Хельмут Ньютон. Автобиография
Хельмут Ньютон. Автобиография
Тема: Фотограф о себеГод: 1982
Великий фотограф Хельмут Ньютон повествует о своем берлинском детстве, юности в колониальном Сингапуре и странствиях по Австралии, Америке и Европе. Одну за другой Ньютон рассказывает увлекательные истории о фотографах, редакторах модных журналов и просто знаменитых людях того времени, с которыми он встречался.
Из автобиографии можно узнать, что Ньютон никогда не занимался студийной съемкой, любил снимать манекены, нанимал настоящих папарацци, чтобы они позировали вместе с моделью и использовал эффект «красных глаз». Также фотограф рассказывает, какие произведения на него влияли. Среди них есть книги Артура Шницлера и Стефана Цвейга или работы немецкой кинорежиссерки Лени Рифеншталь.
Заключительная часть биографии посвящена работе Ньютона. Фотограф объясняет, как жизненный опыт становился для него источником вдохновения и какие методы он использовал. Здесь же Ньютон объясняет, почему отказался от концепции фотографии как изящного искусства.
24. Х-поляризация
Что это такое? Кросс-поляризация — это оптический процесс, в ходе которого прозрачные предметы преобразуются в радужно раскрашенные объекты. Посмотрите на этот снимок. Специальное оборудование поможет сделать такой снимок и вам.
Что для этого нужно? Нужно много чего. Первое – это собственно источник специального поляризованного света. Нужен лайтбокс, который будет усиливать этот свет. Нужна специальная поляризационная пленка, которая стоит примерно 40 долларов за лист размером 30х10 см. А еще потребуется специальный круговой поляризационный светофильтр.
Наши рекомендации. Те, кто хотя бы раз фотографировал с поляризационным светофильтром, знают, что для того, чтобы достичь на снимке желаемого эффекта, нужно этот светофильтр вращать. Именно для этого даже его оправа устроена специальным образом.
22. Вазелин (Vaseline)
Что это такое? Это достаточно старинный прием фотографирования, пришедший к нам практически от истоков фотографии, из 19 века. Посмотрите на снимок. Видите, какое мягкое, нежное, чуть расфокусированное изображение! Как же достигается такой эффект? Да очень просто! Очень! Достаточно одеть на объектив нейтральный защитный светофильтр и намазать его самым обыкновенным вазелином. Можно, конечно, рискнуть и намазать вазелином непосредственно саму переднюю линзу объектива… Но это уж решать вам. С помощью такого приема чаще всего и раньше снимали, и сейчас снимают романтические портреты.
Что для этого нужно? Вазелин, который можно заменить практически любым кремом (только не кремом для бритья!), и нейтральный защитный светофильтр. Ну, например UV или Skylight.
Наши рекомендации: вазелин на светофильтр нужно наносить очень аккуратно, кусочком мягкой ткани. Центральную часть светофильтра нужно оставить чистой – для того, чтобы, если вы снимаете портрет, лицо модели и ее глаза были все-таки резкими.
Наши дни
Как ни странно, но цифровые фотоаппараты — это не изобретение 2000-х годов. Первые экспериментальные образцы появились ещё в 70-х годах в лабораториях небезызвестной Eastman Kodak. Цифровая камера подразумевает запись на носитель, и тогда это была кассета. Если кто из читателей не в курсе, тогда вместо флешек, SSD и жёстких дисков была обычная плёнка, и даже программы для компьютеров воспроизводились с кассеты. Массовые же цифровые фотоаппараты появились только в конце восьмидесятых, и фотографии записывались уже на съёмную карту SRAM, которая, к слову, была энергозависимой, то есть оперативной памятью. Нет питания — фотографии стёрлись. В конце девяностых появились первые цифровые зеркальные фотоаппараты. Стоимость на тот момент — как у неплохого автомобиля среднего класса.
И только в начале 2000-х годов появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат Canon EOS 300D, который не стоил как крыло от боинга. Разрешение этого фотоаппарата составляло 6,3 мегапикселя, устройство имело КМОП-матрицу, интеллектуальную автофокусировку и другие достоинства, которые на тот момент были передовыми технологиями. Съёмка производилась на CompactFlash — флеш-память от SanDisk. В те времена флешки на 128 мегабайт были как сейчас примерно на столько же, но уже гигабайт, но даже этого объёма было достаточно для съёмки нескольких десятков качественных (по тем меркам) изображений. Ну и с этого момента японские компании пнули под известное место американцев и захватили рынок цифровых фотоаппаратов. С середины 2000-х фотоплёнка ушла на заслуженный отдых, и теперь с ней работают только профессиональные фотографы и хипстеры, которые снимают «те самые ламповые кадры».
Постепенная миниатюризация устройств позволила встроить высококачественные камеры в те же смартфоны, и теперь любой владелец флагманского телефона может ощутить себя профессиональным фотографом, делая качественные снимки своими двумя, тремя, четырьмя (и сколько же ещё там вставят?) объективами.
И как же, говоря о фотографиях, не упомянуть о селфи. Думаешь, что селфи изобрели инстаграмщики? Первыми селфи можно считать автопортреты, а потом и фотографии XIX века, где фотографы делали снимки своих лиц и отправляли сии фотокарточки барышням, дабы те оценили их шарм. Помнишь те селфи-камеры из 2000-х? Их качество было номинальным, соответствующим передовым технологиям Викторианской эпохи. Делались они для видеоконференций — там суть была не в качестве, а в видимости собеседника. Постепенно они совершенствовались, и сейчас селфи-камеры ничем не хуже основных. Есть даже устройства для селфи, которые представляют собой дрон, например AirSelfie2 Power Edition с компактными габаритами (как смартфон) и мощной камерой на 12 мегапикселей, снимающей в 1080p. Ну а раз это дрон, то он и летать может, причём до 20 метров в высоту. Кстати, у нас такое устройство есть, и оно поднимается достаточно высоко. Не знаем, как на 20 метров, линейку не ставили, но на уровень головы (что и требуется для селфи) поднимается без проблем. AirSelfie2 Power Edition управляется со смартфона по Wi-Fi. Ну а для зарядки используется зарядный кейс на 10 тысяч мАч. В устройство встроено 16 гигабайт памяти, которой вполне достаточно для тысяч фотографий в FullHD-разрешении. Вот уж точно XXI век — век цифровых технологий. Представляем, какие бы фотографии получались у великих мастеров, вынужденных творить в XIX–XX веках, будь у них в руках такие технологии!
И, конечно же, не стоит забывать про профессиональное оборудование. Современные цифровые зеркальные фотоаппараты делают настолько качественные снимки, что сложно различить пиксели даже при очень большом приближении. Гонка за мегапикселями закончилась, и производители делают упор на усовершенствование линз. Именно поэтому камера современного смартфона с 15 мегапикселями может делать более качественные и детализированные снимки, чем цифровая камера начала 2000-х.
Процесс мокрого коллодия / мокрая пластина
Мой хороший друг @paintstein зашел за портретом и попотеть. Так здорово проводить время с тобой, Эми !!! # мокрые пластиныколлодий # мокрые пластины # коллодий # крупный формат # портрет # портретная фотография # тип олова # альтернативная фотография # крупноформатная фотография # портретная страница # раскрыть портрет # 8 × 10 # студийная фотография # черно-белая фотография # черно-белая фотография #portlandoregon
Сообщение, опубликованное Томом Харрисом (@tomharris_photography) на
Процесс мокрой пластины был изобретен в 1848 году и до сих пор остается популярной альтернативной техникой фотографии.
Сначала кусок стекла покрывают коллодием и другими химикатами, чтобы подготовить его для камеры. Пока он еще влажный, его помещают в камеру, чтобы сделать снимок. Затем его возвращают в фотолабораторию для проявления и печати.
Благодаря прозрачности стекла результаты будут выглядеть очень резкими и воздушными, как показано на рисунке выше.
Карбоновая печать
. . . Intrepid 4 × 5 mk3 / Nikkor W 180mm Fomapan 100 @ 64 in PMK Carbon Transfer на фиксированном Ilford FB. . . . #bnw #filmphotography #filmisnotdead #analogphotography #ishootfilm #largeformat #largeformatphotography # темная комната # альтернативный процесс # альтернативные процессы #carbonttransfer #carbonprint #carbonprinting #carbonttransportado # 4x5film #fomapanpik
Сообщение Гонсало (@ donatello.tn) в
Карбоновая печать — один из самых утомительных процессов в альтернативной фотографии.Он включает в себя множество сложных шагов, которые в конечном итоге приводят к несравнимо качественным результатам.
Изображения, напечатанные углеродным методом, имеют много оттенков и никогда не выцветают. Они выглядят потрясающе по сравнению с фотографиями, напечатанными другими способами.
Короче говоря, для углеродной печати используются специальные ткани, акварельная бумага, покрытая желатином, и цифровые негативы. Некоторые фотографы печатают три слоя одного и того же изображения для получения высококачественных результатов.
Все это подвергается воздействию ультрафиолета, помещается в холодную и горячую воду, а затем прижимается к бумаге.
Это очень дорогой и трудоемкий процесс. Но великолепные результаты, похоже, того стоят.
Популярные иллюзии на видео
Весьма интересная трехмерная иллюзия – следящий дракон Гарднера, сделать которую можно своими руками при помощи принтера, бумаги, ножниц и скотча (найти соответствующий шаблон можно при помощи Google).
Еще один вариант:
В какую сторону повернут стул?
Иллюзия вращения шестеренок достигается за счёт наложения линий друг на друга.
А вот одна из самых масштабных презентаций оптических иллюзий от музыкальной группы OK, известной своими шедевральными клипами.
7 отличных оптических иллюзий в свежем ролике от канала Quirkology.
Победители в конкурсе оптических иллюзий последних лет:
Инсталляция JEM для миксования треков в Австралии
Студия Eness из Австралии создала инсталляцию JEM, чтобы привлечь людей в новый район Брисбена.
Инсталляция для создания электронных треков
С инсталляцией JEM прохожие могут самостоятельно создавать музыку, даже если они раньше этого никогда не делали. Чтобы замиксовать собственный классный трек, нужно зайти внутрь «клетки», которая переливается LED-диодами, и танцевать. Электронные треки подстраиваются под движения людей.
Чтобы понизить звуковой тон, можно пройти вглубь. Или лечь на пуфик, устроиться в гамаке и наблюдать за изменениями ритмов музыки, подсветки.
Прохожие создают собственные треки
17. Объединение нескольких изображений QuickTime
Что это такое? Этим термином – QuickTime – называют круговые бесшовные панорамы. То есть, проще говоря, объединенные в одну фотографию несколько изображений, снятых с одной точки в разных направлениях. Такие панорамы могут быть «перемотаны» в любую строну — влево или вправо. Очень интересный прием в работе.Что для этого нужно? Для такого рода работы вам потребуется специальное оборудование для фотокамеры — QuickTime Player, а также специализированная программа для создания панорам, например Pano2VR. Конечно же, без помощи компьютера, одной фотокамерой, даже самой совершенной, тут не обойтись.
Наши рекомендации: Ваша цель — снять несколько кадров, которые впоследствии будут объединены в цельную бесшовную панораму. В этом вам поможет штатив. Он обеспечит одинаковое положение фотокамеры во время съемки всех необходимых вам кадров.
Соленая печать
Это самый старый способ печати фотографий, изобретенный Уильямом Генри Фоксом Тальботом в начале позапрошлого века. Он основан на взаимодействии соли и азотнокислого серебра. Его отличает мягкость тона, слабый контраст и, как следствие, широкий динамический диапазон.
Конечно, купить поваренную соль и желатин не составит труда. А вот азотнокислое серебро — очень дефицитный материал, и найти его сложно (конечно, если вы не готовы растворять серебряную ложку в азотной кислоте). Для начала лучше ограничиться приобретением набора для соленой печати в фотомагазине. Там, где продаются химикаты для печати, тонеры, фотобумага, возможно, есть и наборы для альтернативных технологий. Но в любом случае не мешает знать то, что вы делаете.
Для начала мы солим бумагу. Лучше брать акварельную бумагу весом 200–300 г с подходящей для вас фактурой. Для соления бумаги можно использовать такой раствор:
• 25 г поваренной соли
• 5% бихромата калия (ознакомьтесь с правилами его применения!)
• 2 г желатина
• вода до 1 л.
Листы бумаги держим в этом растворе около минуты, затем сушим. Соленые листы могут храниться долго. А вот очувствлять бумагу лучше непосредственно перед печатью. При слабом освещении наносим кистью раствор нитрата серебра (12 г на 100 г воды). Воду лучше брать дистиллированную, в противном случае вам придется держать этот раствор на ярком солнце, пока не осядет грязь в виде хлопьев на дне емкости. Чистота раствора влияет на контраст, а поскольку изображения и так будут очень мягкими, то с этой проблемой вы столкнетесь.
Теперь перейдем к негативу. Вы делаете его примерно так же, как и для цианотипии, но гораздо контрастнее. Далее поступаете так же, как и с первым процессом: кладете негатив на эмульсионную сторону высушенного листа бумаги, прижимаете стеклом и включаете УФ-лампу или же выносите на солнце.
Выдержки будут примерно 3–5 минут. Впрочем, все зависит от вашего источника света. Изображение будет меняться на глазах: к концу экспонирования, если все сделано правильно, оно станет темно-коричневым. Но не пугайтесь переэкспонирования, потому что после промывки оно сильно посветлеет. Дальше переходите к процессу фиксирования. Кладете картинку в раствор тиосульфата натрия (это, собственно, и есть черно-белый фиксаж) и держите ее там около 10 мин. Потом пятнадцатиминутная окончательная промывка — и отпечаток можно сушить.
Фотография будет светло-коричневого цвета. Если вы хотите дать другой оттенок, можно использовать тонеры. Я не буду здесь приводить их сложные рецепты, это можно узнать на сайтах по альтернативной фотографии.
Как компании начали запускать собственные нейросети?
В конце 2015 года Илон Маск и Сэм Альтман запустили проект OpenAI — коммерческую платформу, которая занимается разработками в сфере искусственного интеллекта. Главным принципом компании стала открытость, так как создатели не хотели допустить, чтобы AI-разработки были сосредоточены в руках конкретной страны или правительства. Одним из проектов компании стала нейросеть GPT, которая училась генерировать тексты, предугадывая каждое слово.
На основе разработок OpenAI в 2018 году компания Google запустила нейронную сеть Bidirectional Encoder Representations from Transformers (BERT), которая сначала проходит этап pre-training — это долгий процесс тренировки на огромном количестве текстов, содержащих миллиарды слов. Кроме словарных значений, в pre-training входит работа с синтаксисом и контекстом предложений.
Когда нейросеть получает базовые навыки распознавания языка, то ее можно быстро дообучить под разные задачи, одной из которых как раз является языковое моделирование. Для решения задачи нейросеть изучает миллиарды слов и их расположение в грамматически правильных предложениях, после чего может предсказывать следующее слово в тексте самостоятельно.
В 2018 году OpenAI выпустила версию GPT-2 (а в 2019 году — GPT-3), которая сейчас является самой большой нейросетью для работы с естественными языками. Она имеет более 1,5 млрд параметров, с помощью которых обрабатываются входные данные, и способна создавать целые страницы связного текста, причем для этого ей требуется всего один этап обучения, в отличие от BERT.
6. «Рыбий глаз» (Fisheye)
Что это такое? «Рыбьим глазом» называют специальный сверхширокоугольный объектив, который очень сильно искажает изображение. Ученые предполагают, что именно так видят окружающий мир рыбы. Поэтому, собственно, этот объектив и получил такое название. Специалисты-оптики разработали два вида «рыбьего глаза» — диагональный, который так же еще иногда называют полнокадровым, и циркулярный. Первый вид объектива дает изображение, которое вписывается в кадр целиком. Изображение, получаемое вторым типом «рыбьего глаза», занимает не всю площадь кадра, а вписывает его в характерный круг.
Что для этого нужно? А, собственно, «рыбий глаз» и нужен. Снимок, который вы видите здесь, сделан объективом Sigma 4.5mm f/2.8 EX DC HSM Fisheye циркуляр. Этот объектив стоит очень дорого, по карману далеко не каждому. Примерно тысяча долларов. Но, если постараться, вполне реально найти аналог ему минимум раз в десять подешевле.
Наши рекомендации: При съемке «рыбьим глазом» рекомендуем делать частичный замер. А еще советуем беречь переднюю линзу объектива. Она у него очень выпуклая и выдается далеко вперед.
19. Медленная синхронизация (Slow-sync flash)
Что это такое? Как мы уже говорили в первой части этой статьи, фотовспышка обычно используется фотографами для того, чтобы получить при съемке дополнительную порцию света. Но это далеко не единственный способ использования в работе этого замечательного прибора. Фотовспышка способна придать кадру динамику. Как это сделать? Нет ничего проще. Для этого нужно всего лишь объединить импульс вспышки и длинную выдержку, то есть медленную скорость срабатывания затвора. С помощью такого нехитрого способа вы выхватите из реальной жизни единственно нужный и напряженный момент движущегося на скорости объекта. При этом сам движущийся объект будет изображен четко и резко, но за ним на фотографии образуется красивый след его движения. Своего рода шлейф. Просто великолепные снимки получаются.
Что для этого нужно? Flashgun (опционально) и штатив.
Наши рекомендации: для того, чтобы полностью взять под контроль всю ситуацию во время съемки, лучше всего фотографировать в ручном режиме. Снимать надо на выдержке от ¼ секунды до 1 секунды. Всё в этом случае зависит от скорости движения объекта съемки.
12. Художественный объектив Lensbaby
Что это такое? Lensbaby – это объектив, созданный специально для художественной, а не документальной фотографии. Он фокусируется в какой-либо одной точке объекта съемки, а всю прилегающую к этой точке область делает постепенно размытой. Такое размытие создает специальная конструкция этого объектива. Этот эффект похож на радиальное размытие, или иначе на Motion Blur
Работая с объективом Lensbaby нужно очень осторожно подходить к выбору диафрагмы и, соответственно, глубины резко изображаемого пространства
Что для этого нужно? Нужен объектив Lensbaby. Это понятно. Его ничем не заменить. Он стоит примерно 250 долларов. Снимок, который вы видите здесь, сделан объективом Lensbaby Composer.
Наши рекомендации: С объективом Lensbaby фотографировать нужно исключительно в ручном режиме. И желательно со штатива. Только в таком случае вы сможете добиться хорошей фокусировки. Особенно, если объект съемки находится в движении.
6 Американский антиинтеллектуализм — American Anti-Intellectualism
В своей новаторской работе 1963 года Ричарда Хофштадтера Антиинтеллектуализм в американской жизни он утверждал, что антиинтеллектуализм «старше чем наша национальная идентичность ». Книга началась с отвращения после того, как республиканцы высмеяли кандидата в президенты и бывшего губернатора Иллинойса Адлая Стивенсона, назвав его «яйцом». Хофштадтер определил антиинтеллектуализм как «возмущение душевной жизнью и теми, кто ее представляет».
Хофштадтер не утверждал, что американцы глупы. Напротив, они были знатоками профессионального интеллекта, который носит механический и функциональный характер. Хофштадтер особенно настороженно относился к «культу практичности», в рамках которого от детей требуют мыслить только финансовыми категориями. Суть его аргумента заключалась в том, что американцы предпочитают «соответствие техники» и «способность манипулировать талантом или индивидуальностью». Согласно исследованию Pew, только 29 процентов американцев читают газеты. Отчет Jenkins Group показал, что 58 процентов выпускников колледжей никогда не открывают книги после окончания учебы.
5. Эффекты Эджертона (Edgerton)
Что это такое? Гарольд Эджеротон — это первый из фотографов, который стал использовать при быстрой съемке электронную фотовспышку. Эджертон научил нас делать удивительно красивые снимки. Сами посмотрите! Как же он добился такого эффекта? Как добиться их нам с вами? Для этого нужно, в первую очередь, отрегулировать на фотовспышке количество света, излучаемого ей, а так же скорость подачи световых импульсов. Минимальное значение — 1/50000 доля секунды. Именно с такой скоростью можно так эффектно сфотографировать каплю воды или молока и брызги от нее. Сложнее, но все-таки реально, в такой технике сделать снимок летящей пули. Но начинать все-таки советуем с падающей жидкости. Жидкость-то всегда у нас под рукой!
Что для этого нужно? Кроме фотоаппарата нам потребуется внешняя фотовспышка, подключенная к фотокамере через так называемый «горячий башмак». Еще будет нужно несколько батарей к этой вспышке. Ну, и, естественно, какое-нибудь приспособление, из которого будет капать жидкость, и посудина, в которую она будет капать. Посудина, естественно, должна быть красивой. Конечно, если вы планируете включить ее в кадр.
Наши рекомендации: Экспозицию при такой съемке рекомендуем устанавливать вручную. Источник жидкости установите в такой режим, чтобы капли капали равномерно, через примерно одинаковые промежутки времени. Фокусировку тоже лучше проводить в ручном режиме. Если вы всё сделаете так, как мы описали – то всё у вас должно получиться так, как надо. Но, тем не менее, к неудаче тоже нужно быть готовым.
1. Абстракция (Abstract)
Что это такое? Абстракция — это главная идея всех фотографий, которые можно назвать творческими. Абстракция – это и есть творческое видение реальности. Абстракцией, например, можно назвать даже черно-белую фотографию. Это самый простой ее вариант. На более совершенном уровне абстракция – это видение обычной вещи в необычном ракурсе. Умение преподнести эту вещь зрителю так, чтобы он увидел предмет совершенно по-иному, как бы другими глазами. Может быть, даже и не узнал его.
Что для этого нужно? Ничего не нужно. То есть, имеется ввиду, ничего из специального оборудования. Только фотокамера.
Наши рекомендации: Повнимательнее присмотритесь к оттенкам и узорам на объекте съемки. Попробуйте обнаружить в объекте что-то необычное, интересное.
Двадцатый век
В начале века всё ещё активно использовалась чёрно-белая съёмка. Эксперименты с созданием цветной съёмки велись ещё с середины XIX века, но с переменным успехом, и только в начале XX века получилось создать более-менее нормальное отображение цветов. Более-менее, потому что плёнка тех времён отображала цвета не совсем корректно. Но в 1906 году технология цветной съёмки была доработана, и после этого фотоаппараты смогли снимать фотографии с вполне себе реалистичными цветами. В качестве примера можешь посмотреть работы известного русского фотографа Сергея Прокудина-Горского, который в том же 1906 году сделал множество цветных фотографий Самарканда и Бухары.
Фотоплёнка, представленная в 1936 году компанией Eastman Kodak, а именно Kodachrome, сделала что-то вроде революции в фотографии, и практически без изменений эта плёнка выпускалась до 2010 года. Она позволяла получать натуральные цвета и высокое разрешение фотографий. Но раз Прокудин-Горский делал цветные фотографии ещё в начале XX века, а качественная цветная плёнка была изобретена ещё в 1936, то почему снимки даже 50-х годов в большинстве своем чёрно-белые? Всё просто: более сложная технология создания цветной плёнки и её дороговизна на тот момент. Кроме того, цветная плёнка требовала более технологичного метода проявки.
Ну и, конечно, как не упомянуть моментальную фотографию, которая, как и плёнка Kodachrome, сделала революцию в искусстве фотографии. Над устройствами, способными делать моментальные снимки без необходимости их проявки, работали ещё до Второй мировой войны, но их массовый выпуск начался в 1948 году, когда компания Polaroid выпустила фотоаппарат Land 95. Как и все первые модели, вначале фотоаппараты для моментальной фотографии были весьма унылыми, так как разрешение фотографий было низким, цвета — не особо реалистичными, да и долговечностью снимки не отличались. Но к восьмидесятым годам такой тип съёмки стал самым популярным. Фотоаппараты для моментальной съёмки выпускали несколько брендов, но на территории бывшего СССР они запомнились именно как «полароиды». Ну и отметим, что моментальная съёмка почти полностью была уделом любителей — профессионалы предпочитали плёнку, которую нужно было проявлять в фотолабораториях, так как там и разрешение выше, и цвета реалистичнее. Ну и долговечность.
Коричневая печать Van Dyke.
Заброшенный рынок крупного рогатого скота Cowbridge — принты Van Dyke, тонированные золотом | #filmphotography #mediumformat # 120film # mamiyarz67 #illfordfilm # illfordfp4 #vandyke #alternativeprocess # темная комната # Cowbridge #southwales #wales #decay #film #photography #andykebrown #vandykeprint #goldtoned # placescapelandphotography #natureslandphotography #natures
Сообщение, опубликованное @ hollypitcock_photography в
Это популярный процесс аналоговой печати, для которого не требуется фотолаборатория. Вам понадобится всего несколько простых ингредиентов, и их несложно воссоздать.
Его название происходит от цвета получаемых принтов: глубокий оттенок Van Dyke Brown.
Холст покрыт цитратом железа и аммония, нитратом серебра и винной кислотой. Все это подвергается воздействию ультрафиолета.
Чтобы отпечаток держался дольше и не выцветал, его необходимо очистить и покрыть гипораствором.