Введение
Пример HTML-страницы
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые фотографии привлекают внимание зрителя, в то время как другие оставляют его равнодушным
.
. . . почему некоторые фотографии экспонируются в галереях месяцами и годами продолжают интересовать зрителя?
Задумывались ли вы над тем, почему некоторые фотографы постоянно становятся победителями разных конкурсов, а в прессе о них публикуются только положительные статьи и заметки критиков?
Одна из основных причин, почему некоторые снимки выделяются на фоне других, состоит в том, что их авторы мастерски владеют искусством композиции кадра.
Именно искусству композиции и посвящена данная статья. Мы хотим продемонстрировать, как правильная композиция кадра может улучшить фотографии.
Хорошая композиция позволяет зрителю увидеть не только сам объект, но и его историю. Греки и римляне поняли это еще за2000 лет до изобретения фотографии!Подтверждение этому- архитектурные памятники, сохранившиеся с тех времен.
И в настоящее время композиция продолжает играть важную роль в современной архитектуре. Существует очень простое определение термина «композиция» — «гармоничное размещение объектов на снимке».
В некоторых случаях для обеспечения гармоничной композиции достаточно разместить объекты в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.
Многие фотографии отличаются хорошей композицией независимо от выбора точки съемки, но в большинстве случаев композицию создает сам фотограф. Как это происходит? Сначала вы ищите ключевые линии, определяющие композицию кадра. Как вы убедитесь в дальнейшем, процесс создания правильной уравновешенной композиции часто требует тщательной подготовки, а иногда терпения.
Через некоторое время вы заметите, что поиск линий, на которых строится композиция, становится неотъемлемой частью вашего мышления и даже второй натурой. В данном разделе мы обсудим следующие принципы композиции:
- простота композиции;
- правило»золотого сечения»;
- направляющие линии в кадре;
- уравновешенность композиции кадра;
- кадрирование;
- отделение объекта съемки от элементов фона.
Рассматривайте эти элементы не как жесткие правила, а как рекомендации, которым желательно следовать.
Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии. Приведенные советы помогут вам развить ощущение гармонии, данное вам природой, и улучшить качество ваших фотографий.
Цветовые схемы
Теперь рассмотрим, какие схемы можно составить на основании цветового круга, чтобы получить гармоничное сочетание. И когда, каждая из них уместна.
Монохромная цветовая схема
(1 цвет разной насыщенности и яркости) подходит для одиночных изображений – позволяет почувствовать атмосферность и сконцентрироваться на деталях.
Пример монохромной палитры
Монохромная цветовая схема на фото
Аналогавая цветовая схема
(классическая, цвета расположены рядом друг с другом) приятна глазу и создает спокойное, расслабленное настроение. Такое сочетание часто встречается в природе.
Пример аналоговой палитры
Аналоговая цветовая схема на фото
Триадная схема
В такой схеме цвета равноудалены друг от друга. Она трудна в использовании и подходит для мультфильмов и сюрреалистичных картин. Способна создавать настроение.
пример триадой палитры
триадная цветовая схема в цифровой живописи
Комплементарная схема
В данной схеме цвета друг напротив друга. Она очень популярна, так как естественным образом приятна глазу. Обязательное условие! Один цвет должен быть доминирующим, как правило, более слабый.
пример комплементарной цветовой схемы
комплементарная палитра на фото
Сплит-комплементарная схема
Берутся два соседних цвета от противолежащего. Данная схема обычно дает больше творческой свободы и дает возможность создавать более радостную и живую атмосферу. Свойственна природе.
пример сплит-комплементарной цветовой схемы
Сплит-комплементарная палитра на фото
Тетрадная схема
Это по сути двойная комплементарная схема, где используются две пары противолежащих цветов не важно из какой части круга. Такой вариант хорош для переднего и заднего фона
Одна пара для переднего фона, вторая – для заднего. Нельзя использовать по 25% каждой краски. Основной – самый слабый цвет, остальные – вкраплять участками.
пример тетрадной цветовой схемы
тетрадная цветовая схема на фото
Дополнительную информацию о гармонии цвета и цветовых схемах вы можете посмотреть на следующем видео.
Цветовой круг Иттена для дизайнеров — значение
Он является помощником для тех, кто только начинает изучать цветовые решения и не до конца понимает, как именно палитра влияет на стиль и дизайн.
Схему Иттена можно использовать везде: в фотографиях, видео, иллюстрациях, картинах, в дизайне сайтов, при подборе наряда, в интерьере и многом другом. Таким образом вы можете каждый день тренировать глаз и свое восприятие гармонии оттенков.
Простой, но мощный конструктор лендингов
Цветовой круг для дизайнеров — это возможность визуализировать комбинацию оттенков и понять, какие контрастные элементы нужно добавить на сайт и какой выбрать фон.
Несколько особенностей при работе с цветом, которые также отмечал Иттен в своей книге «Искусство цвета»:
Если вы хотите получить сочетание двух цветов — используйте их в равных пропорциях.
Когда нужно выделить какой-то цвет или субъект среди прочих элементов — добавьте монохромный фон. На сайте будет уместно расположить зеленые кнопки на белом фоне
На фотографии — синее небо и человек в оранжевом костюме.
При использовании трех цветов сконцентрируйте внимание на одном оттенке, а два других добавляйте акцентами. Все в разных пропорциях — например, в соотношении 60% x 25% x 15%.
Белый сочетают с любыми цветами и оттенками.
Черный можно сочетать с любыми, но лучше с мягкими и яркими оттенками.
Цветовые пространства
Цветовые пространства позволяют нам отображать абсолютные цвета физического мира в системе измерений, подходящей для дисплеев. Вы слышали о «sRGB», «Adobe RGB», «Display P3» или «DCI-P3»? Это и есть цветовые пространства.
Они похожи на «см» из первого абзаца. sRGB — это стандартное цветовое пространство для многих устройств. Adobe RGB, Display P3 и DCI-P3 — это пространства с более широким цветовым охватом, которые можно найти на более новых или дорогих устройствах.
Значение слева, цветовое пространство справа
Цветовые пространства сложнее, чем единицы измерения. Они не просто определяют масштаб, они устанавливают белую точку, диапазон, масштаб и другие свойства для красного, зелёного и синего в видимом спектре.
Есть много способов визуально отразить цветовые профили, но самый удобный и распространённый — с помощью цветовой модели в 3D.
Цветное поле — sRGB, белёсое — Display P3
Перед вами разница между sRGB и Display P3. sRGB отображает меньше цветов, чем Display P3, поэтому на картинке его цветовой охват находится внутри охвата Display P3.
Любой цвет, описанный в пространстве sRGB, также можно описать в Display P3. #ff0000 в sRGB — это #ea3323 в Display P3 (значение может немного отличаться в зависимости от метода преобразования).
Однако в Display P3 есть цвета, которых нет в пространстве sRGB. Display P3 имеет более широкий цветовой охват и может отображать больше, особенно это касается глубоких красных и зелёных оттенков. #ff0000 в Display P3 нельзя превратить в значение HEX для sRGB , поскольку оно выходит за пределы диапазона sRGB.
Я надеюсь, что трёхмерная модель понятно демонстрирует важный момент — когда вы назначаете значению цвета цветовой профиль, оно становится абсолютным и более полезным. Такое значение предоставляет всю необходимую информацию устройству, отображающему картинку, чтобы воспроизвести цвет максимально точно.
sRGB как стандарт
Я написал, что у значений, указанных выше, нет единиц измерения или цветового пространства. Это не совсем верно. Во многих случаях есть цветовое пространство по умолчанию, которое предполагается, если изначально данных о цветовом пространстве нет.
В сети sRGB — стандартное цветовое пространство для CSS и SVG, хотя, скорее всего, в будущем получится использовать другие пространства. Например, в CSS цвета пространства Display P3 можно прописать как color(p3 1.0 0 0).
На iOS и Android также по умолчанию используется sRGB, но обе ОС поддерживают более широкий цветовой охват.
Изображения и видео
Тот же концепт работает для изображений и видео.
Во многих ситуациях изображения и видео должны иметь встроенные цветовые профили. Если их нет, программа считает, что цветовое пространство — sRGB. По этой причине изображения в пользовательском интерфейсе часто идут без встроенных цветовых профилей: это экономит место на диске, а цвета всё равно будут восприняты как существующие в sRGB.
Будущее широкого цветового охвата
Раньше дизайнеры и разработчики могли хорошо работать, не имея знаний об управлении цветом, но скоро без них будет не обойтись.
Распространение дисплеев с широким цветовым охватом означает, что ошибок, связанных с управлением цветом, станет больше и они будут серьёзнее. Хороший пример — на экране новых MacBook Pro и iMac в некоторых приложениях цвета выглядят перенасыщенными.
Если вы работаете с интернет-страницами и приложениями для iOS и Android, важно понимать цветовое пространство, в котором находится проект, и настроить дизайн и среду разработки в соответствии с ним. Скорее всего, вы работаете в sRGB, но важно, чтобы это был осознанный выбор
Важно, чтобы вы знали, при каких условиях происходит преобразование цветов.
Если цвета выбраны в одном цветовом пространстве, а затем не преобразованы, а назначены из другого пространства, они будут выглядеть неправильно. Так часто бывает, когда программа не настроена на широкий цветовой охват и на протяжении всего проекта цвета несут значения для sRGB. Они будут выглядеть ярко в инструменте дизайна и тускло в работающем приложении.
Дополняющие цвета и другие сочетания
Кроме всего, некоторые другие цветовые отношения выглядят привлекательно для глаза, например, сочетание трех основных цветов (красного, желтого и синего). То же самое относится и к цветам которые находятся в цветовом круге между перечисленными выше, например, к желто-оранжевым или сине-зеленым, которые также имеют свои дополняющие цвета и оттенки.
Хотя я не отклоняю идею о том, что эти более сложные цветовые гармонии часто красивы и эмоциональны. Реальность такова, что по факту бывает сложно идеально совместить три или более цвета. Проще говоря, реальные цвета не похожи на цвета, используемые в живописи, где художники их могли подобрать и сочетать именно так как задумывали. К примеру, в большинстве случаев вы не сможете выбрать идеальный сине-зеленый, чтобы гармонировать с равными частями красного и оранжевого; в реальности все немного сложнее.
Но и у современного фотографа есть инструменты, которыми он может поправить цвета, чтобы привести их к более гармоничному сочетанию. Не забывайте про графические редакторы и постобработку. Потратьте время на обучение работе в графических редакторах и применяйте к вашим фотографиям цветокоррекцию, чтобы цвета в ней гармонировали согласно цветовому кругу. Гармонично смотрятся цвете расположенные друг напротив друга, а также соседние.
Возможно, цвета на этом изображении и соответствуют определенной схеме цветовых гармоний; а возможно и нет, я умышленно не проверял. Но, на мой взгляд, здесь цвета хорошо работают вместе.
Как использовать триадную цветовую схему в фотографии
Фотограф обладает множеством инструментов: использование правил композиции, знание законов света, понимание треугольника экспозиции и так далее. Цвет — еще один из важных инструментов для фотохудожника. И хотя он может быть несколько пугающим для фотографа, цвет в большинстве случаев играет ключевую роль в эффектном снимке.
Эта статья объяснит, что такое триадные цвета и как их использовать в фотографии.
Как известно, теория цвета — это набор правил и рекомендаций, в котором описывается использование цвета в искусстве и дизайне, разработанная очень давно. Художники, дизайнеры и фотографы все применяют ее по сей день, потому что она действительно работает. Все начинается со знаменитого цветового круга Иттена, который отображает взаимосвязи между цветами. Естественно, даже знание таких основ улучшит вашу фотографию.
Триадные цвета
Как и близкие по оттенку, триадные цвета легко идентифицируются с помощью цветового круга. Триадная цветовая схема использует три цвета, которые равномерно распределены по цветовому кругу. Например, три основных цвета образуют триадную цветовую схему: красный, желтый и синий. Триадная цветовая схема использует каждый четвертый цвет круга, оставляя три цвета между каждым из них. Вы можете использовать все три цвета на фотографии, но также будет работать комбинация из двух. Ваша главная цель — распознать их в сцене во время съемки.
Зачем использовать триадные цвета
Близкие цвета делают фотографию спокойной, в отличие от триадных, которые на снимке будут выглядеть более бодрыми и яркими (даже если вы используете бледные или ненасыщенные оттенки). Они создают больше контраста на фотографии, при этом оставаясь по-прежнему приятными для глаз. Снова-таки, отталкивайтесь от эмоционального и смыслового посыла будущего снимка: не всегда эффект, создаваемый такими насыщенными сочетаниями будет уместен и необходим вам.
В принципе, триадная цветовая гамма выглядит гармонично и сбалансировано, если вы знаете, как правильно использовать ее на своих фотографиях
И хотя такие цвета выглядят более выразительными, они не отвлекут внимание от объекта съемки. Напротив, это отличный способ привлечь зрителя
Как использовать триадные цвета в фотографии
Для того, чтобы умело использовать триадную цветовую схему, цвета должны быть тщательно сбалансированы.
Самое важное правило в этом случае: пусть один цвет будет доминировать в кадре, а два других используйте для расстановки нужных акцентов. На каждой фотографии вы должны создавать определенный баланс, и лучший способ научиться этому — практиковаться и изучать работы известных фотографов
Близкие цвета в природе отыскать легко, однако с триадными дело обстоит иначе: найти их реально, если вы будете обращать больше внимания именно на детали. Такие цветовые схемы чаще встречаются в антропогенных местах. Поскольку художники (в широком смысле этого слова) также используют триадные цвета, их легче обнаружить, например, в архитектуре или каких-то нарисованных объектах.
Вот почему использование этих цветовых схем часто можно заметить в уличной фотографии. Лучший способ начать — выбрать определенную триадную цветовую схему, запомнить ее и выйти в ее поисках снимать на улицу. Начните с поиска двух цветов, а затем перейдите к третьему.
Заставьте триадные цвета работать с вашей композицией и освещением
Использование триадной цветовой схемы вам поможет, хотя это и не волшебная таблетка для создания отличных фотографий. Фотография — о композиции, освещении и видении. Вы должны научиться комбинировать все, что узнали, и только тогда сможете делать отличные фотографии. Таким образом, даже если вы найдете триадную цветовую схему в сцене, предстоит еще правильно скомпоновать снимок, гармонично разместить все «носители цвета» в кадре. Цель фотографа состоит в том, чтобы найти баланс.
Заключение
Помните о правиле про доминирование одного цвета в описанной схеме — это ключ к балансу на фотографии.
Найти триадную цветовую схему для снимка сложнее, чем близкие цвета, поэтому когда вы найдете сцену с идеально сбалансированными триадными цветами — ловите этот уникальный и важный момент, ведь это несомненная удача! Изучение того, как работает цветовой круг и, в принципе, основ теории цвета определенно сделает вас лучшим и выделяющимся фотографом. Используйте эти цветовые схемы в своих интересах, но не забывайте и о творчестве. Теория цвета дает лишь направляющие принципы, и их не следует использовать перманентно и бездумно.
Видеоканал Фотогора
Генератор цветовой палитры от Canva
Это идеальный инструмент, если вы хотите создать цветовую палитру на основе определенного изображения. Хотя аналогичные возможности предлагают и другие инструменты, Canva очень проста в использовании: вы просто загружаете изображение, и генератор сразу возвращает вам палитру из пяти основных цветов, которые в нем содержаться. Нажимайте на понравившиеся вам цвета, что бы скопировать их HEX значение в буфер обмена.
К сожалению, на этом польза этого инструмента заканчивается. Настраивать цвета созданной палитры невозможно. Всё что вы можете сделать, это сохранить значения цветов созданной палитры, или загрузить другую фотографию. Но кроме этого, вы можете использовать цветовой круг, если хотите создать палитру вручную.
Примеры цветокоррекции
Рассмотрим три случая применения цветокоррекции на конкретных примерах.
Не правильная передача цвета
Посмотрите на эту фотографию тигра:
На снимке много красного цвета. Для коррекции будем использовать кривые (Image (Изображение) -> Adjustment (Коррекция) -> Curves (Кривые)). Выбираем красный канал и слегка опускаем кривую чуть ниже середины, как показано на рисунке:
Вот, что в итоге получилось:
минимальные манипуляции значительно повысили качество снимка. Кривые — это очень мощный инструмент. Он используется во многих уроках по обработке фотографий.
Сделаем вывод: если на снимке повышенное содержание какого-то одного цвета, нужно выбрать соответствующий канал в кривых и уменьшить его содержание, как показано в примере.
Цветовые дефекты
Взгляните на этот снимок:
На нем много белой дымки, а цвета тусклые, но это можно исправить.
С дымкой поможет справиться инструмент Levels (Уровни). Для вызова инструмента нажимаем Ctrl+L и устанавливаем следующие настройки:
Присмотритесь к левой части гистограммы. Это и есть дымка. Сдвигая ползунок вправо, мы увеличиваем количество темных тонов и избавляемся от дымки.
Стало немного лучше, но результат еще далек от совершенства. Нужно немного осветлить котенка. Делаем копию слоя (Ctrl+J) и открываем Image -> Adjustment -> Shadow/Highlights (Тень/Свет). Вносим следующие настройки для теней:
Мы сделали снимок светлее.
Изначально планировалось осветлить только котенка, поэтому создаем для осветленного слоя маску и скрываем черной кистью фон, оставляя светлой только нашу модель.
Результат:
Снимок уже хорош. однако что-то не так. Давайте откроем Image -> Adjustment -> Photo Filter (Фото фильтр) и добавим зелёный или теплый фильтр:
Если закрыть глаза на изначальное качество снимка, можно сказать, что мы добились отличного результата. А вот и он:
Цветокоррекция выполнена, но снимок нужно подретушировать. Это уже другая тема. Уроки по ретуши найти не сложно.
Вот результат с небольшой ретушью:
Творческий подход к цветокоррекции
Это можно считать самой интересной частью статьи, однако не все признают художественную цветокоррекцию. несмотря на это, мы разберем несколько примеров её применения.
В первом примере будет использован отличный исходный снимок:
Применим к нему теплый фотофильтр (Image -> Adjustment -> Photo Filter):
Создаем новый слой и заливаем его цветом #f7d39e. Меняем режим наложения на Exclusion (Исключение) и устанавливаем непрозрачность на 25%
Далее создаем копию основного слоя и применяем Filter -> Render (Визуализация) -> Lighting Effects (Световые эффекты) со следующими параметрами:
Избавляемся от промежуточного слоя с заливкой и смотрим результат:
Второй пример будет демонстрировать принцип обработки портрета:
Сделаем снимок с достаточно популярным режимом «отбеливание». Создаем копию слоя (Ctrl+J), и нажимаем Ctrl+U для вызова фильтра Цветовой тон/Насыщенность. Устанавливаем Saturation — 0. Снимок станет черно-белым. Меняем режим наложения на Overlay, а непрозрачность на 70-80%
Добавим на фотографию эффект, который часто используется в современном кинематографе. Снова открываем наш снимок, чтобы вернуться к исходному изображению. Нажимаем Ctrl+M для открытия редактора кривых. Выбираем синий канал и добавляем синего цвета в темные тона. Перейдите в режим редактирования синего канала и добавьте синевы тёмным тонам. В светлых тонах опускаем кривую. Это даст желтизну и не позволит потеряться цвету кожи.
Вот как выглядит снимок после коррекции в Фотошопе:
Уберем фиолетовый оттенок с помощью добавления в темные тона зеленого цвета. выполняем эти действия также при помощи кривых.
Небольшая корректировка цвета кожи:
На этом обработку можно закончить.
Комплементарные цвета
Комплементарные цвета (проще говоря, дополняющие) являются вторичными, т.е. создаются путем соединения двух первичных. На цветовом круге они располагаются напротив первичного цвета, который в себе не содержат.
- Красный + Желтый = Оранжевый (комплементарный цвет – Синий)
- Желтый + Синий = Зеленый (комплементарный цвет – Красный)
- Синий + Красный = Фиолетовый (комплементарный цвет – Желтый)
Мы получаем эстетическое удовольствие, когда видим на картине, фотографии цвета, дополняющие друг друга. Правильно подобранная палитра цветов способна значительно увеличить визуальный эффект. В фотографии, совмещая комплементарные цвета, мы получаем контрастность, которая придает изображению большую динамичность.
Фотографируя, старайтесь искать эти самые комплементарные цвета вокруг себя. Вскоре вы будете замечать их повсюду.
Пользуйтесь теорией цветового круга во время постановочных съемок, при составлении композиции.
И при портретной съемке эта теория будет не менее полезна. На любой фотографии цвета должны сочетаться, смотреться гармонично. Подбирая наряд для модели, подумайте, на каком фоне вы будете ее снимать, и, исходя из этого, выбирайте цвет одежды. Например, модель в желтом платье будет весьма эффектно смотреться на синем или фиолетовом фоне.
Цвет субъективен
Во-первых, цвет субъективен. Это неоспоримый факт. Вы воспринимаете красный цвет яблока не так, как я, и мы никогда не узнаем кто из нас видит более правильно.
Что еще более важно, ни один из нас не может правильно или неправильно воспринимать цвет, поскольку нет никакого способа узнать точный цвет того яблока
Цвет имеет какое-либо значение, только когда мы пытаемся описать его кому-то еще, и точность этой информации редко имеет решающее значение. Когда я прошу у вас красное яблоко, а не зеленое, вы не собираетесь спрашивать, насколько красным оно должно быть.
Конечно, есть ситуации, в которых цвет очень важен для жизни. Пилотам, береговой охране, электрикам, специалистам по обезвреживанию бомб и многим другим профессиям необходимо знать тонкие различия цвета, но в конечном итоге большинству из нас не нужно слишком беспокоиться о том, какие цвета мы на самом деле видим.
В какой цветовой модели работают фотографы?
Печатники, полиграфисты и дизайнеры в основном имеют дело с устройствами вывода, работающими в цветовой модели CMYK (печатные машины различного типа). Корректная конвертация изображений из одной цветовой модели в другую — это очень большая и сложная тема. К счастью, большинство фотографов сталкивается с ней лишь при печати фотокниг офсетным методом (а с появлением услуг печати фотокниг на фотобумаге и это происходит все реже), да и в этом случае работу по подготовке макета для печати в типографии обычно берет на себя дизайнер.
Таким образом, для большинства фотографов вся битва с цветом и профилями разворачивается внутри цветовой модели RGB.
Обычно фотограф сталкивается с цветовой моделью RGB и проблемой выбора цветового пространства и соответствующего ему профиля при:
- фотосъемке;
- RAW-конвертации;
- работе в редакторе;
- печати фотографий (несмотря на то, что сама печать все равно происходит в CMYK, в печать на домашнем принтере или в минилаб все равно отправляется файл в цветовой модели RGB).
Источники жёсткого света
Жёсткий свет обычно исходит от одного источника. Самый типичный источник — солнце. Солнечный свет наиболее контрастен в полдень, в остальное время он становится более «мягким». В золотой час солнце так низко, что создаёт почти мягкий свет. Именно поэтому в это время часто делают портреты.
Искусственные источники также могут быть источником контрастного света. Если вы хотите создать такой свет, отлично подойдёт вспышка или прожектор. Использование вспышки обычно делает фотографию особенной, потому что вы выделяете объект на переднем плане. Вспышка также позволяет выбрать меньшее время экспозиции.