ОСА
Конструктивистская архитектура пестрела разнообразием, однако были в ней две группировки архитекторов, каждая со своим обществом и определенным набором принципов. Одно из них — Общество современной архитектуры (ОСА). Его возглавлял Моисей Гинзбург, на которого значительно повлияло западное зодчество того времени, особенно функционалистские идеи Ле Корбюзье
Члены ОСА считали, что для общества рабочих важно ориентироваться на заводскую эстетику — и в смысле функциональности фабричных построек, и в отношении внешнего вида продукции массового производства. Архитекторы проделали большую работу по проектированию массового жилого строительства с оглядкой на ежедневные нужды жильцов: спальни и ванные комнаты в их домах были поменьше, а гостиные, к примеру, — побольше
Здания работы зодчих ОСА имели много общего с западным модернизмом — ленточные окна, подъем сооружения на открытые опоры и так далее.
Моисей Гинзбург
Забвение и возвращение идей конструктивизма
Даже в 20-е годы, пик расцвета авангардных течений, массовых симпатий конструктивизм не снискал. Копья критики летели в него со стороны тех, кто отстаивал классику, берущую начало в античных эпохах, и со стороны тех, кто доказывал превосходство других, не менее новых архитектурных идей.
Вскоре, однако, спор завершился: ритмичные, строгие линии, свойственные конструктивизму, вдруг объявили буржуазным формализмом… И романтичный, но суровый, утопичный, но рациональный, пролетарский аскетизм сменили постройки, стиль которых чуть позже назвали советским неоклассицизмом и «сталинским» ампиром.
Обновленный конструктивизм вернулся в 70-х, в годы очередной «борьбы с излишествами». Ну а третье пришествие этого стиля состоялось недавно, в начале текущего века. Да, конструктивизм снова актуален, причем не в городе, а за его пределами.
Революционные начала
Конструктивизм вырос из художественного авангарда, уже процветавшего в ту пору и ставившего дерзкие вопросы об искусстве и дизайне еще до революции 1917 г., и из ощущения, что новое послереволюционное коммунистическое общество нуждается в новых способах строительства и восприятия искусства. Конструктивизм стал не единственным художественным направлением, родившимся из этих идей, однако едва ли не самым значимым, особенно для архитектуры.
Первый великий конструктивистский проект оказался и самым знаменитым. Памятник Третьему Интернационалу работы художника и дизайнера Владимира Татлина — ошеломительное сооружение, воплощенное лишь в виде большой модели, однако, будь реализовано в натуральную величину, оно стало бы одной из самых причудливых и поразительных конструкций на свете.
Владимир Татлин
Памятник, ныне известный как «Башня Татлина», планировали построить 400 метров в высоту на берегу Невы в Петрограде (Санкт-Петербурге). Башня представляла собой громадную двойную спиральную наклонную ферму, сужающуюся кверху. Внутри этой исполинской металлической паутины располагалось несколько подвешенных вращающихся стеклянных залов совершенных геометрических форм — куба, пирамиды и цилиндра.
Ленинград: архитектура советского конструктивизма
Ленинград под руководством Сергея Кирова начал восстанавливаться после стремительного экономического и политического упадка, последовавшего за революцией. Конструктивистская архитектура была особенно заметна при проектировании административных и культурных центров для новых районов города, где строилось жилье для рабочих. Исторические центральные районы остались в основном нетронутыми.
Одним из самых ранних примеров конструктивизма в Ленинграде был Московско-Нарвский районный дом культуры (1925-27; позже переименован во Дворец культуры имени Горького) Александра Гегелло (1891-1965) и Давида Кричевского. Компактное здание демонстрировало зачатки функциональной монументальности, которые игнорировались в более ранних Дворцах рабочих и труда.
В том же районе было построено несколько типовых проектов, в том числе жилье для рабочих (1925-27) Гегелло на Тракторной улице. А также универмаг и “фабричная кухня” (1920-30), чтобы устранить необходимость готовить дома, Армена Барутчева (1904-76), школа 10 лет Октября (1925-27) по проекту Александра Никольского на проспекте Стачек.
Центральным элементом района (впоследствии переименованного в Кировский) был Дом Советов (1930-34), спроектированный Ноем Троцким (1895-1940). Его длинный четырехэтажный офисный блок, очерченный горизонтальными оконными полосами, заканчивается с одной стороны перпендикулярным крылом с закругленным фасадом, а с другой — сильно угловатой десятиэтажной башней с угловыми балконами.
Такой же строгий, без украшений стиль был принят Игорем Ивановичем Фоминым (1904–1989) и А. Даугулем (1900-41) для Московского райсовета (1931-35) на Московском проспекте 139. Построенное на излете конструктивизма здание совмещает в себе элементы конструктивизма и ар-деко. Основная часть здания решена в виде массивного цилиндра, который стал прототипом ластика и держателя в канцелярском наборе «Русский авангард».
Ссылки
- Художественная история (2018). Обзор и анализ движения конструктивизма. Получено 9 февраля 2018 г. с сайта theartstory.org.
- Энциклопедия истории искусств. (з / ж). Русский конструктивизм (ок. 1914-1932). Получено 9 февраля 2018 г. с сайта visual-arts-cork.com.
- Стризвер И. (2017, 27 сентября). Русский конструктивизм и графический дизайн. Получено 9 февраля 2018 г. с сайта creativepro.com.
- Энциклопедия Нового Света. (з / ж). Конструктивистская архитектура. Получено 9 февраля 2018 г. с сайта newworldencyclopedia.org.
- Гарроу, К. (н / ж). Движение конструктивистского искусства (1917-1921). Получено 9 февраля 2018 г. с сайта keithgarrow.com.
- Архив истории искусств. (з / ж). Русский конструктивизм. Получено 9 февраля 2018 г. с сайта arthistoryarchive.com.
Как устроен конструктивистский учебный процесс
Учитель-конструктивист старается подавать информацию так, чтобы ученики могли встроить её в систему уже имеющихся у них знаний. Для этих целей подходит, например, просьба пересказать новый материал своими словами — то есть на основе предыдущего опыта. Этой же цели могут послужить предварительные тесты в начале урока или групповые игры-разминки. Другой вариант — побудить учащихся подвергнуть то, что они уже знают, сомнению. Противоречие заставит их модифицировать имеющиеся знания. Ниже перечислены примеры активностей, которые эксперты.
Конструкционизм
Конструкционизм — это развитие идей Жана Пиаже, предложенное философом образования Симором Папертом
По мнению Паперта, для обучения важно, чтобы ученик создавал нечто вне своего сознания. Например, учитель может предложить классу построить мост, чтобы учащиеся путём проб и ошибок смогли усвоить нюансы инженерного дела
Кооперативное обучение
К таким групповым активностям относятся, например, взаимный опрос, метод мозаики, структурированная полемика. Взаимный опрос — техника, при которой ученики задают друг другу вопросы и сами на них отвечают. Она может быть удобна, например, при обсуждении прочитанного. Метод мозаики — подход, при котором отдельные ученики становятся экспертами в определённых аспектах большой темы и рассказывают о них другим участникам. При структурированной полемике учитель предлагает учащимся рассмотреть предмет изучения с противоположных точек зрения и, модерируя дискуссию, помогает им в поиске компромисса.
Современный конструктивизм: особенности экстерьера
Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм.Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.
Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду
Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления
Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.
Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:
- динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
- разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
- чеканность, выразительность входных порталов;
- текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
- контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.
Идеи конструктивизма в интерьере
Конструктивизм пришёл в интерьеры домов в 30-х годах. Упор делался на правильную функциональную геометрию и общую монументальность всего дизайна. Стиль делает акцент на красоте инженерных конструкций и правильных форм. Лишние детали и элементы декора не несущие функциональной нагрузки исключаются. Но это в оригинале и в 20-ых годах, сейчас наоборот используют отсылки к тому времени.
Стиль конструктивизм не подходит для квартир типовых планировок с комнатами-пеналами. В таких квартирах нет ни простора ни сложной геометрии, которые и делают весь дизайн. Если у вас обычная квартира, советуем ознакомиться с другими стилями дизайна и подобрать что-то более подходящее. Если же у вас частный дом или квартира с интересной планировкой и высокими потолками, то конструктивизм вполне подходит. Также будет интересен материал про дизайн кухни в стиле лофт.
Тезисно перечислим, что должно и не должно быть в конструктивизме:
- Правильные идеально ровные стены и углы. Именно поэтому конструктивизм — дорогой стиль.
- Видимые инженерные решения: балки, колонны, провода.
- Ощущение монументальности и основательности — кирпич, бетон, металл, основательная тяжёлая мебель, отсутствие пластика даже в светильниках.
- Полное отсутствие декора и украшений, узоров и рисунков.
Зарождение русского конструктивизма
Владимира Татлина часто называют отцом конструктивизма. Этот украинский художник вошел в московский авангард благодаря своему традиционному обучению, которое подтолкнуто, или, лучше сказать, дополняло революционное мышление при посещении Парижа и встрече со знаменитым Пабло Пикассо. В Париже Татлин столкнулся с экспериментами в коллажах кубизма, а также с трехмерными конструкциями и серией натюрмортов Пикассо, сделанных из подручных материалов. Восхищение Татлиным их нетрадиционной модуляцией, составленной таким образом, что их можно было бы легко назвать «сконструированными», побудило Татлина изучить новый подход в его собственном производстве. С 1914 до середины 1920-х годов Татлин вместе со своими коллегами-конструктивистами создавал искусство и дизайн, в которых яростно подчеркивались материалы, объем, революция и строительство. Взяв промышленные материалы, такие как дерево, стекло и металл, русский конструктивизм сместился в сторону промышленного дизайна, а его авторами стали инженеры повседневного обихода.
Продвижение рационального мышления, социальных и визуальных интересов, основанных на дизайне и пропорциях, а не на чувственной привлекательности, нанесло удар по традиционному производству. Конструктивистские авторы провели точный технический анализ современных материалов с надеждой, что это исследование в конечном итоге приведет к появлению идей, которые можно будет использовать в массовом производстве, служа целям современного коммунистического общества.
Александр Родченко, 1924
Конструктивизм в дизайне и фотографии
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.
Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.
Пара слов о технике
1
Совершенно неважно, на что снимать. Ваш первый фотоаппарат может быть любым
Это может быть даже камера на телефоне.
2. То, на что сделан кадр, не влияет ни на ценность снимка, ни на суть высказывания. Вы можете снимать на телефон, на пленочный фотоаппарат, на «зеркалку» и «беззеркалку». Хорошие у вас фотографии или плохие — зависит не от этого.
3. Вместе с тем техника сильно влияет на эстетику кадра. У пленочной фотографии есть свой язык — точно так же, как у мобильной или цифровой фотографии есть свой. Свой язык и своя эстетика есть даже у видео с камер наблюдения и у сторис, но об этом как-нибудь в другой раз.
Работы Ричарда Аведона, снятые на пленку
4. Фотография одного и того же объекта, снятая на телефон с плохой передачей цвета и на крутую беззеркальную камеру, — это просто две разных фотографии. Первая, безусловно, будет уступать второй с технической точки зрения. Но может быть и так, что объекту, запечатленному на фото, гораздо больше соответствует язык и эстетика мобильной фотографии — в этом случае технически «плохой» снимок может оказаться сильнее технически безупречного кадра.
Легендарное фото высадки в Нормандии, снятое Робертом Капой. Согласно официальной версии, большая часть кадров из той съемки была утеряна из-за перегрева пленки в лаборатории. Один из уцелевших кадров вошел в историю фотографии даже несмотря на то, что а) он нерезкий; б) непонятно, что на нем происходит
5. Именно поэтому гонка за правильной экспозицией, идеальным фокусом, балансом белого и ровным горизонтом по большому счету не имеет смысла. Технические характеристики — это средство, а не цель. Нужно знать возможности и особенности своей камеры и использовать их.
6. Еще немного о камерах. Допустим, вы хотите купить фотоаппарат, чтобы попробовать себя в фотографии, и не знаете, с чего начать. Начните со знакомых: может, кто-то из ваших друзей уже наигрался с цифровой камерой и теперь хочет ее продать.
7
Неважно, что это за камера, она вам подходит
8. Я, кстати, не шучу сейчас. «Прочитайте инструкцию к своей камере» — это было первое задание на курсе по фотографии. Оказалось, что никто в классе инструкций к своим камерам не читал.
9. Кстати, пожалуйста, не удаляйте фотографии, которые кажутся вам неудачными. Визуальный вкус со временем меняется. Возможно, через полгода-год «неудачные» кадры покажутся вам интересными и более интересными, чем «удачные» из той же съемки.
Многие такой кадр удалили бы, ну и зря
10. После того как вы попользуетесь своей первой камерой несколько недель, вы поймете, какие объекты снимаете чаще всего и каких возможностей камеры вам не хватает. Следовательно, вы поймете, нужны ли вам сменные объективы и какие и хватит ли вам «обрезанной» матрицы.
11. В этом месте у новичков обычно случается ступор. Давайте коротко: матрица — это самая важная часть фотоаппарата. Она распознает свет и преобразует изображение в цифровые данные. Чем больше матрица, тем больше разрешение фотографии и тем шире диапазон оттенков, которые камера может распознать.
12. Если вы снимаете на фотоаппарат, а фотографии выкладываете в инстаграм и фейсбук, скорее всего, вам хватит и «обрезанной» матрицы. Вы же не собираетесь печатать рекламные билборды?
13. Вообще, если немного упрощать, общее правило такое.
Известные примеры конструктивистской архитектуры в Москве
Здание «Известий» (1927) Григория Бархина (1880-1969), Зуевский рабочий клуб (1927-29) Ильи Голосова (1883-1945), Государственное торговое агентство (1925-27) в Госторге Бориса Великовского (1878-1937) и Комиссариат сельского хозяйства (1929-33) Алексея Щусева (1873-1949).
Наиболее продуктивными сторонниками конструктивизма были братья Веснины: Леонид, Виктор и Александр. Среди их наиболее значительных работ — универмаг «Мосторг» (1927-29), клуб Общества царских политических заключенных (1931-34) и большой комплекс из трех зданий (1932-37), который служил рабочим клубом и Домом культуры для Пролетарского района на юго-востоке Москвы.
ДК имени Горького
пл. Стачек, 4
Дом культуры имени Горького — это первый дом культуры в стране. Прямые линии, массивное остекление и отсутствие декоративных элементов делают его классическим примером конструктивизма. Нетипична лишь симметрия композиции, но именно она помогает создать монументальный эффект здания. Все помещения дома культуры имеют свою функцию: большой полукруглый вестибюль в центре, продуманный зрительный зал, пристройка для касс и прямоугольные части, предназначенные для клубных помещений.
Здание было построено по проекту А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского к десятилетию Октябрьской революции. Строительство неоднократно задерживалось из-за отсутствия материалов, для чего было разобрано несколько старых домов. Проект получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже и оказал большое влияние на дальнейшее развитие авангарда.
Что такое конструктивизм
Конструктивизм — направление в психологии и философии образования, главная идея которого в том, что познание — это конструирование. Проще говоря, знания мы не просто пассивно усваиваем, а самостоятельно выстраиваем по мере того, как знакомимся с окружающим миром и осмысливаем этот опыт. Это осмысление происходит на основе уже имеющихся у нас знаний и опыта и зависит от стадии нашего когнитивного развития и культурного фона.
Для традиционного педагога ученик — пустой сосуд, который можно заполнить любой информацией. Учитель-конструктивист же старается создать условия, в которых ученик сам будет искать ответы на волнующие его вопросы. В результате он самостоятельно построит новое знание — вернее, встроит его в уже существующие у него представления о мире, сформированные предыдущим опытом. Поскольку опыт каждого человека уникален, то и знание, которое сформирует один ученик, будет отличаться от того, что получится у другого. А ещё это означает, что освоение нового материала невозможно без внутренних перемен.
Расцвет конструктивизма и его последователи
Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.
В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru
Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».
Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com
Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net
Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua
Соцгород и градостроительство
Несмотря на амбициозность многих конструктивистских проектов предлагаемых для восстанавливаемых городов, было реализовано несколько проектов. Район Ленинграда Нарвская застава стал центром конструктивизма. Начиная с 1925 года коммунальное жилье проектировалось такими архитекторами как Александром Гегелло и архитектором из группы ОСА Александром Никольским, проект общественного здания Кировской мэрии архитектором Ноем Троцким (1932-1934), экспериментальная школа архитектора Г. Симонова, серия коммунальных прачечных и кухонь, спроектированных для членов местной АСНОВА. Многие конструктивисты надеялись увидеть реализованными свои амбиции в период культурной революции, проходящей во время первой пятилетки. С этой точки зрения конструктивисты были разделены на урбанистов и дезурбанистов, которые стремились построить город-сад или линейную модель города. Тему линейного города пропагандировал глава финансового комиссариата Николай Милютин в своей книге «Соцгород» (1930).
Ещё более маргинальные идеи выдвигал теоретик ОСА Михаил Окитович. Его дезурбанистический подход: система зданий для одного человека или одной семьи, связанных линейной транспортной сетью на обширной территории, которая проходила через границы городской и сельскохозяйственной территории; этот проект похож на социалистический эквивалент Френка Ллойда Райта «широкий город». Дезурбанисты и урбанисты предлагали проекты для новых городов, таких как Магнитогорск, но их часто отвергали, и отдавали предпочтение проектам прагматичных немецких архитекторов, бежавших от режима нацизма, например, «Бригада мей» (Эрнст Мей, Март Штам, Маргарет Шутте-Лихоцки; бригаду Баухаус возглавлял Ханн Маер и Бруно Таут
Градостроительный план Лё Корбюзье был одобрен руководством страны и позже стал планом радиальной системы развития города; он проектировал правительственное здание Центрсоюза вместе с конструктивистом Николаем Колли. Двухэтажные квартиры группы ОСА оказали большое влияние на его последующие работы. Другой известный модернист Эрих Мендельсон спроектировал текстильную фабрику Красного Знамени в Ленинграде; он популяризировал конструктивизм в своей работе «Россия, Европа, Америка». План первой пятилетки включал основной конструктивистский проект – Днепрогэс, спроектированный Виктором Весниным. Эль Лисицкий также сделал популярным этот стиль заграницей благодаря своей книге «Реконструкция архитектуры в России» в 1930 году.
Модные течения
Расцвет конструктивизма пришёлся на начало 1920-х годов В этот период происходят первые попытки создания советского стиля моды
Особое внимание уделялось созданию «одежды для трудящихся». Основными критериями нового советского стиля стали удобство и простота
За основу большинства как женских, так и мужских нарядов был взят простейший крой рубахи, составленный из прямоугольников.
Позднее в советскую моду стали поникать костюмы «маренго», фетровые боты, пальто, кортиковые манто, беличьи шубы и чулки со стрелками. Однако обеспечить себе модную одежду могли далеко не многие женщины, посему большинство просто перешивали свои старые наряды по выкройкам из журналов.
В таких условиях мода отрицалась, как буржуазное понятие. Все усилия народа направлялись на строительство социализма, посему одежда делалась максимально удобной для труда. Мужчины носили одежду спортивного или полувоенного стилей – френч, брюки, заправленные в сапоги, гимнастёрки или рубахи с вышивкой.
Женщины же в качестве повседневной одежды носили жакеты, трикотажные кофты, блузы и юбки. Единичные праздничные платья украшались кружевными воротниками. Зимой носили ватные пальто с каракулевыми воротниками.
Смена приоритетов
С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.
Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре, создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.
Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.
Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.