Введение
Туман обычно образуется средним или поздним вечером и зачастую держится до следующего утра. Вероятно образование тумана поблизости поверхности воды, которая несколько теплее, чем окружающий воздух. В данной главе мы поговорим в первую очередь о съёмке в тумане, но те же фотографические концепции используются и в дымке.
Съёмка в тумане сильно отличается от более простой съёмки при ясной погоде. Сцены перестают быть ясно видимыми и чётко ограниченными, а кроме того, часто теряют в контрасте и насыщенности цвета:
Примеры снимков, которые выглядят блёклыми и ненасыщенными из-за тумана.Оба снимка сделаны в колледже Св. Иоанна, Кембридж, Англия.
В сущности, туман является естественным софт-боксом: он рассеивает источники света, так что он исходит из намного более широкой области. По сравнению с уличным фонарём или светом солнца в ясный день, это значительно снижает контраст:
Лампа или солнце в ясный день(высокий контраст) | Свет в тумане или дымке (низкий контраст) |
Кроме того, сцены в тумане гораздо чаще освещены неярко — требуя более долгих экспозиций, чем могло бы понадобиться в противном случае. Вдобавок, туман сильно повышает отражающие свойства воздуха, что может заставить экспозамер камеры решить, что экспозицию нужно уменьшить. Также как и при съёмке на снегу, туман обычно требует некоторой положительной компенсации экспозиции.
В обмен на все эти потенциальные неудобства туман может стать мощным и значительным инструментом выделения глубины, освещения и формы предметов съёмки. Как вы увидите дальше, эти особенности могут даже придать сцене мистический характер и уникальное настроение — часто трудно уловимое, зато высоко ценимое фотографами. Хитрость в том, чтобы знать, как воспользоваться этими уникальными возможностями — не дав им при этом испортить снимок.
Выдержка и диафрагма
Зачем нужны выдержка и диафрагма? Давайте начнем с выдержки. Выдержка – это время на которое открывается затвор вашей камеры. Чем она короче, тем больше в цифровом эквиваленте. Например выдержка 1/128 в два раза короче, чем 1/64 и в четыре раза короче чем 1/32. Чем больше выдержка в цифровом значении, тем меньше по времени открыт затвор и тем меньше света попадает на матрицу. Снимок получается темнее. И наоборот, чем длиннее выдержка, тем меньше цифра и света попадает больше. Но здесь есть один подводный камень.
Чем длиннее выдержка, тем больше шансов получить не резкий снимок из-за тряски рук или движения объектов в кадре. Поэтому, если снимаете на объектив 50 мм без стабилизатора, то старайтесь не допускать выдержку длиннее, чем 1/64 на полном кадре или 1/80 на кропе. При наличии стабилизатора эти значения могут доходить до 1/15 секунды.
При съемке на объектив с фокусным расстоянием 24 мм, ставите выдержку не длиннее 1/32. То есть принцип таков – в цифрах выдержка не должна быть меньше длины фокусного расстояния объектива. Компенсировать недостаток света приходится за счет открытия диафрагмы или повышения ISO. Все выше сказанное, справедливо для устранения не резких кадров именно из-за тряски рук, так называемой шевеленки.
Однако, если вы снимаете спортивные состязания или движущиеся объекты, то здесь необходимо фотографировать на выдержках от 1/250 секунды и короче. Спорт также снимают на выдержках от 1/500 и выше. Вы скажете зачем так заморачиваться? Ведь в современных камерах есть режим «спорт» и дело в шляпе.
Конечно, переключившись в этот режим вы получите хорошие снимки, но среди них будут проскакивать и неудачные по качеству. Причем много. Если хотите стать профессионалом, то вы должны снимать с минимальным количеством брака.
Съёмки в шторм
Чтобы запечатлеть буйство морской стихии, потребуется воспользоваться ручным экспонометром и провести небольшую подготовку: установить диафрагму и выбрать оптимальные для имеющегося уровня освещения параметры резкости. В «момент икс» необходимо как можно быстрее сделать замер и поставить выдержку. Для получения более контрастных и живых снимков можно несколько затемнить небо, используя градиентный фильтр (день), либо смягчить тона фильтром для коррекции (вечер).
Планируя фотосессию в шторм, не следует забывать о том, что великолепные кадры можно получить не только тогда, когда разгул стихии достигнет апогея, но и до и после этого. Именно в моменты затишья перед и по окончании бури освещение морского пейзажа поистине завораживает и волнует сердце. Не заснять такое чудо – настоящее преступление!
Выдержка — повелитель времени
Следующий важный элемент экспозиции – выдержка. Это отрезок времени, в течении которого будет открыт затвор при нажатии на кнопку спуска. Если диафрагма ограничивает свет сужением площади, через которую он может пройти, то выдержка ограничивает его по времени. Казалось бы всё просто, настраиваем выдержку и диафрагму для попадания нужного количества света и всё. Но, при одном и том же количестве света и разных пропорциях диафрагмы и выдержки, результат на фото будет разным. Выдержка, так же как и диафрагма, влияет на изображение в кадре. Она обладает эффектом «заморозки». При короткой выдержке струя воды будет застывшей и вы сможете разглядеть каждую каплю, а при длинной струя будет гладко смазана и больше похожа на туман, чем на воду.
Водопад на длинной выдержке
Выдержка измеряется в секундах. Она обозначается так: 1 — это секунда, 2 — это две секунды, 1/125 — это одна сто двадцать пятая секунды и т. д. Чем значение меньше, тем короче выдержка.
Выбор максимально эффектного момента
Так же как при подборе погодных условий и облачности, момент съёмки в тумане может оказывать огромное влияние на освещение. В зависимости от типа тумана, его масса может смещаться и изменяться по плотности с течением времени. Однако эти изменения порой бывает сложно заметить, если они происходят медленно, поскольку наши глаза адаптируются к изменению контраста. Наведите курсор на подписи, чтобы увидеть, как изменилась сцена за 6 минут:
Первый снимок | +2 минуты | +6 минут |
Ещё один важный фактор — это видимая текстура тумана. Даже если вы выбираете время для съёмки, в которое, как вам кажется, распространение тумана наиболее интересно, туман может не сохранить свою текстуру, если время выдержки будет недостаточно коротким. В общем, чтобы текстура тумана не успела размыться, выдержка должна быть не длиннее секунды. Однако, если туман движется медленно, или если предмет съёмки не подвергается большому увеличению, возможно, подойдут и более длинные выдержки. Наведите курсор на следующий снимок, чтобы увидеть, как время выдержки влияет на туман над водой:
Короткая выдержка(1 секунда) | Длинная выдержка(30 секунд) |
Мост Клер ночью в низком тумане — Кембридж, Англия
Заметьте, что на снимке выше показан тот же самый мост, что и на самой первой иллюстрации к статье. Туман может невероятно изменить вид предмета, в зависимости от того, как он расположен и насколько плотен.
Хотя более короткая экспозиция гораздо лучше замораживает движение тумана, она также оказывает существенное влияние на количество визуального шума при полном увеличении. Это может стать типичной проблемой съёмки в тумане, поскольку туман во-первых, как правило появляется поздним вечером и сохраняется до раннего утра (когда света мало), а во-вторых, существенно снижает количество света, который достигает вашей камеры, отразившись от предмета. Порой замораживание движения тумана не является вариантом, если вы хотите исключить шум.
Съемка в утреннее режимное время
Многие из моих ночных фотографий во время поездки в Дублин были на самом деле сделаны утром! Обычно режимное время ассоциируется с вечером, но мы забываем, что утром оно тоже есть!
В зависимости от времени года, утреннее режимное время может варьироваться от получаса до нескольких часов перед восходом солнца. В это время небо уже не такое черное, как ночью, и приобретает привлекательный глубокий оттенок синего.
Режимное время лучше всего подходит для съемки ночных фотографий, особенно в городах. Вокруг достаточно рассеянного света, чтобы сбалансировать городское освещение и темноту неба.
Когда небо черное, зачастую присутствует слишком много контраста, который приводит к проблемам с экспозицией. Глубокие темно-синие тона режимного времени также позволяют получить более привлекательный фон.
Посмотрите на эти фотографии, сделанные в утреннее режимное время.
Мост Полпенни – одна из самых известных достопримечательностей в моем родном городе Дублине. Я люблю фотографировать город в утреннее режимное время. Зачастую кажется, что всё кругом предоставлено только мне. На этих фотографиях глубокая синева неба очень заметна. Посмотрите, насколько это привлекательнее, чем ночное черное небо.
Здание ирландской таможни – еще одна из известных дублинских достопримечательностей. Многие люди удивляются, когда я говорю им, что эта фотография на самом деле была сделана утром! Можно заметить, что в правой части кадра небо становится немного светлее, поскольку солнце уже начинает подниматься, хоть еще и не показалось над горизонтом.
Площадь Святого Марка обычно кишит туристами и продавцами сувениров. Однако, в 6 утра, в утреннее режимное время, это место было предоставлено мне. Почти пугающая пустота позволила запечатлеть нечто необычное. Кроме меня там был только еще один фотограф и мужчина, аккуратно подметавший площадь старой метлой.
Моя жена может подтвердить, что я далеко не жаворонок, но результат действительно стоит усилий, затраченных на то, чтобы вытащить себя из уюта теплой постели и посетить известное место до того, как туда прибегут толпы посетителей.
Замораживание и ледяной туман
С замерзающим туманом капли воды, содержащиеся в тумане, становятся суперохлаждаемыми. В результате капли остаются в виде жидкости до тех пор, пока они не контактируют с объектом. Затем он замораживается при контакте. Это похоже на замерзание, но нет явных осадков.
Ледяной туман встречается только в Арктике. В чрезвычайно холодном воздухе мелкие кристаллы льда становятся подвешенными.
Итак, теперь, когда вы знаете самые встреченные типы тумана, как вам его захватить?
Если вы планируете стрелять в туман, лучшее время, чтобы зафиксировать это естественное явление, — это вечер или очень рано утром, прямо перед закатом и после восхода солнца
Чтобы увеличить ваши шансы найти туман, обратите внимание на то, что он намного чаще встречается у воды
Съемка фотографий в тумане, очевидно, намного отличается от того, что вы идете на прогулку в дневное время в парке, когда ваша камера фотографирует детей. Ваши вопросы не так ясны или не определены, а цвет сведен к минимуму. Преимущество съемки в тумане заключается в том, что он может рассеивать источник света и кажется, что свет исходит со всех сторон. Плохая вещь в этом заключается в том, что резко уменьшает контрастность фотографий.
Туман можно использовать как очень мощный эффект, если вы можете подчеркнуть освещение, глубину и наброски вашего предмета. Это то, что я ищу. Они могут заставить всю сцену выглядеть красиво таинственно и дать вашим фотографиям профессиональный облик.
Выбор экспозиции при съемке в тумане
Как и в других неблагоприятных погодных условиях, выбор экспозиции приобретает огромное значение. В туманную погоду экспозиция в силу объективных факторов может быть снижена, вследствие чего фотографии получаются более темными и менее естественными. Поэтому при съемке в тумане обычно увеличивают позитивную компенсацию экспозиции примерно на 0,5 – 2 EV.
Для сохранения эффектности присутствия тумана в кадре необходимо позаботиться и о настройках баланса белого. Например, используя режим «Tungsten» можно сделать туманные кадры более холодными. Короткие выдержки позволяют сохранить в кадре видимую текстуру тумана, однако использование короткой экспозиции может быть чревато появлением большего количества шума на фотоизображениях. Когда туман плотный и движется достаточно медленно, больше подойдут длинные выдержки.
В целом, устанавливая время выдержки, стоит отталкиваться от плотности тумана и от того, что конкретно Вы хотите получить в кадре. Используйте гистограмму, которая поможет Вам понять, каким именно будет фотоизображение в результате. Рекомендуется снимать в формате RAW, что даст больше возможностей для последующей обработки фотографий.
Попытайтесь сфокусироваться на маленьких вещах
Хотя макросъемка, это съемка более мелкого мира вокруг нас, но даже если вы снимаете огромную панораму с широким объективом — «маленькие вещи» в сцене могут добавить глубину и интригу.
Совсем не обязательно добавлять мелкие детали в каждый ваш снимок, но несколько таких фото, определенно помогут добавить некоторое разнообразие для ваших снимков.
Например — во время съемки горного массива рассмотрите возможность выделения небольшого растения или даже человека на переднем плане вашей сцены. Такой подход привлечет взгляд зрителя к вашей фотографии. Вероятно, зритель не скажет этого вслух, но подумает… «ВАУ, это действительно хороший цветок… и ВАУ, какая гора!»
Эксперементируйте с различными техниками пейзажной фотографии.
Пейзажная фотография может быть точным представлением того, что вы видите, или предоставить альтернативную и сюрреалистическую версию окружающего нас мира.
Я могу оценить оба подхода!!
Я знаю фотографов, которые не ретушируют свои снимки, потому что считают ретушированные снимки не реалистичными — они хотят сфотографировать мир так, как он есть, а не какой-то идеализированный и фантастический пейзаж.
Я также знаю много фотографов с прямо противоположными взглядами — они видят фотографию как средство для того, чтобы улучшить (и без того красивые) пейзажи в их глазах.
Позже я поговорю про обработку фотографий. Но сейчас хочу затронуть техники, которые можно применять с помощью самого фотоаппарата.
- Фотографии с длительной выдержкой.
- Фотографии с широко открытой диафрагмой.
- Фотографии с использованем широкоугольных и ультра широкоугольных объективов.
Используйте нейтральный фильтр
Окей – другой единственный фильтр для объектива, который я использую, это фильтр нейтральной плотности (или neutral density filter — ND фильтр, нейтральный фильтр).
Фильтр такого типа затемняет сцену, чтобы можно было использовать более короткие выдержки даже в середине дня. Обычно при продаже сила фильтров ND измеряется в количестве «стопов», таких как 2 стопа, 4 стопа, 6 стопов и даже 16 стопов.
Нейтральный фильтр можно использовать в следующих ситуациях:
- Для затемнения изображения в камере (без необходимости настройки требуемых параметров)
- Для заблуривания движения воды
- Для увеличения глубины резкости при ярком освещении
- При съемке снимков с длительной выдержкой.
В некотором смысле, я вижу ND фильтры очень как солнцезащитные очки. Они закрывают некоторое количество света и тем самым, позволяют вам лучше видеть когда вокруг очень светло.
По моему скромному мнению, это прекрасная картина. Расположение невероятно живописное, и он прекрасно демонстрирует этот участок южного побережья Исландии.
Но — пейзажная фотография может быть намного больше, чем эти виды широкоугольных снимков.
Вы можете использовать телеобъектив, чтобы получить реальные детали в окружающей среде. В моем сознании это приводит к изолированным частям более крупной вещи и, в самом крайнем случае, к съемке чистых абстракций (т.е. где вы не можете сказать, что именно вы фотографируете).
Ниже приведены еще несколько снимков из моей поездки в Исландию, где я использовал объектив с более длинным фокусным расстоянием для эффективной съемки пейзажей:
РЕКИ И ВОДОПАДЫ
Потоки воды являются идеальными объектами для съемки при слабой освещенности, поскольку длинная выдержка, превращая изображение воды в размытый ореол, гораздо лучше передает ощущение движения, чем «замораживающая» объекты короткая экспозиция. Насколько длительной должна быть выдержка? Это зависит от количества воды и скорости ее движения. B качестве отправной точки используйте экспозицию 1 сек., однако не бойтесь идти дальше — выдержки 5, 10, 30 сек. и более могут сделать кадр еще интереснее. B лесу или затененной долине можно ограничиться секундной выдержкой, закрыв диафрагму до значения f/l 1- f/22. При наличии плотной облачности, а также в начале и конце дня, можно снимать на более длительных выдержках.
Если уровень освещенности не позволяет вам сделать выдержку достаточно длительной, даже если вы до конца закрыли диафрагму объектива, то самым простым выходом будет использование светофильтра для ослабления светового потока и увеличения необходимого времени экспозиции. Для этой цели идеально подходят фильтры нейтральной плотности, которые не изменяют цветовой баланс кадра, однако при их отсутствии есть и другой выход — разве не подойдет для той же цели ваш поляризационный фильтр? Он тоже способен уменьшить яркость на 2 ступени экспозиции, позволяя вам увеличить выдержку в 4 раза.
При съемке рек и ручьев старайтесь включать в кадр какие-либо статичные элементы, чтобы подчеркнуть движение воды. Выступающие над поверхностью потока скалы и камни выглядят особенно эффектно благодаря причудливым завихрениям, которые создаются огибающими их водными струями. Снимая водопад, постарайтесь отойти на несколько шагов назад или использовать широкоугольный объектив, чтобы включить в кадр окружающий ландшафт.
Баланс белого
Баланс белого — это цветовая температура снимка при которой элементы кадра, которые мы видим как белые, будут на фотографии выглядеть белыми. Он полностью зависит от источника света. В солнечный день баланс белого будет один, под неоновыми лампами другим, а под лампами накаливания вообще третьим. И так далее.
Фотокамеры на автомате не всегда правильно справляются с этой настройкой, поэтому лучше его выставлять вручную. Желательно фотографировать в формате RAW, тогда при постобработке этот момент легко корректируется.
Неправильный баланс белого приводит к неестественным цветам. Особенно это заметно на портретах, когда скинтон выглядит синюшным или с зеленым оттенком.
Настройки камеры
Первым делом, придется постоянно следить за экспозицией и даже искусственно поднимать это значение. В автоматическом режиме ваша камера может “ошибиться”, из-за высоких отражающих свойств тумана. Могут быть проблемы и с фокусировкой: низкая контрастность снимаемой сцены может вводить автоматику в заблуждение, поэтому настраивайте фокус вручную. Экспериментируйте с выдержкой: короткие значения помогут передать “рваную” структуру дымки, тогда как длинная создаст ощущение сплошной пелены. Если остановите свой выбор на коротких значениях, не забудьте увеличить значение ISO — это поможет компенсировать недостаток освещения.
Съемка на рассвете
Рассвет – отличное время для пейзажной фотографии. Период перед восходом солнца стал одним из моих любимых. Зачастую в это время свет имеет более легкое пастельное ощущение, чем, например, после восхода солнца. По мере перехода от режимного времени к рассвету, условия освещения кардинально меняются.
Эта фотография была сделана недалеко от моего студенческого городка университета в Мейнуте, графство Килдэр. По мере наступления восхода в небе появляется множество прекрасных цветов. На фотографии выше вы можете увидеть оранжевое сияние вокруг солнца, которое вот-вот собирается взойти над горизонтом, и мягкие розовые оттенки рассветного неба. Это также позволило мне запечатлеть силуэт дерева на берегу реки.
Я сделал этот снимок моста Полпенни спустя 20 минут после предыдущего примера, сделанного в режимное время. На этот раз я стоял с другой стороны моста. Хоть солнце все еще не поднялось над горизонтом, его свет придал облакам прекрасный розовый оттенок. Всего 20 минут могут многое изменить!
Спустя несколько часов кадр будет выглядеть совершенно по-другому в резком свете полуденного солнца… или в ливень, это же Ирландия! Такой интересный и привлекательный свет стоит того, чтобы проснуться раньше.
Обычно место, откуда я делал эту фотографию, кишит ордами туристов. Однако, в 6 утра здесь никого не было за исключением изрядно выпившего парижанина, слонявшегося в непонятном направлении и постоянно влезавшего в кадр.
Я люблю фотографировать города ранним утром до того, как они наполнятся жизнью. Это очень мирное время, в течение которого вы получаете возможность запечатлеть совершенно иную атмосферу и настроение.
Когда я уходил, мой пьяный друг решил завести разговор с одной из золотых статуй. Надеюсь, они удачно поговорили.
Глубина и воздушная перспектива
Помните, что отдаляясь от объекта съемки в условиях тумана, Вы делаете его в кадре более размытым, меньшим в размерах и менее контрастным. Впрочем, иногда это может соответствовать авторскому замыслу, но в большинстве случаев просто приведет к искажению кадра
В этой связи важно выделить хотя бы один объект, который бы располагался близко к фотокамере. Он будет обладать достаточной контрастностью и цветовой насыщенностью, гармонируя, таким образом, с другими объектами в кадре или задним фоном (если он имеется)
Благодаря этому дальний и передний план будут приятно контрастировать друг с другом.
Это особенно важно, учитывая, что туман сглаживает контраст почти до неприятной монотонности, вследствие чего кадр получается блеклым, тусклым и не интересным. Для изменения воздушной перспективы можно не только сделать передний план контрастнее и резче заднего, но иногда и просто сильно ослабить последний
В результате фотография приобретает нужную глубину и объем, Ослабление заднего фона в графическом редакторе актуально делать тогда, когда передний план в фотоизображении играет ключевую роль. В то же время таким приемом не следует слишком увлекаться, чтобы основная часть фотографии не получилась бы слишком блеклой и не интересной.
Управляйте экспозицией камеры
Если вы только начинаете заниматься пейзажной фотографией, вы, скорее всего, полагаетесь на автоматический режим экспозиции вашей фотокамеры.
С одной стороны, это простое решение, которое позволяет избавиться от множества угадываний и разочарований, чтобы получить хорошее изображение. Это позволяет вам сосредоточиться на композиции.
С другой стороны, режимы автоматической экспозиции не всегда согласуются друг с другом и не дают вам контроля над тем, как будет выглядеть фотография.
Если вы действительно хотите улучшить свою пейзажную фотографию, то одной из первых действий, которые вы должны сделать, это перевести свою камеру на ручной режим.
Если это кажется слишком сложным, попробуйте полуручной режим, например, приоритет диафрагмы или приоритет выдержки, где вы можете установить диафрагму/выдержку, и ваша фотокамера сделает все остальное.
Вот ключевые моменты по работе с экспозицией.
- Для получения более чистых изображений значение ISO должно быть низким
- Используйте низкую скорость затвора, если нет движения, используйте высокую скорость затвора, если движение есть
- Используйте широкую диафрагму, если требуется размытие фона, используйте узкую диафрагму, если вы хотите, чтобы все объекты на изображении находились в фокусе.
Съёмки в грозу
Снять молнию – одно из самых фантастичных и сказочно красивых явлений природы – совсем несложно. Главное – проявлять настойчивость, терпение и соблюдать несколько правил.
Наиболее эффектные карды получатся при слабом освещении: в сильную облачность днём, в сумерках либо ночью. Далее необходимо занять выгодную наблюдательную позицию и установить фотоаппарат на штатив (разумеется, техника должна быть хорошо защищена от дождя, если съёмка ведется с открытой местности).
Теперь нужно выставить долгую выдержку (до минуты и даже больше) и поэкспериментировать с диафрагмой, открыть шторку и удерживать такой режим в течение 20 и более секунд
При этом – ВАЖНО! – не стоит пытаться поймать непосредственную вспышку молнии: кроме потери времени, это ничего не даст. При соблюдении же озвученных правил съёмки запечатление разряда гарантировано
Вам, любознательные!
Кстати, интересный факт – знаете ли вы, что на Титане, спутнике Сатурна, ученые предполагают погодный цикл, схожий на земной? И уж где-где, а там с туманами все в порядке – они покрывают весь южный полюс небесного тела! Правда, по мнению ученых, туман этот является результатом испарения метана, а не воды, как на Земле. Интересно, а чем там надо фотографировать? Может, кто подскажет?
Да, и вот еще что – если вы не привыкли вставать с первыми лучами солнца и не готовы ждать, когда путешествия на Титан станут обычным делом – просто наведите объектив своего фотоаппарата на… облака! Ведь это, по сути, тот же туман! Или, скорее, наоборот: туман – то же облако. Спустившееся на землю, чтобы немного отдохнуть…