Ман рэй

Теории Зигмунда Фрейда широко повлияли на сюрреалистическую мысль и технику

Андре Бретон получил образование в области медицины и психиатрии и работал в неврологическом госпитале во время Первой мировой войны. Там он использовал психоаналитические методы известного австрийского невролога Зигмунда Фрейда в отношении солдат, страдающих от шока. Работа Зигмунда Фрейда, особенно связанная со свободными ассоциациями, анализом сновидений и бессознательного состояния, имела огромное значение для сюрреалистов при разработке методов освобождения воображения. Однако именно Фрейд сам инициировал психоаналитическую критику сюрреализма своим замечанием о том, что больше всего его интересовало в сюрреалистах не их бессознательное, а их сознательное. Он подразумевал, что работы сюрреалистов не могут рассматриваться как проявления бессознательного, так как они были высоко сформированы и обработаны.

Зигмунд Фрейд

Рэйография

К счастью, модный мир принял его сюрреалистичный возвышенный подход, и продолжал отстаивать некоторые из его наиболее экспериментальных работ. Стоит вспомнить о его знаменитой технике «рэйографии», которую он изобрёл, случайно включив свет в парижской комнате для проявки фото, осветив недопроявленную карточку и создав тем самым выразительный контраст света и темноты, ставший неотъемлемой частью его будущих произведений. Vanity Fair подхватил эту идею спустя шесть месяцев, и в 1922 году на его страницах появилось четыре рэйографии. Такая популярность могла поразить любого художника — в эпоху до телевидения и радио подобные публикации были самым распространённым развлечением.

Некоторые коммерческие работы Ман Рэя становились основой для его художественных произведений

Этот факт, в сочетании с непреодолимым порывом Ман Рэя достигать новых вершин и прогресса как художника, означал, что в то время как для него модная фотография была лишь способом заработка, сюжеты и стилистика его персональных и коммерческих работ во многом пересекались. Ключевой пример — фотография губ Ли Миллер 1929 года послужила основой его картине 1936 года «Observatory Time — The Lovers», которую, в свою очередь, он выбрал фоном для эдиториала для ноябрьского выпуска Harper’s Bazaar того же года. Другая деталь, объединяющая личные и коммерческие работы Ман Рэя — руки (к примеру, знаменитое изображение маски для электротерапии Элизабет Арден) и любовь фотографа к крупным планам, подчёркивающим одну часть лица или тела. И для тех, и для других работ фотограф использовал инновационные техники для создания интересных визуальных эффектов — такие, как двойная экспозиция или соляризация — как на знаменитой фотографии вечернего атласного платья Скьяпарелли 1935 года.

Перспектива и естественное освещение

 Да, это Возрождение

Революцию в живописи начал флорентиец Томмазо Мазаччо на заре XV века. Он одним из первых внимательно подошел к изучению перспективы и расположению фигур на картине.

Мазаччо стал активно использовать точку перспективы и таким образом радикально поменял восприятие картины зрителем. На его полотнах задний фон становится трехмерным, а свет идет из одного источника, что подчеркивает естественность происходящего.

«Чудо со статиром», около 1427–1428. Источник

Несомненным авторитетом и экспериментатором периода Возрождения был Леонардо да Винчи. Его «Мадонну в скалах» можно считать вершиной применения научного метода в искусстве. Уникальная работа с источниками света выделяет руки и лица персонажей на фоне сумрачных скал. Центром перспективы здесь становится голова Мадонны.

«Мадонна в скалах», 1483–1486. Источник

В отличие от многочисленных предшественников художник старается сделать фон максимально интересным для изучения, взгляд зрителя не перестает блуждать между очертаниями отвесных скал и разнообразием флоры. Благодаря особой технике сфумато, которая позволила изобразить воздух вокруг фигур, пейзаж кажется одновременно фантазийным и реалистичным.

В других своих работах Леонардо демонстрирует результаты бесконечных упражнений в области изучения законов движения, атмосферы, поведения дыма и гидравлики.

Однако научные методы в своих картинах он использует весьма условно.

В «Благовещении Честелло» художник работает с перспективой, но линии не сходятся в одну точку. Боттичелли не интересует игра света и тени, поэтому пейзаж за стеной не уходит в глубину картины, а смахивает на нарисованный гобелен.

«Благовещение Честелло», 1489. Источник

То же самое происходит на одной из самых известных его картин «Весна». Хотя фон на полотне вполне реалистичен, у него нет глубины и перспективы, а фигуры как бы приподняты над землей. Схожесть с гобеленом отсылает нас к готической традиции.

«Весна», 1482. Источник

Инновации

Ман Рэй отвечал за несколько технических новшеств в современном искусстве, кинопроизводстве и фотографии. Сюда входило использование им фотографий для создания сюрреалистических изображений, которые он назвал «лучограммами», и соляризация (открытая совместно с Ли Миллером). Его экспериментальный фильм 1923 года « Le Retour à la raison» был первым «кино-рентгенографом», фильмом, снятым без использования камеры. « Космическое письмо» Рэя 1935 года («Автопортрет») было первой световой картиной , предшествующей световым картинам Пикассо 1949 года, сфотографированным Гьоном Мили , на четырнадцать лет.

Геометрия

 Да, это Возрождение

Одним из важнейших принципов рационального Возрождения стал принцип геометрии, который был взят из архитектуры и применялся во всех видах искусства.

Заядлым любителем геометрии и светотени был Пьеро делла Франческа, знаменитый экспериментатор и новатор эпохи Возрождения (кстати, его работами можно вживую насладиться в Эрмитаже до 10 марта 2019 года).

В своей поздней работе «Алтарь Монтефельтро» он первым решился изобразить Мадонну в интерьере церкви, запечатлев современную ему архитектуру. Элементы интерьера выписаны с особой тщательностью, контраст света и тени выделяет изящность деталей и симметричность помещения.

Любопытно изображение мужчины в доспехах — это непосредственный заказчик картины, герцог де Монтефельтро. Хотя он и преклоняется перед Мадонной, его фигура искусственно не уменьшена, как это бывало в готике, и не менее материальна, чем фигуры святых.

Вся композиция заключена в полукруг, подчеркивая интимность и исключительность происходящего. Особенное восхищение вызывает яйцо под потолком, поскольку оно расположено аккурат над спящим младенцем. Подобная точность потребовала немалых ухищрений и геометрических вычислений.

«Алтарь Монтефельтро», 1472. Источник

Другим знаменитым поклонником геометрии в живописи был Леонардо да Винчи. В своей незавершенной работе «Поклонение волхвов» он применяет принцип геометрической расстановки персонажей.

Даже в незавершенном виде у каждого персонажа есть своя эмоция и выражение лица, что резко контрастирует с привычными готическими правилами. Наконец, каждая фигура запечатлена в определенной позе — Леонардо кропотливо изучал анатомию, поэтому смог добиться редкой в то время точности позиций человеческого тела в пространстве.

«Поклонение волхвов», 1481. Источник

Нет, это не Возрождение

Для контраста можно взглянуть на работы современника Леонардо — Нероччо де Ланди. К примеру, картина «Мадонна с младенцем и двумя святыми» разительно расходится с работами Да Винчи и Микеланджело, особенно в области геометричности.

Художник даже не пытается создать видимость перспективы, поэтому пол на картине резко переходит в золотой фон. Хотя эта работа написана около 1490 года, по технике исполнения и замыслу она отстает от своих современников на целое столетие.

«Мадонна с младенцем и двумя святыми», ок. 1490. Источник

***

Расцвет Возрождения пришелся на конец XV века, и именно в это время создавались самые известные произведения этого периода, хотя продлился он всего около сорока лет. Признанными мастерами Ренессанса стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.

Инновации [ править ]

Ман Рэй отвечал за несколько технических новшеств в современном искусстве, кинопроизводстве и фотографии. Они включали его версию фотографий для создания сюрреалистических изображений, которые он назвал «Райограммами», и соляризацию (открытая с Ли Миллером). Его экспериментальный фильм 1923 года « Le Retour à la raison» был первым «кино-рентгенографом», фильмом, снятым без использования камеры. Космическое письмо Рэя 1935 года (Автопортрет) было первым световым рисунком , предшествующим световым картинам Пикассо 1949 года, сфотографированным Гьоном Мили , на четырнадцать лет.

Биографические данные

Родители Мана были эмигрантами из России. Его отец был фотографом и художником. В 1897 г. семья переехала из Филадельфии в Нью-Йорк (Бруклин).

Он изучал архитектуру, инженерное дело и искусство. В 1908 г. Ман окончил Национальную академию рисунка в Нью-Йорке, в 1910 г. посещал классы рисунка и акварели Центра имени Ф. Феррера в Нью-Йорке. В это же время взял псевдоним Ман Рэй.

В 1911 г. Ман познакомился с А. Штиглицем и в его галерее впервые увидел произведения современного европейского искусства и современной фотографии. В 1912 г. Ман поселился в Риджфилде, где жили многие молодые художники, рисовал, иллюстрировал книги, подрабатывал в рекламном агентстве.

Файл:Man Ray by Wolleh.jpg
Лотар Воллех. Ман Рэй, 1975

В 1913 г. в Нью-Йорке состоялась выставка авангардного искусства, которая оказала влияние на все дальнейшее творчество Мана. В 1915 г. Ман вместе с М. Дюшаном и Ф. Пикабиа стал одним из основателей дадаистского движения в Нью-Йорке.

В 1920 г. Ман участвовал в создании в Нью-Йорке «Анонимного общества», собравшего вокруг себя художников-авангардистов. В 1921 г. Ман с Дюшаном выпустили обозрение «Нью-Йорк дада» — одну из первых хроник движения. В 1921–40 гг. Ман жил в Париже, затем вернулся в Америку и провел годы войны в Лос-Анджелесе, занимался живописью, преподавал искусство фотографии. В 1951 г. Ман вернулся в Париж и оставался там до конца жизни.

Файл:Man Ray — Tombe — Cimetière du Montparnasse.jpg
Могила Мана Рэя на кладбище Монпарнас

Инновации [ править ]

Ман Рэй отвечал за несколько технических новшеств в современном искусстве, кинопроизводстве и фотографии. Они включали его версию фотографий для создания сюрреалистических изображений, которые он назвал «Райограммами», и соляризацию (открытая с Ли Миллером). Его экспериментальный фильм 1923 года « Le Retour à la raison» был первым «кино-рентгенографом», фильмом, снятым без использования камеры. Космическое письмо Рэя 1935 года (Автопортрет) было первым световым рисунком , предшествующим световым картинам Пикассо 1949 года, сфотографированным Гьоном Мили , на четырнадцать лет.

Влияние на индустрию

Гай Бурден видел в Ман Рэе наставника и вдохновителя

Когда в 1940 году в Париже началась Вторая мировая война, Ман Рэй переехал в Голливуд, где решил покончить с модной фотографией, так как опасался, что его коммерческая репутация перекроет творческую. Он гордился своими коммерческими работами, разыскивая по всей Америке номера журналов, в которых они появлялись (в те времена к публикации допускалось только одно изображение) и радовался, когда видел, что страницы с его фотографиями были вырваны — для него это означало, что он «достиг такого уровня в своей работе, который выходит за рамки преходящего качества, присущего всем изданиям того времени», по словам Джона Истена, консультанта выставки 1990 года «Ман Рэй/годы в Bazaar: Модная ретроспектива». Разумеется, Ман Рэй не просто изменил традиционный подход к модной фотографии: он изменил статус фешн-снимков, сделав их формой искусства, проложил путь многим фотографам, в числе которых Сара Мун, Паоло Роверси и Гай Бурден. Последний настолько восхищался художником, что настойчиво стучался в дверь его студии, пока тот, наконец, не сдался и не стал наставником молодого фотографа, для которого был воплощением абсолютной творческой свободы.

Работы художника вдохновяют фотографов и дизайнеров на протяжении почти ста лет

В моде всегда можно было встретить множество отсылок к работам Ман Рэя. Его ранняя прославленная фотография рук, раскрашенных Пикассо под перчатки (1935) годом позже вдохновила Скьяпарелли на создание легендарных чёрных кожаных перчаток с нарисованными на них красными ногтями. Рекламная кампания парфюма Jean Paul Gaultier Classique 1999 года отсылает к снимку Ман Рэя, на котором Кики де Монпарнас держит африканскую маску — на рекламной фотографии маска заменена на знаковый флакон в виде женского тела. Кампейн осенне-зимней коллекции Calvin Klein 2006 года, снятый Мертом и Маркусом с Натальей Водяновой, был вдохновлён модными портретами Ман Рэя с театральным светом, которые он создал в тридцатые годы. Став частью модной индустрии, Ман Рэй решил делать «нечто другое, непохожее на работы обычных фотографов», и то, что его работы продолжают вдохновлять нас спустя почти целый век, доказывает силу его особого видения.

Именно благодаря Ман Рэю модная коммерческая фотография стала производиться и восприниматься как искусство. Он стёр грани между творчеством и коммерцией, между модой и искусством — и изменил не только фешн-фотографию, но и всю модную индустрию, вдохновив фотографов и дизайнеров на свободу самовыражения.

Избранные публикации [ править ]

  • Ман Рэй и Тристан Цара (1922). Делськие поля: альбом фотографий . Париж: .
  • Ман Рэй (1926). Вращающиеся двери, 1916–1917: 10 досок . Париж: Издания сюрреалистов.
  • Ман Рэй (1934). Ман Рэй: фотографии, 1920–1934, Париж . Хартфорд, Коннектикут: Джеймс Тралл Соби.
  • Элюар, Поль и Ман Рэй (1935). Легко . Париж: Издания GLM
  • Ман Рэй и Андре Бретон (1937). La Photography n’est Pas l’art . Париж: Издания GLM
  • Ман Рэй и Поль Элюар (1937). Les mains libres: рисунки . Париж: Издания Жанны Бюше.
  • Ман Рэй (1948). Алфавит для взрослых . Беверли-Хиллз, Калифорния: Галереи Копли.
  • Ман Рэй (1963). Автопортрет . Лондон: Андре Дойч.
  • Ман Рэй и Л. Фриц Грубер (1963). Портреты . Гютерсло, Германия: Sigbert Mohn Verlag.

Арт-рынок [ править ]

9 ноября 2017 года работа Ман Рэя « Нуар и Бланш» (1926), ранее входившая в коллекцию Жака Дусе , была куплена на Christie’s в Париже за 2,6 миллиона евро / 3120 658 долларов, став 14-й по величине фотографией, когда-либо проданной на аукционе. Это был рекорд не только для работы Ман Рэя в области фотографии, но и для продажи на аукционе любых старинных фотографий.

Только две другие работы Ман Рэя в любой среде получили на аукционе больше, чем цена, зафиксированная на распродаже Noire et blanche в 2017 году . Его холст 1916 года « Променад» был продан 6 ноября 2013 года на аукционе импрессионистов и современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке за 5 877 000 долларов. А 13 ноября 2017 года его сборник под названием « Катрин Барометр» (1920) был продан за 3 252 500 долларов США на Christie’s в Нью-Йорке.

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

После Средневековья Ренессанс — яркая эпоха европейского культурного, политического и экономического «возрождения». Охватывая период с 14 по 17 века, она дала старт новым открытиям в философии, литературе и искусстве. Целое созвездие писателей, мыслителей, государственных деятелей, учёных и художников блистало в это время. Отважные мореплаватели открывали новые земли и культуры для европейской торговли. По мнению исследователей, Ренессанс был призван преодолеть разрыв между Средневековьем и современной цивилизацией.

В Средние века, в период между падением Древнего Рима в 476 году и началом 14 века, в науке и искусстве европейцы добились незначительных успехов. Эту эпоху, также известную как «тёмные века», часто называют временем войн, невежества, голода и пандемий, таких как «чёрная смерть».

Искусство

Персональные выставки Мана проходили в Нью-Йорке (1915, 1973), Париже (1926, 1972, 1980, посмертно), Чикаго (1929), Лондоне (1939), Лос-Анджелесе (1966), Вашингтоне (1988) и других городах.

В ранние годы, когда Ман занимался преимущественно живописью, он пробовал себя в абстракции («Ковер», 1911, музей Бойманс ван Бойнинген, Роттердам), кубизме («Портрет Штиглица», 1913, галерея Йельского университета), футуризме («Коврик», 1914, галерея Иль Фауно, Турин). Ман изобретал новые живописные и фотографические техники, создавал сложные сюрреалистические «объекты»; благодаря ему произошло соединение фотографии и живописи.

Приверженец дадаизма и сюрреализма, Ман сыграл решающую роль в проникновении этих направлений в американское искусство. В 1917 г. Ман начал применять в живописи распылитель краски и ввел его в обиход живописцев под названием аэрограф («Танцующая на проволоке в сопровождении своих теней», 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Художник создавал объемные объекты («Нью-Йорк I», 1917, авторское повторение — 1966, коллекция М. Зерлиб, Париж).

Файл:Dada-objet Man Rey & Satie 1924.jpg
Дада-объект. 1924 г. (реплика 1963). «Подарок». Ман Рэй совместно с Эриком Сати

В Париже Ман вошел в круг художников авангарда и получил признание как один из крупнейших дадаистов и сюрреалистов. Он участвовал в выставках, на протяжении многих лет поддерживал тесные отношения с Т. Тцара, Ж. Кокто, М. Эрнстом, С. Дали, П. Элюаром, П. Пикассо и А. Бретоном. Круг его интересов был очень широк: Ман продолжал заниматься живописью («Женщина и ее рыба», 1938, галерея Тэйт, Лондон), делал коллажи («Коллаж», 1935, частная коллекция, Лондон), создавал дадаистские и сюрреалистические «объекты» («Утюг», 1923; авторское повторение 1963, собрание автора; «Автопортрет», 1932, галерея Шварц, Милан).

Основным занятием Мана в 1920–30-х гг. была фотография. Ман постоянно работал над новыми техническими приемами, которые позволили ему сделать фотографию одним из видов изобразительного искусства. Так, в 1922 г. он изобрел рэйографию — метод создания фотографических изображений без фотоаппарата.

В конце 1920-х гг. Ман заново открыл соляризацию — фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива, и превратил ее в художественный прием. В результате применения этих средств обычные предметы и образы на фотографиях Мана трансформировались в фантастические и таинственные («Круглые предметы в движении, с гвоздиками, пружиной и электрической пробкой», 1922, коллекция Т. Баума; «Пьющая Кики», 1922).

Файл:Man Ray Salvador Dali.jpg
Ман Рей и Сальвадор Дали в 1934 году. Фото из Библиотеки Конгресса США

Первыми оценили эти новшества сюрреалисты и начали применять фотографию (в сочетании с другими техниками) в своих произведениях. Ман приравнивал свою технику фотографии к живописи, называя ее «живопись света»; в 1920–30-х гг. он создал серию работ под общим названием «Эпоха света», опубликована в виде альбома в 1934 г.

Ман прославился также как мастер фотопортрета и как один из лучших фотографов журналов мод — он сотрудничал с «Вю», «Вог» и др. Кроме того Ман был одним из создателей авангардных фильмов («Возвращение к разуму», 1923; «Эмак бакия», 1926; «Морская звезда», 1928), оказавших влияние на кинорежиссера Л. Буньюэля, С. Дали и др.

Он также снял несколько фильмов в Париже в 1920-е годы, в которых применял свои фотографические находки.

С 1940 г. Ман занимался в основном живописью, близкой к метафизическому направлению («Виндзорские кумушки», 1948, галерея Иль Фауно, Турин), одновременно создавая и сюрреалистические «объекты» («Свидетель», 1941, галерея Шварц, Милан). В последние годы создавал «объекты», которые казались простыми, но были основаны на сложных ассоциациях, игре слов («Весенняя пора», 1961–71, коллекция М. Дж. Мортона, Чикаго; «Стеклянная звезда», 1965, коллекция М. Зерлиб, Париж).

Билли Кид (автор неизвестен)

Уильям Маккарти более известен, как Малыш Билли — знаменитый преступник времен освоения Дикого Запада. Проблемы с законом у него начались в юности. Сначала были ограбления, но вскоре Билли Кид перешел к более тяжким преступлениям. Во время войны в округе Линкольн он убил трех человек, в том числе шерифа. Тогда за Маккартни взялись всерьез, за его голову назначили вознаграждение и вскоре поймали. Парень сумел сбежать из тюрьмы, убив двух надзирателей, но вскоре и его самого настигла пуля помощника шерифа.

Личность преступника обрастала легендами и романтизировалась. Эта фотография была продана за 2,3 млн долларов, ее ценность заключается лишь в том, что это единственное подлинное изображение Билли Кида.

Гуманизм: в поисках «человеческого»

В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

Джованни Боккаччо. (lempertz.com)

О книге

«Автопортрет» Ман Рэя – это летопись богемного ХХ века, когда все друг друга знали и жили в Париже (и немного в Нью-Йорке), но в то же время это исповедь художника, изобретателя, творца в широком смысле слова. 

Несмотря на рекордное количество мимоходом упомянутых мировых знаменитостей, Ман Рэй не опускается до светских сплетен, и на первом плане у него всегда остается творчество. А все остальное – лишь красивые декорации, в которых ему довелось жить и работать. 

Он подробно описывает свой творческий путь, не очень стесняясь в выражениях («Оглядываясь назад, не могу не восхититься разнообразием своих интересов и своей изобретательностью. Я был воистину новым Леонардо да Винчи» – говорит он о себе восьмилетнем), но в то же время сохраняя здравый смысл и чувство юмора.  

Ман Рэй был очень талантливым и разносторонним человеком, он не видел необходимости выбирать себе один единственный ярлык и не понимал тех, кто был этим недоволен: «…сколько людей уверены, что я не имею права называться одновременно и фотографом, и художником и обязательно должен быть чем-то одним в ущерб другому: прекрасным фотографом, но дрянным художником или, наоборот, прекрасным художником, но дрянным фотографом, – как будто сами критики достаточно компетентны для того, чтобы с ходу это определить».

Воспоминания Ман Рэя – это очень объемный и правдоподобный срез эпохи, но в то же время очень личная история художника. Он умело балансирует на грани, не впадая ни в ту, ни в другую крайность – откровенность и тонкий анализ современного ему мира искусства смешаны в беспроигрышной пропорции.

Успех

Фотографией Рэй стал заниматься в 24 года. Сначала это был всего лишь дополнительным способом заработка, но очень скоро переросло в образ жизни молодого человека. Первые работы Рэя зрители восприняли противоречиво, и он понял, что ему нужна настоящая школа. В 1920-х годах он отправился в Париж и достаточно быстро сошелся со столичной богемой.

Рэй не просто делал бездушные снимки людей, он стал экспериментировать с технологиями и его фото получались совершенно необычными. Очень скоро фотографироваться у Рэя стало модно и престижно.

Для души Ман создавал инсталляции и натюрморты, дополняя их фигурами людей, работал в ню-формате. Экспериментируя, он создал новые техники. А один из его методов стал называться рейографией.

Ман Рэй снимал Стравинского, Пикассо, Сати, Леже, Хемингуэя, Ларионова, Пакабиа, Бранкузи, Джойса. Его пригласили также для съемок Марселя Пруста на смертном одре.

Фотография привела Рэя к созданию авангардных короткометражных фильмов. В 40–50-х годах прошлого века он снова вернулся к изобразительному искусству, и сделал несколько сюрреалистических картин, которые вошли в серию «Уравнение Шекспира».

Избранные публикации

  • Ман Рэй и Тристан Цара (1922). Делськие поля: альбом фотографий . Париж: .
  • Ман Рэй (1926). Вращающиеся двери, 1916–1917: 10 досок . Париж: Издания сюрреалистов.
  • Ман Рэй (1934). Ман Рэй: фотографии, 1920–1934, Париж . Хартфорд, Коннектикут: Джеймс Тралл Соби.
  • Элюар, Поль и Ман Рэй (1935). Легко . Париж: Издания GLM
  • Ман Рэй и Андре Бретон (1937). La Photography n’est Pas l’art . Париж: Издания GLM
  • Ман Рэй и Поль Элюар (1937). Les mains libres: рисунки . Париж: Издания Жанны Бюше.
  • Ман Рэй (1948). Алфавит для взрослых . Беверли-Хиллз, Калифорния: Галереи Копли.
  • Ман Рэй (1963). Автопортрет . Лондон: Андре Дойч.
  • Ман Рэй и Л. Фриц Грубер (1963). Портреты . Гютерсло, Германия: Sigbert Mohn Verlag.

Арт-рынок

9 ноября 2017 года « Нуар и Бланш» Ман Рэя (1926), ранее входившая в коллекцию Жака Дусе , была куплена на Christie’s в Париже за 2688750 евро (3120658 долларов США), став 14-й самой дорогой фотографией, когда-либо проданной на аукционе. Это был рекорд не только для работы Ман Рэя в области фотографии, но и для продажи на аукционе любых старинных фотографий.

Только две другие работы Ман Рэя в любой среде получили на аукционе больше, чем цена, зафиксированная на распродаже Noire et blanche в 2017 году . Его холст 1916 года « Променад» был продан 6 ноября 2013 года на аукционе импрессионистов и современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке за 5 877 000 долларов. А 13 ноября 2017 года его работа под названием Catherine Barometer (1920) была продана на Christie’s в Нью-Йорке за 3252500 долларов .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: