#7 Голубое небо с отражением через стекло
Эту фотографию мы сняли через окно. Для этого поместили невесту в комнате, и направил вспышку с сетчатой насадкой на нее. Этот прием позволил нам получить достаточное количество света, чтобы мы могли увидеть её через стекло находясь при этом снаружи. Это также позволяло нам поймать отражение голубого неба в окне. Затем мы разместили жениха снаружи, чтобы он поймать его солнечное отражение в окне.
Black & Gold Photography
Мощность вспышки: начинайте с минимального значения мощности, чтобы поймать больше естественного света
Лучше всего, если вы будете избегать ослепления ваших клиентов во создания тестовых кадров. Начинайте с самой низкой мощности фотовспышки (1/128 или 1/64), постепенно её повышая. Не бойтесь использовать более высокие значения ISO, когда это необходимо. Помните, что более высокий параметр ISO улавливает больше окружающего света.
Контроль экспозиции
Существует три метода управления экспозицией:
1. Изменение параметров выдержки.
2. Изменение параметров диафрагмы.
3. Изменение значения ISO.
Вспышка позволяет добавить четвертый способ – теперь можно контролировать экспозицию, регулируя персональное дополнительное освещение. Это удобно, поскольку избавляет фотографа от необходимости зависеть от естественного света на месте съемки. Конечно, никто не запрещает использовать всевозможные экраны, отражатели и рассеиватели, но это уже совершенно другая история.
Основные функции современных вспышек будут рассматриваться на примере моделей Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Подробное руководство по их использованию представлено в инструкции, поэтому далее речь пойдет только о ключевых возможностях.
Флеш-зум (Зум вспышки)
Флеш-зум означает, как широко будет распространяться свет. Некоторые вспышки не имеют параметров масштабирования. В автоматическом режиме флеш-зум определяет фокусное расстояние от объектива и регулирует широту света в соответствии с этим.
Чтобы сделать это, вспышка изменяет расстояние между фактической импульсной лампой (свет) и диффузором (пластик в передней части вспышки). Если вы используете зум-объектив, некоторые вспышки могут снова изменить жто расстояние, так как увеличение или уменьшение масштаба не может сраниваться с новым фокусным расстоянием. Если вы используете простой объектив, нужно, очевидно, регулировать только вспышку.
Разные марки и модели вспышек предлагают различные значения диапазона зума. Например, Canon 430 и 580 серий предлаеют использовать фокусное расстояние от 24 до 105 мм при использовании совместимого на полном кадре (35 мм) объектива EOS DSLR. Если вы используете камеры DX(APS-C), диапазон будет составлять от 15 до 65 мм.
Вы также можете установить вспышку в режим ручного управления зумом. Таким образом, можно менять зону масштабирования и распространение света вспышки в зависимости от фокусного расстояния вашего объектива. Вы также можете использовать ручной флеш-зум для решения творческих задач, меняя угол обзора флеш-зума. Это позволит осветить определенную зону кадра.
Угол рассеяния светового пучка фотовспышки
Еще один важный параметр, на который стоит обратить внимание при покупке вспышки — это угол рассеяния светового пучка. Для получения на снимке равномерно освещенного изображения пучок света должен соответствовать полю зрения объектива
Если световое пятно вспышки покрывает больший угол, чем “видит” объектив, то тут ничего страшного не произойдет; главное — чтобы этот угол не был меньше. В самом простом случае можно оптимизировать угол рассеяния светового пучка вспышки для работы с наиболее часто используемыми объективами — например, с фокусным расстоянием от 35 мм и более. Так устроены самые простые недорогие модели, например Unomat Top. В более совершенных системах автофокусных зеркальных фотоаппаратов проблема оптимизации угла рассеяния светового пучка вспышки решается более радикально: во вспышку встраивается электропривод, изменяющий расстояние между рассеивателем и отражателем и автоматически меняющий угол рассеяния света вспышки в зависимости от фокусного расстояния и расстояния до объекта.
Использование беспроводного управления
Использование двух и более вспышек значительно расширит ваши возможности. Чтобы избежать проблем с проводами, лучше использовать беспроводное управление вспышками.
Nikon и Canon поддерживают беспроводное TTL-управление девятью ведомыми вспышками через ведущую вспышку. При этом они могут быть разделены на три группы.
Режим вспышки, мощность и значение компенсации мощности могут быть установлены отдельно для каждой группы и для управляющей вспышки. Если вы хотите использовать все свои вспышки, то можете запускать их с помощью инфракрасного триггера, устанавливаемого на горячий башмак камеры.
Таким образом вы получите свободу для создания любого типа освещения, подчеркивая форму, текстуру, тона и цвета объектов. Недостатком является ограничение по расстоянию до 10 метров.
Как правило, только топовые модели вспышек могут использоваться в качестве управляющих. Если ваша вспышка не позволяет такого, можете использовать более простые способы, например, подключить к ее разъему РС светоловушку.
Дистанц. управление вспышкой
Выберите один из следующих параметров удаленной фотосъемки со вспышкой.
- Групповая вспышка
- Выберите отдельный режим управления вспышкой и уровень вспышки для каждой группы ведомых вспышек. Если для параметра Параметры беспр. вспышки выбрано значение Оптическое AWL или Оптическое/радио AWL ( ), можно выбрать канал, используемый ведущей вспышкой для соединения с ведомыми вспышками.
- Быстрое беспр. управление
- Выберите для управления общей мощностью вспышки. Используйте Парам. быст. беспр. управ. для регулировки баланса между группами A и B и установки мощности для группы C вручную (ведущая вспышка не срабатывает). Вы также можете отрегулировать коррекцию вспышки для групп А и В и – если значение Оптическое AWL или Оптическое/радио AWL выбрано для параметра Параметры беспр. вспышки ( ) – выбрать канал, используемый ведущей вспышкой для соединения с ведомыми вспышками.
- Дист. многократ. вспышка
- Вспышки срабатывают несколько раз, пока открыт затвор, производя эффект мультиэкспозиции. Выберите уровень вспышки (Мощность), максимальное количество срабатываний вспышки (Кол-во), количество срабатываний вспышки за секунду (Частота) и – если значение Оптическое AWL или Оптическое/радио AWL выбрано для параметра Параметры беспр. вспышки ( ) – канал, используемый ведущей вспышкой для соединения с ведомыми вспышками. Имейте в виду, что суммарное количество срабатываний вспышки может различаться в зависимости от значений, выбранных для параметров Мощность и Частота; дополнительную информацию см. в документации, прилагаемой к вспышке.
Светодиодные осветители
Светодиодная вспышка камерафона «iPhone 5s»
В XXI веке получили распространение светодиодные источники света, используемые вместо вспышек, и часто называемые «светодиодной вспышкой». В этом типе осветителя устанавливаются один или несколько светодиодов, но устройство не является вспышкой: время его свечения может быть произвольным, а по световой эффективности светодиоды сильно уступают ксеноновым лампам. К преимуществам светодиодов относятся малые размеры и масса, низкое напряжение питания, а также возможность работы в непрерывном режиме, что может быть использовано для видеосъёмки и подсветки автофокуса. Встроенные светодиодные осветители применяются в камерафонах, планшетных компьютерах, сверхминиатюрных фотоаппаратах. Существуют и выносные приборы в виде кольца или матрицы из большого количества светодиодов (например, для макросъёмки).
Важные определения
Для начинающего фотографа очень важно понимать и разбираться в терминологии этой сферы. Разбираясь в основных понятиях, вам будет проще научиться фотографировать и делать действительно профессиональные снимки
Экспозиция кадра
Экспозиция – величина засветки сенсора, чувствительного к световым лучам.
Пример фотографий в зависимости от экспозиции кадра.
От нее зависит качество сделанного снимка:
- Если света было добавлено слишком много, то картинка станет переэкспонированной, то есть засвеченной.
- Если его мало, то изображение окажется темным.
Экспозиция создается подбором баланса выдержки и диафрагмы, который еще именуется экспопарой. Главная задача фотографа заключается в настройке достаточной светочувствительности в зависимости от пространства.
Расчет выдержки
Экспонирование кадра начинается сразу после открытия затвора. Если в пространстве есть движущиеся объекты съемки, то за время щелчка они успевают переместиться и на фото становятся слегка размытыми.
Параметр измеряется в виде единицы, разделенной на число:
- Значение 1/500 указывает на то, что щелчок произойдет через 1/500 секунды. Это достаточно короткая задержка, при которой даже гоночные автомобили получаются четкими.
- При увеличении времени до 1/125 секунды идущие люди не станут размытыми, но машины потеряют четкость.
- Если затвор откроется через 1/50 секунды, возрастет риск получения плохого снимка из-за дрожания рук фотографа.
Чтобы установить параметр, необходимо воспользоваться режимом приоритета настройки. Он обозначается символами TV и S. Кроме того, он помогает сделать экспокоррекцию.
Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой.
Значение диафрагмы
Диафрагма – это центральная часть объектива, отверстие переменного размера. Чем меньше ширина, тем больше ГРИП (глубина резко изображенного пространства). Она обозначается числами из ряда:
- 1,4;
- 2;
- 2,8;
- 4;
- 5,6;
- 8 и т.п.
В дорогих камерах можно выбирать другие промежуточные значения. Высокая глубина нужна для качественных снимков пейзажа, где нужно получить резкий передний и задний план. Для этого выставляют диафрагму 8 мм и больше.
Малая ГРИП нужна для того, чтобы обратить внимание человека на центральный объект фотографии, размыв лишние предметы. Чтобы замылить фон, необходимо установить диафрагму до 2,8 мм
Чтобы управлять объективом, нужно переключить управляющий диск в положение режима приоритета диафрагмы (AV или A). При этом вы выбираете, с какой диафрагмой хотите фотографировать, а все остальные параметры аппарат подбирает сам. В режиме приоритета диафрагмы еще доступна функция коррекции экспозиции.
Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма.
Диафрагма оказывает обратное влияние на уровень экспозиции – чем больше ее размер, тем темнее получается картинка (зажатый зрачок пропускает меньше света, чем открытый).
Параметры ISO
ISO – это чувствительность матрицы к лучам света. Чем выше данный параметр, тем камера становится восприимчивее к тому, как свет попадает в кадр. Например, для того чтобы сделать качественный снимок при ISO 15, понадобится достаточная освещенность комнаты. Но если поставить ISO 1600, фотоаппарат будет принимать больше света, и темная картинка станет ярче.
Вид фотографии в зависимости от значения ISO.
Сейчас уровень шума на максимальной светочувствительности у зеркальных фотоаппаратов низкий, однако недостаточно хороший.
Выбор режима съемки
В современных камерах предусмотрено 3 варианта съемки:
- Ручной режим (М) – можно управлять тремя параметрами: диафрагма, выдержка и светочувствительность.
- Приоритет диафрагмы (Av или А) – настраиваются диафрагма и ISO, выдержкой управляет камера.
- Преимущество выдержки (Tv или S) – управляем выдержкой и ISO, диафрагма контролируется автоматически.
“Горячий башмак” и системы управления фотовспышкой
Как уже говорилось выше, современная фотовспышка — это не просто коробка с лампочкой и конденсатором, хотя есть и такие (например вспышка Unomat MINI TOP стоимостью около $13). В большинстве же случаев вспышка — это сложное электронное устройство, оснащенное собственным процессором и всевозможными датчиками. Сделано это для того, чтобы фотографу не приходилось постоянно производить вычисления и крутить кольцо диафрагмы в зависимости от расстояния до объекта съемки. Как правило, на это нет времени, да и срабатывающая на полную мощь вспышка на близких расстояниях может испортить кадр. Встроенная автоматика значительно упрощает процесс съемки со вспышкой и делает его таким же удобным, как съемка при постоянном свете. Особенным “умом” отличаются TTL-вспышки (от английского “Through The Lens”, “через линзы, через объектив”). Такое устройство самостоятельно производит замер света, падающего непосредственно на плоскость светочувствительной матрицы или фотопленки. При этом учитывается не только влияние самого импульса вспышки, но и расстояния до объекта съемки, светосилы объектива, а также различных светофильтров и насадок.
В силу того, что фирмы-производители фотоаппаратов в пылу конкурентной борьбы старались создать свою собственную, уникальную систему, единого стандарта расположения контактов на “горячем башмаке” и сигналов управления не существует. Отсюда следует, что каждой модели фотоаппарата требуется так называемая “согласованная” вспышка, то есть устройство, имеющее соответствующий интерфейс управления и набор функций. Так, у компании Canon система замера обозначается “E-TTL”, у Nikon — “i-TTL”. Они несовместимы, поэтому вспышки Nikon не будут работать с камерами Canon или Olympus, и наоборот. Сторонние производители, такие как Sigma, Unomat, Metz и другие выпускают в целый ряд вспышек, практически одинаковых как внешне, так и функционально, но приспособленных для работы с фотоаппаратурой разных производителей.
Наиболее оптимальным решением будет приобретение вспышки производства той же компании, что и сам фотоаппарат.
Внешние фотовспышки
Наличие встроенной вспышки, безусловно, часто выручает фотографа-любителя. Но, к сожалению, этот источник света имеет огромное количество недостатков. Помимо уже описанного выше явления “красных глаз”, эти вспышки отличает слабая мощность импульса. Их “дальнобойности” хватает на очень небольшое расстояние — от полутора до пяти-шести метров в зависимости от модели камеры. Кроме того, встроенная вспышка дает абсолютно неудачный с художественной точки зрения свет: объекты на фотографии получаются плоскими, с резкими тенями и пересвеченными участками.
Не стоит забывать и о том, что для работы встроенной вспышки используется тот же источник питания, что и для работы самой камеры. Это ведет к уменьшению срока работы аккумулятора, а при невозможности оперативно заменить или подзарядить батарею может стать причиной “провала” съемки. Иногда объектив камеры при съемке выдвигается настолько далеко, что заслоняет собой часть света от встроенной вспышки, что не может не отразиться на снимке — фотография “порадует” темной тенью.
Внешние вспышки лишены всех этих недостатков, поэтому для достижения наилучшего результата рекомендуется использовать именно их. Конечно, не ко всякой цифровой мыльнице внешнюю вспышку можно подсоединить. Для совместной работы камера должна быть оборудована синхроконтактом или специальным разъемом для подключения внешней вспышки со смешным названием “горячий башмак” (“Hot shoe”). Поэтому до покупки вспышки стоит внимательно оглядеть фотоаппарат (“башмак” выглядит как прямоугольная металлическая рамка с несколькими контактами внутри, см. фотографии) или прочитать инструкцию пользователя.
Внешние импульсные источники света могут крепиться непосредственно на сам “башмак” — такая конструкция дает надежду производить съемку относительно миниатюрным устройством. Профессионалы же предпочитают более мощные вспышки, оснащенные отдельными большими аккумуляторами. Эти устройства крепятся на кронштейне и управляются по синхрокабелю, что позволяет значительно увеличить расстояние от объектива до излучателя и получить более качественное освещение. Кроме того, синхроконтакт удобен и при использовании студийных источников импульсного освещения.
Конструкция вспышек варьируется от простых автоматических “коробочек” до очень умных и мощных устройств, управляемых микропроцессором и взаимодействующих с системой экспозамера фотокамеры. Цены на такие аппараты начинаются от $300-$400.
Не отказывайтесь от вспышки, когда вы этого дейсвтительно хотите
Koldunov / Shutterstock.com
Забудьте о начале статьи, где говорилось негативно о резкой вспышке и тяжелых тенях. Это было характерной чертой фотографий Polaroid при съемке одноразовыми фотоаппаратами, которые были популярны в предыдущие годы. Если такие фото – именно то, что вам нравится, то используйте вспышку на здоровье, чтобы у вас получился желаемый эффект.
Возьмем другую ситуацию: вы желаете воспользоваться вспышкой для упрощения съемки или вы попросту считаете это крутым. Значит, и делайте фотографии с применением вспышки. Наихудший из возможных итогов в этом случае – снимок получится настолько плохим, что вы его постесняетесь куда-либо выкладывать. Даже фотографы с опытом утверждают, что получают испорченные фото всякий раз, как достают свой фотоаппарат.
Настройка
Базовый режим Wireless Flash
(A): контроллер
(B): внешняя вспышка
В базовом режиме внешняя вспышка служит беспроводным контроллером вспышек. Встроенную вспышку на камерах с креплением A также можно использовать в качестве управляющей вместо внешней вспышки. Во время съемки давать освещение будет только внешняя вспышка, но даже этот единственный источник света позволит достичь намного лучшей освещенности, чем направленная прямо вспышка, которая крепится на камере.
Вспышка, направленная прямо
Фронтальная вспышка, направленная прямо: вспышка, которая крепится на камере, создает четкие тени, хорошо заметные на фотографиях.
Направленная прямо вспышка с функцией Wireless Flash
Функция Wireless Flash позволяет менять освещенность, просто перемещая внешнюю вспышку.
По диагонали впереди
По диагонали сзади
Сбоку
Совет.
- Встроенную вспышку на камерах с креплением E нельзя использовать в качестве беспроводного контроллера.
- Внешнюю вспышку можно держать в руке или установить на мини-подставку, которая входит в комплект.
- Использование функции Wireless Flash (внешняя вспышка) устраняет так называемый «эффект красных глаз».
Режим Wireless Ratio Flash
Расширенный протокол беспроводного управления вспышками Sony, который доступен при использовании моделей HVL-F60M, HVL-F43M, HVL-F58AM или HVL-F43AM в качестве контроллера, позволяет регулировать соотношение яркостей между вспышками во время съемки. В отличие от базового режима, когда контроллер не дает никакого освещения и не влияет на суммарную экспозицию, при использовании функции соотношения вспышек контроллер (ведущая вспышка, CTRL) не только управляет работой внешних вспышек, но и сам участвует в освещении объекта съемки. Кроме того, у фотографа появляется возможность регулировать мощность каждой вспышки. Функция замера TTL (через объектив) обеспечивает точность суммарной экспозиции. Также для вспышек можно установить фиксированный уровень яркости, как у студийных вспышек.
Wireless Ratio Flash с двумя или тремя группами
Для освещения объекта съемки можно использовать несколько внешних вспышек, а также объединять две и более вспышек в так называемые группы. Допускается использование не более трех групп. Две группы внешних (удаленных) вспышек, которым присваиваются имена «RMT» и «RMT2», могут включать в себя неограниченное количество вспышек. Третья группа состоит из укрепленной на камере ведущей вспышки (CTRL), которую можно использовать в качестве источника заполняющего света. Во время съемки все три группы вспышек срабатывают одновременно, и камера определяет правильную экспозицию.
Пример с двумя группами: задано соотношение уровня яркости между двумя группами, состоящими из накамерной вспышки (контроллера) и внешней вспышки.
Пример с тремя группами: Задано соотношение уровня яркости между тремя группами, состоящими из вспышки, укрепленной на камере, и двух внешних вспышек.
Пример с тремя группами с несколькими вспышками в каждой группе И группа RMT, и группа RMT2 состоят из двух вспышек. Яркость вспышки, укрепленной на камере, а также групп RMT и RMT2 можно настраивать независимо.
На приведенных ниже изображениях показаны различные эффекты с использованием функции беспроводного управления соотношением яркости вспышек для трех групп. В первом ряду показано освещение объекта съемки, когда каждая вспышка срабатывала отдельно. Во втором ряду уровень яркости каждой удаленной вспышки (справа от объекта съемки) повышался для постепенного осветления правой части изображения, тогда как соотношение уровней яркости остальных двух вспышек не менялось.
Пример освещения
CTRL:RMT:RMT2
1:1:16
1:4:16
1:8:16
1:16:16
Экран настроек соотношения
Настройки соотношения отображаются на ЖК-экране вспышки. Чтобы установить абсолютное соотношение, сложите значения и разделите каждое из них на общую сумму. Например, если заданы значения CTRL = 1, RMT = 8 и RMT2 = 16, соотношение уровней яркости будет следующим:
CTRL = 1 / 25
RMT = 8 / 25
RMT 2 = 16 / 25
Кратные соотношения, например 1:1:1 и 4:4:4 или 1:2:4 и 2:4:8, эквивалентны друг другу.
Если группа (RMT или RMT2) состоит из нескольких вспышек, результат делится на количество вспышек в группе.
ВЫ должны знать, как нужно позировать
Практикуйтесь в позировании, чтобы знать, какие позиции могут подчеркнуть определенные выгодные черты и скрыть недостатки. Или попробуйте себя в роли модели, чтобы понять, что значит следовать указаниям кого-то другого во время съёмки.
Объясняйте, чего вы хотите от модели, различными способами.
- Сами продемонстрируйте модели нужную позу. Покажите ей то, что вы хотите увидеть.
- Одновременно объясняйте необходимые действия на словах.
- Затем попросите модель принять нужную позу, если необходимо, скорректируйте положение.
Это не только самый быстрый и эффективный способ сделать так, чтобы ваша модель приняла нужную позу, но и средство, позволяющее вам наладить с ней контакт. Как только модель узнает, что поза хорошо выглядит в вашем исполнении (и поймёт, что она не будет выглядеть в ней глупо), она с большим воодушевлением станет делать то, что вы просите.
На улице
Многие начинающие фотографы уверены, что вспышка на улице вообще не нужна. Это не совсем так. А точнее — совсем не так. Вспышка нужна, просто использовать ее нужно с умом.
По большей части вспышку на улице используют в двух случаях:
1) Чтобы подсветить тени на лицах людей в кадре
На улице «лопухи», рассеиватели и прочие насадки на вспышку практически бесполезны. Чтобы подсветить тени, можно смело лупить «в лоб».
2) При съемке против солнца
Съемка против солнца — классический прием использования вспышки на улице.
Поскольку сегодня мы говорим про работу со вспышкой на репортаже, обязательно нужно рассказать о двух вещах: радиосинхронизаторах и цветных фильтрах для вспышек.
Выводы
Вспышка нужна! Любой уважающий себя фотограф должен иметь в арсенале внешнюю вспышку. Хотя бы даже такую маленькую как SB-400, которая, кстати, при своих удобных размерах, может отражать свет не хуже остальных. Без внешней вспышки, как без рук в слабоосвещенном помещении, так что, если вы готовитесь стать свадебным фотографом вам она нужна обязательно.
Днем вспышка не менее важна чем ночью, я бы даже сказал что более. С помощью вспышки вы уберете ненужные тени с лица, сделаете портрет великолепным. Здесь нужно обращать на такой параметр как время синхронизации фотоаппарата.
Если у вас не одна вспышка, вы можете фотографировать в командном режиме (commander mode), если правильно выставить свет снимки получатся великолепными, но не все внешние вспышки могут поджигаться дистанционно.
При покупке вспышки подумайте как вы ее собираетесь использовать, если вам нужно только отражать свет и всё, то вас вполне устроит маленькая и удобная SB-400. Если вы захотите подсветить вспышкой в командном режиме, нужно задуматься о покупке SB-600 она будет полезна всем, но к сожалению она не может быть “мастером”. SB-800/SB-900 это дорогие, мощные, тяжелые и большие вспышки, которые могут работать в режиме master и slave, нужны они только для тех людей, которые днями фотографируют со вспышкой, к примеру свадебные фотографы или репортеры. SB-R200 нужна для профессиональной макросъемки.