Приоритет выдержки
Приоритет выдержки обозначается на диске режимов буквой S или Tv. Он имеет аналогию с двумя предыдущими, только в данном случае выставляется время выдержки. Отличие от программного режима в том, что на приоритете выдержки пользователю доступно большее количество ее значений. Минус заключается в том, что камера из-за ограниченности шага диафрагмы не всегда может выставить подходящий вариант. В таком случае на дисплее появится надпись High или Low.
Функция полезна для съемки с рук, а также для получения эффекта остановленного движения. Отлично подойдет для съемки спортивных мероприятий или объектов, которые быстро двигаются. В таком случае выставлять нужно короткую выдержку. Удобнее всего использовать приоритет выдержки с автоматическим выставлением светочувствительности.
Главные параметры в настройках фотоаппарата
Выбор того или иного режима съемки зависит от тематики сюжета и заднего фона на снимке. Но, для грамотного их использования, нужно иметь представление об основных параметрах настройки:
Выдержка
Это то количество времени, при котором стенки затвора открыты, чтобы успеть сделать снимок. Выдержка выставляется в зависимости от скорости движения объекта. Чем выше скорость – тем короче выдержка.
При хорошем освещении фотографировать на короткой выдержке можно для прорисовки мелких движущихся деталей (например, развивающихся волос модели). Чтобы уменьшить размытость в движении, нужно настроить фотоаппарат в ручном режиме (режиме М).
Примеры значений короткой выдержки при съемке движущихся объектов
Движущийся объект съемки | Доли секунды |
Транспорт | 1/1000 |
Животные | от 1/500 до 1/800 |
Люди | от 1/200 до 1/500 |
Волны | 1/300 |
Капли воды | 1/400 |
Длинная выдержка используется для размытия движущихся объектов, например облаков, искр от бенгальских огней. Популярна среди фотографов съемка на длинной выдержке ночных пейзажей. Однако, для использования длинной выдержки нужен больший профессионализм, опыт и штатив.
Примеры значений короткой выдержки при съемке движущихся объектов
Диафрагма
Это «глаз» камеры, который ограничивает потоки света. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше ее значение, и наоборот.
Для того чтобы отделить объект съемки от остального фона, нужно выбирать небольшие значения диафрагмы (F 2,8; F1,4). Так, у желаемого объекта прорисовываются мельчайшие детали, а все остальное пространство размывается.
Примеры значений диафрагмы
Отрегулировать нужное значение диафрагмы, можно в режиме съемки А. В зависимости, от изменений значений, будет автоматически меняться выдержка.
Большие значения диафрагмы (F 32, F22, F16) выставляют для съемки кадра, в котором нужно сохранить резкость всех объектов. Чаще всего, такие параметры применяют для фотографирования пейзажей, репортажной съемки, архитектуры.
Светочувствительность матрицы (ISO)
Регулировки значений ISO зависят от освещенности кадра. В солнечную погоду, при хорошем освещении выставляют небольшие значения (100, 200). Таким образом, снимки получатся четкими, с минимальным уровнем шума.
Значение ISO повышают при коротких выдержках, а так же, чтобы компенсировать нехватку света. Появившиеся в кадре шумы, при высоких значениях ISO, нужно удалять с помощью специальных программ. Иначе фотография будет некачественной.
Приоритет диафрагмы
Функция А или Av (в зависимости от бренда) позволяет работать с диафрагмой. Пользователь выставляет нужное значение диафрагмы, чтобы изменить глубину резкости. После этого камера меняет время выдержки. На первый взгляд, кажется, что режим не сильно отличается от предыдущего, но здесь есть один нюанс. Приоритет диафрагмы позволяет пользователю менять ее размер, но никак не влияет на время выдержки. Ввиду того, что шаг изменения у выдержки очень маленький, камера может подобрать идеальный вариант под любой размер диафрагмы. В предыдущем режиме при разном времени выдержки диафрагма может вообще никак не меняться, так как шаг у нее не настолько гибкий.
Использовать приоритет диафрагмы можно для любой съемки. Он полезен тем, что позволяет контролировать аберрации и виньетирование (артефакты на фото, возникающие из-за погрешностей при преломлении света на линзах). Помимо прочего диафрагма открывает большой простор для экспериментов с глубиной резкости. Режим незаменим при портретной съемке и для тех людей, которые любят экспериментировать с изображением.
Совет! Приоритет диафрагмы очень хорошо работает с функцией автоматического выставления значения ISO (светочувствительности).
4.6. Экспокоррекция
Скрыть рекламу в статье
4.6. Экспокоррекция
Иногда фотограф должен «подсказать» камере лучший путь выбора параметров съемки. Ведь в жизни могут возникнуть нестандартные ситуации, вроде перечисленных ниже.
• Объект съемки очень сильно освещен или затемнен, то есть он значительно отличается от среднего серого света, что может сбить с толку экспонометр.
• В кадре одновременно оказались и слишком яркие объекты, и находящиеся в тени. Здесь придется выбрать главное и пожертвовать второстепенным: либо допустить, что все тени будут черными, либо не передавать оттенки светлого.
• Вручную параметры экспозиции изменяют и в целях достижения художественного эффекта. Например, силуэт человека на фоне окна будет выглядеть очень эффектно, если часть композиции передать черно-белыми тонами.
Во всех этих случаях фотограф должен соответствующим образом сдвинуть экспозицию в нужную сторону.
Изменение параметров экспозиции, когда фотограф берет часть управления камерой на себя, называется экспокоррекцией. Вводя поправки экспозиции, он изменяет значения диафрагмы и выдержки по сравнению с теми, которые рекомендует экспонометр. Современные компактные камеры позволяют вводить экспокоррекцию ступенями в 1, 1/2 и 1/3 EV, а некоторые профессиональные камеры делают это даже точнее. Данная функция имитирует творческие режимы приоритета диафрагмы или резкости и, комбинируя значения этих параметров, разрешает фотографу самостоятельно увеличивать или уменьшать яркость изображения.
Как поправка экспозиции влияет на экспозиционные параметры? Ответ можно найти в табл. 4.2.
На рис. 4.17, а приведен снимок старинного замка, сделанный в яркий солнечный день. Очевидно, что изображение получилось пересвеченным и слишком контрастным. Следующие снимки фотограф сделал, введя поправку экспозиции сначала -2 EV (левая часть снимка б), а затем -1 EV (правая часть снимка б). Результат очевиден: контраст освещенной и затененной областей исчез, а интересовавший фотографа объект получился на правом снимке четче и резче.
б
Рис. 4.17. Первая фотография, сделанная в автоматическом режиме, пересвечена и содержит много контрастов (а). На втором снимке слева – тот же вид, сфотографированный с поправкой экспозиции -2 EV, справа – с поправкой экспозиции -1 EV (б)
Различают положительную и отрицательную экспокоррекцию.
• Если фотограф увеличивает выдержку или уменьшает диафрагму, то это положительная экспокоррекция. К ней прибегают, если в кадре преобладают белые и пастельные тона, а также если съемка ведется против света или на фоне зари.
• Если фотограф увеличивает диафрагму или уменьшает выдержку, то говорят, что введена отрицательная экспокоррекция. Ее вводят, если съемка ведется на очень темном фоне, а также если в кадре преобладают тени или темно-зеленые тона.
В каких случаях не обойтись без коррекции экспозиции? Есть три случая, когда алгоритм экспозамера просто не работает и фотограф, оценив кадр, должен ввести поправку экспозиции.
• Б?льшую часть кадра занимают очень светлые или очень темные объекты (например, зимой зачастую снег, снятый без поправки экспокоррекции, получается не белым, а серым). В этом случае при съемке светлых объектов экспозицию увеличивают (вводят положительную поправку), а если в кадре доминируют темные объекты, то экспозицию уменьшают (вводят поправку со знаком «минус»).
• Объекты в кадре имеют большой разброс по яркости (в кадре есть источники света или глубокие, почти черные тени).
• Если в художественных целях нужно передать часть композиции в виде белых или черных тонов (например, черную фигуру на белом фоне).
Как вводят поправку экспозиции? В камерах, где предусмотрена экспокоррекция, ее можно вводить следующим образом.
• С помощью выводимого на дисплей меню.
• Изменением значения ISO (светочувствительности матрицы) в нужную сторону. При этом положительная экспокоррекция достигается увеличением чувствительности матрицы, а отрицательная – уменьшением.
• Изменением выдержки и диафрагмы вручную.
Оглавление книги
В каких случаях полезен ручной режим?
Я хочу привести несколько примеров, когда ручной режим будет полезен.
- Съемка при низком внешнем освещении или ночью, без вспышки. Камера не сможет на каком-либо другом режиме, кроме мануала, сделать адекватный снимок – ей будет слишком мало света. Фотограф же может выставить даже самые низкие значения, при которых экспонометр будет просто зашкаливать, но фотоаппарат сфотографирует. Полученную картинку можно будет осветлить с помощью экспокоррекции или уже при постобработке. В данном случае примером может послужить, съемка закатов, точного или вечернего города и так далее.
- В студиях. С импульсными световыми источниками обязательно нужно синхронизировать камеру через специальное устройство, синхронизаторы. И эта синхронизация чаще всего производится благодаря заранее определенной диафрагме, выдержке и светочувствительности.
- Особые объективы – мануальные, которые имеют проблемы с передачей информации о диафрагме от камеры.
- Создание изображений высокого разрешения HDR, то есть картинка в этом случае состоит из нескольких других, снятых с разными параметрами. Ручной режим здесь также пригодится, если вы профессионал и знаете, какое фото в итоге хотите получить.
Интересно, а какие еще параметры можно настраивать вручную? Если внимательно посмотреть меню, то можно найти много интересного.
Здесь можно выделить следующие: баланс белого по Кельвинам, яркость и насыщенность на этапе фотографирования, область и местонахождение точки фокусировки и др. Но это уже совсем другие статьи.
Ручные (творческие) режимы съемки
Режим P
Назовем его автоматическим среди ручных. От авторежимов как таковых он отличается тем, что вы имеете возможность менять параметры, которые камера автоматически выбирает. Потому он гораздо удобнее, чем АВТО. В нем можно изменить баланс белого, выбрать точку и режим автофокуса, экспокоррекцию и экспозамер, менять выдержку-диафрагму, светочувствительность ISO, контролировать вспышку. Несмотря на множество плюсов, у режима есть существенный недостаток. Выбранные параметры невозможно зафиксировать, поэтому вам придется устанавливать их заново каждый раз.
Режим A (Av)
Отвечает за глубину резкости и приоритет выдержки и диафрагмы. Если ваша цель — добиться четкости или размытости как ближних, так и дальних предметов, вашим незаменимым помощником станет именно этот режим. Чтобы придать плану фотографии максимальную резкость, вы должны выбрать наибольшее значение диафрагмы. Так вы и добьетесь максимальной глубины резкости. Если же вы желаете резко выделить определенный объект на размытом фоне, то вам потребуется установить наименьшее значение диафрагмы.
Режим S (Tv)
Весьма эффективен при съемке в движении. При помощи него получается сделать четкие, совсем не размытые кадры. Широко применяется в спортивной фотографии. В нем нужно выделять приоритет выдержки с автоэкспозицией. Выдержка устанавливается в зависимости от желаемого эффекта на фотографии. Для того чтобы установить оптимальную, необходимо поворачивать диск до нужного положения. Для более размытых фотографий выдержка увеличивается, для четких — уменьшается.
Режим M
Вот он, этот волшебный режим, в котором работают самые настоящие мэтры фотографии! И одновременно тот, который вызывает священный трепет и страх у начинающих фотографов. Дело в том, что нам всеми рассмотренными ранее режимами фотограф хоть и имел контроль, но все же камера в большей или меньшей степени руководила результатом, то в режиме M результат целиком и полностью зависит от таланта и опыта фотографа. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают! От этого режима никуда не деться, его все равно придется осваивать, если имеется серьезное намерение профессионально расти.
В нем фотограф вручную устанавливает диафрагму, выдержку, светочувствительность, тип экспозамера. В результате абсолютного контроля над всеми этими параметрами вы получаете возможность получить экспозицию, которая будет устраивать вас целиком и полностью.
Этот режим просто незаменим для съемки в студии. Благодаря точно установленным параметрам, вы получаете стопроцентно гарантированный результат. Ведь автоматические режимы часто не могут осилить работу в сложных съемочных условиях и гарантировать желаемый результат. Ручной режим также наиболее оптимальный выбор для съемок панорам, потому что автоматические могут устанавливать для разных участков панорамы разную экспозицию. Ручной режим здесь незаменим!
Но у режима есть и минусы. Да-да, вы не ослышались. Например, ручной режим неудобен в процессе съемок для репортажа. Ведь репортаж предполагает оперативность, а ручной режим требует скрупулезности и внимательности. Однако все зависит от опыта. Если его достаточно, то можно вполне уложиться по времени и при использовании ручного режима. Например, профессиональные фотографы с большим опытом работы вряд ли прибегают к автоматическим режимам при репортажных съемках. Ведь если начать снимать в ручном режиме, то к автоматическим возвращаться не захочется по вполне объяснимым причинам.
Мы советуем вам снимать как можно больше! Только практикуясь, пробуя разные режимы съемки, неизбежно ошибаясь вы сможете досконально изучить все режимы, понять плюсы и минусы каждого из них. И не бойтесь ошибаться, поскольку ошибки — это неотъемлемая часть профессионального пути. Желаем вам творческих успехов!
Функция зебра
Большинство начинающих фотографов никогда не слышали о функции зебра, но при этом она очень полезна и помогает на начальных этапах обучению фотографии.
Зебра – это функция, при которой камера отмечает черными и белыми полосами пересвеченные участки. Включив в настройках данную функцию, пользователь на экране может увидеть те фрагменты кадра, которые на фото у него получатся слишком светлыми или темными, и подстроить значение диафрагмы таким образом, чтобы они исчезли.
Если немного отвлечься от темы фотографий, то очевидно, что человеческий глаз является более совершенным устройством, чем камера. Соответственно, без использования данной функции пользователь видит картинку реальной, а вот фотоаппарат ее воспринимает иначе. И там, где глаз видит нормальное изображение, камера может увидеть пересвет или затемнение, соответственно, снимок получится не самым удачным. Функция зебра подсвечивает пользователям такие места и помогает их исправить.
Одежда для уличных фотосъёмок
Конечно, хочется получить профессиональные фотографии в разных нарядах. Фотосессия в СПб на улице может пройти неудачно благодаря противному дождику.
В студии с нарядами и внешним видом проще — нет ветра, осадков, повышенной влажности. Зато для фотосъёмок на улице можно подобрать различные комплекты:
1. Романтическое вечернее платье для кадров на крыше дома или на перроне вокзала. 2. Свежий весенний образ для парковых зон. 3. Спортивный стиль для кадров с достопримечательностями и памятками архитектуры города. 4. Брендовые вещи для фотографий в стиле дефиле.
Два-три наряда будет достаточно. Помните, что ещё нужно придумать, где на улице можно быстро переодеться. Одежду лучше подобрать с минимальным количеством мелких застёжек. Идеально – молния или скрытые кнопки.
Ручной режим (M)
Ручной режим позволяет изменять как выдержку, так и диафрагму независимо друг от друга. Камера не делает никаких автоматических настроек. Встроенный экспонометр вашей камеры укажет вам, какая экспозиция будет правильной, но вы можете полностью контролировать установку выдержки и диафрагмы по отдельности, чтобы достичь той экспозиции, которая будет правильной для задуманного вами снимка. Прежде, чем использовать ручной режим, рекомендуется хорошо изучить треугольник экспозиции (выдержка, диафрагма и ISO) и как они повлияют на изображение.
