Русские крестьянки xix века или очередное враньё вдф. (много картинок!)

Творчество

В 1750 году молодой художник пишет парадный «Портрет князя И.И. Лобанова-Ростовского», а в 1754 парный к нему «Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской». Известна и одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра», написанная в стиле академического рококо.

Однако известность ему принесли портреты петербургской знати, например, графа Павла Шереметева. Художник даже не пытается идеализировать внешность своего господина. Зритель видит косящие глаза и некоторую одутловатость лица, известно, что граф любил выпить…

Расцвет творчества Аргунова приходится на 1760-1770 гг., когда он создаёт множество портретов парадного, полупарадного и камерного типов. В 1762 году Иван Петрович получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Он выполнил работу в традициях парадного портрета: монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает полагающийся по такому поводу пышный антураж — фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии.

Графиня Мария Лопухина


Владимир Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной»

«Русская Джоконда» — так принято называть Марию Лопухину — героиню всем известной картины Владимира Боровиковского. Портрет юной графини у известного художника заказал её муж — Степан Авраамович Лопухин, егермейстер и действительный камергер при дворе Павла I. Это был подарок на свадьбу молодой жене. К сожалению, Брак Марии и Степана оказался неудачным. По свидетельствам, Лопухин был человеком грубым и черствым, он не мог подарить Марии ту любовь, о которой она мечтала. Жизнь «Русской Джоконды» Лопухиной оборвалась очень рано. Она скончалась в 23 года от чахотки.

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Ракурс

Художник может изобразить человека на полотне:

  • в полный рост (Валентин Серов «Портрет актрисы Ермоловой»);
  • по колени (Рембрандт «Портрет старика»);
  • по бедра (Брюллов А.П. «Портрет Н.Н. Пушкиной»);
  • по пояс (Луи Токке «Портрет дофина Людовика»);
  • по грудь (Аргунов Иван «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»).

На портрете может быть разное положение головы:

  • в анфас — когда модель смотрит прямо (Иван Крамской «Портрет крестьянина»);
  • в четверть поворота направо или налево (Илья Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»);
  • в три четверти (Караваджо «Святая Екатерина Александрийская»);
  • в профиль (Сандро Боттичелли «Женский портрет»).

На выбор ракурса и положения влияет обстановка, соотношение света и тени, и задумка самого живописца.

Знаменитые русские портретисты

В России так же было много талантливых художников, которые не только копировали стиль зарубежных мастеров, но и создавали свой собственный. Они подарили миру много известных портретов.

Карл Брюллов

Современники называли его «вторым Рафаэлем». Его полотно «Последний день Помпеи» было признано шедевром 19 века. Брюллов прославился, благодаря красивым портретам высшей знати, в том числе, изображений Екатерины Второй. Кроме того, на его картинах можно увидеть мифологические сюжеты.

Иван Крамской

Художник-передвижник и автор одной из самых загадочных картин «Незнакомки». Специалисты до сих пор спорят, кто изображен на полотне. Но Крамского интересовала не только портретная живопись, но и изображение батальных сцен. Позднее он стал художественным критиком и отмечал, что живописцы слишком мало внимания уделяют внимания социальным проблемам России в своем творчестве.

Михаил Врубель

Один из самых талантливых художников с трагической судьбой. Его работы сравнивали с ночными сновидениями — такие же таинственные и неуловимые. У Врубеля была удивительная особенность — эйдетизм. Это особый вид зрительной памяти, когда человек не просто представляет себе образ, а видит его словно на фотографии.

Валентин Серов

Люди, далекие от изобразительного искусства, знают его по картине «Девочка с персиками». Его называли мастером портрета. Живописец был академиком Императорской Академии Художеств.

Валентин Серов был деятельным человеком, принимавшем активное участие в жизни деятелей искусства. Состоял в совете Третьяковской галереи, рисовал иллюстрации к журналу, позднее присоединился к художникам-передвижникам.

Константин Маковский

Многие называли его предвестником импрессионизма в России. Некоторые полагали, что он в своих картинах изображает идеалы передвижничества. Но несмотря на противоречивые отзывы о своем творчестве, Маковский был самым высокооплачиваемым художником своего времени. А на Всемирной выставке Париже за свою работу получил золотую медаль.

Илья Ефимович Репин

Не только широко известный портретист, но и талантливый педагог. Он преподавал в Императорской Академии Художеств. Является основоположником русского реализма. Своим примером Репин доказал, что благодаря таланту и упорному труду можно добиться больших успехов в жизни.

За отличную учебу в Академии был награжден поездкой за границей, где смог почерпнуть вдохновение для своего творчества. Его портреты отличаются тонким психологизмом, умением передать всю глубину эмоций человека.

В России было много талантливых портретистов, которые стали известны далеко за пределами Родины. К тому же многие их них вели активную общественную деятельность и освещали в своем творчестве социальные проблемы России.

Картины Владислава Нагорнова и его русские красавицы

Красота русских девушек известна во всем мире. Художники воспевали ее во все времена. Полотна знаменитых живописцев навсегда сохранили для нас застывшие мгновения, создав памятник юности и очарованию. А еще такие портреты становятся настоящей энциклопедией русского народного костюма. В нашей подборке собраны работы старинных и современных мастеров живописи, на которых изображены настоящие русские красавицы.

Н.В.Неврев Василиса Мелентьевна и Иван Грозный 1880

Евгений Демаков. У окошка.

Виктор Алексеевич Бобров (1842 — 1918) Боярышня 1915


Левченков Александр Михайлович Боярышня

Стрелковский Алексей Иванович. У колодца. 1878.


Журавлёв Фирс Сергеевич

В. Нагорнов, Русская красавица

А. Корзухин, Боярышня, 1882

В. Васнецов, Боярышня (Портрет В.С. Мамонтовой)

РУССКАЯ КРАСАВИЦА — НЕТ ТЕБЯ МИЛЕЙ

Закончить хочется стихами Владимира Садовника:

Русская красавица,
Как же хороша!
Счастьем улыбается
У тебя душа.

Русская красавица,
Нет тебя милей!
Ищут-зря стараются,
По земле по всей.

Мысли твои ясные
Миру не понять.
Ты-жена прекрасная,
И такая ж мать!

Ты-не вещь блестящая,
Кукла-манекен,
Душу настоящую
Ближним даришь всем.

Сердце твоё чистое,
В нём корысти нет,
Очи же лучистые
Источают свет!

Русская красавица,
Будь всегда такой,
Хоть врагу не нравится
Стороны святой!

И красивыми стихами Николая Некрасова:Великий поэт Некрасов о русской женщине…

…Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…

Русская красавица


Святая Княгиня Ольга

Великая княгиня Ксения Александровна


Великая княгиня Ксения Александровна (художник Фрасуа Фламенг)

Дочь Александра Третьего великая княгиня Ксения с детства была первой красавицей в династии Романовых. Она из немногих девушек дома Романовых, кто иностранному принцу предпочла русского. Ее мужем стал ее двоюродный дядя, великий князь Александр Михайлович. Их брак стал счастливым не только потому, что у них родилось семеро детей, но еще и потому, что в годы революции никто из их семьи не погиб, что конечно было большой удачей. Большинство современных Романовых сейчас — это потомки Александра Михайловича и Ксении Александровны.

Развитие жанра в России

В России портретное искусство получило широкое распространение в 18 веке. Но своей живописной школы в стране не было, поэтому приглашали зарубежных мастеров. Появилась Академия художеств, из которой выпустилось много талантливых живописцев, среди которых следует выделить Боровиковского, Рокотова, Никитина.

Изначально мастера писали портреты членов императорской семьи, представителей знати. Но потом художники стали проявлять больше интереса к жизни простых людей, а тема крестьян стала одной из ключевых в портретах русских художников.

После революции чувственность, тонкий психологизм в картинах отошли на второй план. Живописцы писали в соответствии с новой идеологией. Главной темой работ стал советский человек.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

  • В Дагестане есть деревня канатоходцев
  • Языческие праздники, ставшие православными
  • Мундирное платье — символ сильной женщины
  • Как проходила первая брачная ночь русских царей
  • 10 самых старых произведений искусства

Отрывок, характеризующий Портрет неизвестной в русском костюме

Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера. Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства. – Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна. Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить. – Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю. Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.

Крестьянка в синем сарафане

Алексей Венецианов. Крестьянка в синем сарафане. Конец 1820х. Русский музей, Санкт-Петербург.

Если в образах юных девушек Венецианов шёл на некоторую идеализацию, то людей более зрелых он писал предельно честно. Это уже портрет реалистичный.

Крестьянин

Алексей Венецианов. Голова крестьянина. 1825. Третьяковская галерея, Москва.

Еще один пример реалистичного портрета Венецианова. Мужчину мастер также не стал идеализировать.

Крестьянка с бабочками

Алексей Венецианов. Крестьянка с бабочками. 1820-е. Рязанский областной музей им. И.П. Пожалостина.

Венецианов старался донести, насколько крестьяне умеют находить радость в простых вещах. Девушка словно показывает нам, как же красивы обычные бабочки.

Крестьянская девушка с теленком

Алексей Венецианов. Крестьянская девушка с телёнком. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва.

Крестьяне Венецианова ухожены и здоровы на вид. И они на самом деле были такими. Художник по-отечески заботился о них. Построил им больницу, школу, а также магазин хлеба на случай неурожая. Каждая крестьянская семья владела достаточным количеством скотины для безбедного существования.

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Императрица Мария Федоровна


Императрица Мария Федоровна (художник Генрих фон Ангели)

Супруга императора Александра Третьего, Мария Федоровна изначально была невестой его старшего брата, Николая (наследника престола). После того, как Николай внезапно скончался, Александр Третий вместе со званием «наследник-цесаревич» получил и его невесту, датскую принцессу Марию Дагмар (в православии Марию Федоровну). Их чувства друг к другу будут взаимными и любящими, брак станет крепким, и Александр Третий в отличие от отца и деда будет примерным отцом и мужем. А Марию Федоровну, с ее веселым характером полюбит весь двор и вся Россия.

Александр Третий рано ушел из жизни, и его жене пришлось пережить три российских революции, эмиграцию из России, и самое тяжелое — расстрел сына императора Николая Второго вместе с его семьей.

20 век

Живопись начала 20-го столетия ! Сколько открытий, новых направлений в искусстве появилось! Модерн, фовизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм (подробнее читайте в нашей статье).

Художники искали новые способы выразить окружающую действительность и образ русской женщины. Новые веяния времени изменили женский портрет. На полотнах появились яркие образы, сильные натуры, фактурный колорит.

Ф.А.Малявин.Верка.1913К.С.Петров-Водкин.Мать.1915И.И.Машков.Дама с контрабасом.1915К.С.Петров-Водкин.Портрет А. А. Ахматовой.1922Б.М.Кустодиев.Купчиха за чаем.1918

После Октябрьской революции 1917 года появилось новое направление в искусстве — социалистический реализм. Художники изображают современниц новой формирующейся советской эпохи: сильных, решительных, волевых, с твердым характером (как контраст утонченным, изысканным дамам прошлых веков).

К.Ф.Юон.Комсомолки. Подмосковный молодняк.1926К.С.Малевич.Работница.1933О.Д.Яновская.Делегатки VI съезда.1932А.А.Дейнека.Портрет девушки с книгой.1934А.Н.Самохвалов.Девушка в футболке.1932

З.Серебрякова

Необычайно талантливая З.Е.Серебрякова (1884-1967) — одна из первых русских женщин-художниц. Она создала удивительную по проникновенности галерею женских образов. На своих полотнах она часто изображает знакомых и близких людей.

З.Е.Серебрякова.За туалетом. Автопортрет. 1909З.Е.Серебрякова.Портрет А.А. Бенуа-Черкесовой с сыном Александром.1922З.Е.Серебрякова.Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном.1923

Среди работ высочайшего живописного качества “Портрет О.К.Лансере, урожденной Арцыбушевой”. Модель- жена ее брата, Е.Лансере, замечательного графика 20-го века. Произведение хочется сопоставить с известным автопортретом Серебряковой “За туалетом”. Молодые женщины даже внешне кажутся похожими, впрочем, это распространенное свойство серебряковских работ.

З.Е.Серебрякова.Портрет О. К. Лансере.1910

Но по-настоящему роднит эти две работы ощущение счастья, гармонии мира и личности, которую так удавалось передать художнице особенно в ранних вещах.

Портреты жен художников

Среди женских образов того времени можно выделить своеобразную линию — изображения супруг художников. Конечно, подобные работы встречались и раньше. Но в 20-ом столетии он знаменует собой новые взаимоотношения живописца и зрителя.

Вместо портретов, ориентированных вольно или невольно на общественные вкусы, в искусстве начала 20-го века появляются вещи, в которых автор выражал себя более свободно.

Естественно, что лучшей моделью здесь являлся близкий человек. “Портрет М.П.Лентуловой” кисти А. Лентулова, “Портрет Е.М.Бебутовой” П.Кузнецова, “Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной” К. Петрова-Водкина, много и других примеров.

При всей непохожести названных работ по манере, образной трактовке они обладают одним общим качеством — лиричностью, теплотой авторского взгляда.

И.И.Бродский.Портрет Л. М. Бродской на террасе.1908А.В.Лентулов. Портрет М.П.Лентуловой. Исследование символического сходства. 1912К.С.Петров-Водкин.Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной.1907

19 век

19й век дал русскому искусству великолепных живописцев, среди которых портретистам принадлежит особое место.

Картины известных мастеров

Работы О.Кипренского, К.Брюллова, И.Крамского, В.Сурикова, В.Перова, Н.Ге, И.Репина — вершины русской портретной живописи. Эти мастера кисти широко известны, их работы — признанные шедевры искусства.

О.А.Кипренский.Портрет З. А. Волконской.1830К.П.Брюллов.Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой.1841И.Н.Крамской.Неизвестная.1883Н.Н. Ге. Портрет Шестовой с дочерью.1859В.И.Суриков.Женский портрет.1885В.Г.Перов.К Троице-Сергию.1870

Но рядом с прославленными мастерами трудились художники более скромных возможностей. Без представления об их творчестве трудно объективно представить художественную жизнь прошлого. Порой как бы из небытия возникает имя забытого мастера и заставляет потесниться именитых собратьев.

Работы малоизвестных художников подчеркивают, насколько богато и разнообразно искусство минувшего.

П.Заболотский

Одним из таких забытых мастеров является П.Заболотский (1803-1866). Он, мещанин по рождению, много писал крестьян, простых людей незнатного рода. Он творил свободно и раскрепощенно, создавая характерные, непарадные образы.

П.Е.Заболотский.Портрет неизвестной. 1848

“Портрет молодой женщины” его кисти романтически взволнован, хотя написан в середине 19-го века, когда мода на романтизм уже проходила.

П.Е.Заболотский.Портрет молодой женщины в черном платье.1830-е

В.Тропинин

На московской почве развилось совершенно своеобразное явление — искусство В.А.Тропинина(1776-1857). Он оставил почти 3000 образов. Огромное творческое наследие мастера обладает редкой цельностью. Тропининские портреты отличает неизменный душевный строй — нежный, спокойный, ласково-доброжелательный.

В.А.Тропинин. Кружевница.1823В.А.Тропинин. Золотошвейка. 1826В.А.Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. 1809

Посмотрите на изображение сестры художника  Анны. Даже и не скажешь, что это крепостная — статная осанка, глубокий взгляд.

В.А.Тропинин. Портрет А.А.Тропининой,сестры художника.1827

В старости мастеру всегда хотелось писать свои модели улыбающимися, поскольку полотна предназначались для родственников и близких друзей.

Среди холстов художника безусловный шедевр — “Девушка с горшком роз”. Этот наивно- сентиментальный образ сродни его “кружевницам” и “златошвейкам”. Здесь тропининский романтизм особого качества, он как бы смягчен, одомашнен.

В.А.Тропинин. Девушка с горшком роз.1850

К.Маковский

Это еще одно имя в истории русского портретного искусства. К.Е.Маковский (1839-1915) стал одним из первых передвижников, чуть позже с 1880-х годов — модным живописцем своего времени. Он прославился как мастер парадного портрета и исторических картин. Также писал и простых людей, бедняков — простолюдинов.

К.Е.Маковский.Портрет В. А. Волконской.1884К.Е.Маковский.Боярышня.1880-еК.Е.Маковский.Селедочница.1867

После смерти слава отвернулась от этого художника. Его блестящая, хотя и несколько холодная живопись стала считаться салонной. Но его творчество намного шире тех представлений, которыми мы порой пользуемся.

Полотна К.Е.Маковского привлекают подлинным мастерством, живописными характерными образами, внутренним светом и особой женской красотой.

В.Серов

Живопись рубежа веков…Признанный мастер портретного искусства В.А.Серов (1865-1911 гг.). Он писал роскошные парадные портреты императорской семьи, аристократов, купцов. И создавал небольшие камерные изображения членов семьи, друзей, знакомых.

Например, образ П.А.Мамонтовой, племянницы покровителя Саввы Мамонтова. Эта девушка — двоюродная сестра Веруши, той самой “Девочки с персиками”. Работа написана в 1889 году, два года спустя после серовского шедевра и на следующий год после “Девушки, освященной солнцем”. Это полотно значительно скромнее по задаче, но как много говорит о тех годах “абрамцевского содружества”, которые сам художник вспоминал всю жизнь. Интимное, домашнее полотно написано свежо, размашисто, в светлой серебристой гамме.

В.А.Серов. Портрет П. А. Мамонтовой.1889В.А.Серов.Девочка с персиками.1887В.А.Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888В.А.Серов.Портрет княгини Ольги Орловой.1911

Зинаида Николаевна Юсупова


Зинаида Николаевна Юсупова
(портрет Франсуа Фламенга)

А это красавица, Зинаида Николаевна Юсупова, является родной внучкой нашей предыдущей героини. Поистине, еще не нашлось достойное перо, способное описать судьбу и замечательный характер Зинаиды Юсуповой. Она была единственной дочерью Николая Юсупова и наследницей многомиллионного состояния рода Юсуповых, богатейшего семейства России, чьи доходы были во много раз больше правящей династии Романовых.

Чтобы род Юсуповых не закончился на ней, она вышла замуж с таким расчетом, что муж взял фамилию своей жены. Таким кандидатом оказался граф Феликс Сумароков-Эльстон, блестящий гвардеец, который получил высочайшее дозволение императора после женитьбы именоваться князем Юсуповым и графом Сумароковым-Эльстоном.

Самая богатая женщина России, Зинаида Юсупова, после революции окажется в эмиграции и будет жить весьма скромно, почти в бедности, впрочем не жалея о потерянном богатстве и радуясь тому, что ее муж, сын с невесткой и внучкой, смогли благополучно покинуть Россию и не погибнуть в буре революции и Гражданской войны.

Иконы

Истоки женского портретного искусства уходят глубоко в века — в иконопись. Ведь каноны живописи, пришедшие на Русь вместе с христианством, неминуемо наполнялись мироощущением русских иконописцев.

В строгие византийские лики с течением времени проникали характерно русские черты. Особенно это касается образа богоматери.

Толгская икона Божией Матери. 13 векФеофан Грек.Донская икона Божией Матери.1390-еКазанская икона Божией Матери. 17 век

Иконопись, парсуна (ранний жанр изображения на Руси), зарождение новой школы портрета. Непросто, болезненно шел процесс становления европейских принципов изображения. Конец 17-го и первая половина 18-го века знаменовали их развитие и упрочение.

Направления искусства

Портрет можно написать в разных направлениях. Часто художники экспериментировали, пытаясь найти новую форму для самовыражения. В каждом направлении были свои выдающиеся мастера.

Абстракционизм

Художники не используют реалистичные средства живописи, предпочитая геометрические формы и игру с цветом. Самыми яркими представителями абстракционизма являются В. Кандинский, М. Ларионов, Н. Гончарова.

Барокко

Выделяется пышностью, величием. В картинах сочетаются реализм и вымысел. В этом направлении писали Рубенс («Венера перед зеркалом»), Караваджо («Отдых на пути в Египет») и Эль Греко («Святой Иоанн Евангелист и Святой Франциск»).

Бытовой жанр

Художники изображали на картинах исключительно современные для них события. Например, Диего Веласкес «Старая женщина, готовящая яичницу», Эдгар Дега «Абсент» и Борис Кустодиев «Купчиха за чаем».

Возрождение или Ренессанс

У изображений появляется объем, а на фоне возникают пейзажи. Самые знаменитые полотна в стиле Ренессанс — Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Тициан «Тарквиний и Лукреция».

Импрессионизм

Художники писали маленькими мазками, поэтому краски не смешивались между собой. Они полностью отказались от черного цвета и стремились запечатлеть мимолетность и легкость мгновений. Известные представители — Огюст Ренуар («Танец в Буживале»), Эдгар Дега («Звезда балета»), Эдуард Мане («Сливовица»).

Исторический жанр

Появился в эпоху Возрождения. Художники изображали на картинах значимые исторические события. Примеры исторических полотен — Диего Веласкес «Сдача Бреды», Рембрандт «Заговор Клавдия Цивилиса», Василий Суриков «Боярыня Морозова».

Классицизм

Ключевыми элементами выступают светотень и линии. Особенно этот жанр был популярен в России. Его яркими представителями были Карл Брюллов («Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной воспитанницей Джованинной Пачини и арапчонком»), Федор Рокотов («Портрет Григория Орлова в латах»), Дмитрий Левицкий («Портрет Екатерины Нелидовой»).

Кубизм

Ассоциируется с Пабло Пикассо. Ему удавалось через геометрические формы раскрыть внутренний модели, изображенной на портрете. Самые знаменитые работы Пабло Пикассо в кубизме — «Портрет Амбуаза Воллара», «Студент» и «Авиньонские девицы».

Ню

Жанр в живописи, воспевающий красоту обнаженного тела. Это демонстрация чувственного восприятия мира и идеальные представления о красоте. В этом направлении писал Тициан («Даная»), Рубенс («Три грации») и Франсуа Буше («Венера и Купидон»).

Поп-арт

Это направление зародилось в 50-60-х гг. в США. Героями картин становились герои массовой культуры. Самые известные представители — Энди Уорхолл («Мерилин Монро»), Дэвид Хокни («Живопись для дипломной работы») и Рой Лихтенштейн («В машине»).

Символизм

Художники стремились к новаторству, тайнам и иносказанию. Один из талантливых мастеров этого направления — Михаил Врубель («Шестикрылый Серафим», «Демон сидящий», «Тамара и Демон»).

В каждом из этих течений были свои талантливые мастера, а изображение человека на портрете менялось — от реалистичного до абстрактного, где главное — раскрыть внутренний мир героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: