Введение в жизнь и творчество Энди Уорхола
Урожденный Андрей Вархол (1928-1987) стал американцем в первом поколении в семье эмигрантов из Словакии. Андрей рос в фабричном Питтсбурге, был хилым и неуверенным в себе ребенком. Болезнь, связанная с расстройством центральной нервной системы (пляска святого Витта), серьезно подорвала его здоровье. Теперь недели постельного режима станут для Андрея обыденностью.
Мать приносила сыну сладости, комиксы, раскраски, бумажных кукол и фотографии его любимых кинозвезд, чтобы тот не скучал в одиночестве. Уорхол вспоминал эту часть детства с глубокой нежностью, считая, что тогда начали зарождаться его художественные предпочтения и навыки.
Супермен (1961 г.). Взято с сайта https://www.yahoo.com
Получив высшее образование на последние деньги родителей в Технологическом университете Карнеги по специализации «рисование и дизайн», Андрей уезжает в Нью-Йорк и меняет имя на Энди Уорхол. Он устал от нищеты и желал стать коммерческим художником. Творческая смекалка и броское имя могли помочь в привлечении клиентов.
Туфли в алмазной пыли (1980 г.) (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
Работа иллюстратором в Vogue, Harper’s Bazaar, обувной компании «I. Miller» и других организациях приносили до 100 тыс. долларов в год. Заказы шли потоком и деньги тоже. Но Уорхолу чего-то не хватало. Он желал достичь социальной вершины в обществе, подобно Роберту Раушенбергу или Джасперу Джонсу, что было недоступно для коммерческих художников. Тогда он пересмотрел свое отношение к абстрактному экспрессионизму, который господствовал в то время в США, и с интересом обратился к изображению вещей и образов из повседневной культуры.
Критериями его работ стали «американскость», эффектность и наличие потребляемых символов.
(с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
Уорхол пробовал себя в разных творческих направлениях (шелкография, инсталляция, кинематограф, фотография, видео-арт, модельный бизнес, драматургия, музыка и т.д.), основал «Фабрику» – свою студию на Манхэттене, пережил клиническую смерть после попытки покушения на него и много рефлексировал на тему страданий и смерти.
(с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
Хотите знать подробности? Советуем посмотреть 26-минутную программу «Гении и злодеи. Энди Уорхол» телеканала «Культура» на YouTube.
Друг
Энди Уорхол познакомился с Жан-Мишелем Баския в 1982 году, когда они находились на разных этапах своей карьеры: первый был безусловной звездой, второй – начинающим художником граффити под псевдонимом SAMO.
Ron Galella
С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Это положило начало их знакомству и совместной работе: с 1984 по 1985 год они написали 130 совместных работ. Однако их общение не ограничивалось лишь профессиональными рамками. Вместе они ходили на шопинг, ели китайскую еду, обсуждали выставки.
Кадр из рекламной кампании Saint Laurent
Одним из наглядных свидетельств дружбы художников стал плакат к открытию их совместной выставки в галерее Shafrazi. На нем Уорхол и Баския одеты в боксерскую униформу. Спустя 35 лет архивные фото обрели новую жизнь – в рекламной кампании Saint Laurent этого года, приуроченной к выходу совместной коллекции c маркой боксерской экипировки Everlast.
Вероятно, вам также будет интересно:
Кто такой Маурицио Каттелан
Почему искусство стоит так дорого?
Как найти современных художников, чье искусство вам по карману
Самые известные «фабрики» искусства: Брейгели, Уорхол, Кунс и Мураками
Стиль и произведения
Стиль Уорхола в искусстве — это его собственная концепция поп-арта и артхауса. В кино он делает тоже самое, что и в живописи. Он всегда стирает границы. Всем известна эта легендарная банка супа Кэмпбелл. Критикам очень трудно признать это, но Энди не имел никакого второго смысла, когда её изображал и преподносил зрителям. Он видит её в качестве куска от гештальта. В психологии — это нечто большее, чем сумма вещей. Если кто-то смотрит на кухонный стол, то видит не стол, скатерть и тарелки на нём, но ещё и своё отношение к пространству и времени. Стол может ассоциироваться с чем-то, что является источниками комфорта или дискомфорта. Энди не мудрит с такими конструкциями, а просто рисует банку супа, который ему на самом деле нравится. Кухню никто придумать не сможет, не успеет, психику ослепляет сама этикетка, сам образ банки. Это, кстати сказать, основная сила воздействия коммерческих упаковок. Они работают ещё до того, как человек начинает думать в качественных категориях.
Энди Уорхол работы свои любил, но более любил самого себя. Это совершенно не означает, что он был законченным эгоистом. Он помогал тем, кого считал достойным. Почему? Потому что универсальные люди многофункциональны. Так он их видел, в этом их отличие от всех остальных вещей. Люди — это более вещи, чем вещи, потому что они люди. Они имеют право использовать объекты живой и неживой природы так, как им нравится. Вот такая у него была философия. И это вовсе не призыв к вседозволенности. Ему самому насилие не нравилось, поэтому он считал насилие неестественным для людей и вещей. В общем — такой парень, которому нравятся джинсы, которому не нужно объяснять, что делать зло — это зло, потому что делать зло ему было бы слишком сложно. Это вызывает дискомфорт, а вещи и универсальные люди должны быть в порядке. Железная логика аутиста, и придраться к ней невозможно.
Публика создала много шума вокруг портретов известных личностей, образа Ленина на красном фоне, диптиха Мэрилин Монро, содержащего множество её портретов и созданного после смерти актрисы, картины «Пистолет», название которой вводит в заблуждение, потому что на ней изображён револьвер. С уверенностью можно сказать, что Энди таких тонкостей просто не отсекал. Для него было куда более важным то, что на картине изображёна копия оружия из которого некто Валери Соланас, писательница, сценаристка и радикальная феминистка, широко известная в крайне узком кругу до покушения и ставшая знаменитостью после него. Это произошло на «Фабрике», которая представляла собой художественную мастерскую, клуб, киностудию и иногда вертеп. Результатом покушения стало то, что он испытывал большие физические и нравственные страдания. Три пули угодили ему в живот, был ранен кто-то ещё из тех, кто постоянно ошивался на «Фабрике» по делу и без дела. Однако Энди не стал подавать иск на Валери. Её приговорили к трём годам и принудительному лечению в психиатрической клинике.
Из-за покушения здоровье было серьёзно подорвано, но непосредственной связи между ним и смертью не было. Выстрелы прозвучали в 1968 году, а смерть наступила в 1987 году, через 19 лет. В эти годы художник продолжал заниматься творчеством, в частности — ставил свои эксперименты с раскраской гоночного автомобиля, который представлял собой динамическое произведение искусства.
Смысл
Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, погибшей актрисой трагической судьбы — она превращалась в обезличенный рекламный штамп. Энди Уорхол показывал не человека, а символ массовой культуры, подобный банкам супа.
Своим произведением автор бросал вызов культуре модернизма. Раньше картина ценилась за мазки кистью, которые наносил художник, — Уорхол противопоставил этому бездушное штампование и тиражирование. Впоследствии для создания работ он стал применять метод шелкографии: изображение отпечатывалось с помощью трафарета на ткани. Кроме того, Уорхол делал большое количество копий своих произведений — это тоже был его метод.
Детские годы Энди Уорхола
Будучи ещё совсем маленьким, Энди начал часто болеть. С 4 до 8 лет он перенес не одно тяжелое заболевание, среди них самым страшным была болезнь хорея Сиденгама, или «танец святого Витта». Мальчик страдал от приступов и был буквально прикован к кровати. В школе он становится изгоем. Также ребёнок стал слишком мнительным, начал бояться больниц и врачей. Этот страх не отпускал его до самой смерти. В это нелёгкое время Уорхол Энди играл с вырезанными куклами, слушал радио. Мать тогда рисовала сыну разные картинки, постепенно он и сам начинает рисовать всевозможные предметы, окружающие его, а также составлять коллажи из старых газет. Так ещё в раннем детстве у Энди появился первый интерес, а потом и любовь к рисованию. Несколько позже мама Уорхола, заработав немного денег, приобретает сыну небольшой кинопроектор, через который он смотрел рассказы в картинках на стене комнаты. Таким образом, в детстве начинает постепенно развиваться творческий потенциал будущего художника. Когда Энди исполнилось 9 лет, он начинает посещать курсы художественного мастерства, которые велись бесплатно. В 13-летнем возрасте мальчик теряет отца, тот погибает на шахте.
Влияние
После «Диптиха» художник создал огромное количество портретов Монро разных форматов. Он также взялся за других «поп-героев» того времени: Мао Цзедуна, Майкла Джексона, Лайзу Миннелли, Элизабет Тэйлор.
Сегодня самую узнаваемую картину Уорхола широко используют в дизайне всех направлений. Рисунок повторяют на посуде, одежде, обоях, аксессуарах. Производители LEGO даже выпустили конструктор, посвящённый картине.
Принт с Монро неоднократно использовали в разных коллекциях одежды. В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола. В коллекции были также туфли, сумочка, костюм с шортами и мини — с лицом актрисы.
В 2009 году Nike выпустила модель кроссовок Air Max с уорхоловской Монро. В 2016 году Converse и фонд художника создали концептуальную линейку кед с этим портретом.
Графичный и яркий образ Мэрилин — излюбленный сюжет в стрит-арте. Джефф Циммерман нарисовал на фасаде института искусств в Чикаго уорхолловскую Монро. Летом 2021 года уличный портрет актрисы появился в Дзержинске.
Образ также используется в сатирических работах в качестве культурного штампа. Например, современный американский художник Jay-C добавил портретам актуальные сейчас медицинские маски.
Конструктор LEGO. Фото: LEGO / mir-kubikov.ru
Кеды Converse. Изображение: пресс-служба Converse
Тарелки с изображением Монро. Фото: thecastoffqueen / ebay.com
Изображение: Jay-C / 1stdibs.com
Портрет, Джефф Циммерман. Фото: Jeff Zimmerman / @urbanmuralhunter / Terence Faircloth / flickr
Покушение Валери Соланс и реабилитация
Радикальная феминистка Валери Соланас, автор «SCUM Manifesto» (Манифеста общества полного уничтожения мужчин), была частым посетителем Фабрики. Уорхол проникся ее самобытностью и даже снял в одном из своих фильмов. 3 июня 1968 года Соланс поднялась в офис Энди на Фабрике и трижды выстрелила ему в живот. Чуть позже она сама сдалась полиции, заявив: «Меня ищет полиция. Я стреляла в Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Другие объяснения Соланс отказалась давать даже на суде, ссылаясь на манифест, в котором она детально изложила свое отношение к мужчинам как к «никчемным кускам дерьма».
Уорхола удалось вывести из состояния клинической смерти, часть внутренних органов была сильно повреждена и нуждалась в удалении. Энди перенес операции и выжил, но был вынужден носить корсет всю оставшуюся жизнь.
В «Дневниках Энди Уорхола» его машинистка Пэт Хэкетт так вспоминает Уорхола в период восстановления: «Каждый раз, когда Энди после покушения вновь встречался с друзьями, у него было такое выражение лица, будто он сам крайне изумлен, что выжил и теперь может их всех видеть снова… В какой-то момент, еще в больнице, до того, как врачам удалось вернуть его к жизни, Энди, пребывая в полубессознательном состоянии, услышал, как они обсуждают, окончательно ли отправился он «на тот свет», и поэтому после июня 1968 года причислял себя к тем, кто, так сказать, официально «вернулся с того света».
СПИД, джип, велосипед, 1985-1986
Муза Уорхола и Дали
Изабель Коллин Дюфрен — девочка, взглянув на которую, никогда не скажешь, что она была воспитана в строгой религиозной семье. Бунтарка покинула родную Францию и отправилась в Нью-Йорк, где умудрилась познакомиться с самим Сальвадором Дали и стать его музой, а затем ученицей и самостоятельным художником.
В 1964 году Энди Уорхол заключил с ней контракт. Дюфрен взяла себе псевдоним «Ультрафиолет», воспользовавшись советом главы знаменитой фабрики суперзвёзд. Выбор пал на этот сценический образ, потому что девушка очень любила фиолетовый цвет: краска волос, одежда, обувь, интерьер. Ультрафиолет стала ещё одной героиней андеграудного кино Уорхола. Как Эди Седжвик была вероломно свергнута Нико, так и Ультрафиолет ушла в тень новой звезды Вивы.
Однако в 1970-х Дюфрен выпустила свою автобиографию под названием: «15 минут славы: мои годы с Энди Уорхолом», где восторгалась своей жизнью в эпоху поп-арта и фабрики.
Уорхол и Дали. (pinterest.com)
Новая Третьяковка и её взгляд на творчество Уорхола
Уорхол восхищался драг-квинами и трансвеститами, считая, что они занимаются тяжелой работой — стараются выглядеть противоположностью того, кем тебя создала природа, быть подделкой выдуманной женщины (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
25 сентября в Выставочном зале Союза Художников России в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открывается выставка «Я, Энди Уорхол», которая покажет художника с разных сторон и попытается разгадать секрет его творческого долголетия.
Вы увидите более 200 работ пионера поп-арта, среди которых ставшие хрестоматийными полные портфолио «Мэрилин» (Marilyn), «Банки с супом Кэмпбелл» (Campbell’s Soup Cans), «Мао» (Mao), «Цветы» (Flowers), «Камуфляж» (Camouflage), «Дамы и господа» (Ladies and Gentlemen), «Ковбои и индейцы» (Cowboys and Indians), «Вымирающие виды» (Endangered Species), «Десять портретов евреев ХХ века» (Ten Portraits of Jews of the Twentieth Century) и другие. Кроме этого, будут показаны известные работы «Двойной автопортрет», «Череп», «Электрический стул», «Везувий» и портреты Ленина.
Кроме того, вы сможете проследить творческий путь Уорхола, познакомившись с коллекцией модных нью-йоркских журналов (Vogue, Glamour, Harper’s Bazaar), в которых художник работал в качестве иллюстратора в 1950-х годах, а также с коллекцией оригиналов журнала Interview, основателем американской версии которого в 1969 году стал Уорхол.
Обложки журнала «Interview» (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
На выставке также будут представлены киноработы Энди Уорхола, отдельный зал будет посвящен сотрудничеству художника с лейблами и музыкальными группами (The Rolling Stones, The Velvet Underground и др.). Кроме этого, вы сможете ощутить себя участником арт-студии Уорхола «Фабрика», которая в 1960-х гг. стала центром притяжения мировой богемы.
Энди Уорхол разработал обложку первого альбома альтернативной американской рок-группы «The Velvet Underground». Советуем послушать песню «All Tomorrow`a parties», так как именно её любил Уорхол и включал на повторе во время работы (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the visual Arts.inc/ licensed by The Artist Rights Society (ARS)New York ЛИБО (с) (2020)The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.
Посетителям будет предложен бесплатный аудиогид, а также организованы экскурсии, лекции и воркшопы.
Начало карьеры
Окончив институт в 1949 г. Энди Уорхол отправился в Нью-Йорк, где занимался оформлением витрин, а также рисовал открытки и постеры. Позднее он начал сотрудничать с несколькими авторитетными изданиями, включая «Harper’s Bazaar» и «Vogue», выступая в качестве художника-иллюстратора.
Первый творческий успех к Уорхолу пришел после того, как он оформил рекламу для обувной фабрики «И. Миллер». Он изобразил на плакате обувь, украсив свой эскиз кляксами. За свою работу он получил хороший гонорар, а также немало предложений от известных компаний.
В 1962 г. Энди организовал свою первую выставку, которая принесла ему большую популярность. Его дела шли настолько хорошо, что он даже смог купить дом на Манхэттене.
Став обеспеченным человеком Энди Уорхол смог заняться любимым делом – рисованием. Интересен факт, что он был одним из первых, кто начал применять трафаретную печать. Таким образом ему удалось быстро размножать свои полотна.
Посредством матриц Уорхол создал свои самые знаменитые коллажи с изображениями Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Ленина и Джона Кеннеди, которые позднее стали символами поп-арта.
Последние дни жизни Уорхола. Его творчество сегодня
На Энди Уорхола в 1968 году было совершенно покушение бывшей моделью его «Фабрики» Валери Солан. У него была клиническая смерть, но он выжил, хотя и сильно после этого изменился. Умер в нью-йоркской больнице 22 февраля 1987 года, во сне. На сегодняшний день его считают главным художником конца ХХ столетия. О нём снимают фильмы, пишут книги, организовывают выставки. Состояние Уорхола, которое оценивают в сто миллионов, было завещано им самим его собственному фонду, который поддерживает художественные организации. Сегодня в Питтсбурге находится музей Энди Уорхола, который был открыт в 1994 году. В его коллекции — 4258 экспонатов: 900 работ живописи, серии шелкографий, графические работы, фотографии, скульптуры, видеоработы и кинофильмы.
Энди Уорхол (Andy Warhol). Поймать суть жизни в объективе фотокамеры.
Энди Уорхол: Эндрю Вархола, в будущем знаменитый Энди Уорхол, появился на свет 6 августа 1928 года, однако, сведения о дате рождения Энди Уорхола весьма противоречивы: существуют разночтения в точном дне его появления – в разных источниках отмечают 28 сентября и 6 августа 1927, 1928 и 1930 годов.
Сам же Энди Уорхол указывает датой своего рождения 6 августа 1928 г. В то время, когда родился Энди Уорхол, его родители жили в Соединённых Штатах Америки в штате Пенсильвания, город Питтсбург. Они познакомились в маленькой деревне Микова, расположенной в северо-восточной части территории бывшей Чехословакии.
Рекламная деятельность служила отправной точкой в художественной карьере Энди Уорхола, оставив это занятие он начал пробовать себя не только в рисунке и живописи, но и в фотографии, шелкографии (трафаретной печати), кинематографе, хепенинге, журналистике и многом другом. Обладающий азартом и отличными коммуникативными способностями Энди Уорхол быстро стал своим в светском обществе, более того, он получил его признание, доверие и восхищение.
Со временем Энди Уорхола начали называть «Папой поп-арта». Всё время живя на периферии между совершенно разными социальными слоями и культурными средами, Энди Уорхол строил своё искусство на основе всем известных дихотомий: низкое и высокое, массовое и элитарное, популярное и забытое. Энди Уорхол старался творчески подходить к разрешению противостояния между повседневной культурой масс и высоким элитарным искусством. Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхол в кинематограф, журналистику и фотографию. Последнее, впрочем, нельзя переоценить.
Работы Энди Уорхола олицетворяли триумф коммерческого поп-арта США. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, её обработке и «массовому» распространению. Первую половину 60-х годов XX века Andy Warhol занимался созданием карандашных рисунков, на которых были изображены долларовые банкноты. Одновременно с этими произведениями появляются и изображения банок фирмы Campbells (суп) – именно эти работы в 1962 году после выставки в галерее Нью-Йорка «Стабл» и принесли Энди Уорхолу известность.
Следующий этап творчества художника был связан с овладением техникой шелкографии, с помощью которой появилась возможность копировать один и тот же сюжет множество раз. Эти неизменные повторения и стали визитной карточкой художника, яркой чертой его неповторимого творческого таланта. Это были нескончаемые ряды банок Кока-колы, на смену которых пришли портреты Лиз Тейлор, Мерлин Монро и Элвиса Пресли.
В течение длительного времени перемены в работах Энди Уорхола касаются лишь цветовых фильтров и сюжетов. Принцип монотонности и массовости творчества Энди Уорхола всегда остаётся неизменным. Идеей Энди Уорхола было создание чего-то неизменного, воздвигнутого как бы с помощью машинного повседневного производства. Его главной целью было достижение одинаковости «мышления» всех его работ. В рамках этой идеи Энди бесконечно воспроизводит на своих работах фото из журналов и газет, не имеющих никакого лица, направления, практического назначения, не несущих в себе никакой смысловой нагрузки.
На своих работах он изображает сцены природных катаклизмов и техногенных катастроф, массовых смертей и беспорядков на улице; казалось бы, такие работы должны вызывать бурю эмоций у зрителя. Но Энди Уорхол желает добиться совершенно иного: его целью является изобразить эти картины бесконечное количество раз так, чтобы они утратили всякую смысловую нагрузку и не вызывали у их зрителя совершенно никаких эмоций помимо равнодушия и уныния. Точно так же и в жизни Энди Уорхол зачастую выступал с позиции циничного наблюдателя. Так как Энди Уорхол применял тиражную технику шелкографии, он мог в огромных количествах выпускать работы, ставшие настоящим символом поп-арта и американской художественной культуры XX столетия. Нельзя не отметить яркие и талантливые работы и в фотографии: The Andy Warhol Museum, Christie’s, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.
Главное о выставке
А также генеральный партнер выставки – международная платежная система Mastercard – подготовил интерактивный благотворительный стенд и специальную видеозону, где можно снять видео со своим участием, загрузить его в cмартфон с помощью сгенерированного QR-кода и поделиться им в соцсетях.
Куратор выставки – Джанни Меркурио, который является одним из самых авторитетных специалистов по Уорхолу, куратором выставок Уорхола в США, Бельгии, Франции, Италии и других странах. Был автором и редактором около пятидесяти книг и каталогов выставок современного искусства, фотографии, дизайна и архитектуры.
Организатор выставки – АНО «Площадь Искусств». Выставка проходит при поддержке Союза Художников России и в сотрудничестве с The Andy Warhol Museum и The Andy Warhol Foundation.
Официальный партнер выставки – компания LEGO Group, представляющая в рамках выставки первую коллекцию линейки LEGO Art с наборами LEGO Andy Warhol’s Marilyn Monroe.
6+
Начало трудового пути
Окончив институт и получив диплом, молодой Уорхол переезжает в Нью-Йорк. Он, как и другие художники поп-арта, начинает свою трудовую карьеру художником обычной рекламы. Юноша занялся оформлением витрин, делал рекламные плакаты, рисовал праздничные открытки, а также декорировал стенды. Немного позже он начинает плодотворное сотрудничество с такими популярными глянцевыми журналами, как Harper’s Bazaar, Vogue, и с другими менее известными изданиями. Благодаря этим журналам, известным становится и их художник-иллюстратор — Энди Уорхол. Биография его жизни на этом этапе отмечается большим подъёмом в финансовом плане, однако Уорхол мечтает о «высоком искусстве».
Икона
Художник осуждал щегольство: «Человек не должен много думать о том, как он выглядит, – это очень отталкивает». При этом свой образ Уорхол выстраивал весьма тщательно, хотя может и показаться, что это совершенно не так. Художник стремился выглядеть максимально неприметно – будто он не арт-звезда, а самый обыкновенный человек с улицы.
David Lefranc
И конечно, в этом была доля лукавства. Впалые щеки, черная водолазка и белый парик неизменно делали его объектом всеобщего внимания. Сам того не понимая, Уорхол стал одним из основоположников стиля гик-шик. Кстати, помимо многочисленных черных водолазок он также постоянно носил часы Rolex. Причем всегда надевал их поверх манжеты, чтобы можно было моментально взглянуть на циферблат, не отодвигая рукава.
Все знали, да и сам художник никогда не скрывал, что он носит седой парик. Уорхолу не исполнилось и 30 лет, когда он начал лысеть. Лишившись волос, он начал носить седые парики. В отличие от молодившихся звезд он решил пойти ва-банк, примерив на себя образ старика – таким образом художник хотел обмануть время. Кстати, в 2006 году один из его париков ушел с молотка за $10,8 тысячи.
Homo Universale
Философия универсального человека, или «homo universale», вертелась за всем этим творческим великолепием. Это не мужчина, не женщина, не вещь, не явление, но всегда нечто большее. Таким образом он репродуцировал своё восприятие гештальта. Характерно, что на одной из выставок, в качестве экспоната, он представлял самого себя. И это не следует рассматривать в качестве чудачества. Он на самом деле не имел понимания чётких человеческих границ личности, мог относиться к себе в качестве предмета, даже делать из этого тип поведения.
Он был гомосексуалистом, который никогда этого не скрывал, но это вовсе не означает, что ему был нужен именно секс с мужчинами. Скорее — он стремился к обмену энергией и вполне допускал платоническую привязанность. Так, он водил дружбу с уличным художником Жаном-Мишелем Баския, но невозможно сказать однозначно, что они были «сладкой парочкой». Энди Уорхол и Баския даже организовали совместную выставку, которая хоть и была воспринята в штыки критиками, но многое значила для Баския. Но это ни о чём не говорит, поскольку истые любовники Уорхола всем известны, но Баския включить в эту среду трудно. Границы личности Уорхол стирал вместе с Джоном Джорно, Билли Неймом, Джедом Джонсоном, Джоном Гулдом и Китом Харингом. Хотя последнее — не точно, не исключено, что и отношения Кита и Энди были более платоническими, хотя сам Кит никогда не скрывал, что является гомосексуалистом.
Начало карьеры
Планировал получить художественное образование в Университете Питтсбурга, чтобы потом преподавать рисование. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками.
После окончания в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимали на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper’s Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий. В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a — «Уорхол» (Warhol).
Уже к 1950 году пришёл успех после удачного оформления рекламы обувной компании «И. Миллер». На рекламных плакатах была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.
В 1962 году Уорхол провёл первую свою крупную выставку, которая принесла ему популярность. К этому времени Уорхол смог купить собственный дом на Манхэттене, на 33-й Восточной улице. Доходы его поднялись до отметки 100 тысяч долларов в год, и это дало ему возможность больше увлекаться любимым делом — рисованием, и мечтать о «высоком искусстве».
Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Применение шелкографического метода было одним из этапов в стремлении Уорхола к массовому репродуцированию и тиражированию художественных произведений, вопреки всей критике Вальтера Беньямина, который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости.
Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой плёнкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.
В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. Начиная с 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид.