Камера-обскура
Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.
Нео-пикториализм
В конце XX — го века разработал новый фотографический ток, нео-изобразительный, особенно в лице Пьера и Жиля .
Неопикториалисты хотят переоценить материал (используя кисть, кисть, скребок, комбинируя материалы, чтобы отрицать гладкий характер современной фотобумаги) и фотографическую форму, переоценивая жест, который: за пределами техники, откроет доступ к искусству.
XXI — го века увидел рождение , наоборот, движение художников и фотографов зрительные нео-фотохудожников.
Неопикториализм в современной живописи вдохновлен фотографией, особенно используя ее коды для создания живописных работ. Американская художница-портретистка Салли Манн вернулась к пикториализму в 2003 году в своей книге « Что осталось» .
Пиктореализм в России
В России пиктореализм также получил свое развитие, но на довольно приличный срок практически исчез в силу идеологических возражений, вскоре после его появления.
Здесь можно говорить о трудах Алексея Мазурина, Василия Улитина, Соломона Юдовина и пр. Позже некоторые из художников обращались к приемам пикториальной фотографии, к примеру, Клюев А. В., Буланов О. Б., Скибицкая Е.В.
Как и большинство представителей пикторианства, авторы стремились посредством своих сюжетов отобразить мир в идеальном формате.
Одновременно стараясь, чтобы окружающее выглядело так, будто его нарисовали, а не запечатлили фотокамерой.
Имена в фотографии
Когда появилась фотография — были и споры и сомнения как это обычно бывает – и лишь немногие люди почувствовали, какие возможности она даёт. Благодаря этим энтузиастам фотография превратилась в большую индустрию в наше время. Эти люди совершенно преобразовали способы делать, смотреть, судить и воспринимать фотографии. Вот наиболее значимые из них.
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон – французский фотограф, считающийся отцом фотожурналистики. Картье-Брессон наиболее известен за создание «уличной фотографии» как стиля фотожурналистики. В возрасте около 23 лет, молодой человек заинтересовался фотографией и оставил занятия живописью ради неё. «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении», — объяснит он это позже. Как не странно, он делал свои первые снимки по всему миру, избегая родной Франции. Его первая выставка состоялась в Нью-Йоркской галерее Жюльен Леви в 1932 г. Одни из первых его журналистских фотографий были сделаны на коронации Георга VI в Лондоне, однако ни на одной из фотографий не был заснят сам король.
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Углубимся в суть
Давайте разберем немного подробнее. Например, упомяну Оскара Рейландера. Его работы были довольно рискованными, так как он представлял публике не только жанровые фото, но и портреты с обнаженными телами.
При этом он использовал довольно сложную на тот момент технику – увлажнял ткань, а затем окрашивал ее с помощью кофе.
Впоследствии он решил накладывать негативы друг на друга, чтоб достичь желаемого эффекта. К слову сказать, это было начало фотомонтажа!
Интересным персонажем из истории фотографии стала также американка Сара Сирс, фотограф и модель. Сначала она занималась живописью, но потом увлеклась фото
Трудилась она над созданием портретов и натюрмортов, которые, несомненно, привлекли внимание искушенного зрителя – она была избрана в британское общество фотолюбителей
Список фотографов-пикториалистов
Пикториалисты часто были богатыми любителями, которые занимались фотографией (очень дорогой в то время) для развлечения, но с настоящим желанием, чтобы их считали художниками.
- Эдуард Адело (1871-1937), бельгиец
- Малькольм Арбетнот , англичанин
- Александр Дренс (1855-1925), бельгиец
- Фернан Беген , бельгиец
- Фернан Биньон (1888-1969), француз
- Элис Ботон (1866-1943), американка
- Леон Бовье (1865-1923), бельгиец
- Элвин Лэнгдон Коберн (1882-1966), американо-британский
- Гектор Колар (1851-1923), бельгиец
- Алида Дейнен , бельгийская
- Аманда Бушенуар (1977), французский
- Анна Дансарт , бельгийка
- Джордж Дэвисон , англичанин
- Дезире Деклерк (1842-1923), бельгиец
- Роберт Демаши (1859-1936), француз
- Пьер Дюбрей (1872-1944), француз
- Рудольф Дюркоп (1848-1918), немец
- Питер Генри Эмерсон (1856-1936), англичанин
- Фредерик Х. Эванс (1853-1943), англичанин
- Шарль Фонду , бельгиец
- Эмиль Фрешон (1848-1921), француз
- Шарль Гаспар (1871-1950), бельгиец
- Эдуард Ханнон (1853-1931), бельгиец
- Ромен Икс (1860-1953), бельгиец
- Гертруда Кезебир (1852-1934), американка
- Генрих Кюн (1866-1944), австриец
- Селин Лагард (1873-1961), француз
- Эжен Лемер (1874-1948), бельгиец
- Фердинанд Лейс , бельгиец
- Гюстав Мариссио (1872-1929), бельгиец
- Джозеф Мисонн , бельгиец
- Леонар Мисонн (1870-1943), бельгиец
- Луи Нуле , французский. Парижский клуб
- Хосе Ортис Эчагуэ (1886-1980), испанский
- Констан Пуйо (1857-1933), француз
- Эдмон Сакре (1851-1921), бельгиец
- Мирон Шерлинг (1880-1958), русский
- Леон Снейерс (1877-1959), бельгиец
- Эдвард Стейхен (1879-1973), американец люксембургского происхождения
- Альфред Штиглиц (1864-1946), американец
- Виктор Стоуффс (родился в 1868 г.), бельгиец
- Джозеф Сюри (1866-1944), бельгиец
- Жюль Ван Гриндербек (1870 — после 1931), бельгиец
- Шарль Ван Лоо-Смет , бельгиец
- Марсель Вандеркиндере (умер после 1930 г.), бельгиец
- Адольф Ветремс , бельгиец
Заглядывая в будущее
В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!
От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:
- «Плёнка: советы, камеры и первые наставления»
- «Оцифровка негативов с помощью фотокамеры»
- «Старинные фотокамеры и плёнка. Обзор»
- «Руководство: Домашняя фотолаборатория»
- «100 фотографий прекрасных винтажных камер»
- «Преимущества среднего формата»
Изобретение фотокамеры
Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография», производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.
В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.
Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.
Само понимание
Медленно мы подходим к понимаю, что из себя представляет это течение в фотоискусстве.
Сам термин представляет собой два слова: пикто и реализм. С реализмом все более или менее очевидно, а вот пикто требует пояснения: переводится как живописный.
Чтобы не быть голословным, приведу показательные примеры этого направления в фото. Фотолюбители могли запечатлевать и природу, и людей. В основном, и это стоит учесть, получаются пастельные тона, с доминированием серого, коричневого. Возможны и черно-белые снимки.
Хотя здесь мы можем наблюдать большее разнообразие – более яркие, хоть и приглушенные цвета. Как видно даже на этих кадрах, присутствующая нечеткость вполне допустима и адекватна.
Вам интересно попробовать себя в этом виде фотографии? Тогда я опишу способы, как сделать эти интересные изображения. Различают два варианта, одновременно их можно рассматривать как подвиды пиктореализма.
Оптический, то есть картинка создается с использованием фильтров и объективов, дающих мягкий рисунок, например, монокля.
Соответствующая оптика была способна дать эффект размытости, низкого контраста, могла красиво передать дымку в воздухе, перспективу и удаленность в пейзаже.
Технический – специальные методы фотопечати. В плане пленочной фотографии применялись бихроматы, соли серебра и другое для обработки материала.
Тогда появились “благородные” техники. В частности, бромомасляная и пигментная. Первая из них предполагала серьезную подготовку: позитив должен был печататься на фотобумаге бромосеребряной и дополнительно обрабатываться.
Процесс состоял из двух действий – отбеливания и дубления нужных участков материала. Фотографии становились похожи на рисунки углем или акварелью.
Чтобы получить нечто схожее с гравюрой, была необходима пигментная печать. Пигментную бумагу покрывали слоем желатина, где уже находилось красящее вещество.
Вот как это все происходило в те времена. Сегодня, постобработка фотографий полностью идет в специализированных программах, например, таких как фотошоп.
Сегодня вы узнали еще немного о фотографии, а именно о направлении прошлого времени. Прежде чем начинать творить шедевры, полностью изучите свой цифровой зеркальный фотоаппарат, а поможет вам в этом замечательный видео курс. С помощью этого курса, вы научитесь управлять своей зеркалкой и полностью в ней разбираться.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех у кого NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех у кого CANON.
До свидания, до встречи на моем блоге! Заходите сами и приглашайте друзей!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.