делал это раньше, и это позволяет ему развивать свои возможности.
Таким образом, согласно теории Гештальта, люди не будут воспринимать разные ощущения, но наши умы будут состоять из разной совокупности. Для гештальтистов нет необходимости сосредотачиваться на кусочках того, что, по-видимому, формируют наши ментальные фигуры, чтобы что-либо разрешить конфликт или принять более полезный менталитет, но мы должны попытаться достичь структурное понимание Новое в том, что происходит.
Основные принципы восприятия
- близость. Элементы, близкие по пространству или времени, кажутся нам принадлежащими друг другу, и мы склонны воспринимать их вместе.
- непрерывность. Наше восприятие стремится следовать направлению, которое позволяет нам связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.
- сходство. Мы воспринимаем похожие элементы вместе, образуя замкнутые группы.
- закрытие. В нашем восприятии существует тенденция завершать незаконченные дела и заполнять пробелы.
- простота. Во всех контекстах мы стремимся видеть цифры как можно более полными: В гештальтпсихологии эта характеристика называется «беременная форма». Беременная форма должна быть симметричной, простой и неизменной, ее нельзя упростить или как-то иначе упорядочить.
- фигура-фон. Мы пытаемся организовать наше восприятие так, чтобы видеть объект (фигуру) и фон, на котором он появляется. Таким образом, фигура кажется нам более заметной и более четко выделяется на общем фоне картины.
Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они неотъемлемо присутствуют в наблюдаемых объектах.
Вертхаймер назвал их вспомогательными факторами, но при этом признал, что на восприятие влияют и основные факторы самого организма: Например, высшие мыслительные процессы, определяющие предсознание и отношение, также могут влиять на восприятие. В целом, однако, гештальтисты склонны уделять больше внимания вспомогательным факторам в организации восприятия, чем результатам обучения или опыта.
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он изучал проблему решения задач по перестройке перцептивных полей.
Келер интерпретировал результаты таких экспериментов как свидетельство существования инсайта — то есть внезапного постижения или понимания ранее неизвестных взаимосвязей (инсайт — внезапное осознание или понимание (проблемы или явления)). Для описания явления, выявленного в ходе экспериментов с обезьянами, Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствует английскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение, проникновение в суть проблемы. В дальнейших экспериментах по изучению независимых, спонтанных озарений американский психолог животных Роберт Йеркс также нашел доказательства существования озарений в поведении орангутангов, которые он назвал семантическим обучением.
По мнению Келера, инсайт заключается в том, что элементы поля, которые ранее были не связаны между собой, начинают объединяться в структуру, соответствующую проблемной ситуации. В чисто описательных терминах эта форма поведения характеризуется использованием элементов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля.
Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате дискриминации (инсайта), при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в перцептивном поле животного.
Понятие инсайта стало ключевым понятием в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер. Она стала основой гештальтистского объяснения адаптивного поведения, которое Торндайк и бихевиористы приписывали принципу «проб, ошибок и случайного успеха».
Инсайт-исследования поддержали молярную или глобальную концепцию поведения гештальтистов в их борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также подкрепили идею гештальт-психологов о том, что обучение предполагает реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.
Понятие инсайта у Кёлера подверглось значительной критике. Попытки воспроизвести эксперимент Келера, в котором шимпанзе давали две короткие палки, чтобы они сделали длинную палку, дали мало поддержки мнению о роли инсайта в обучении. В аналогичных экспериментах, проводившихся неоднократно, было высказано предположение, что принятие решений у обезьян возникает не сразу, а может зависеть от их предварительных способностей.
Константы восприятия
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт.
Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
История метода
Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу.
После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками — Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии.
Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается.
В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов.
Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже — Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.).
Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии:
- Московский институт гештальта и психодрамы;
- Московский гештальт-институт;
- Московский институт гештальта и консультирования.
А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах.
Рубрики новостей
- 16K
- 1D X
- 3D
- 4К
- 5D mark 2
- 5D mark III
- 8K
- A6700
- Adobe Premiere Pro
- After Effects
- Apple
- Aputure
- Autel Evo II
- Axibo
- Blackmagic
- Blackmagic RAW
- BMPCC6K Pro
- Canon
- Canon 90D
- Canon EOS M
- Canon G7X Mark III
- Canon M6 Mk. II
- Canon EOS M200
- CR-S700R
- Disney
- DIY
- DJI
- DJI FPV
- DJI Mavic 3
- DJI Mavic Air 2
- DJI Mavic Mini
- DJI Mavic NEW
- DJI Mini 2
- DJI OSMO Mobile 3
- DxOMark
- Easyrig
- Edelkrone
- EOS R
- EOS R 8К
- EOS-1D C
- FAA
- Fimi X8 Mini
- follow focus
- Ford v Ferrari
- Fujifilm
- Fujifilm X-T4
- GoPro
- GoPro Max
- Gudsen Moza
- HERO 8
- Insta360
- Insta360 ONE R
- Insta360 ONE X2
- iPhone 11 Pro
- Iphone 11 Pro Max
- JibON
- Kickstarter
- KineRAW
- Laowa 24mm f/14 Probe Lens
- Leica
- Leica SL2
- making of
- MC Mini
- Mocha Pro 2020
- Moment
- Moondog Labs
- Moza AirCross 2
- Moza Mini MX
- Moza Mini-P
- Moza Slypod
- NAB
- Nicon Z8
- Nikon
- Nikon D6
- Nikon Z50
- Nikon Z6
- Nikon Z6
- Nikon Z7
- NVIDIA
- Opkix One
- Panasonic
- Platyball
- PortKeys
- PortKeys Universal Handle
- ProRes Raw
- RED
- Ronin 2
- Ronin S2/SC2
- Ronin-S
- Ronin-SC
- Samsung
- SANDMARC
- Saramonic
- Saramonic Blink500
- Saramonic Blink500 Pro
- Saramonic UwMic9s
- Screen X
- Sharp
- Sigma
- Sirui
- Sirui Swift M1
- Sirui Swift P1
- SONY
- Sony
- Sony A7R IV
- Sony A9 II
- Sony Airpeak
- Sony FX3
- Sony GP-VPT2BT
- Teradek
- TikTok
- V-Coptr Falcon
- Varavon
- VooDoo
- VR
- Xiaomi
- Xiaomi FIMI Palm
- Xiaomi FiMi X8 SE
- Xiaomi Mi Mix 4 Pro Max
- Xiaomi Mi Mix Alpha
- Yuneec
- Yuneec E30Z
- Yuneec Mantis G
- Yuneec Typhoon H3
- Zero Zero Robotics
- Zhiyun Crane 2S
- Zhiyun Crane 3S
- Zhiyun Smooth-Q2
- Zhiyun SMOOTH-XS
- Zhiyun-Tech
- Аксессуары для смартфонов
- Анимация
- Анонс
- Аудио
- Бикоптер
- Биография
- Вертолеты
- Видео
- Видеоредактор
- Видеоэффекты
- Видоискатель
- Визуальные эффекты
- Война миров
- Грим
- Дроны
- Дымка
- Звук
- Зеленая миля
- Игры пристолов
- Камера для Дронов
- Кино
- Кино 2019
- Киноафиша
- Кинокадр
- Кинокамера
- Кинооператор
- Кинооператоры
- Кинопроизводство
- Композитинг
- Кран
- Макросъемка
- Матрица 4
- Маяк
- Мониторы
- Монопод
- Монтаж
- Нейросети
- Новинка
- Новинки
- Новое британское кино
- Новости
- Новый год
- Обвес
- Обзор
- Обновление прошивки
- Оборудование
- Объективы
- Операторский кран
- Охотники за привидениями
- Подводная съемка
- Практика
- Приемы в кино
- Программное обеспечение
- Радиопетличка
- Радиосистемы
- Режиссеры
- Ремейк
- Роботы в кино
- Роджер Дикинс
- Рождество
- Свет
- Светофильтры
- Слайдер
- Смартфоны
- События
- Солярис
- Софт
- Спецэффекты
- Стабидизация видео
- Стабилизаторы
- Стабилизаторы камеры
- Стабилизация видео
- Стабилизация изображения
- Старое кино
- Стедикам
- Сценарий
- Съемка автомобилей
- Т34
- Телефоны
- Технологии в кино
- Трейлер
- Трюки
- Уроки
- Фильтры для объективов
- Фото
- Фотоаппараты
- Фотокамеры
- Художник по гриму
- Хэллоуин
- Цвет в кино
- Цветовая коррекция
- Черная вдова
- Штативы
- Штатная головка
- Экшн камеры
- Эффекты
- Юмор
Что такое «гештальт»?
Говоря научным языком, гештальт (нем. Gestalt – образ, форма, структура) – это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Гештальт-психология зародилась в Германии в 1920-х годах и доказала, что человеческому мозгу присуще запоминать целостный образ, а не отдельные его части.
Простым примером может быть механизм восприятия лиц. Несмотря на то, что все лица обладают общими чертами – имеют нос, глаза и уши, наш мозг запоминает совокупность всех деталей, формируя единый образ, ассоциирующийся с конкретным человеком.
Школа гештальтпсихологии
Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена»
, суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:
- Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
- Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
- Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
- При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».
Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.
Макс Вертгеймер —
известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.
Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения
Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление»
, в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).
Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.
В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития»
, посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издаеткнигу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.
Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Что такое гештальт?
Гештальт — это базовое понятие гештальтпсихологии: неделимая единица сознания, которая определяется привнесенной психологами-гештальтистами концепцией: «Целостный образ всегда более значим, чем сумма его составляющих и может определять их восприятие». Иначе говоря, человек познает объекты через органы восприятия и создает о них комплексное, единое представление (структуру), дополненное его личными переживаниями, субъективным опытом, мыслями, эмоциями, акцентами. Из этих значимых для него структур каждый человек составляет свою личную картину мира.
«Gestalt» – немецкая лексема, которая не имеет дословного перевода в русском языке. В буквальном переводе ее семантика обозначает паттерн, конфигурацию, определенную форму организации отдельных частей в единую структуру. Это центральное понятие гештальтпсихологии объясняет и представляет сознание как единое целое, элементы которого постоянно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Поэтому основные идеи и компоненты гештальтпсихологии соприкасаются с человеческим сознанием:
- Предмет изучения – принципы целостности сознания.
- Гештальт-терапия – общепсихологическое направление, изучающее пути повышения осознанности человека для того, чтобы создать гармоничную личность, улучшить контакт с окружающим миром и самим собой.
- Гештальт – единица анализа единого поля сознания.
- Незавершенный гештальт (эффект Зейгарник) – не доведенная до логического финала эмоциональная или поведенческая реакция, которая создает психологическое напряжение, отбирает ресурсы сознания и памяти.
- Фигура и фон – термины, используемые для описания взаимосвязи между объектом фокусирования (фигурой) и фоновым полем восприятия.
- Инсайт – внезапное озарение, после которого проблемная ситуация видится понятной и решаемой.
- Контакт – пиковый момент взаимодействия потребностей человека с окружающей средой.
- Зрительное восприятие – психический процесс, развивающийся по определенным закономерностям и определяющий уровень развития психики.
- Осознавание – понимание процессов, происходящих внутри организма и в окружающей среде (понятие нетождественное анатомическим и физиологическим знаниям).
- Здесь-и-сейчас – концентрация на переживаниях, мыслях, чувствах, возникающих в то самое мгновение под названием «сейчас».
- Обратная связь – ответное действие терапевта для того, чтобы получить сознательный глубинный отклик клиента по поводу его переживаний.
Сегодня термином «Gestalt» также пользуются для неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.