Преимущества: этот режим дает вам полный контроль над изображением, которое вы создаете.
Недостатки: в то время, как этот режим дает множество творческих возможностей, вам следует быть осторожным и все время проверять экспозицию каждого изображения, особенно в условиях быстрой смены освещения.
Когда использовать: после того, как вы научитесь использовать этот режим, его эффекты и результаты настроек, а также как они работают вместе, вы будете использовать этот режим практически всегда.
В Ручном режиме была использована маленькая диафрагма, чтобы контролировать ГРИП, и длинная выдержка, чтобы размыть движение воды.
Как собрать устройство
Зеркальный фотоаппарат кэнон всегда помещается в упаковку разобранным. Отдельно лежат: батарея, корпус и объектив. Сначала нужно снять крышку с объектива. Затем одеть объектив на прибор. Надо найти точку белого цвета и объединить с такой же на тушке. Фотообъектив повернуть по часовой стрелке до щелчка.
Следующий шаг – крепление батареи. Делается легко. Аккумуляторный отсек расположен внизу фотоаппарата, открывается специальным рычажком. Его нужно опустить вниз, крышка сама откроется. Батарея вставляется в устройство контактами вперед. Запутаться трудно, по-другому засунуть не получится
4 Правильно компонуйте кадр
Вечеринки обычно менее хаотичны, чем концерты, так что можете потратить больше времени на правильную компоновку кадра. Используя вспышку, не направляйте ее непосредственно на человека. В качестве естественного отражателя можно использовать потолок (если он не выше трех метров). Или прикрепите на вспышку рассеиватель, например, такой как Gary Fong Lightsphere.
Забавные эффекты у вас могут получиться, если вы синхронизируете вспышку по второй шторке (эта функция обычно обозначается «Rear»), к примеру, снимая с низким показателем ISO и выдержкой в одну секунду, поводите камерой в разные стороны, «поймайте» разноцветные огни осветительных приборов, которые будут выглядеть как разноцветные световые нити. Незадолго до срабатывания вспышки направьте камеру на модель или объект съемки и подождите, пока сработает вспышка. Ваша модель на фотографии, несмотря на движения камеры до этого, получится ярко и резко.
Свет на концертах и вечеринках — один из основных факторов, создающих настроение. Даже если вам разрешено снимать со вспышкой, на концертах лучше откажитесь от нее. Поэтому хотя выступления на свежем воздухе при дневном свете выглядят менее впечатляюще, но зато на них вы можете попрактиковаться. Поиграйте с перспективой: сделайте несколько снимков, наклонив камеру, этим вы привнесете в кадр динамики.
Как фотографировать на вечеринках и концертах: С телезум-объективом вы и на расстоянии будете хорошо видеть всё, что происходит на сцене.
Ракурс
Мы с интересом разглядываем ту фотографию или кадр, которые сняты с необычного угла: с крыши или, наоборот, с земли или даже с уровня пупка. Используйте этот прием и экспериментируйте с камерой. Именно так поступают опытные фоторепортеры, чтобы зацепить зрителя: ищут непривычный ракурс.
- Опуститесь на уровень земли: «спешащие» ноги, автомобильные шины или любопытная собака на поводке тоже могут рассказать историю и задать городской ритм всему вашему фильму.
- Верхняя точка съемки (оператор может встать на лестницу, лавочку или забраться на какой-нибудь спортивный снаряд на площадке) сразу ставит зрителя в позицию могущественного наблюдателя. Ведь сверху всегда видно лучше.
- Для портретной съемки лучше всего держать камеру на уровне глаз героя или чуть ниже. Тогда все привычные пропорции лица сохранятся.
Важно: следите за краями кадра, чтобы никакие лишние урны или рекламные вывески не испортили впечатления. Сосредотачиваясь на объекте в центре кадра, люди часто об этом забывают, о чем горько сожалеют на монтаже
Как запомнить: «Сверху — зрелищно, снизу — непривычно, от уровня глаз — обычно».