Как подобрать идеальную фотопленку?
На самом деле не хватит никаких сил и времени, чтобы описать в одном материале все фотопленки. Здесь собраны наиболее популярные и доступные для покупки в России (на январь 2018 года) эмульсии. Выбор за вами. Я же хотел бы дать общий совет. Постарайтесь попробовать как можно большее количество эмульсий и найдите для себя наиболее удовлетворяющий именно вас вариант. Это и будет идеальная фотопленка. Для съемки в хорошую солнечную погоду используйте фотопленки светочувствительностью 100ISO. Фотопленки 200 и 400 ISO наиболее универсальны. На них можно снимать как в солнечную погоду, так и в пасмурную, а также в помещении при использовании вспышки. 800 ISO и выше для самого плохого освещения, когда нет возможности использовать вспышку или штатив. Черно-белые высокочувствительные фотопленки доступнее своих цветных аналогов.
По мере накопления опыта вы начнёте понимать чего именно вам не хватает в ваших фотографиях и научитесь видеть разницу, но по началу будет казаться, что все фотопленки на одно лицо. Проявка тоже играет не последнюю роль. Нет смысла покупать дорогую Kodak Portra 160, если вам её проявят в грязной машине со старой химией. Всё будет испорчено. Прелесть же черно-белых фотопленок в том, что научится проявлять их самому достаточно просто. Ну, а если же вы живете в городе где есть хорошая лаборатория, то для вас открыты все творческие двери. Дерзайте и помните, что любая неудача это новая возможность.
Другие статьи этого цикла
- Введение в аналоговую фотографию. Часть 1. Типы пленочных камер
- Введение в аналоговую фотографию. Часть 3. Как выбрать рабочий фотоаппарат?
- Введение в аналоговую фотографию. Часть 4. Как пользоваться фотолабораторией.
- Введение в аналоговую фотографию. Часть 5. Хочу всё сам!
Терпение, дисциплина и правильные настройки
Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.
Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.
Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.
История
До изобретения гибкой пленки, покрытой светочувствительной эмульсией, фотографии печатались на тонких стеклянных подставках, пластинах , которые устанавливались с помощью рамки в задней части фотокамер .
Прозрачная гибкая пленка была изобретена в году американцем Джоном Карбуттом и реализована в году американским промышленником Джорджем Истманом — будущим основателем компании Kodak — в виде рулонов шириной 70 мм
Это основа из нитрата целлюлозы , очень опасная, потому что она легко воспламеняется, даже взрывоопасна и, в любом случае, нестабильна и разлагается, несмотря на все меры предосторожности при хранении. Этот фильм, называемый «пленочное пламя», будет руководить кинематографическим производством до 1950 года
В 1938 году появляется фильм, известный как «безопасный», или «негорючий фильм» ( защитная пленка из ацетата целлюлозы, но со временем деградирует, несмотря на все меры предосторожности при хранении, из-за медленно горящего «уксусного синдрома» (разложения ацетата до уксусной кислоты).
Гибкая пленка Джона Карбутта позволяет кинематографу выйти из своей предыстории ( пре-кино ) с первыми фильмами, снятыми в 1891 году первым кинорежиссером, франко-британцем Уильямом Кеннеди Лори Диксон для Томаса Эдисона , впервые в формате 19 мм шириной с один ряд перфораций внизу рамок выше ширины и горизонтальная прокрутка, затем до формата шириной 35 мм (рулоны Eastman диаметром 70 мм, разрезанные пополам по длине) с одним, затем двумя рядами перфораций по краям и по вертикали прокрутка изображений на этот раз шире, чем их высота. Последователи хронофотографии , такие как Этьен-Жюль Марей или Эдвард Мейбридж , сразу же применили гибкую пленку для оснащения своих портативных фотоаппаратов, но стеклянная пластина надолго останется связанной с фотографией изобразительного искусства и, в частности, с портретной фотографией .
Джордж Истман нацелился на широкую публику и выпустил первую гибкую фотопленку для одного корпуса — Kodak «100 кадров». Он усовершенствовал в 1900 году , чтобы позволить загрузку в день и введение Домовой п о 1 , который будет популяризировать фотографии. Пленка отклоняется гибким экраном 120 , с 1901 по Brownie n o 2, затем 220 (двойной длины, в 1965 году) и т. Д.
Формат 35 мм дает картридж 135, упаковка, продаваемая Kodak с 1934 года, позволяющая загружать и обрабатывать рулон средь бела дня.
Шкальные фотоаппараты
Современные чувствительные пленки позволят «прижать» диафрагму, и вполне комфортно наводить фокус на глаз, пользуясь широкой ГРИП.
Еще, современная пленка подразумевает обратную перемотку, значит, нужна камера с такой функцией
Обратите внимание, если рассматриваете совсем старые аппараты
Рекомендую посмотреть Смена-8М или Смена-35. Можете взять ЛОМО Компакт-Автомат. Этот аппарат родоначальник Ломографии. Легенда, можно сказать. Совсем несложно лично приобщиться к этому виду искусства.
Однако, снимая классическим школьником, вы можете столкнуться с одним интересным затруднением. Сейчас все привыкли снимать на сотовый телефон. Камера телефона дает очень широкий угол охвата. В эквиваленте 35 мм фотопленки камеры телефонов имеют ФР ~28 мм. Это соответствует категории широкоугольных объективов.
Широкий угол дает специфические искажения, которые, на самом деле, очень заметны на телефонных снимках, но все привыкли и не обращают на них внимание. Зато, в широкий угол умещается все, что нужно
Цитирую спецификации к современному телефону, у которого есть 3 камеры с объективами, дающими разные углы:
— Основной объектив на 12 МП, f/1.8 и 27 мм;— Телефотообъектив на 8 МП, f/2.4 и 52 мм (2Х оптическое увеличение);— Широкоугольный объектив на 16 МП, f/2.2 и 17 мм.
Чувствуете, эквивалент 52 мм, это, оказывается, телефото!
Это я к чему? Это я к тому, что все привыкли к широкому углу. Широкий угол это удобно.
А объектив среднестатистического шкальника имеет ФР ~40 мм. Это ближе к нормальному объективу. И для стандартных сюжетов, снимаемых телефоном, угол охвата вашего шкальника будет казаться слишком узким.
Нужно будет немного привыкнуть. Или выбирать аппарат со сменной оптикой.
Кстати, у ЛОМО Компакт-Автомат фокусное расстояние объектива 32 мм. Объектив широкоугольный. Но аппарат уже ближе к мыльницам, чем к классике. Выбирать вам, в общем. Почитайте обзоры.
Шаг 3. Выберите пленку
В наше время производится и продается огромное количество фотопленок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных пленок. В добавок к этому при желании несложно найти в хорошем состоянии множество пленок, снятых с производства.
В рамках данной статьи я сознательно не буду читать вам лекцию про типы пленок. Изучать и пробовать пленки — один из источников наслаждения для современного фотографа, с моей стороны было бы жестоко лишать вас этого удовольствия. На стартовом этапе моя задача подсказать, с чего имеет смысл начать.
Если вы никогда не снимали на пленку (или снимали давно), для начала я советую вам попробовать несколько самых бюджетных пленок основных производителей. Это поможет вам сориентироваться в многообразии цветовых решений и наметить собственные пути для изучения пленок.
В будущем вы обязательно попробуете много разных пленок, научитесь хорошо видеть (предвидеть) и понимать их цветовые особенности, подбирать пленку под задачу и сюжет. Сейчас вам нужно получить общее представление о том, какие вообще бывают пленки. Лучше всего для этого подойдет вот такой «джентельменский» набор:
Безусловно, меня распирает желание рекомендовать вам еще как минимум 30-40 различных не менее замечательных пленок, но я делаю над собой усилие и играю в игру «выбирай, а то убьём». Только 4 пленки для начинающих, и ни одной больше. Почему именно эти четыре? Объясняю:
Отсняв эти четыре ролика, вам будет намного легче выбирать пленку в дальнейшем. На каждом этапе вы будете понимать пленки все лучше и лучше, и выдавать все более и более интересные результаты. Но начать я рекомендую именно с этих четырех. Можете просто поверить мне на слово, чуть позже вы убедитесь в том, что это был хороший совет.
Выберите фильм.
Когда дело доходит до выбора пленки, существует три основных варианта: изменение цвета, изменение цвета в черно-белом и пленка для печати. Самый распространенный тип пленки, который многие из нас, вероятно, видели раньше, — это пленка для печати, которая дает негативы.
Негативы отражают инвертированные цвета, поэтому их необходимо проявить, чтобы обеспечить правильную окраску. Это также самые дешевые и самые распространенные в магазинах. Kodak, Fuji и Ilford являются основными производителями 35-миллиметровой пленки для печати и предлагают широкий выбор цветных или черно-белых вариантов с различными значениями чувствительности ISO и балансами белого. Самый дешевый из всех вариантов 35-миллиметровой пленки, отдельные рулоны, можно купить где угодно между 7-13 долларами (5-10 фунтов стерлингов) или дешевле оптом.
(Изображение предоставлено: Bonn_A / Shutterstock)
Второй наиболее распространенный тип пленки — это пленка с изменением цвета, также известная как прозрачная пленка. Они содержат нормальный цветовой спектр и могут быть сравнительно точно просмотрены через увеличительное стекло или лупу. Поместите их в небольшой пластиковый футляр, и мы называем их слайдами, теми же слайдами, которые некоторым, возможно, приходилось смотреть после того, как родственники вернулись из отпуска.
В настоящее время существует два основных производителя слайд-пленки — Kodak и Fujifilm, каждый рулон которых стоит около 20 долларов (или от 15 до 20 фунтов стерлингов). Черно-белая обратная пленка работает так же, как стандартная цветная слайд-пленка, но из-за того, что она создает только монохромное изображение, возможно, менее популярна.
Типы пленки
Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.
На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.
Зоркий-4
Плюсы
- дизайн в стиле ретро
- съемный объектив
- ручная и длительная выдержка
- корректировка на +/- 2.5 диоптрии
Минусы
небрежная сборка
От 4 428 ₽
«Зоркий-4» — представитель пленочных фотоаппаратов с металлическими шторками, в 70-ых годах выпускавшийся Красногорским механическим заводом. Дальномерная малоформатная камера оснащена синхронизатором и автоспуском. Для людей со слабым зрением предусмотрена возможность корректировки видоискателя на 2,5 диоптрий. Резьбовое соединение М39 обеспечивает плотную посадку объектива этого зеркального фотоаппарата и возможность его замены на широкоугольную оптику.
Какие выдержки реально нужны?
Широкий ассортимент выдержек это бесспорный признак хорошего фотоаппарата, однако, большая часть советских моделей имеет диапазон выдержек от 1/30 до 1/500 или от 1/15 до 1/250 с небольшими вариациями.
Это совсем немного вариантов по современным меркам.
Правда, мыльницы, которые завоевали мир в 80-90-х и того не имели.
Если коротко, то выдержки длиннее 1/60 не нужны, т.к. без смаза на длинной выдержке снимать вряд ли получится. У механических аппаратов и кнопки бывают тугие и движение затвора / зеркала (у кого есть) создают сотрясения.
На улице с пленкой ISO100-200 вам длинные выдержки просто не понадобятся.
На счет коротких, не так все вольготно. 1/500 иметь все-таки желательно. Дальномеры и зеркалки такую дадут, шкальники — чаще нет.
Но, желательно не значит обязательно. Даже если день солнечный, зарядите в шкальник ISO100, прижмите диафрагму до f8-f11 и все виды ваши. Пленка один, а то и два стопа ошибки в экспозиции прощает.
Вообще, если день не откровенно темный пасмурный, заряжайте ISO100.
С дальномером или зеркалкой на 1/500 вы сможете снимать при диафрагме f5.6-f8 практически любые сюжеты в солнечный день. Ну, в крайнем случае прикроете до f11.
Вообще, перед покупкой пленки пройдите с экспонометром по местам будущей съемки и поприкидывайте экспозицию на понравившихся вам сюжетах. Все станет ясно.
Вот если есть желание в яркий солнечный день размывать фон, используя f2, например, то это уже проблематично. Даже 1/1000 у советских аппаратов встречается редко. Из разумных вариантов могу предложить посмотреть Зенит-19 из зеркалок. И мы уже говорили о Киев-4 разных модификаций среди дальномеровНо 1/1000 для данного примера будет недостаточно.
1/2000 вообще уникальный вариант. Советских аппаратов таких существует буквально пара, — это Зенит-КМ (лучше брать вариант Зенит-КМ plus) и Зенит-АПК.
Оба с автоматической экспозицией. Хотя полуавтоматический (читай ручной) режим тоже есть у обоих.
Зенит-КМ – аппарат с мотором и у меня складывается впечатление, что вариант Зенит-КМ plus наиболее надежный из всех с выдержкой 1/2000.
В общем, мой совет, — хотите размывать фон, установите советский объектив на цифровую тушку. Будет отлично.
Если же есть желание попробовать пленку, ориентируйтесь на прикрытые диафрагмы и большую ГРИП.
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Проявка
Когда вы отсняли пленку, вам нужно набраться терпения до того, как вы сможете увидеть результат. Для меня это часть удовольствия. Когда вы решите проявить пленку, убедитесь, что делаете это правильно. Если вы не знакомы с процессом проявки, или у вас нет для этого ресурсов, отнесите его в лабораторию, чтобы ее проявили за вас.
Помните, что если вы доверяете кому-то проявку своих пленок, лучше отнесите ее туда, где, вы уверены, с ней обойдутся аккуратно, вместо того чтобы заплатить пару долларов в местной лавочке. Если есть возможность, попробуйте научиться проявлять самостоятельно. Это очень важная часть пленочной фотографии, и это обеспечит вам как фотографу гораздо более высокий уровень контроля над результатом.
Kodak Gold 200
Процесс проявки С-41.
Цветная негативная плёнка. Для съёмки при нормальном свете и в условиях лёгкой облачности. Рекомендуется для умеренно динамичных сюжетов.
C этой плёнкой у меня как-то не сложилось, хотя цвета очень интересные на неё получаются.
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом Pentacon auto 29mm f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом Pentacon auto 29mm f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом Pentacon auto 29mm f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом Pentacon auto 29mm f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом Pentacon auto 29mm f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 + MC конвертер К-1 |
Kodak Gold 200 + Зенит-ЕТ с объективом МС Гелиос 44М 58мм f/2,0 |
Kodak Gold 200 + Canon EOS 1 с объективом МС Индустар-61Л/З 50мм f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Canon EOS 1 с объективом МС Индустар-61Л/З 50мм f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Canon EOS 1 с объективом МС Индустар-61Л/З 50мм f/2,8 |
Kodak Gold 200 + Canon EOS 1 с объективом MC Зенитар-М 2,8/16 |
Kodak Gold 200 + Canon EOS 1 с объективом MC Зенитар-М 2,8/16 |
Проявка цветных плёнок
Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.
Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.
Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.
Но подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.
Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.
Fujifilm Pro 400H — цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканирования. Цена: 370 р.
Fujifilm Reala 100 — высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до теней. Цена: 270 р.
Kodak Professional PORTRA 160 — обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.
На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.
Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, — отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители — Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.
Fujifilm Velvia 50 — цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.
Fujifilm Provia 100F — цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS — 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.
Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография — это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.
Ваши «правильные» цифровые цветные снимки — заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.
В следующих публикациях мы как раз перейдём к практике съёмки на плёнку на основе чёрно-белого негативного процесса. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.
Продолжение следует..
Как все это взаимодействует?
Итак, мы хотим сделать снимок какого-нибудь объекта. Нам хочется посильнее размыть фон вокруг снимаемого элемента и мы, соответственно, открываем диафрагму (уменьшаем ее значение), чтобы больше света проникло на пленку и фон стал более размытым. Но в этот момент мы понимаем, что на улице светит солнце и что открытая диафрагма, пропустив больше света, рискует подпортить наш кадр пересветом. Для этого мы прибегаем к укорачиванию нашей выдержки – уменьшаем время в течение которого свет будет попадать на пленку и тем самым правильно экспонируем кадр. В такие моменты необходимо понимать в приоритете какой настройки будем вести съемку – в приоритете выдержки или диафрагмы.
Приоритет диафрагмы (или же A/Av)
Как мы с вами уже выяснили ранее, диафрагма отвечает за количество света, которое проникает на нашу пленку и за глубину резкости нашего кадра. С помощью данного режима мы можем контролировать размытие нашего фона или наоборот. Приоритет диафрагмы отлично подходит для съемки портретов или при съемке в условиях недостаточной освещенности. На более современных пленочных фотоаппаратах данный режим есть по умолчанию и автоматика сама определяет выдержку после установки необходимого нам диафрагменного значения. В остальных же случаях, все это необходимо делать вручную. Ниже можно наблюдать наглядную разницу при съемке на прикрытой диафрагме и открытой:
- Закрытая диафрагма
- Открытая диафрагма
Приоритет выдержки (или же S/Tv)
При съемке в приоритете выдержки мы выставляем необходимо количество времени в течение которого будет свет проникать на нашу пленку и подгоняем диафрагму под это значение. Данный режим подойдет для съемки быстродвижущихся объектов (автомобили, спортивные мероприятия и т.д.), когда поступиться выдержкой просто не получится. При этом ощутимо увеличивать длину выдержки при недостатке освещенности не самая лучшая идея, особенно если вы не используете штатив – кадр получится размытым.
Пример неудачного кадра при использовании приоритета выдержки
Аналогично предыдущему примеру с диафрагмой – на определенных моделях пленочных фотоаппаратов данный режим также присутствует и автоматически определяет значение диафрагмы под нашу выдержку.
Естественно, сначала будет сложно во всем этом разобраться, но спустя пару пленок вы начнете понимать закономерности и научитесь определять необходимые параметры даже без помощи экспонометра. Для меня в начале пути это казалось невозможным – слишком много надо держать в голове, настраивать, но на самом деле все это довольно легко. Одна из прелестей пленочной фотографии в том, что вы сами строите свой кадр и отвечаете за все настройки. Это открывает больше возможностей, вы лучше начинаете чувствовать кадр и безусловно, это огромный простор для творчества: мультиэкспозиция, экспокоррекция и прочие параметры, которые тоже очень интересны и важны при съемке. Безусловно, одна из будущих статей будет посвящена этим параметрам, а также поговорим про то, что такое фокусное расстояние и как оно влияет на наш кадр. Желаю удачи!