Как сделать инфракрасное фото

Как выбрать

Факторами, на которые опираются при выборе такого изделия покупатели, являются: наличие скидки, использование технологии msx, внешний вид гаджета. Более важны­ параметры, на которые нужно ориентироваться при покупке такого устройства:

  • наличие разъема, который подходит для вашего смартфона;
  • качество тепловизионных изображений в тех или иных цветовых палитрах (картинки доступны в интернете и представлены производителем или пользователями);
  • цена (оригинальные модели могут стоить от 15 000 рублей);
  • диапазон определения температуры объектов и дальность их фиксации;
  • наличие двойной камеры (многие производители добавили в устройство не только инфракрасную, но и стандартную камеру для улучшения качества фото и видео смартфона).

Инфракрасная цифровая камера своими руками


Данная статья является переводом руководства, размещенного на сайте https://www.instructables.com. Надеемся, что статья окажется вам полезной.

Существует несколько способов получить инфракрасные фотографии. Самый простой способ – это использовать плагин или поиграть с настройками цвета и кривых в Photoshop. Но в итоге вы получите всего лишь жалкое подобие настоящего ИК фото. Самый распространенный способ – это купить инфракрасный фильтр и использовать его в своем объективе. Но и здесь присутствуют некоторые недостатки. Во-первых, в фотокамере используется встроенный ИК фильтр, который блокирует часть ИК лучей. Во-вторых, вы не сможете нормально сфокусировать изображение без штатива.

Самый лучший способ – это использовать специальную ИК камеру, но они очень редки и дороги.

И все, что остается вам – это сделать инфракрасную камеру своими руками. В данном руководстве предлагается использовать не слишком новую, но и не очень старую камеру D80.

Шаг 1. Инструменты, материалы:

— б/у Nikon D80 камера

— любой инфракрасный фильтр, диаметром не менее 50 мм.

Чтобы разобрать камеру, вам понадобиться всего один инструмент: крестообразная отвертка. Также на всякий случай имейте под рукой маленький пинцет. Для того чтобы обрезать фильтр до нужного размера воспользуйтесь водоабразивным станком, хотя вы можете сделать все своими руками.

Шаг 2. Пошаговое руководство:

Камеру D80 очень легко разбирать. Всю последовательность разборки вы можете увидеть на фотографиях. Предварительно снимите объектив, достаньте батарею и флэшку.

— открутите 4 винта снизу камеры

— открутите 2-2 винта по бокам камеры

-откройте крышку батарейного отсека и потяните ее аккуратно, чтобы оттянуть нижнюю часть корпуса. Одновременно откройте крышку отсека для карты памяти и также потяните ее аккуратно, чтобы оттянуть заднюю часть корпуса. С помощью отвертки вы можете помочь немного, чтобы отсоединить маленькую защелку, соединяющую заднюю часть корпуса с нижней частью

-откиньте заднюю часть корпуса

-отсоедините шлейф, соединяющий заднюю часть корпуса и камеру

— окрутите помеченные на фотографии винты и снимите металлическую пластину

— отсоедините шлейфы в двух местах между печатной платой (РСВ) и корпусом фотоаппарата

— окрутите еще один винт

— откиньте панель, зафиксируйте ее чем-нибудь

— далее идет плата с сенсором, аккуратно открутите три винта

— аккуратно откиньте плату с сенсором на РСВ плату

— зеленое защитное стекло является ИК фильтром, это именно то, что нам следует заменить

— открутите 4 винта по бокам и снимите удерживающую рамку

— снимите фильтрующее стекло

ИК фильтр, который мы собираемся установить, должен быть определенного размера: 29.5 мм на 25 мм. Перед установкой хорошенько почистите фильтр. Затем установите его и соберите фотоаппарат.

Шаг 3. Вырезание фильтра:

Рекомендуем вам воспользоваться водоабразивным станком для вырезания нужного по размеру фильтра. Хотя все можно сделать и руками. Необходимо получить прямоугольный кусочек фильтра размерами 29.5 мм на 25 мм.

Шаг 4. Тестовые фотографии:

Фотографии ИК камеры выглядят монохромно красными, поэтому рекомендуется установить на камере вручную минимальное значение баланса белого цвета. Также лучше всего сохранять фотографии в формате RAW, чтобы иметь больше возможностей для постобработки. И установите значение ISO на 100. Это позволит избежать шума на фотографии.

Оборудование для съёмки в ИК-диапазоне

Выбор плёнки

Для съёмки нужна ИК-плёнка. Сейчас из всех производятся только Rollei Infrared 400S, Agfa PAN400, Agfa PAN80, ILFORD SFX (условно ИК).

Плёнка Rollei Infrared 400S

Раньше производилась также лучшая, на мой взгляд, плёнка Kodak HIF/HIE, которая воспринимала излучение до 900–950 нм и позволяла снимать с красным фильтром с рук! С таким же эффектом, как на плотный фильтр (Hoya R72). Не могу обойти стороной и плёнку Efke Aura 820HM, которая, на мой взгляд, была наиболее близкой к плёнке Kodak, но, к сожалению, всё, что нам теперь доступно, требует штатива и длинных выдержек.

Все ИК-плёнки обладают зернистостью, и чем глубже и плотнее фильтр — тем сильнее этот эффект, который можно усилить при печати.

Фильтры для ИК-съёмки

Светофильтр HOYA Infrared R72

Для фотографирования нужен фильтр с длинной волны около 720 нм (отсекает видимый свет) — например, Hoya R72, B+W, Heliopan 715.

Фильтры и систему Cokin я бы не рекомендовал из-за возможной засветки при боковом свете через крепление фильтра к камере и между стеклом и держателем, что сильно снижает контраст сцены. И ещё эти фильтры имеют явный недостаток — они очень быстро пачкаются и царапаются.

Так как плёнка имеет расширенную чувствительность к красному свету, это позволяет снимать с рук с плотным красным фильтром (например, Hoya 25A) при ISO 100 для 400S и ISO 200 для плёнки Agfa Pan 400.

Также могу посоветовать снимать со связкой «поляризационный фильтр + красный или оранжевый». Потери в экспозиции составляют около 5–6 стопов, снимать лучше в солнечную погоду или в день, когда много мелких облачков.

Если нет фильтра, то можно взять широкий неэкспонированный слайд Velvia 50 и проявить, а потом использовать как фильтр.

Для съёмки нужен штатив, так как выдержки днём доходят до 10–20 минут! Также нужен пульт ДУ или тросик с фиксацией.

Выбор камеры для ИК-съёмки

Nikon F4

Для ИК-фотографирования пригодна любая камера без ИК-датчика (например, Canon 1N, A-1, Nikon F4, Contax rts 3) или механическая, а при съёмке на «любитель» 166в возможна засветка через окошко на задней крышке, находящейся под красным стеклом, чтобы можно было видеть номер кадра.

Если у вас на камере на задней крышке есть окно для просмотра типа плёнки, его надо заклеить чёрной изолентой, иначе при выдержке более 30 секунд будет засветка, особенно если свет будет за спиной. Также обязательно нужно закрывать наглазник платком или шторкой (есть на камере Nikon F4, Canon 1N, Contax и других) при выдержках более 1 секунды.

Фокусировка при ИК-съёмке

Инфракрасные и красные лучи по-разному отражаются в объективе. Поэтому нужна коррекция фокуса при съёмке. На некоторых объективах есть риска красного цвета с буквой (R), фокус следует наводить по ней. Есть ещё одна хитрость: можно наводить фокус при надетом красном фильтре (red 25 или любом другом кратностью х8 или х16) — тогда коррекция практически не нужна, но надо 2 раза надевать и снимать фильтр, что не очень удобно.

При съёмке на грани бесконечности я бы порекомендовал чуть-чуть не доводить фокус, т.е. фокусироваться ближе. И использовать закрытые диафрагмы от f/8 – f/11, чтобы практически исключить промахи фокуса. Оптика при съёмке в ИК-диапазоне сильнее подвержена бликам, но это ничуть не портит картинку, в творческой части статьи я опишу, как это можно применять.

Лучшие объекты для ИК съемки

Самое главное правило при съемке с конвертированной ИК камерой – избегать портретов людей. Можете попробовать сами, чтобы понять, почему не стоит этого делать. Пейзажи и отдельные объекты, такие как деревья, листва, мосты, реки, мелкая растительность отлично подходят, равно как и небо, пышные облака, большинство водоемов и некоторые виды зданий.

При съемке в цветном ИК диапазоне наблюдайте за изменениями цвета (которые конечно же зависят от типа выполненной конверсии). Если вы только начинаете свой путь в сфере инфракрасной съемки, советую активно экспериментировать с различными субъектами и изучать получившиеся результаты, чтобы иметь лучшее представление о том, как это работает.

Съемка в инфракрасном свете

Поскольку вы фотографируете то, что не можете увидеть, поначалу это может показаться сложным. В зависимости от диапазона волн, которые пропускает ваш фильтр, вам может потребоваться штатив. Во многих ситуациях, если солнце или яркий источник ИК света находится рядом с границей кадра, вы скорее всего получите огромный блик. Иногда он смотрится хорошо, а иногда мешает. Экспонометр камеры зачастую будет бесполезен, поскольку он работает только с видимым светом (эта проблема становится намного менее значительной при съемке в режиме Live View или с беззеркальной камерой).

Справляться с этими задачами очень интересно. Вы быстро привыкните и научитесь «видеть» в инфракрасном свете! Вы узнаете, что зеленая листва при ИК съемке превращается в идеально белую, а также будете экспериментировать с иногда надоедающим бликом объектива и начнете использовать его себе на пользу. Такой подход заново откроет для вас мир фотографии.

Ручной баланс белого

Я не хотел затрагивать тему обработки ИК снимков в этой статье, но кое о чем стоит упомянуть. Если вы хотите работать с цветом, вам очень пригодится ручной баланс белого. Самый простой способ – перейти в меню и установить пользовательский ББ, основываясь на снимке клочка травы.

Конечно, можно отрегулировать баланс белого во время постобработки (при работе с RAW есть огромные возможности коррекции), но вы быстро обнаружите, что, даже если в Lightroom или подобном ПО сместить синий слайдер вправо до самого конца, снимок все равно будет очень красным. Это может стать проблемой поскольку тогда снижается детализация и контраст фотографии, а сама она приобретает «эффект синего неба», от которого трудно избавиться.

Помочь могут профили камеры или RAW обработчик, который идет в комплекте с камерой. Я обычно предпочитаю пользоваться профилями камеры и снимать RAW+JPEG, применяя к JPEG стили прямо в камере. Обычно стили монохромные, но они так само хорошо работают с цветом. Затем я переношу JPEG в Lightroom или Photoshop и получаю снимок, близкий к тому, каким он должен быть.

Нейросеть Dream тоже рисует по словам

Сервис Dream основан на нейросети Google и анализирует изображения по поисковым запросам. На основе текстового описания на английском он может создать картинку в одном из 11 стилей. Полученное изображение можно скачать на компьютер, а в будущем, судя по еще не доступной кнопке, работы можно будет выставить как NFT объекты.

Примеры работ нейросети Dream

Напоследок хочу упомянуть про еще один очень полезный сервис, основанный на нейронной сети. Зайдя на этот сайт, вы можете удалить фон из любой фотографии, оставив только главный объект. Очень быстро и удобно, если учесть, что для выполнения этой задачи даже не нужно запускать фотошоп.

Какая модель камеры лучше подойдет

По словам сооснователя LifePixel, беззеркальные камеры – более предпочтительный вариант. Он говорит, «Беззеркальные камеры очень хороши для конверсии, поскольку мы соответствующим образом регулируем их, чтобы они могли корректно фокусироваться с любым объективом так же, как и до конверсии».

Поскольку длина волны ИК света другая, вы можете столкнуться с небольшими проблемами фокусировки при работе с классическими зеркалками. Иногда эту проблему решает компания, которая делает конверсию – уточните у них, если вас заботит вопрос с фокусировкой.

Среди своих камер я решил конвертировать именно Fuijfilm X-Pro1 по трем причинам: во-первых, у меня их две и я знаю их отличительные особенности; во-вторых, X-Pro1 может снимать в RAW формате; в-третьих, я хотел исследовать мир ИК съемки с превосходными объективами Fuijfilm.

Еще одна причина, по которой я решил взять именно Fujifilm X-Pro1 – её гибкая настройка баланса белого. Во второй части руководства мы более подробно затронем этот вопрос, но сейчас давайте ограничимся тремя основными характеристиками. Первое – камера должна иметь функцию ручного баланса белого. Второе – в ней должна присутствовать настройка баланса белого по шкале Кельвина. Третье – параметры баланса белого должны регулироваться, выходя за рамки базовых настроек. Это позволит легко откорректировать финальный результат по красно-синей и зелено-пурпурной оси.

Также, в дополнение к недавно конвертированной X-Pro1, у меня есть конвертированные Nikon D5000 (720 нм ИК конверсия) и компактная камера Canon PowerShot A710, которую конвертировал до меня кто-то неизвестный. Canon удобнее носить с собой, но с ней получаются менее удовлетворительные результаты.

История [ править ]

До начала 20-го века инфракрасная фотография была невозможна, потому что эмульсии галогенида серебра не чувствительны к более длинным волнам, чем синий свет (и в меньшей степени зеленый свет) без добавления красителя, действующего в качестве цветового сенсибилизатора. Первые инфракрасные фотографии (в отличие от спектрографов), которые будут опубликованы, появились в выпуске журнала The Century Magazine за февраль 1910 года и в выпуске журнала Royal Photographic Society Journal за октябрь 1910 года, чтобы проиллюстрировать статьи Роберта У. Вуда , открывшего необычные эффекты, которые теперь носят его имя.
RPS координировал мероприятия по празднованию столетия этого события в 2010 году. Фотографии Вуда были сделаны на экспериментальную пленку, которая требовала очень длительных выдержек; таким образом, большая часть его работ была сосредоточена на пейзажах. В следующем наборе инфракрасных пейзажей, сделанных Вудом в Италии в 1911 году, использовались пластины, предоставленные ему CEK Mees из Wratten & Wainwright. Мис также сделал несколько инфракрасных фотографий в Португалии в 1910 году, которые сейчас хранятся в архивах Kodak.

Фотопластинки, чувствительные к инфракрасному излучению, были разработаны в Соединенных Штатах во время Первой мировой войны для спектроскопического анализа, а красители, чувствительные к инфракрасному излучению, были исследованы для улучшения проникновения дымки при аэрофотосъемке. После 1930 года новые эмульсии от Kodak и других производителей стали полезными для инфракрасной астрономии .

Инфракрасная фотография стала популярной среди энтузиастов фотографии в 1930-х годах, когда на коммерческой основе появилась подходящая пленка. The Times регулярно публиковала пейзажные и аэрофотоснимки, сделанные штатными фотографами на инфракрасную пленку Ilford . К 1937 году было доступно 33 вида инфракрасной пленки от пяти производителей, включая Agfa , Kodak и Ilford.
Также была доступна инфракрасная кинопленка, которая использовалась для создания эффектов « день-ночь» в кинофильмах, ярким примером которых являются эпизоды псевдоночной съемки с воздуха в фильме Джеймса Кэгни / Бетт Дэвис «Невеста пришла» .

Инфракрасная фотография в ложных цветах получила широкое распространение с появлением Kodak Ektachrome Infrared Aero Film и Ektachrome Infrared EIR. Первая версия этой пленки, известная как Kodacolor Aero-Reversal-Film, была разработана Кларком и другими сотрудниками Kodak для обнаружения камуфляжа в 1940-х годах. Пленка стала более доступной в формате 35 мм в 1960-х годах, но инфракрасная пленка KODAK AEROCHROME III 1443 была снята с производства.

Инфракрасная фотография стала популярной среди многих записывающих артистов 1960-х годов из-за необычных результатов; Джими Хендрикс , Донован , Фрэнк Заппа и Grateful Dead выпустили альбомы с инфракрасными фотографиями на обложках. Неожиданные цвета и эффекты, которые может дать инфракрасная пленка, хорошо сочетаются с психоделической эстетикой, появившейся в конце 1960-х годов. [ необходима цитата ]

Фотография поезда братьев Ринглинг в ближнем инфракрасном диапазоне возле Массачусетского технологического института в Кембридже, штат Массачусетс.

Инфракрасные фильтры

Инфракрасный свет находится между видимой и микроволновой частями электромагнитного спектра . Инфракрасный свет имеет диапазон длин волн, точно так же, как видимый свет имеет длины волн от красного до фиолетового. «Ближний инфракрасный» свет ближе всего по длине волны к видимому свету, а «дальний инфракрасный» ближе к микроволновой области электромагнитного спектра . Более длинные волны в дальнем инфракрасном диапазоне имеют размер булавочной головки, а более короткие волны в ближнем инфракрасном диапазоне имеют размер клеток или микроскопические.

Спектр ИК чувствительности (выбор фильтра)

Как вы можете помнить из школы, когда видимый спектр отражается через призму, он разбивается на волны разной длины, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Как в радуге, но наоборот. Видимый свет начинается с волн с наиболее короткой длиной и высокой частотой – 400 нанометров (синий) – и заканчивается примерно на 720 нанометрах (красный). Именно после этой черты начинается ИК диапазон. Сенсоры камер обычно способны запечатлеть волны длиной до 1200 нм.

Камеру конвертируют для соответствия определенному спектру волн в зависимости от того, какой фильтр будет установлен. Обычно на выбор есть несколько разных вариантов. У LifePixel есть отличное видео, визуальные таблицы и даже RAW файлы, которые можно скачать и изучить самостоятельно.

К самым популярным вариантам относятся:

  • Standard IR, 720nm (Эквивалент фильтр Hoya R72 или Kodak Wratten 89b)
  • Deep BW IR, 830nm
  • Enhanced Color IR, 665nm
  • Super Color IR, 590nm
  • Hyper Color IR, 470nm
  • Super Blue IR (запатентованный ИК фильтр LifePixel)
  • Полный спектр (как предполагает название, фильтр не ограничивает диапазон только ИК)

Вот что говорит Daniel Malkin, сооснователь LifePixel: «Исторически, Super Color на длине 590 нм был нашим самым популярным фильтром с момента его запуска несколько лет назад. На втором месте с небольшим отрывом – стандартный ИК фильтр на 720 нм. С этими двумя фильтрами вы можете делать практически всё, связанное со съемкой в ИК диапазоне. Super Color не теряет свою популярность благодаря большему тональному диапазону, который он пропускает по сравнению с другими нашими популярными фильтрами. Это обеспечивает больше гибкости на этапе постобработки. Стандартный ИК фильтр, с которым мы основали свою компанию, почти также популярен из-за эффекта, который вы получаете, установив заказной баланс белого без необходимости какой-либо постобработки. Он очень многим нравится, особенно фотографам, которые ранее работали с ИК пленкой».

Kolari Vision использует немного другую номенклатуру. Однако, варианты довольно похожи.

Постобработка

Прежде всего, если вы обрабатываете RAW-файлы в Lightroom Classic CC, вам придется использовать редактор Adobe DNG Profile Editor. Для чего? Чтобы выйти за рамки баланса белого в 2000k. Если вы обрабатываете ваши RAW-фотографии в Capture One Pro, вам не понадобится дополнительного ПО.

Шаг 1: Коррекция баланса белого

После того, как я добился правильного баланса белого, я обрабатываю фото как любое другое: добавляю резкости, шумоподавления и контраста. После этого я отправляюсь в Photoshop.

Общее суждение для смены каналов: вы должны заменить красный на синий и синий на красный. Это работает, но есть идея получше: вы получите намного лучшие цвета, если вы добавите еще зеленый канал между красным и синим.

Шаг 2: Смена каналов

Вот такие настройки я установил:

После того, как этот шаг закончен, пришло время получить вот этот вид, словно у старой пленки Aerochrome.

Шаг 3: Регулировка насыщенности оттенка

Наконец, последние штрихи – добавим свет и облака для скругления изображения:

Шаг 4: Финальные штрихи

Предыстория

Все началось, когда я в Instagram увидел удивительные фотографии в инфракрасном диапазоне. После этого я заказал ИК-фильтр – 88 мм 760 нм от B&H, если быть более точным. Но я не особо разбирался в этом вопросе. Фильтры обычно варьируются от 590 до 800-900 нм. Инфракрасные снимки получаются с фильтром 590 нм на модифицированной камере, потому что он пропускает как видимый свет, так и инфракрасный.

У меня была немодифицированная камера и неправильный фильтр, но я все равно решил попробовать. Вскоре я обнаружил, что у моих зеркалок «горячее зеркало» (часть DLSR, которая обычно блокирует попадание инфракрасного света на датчик). Но позже я обнаружил, что сенсор моего телефона довольно чувствителен к инфракрасному излучению.

Так началось мое путешествие.

Samsung S10E, переходное кольцо, переходник с телефона на выдвижную стойку, инфракрасный фильтр 760 нм.

Принцип действия инфракрасной рефлектографии

Рабочий элемент инфракрасной рефлектографии является отражением источника света от полотна под слоем красок. Этот элемент проявляется наиболее эффективно, когда картина художника имеет белую или светлую основу с предварительным эскизом.

Также отмечается усиление эффекта на картинах, где в качестве инструмента рисования применялся древесный уголь или черная (жжёная) кость.

Инфракрасный свет поглощается этими богатыми углеродом материалами, но отражается от светлого фона. Именно этот контраст способна фиксировать инфракрасная рефлектография (ИР).

Установка ИР рефлектографии: 1 — лампы инфракрасного и видимого света; 2 — ИК-луч приходящий и отражённый; 3 — картина; 4 — видимый луч приходящий и отражённый; 5 — фильтр видимых лучей; 6 — цифровая видео камера

Между тем, очевидной видится проблема, когда начальные наброски и основа покрыты слоями краски. Красящие пигменты обычно не пропускают свет в его видимой части спектра, но способны пропускать лучи света более длинных волн.

Когда художественная картина находится под видимым светом, его поглощение и рассеяние слоями краски столь велико, что краска становится всем тем, что воспринимается взглядом.

Лишь малая доля света достигает основы картины. Но даже тот свет, что проникает за красочные слои, подвержен дальнейшему рассеянию и поглощению на обратном пути.

Только благодаря инфракрасным источникам света, например, таким как вольфрамовая галогенная лампа, отражённые от объектов художеств лучи, дают возможность видеть сквозь краску и соответственно изучать все невидимые (скрытые) элементы живописных композиций.

Простая модель отражения, предложенная Полом  Кубелька и Францем Мунк, помогает объяснить теорию подобного явления. Принципиальный подход модели – направление света на картину, и запись отраженных лучей.

Для получения скрытого изображения должна обеспечиваться достаточная разница или контраст между областями света, отражённого от основы (полотна) и поглощаемого элементами скрытого рисунка.

Инфракрасная фотография NIR

Коэффициенты рассеяния и поглощения в области NIR (ближняя инфракрасная спектроскопия) немного меньше, чем в видимом свете. Это позволяет детекторам, чувствительным к NIR, «видеть» определенное количество деталей под краской.

Современная рефлектография использует тепловую камеру ближнего ИК излучения в спектральном диапазоне 900-1700 нм. Дополнительно применяются фильтры узкой пропускной способности

Для изучения этой части спектра, как правило, используются стандартные кремниевые датчики, благодаря чему выстраивается достаточно экономичный способ записи информации, полученной с картин в виде слабо проявляющихся слоев краски.

Между тем результат отображения инфракрасной фотографией NIR всё равно содержит большое количество света, рассеянного в слоях краски. Поэтому часто фиксируется относительно небольшой контраст между областями с интересными особенностями и без таковых.

Коротковолновая инфракрасная рефлектография (SWIR)

Процесс визуализации с применением техники SWIR (коротковолновая спектроскопия), с использованием инфракрасной рефлектограммы, «видит» краску более прозрачной.

Доля света, отраженного от девственного полотна, значительно улучшается. Повышается контрастность изображения, открываются возможности для углубленного изучения скрытых слоёв.

Методология рефлектографии SWIR позволяет проводить более точный анализ произведения искусства, более глубже проникать под верхние слои красок

Чтобы иметь возможность в рамках анализа рефлектографии записывать отражённый свет короткой длины волны, необходим специализированный датчик на основе индий-галлий арсенида (InGaAs).

Подобные датчики чувствительны к свету в части спектра 1-1,7 мкм и оптимизированы для получения высоко-контрастных изображений.

Перспективы использования более длинных волн MIR

Логическим видится использование более длинных волн, что должно делать краску более прозрачной и открывать возможности для получения более подробной информации.

Однако, как только достигается часть спектра MIR (диапазон 2 – 20 мкм), появляется проблема теплового излучения.

Теоретически все материалы излучают свет такой длины волны, которая напрямую связана с температурой этих материалов.

В частности, все объекты комнатной температуры излучают свет в области MIR. Этот фактор ограничивает использование диапазона MIR под инфракрасную рефлектографию.

Перхоть

Негативы скрыты счетчиком выстрелов Minolta Maxxum 4 .

Для фотосъемки в ближнем инфракрасном диапазоне можно использовать большинство обычных фотоаппаратов . Съемка в дальнем инфракрасном диапазоне видимого спектра, называемая термографией , требует специального оборудования.

Приложив терпение и изобретательность, можно использовать большинство перхоти . С другой стороны, некоторые камеры 1990-х годов, в которых используются инфракрасные датчики для обнаружения отверстий для подачи пленки, могут скрывать негативы.

Черно-белая перхоть

Черно-белые инфракрасные пленки чувствительны к длинам волн от 700 до 900  нм (ближний инфракрасный спектр) и, по большей части, к синему свету. Этот тип пленки требует определенного времени проявки, но с теми же продуктами, что и обычные пленки.

Дом Вальтера Рудина архитектора Фрэнка Ллойда Райта  : слева панхроматическая пленка, справа инфракрасный.

Фотографии с инфракрасной негативной пленкой очень похожи на фотографии, снятые на обычную пленку, потому что синий свет печатает пленку таким образом, чтобы скрыть эффекты инфракрасного света. Поэтому фильтры используются для удаления длин волн, соответствующих синему, например, оранжевый (15 или 21) или красный (23 или 25), фильтры пропускают часть синего света, темно-красные фильтры (29) очень мало, а непрозрачные фильтры (72 ) пропускают только длины волн, соответствующие инфракрасному.

Некоторые пленки, например, черно-белые Kodak High Speed ​​Infrared (HIE) , демонстрировали на фотографиях светящийся ореол. Этот эффект вызван не какими-либо характеристиками инфракрасных пленок, а проблемой дизайна некоторых из них: у них не было слоя, препятствующего гало, который предотвращает прохождение света через пленку, отражения от пленки. пленка снова образует ореол. По тем же причинам их нужно заряжать и разряжать в полной темноте.

В ноябрь 2007 г.Kodak объявила о прекращении производства HIE 35  мм по соображениям стоимости.

Цветная перхоть

Пример цветной инфракрасной фотографии.

Обратимые цветные пленки (слайд) имеют три чувствительных слоя, два из которых улавливают зеленый и красный свет, а третий — инфракрасный. Однако, поскольку зеленый слой также чувствителен к синему свету, их следует использовать с желтым или оранжевым фильтром, чтобы избежать слишком голубоватого оттенка. В результате зеленый свет будет отображаться на изображении синим, красный — зеленым, а ближний инфракрасный — красным. Об активности хлорофилла в листве можно судить по их преобладанию в зеленом и инфракрасном цветах на фотографии, что указывает на стадию развития или состояние здоровья.

Первые пленки должны были быть проявлены с обработкой E-4 , но впоследствии компания Kodak разработала проявляющуюся пленку с использованием обычных продуктов E-6 , хотя наилучшие результаты были получены с обработкой AR-5 . В общем, эти пленки не требовали использования инфракрасного смещенного фокуса или разряда в темноте.

Kodak объявила о прекращении производства Ektachrome Professional Infrared (EIR) 35  мм из соображений стоимости.

Спектр ИК чувствительности (выбор фильтра)

Как вы можете помнить из школы, когда видимый спектр отражается через призму, он разбивается на волны разной длины, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Как в радуге, но наоборот. Видимый свет начинается с волн с наиболее короткой длиной и высокой частотой – 400 нанометров (синий) – и заканчивается примерно на 720 нанометрах (красный). Именно после этой черты начинается ИК диапазон. Сенсоры камер обычно способны запечатлеть волны длиной до 1200 нм.

Камеру конвертируют для соответствия определенному спектру волн в зависимости от того, какой фильтр будет установлен. Обычно на выбор есть несколько разных вариантов. У LifePixel есть отличное видео, визуальные таблицы и даже RAW файлы, которые можно скачать и изучить самостоятельно.

К самым популярным вариантам относятся:

  • Standard IR, 720nm (Эквивалент фильтр Hoya R72 или Kodak Wratten 89b)
  • Deep BW IR, 830nm
  • Enhanced Color IR, 665nm
  • Super Color IR, 590nm
  • Hyper Color IR, 470nm
  • Super Blue IR (запатентованный ИК фильтр LifePixel)
  • Полный спектр (как предполагает название, фильтр не ограничивает диапазон только ИК)

Вот что говорит Daniel Malkin, сооснователь LifePixel: «Исторически, Super Color на длине 590 нм был нашим самым популярным фильтром с момента его запуска несколько лет назад. На втором месте с небольшим отрывом – стандартный ИК фильтр на 720 нм. С этими двумя фильтрами вы можете делать практически всё, связанное со съемкой в ИК диапазоне. Super Color не теряет свою популярность благодаря большему тональному диапазону, который он пропускает по сравнению с другими нашими популярными фильтрами. Это обеспечивает больше гибкости на этапе постобработки. Стандартный ИК фильтр, с которым мы основали свою компанию, почти также популярен из-за эффекта, который вы получаете, установив заказной баланс белого без необходимости какой-либо постобработки. Он очень многим нравится, особенно фотографам, которые ранее работали с ИК пленкой».

Kolari Vision использует немного другую номенклатуру. Однако, варианты довольно похожи.

Инфракрасная фокусировка

Большинство апохроматических (APO) линз не имеют инфракрасной метки индекса и не нуждаются в перефокусировке для инфракрасного спектра, потому что они уже оптически скорректированы в ближний инфракрасный спектр. Катадиоптрические линзы не часто требуют такой регулировки, потому что их элементы, содержащие зеркало , не страдают хроматической аберрацией, и поэтому общая аберрация сравнительно меньше. Катадиоптрические линзы, конечно, все еще содержат линзы, и эти линзы все еще обладают свойством диспергирования.

Увеличить линзы могут рассеивать больше света через их более сложные оптические системы , чем простые линзы , то есть линзы фиксированного фокусного расстояния; например, инфракрасная фотография, сделанная с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, может иметь больший контраст, чем то же изображение, снятое на 50 мм с увеличением 28–80.

Некоторые производители объективов, такие как Leica, никогда не наносят на свои объективы индексные метки IR. Причина этого в том, что любая индексная метка действительна только для одной конкретной комбинации ИК-фильтра и пленки и может привести к ошибке пользователя. Даже при использовании объективов с индексными метками рекомендуется выполнить проверку фокусировки, поскольку между индексной меткой и плоскостью объекта может быть большая разница .

Что именно представляет из себя инфракрасная съемка?

Если говорить кратко, при таком подходе камера запечатлевает только инфракрасный свет, который расположен в невидимой для человеческого глаза части электромагнитного спектра. Последний включает в себя диапазоны частот электромагнитного излучения от коротковолновых гамма-лучей до радиоволн, длина которых измеряется сотнями метров.

Человеческий глаз способен воспринимать свет (электромагнитное излучение), имеющий длину волны в диапазоне от 350 нанометров (фиолетовый) до 760 нанометров (красный). Всё, что мы видим находится в пределах этого крошечного спектра. Это означает, что вокруг нас существует целый невидимый мир!

Хорошая новость в том, что цифровые камеры способны воспринимать излучение в более широком диапазоне по сравнению с человеческим глазом. Они одинаково хорошо видят как ультрафиолетовый свет ( < 380 нм), так и инфракрасный ( > 760 нм).

Обычно прямо перед сенсором камеры располагается стеклянный фильтр, блокирующий УФ и ИК свет, оставляя только видимый глазу диапазон, который нам зачастую и нужен.

В данной конкретной ситуации нас интересует ближняя инфракрасная область спектра. В нее входят волны длиной 760-1200 нм или около того. Все эти технические детали могут показаться ненужными, но они имеют непосредственное влияние на типы фотографий, которые будут у вас получаться в конечном итоге. Больше об этом позже.

Примечание: Инфракрасная съемка в рамках этой статьи – не то же самое, что термография. Инфракрасная термография работает с волнами длиной 3000-15000 нм.

Шаг 1: Как это работает?

Каждая цифровая камера имеет сенсор CCD, который может видеть инфракрасный спектр света, но так как долговременное инфракрасное излучение может нанести непоправимый ущерб сенсору, фильтр, блокирующий инфракрасный спектр, ставится для решения этой проблемы.

Если мы уберём этот фильтр, то сможем увидеть инфракрасную красоту!

На картинке представлены фильтры заданных волн, используемые для получения различных эффектов. Теоретически, можно использовать любую камеру для этого хака. Например, вашу зеркалку, сотовый, или дешевый автомобильный видеорегистратор, что я и сделал. Запомните, что чем дешевле камера, тем проще будет работа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Инфракрасная камера в смартфонах: как делать отличные инфракрасные фотографии на любом смартфоне

Баланс белого

Ни при каких обстоятельствах не используйте автоматический баланс белого иначе фотографии будут получаться красными. Также избегайте таких пресетов, как Дневной свет и Флуоресцент. Лучше всего устанавливать Заказной баланс белого с использованием серой карты. Некоторые предлагают ориентироваться на безоблачное небо или зеленую растительность. Эти варианты могут сработать с некоторыми камерами, но лично в моем случае они никогда не давали приемлемых результатов.

Если ваша камера позволяет задавать цветовую температуру в Кельвинах, начните со значения 2500К или ниже и сравните результаты с заказным балансом белого. Не обязательно работать только с чем-то одним; переключайтесь между заказным балансом белого и конкретным значением цветовой температуры в зависимости от конкретной ситуации.

Помните – вне зависимости от способа, которым вы задаете баланс белого, это всего лишь стартовая точка. При смене условий освещения и окружающего пейзажа (например, при переходе от съемки в лесу к фотографированию неба и воды) нужно обязательно вносить коррекции.

Можно ли внести точные коррекции в баланс белого? У многих камер, включая мою Fujifilm X-Pro1, есть функция регулирования баланса белого по осям Синий-Красный и Зеленый-Пурпурный. Экспериментируйте.

Либо же вы можете фотографировать в формате RAW и получить полный контроль над балансом белого во время постобработки. Однако, несмотря на магические результаты при работе c RAW, лучше всё равно начать с серой карты. А если вы, как и я, фотографируете в RAW+JPEG, для получения хорошего JPEG-снимка вам понадобится заказной пресет.

Инфракрасная рефлектография: история появления и развития

Визуализация, подобная инфракрасной рефлектографии, используется в области сохранения истории художественного искусства без малого 100 лет. Изначально применялась влажная фотографическая эмульсия и растянутая инфракрасная пленка.

Несколько позже (1960 год) физиком из Голландии (Ван Асперен Де Бур) была разработана более совершенная методика — та самая инфракрасная рефлектография.

Учёный использовал передающие телевизионные трубки (видиконы), благодаря чему удалось получить новые свойства инфракрасного излучения.

Современная сенсорная технология, основанная на использовании датчиков InGaAs, применяется, к примеру, в составе фотоэлектрической системы «Osiris».

Структура ИР: 1 — лак; 2 — пигменты; 3 — подготовка; 4 — холст (полотно); 5 — видимые лучи; 6 — инфракрасные лучи; 7, 8 — отражённые лучи; 9,10 — скрытые слои; 11 — изображение глазами людей; 12 — изображение камерой рефлектографии

Такое оборудование позволяет использовать методы ИР с высоким разрешением и повышенной чувствительностью, раскрывать секреты старинной живописи.

Широко распространенное применение инфракрасной рефлектографии отмечается изучением подкраски живописных художественных творений.

Технология способна показать композиционную технику художника, а также изменения, выполненные как в композиции, так и в живописи.

Довольно часто встречаются изменения на картинах в позиционировании людей или фона природы. Есть даже случаи, когда целые фигуры, будучи нарисованными, так никогда и не были увиденными.

Пример: шедевр «Смерть Анакреона», автором которого предположительно являлся  Пьер-Клод Десмарет.

Технология инфракрасной рефлектографии также помогает исследовать время происхождения картины. Так, некоторыми студиями выпускались большое число копий одной картины, которые практически невозможно отличить от оригинала.

Оборудование ИК рефлектографии отличается наличием разнообразных конструкций, начиная от простых устройств 60-х годов и заканчивая современными арсенид-галлиевыми камерами

Однако оригинальные картины, как правило, демонстрируют форменные изменения, пусть даже незначительные. Копии же картин всегда имеют неизменную девственную форму. Это один из тех моментов, который позволяет отличить оригинал от копии.

2.4. Построение псевдоинфракрасных изображений фоновой обстановки с помощью приведения гистограммы

Для обеспечения разнообразия изображений фоновой обстановки
предлагается произвести приведение гистограммы имеющегося изображения фоновой
обстановки в видимом диапазоне к гистограмме обобщённого изображения
инфракрасного диапазона . Пример полученного изображения фоновой обстановки
приведён на рисунке 2-d. Для его построения был использован красный канал
исходного изображения (рис. 2-c), гистограмма которого была приведена к
гистограмме инфракрасного изображения (рис. 2-b).

Рис. 2. Пример построения псевдоинфракрасного фонового
изображения: a – исходное цветное изображение видимого диапазона из базы VIVID;
b – изображение инфракрасного диапазона с заданной гистограммой; с – красный
канал исходного цветного изображения; d – красный канал исходного цветного
изображения
после приведения гистограммы.

Инфракрасная фокусировка

Большинство апохроматических (APO) линз не имеют инфракрасной метки индекса и не нуждаются в перефокусировке для инфракрасного спектра, потому что они уже оптически скорректированы в ближний инфракрасный спектр. Катадиоптрические линзы не часто требуют такой регулировки, потому что их элементы, содержащие зеркало , не страдают хроматической аберрацией, и поэтому общая аберрация сравнительно меньше. Катадиоптрические линзы, конечно, все еще содержат линзы, и эти линзы все еще обладают свойством диспергирования.

Увеличить линзы могут рассеивать больше света через их более сложные оптические системы , чем простые линзы , то есть линзы фиксированного фокусного расстояния; например, инфракрасная фотография, сделанная с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, может иметь больший контраст, чем то же изображение, снятое на 50 мм с увеличением 28–80.

Некоторые производители объективов, такие как Leica, никогда не наносят на свои объективы индексные метки IR. Причина этого в том, что любая индексная метка действительна только для одной конкретной комбинации ИК-фильтра и пленки и может привести к ошибке пользователя. Даже при использовании объективов с индексными метками рекомендуется выполнить проверку фокусировки, поскольку между индексной меткой и плоскостью объекта может быть большая разница .

Зачем вообще для ИК съемки нужна «конверсия»?

Изначально производимые сенсоры чувствительны к инфракрасному свету, но при установке в камеру они теряют это свойство из-за того, что поверх устанавливается практически прозрачный стеклянный фильтр. Это делается для уменьшения эффекта алиасинга, который приводит к появлению муара на некоторых предметах. Этот так называемый антиалиасный фильтр (также антиалиасинговый, сокращенно АА) помимо прочего поглощает значительную часть ИК спектра.

Некоторые цифровые камеры даже без модификации чувствительны к ИК свету, поскольку производитель решил не устанавливать АА фильтр. Отличный пример – оригинальная Minolta Dimage 7. Однако, чтобы получить ИК фотографию, на это чудо нужно нацепить специальный фильтр (например, Hoya R72), который блокирует (по факту, поглощает) видимый спектр света. Использование такого фильтра требует мучительно долгой выдержки, что добавляет много головной боли.

Резюме

Инфракрасная фотография — это ещё один пример богатого творческого потенциала фотографии, который многим начинающим фотографам ещё только предстоит раскрыть. Необычных фотографических техник — огромное множество, и совсем не обязательно владеть всеми ими в совершенстве, чтобы делать потрясающие сознание масс снимки. Смею вас уверить, фотошедевр можно получить даже при помощи одноразовой плёночной мыльницы. Самое главное в этом деле заключается всё же не в продвинутой камере вкупе с самой сексапильной моделью планеты, а непосредственно в голове автора, которую, как показывает практика, должен органично дополнять шустрый и умелый указательный палец правой руки. В общем, берите вашу «цифру» и бегите снимать ИК-пейзажи, пока листва совсем уж не опала, а в следующий раз мы расскажем о потрясающей технологии под названием HDR (High Dynamic Range).

На живых примерах инфракрасных снимков попробуем вместе их обработать. Получим готовые решения по обработке снимков и вместе разберём, как эти решения работают.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рис.1 Разложение в спектр солнечного излучения

Дальнее инфракрасное излучение (самое длинноволновое) применяют в медицине в физиотерапии. Оно проникает под кожу и нагревает внутренние органы, не обжигая при этом кожу.

Среднее инфракрасное излучение регистрируется тепловизорами. Наиболее популярное применение тепловизоров – это поиск утечек тепла и бесконтактный контроль температуры.

Рис. 2. Тепловизор (средняя инфракрасная область)

Рис. 3 Ближний ИК диапазон

Рис. 4. Пульт дистанционного управления

Как получить инфракрасное изображение

Камеры с убирающимся инфракрасным фильтром (NightVision)

Рис6. Камеры Sony DSC-F717/828/707

Night Shot

Рис.7. Слайдовая плёнка

Рис.7A Слайдовая плёнка и ИК излучение

Рис.8. Чёрный компакт-диск.

Объективы

R

R

Рис.9 Инфракрасная метка на шкале фокусировки.

Блики

Рис. 11 Блики

Практическая часть

Рис.12 Градиент на небе в контровом свете

Рис.13 Вода и небо в ИК

сельского хозяйства

Рис. 14 Цветы в ИК

Рис. 15 Портрет в ИК.

Рис.16 Channel mixer

Рис. 17 Результат замены синего и красного каналов

Предыстория

Все началось, когда я в Instagram увидел удивительные фотографии в инфракрасном диапазоне. После этого я заказал ИК-фильтр – 88 мм 760 нм от B&H, если быть более точным. Но я не особо разбирался в этом вопросе. Фильтры обычно варьируются от 590 до 800-900 нм. Инфракрасные снимки получаются с фильтром 590 нм на модифицированной камере, потому что он пропускает как видимый свет, так и инфракрасный.

У меня была немодифицированная камера и неправильный фильтр, но я все равно решил попробовать. Вскоре я обнаружил, что у моих зеркалок «горячее зеркало» (часть DLSR, которая обычно блокирует попадание инфракрасного света на датчик). Но позже я обнаружил, что сенсор моего телефона довольно чувствителен к инфракрасному излучению.

Так началось мое путешествие.

Samsung S10E, переходное кольцо, переходник с телефона на выдвижную стойку, инфракрасный фильтр 760 нм.

5 причин попробовать себя в инфракрасной фотографии

1. Это невидимый мир, который абсолютно реален

Инфракрасный свет существует в невидимом человеческому глазу диапазоне. Это будто цвет, который еще краснее, чем красный. Иногда цвета ИК снимков называют «ложными». Это определение появилось из-за того, что при инфракрасной съемке невидимый свет передается так, чтобы стать видимым. В результате получается фотография с неестественными цветами. Есть способы постобработки, позволяющие получить «корректные» цвета. Однако, цвет в ИК съемке – это всего лишь интерпретация реальности. Здесь нет цвета по определению. По этой причине многие предпочитают делать ИК фотографии черно-белыми. Других же наоборот притягивает этот цвет. Он другой.

2. Вы можете обеспечить вид и ощущения, которые невозможно передать другим способом

Черное небо посреди дня, ярко-белые облака и белая листва – такая фотография выглядит очень необычно. Конечно, часть эффекта можно воссоздать при постобработке, но вид все равно будет другим.

Это в особенности относится к цветной ИК съемке. Если такой вид вас впечатляет, лучший способ его воссоздать – модифицировать свою камеру для работы с ИК диапазоном.

Характеристики инфракрасного света совершенно другие. Это означает, что в освещении также применяются другие правила. Если вы работаете в помещении с различными видами искусственного освещения, вы заметите, что ИК фотографии получается не совсем такими, как нужно.

Это означает, что наружная съемка станет для вас нормой. Фотографы зачастую избегают полуденного освещения, поскольку оно создает резкие тени, а сам свет плоский и неинтересный. Из-за того, что ИК свет совершенно по-другому отражается от окружающих предметов, съемка в полдень дает отличные результаты. Дайте себе повод выйти на улицу и сделать несколько фотографий во время обеденного перерыва!

4. Это узкая ниша и возможность выделиться из толпы

Я уже неоднократно говорил, что ИК съемка – это нечто совершенно другое. А выделяться зачастую выгодно. В современном мире, где нас окружают тысячи фотографий, преподнести что-то новое очень трудно. Если у вас намеченный взгляд на хорошие ИК снимки, это может стать отличным способом обрести уникальность.

5. Это интересно!

Пятый пункт говорит сам за себя. Это просто интересно. Попробуйте и, если будете не согласны, вы хотя бы поймете, что это не для вас. Готов поспорить, сам процесс вам понравится.

Если хотите получить больше причин попробовать ИК съемку, прочитайте эту статью.

Оборудование для съёмки в ИК-диапазоне

Выбор плёнки

Для съёмки нужна ИК-плёнка. Сейчас из всех производятся только Rollei Infrared 400S, Agfa PAN400, Agfa PAN80, ILFORD SFX (условно ИК).

Плёнка Rollei Infrared 400S

Раньше производилась также лучшая, на мой взгляд, плёнка Kodak HIF/HIE, которая воспринимала излучение до 900–950 нм и позволяла снимать с красным фильтром с рук! С таким же эффектом, как на плотный фильтр (Hoya R72). Не могу обойти стороной и плёнку Efke Aura 820HM, которая, на мой взгляд, была наиболее близкой к плёнке Kodak, но, к сожалению, всё, что нам теперь доступно, требует штатива и длинных выдержек.

Все ИК-плёнки обладают зернистостью, и чем глубже и плотнее фильтр — тем сильнее этот эффект, который можно усилить при печати.

Фильтры для ИК-съёмки

Светофильтр HOYA Infrared R72

Для фотографирования нужен фильтр с длинной волны около 720 нм (отсекает видимый свет) — например, Hoya R72, B+W, Heliopan 715.

Фильтры и систему Cokin я бы не рекомендовал из-за возможной засветки при боковом свете через крепление фильтра к камере и между стеклом и держателем, что сильно снижает контраст сцены. И ещё эти фильтры имеют явный недостаток — они очень быстро пачкаются и царапаются.

Так как плёнка имеет расширенную чувствительность к красному свету, это позволяет снимать с рук с плотным красным фильтром (например, Hoya 25A) при ISO 100 для 400S и ISO 200 для плёнки Agfa Pan 400.

Также могу посоветовать снимать со связкой «поляризационный фильтр + красный или оранжевый». Потери в экспозиции составляют около 5–6 стопов, снимать лучше в солнечную погоду или в день, когда много мелких облачков.

Если нет фильтра, то можно взять широкий неэкспонированный слайд Velvia 50 и проявить, а потом использовать как фильтр.

Для съёмки нужен штатив, так как выдержки днём доходят до 10–20 минут! Также нужен пульт ДУ или тросик с фиксацией.

Выбор камеры для ИК-съёмки

Nikon F4

Для ИК-фотографирования пригодна любая камера без ИК-датчика (например, Canon 1N, A-1, Nikon F4, Contax rts 3) или механическая, а при съёмке на «любитель» 166в возможна засветка через окошко на задней крышке, находящейся под красным стеклом, чтобы можно было видеть номер кадра.

Если у вас на камере на задней крышке есть окно для просмотра типа плёнки, его надо заклеить чёрной изолентой, иначе при выдержке более 30 секунд будет засветка, особенно если свет будет за спиной. Также обязательно нужно закрывать наглазник платком или шторкой (есть на камере Nikon F4, Canon 1N, Contax и других) при выдержках более 1 секунды.

Фокусировка при ИК-съёмке

Инфракрасные и красные лучи по-разному отражаются в объективе. Поэтому нужна коррекция фокуса при съёмке. На некоторых объективах есть риска красного цвета с буквой (R), фокус следует наводить по ней. Есть ещё одна хитрость: можно наводить фокус при надетом красном фильтре (red 25 или любом другом кратностью х8 или х16) — тогда коррекция практически не нужна, но надо 2 раза надевать и снимать фильтр, что не очень удобно.

При съёмке на грани бесконечности я бы порекомендовал чуть-чуть не доводить фокус, т.е. фокусироваться ближе. И использовать закрытые диафрагмы от f/8 – f/11, чтобы практически исключить промахи фокуса. Оптика при съёмке в ИК-диапазоне сильнее подвержена бликам, но это ничуть не портит картинку, в творческой части статьи я опишу, как это можно применять.

Оборудование

К сожалению, далеко не любая камера способна фиксировать свет в ИК-диапазоне. Если говорить о плёночных аппаратах, то тут всё просто: требуется специальная плёнка, которую чрезвычайно сложно найти в продаже и проявить в типичной лаборатории, – необходимы соответствующие навыки работы с таким достаточно редким материалом. Если сравнить финансовые и временные затраты на подготовку и осуществление ИК-съёмки на плёночнике и рядовой «цифре», то последний вариант со старта даёт 100 очков форы капризным негативам. Благо 2007 год уж на дворе, потому именно цифровой пример и рассмотрим.

Некоторые умельцы ловко удаляют лишние детали из фотокамер (на снимке – Canon 20D), чтобы сделать их максимально пригодными для съёмки в ИК-диапазоне. На сайте http://www.ferra.ru/click/article/http://www.lifepixel.com/ можно найти множество подробнейших инструкций по адаптации зеркалок. Жаль, что после такой «модернизации» аппарат уже непригоден для обычной съёмки в видимом спектре

В принципе, оптическая система любой цифровой камеры пропускает ИК-излучение. Другое дело, что свет приходит на сенсор порой с недостаточной интенсивностью, потому что на абсолютном большинстве современных камер установлены специальные фильтры (Hot Mirror), предотвращающие появление назойливого муара при повседневной цветной фотосъёмке. Некоторые такие фильтры почти полностью отсекают ИК-диапазон (к примеру, абсолютное большинство зеркальных камер Canon менее всего пригодны для фотографирования в ИК), другие же позволяют получать приемлемые результаты даже на сравнительно коротких выдержках. Как выяснить, подходит ли ваша «камера-обскура» для съёмки летнего снега?

Для проверки вашей камеры на предмет профпригодности к ИК-съёмке существует чрезвычайно простая, но эффективная методика. В полной темноте следует навести пульт на объектив и нажать любую кнопку. Если в видоискателе появится светлая точка (чаще всего голубого или розового цвета) – значит, всё отлично, камера подходит. Для зеркальных камер, у которых визирование осуществляется через оптический видоискатель посредством объектива, следует сделать пару снимков со штатива или стола на разных выдержках и при разных диафрагмах. Если точка так и не появилась даже на 30-секундной выдержке – ищите другую камеру.

Снимок сделан на Canon Powershot A70. В кадре – обычный бытовой ПДУ

Итак, с камерой более-менее понятно, но этого, конечно же, мало. Ещё одна необходимая деталь – светофильтр. Тут пользователям зеркальных камер повезло немного больше – в рознице можно довольно часто встретить ИК-фильтр практически любого диаметра. Стоят они недёшево: от $80 и более. Наибольшей популярностью пользуются проверенные временем модели Hoya R72 и Cokin 007, хотя вместе с каждой отдельной связкой «тушка»-объектив-фильтр нелишней будет возможность протестировать работоспособность комплекта перед покупкой. Обладатели цифромыльниц дополнительно к фирменному фильтру должны будут позаботиться и о переходных кольцах, которые позволяют «насаживать» разнообразный обвес на нестандартный объектив.

Фильтр Hoya R72 диаметром 77 мм. Стоимость – от $150

Существует также возможность обойти стороной необоснованные для начинающего ИК-фотографа траты на фильтры. Для пущей экономии можно поступить так: взять один кадр проявленной, но незасвеченной (sic!) позитивной (sic!) плёнки 35 мм или же квадратный кусок аналогичной плёнки, но шириной 60 мм (формат 120). Возникает вопрос: «А где, собственно, такую плёнку взять?» В любой более-менее продвинутой фотолавке. Там же или в ближайшей фотолаборатории эту плёнку можно сдать на проявку.

Самодельный фильтр на М42 объективе «Гелиос» 58/2

Весь фокус в том, что такой позитив (ещё его называют слайд) «отсекает» видимый спектр света, зато пропускает ИК и УФ-диапазон, что нам и требуется. Затем кусочек плёнки (а возможно, даже несколько её слоёв – зависит от конкретной камеры/«стекла») необходимо приделать к объективу таким образом, чтобы была закрыта вся область внешней линзы. Конечно же, полностью покрыть эту поверхность не получится, потому следует использовать чёрный картон или другой светонепроницаемый материал, желательно чёрного цвета. Основная задача – соорудить фильтр, который покрывает большую часть поля зрения объектива и не пропускает лишний свет. Если всё получилось – самое время приступить непосредственно к творческому процессу.

Съёмка

Важно отметить, что компактные цифровые фотоаппараты, а также зеркальные камеры, снабжённые функцией визирования Live Veiw, намного удобнее в ИК-съёмке, чем обычные зеркальные камеры с оптическими видоискателями. Очевидно, что фокусироваться посредством ЖК-дисплея на порядок удобнее, чем постоянно снимать/одевать фильтр на объектив зеркалки перед каждым кадром

Впрочем, оба варианта вполне допустимы.

На длинных выдержках не обойтись без штатива, а для пейзажей хорошо бы обзавестись широкоугольным объективом, пускай и не самым светосильным

Чаще всего в ИК-диапазоне приходится снимать на длинных выдержках с открытой диафрагмой, потому как количество света, попадающего на матрицу, ничтожно мало. Рекомендуется также вести съёмку в RAW и отключить автофокус, если это позволяет ваша камера. RAW будет полезен при последующей правке баланса белого, а автофокус в большинстве случаев будет врать из-за непрозрачного фильтра. При ограниченных возможностях настройки аппарата стоит сделать хотя бы несколько снимков с разной экспокоррекцией — разные варианты пригодятся при постпроцессинге. В общем и целом — не бойтесь экспериментировать, первый блин, как говорится, всегда комом, а следом придёт и авторское видение в ИК-диапазоне, и понимание особенностей вашей техники для этой нетривиальной задачи, и многое другое. Так или иначе, после нажатия на кнопку спуска затвора процесс создания ИК-шедевра не заканчивается. Далее следует процесс обработки.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  1. Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  2. Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.

По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Совет! Ультрафиолетовый фильтр можно применить и в пасмурную погоду, изменив цветовой баланс: например, добавив теплые розоватые тона будущему изображению.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

История [ править ]

До начала 20-го века инфракрасная фотография была невозможна, потому что эмульсии галогенида серебра не чувствительны к более длинным волнам, чем синий свет (и в меньшей степени зеленый свет) без добавления красителя, действующего в качестве цветового сенсибилизатора. Первые инфракрасные фотографии (в отличие от спектрографов), которые будут опубликованы, появились в выпуске журнала The Century Magazine за февраль 1910 года и в выпуске журнала Royal Photographic Society Journal за октябрь 1910 года, чтобы проиллюстрировать статьи Роберта У. Вуда , открывшего необычные эффекты, которые теперь носят его имя. RPS координировал мероприятия по празднованию столетия этого события в 2010 году. Фотографии Вуда были сделаны на экспериментальную пленку, которая требовала очень длительных выдержек; таким образом, большая часть его работ была сосредоточена на пейзажах. В следующем наборе инфракрасных пейзажей, сделанных Вудом в Италии в 1911 году, использовались пластины, предоставленные ему CEK Mees из Wratten & Wainwright. Мис также сделал несколько инфракрасных фотографий в Португалии в 1910 году, которые сейчас хранятся в архивах Kodak.

Фотопластинки, чувствительные к инфракрасному излучению, были разработаны в Соединенных Штатах во время Первой мировой войны для спектроскопического анализа, а красители, чувствительные к инфракрасному излучению, были исследованы для улучшения проникновения дымки при аэрофотосъемке. После 1930 года новые эмульсии от Kodak и других производителей стали полезными для инфракрасной астрономии .

Инфракрасная фотография стала популярной среди энтузиастов фотографии в 1930-х годах, когда на коммерческой основе появилась подходящая пленка. The Times регулярно публиковала пейзажные и аэрофотоснимки, сделанные штатными фотографами на инфракрасную пленку Ilford . К 1937 году было доступно 33 вида инфракрасной пленки от пяти производителей, включая Agfa , Kodak и Ilford.
Также была доступна инфракрасная кинопленка, которая использовалась для создания эффектов « день-ночь» в кинофильмах, ярким примером которых являются эпизоды псевдоночной съемки с воздуха в фильме Джеймса Кэгни / Бетт Дэвис «Невеста пришла» .

Инфракрасная фотография в ложных цветах получила широкое распространение с появлением Kodak Ektachrome Infrared Aero Film и Ektachrome Infrared EIR. Первая версия этой пленки, известная как Kodacolor Aero-Reversal-Film, была разработана Кларком и другими сотрудниками Kodak для обнаружения камуфляжа в 1940-х годах. Пленка стала более доступной в формате 35 мм в 1960-х годах, но инфракрасная пленка KODAK AEROCHROME III 1443 была снята с производства.

Инфракрасная фотография стала популярной среди многих записывающих артистов 1960-х годов из-за необычных результатов; Джими Хендрикс , Донован , Фрэнк Заппа и Grateful Dead выпустили альбомы с инфракрасными фотографиями на обложках. Неожиданные цвета и эффекты, которые может дать инфракрасная пленка, хорошо сочетаются с психоделической эстетикой, появившейся в конце 1960-х годов. [ необходима цитата ]

Фотография поезда братьев Ринглинг в ближнем инфракрасном диапазоне возле Массачусетского технологического института в Кембридже, штат Массачусетс.

Инфракрасные фильтры

Инфракрасный свет находится между видимой и микроволновой частями электромагнитного спектра . Инфракрасный свет имеет диапазон длин волн, точно так же, как видимый свет имеет длины волн от красного до фиолетового. «Ближний инфракрасный» свет ближе всего по длине волны к видимому свету, а «дальний инфракрасный» ближе к микроволновой области электромагнитного спектра . Более длинные волны в дальнем инфракрасном диапазоне имеют размер булавочной головки, а более короткие волны в ближнем инфракрасном диапазоне имеют размер клеток или микроскопические.

Предыстория

Все началось, когда я в Instagram увидел удивительные фотографии в инфракрасном диапазоне. После этого я заказал ИК-фильтр – 88 мм 760 нм от B&H, если быть более точным. Но я не особо разбирался в этом вопросе. Фильтры обычно варьируются от 590 до 800-900 нм. Инфракрасные снимки получаются с фильтром 590 нм на модифицированной камере, потому что он пропускает как видимый свет, так и инфракрасный.

У меня была немодифицированная камера и неправильный фильтр, но я все равно решил попробовать. Вскоре я обнаружил, что у моих зеркалок «горячее зеркало» (часть DLSR, которая обычно блокирует попадание инфракрасного света на датчик). Но позже я обнаружил, что сенсор моего телефона довольно чувствителен к инфракрасному излучению.

Так началось мое путешествие.

Samsung S10E, переходное кольцо, переходник с телефона на выдвижную стойку, инфракрасный фильтр 760 нм.

Компании, предоставляющие услуги конверсии

Лично мне приходилось работать с тремя компаниями, которые занимаются конверсией камер. Все они справились абсолютно безупречно. Стоимость, как можно догадаться, зависит от вида конверсии и в некоторых случаях бренда. Все три компании указывают цены на своем сайте и в дополнение к услугам конверсии предлагают возможность купить уже конвертированную камеру, если вам больше подходит такой вариант.

Компании, с которыми я работал:

  • LifePixel 
  • Kolari Vision 
  • Max Max (LDP LLC) 

Если вы, как и я, предпочитаете делать свою домашнюю работу прежде, чем переходить к практике, на сайтах всех этих компаний можно изучить выдающиеся примеры ИК фотографий, прочитать детальные руководства и подборки частых вопросов, призванные развеять страхи и сомнения, которые у вас могут остаться.

LifePixel, расположенные в Мекилтео, штат Вашингтон, конвертировали мою Fujifilm X-Pro1, представленную в этой статье. Также они предоставили фотографии процесса трансформации.

Спектр ИК чувствительности (выбор фильтра)

Как вы можете помнить из школы, когда видимый спектр отражается через призму, он разбивается на волны разной длины, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Как в радуге, но наоборот. Видимый свет начинается с волн с наиболее короткой длиной и высокой частотой – 400 нанометров (синий) – и заканчивается примерно на 720 нанометрах (красный). Именно после этой черты начинается ИК диапазон. Сенсоры камер обычно способны запечатлеть волны длиной до 1200 нм.

Камеру конвертируют для соответствия определенному спектру волн в зависимости от того, какой фильтр будет установлен. Обычно на выбор есть несколько разных вариантов. У LifePixel есть отличное видео, визуальные таблицы и даже RAW файлы, которые можно скачать и изучить самостоятельно.

К самым популярным вариантам относятся:

  • Standard IR, 720nm (Эквивалент фильтр Hoya R72 или Kodak Wratten 89b)
  • Deep BW IR, 830nm
  • Enhanced Color IR, 665nm
  • Super Color IR, 590nm
  • Hyper Color IR, 470nm
  • Super Blue IR (запатентованный ИК фильтр LifePixel)
  • Полный спектр (как предполагает название, фильтр не ограничивает диапазон только ИК)

Вот что говорит Daniel Malkin, сооснователь LifePixel: «Исторически, Super Color на длине 590 нм был нашим самым популярным фильтром с момента его запуска несколько лет назад. На втором месте с небольшим отрывом – стандартный ИК фильтр на 720 нм. С этими двумя фильтрами вы можете делать практически всё, связанное со съемкой в ИК диапазоне. Super Color не теряет свою популярность благодаря большему тональному диапазону, который он пропускает по сравнению с другими нашими популярными фильтрами. Это обеспечивает больше гибкости на этапе постобработки. Стандартный ИК фильтр, с которым мы основали свою компанию, почти также популярен из-за эффекта, который вы получаете, установив заказной баланс белого без необходимости какой-либо постобработки. Он очень многим нравится, особенно фотографам, которые ранее работали с ИК пленкой».

Kolari Vision использует немного другую номенклатуру. Однако, варианты довольно похожи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: