Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

Выбираем фильтр для объектива правильно

Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность. Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки

Обратите внимание на и качество работы с отраженным светом. Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента. Стоит отметить, что при выборе фототехники не стоит сильно экономить, иначе это непременно скажется на качестве

Стоит отметить, что при выборе фототехники не стоит сильно экономить, иначе это непременно скажется на качестве.

Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра. Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования. Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок

Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.

«Звездные» фильтры

Принцип работы так называемых «звездных» светофильтров основан на применении «растровых сеток». Такие линзы устанавливаются на объектив и вносят дополнение в виде яркого источника света, который попадает в кадр. В конечном итоге создается вкрапление из длинных линий, проходящих по центру снимка. Для достижения подобных эффектов на поверхности линз вытравливаются тонкие линии, которые идут параллельно с шагом в несколько миллиметров. В частности, «звездный» светофильтр для объектива Canon позволяет создавать крестообразные конструкции и разнообразные лучистые эффекты, выведенные из реальных объектов.

5 полезных советов по выбору крема с SPF

Но я могу дать вам 5 полезных советов, которые помогут свести риски и побочные эффекты солнцезащитных фильтров к минимуму.

  1. Выбирайте средства, которые содержат разные солнцезащитные фильтры. В таком случае процент ввода каждого фильтра будет невысок, а значит возможные побочные эффекты этого фильтра будут минимальны.
  2. Выбирайте солнцезащитные средства, в составе которых присутствуют антиоксиданты. И не один несчастный антиоксидант, а 2-3 и больше. Это могут быть витамины С и Е, экстракт зеленого чая и гинкго билоба и др.
  3. Избегайте средства с химическими фильтрами, по которым уже есть данные о низкой эффективности или о серьезных побочных эффектах. Например Benzophenone-3 (Oxybenzone), Benzophenone-4, PABA, Butyl Methoxydibenzoylmethane (Аvobenzone) и др.
  4. Не используйте средства с наноформами физических фильтров для поврежденной кожи. Наночастицы токсичны для живых клеток нашей кожи.
  5. Держите руку на пульсе. Как физические так и химические фильтры, которые считаются относительно безопасными сегодня, завтра могут быть объявлены неблагонадежными, потому что ученые обнаружат отдаленные побочные эффекты этих маленьких защитников.

Еще больше полезных советов по использованию средств с SPF вы найдете в моей новой книге — «55 ошибок в уходе за лицом».

Что ещё полезного почитать:

  • Защита от Фотостарения – вся правда о летнем уходе за кожей
  • 33 солнцезащитных крема — список лидеров и аутсайдеров
  • SPF зимой – ошибка или необходимость?

Косметолога.нет

Выбор фильтра на основании размера объектива

Самым важным критерием является размер объектива камеры. Светофильтры подбираются исключительно в соответствии с параметрами аппаратуры, поскольку сами могут быть разных размеров.

При поиске фильтра по размеру объектива обратите внимание на следующие моменты:

  1. уточните размер объектива. Эти параметры обычно указываются в верхней части объектива и представляются в виде диаметра. Измеряются в миллиметрах;
  2. выберите соответствующий фильтр. Помните о том, что те фотофильтры, которые устанавливаются путем закручивания, должны подбираться строго по размеру объектива;
  3. приобрести адаптер для фильтров. Сделайте это в том случае, если на объектив не нашлось подходящего светофильтра. Он поможет укрепить элемент и установить фильтр с меньшим или большим диаметром. Однако будьте осторожны, поскольку иногда это приводит к появлению эффекта виньетки.

Минеральные фильтры

Они же физические или неорганические фильтры — это те самые знаменитые диоксид титана и оксид цинка, которые признаны наиболее безопасными, в том числе для малышей и обладателей чувствительной кожи, и могут применяться даже в органической косметике.

Еще совсем недавно писали, что эти ингредиенты располагаются на поверхности кожи и создают физический барьер, который отражает свет и блокирует проникновение солнечных лучей. Согласно последним данным, минеральные фильтры, как и химические, тоже поглощают ультрафиолет. «Оксид цинка (Zinc Oxide, ZnO) и диоксид титана (Titanium Dioxide, TiO2) блокируют ультрафиолетовый свет во всем диапазоне UVA/UVB (290–400 нм) за счет механизмов поглощения, рассеивания и отражения», — отмечает Людмила Бессонова, технолог-разработчик Mixit.

Если санскрин основан только на неорганических фильтрах, их используют вместе. Дело в том, что диоксид титана обеспечивает достаточно высокую защиту от лучей В, но недостаточную от лучей А. И наоборот, оксид цинка уступает диоксиду титана в защите от лучей В, но эффективен от лучей А.

Защитные светофильтры

Их используют для защиты от:

  1. пыли, песка и мелкого мусора во время ветра;
  2. дождя, снега, брызг при съемках на берегу водоема;
  3. механических повреждений: царапин, следов от пальцев, ударов и других деформаций;
  4. УФ-излучения.

Существует четыре разновидности таких фильтров:

  1. Neutral: самый простой бесцветный фильтр, который позволяет уберечь линзу от механического воздействия;
  2. Haze: светофильтр против дымки;
  3. UV: защита против УФ-излучения, которое может навредить объективу;
  4. Skylight: имеют светло-розовый оттенок стекла, который помогает скорректировать цвет фотографии, сделав его более теплым. Их применяют для смягчения кадра в портретной съемке и увеличения резкости в пасмурную погоду.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.

Таблица ND-фильтров

Некоторые производители маркируют свои фильтры, используя так называемую оптическую плотность фильтра, тогда как некоторые из них используют так называемый коэффициент пропускания света фильтра.

Уменьшение F-Stop Оптическая плотность Коэффициент светопропускания % пропускания
100
1 0.3 2 50
2 0.6 4 25
3 0.9 8 12.5
4 1.2 16 6.25
5 1.5 32 3.125
6 1.8 64 1.5625
7 2.1 128 0.78125
8 2.4 256 0.390625
9 2.7 512 0.1953125
10 3.0 1024 (иногда называемый ND1000) 0.09765625
11 3.3 2048 0.048828125
12 3.6 4096 0.0244140625
13 3.9 8192 0.01220703125
13 1/3 4.0 10000 0.01
14 4.2 16384 0.006103515625
15 4.5 32768 0.003051757813
16 4.8 65536 0.001525878906
16 2/3 5.0 100000 0.001
17 5.1 131072 0.0007629394531
18 5.4 262144 0.0003814697266
19 5.7 524288 0.0001907348633
20 6 1048576 0.00009536743164

Это просто представление фактора, на который фильтр нейтральной плотности уменьшает свет, попадающий в объектив. Например, фильтр ND, который уменьшает свет на одну остановку, имеет коэффициент фильтра 2. Уменьшение света на одну остановку всегда составляет половину света, поэтому коэффициент, на который нейтральная плотность на одну остановку уменьшает свет, равен 2.

Путаница возникает из-за того, что с этими меньшими числами коэффициента фильтра (2,4,8,16) люди путают их с уменьшением света в f-остановках. Когда они видят ND2 на фильтре, они думают, что это 2-стопный фильтр ND, но на самом деле это 1-стопный фильтр. Аналогично, фильтр, на стороне которого написано ND16, на самом деле является 4-стопным фильтром, а не 16-стопным фильтром. Пожалуйста, обратитесь к таблице выше для получения полного списка общих факторов фильтра.

Поскольку уменьшение света удваивается при каждом дальнейшем уменьшении f-stop, мы можем сказать, что где x — уменьшение f-stop, коэффициент фильтра = 2x

Пример

Уменьшение попадающего на фотоматрицу света в 5-стоп даст нам коэффициент фильтра 25 = 2x2x2x2x2 = 32, поэтому ND32 — это 5-стопный фильтр нейтральной плотности.

Коэффициент пропускания света (%)

Номер пропускания на самом деле очень редко упоминается на самом фильтре, но вы можете увидеть его на какой-нибудь упаковке. Причина включения его в справочную таблицу, заключается в том, что это просто хорошее наглядное представление света, который режется фильтрами нейтральной плотности. Многим непонятен факт, что 6-стопный ND-фильтр пропускает только 1,56% света, им сразу легче визуализировать результат этого явления. Коэффициент пропускания в % также вступает в игру, если вы хотите математически рассчитать оптическую плотность.

Оптическая плотность (0,3, 0,6, 0,9 и т. д.)

В наши дни это наиболее распространенный способ для производителей представить количество света, на которое их фильтр нейтральной плотности режет свет. Например, ND0.3 — это 1-стопный ND-фильтр, а ND0.9 — 3-стопный ND-фильтр (см. справочную таблицу выше).

Пример

Мы хотим уменьшить количество 3-stops и хотим знать, какой фильтр выбрать, потому что они не помечены в stops. Мы бы сделали -> d = log10 23 = log10 8 = 0.90308998699

Для простоты мы просто говорим 0.9! 3-стопный ND-фильтр также называется 0.9.

Для фотографа-любителя все эти метки и f-стопы могут показаться несколько запутанными. Итак, давайте подробнее рассмотрим все это, чтобы попытаться объяснить всё.

Допустим, у нас очень солнечный день и фотокамера имеет максимально короткую выдержку 1/4000 сек., минимальную чувствительность ISO200 и используется светосильный портретный объектив с диафрагмой f/1.4.

Нам нужно снимать с максимальной диафрагмой, чтобы добиться красивого боке. В этом случае максимально возможная экспозиция снимка составит: 1/4000 сек. ISO200, f/1.4. Даже при таких настройках из-за яркого солнца фотография переэкспонируется на 2 f-стопа (на шкале экспозиции это +2).

Пример переэкспонирования на ярком полуденном солнце

Вот где пригодятся ND фильтр. Возвращаясь к верхней таблице, мы можем легко определить, что фильтр ND4 — это то, что нам нужно, потому что он уменьшает свет на 2 f-стопа. Используя этот фильтр, мы получаем снимок, который правильно экспонируется и имеет хорошую глубину резкости.

Пример нормальной экспозиции на ярком полуденном солнце уже с ND фильтром

Какой марки uv фильтр приобрести?

После установки фильтра на объектив помните, что с этого момента он становится частью вашего фотоустройства. Чтобы в будущем не было проблем с ограничением возможностей техники, не гнаться за дешевизной, выбирайте тех производителей, которые зарекомендовали себя на рынке фототоваров.

Вот несколько: Hoya, Marumi, Kenko, Tiffen, B + W.

При выборе следует учитывать материал всех его составляющих.

Что касается самого объектива, то он должен быть из качественного стекла и покрыт защитным слоем.

Дешевые аналоги сделаны из пластика, и через какое-то время они начинают портиться, а защитный слой отслаивается и отслаивается, что в итоге никак не украшает фото.

Чтобы выбрать подходящий фильтр для вашей оптики, вам просто нужно знать диаметр резьбы, который указан на линзе или внутри защитного колпачка.

Правила выбора светофильтров

Перед приобретением масок или очков следует разобраться с оптическими характеристиками светофильтров и спецификой использования изделий.


Рекомендации по выбору светофильтров для сварки

  • При регулярном проведении сварочных работ следует сделать выбор в пользу маски «Хамелеон».
  • Размер фильтра определяет обзорность и комфорт при проведении сварочных мероприятий.
  • Время срабатывания светофильтра может колебаться в пределах 0,03 — 0,0001 с.
  • Следует выбирать модели с плавной регулировкой степени затемнения, являющейся более комфортной, чем ступенчатая.
  • Рекомендуется использовать универсальные фильтры, которые имеют затемнение 9-13 DIN.
  • Оптический класс фильтра определяет четкость и видимость изображения через стекло (лучший вариант имеет показатель 1).

Дополнительные особенности

Дополнительно необходимо обратить внимание на: рассеивание, гомогенность и угловую зависимость светофильтров, какой вид сварки будет применяться, показатели силы тока, риск механических воздействий

При выборе защитных устройств важно определиться, как будут проводиться работы: в помещении или на открытом пространстве

При выборе защитных устройств важно определиться, как будут проводиться работы: в помещении или на открытом пространстве. Вид проводимых работ обозначается маркировкой: Э – электрическая сварка, Г – газовая сварка,

Вид проводимых работ обозначается маркировкой: Э – электрическая сварка, Г – газовая сварка,

В – вспомогательные работы, С – маркировка для фильтров типа «Хамелеон».


Маркировка разных видов сварки

Для обеспечения бесперебойной работы светофильтра следует обратить внимание на:

  • блок регулировки, доступ к которому желателен на лицевой стороне маски, что позволяет провести коррекцию без остановки в работе;
  • систему включения и отключения, увеличивающую долговечность источника питания и фильтра;
  • доступность смены источников питания;
  • число датчиков, которые определяют время реагирования;
  • возможность регулировки параметров.

При выборе модели рекомендуется остановиться на светофильтрах с маркировкой 1/1/1/2, которая определяет отношение к оптическому классу, однородности и рассеиванию света.

При приобретении важно изучить сертификат на продукцию, срок гарантии, местонахождение сервисных центров. Расшифровка обозначений на маске для сварки


Расшифровка обозначений на маске для сварки

Когда нужен светофильтр нейтральной плотности

В условиях экстремальной интенсивности света, таких как солнечный свет в заснеженных горах или на пляже, или при использовании гибридной камеры, фильтры ND (neutral Density) рекомендуются как необходимые. Фильтры нейтральной плотности часто игнорируются фотографами, но они имеют несколько применений и дают возможность достичь недостижимых в противном случае результатов. ND-фильтры выглядят серыми и уменьшают количество света, достигающего сенсора (матрицы фотоаппарата), они не влияют на цветовой баланс.

Основные сценарии использования:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т. д.
  • Достижение меньшей глубины резкости при очень ярком освещении
  • Уменьшение дифракции (что снижает резкость) за счет увеличения диафрагмы
  • сделать движущиеся объекты менее заметными или невидимыми (например, людей или автомобили)
  • Добавление размытия для передачи движения с движущимися объектами

Как выбрать защитный фильтр?

Все защитные стекла можно подразделить на четыре вида:

  • Защитные (Protector);
  • Ультрафиолетовые;
  • Cкайлайт/Skylight;
  • Haze.

Каждый из них предназначен для достижения определенных результатов и имеют собственную маркировку, которая может отличаться в зависимости от производителя.

Например, Protector, никак не влияют на фото; ультрафиолетовые – UV, пресекают попадание прямых солнечных лучей на матрицу фотоаппарата; скайлайт – SKY, имеют розоватый оттенок, за счет чего добавляют теплоты изображению; Haze – предотвращают появления дымки на больших дистанциях.

Выбор зависит только от ваших предпочтений, лучше всего покупать стекла с большой светопропускной способностью, порядка 95% и многослойным просветлением.

От диаметра напрямую зависит стоимость, то есть чем больше его показатель, тем дороже фильтр.
Так на нейтралку с диаметром 49 мм вы потратите 300 р., на фильтр для canon 18-55 (58 мм) около 350 р., на Nikon 18-105, 18-140, canon 18-135 (67 мм) порядка 500, а на стекло с диаметром 77 мм – 700-800 р.

Как бы там ни было, лучше потратить несколько сотен рублей на покупку защитного стекла, чем потом жалеть о не сделанном и откладывать часть зарплаты на новую оптику.

Тем более со временем вы обновите фотоаппарат, а объективы останутся на всю дальнейшую жизнь.

Научитесь пользоваться всеми благами вашего зеркального фотоаппарата. Раскройте весь потенциал и возможности. Научитесь делать отличные фотографии, о которых всегда мечтали. Рекомендую лучшие видеокурсы на сегодняшний день. 9 их 10 начинающих фотографов оценили их результативность!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас фотоаппарат NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас фотоаппарат CANON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Выбираем стекло для сварочной маски

Мы с вами уже знаем, что главным фактором защиты глаз сварщика является стекло для сварочной маски.

Маркировка фильтра для маски.

Для целенаправленного выбора существуют специальные таблицы с разнообразными характеристиками, которые упростят принятие грамотного решения:

Функциональное назначение стекла.

Здесь перечисляются типы сварки в зависимости от параметров сварочного тока, показателей мощности, дополнительных функций и так далее.

Коэффициент визуального фильтра светового луча.

зависит от типа сварки, это главный критерий классификации стекла.

Маркировка стекла

Для классификации технического стекла существуют строгие нормы:

B1, B2, B3.

Это фильтры для использования во вспомогательных работах в газосварочном процессе.

Г1, Г2, Г3.

Группа фильтров для выполнения непосредственных сварочных работ.

С Э1 по Э5.

А эти фильтры предназначены для электрической сварки.

С С3 по С8.

Это маркировка всех фильтров класса «Хамелеон».

Классификация по устойчивости к воздействиям

Помимо типа работ сварочные стекла подразделяются по устойчивости к механическим воздействиям и возникновению царапин на поверхности

На склонность к царапинам нужно обращать особое внимание: их появление на фильтре может привести и к резкому ухудшению функций сварочной маски

Выбор также зависит от типа оборудования, на котором вы планируете работать. Не следует покупать продукцию без маркировки и за дешевую цену. Это ведь просто: хорошее оборудование не может стоить дешево, особенно если это касается технического стекла.

Если, к примеру, не хватает денег на фирменные хамелеоны, лучше не покупать их дешевый вариант, а остановиться на простом фильтре со стеклами постоянного затемнения.

Самым лучшим способом проверки с варочного стекла на подделку является проверка с помощью лампы дневного света. Если через фильтр со стеклом С4 вы четко увидите нить накаливания лампы, то через фильтр стекла С8 вы почти ничего не увидите.

Если же визуальной разницы картинки между фильтрами нет, бросайте эти фильтры и громко прощайтесь с продавцом. С подделками дела лучше не иметь.

Таблица рекомендаций по выбору маски.

Профессионалы обычно имеют несколько разных светофильтров для маски, чтобы менять их по ходу сварочных работ для определения лучшего варианта для конкретного момента.

Во время выбора сварочных масок с фиксированным затемнением кроме силы тока нужно учитывать еще и вид с номером электрода.

Если вы занимаетесь сваркой дома и время от времени, самым оптимальным будет выбрать маску с максимально универсальным фильтром. Для этого лучше выбирать затемнение с параметрами не ниже 10 DIN — это виды от С4 и выше.

Если идет выбор среди масок – хамелеонов, то принимать во внимание следует три самых важных фактора:

  • Степень активного затемнения, лучше выбирать не ниже 9-ти.
  • Скорость затемнения стекла. Средняя обычная скорость – около0,1 секунды.
  • Скорость обратного просветления фильтра.

Обширный выбор сварочных масок на рынке с одной стороны помогает в верном решении, с другой стороны – вносит определенные затруднения. Так или иначе на маске любого вида и стоимости должна присутствовать маркировка и указаны технические параметры.

Выбор фильтра на основании объекта съемки

Применение фильтров во время съемки зависит еще от одного показателя – объектов. На качество фотографии влияет освещение и фон. Поэтому подбор фильтра напрямую зависит от этих составляющих.

Выбор по объектам:

  • вода. Требуется фильтр, которые сможет зафиксировать плавное течение воды, поверхность которой не будет отсвечивать. Используйте либо нейтрально-серые, либо поляризационные светофильтры. Первые поглотят солнечный свет, который отражается от поверхности воды, а второй способствует съемке «сквозь» воду, уберет блики;
  • природа и пейзажные зарисовки. Тоже подойдут поляризационные фильтры. При наличии специального объектива можете захватить большую фоновую площадь и при этом сохранить стабилизацию фотографии. Иногда пользуйтесь градиентными светофильтрами, хорошо подходит для съемок закатов или рассветов;
  • локации с неоднородным освещением. Чтобы плохое освещение не повлияло на качество фотографии, приобретайте фильтры для баланса белого. Они помогут делать снимки только в теплых или холодных тонах, при этом регулируя освещение;
  • портрет. При портретной съемке воспользуйтесь фильтрами, которые помогут размыть задний фон еще больше. Используйте для этих целей Center-spot, который ослабляет фокус по краям фотографии. Его можно сделать и самостоятельно из специальной бумаги.

У страхов тоже есть тренды

Что же породило эти страхи и действительно ли нужно избегать средства с химическими фильтрами?

На самом деле ни химические ни физические фильтры нельзя считать абсолютно безопасными. Но вред чрезмерного воздействия солнечных лучей доказан, а лучшей защиты от солнца наука пока не придумала. Поэтому мы вынуждены использовать средства с солнцезащитными фильтрами, несмотря на определенные риски и побочные эффекты.

Здесь хочется отметить, что у страхов тоже существуют тренды. Несколько лет назад было модно обсуждать вред физических фильтров. Сегодня в тренде — вред химических. И нужно признать, для этого есть серьезный повод.

Некоторые химические фильтры, которые еще недавно считались отличными защитниками от ультрафиолетовых лучей, в свете последних исследований признаны устаревшими или небезопасными для здоровья.

Хочу отдельно подчеркнуть — “отличились” серьезными побочными эффектами лишь некоторые химические фильтры. Но люди стали шарахаться от всех химических фильтров без разбора.

Почему?

Маркировка светофильтров, нюансы применения

Для измерения затемнения светофильтров для маски сварщиков используются специальные показатели, маркировка которых в международных и отечественных стандартах имеет соотношение.


Степень затемненности сварочных фильтров

В международной классификации применяются следующие значения затемнения: 9 DIN, 10 DIN, 11 DIN, 12 DIN, 13 DIN, которые соответствуют отечественным показателям С4, С4-С5, С5, С6-С7, С8.

В зависимости от силы сварочного тока применяются следующие обозначения: Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, которые определяют силу тока 30-75, 75-200, 200-400, более 440 и более 400 А в среде защитных газов (соответственно).

Помимо перечисленного, производителями используются другие маркировки, помогающие выбрать максимально подходящий вариант:

Обозначение Применение
У Если есть опасность попадания твердых включений при сварочных работах, для предохранения от этого стекло защищено минералами
Г1/Г2/Г3 Стекла нужны при газовой сварке малой, средней или высокой мощности
Д1/Д2/Д3 Светофильтры работают возле доменных печей, в кузницах, около стекловарных аппаратов
П1/П2/П3 При металлургических работах , проводящихся при температурах от 1200 до 1500 градусов
В1/В2 При вспомогательных мероприятиях, проводимых на открытых площадках

Для чего используется

Всё дело в том, что это устройство работает напрямую со светом, поэтому результат, который он выдаёт нельзя получить никакой дальнейшей обработкой готового изображения. А именно, полярик убирает избыток света и блики с любых поверхностей, права за исключением металлических.

Если, например вы снимаете поверхность воды, через стекло или влажную поверхность, поляризационный фильтр «скушает» почти весь отражаемый блеск, и вы получите максимально чистый снимок, без отражения на поверхности. Так же, при съёмке пейзажей, небо получается более тёмным, если в фокусе облака, то они будут более строго очерчены, это происходит потому, что фильтр оградил изображение от света, отражаемого капельками воды в атмосфере.

Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0

Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором

Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

Какие выпускаются светофильтры и стекла к маскам сварщика

Особенно подвержено риску получения травм зрение. Маски могут нивелировать воздействие раскаленного металла и тепла. Респиратор — сварочного газа. Светофильтры для сварочных масок позволяют защитить глаза от излучения оптического характера.


Устройство светофильтра для сварочных масок

Выпускаются несколько видов светофильтров:

  • цветные стекла с постоянной затемненностью, которые относятся к наиболее бюджетной ценовой категории;
  • изделия из полимеров, затемняющиеся из-за их пластичности;
  • автоматически затемняющиеся светофильтры с жидкокристаллическими экранами.

На последнем виде изделий следует остановиться особо. Светофильтры, имеющие автоматическое затемнение, называются «Хамелеонами». Они обеспечивают высокий уровень защиты глаз.

Светофильтры Хамелеон состоят из:


Устройство маски сварщика Хамелеон

  • ячеек жидких кристаллов (их количество определяет качество стекла);
  • фильтров, не пропускающих ультрафиолет и инфракрасное излучение;
  • поляризационной пленки;
  • электронного блока;
  • датчиков нахождения сварочной дуги, которых должно быть как можно больше;
  • защитного стекла;
  • источников питания (солнечных батарей, литиевых батареек, их комбинации).

В автоматических стеклах применяется жидкокристаллический экран. Жидкие кристаллы меняют последовательность построения при изменении светонапряжения, чем достигается разное затемнение. Современные светофильтры имеют от 1 до 3 слоев ЖК стекол.

Важно, что и в случае плохого срабатывания датчиков, которые не успели затемнить стекла, излучение все равно проникнуть не сможет

Виды светофильтров для электросварки

Сегодня используют два основных вида фильтров для работы с электросварочным оборудованием и один специальный.

  • Светофильтры с постоянным затемнением.
  • Фильтры со сменным затемнением (хамелеон).
  • Диоптрическая линза для сварочных масок.

ПОСМОТРЕТЬ Светофильтр для сварки на AliExpress →

С постоянным затемнением

Еще 10 лет назад такая защита была единственной в арсенале сварщиков. Светофильтры с постоянным затемнением изготавливаются из стекол с добавлением в них меди или никеля. Это делается для снижения пропускной способности света. Также внешняя поверхность может быть зеркальная, для отражения лучей.

Степень затемнения — главный показатель светофильтра. Существует две их классификации: западная (DIN) и отечественная (С). Степени определяют по маркировкам, указанным непосредственно на светофильтре.

Фильтры подбирают в зависимости от силы тока, с которым придется работать. Чем больше ампер, тем более затемненным должен быть светофильтр на маске.

Положительными качествами светофильтров с постоянным затемнением являются их дешевизна и прочность.

Со сменным затемнением

Чтобы избежать таких неудобств, используют автоматические светофильтры для сварочной маски — хамелеоны.

ПОСМОТРЕТЬ Автоматический светофильтр хамелеон на AliExpress →

Их принцип работы построен на автоматическом затемнении стекол за несколько тысячных долей секунды до зажигания дуги.

Хамелеон — сложная система, в основе которой лежит жидкокристаллический экран. Кристаллы при изменении яркости (светонапряжения) меняют последовательность расположения, что снижает светопропускную способность.

Защитное стекло хамелеон может состоять из 1-3 таких экранов, плюс обязательно защитный экран, не пропускающий УФ и ИФ типы излучения. И, конечно же, слой полимера, защищающий систему от брызг расплавленного металла.

Функциональность обеспечивается индивидуальным источником питания, работающего от солнечных панелей.

Маска с такими фильтрами позволяет, не снимая ее, проводить различные манипуляции, кроме самого сварочного процесса. Стоят они дороже, по сравнению с защитными стеклами с фиксированным затемнением.

Диоптрические линзы

Они позволяют увеличить изображение для удобного контроля сварочного процесса.

Как правило, диоптрические линзы производят в универсальном размере, чтобы их можно было установить на большинство защитных масок.

Материалом для такого вида стекол является специальный оптический пластик, который безвреден для зрения.

Линзы подбирают индивидуально, в зависимости от своего зрения. Максимальный их показатель 3 диоптрии. Устанавливаются они в средину защитной маски.

Рекомендации по использованию

При использовании масок необходимо соблюдать некоторые требования:

  • Перед применением следует провести проверку исправности сварочного фильтра при помощи зажигалки.
  • При обнаружении на светофильтрах и защитных стеклах трещин или царапин, необходимо отказаться от их дальнейшей эксплуатации.
  • После проведения сварочных операций рекомендуется протирать стекла с помощью мягкого материала (без применения абразива).
  • Нельзя допускать механические воздействия на фильтры (кидать маски или стучать по ним).
  • Необходимо следить за состоянием источников питания и заменять их по мере необходимости.
  • Работа фильтров имеет тенденцию к «торможению» при отрицательных температурах, что нужно учитывать во время их использования зимой.

При несоблюдении этих правил возможно возникновение проблем с работой светофильтров для сварочных масок.

При эксплуатации моделей «Хамелеон» необходимо учитывать дополнительные нюансы:

  • Для хранения масок нужно выбирать сухие и темные места в отапливаемых помещениях.
  • Рабочий диапазон применения варьируется от -10 до +50 градусов, иначе возможно снижение качества затемнения и времени переключения.
  • При хранении в неотапливаемых помещениях или в месте, где попадает солнце, возможен выход изделий из строя.
  • Встроенные аккумуляторы не подлежат замене.
  • Стоимость изделий и их ремонт — достаточно дороги, нужно понимать, что «Хамелеоны» могут стоить в десять раз дороже обычных масок.

Возможные проблемы при эксплуатации светофильтра, советы по устранению неисправности

Какие неисправности светофильтров могут возникнуть при сварочных работах:

  • Неравномерное затемнение, для чего следует провести регулировку расстояния между глазами и стеклами.
  • Сниженная чувствительность, проявляющаяся при температурах на градуснике, меньших -5 градусов.
  • Мерцание или плохое затемнение фильтра, вызванное грязным стеклом (рекомендуется поставить переключатель в положение «Long»).
  • Загрязненное стекло или слабое освещение могут быть причинами плохой видимости, в этом случае перенастраивается степень затемнения.


Влияние сварки на органы зрения и дыхания

Недостатки физических фильтров

Во-первых, физические фильтры работают только как отражатели, и если они пропустили солнечные лучи, нужна помощь химических фильтров, которые будут поглощать пропущенный ультрафиолет. Проще говоря, без химических фильтров сложно обеспечить надежную защиту.

Во-вторых, физические фильтры тоже небезобидны:

  • Они перегружают роговой слой
  • Тормозят нормальное обновление эпидермиса
  • Лежат на коже плотной белесой пленкой
  • Способствуют высвобождению свободных радикалов
  • Средства с наноформами физических фильтров могут быть токсичны для живых клеток, особенно если используются для защиты поврежденной кожи

В-третьих, физические фильтры ненадежны. Поклонницы физических фильтров зачастую полагают, что если нанесли с утра крем с SPF 50, значит до вечера находятся под надежной защитой.

Не понимаю, откуда столько оптимизма?

Когда основа крема впитывается в кожу, минеральные частицы подсыхают и легко могут осыпаться с вашего лица, как пудра. Часть защиты от солнца может быть утрачена уже к обеду.

И если человек избегает средств с химическими фильтрами, ему придется опасаться ультрафиолетовых лучей, потому что самостоятельно физические фильтры не силах обеспечить надежную защиту.

И если некоторые химические фильтры опасны лишь в потенциале (то есть ученые лишь предполагают, что они могут повлечь негативные последствия), то вред ультрафиолетовых лучей давно доказан — они повреждают клетки кожи, провоцируют ряд заболеваний и вызывают ускоренное старение.

Я ни в коем случае не хочу вас запугать и ввести тренд на страх перед физическими фильтрами. Но страсти вокруг химических фильтров привели к тому, что люди стали забывать о недостатках физических фильтров. И я хочу напомнить вам об этом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

Поляризационный светофильтр

Фотографы часто называют этот фильтр «поляриком», можно заметить, что он присутствует практически у всех профессионалов. Его основное достоинство заключается в удалении солнечных бликов практически со всех поверхностей, кроме металла: с воды, стекла, зеркала и т.д. Благодаря этому объекты, цвета которых кажутся излишне тусклыми из-за большого количества света, становятся ярче и насыщеннее, приобретают контрастность. Это позволяет работать даже при излишках света, не теряя в качестве изображений.

Поляризационный светофильтр для объектива

Классическим примером «работы» поляризационного фильтра является фотография неба в солнечный день. Из-за обилия света объект обычно кажется блеклым и плоским. Убрав блики с капель влаги, которые находятся в атмосфере, фильтр позволяет получить четкое и фактурное изображение. Это же относится к съемкам воды, например, озера или моря: за счет устранения бликов вода выглядит прозрачной.

Существует два типа светофильтров:

Линейный: более дешевые варианты, которые могут применяться только на пленочных фотоаппаратах с ручкой фокусировкой; Круговые или циркулярные: применяются на цифровых аппаратах с автофокусом. Они состоят из двух оправ – подвижной со стеклом и неподвижной, которая закрепляется на объективе

Для получения результата необходимо осторожно вращать подвижную часть

Стоит напомнить и о недостатках «полярика», главный из которых – его цена. Этот фильтр является одним из самых дорогих, но экономить на нем не стоит: дешевые аналоги непроверенных фирм либо работают плохо, либо не работают вообще.

Внимание! Вторая неприятная особенность связана с достоинствами фильтра: он «съедает» свет. Из-за этого фотография может получиться более темной, чем хотелось бы.. Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла

Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените

Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла. Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените.

Для чего используется

Всё дело в том, что это устройство работает напрямую со светом, поэтому результат, который он выдаёт нельзя получить никакой дальнейшей обработкой готового изображения. А именно, полярик убирает избыток света и блики с любых поверхностей, права за исключением металлических.

Если, например вы снимаете поверхность воды, через стекло или влажную поверхность, поляризационный фильтр «скушает» почти весь отражаемый блеск, и вы получите максимально чистый снимок, без отражения на поверхности. Так же, при съёмке пейзажей, небо получается более тёмным, если в фокусе облака, то они будут более строго очерчены, это происходит потому, что фильтр оградил изображение от света, отражаемого капельками воды в атмосфере.

И здесь ГОСТ, куда бы деться

Никуда не нужно деваться, ГОСТ на сварочные защитные маски есть, и слава богу, давайте этому факту радоваться. Потому что правильные модели со всеми составными элементами – это вам не шуточки.

Речь о государственном стандарте под номером ГОСТ 12.4.035-78 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Щитки защитные лицевые для электросварщиков. Технические условия» Этому ГОСТу почти срок лет: настоящий ветеран среди документов подобного рода.

В него периодически вносили изменения, и он отлично до сих пор работает. По формату данного ГОСТа мы и будем разбираться как с основными понятиями, так и с техническими нюансами, касающимися масок, щитков, очков, светофильтров и всего остального, связанного с защитой глаз и лица во время сварочных работ.

Итак, сварочная маска состоит из двух частей: это пластиковые корпуса и специальные светофильтры для сварочных масок. Чаще всего они продаются вместе, но в отдельности стекла для сварки тоже предлагаются.

Дополнительные элементы присутствуют на специализированных сварочных масках с подачей воздуха, предназначенных для работ в тяжелых условиях. Также на рынке предлагаются просто очки для газовой сварки – защитное средство без корпуса для защиты лица.

Маска хамелеон.

К самому корпусу предъявляются требования, которые легко понять: материал изготовления должен быть устойчивым к брызгам расплавленного металла, к искрам и в дополнение он не должен проводить электрических ток ни при каких условиях. Обычно корпуса производят из самых различных пластиков или из фибры.

Самым важными и понятными критериями выбора подходящей модели являются:

  • вес и размеры;
  • размер наголовник, угол наклона;
  • глубина посадки;
  • наличие регулировки угла наклона или глубины посадки, ее качество;
  • регулировка расстояния между светофильтром и лицом;
  • надежность системы регулировки.

Светофильтр для сварочной маски может быть самой разной формы – от круглой до прямоугольной. Материал изготовления – чаще всего органическое стекло или поликарбонат. Для того, чтобы правильно выбрать маску для сварки, не помешает разбираться в нюансах ультрафиолетового и инфракрасного спектров излучений.

«Звездные» фильтры

Принцип работы так называемых «звездных» светофильтров основан на применении «растровых сеток». Такие линзы устанавливаются на объектив и вносят дополнение в виде яркого источника света, который попадает в кадр. В конечном итоге создается вкрапление из длинных линий, проходящих по центру снимка. Для достижения подобных эффектов на поверхности линз вытравливаются тонкие линии, которые идут параллельно с шагом в несколько миллиметров. В частности, «звездный» светофильтр для объектива Canon позволяет создавать крестообразные конструкции и разнообразные лучистые эффекты, выведенные из реальных объектов.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.

Лучшие производители сварочного оборудования

Если сварка выполняется дома редко, длительность таких работ небольшая, то можно ограничиться покупкой недорогого китайского светофильтра, но рассчитывать на его высокое качество не стоит. Профессионалам лучше не экономить и приобретать изделия популярных, надежных производителей:

  1. 3M – американская компания, выпускающая не только световые фильтры, но и щитки, маски, пластины. Вся продукция высокого качества, поэтому производитель занимает лидирующие места на российском и мировом рынках.
  2. «Сварог» – популярная российская компания, которая занимается выпуском защитных средств и сварочного оборудования. Преимущество их продукции – доступная цена и высокое качество.
  3. FUBAG – немецкий производитель, выпускающий оборудование и средства защиты для разных отраслей промышленности и строительства. Предлагает большой выбор сменных световых фильтров и сварочных масок.
  4. Quattro Elementi – итальянский производитель. Выпускает современные модели с фиксированными светофильтрами и такие, что могут менять уровень затемнения в соответствии с силой светового потока.
  5. BRIMA – еще одна популярная в России немецкая компания, предлагающая защитное оборудование, используемое для сварки как любителями, так и профессионалами.

Компания “3M” выпускает маски и световые фильтры.

Градиентные ND-фильтры

Такие светофильтры для объективов используются только для уменьшения светового потока, но их плотность меняется на всей площади фильтра. Есть плавный градиент, когда переход между разными участками плотности происходит плавно. Есть фильтры с более четкой границей между разными участками. И есть такие фильтры, где градиент наложен по кругу, в центре фильтр более плотный, а к краям идет просветление.

Такие фильтры имеют аббревиатуру «GND». Используются они, когда в кадр попадают объекты с разной освещенностью. Например, яркое небо и земля с четкой границей горизонта. Применяя градиентный светофильтр вы сможете получить снимок с нормальной экспозицией по всей площади кадра.

Обычно та часть фильтра, которая больше света пропускает делается прозрачной. Тогда в маркировке светофильтра указывается разница в передаче света на разных концах фильтра, то есть на сколько ступеней задерживает свет темная часть. Например, «0,6 ND» означает разницу в 2 f ступени (1,4).

Градиентные ND-фильтры

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  1. Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  2. Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.

По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Совет! Ультрафиолетовый фильтр можно применить и в пасмурную погоду, изменив цветовой баланс: например, добавив теплые розоватые тона будущему изображению.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

Насколько оправдана покупка защитного фильтра?

Если использование стекол, предназначенных для создания различных цветовых эффектов, не столь обязательно и зависит от определенных условий фотографирования и желаемого конечного результата, то наличие защитного фильтра безоговорочно важно! Объясню почему. Так вот, если бы на вашем блинчике был надет копеечный фильтр, вы могли бы его скрутить и спокойно продолжить съемку, а не биться в истерике и искать виноватого, который возместит ущерб по ремонту или покупке нового объектива

Так вот, если бы на вашем блинчике был надет копеечный фильтр, вы могли бы его скрутить и спокойно продолжить съемку, а не биться в истерике и искать виноватого, который возместит ущерб по ремонту или покупке нового объектива.

Помимо сказанного, хочу обратить ваше внимание на продуманное строение фильтра, который имеет две резьбы: первой он фиксируется к объективу, а вторая предназначается для накрутки, например, дополнительного светофильтра. После завершения съемки, защитное стекло можно не снимать, а просто закрыть черной крышкой

После завершения съемки, защитное стекло можно не снимать, а просто закрыть черной крышкой.

Квадратные фильтры (и системы фильтров)

А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.

Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.

Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

Так санскрин с каким фильтром лучше выбрать?

Большинство технологов считают, что оптимальную защиту обеспечивает только комбинация фильтров. И если индивидуальной реакции на химические фильтры нет, лучше от них не отказываться. Особенно когда кожа светлая и нужен SPF выше 30.

1659 руб.

Компакт-эмульсия для лица и тела SPF 50+, Avène

К тому же санскрины с двумя типами фильтров имеют пролонгированное действие. «Благодаря физическим фильтрам вы можете сразу после нанесения выходить на улицу: пока химические фильтры будут активироваться, физические уже начнут выполнять свою функцию», — объясняет Мария Захарова.

Солнцезащитный крем с пробиотиками Pro Balance Biotics Clear Up Sun SPF 50+ PA++++, Dr. Ceuracle

Важно помнить, что эффективность санскрина зависит не только от фильтра, но и от того, насколько правильно вы его используете. «Заявляемый SPF будет таковым только при правильном нанесении средства — 2 мг на 2 кв

см кожи. В среднем это соответствует половине чайной ложки или двум полоскам крема по правилу „двух пальцев“, распределенных на все лицо, уши и шею. При недостаточном покрытии даже самые эффективные продукты не будут работать на 100%», — предупреждает Людмила Бессонова.

Применение светофильтров

Светофильтр представляет собой специальную насадку на объектив фотоаппарата и призван достичь особого эффекта в процессе фотосъемки. Например, убрать из кадра лишнее, добавить интересный оттенок снимку, ликвидировать ненужные пересветы, смягчить яркий солнечный цвет и т.д. Светофильтры – важные элементы оптической системы, они позволяют без особого труда добиться необходимого эффекта, при этом творчество и фантазия не ограничены возможностями графического редактора. Снимки, сделанные с использованием световых фильтров, глубже демонстрируют индивидуальный взгляд фотографа и обладают определенным художественным шармом. Умение работать с данными насадками на объектив пригодится как профи, так и начинающим фотографам – всем тем, кто хочет получить в качестве результата оригинальное и уникальное изображение.

Кстати, среди основного функционала светофильтра не только корректировка изображения при съемке, но и надежная защита хрупкого объектива камеры от случайных механических повреждений: трещин, сколов, царапин. Это особенно актуально, если вы часто снимаете на улице, при неблагоприятных погодных условиях, в толпе людей, где вас нечаянно могут толкнуть, задеть и т.л. Согласитесь, гораздо удобнее и выгоднее в случае повреждения заменить лишь защитное стеклышко-насадку, а не покупать новый дорогостоящий объектив.

Лучше всего применять световые и защитные фильтрующие насадки при необходимости, точно зная, какой именно эффект вам понадобится на выходе. Нельзя забывать о том, что дополнительный «слой» между объективом и непосредственно объектом съемки может негативно сказаться на качестве фотографии. Неграмотное или слишком частое применение насадки непременно скажется на контрастности, добавит лишние световые блики или неуместный эффект виньетки, затемнив изображение по краям. Неверное сочетание цветного фильтра среди солнечного дня даст и вовсе непредсказуемый результат. Поэтому профессиональный фотограф должен иметь четкое представление о назначении того или иного светофильтра и разбираться во всех разновидностях данного полезного аксессуара. Ниже мы рассмотрим, какие типы фильтров бывают, и как не запутаться в сложной классификации.

Выбор фильтра на основании размера объектива

Самым важным критерием является размер объектива камеры. Светофильтры подбираются исключительно в соответствии с параметрами аппаратуры, поскольку сами могут быть разных размеров.

При поиске фильтра по размеру объектива обратите внимание на следующие моменты:

  1. уточните размер объектива. Эти параметры обычно указываются в верхней части объектива и представляются в виде диаметра. Измеряются в миллиметрах;
  2. выберите соответствующий фильтр. Помните о том, что те фотофильтры, которые устанавливаются путем закручивания, должны подбираться строго по размеру объектива;
  3. приобрести адаптер для фильтров. Сделайте это в том случае, если на объектив не нашлось подходящего светофильтра. Он поможет укрепить элемент и установить фильтр с меньшим или большим диаметром. Однако будьте осторожны, поскольку иногда это приводит к появлению эффекта виньетки.

Уход и правила эксплуатации

Хотя фильтры сами по себе выполняют защитную функцию от физических повреждений, они также требуют бережной эксплуатации и содержания, как и объективы. Мельчайший дефект непременно отразится на очередном снимке. Поэтому брать светофильтры для объективов следует только за кромки (прямоугольные и желатиновые пластиковые модели) или за оправу (версии с байонетными или резьбовыми крепежами). Чтобы исключить риск перекоса оправы, в процессе установки светофильтра в компедиум или при вкручивании его в объектив не стоит прилагать к операции чрезмерных усилий. Какой бы качественной ни была оптика, любой фильтр весьма чувствителен к внутреннему напряжению.

Для чистки поверхности линз используются те же средства, что и при обработке другой оптики. Например, допускается сдувание пыли и прочих загрязнений с помощью воздушных потоков от груши или компрессора. Также в набор по уходу входят кисточки, безворсовая ткань и специальные растворители – подобные комплекты зачатую поставляются производителями самой оптики.

Выбираем фильтр для объектива правильно

Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность. Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки

Обратите внимание на и качество работы с отраженным светом. Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента. Стоит отметить, что при выборе фототехники не стоит сильно экономить, иначе это непременно скажется на качестве

Стоит отметить, что при выборе фототехники не стоит сильно экономить, иначе это непременно скажется на качестве.

Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра. Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования. Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок

Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.

Нейтральные серые светофильтры

Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

Существует два типа фильтров:

  1. Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  2. Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.

Простой нейтральный фильтр используют при:

  1. Ярком солнечном свете, когда требуется длительная выдержка или широко открытая диафрагма;
  2. Необходимости сфотографировать движение, например, реки, водопада или дыма;
  3. Необходимости уменьшить глубину до минимума при сильном освещении.

Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

Применение в фотографии[править | править код]

Пример использования поляризационного фильтра в фотографии

Действие этих фильтров основано на эффекте поляризации электромагнитных волн, а также на эффектах вращения плоскости поляризации некоторыми веществами.

Светочувствительный материал в фотографии не сохраняет информации о плоскости поляризации падающих на него волн электромагнитного излучения.

  • Поляризационный фильтр линейной поляризации (англ. Linear Polarizer, LP). Содержит один поляризатор, поворачивающийся в оправе. Его применение основывается на том, что часть света в окружающем нас мире поляризована. Частично поляризованы все лучи, неотвесно падающие отражённые от диэлектрических поверхностей. Частично поляризован свет, поступающий от неба и облаков. Поэтому, применяя поляризатор при съёмке, фотограф получает дополнительную возможность изменения яркости и контраста различных частей изображения. Например, результатом съёмки пейзажа в солнечный день с применением такого фильтра может получиться тёмное, густо-синее небо. При съёмке находящихся за стеклом объектов поляризатор позволяет избавиться от отражения фотографа в стекле.
  • Для съёмки в условиях низкой освещённости выпускаются Low Light Polarizer, частично поляризующие свет и потому имеющие низкую кратность. При сложении двух таких фильтров перпендикулярно их плоскостями поляризации вместо полного гашения светового потока получается 2/3 величины потока.
  • Фильтр с круговой поляризацией (англ. Circumpolar, CP). Помимо поляризатора, содержит так называемую «четвертьволновую пластинку», на выходе которой линейно-поляризованный свет приобретает круговую поляризацию. С точки зрения получаемого на снимке эффекта, круговой поляризатор ничем от линейного не отличается. Появление таких фильтров было продиктовано развитием элементов TTL автоматики фотоаппарата, которые, в отличие от фотоматериала, оказались зависимы от того, является ли попадающий на них через объектив свет поляризованным. В частности, линейно-поляризованный свет частично нарушает работу автоматики фазовой фокусировки в зеркальных фотоаппаратах и затрудняет экспозамер.
  • Составные нейтральные фильтры. Если сложить вместе два поляризатора, то при совпадающих плоскостях поляризации такой фильтр имеет максимальное светопропускание (и эквивалентен нейтрально-серому фильтру 2x). При перпендикулярных же направлениях поляризации при идеальных поляризаторах фильтр полностью поглощает падающий на него цвет. Выбирая угол поворота, можно в очень широких пределах менять светопропускание такого фильтра.
  • Составные цветные поляризационные фильтры. Они состоят из двух поляризующих фильтров, которые можно вращать, и между ними находится пластинка, поворачивающая плоскость поляризации света. Из-за того, что угол поворота зависит от длины волны, при каждом положении поляризаторов часть спектра проходит сквозь такую систему, а часть задерживается. Поворот же поляризаторов друг относительно друга приводит к изменению спектральной характеристики фильтра. Выпускаются, например, красно-зелёные фильтры Cokin Р170 Varicolor Red/Green и оранжево-голубой Cokin Р171 Varicolor Red/Blue.
  • Электронно управляемые фильтры. Если в качестве второго поляризатора в конструкции составных фильтров используется жидкокристаллический элемент, это позволяет управлять свойствами фильтра непосредственно в процессе съёмки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: