Основы композиции. правило третей

Необходимое исключение из правила: зеркальный пейзаж

Итак, зачем же мы столько времени изучали правило третей, раз его можно нарушить? Более того, это правило нужно нарушать! Но делать это крайне осторожно и, главное, целесообразно. Вот перед вами раскрывается неземной красоты пейзаж, отражаемый в реке или озере

И нужно суметь запечатлеть всю эту красоту.

Если мы расположим горизонт в нижней части кадра, то упустим из виду отражение, а горизонт в верхней части кадра сделает акцент на воде, но может обрезать всю остальную местность. Но выход есть! Единственный вариант – разместить горизонт строго по середине. Благодаря чему у вас верх и низ фотографии будут повторять друг друга, создавая ощущение фантастического зазеркалья.

Помните, что следовать нормам довольно легко, грамотно же их использовать и при необходимости нарушать требует тонкого восприятия фотографии и ее задач, наличие вкуса и собственного стиля, которые автор желает выразить в сделанном снимке. Дерзайте, не боитесь экспериментировать и пусть ваш кадр будет оригинальным и запоминающимся!

Ну что, как вам статья? Я надеюсь, она ответила на ваши вопросы? Я больше чем уверен, что да! И так, если вы нацелены, на глубокое изучение основ фотографии, то мой блог именно для вас, а еще вам в помощь видео курс, замечательного фотографа «Цифровая зеркалка для новичка 2.0
», который будет просто не заменим в вашем начинании. Который станет путеводителем в мир фотографий.

И конечно любая фотография, после съемки проходит, цифровую обработку, в таких программах как Photoshp и/или Lightroom. Ими пользуюсь и я. Для начала я рекомендую начинать с Lightroom и к счастью для вас, существует видео курс, который очень помог моим приятелям, начинающим фотографам, «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки
». Так что дерзайте, творите чудеса, все в ваших руках!

Что же, до скорого! Читайте мой блог, здесь вы всегда найдете что-то интересное и полезное по искусству фотографии. Для удобства можно подписаться на рассылку, и тогда абсолютно точно важная информация не пройдет мимо вас. Делитесь моими статьями с друзьями через социальные сети, чтобы они тоже были в курсе. Успехов!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Композиция в фотографии. Часть 1: правило третей

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как глубина резкости, экспозиция, выдержка, но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии: правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно

Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре

Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы. Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Больше информации о правилах построения композиции в фотографии — в записи вебинара «Основы композиции в фотографии» от проекта Studyfoto

Правило третей в изображении фигуры

Это последний пример представляет собой футуристическую фигуру, нарисованную акварелью. Здесь использована асимметричная композиция основана на правиле третей для того, чтобы подчеркнуть направленность картины.

1. Выстроить основное действие

Здесь правило третей помогает создать динамическую картину фигуры.

Начать рисунок стоит с затенения тени, используя верхнюю направляющую для выравнивания основной позы. Это создает подвижную, асимметричную композицию. Затем выровнять лицо с помощью вертикальной направляющей для создания вторичной точки фокуса.

2. Создание асимметричного противовеса

Использование света и тени для создания асимметричного противовеса.

Затем, закрепление темных и светлых полутонов. Цвет стоит добавлять погуще и начать сглаживать четкие области тени. Наличие темных теней и полутонов доминирует в правой части композиции создавая асимметричное расположение. Это помогает уравновесить основную точку фокуса.

3. Добавление световых эффектов

Баланс световых эффектов и насыщенного красного вдоль правой вертикали.

Далее, добавление световых эффектов. Так как свет падает на верхнюю направляющую это укрепляет композицию. Необходимо добавить света в основной точке фокуса. Для уравновешивания изображения следует добавить насыщенного красного цвета вдоль правой вертикальной направляющей. Таким образом получается простая и динамичная компоновка цвета.

4. Последние штрихи

Дополнительные цвета обеспечивает вторичную точку фокуса и подвижный направленный взгляд.

Чтобы закончить рисунок нужно добавить больше цвета в точку фокуса, изменить технику для привлечения внимания к ударяющей руке. Для равновесия добавить насыщенных красных оттенков в глаза. Это даст картине другую точку фокуса и динамику направленного взгляда композиции.

Поделиться статьей:

Примеры правила третей

Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности — однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:

Оригинал Правило третей

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото

Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.

Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно — это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным — это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.

Предметы вне центра выглядят ориентированно

На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.

Ограничения

Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.

На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа — по сути создавая децентрированную композицию.

Основные композиционные законы

Правило третей

Представляет собой деление кадра горизонтальными и вертикальными параллельными линиями на 3 части. Линия горизонта помещается на линии, разделяющей кадр на трети. Больше места можно оставить небу или земле – всё зависит от идеи фотографа.

Этот закон основывается на том, что взгляд зрителя больше всего фокусируется в линиях пересечения, соответственно, ключевые элементы должны находиться именно там.

Золотое сечение

Соответственно данному закону, точки пересечения должны быть поближе к центру кадра, в сравнении с предыдущим правилом. Расположение элементов на фотоснимке сходно правилу третей.

Закон треугольника

Излюбленный приём стилистов, декораторов, всех, кто занимается предметной, food-съёмкой.

Ключевые предметы снимка размещают по углам воображаемого треугольника. Равнобедренный треугольник делает картину статичной, потому для более динамичных изображений стоит применять перевёрнутый неравнобедренный треугольник.

 

Симметрия

Если провести небольшой эксперимент и сложить идеальное симметричное фото пополам вдоль линии симметрии, должно получиться 2 почти одинаковых фотоснимка. При этом, симметрия, разумеется, не настаивает на абсолютном совпадении элементов половин.

Использование симметрии качественно преобразовывает фотографии, поскольку человеческое восприятие ориентировано на порядок и чёткость.

Диагональный метод

Один из основных законов в фотоискусстве, живописи, графике. Элементы картинок, притягивающие больше всего внимания, размещаются на диагонали под углом 45 градусов.

Фоторабота с таким элементом демонстрирует динамику, она обеспечивает более сильный эффект.

Негативное пространство

Так называется область, окружающая главные объекты. Но негативное пространство совсем необязательно оставлять незаполненным: в качестве него может выступать облачное небо, кирпичная стена, деревянный настил.

Такое пространство выполняет функцию обособления субъекта снимка, притягивает к нему зрительское внимание. Его должно быть примерно в два раза больше, чем позитивного

 

Заполнение кадра

Плотное кадрирование с упором на главном предмете фотосъёмки, когда зрителю приходится разглядывать именно этот предмет.

Приём находит применение в бьюти-, макросъёмке, в фотосъёмке портретов, дикой природы. Также может быть применим при архитектурной съёмке для акцента на конкретном узоре.

Фрейминг

Приём, в соответствии с которым ключевой объект фото помещается в своеобразную рамку из прочих предметов на фотоснимке. В качестве рамки часто выступает окно, арка, пространство между ветвей деревьев, волна, луч света.

Рамка является дополнением сюжета, лучше «рассказывает» его, способствует выделению главного объекта.

Паттерн

Так называется повторение аналогичных фактур, форм, предметов, оттенков. Повторяющийся мотив, узор, рисунок всегда является гармоничным, привлекательным.

Когда в арсенале имеется достаточно композиционных приёмов, при планировке кадра приходится делать выбор, какому из них следовать. Для одних сюжетов актуальна симметрия, для других идеально подойдёт золотое сечение. И лишь фотомастер решает, как он станет создавать свой шедевр.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 15-07-2022
Фотографии принимаются до: 04-08-2022
Голосование до: 08-08-2022

Тема: птицы

Жанр: фотографии птиц

Начало: 02-07-2022
Фотографии принимаются до: 22-07-2022
Голосование до: 26-07-2022

Тема: вдохновение летом

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Интересные публикации на сайте

Мир фотоискусства не стоит на месте, он постоянно развивается и меняется. Новые веяния в области фотографии можно увидеть не только в повседневных снимках, но и в профессиональных фотографиях для рекл…

Выдержкой в камере называют временной промежуток, в продолжение которого светом экспонируется участок светочувствительной матрицы (материала). Выдержка является одной из двух составных частей экспози…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 18-07-2022
Фотографии принимаются до: 14-08-2022
Голосование до: 18-08-2022

Тема: летний город

Жанр: городской пейзаж, стритфотография (фотографии улиц)

Начало: 11-07-2022
Фотографии принимаются до: 12-08-2022
Голосование до: 16-08-2022

Тема: жизнь людей

Жанр: жанровая фотография, документальная фотография

Что привлекает глаз наблюдателя?

Чтобы грамотно выстроить кадр, нужно понимать, что на подсознательном уровне привлекает зрителя. Вот небольшой список:

  • контрастные области;
  • предметы в фокусе (особенно, если весь остальной кадр вне резкости);
  • яркие, насыщенные области и цвета;
  • теплые цвета;
  • массивные предметы;
  • люди и животные (в меньшей степени);
  • глаза снимаемого человека;
  • направление взгляда человека (даже если это пустое пространство — зритель будет смотреть в том же направлении, что и герой на фото).

Это ни в коем случае не полный список, но тут есть, от чего оттолкнуться. Даже если объект в кадре совсем немного выделяется по сравнению с остальным снимком, он обладает определенным визуальным весом. Если вы хотите сделать сбалансированный кадр, нужно выстроить эти объекты так, чтобы они компенсировали друг друга.

Объекты у края изображения будут более «тяжеловесны», чем те, что ближе к центру. Поэтому, если вам надо уравновесить два примерно похожих объекта, располагайте их на одинаковом расстоянии от центра кадра. Или, если у вас такой объект всего один, располагайте его на оси симметрии.

Правило «золотого сечения»

Правило третей является упрощенной версией знаменитого правила «золотого сечения», которое было сформулировано Леонардо да Винчи (до него в VI веке до н.э Пифагор ввел понятие о золотом делении).
Правило золотого сечения – это гармония, проявление совершенства любого объекта в искусстве, природе, науке, технике.
Этим правилом пользуются художники для получения гармоничных композиций.

Золотое сечение — это деление какой-то величины на две части в такой пропорции, чтобы меньшая часть относилась к большей, как большая ко всей величине. В примере ниже: 3:5:8.
То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Доказано, что внимание человека обращено в первую очередь на точки, показанные на рисунке. Они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины (кадра), независимо от ее формы и размеров

Одно из важнейших умений оператора — это размещение наиболее важных объектов кадра в золотом сечении. В этом случае изображение становится более естественным, лучше воспринимается человеческим глазом. Правила видеосъемки или ошибки начинающего видеооператора Видеосъемка детейДлинный кадр

Общие понятия

Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали:

 
Композиция по правилу третей Деление на трети

На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности — не делая при этом картинку излишне статичной — и ощущение комплексности — не перегружая при этом снимок.

Гармония в вертикальном кадре

На первый взгляд, сделать грамотно сбалансированный вертикальный кадр не очень сложно — нужно соблюдать те же техники и правила, что работают и для горизонтальных фото.

В то же время, вертикальное кадрирование дает гораздо меньше пространства между осью и краем кадра. Как было уже упомянуто выше, чем ближе к краю кадра объект, тем сильнее его визуальный вес. Но стоит чуть отступить от вертикальной оси — и вот мы уже у края вертикального кадра! Стоит быть аккуратнее.

Симметрия отлично работает и здесь (пример слева). Иногда, правда, бывает и так, что вертикальный кадр просто необходимо скомпоновать, отталкиваясь от центральной точки. На примере справа окно, напольная вывеска и изображение серфингиста образуют воображаемый треугольник с центром в середине кадра. Может показаться, что окно и вывеска перевешивают кадр влево, однако устремлённый вправо из кадра сёрфер прекрасно уравновешивает композицию:

Этап постобработки

Пожалуй, лучшее решение для того, чтобы визуально подчеркнуть нужный объект на фото — это программа Adobe Lightroom и ее функция локальных коррекций

Это может быть всё, что угодно — уменьшение яркости блика или небольшое снижение четкости предмета, который слишком сильно привлекает к себе внимание. Более того, можно полностью удалить что-то ненужное, используя инструмент «Spot Healing Brush»

Даже простое кадрирование здесь сработает — вы сами определяете границы кадра и равновесие внутри него. Методы, которыми можно воспользоваться, зависят от ваших навыков ретушера, а так же от стиля, в котором вы работаете — репортажник вряд ли будет удалять ненужные лица в каждом кадре большой фотосессии.

Правило третей в натюрмортах

Первая демонстрация с использованием правила третей для создания натюрморта.

1. Составить сцену руководствуясь правилом третей

Руководствуясь правилом третей составить натюрморт.

Начать необходимо с расположения объектов. Линии картины должны находиться на направляющих прямых или на пересечениях. Банан и его тень находятся параллельно нижней направляющей, а отблеск на манго опирается на верхнее правое пересечение, формируя подвижный центр фокуса.

2. Использование пересекающихся направляющих

Использование пересечений направляющих и привлечение внимания к световым эффектам.

Следующий шаг — это создание эскиза пользуясь пересечениями как ориентирами. Так же, создавая миниатюру можно продумать композицию темного цвета. Тут представлена нижняя и левая трети как основные затемненные участки. В то время как светлые участки располагаются в верхней части. Так создается динамическая точка фокусировки.

3. Блокировка

Блокировать темные тени подстраиваясь под прямые направляющие линии.

Начать рисовать стоит, блокируя темные тени, постепенно добавляя глубокие цвета в тени и переходные тона. Чтобы сделать рисунок еще динамичнее и асимметричнее, стоит вытянуть тень банана. Так достигается усиленное выравнивание параллельно нижней направляющей прямой.

4. Добавление цвета

Добавление цвета руководствуясь схемой сетки.

Затем следует добавить полутона и цвета. Как видно из рисунка верхняя треть целиком покрыта серым средним тоном, что помогает выделить центры фокуса. Выравнивание кривой поверхности стола для того, чтобы она легла на верхнюю направляющую прямую. Композиция приобретает более асимметричный вид.

5. Последние штрихи

Использование густой и яркой краски в выделенной точке.

Чтобы закончить картину, необходимо добавить светлые тона, блики и последние штрихи. Свет на поверхности стола заполняет нижние две трети композиции. Яркая краска и различные техники являются центром внимания, что привлекает взгляд именно к основной точке фокуса.

Равновесие или дисбаланс?

Визуально сбалансированный кадр выглядит более завершенным, чем фотография, где одна сторона визуально перевешивает. Последний кажется зрителю неспокойным, напряженным. Посмотрите на две абстрактных иллюстрации ниже.

Большинству зрителей изображение слева покажется более гармоничным, в то время как композиция правого создает впечатление того, что в расположении фигур вот-вот что-то изменится, они нестабильны.

Несомненно, разные люди могут видеть кадр по-разному: для многих отсутствие равновесия оживляет кадр; для других же равновесие в кадре придает чувство целостности и завершенности. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Правило третей в городском пейзаже

Следующая демонстрация — это городской пейзаж, где используется правило третей для игры с высотой в архитектуре.

1. Выровнять основное фото с сеткой

Можно использовать правило третей в портретной ориентации.

Здесь слегка нарушено правило третей, так как используется вертикальная или портретная ориентировка. Основное фото показывает, что необходимо выровнять центральное сооружение с правильной вертикальной направляющей для получения более асимметричной и уравновешенной композиции.

2. Рисование и дизайн

Подготовить набросок рисунка, перемещая элементы так, чтобы приспособить их к направляющим линиям.

Начинать стоит с наброска и дизайна. В наброске необходимо сместить центральный объект вправо для того, чтобы он опирался на правую вертикальную направляющую линию. Следует спланировать расположение других элементов в нижней части композиции для выравнивания их с нижней направляющей.

3. Закрепить основные элементы

Заблокировать основные элементы композиции.

Блокировка темных участков и добавление цвета в тени. Этот шаг поможет закрепить основные элементы композиции, такие как центральная точка фокуса и темная нижняя треть. Так создается интересное напряжение с верхними двумя третями света.

4. Построение в полутонах и свете

Добавление полутонов и света для контраста с темными участками.

Далее, добавление полутонов и света. Этим можно закрепить главные элементы картины. Точка фокуса башни отлично опирается на правую направляющую, а темные участки — на нижнюю. Цвета в небе добавляют значимый контраст с темными участками в нижней трети картины.

5. Добавление последних деталей

Добавление последних деталей создает большую глубину и подвижность.

Для окончания картины, следует добавить деталей на темном переднем плане, наряду с большим изменением цвета и техники. Так формируется большая глубина и подвижность. Подчистить контуры центральной конструкции башни и использовать верхнюю направляющую для расположения небольших деталей и горизонтальных лучей.

6. Использование повторного деления в третях

Использование повторного деления в третях позволяет разумно разместить небольшие детали.

Фото показывает, как правило третей можно повторно поделить на трети для данной картины. Верхушка башни и центральные элементы тянуться вдоль направляющей. Многие нижние детали, цвета и небольшие штрихи, так же, лежат вдоль нижней секции.

Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже

Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:

Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.

Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать

Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе

Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней. Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства

Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности

Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.

Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

Оригинал(горизонт по центру) Кадрирование(горизонт сместился в верхнюю треть)

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Правило третей как основа композиции

Общие понятия

Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали:

 
Композиция по правилу третей Деление на трети

На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности — не делая при этом картинку излишне статичной — и ощущение комплексности — не перегружая при этом снимок.

Гармония в вертикальном кадре

На первый взгляд, сделать грамотно сбалансированный вертикальный кадр не очень сложно — нужно соблюдать те же техники и правила, что работают и для горизонтальных фото.

В то же время, вертикальное кадрирование дает гораздо меньше пространства между осью и краем кадра. Как было уже упомянуто выше, чем ближе к краю кадра объект, тем сильнее его визуальный вес. Но стоит чуть отступить от вертикальной оси — и вот мы уже у края вертикального кадра! Стоит быть аккуратнее.

Симметрия отлично работает и здесь (пример слева). Иногда, правда, бывает и так, что вертикальный кадр просто необходимо скомпоновать, отталкиваясь от центральной точки. На примере справа окно, напольная вывеска и изображение серфингиста образуют воображаемый треугольник с центром в середине кадра. Может показаться, что окно и вывеска перевешивают кадр влево, однако устремлённый вправо из кадра сёрфер прекрасно уравновешивает композицию:

Что привлекает глаз наблюдателя?

Чтобы грамотно выстроить кадр, нужно понимать, что на подсознательном уровне привлекает зрителя. Вот небольшой список:

  • контрастные области;
  • предметы в фокусе (особенно, если весь остальной кадр вне резкости);
  • яркие, насыщенные области и цвета;
  • теплые цвета;
  • массивные предметы;
  • люди и животные (в меньшей степени);
  • глаза снимаемого человека;
  • направление взгляда человека (даже если это пустое пространство — зритель будет смотреть в том же направлении, что и герой на фото).

Это ни в коем случае не полный список, но тут есть, от чего оттолкнуться. Даже если объект в кадре совсем немного выделяется по сравнению с остальным снимком, он обладает определенным визуальным весом. Если вы хотите сделать сбалансированный кадр, нужно выстроить эти объекты так, чтобы они компенсировали друг друга.

Объекты у края изображения будут более «тяжеловесны», чем те, что ближе к центру. Поэтому, если вам надо уравновесить два примерно похожих объекта, располагайте их на одинаковом расстоянии от центра кадра. Или, если у вас такой объект всего один, располагайте его на оси симметрии.

Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже

Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:

Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.

Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать

Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе

Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней. Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства

Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности

Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.

Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.

Равновесие или дисбаланс?

Визуально сбалансированный кадр выглядит более завершенным, чем фотография, где одна сторона визуально перевешивает. Последний кажется зрителю неспокойным, напряженным. Посмотрите на две абстрактных иллюстрации ниже.

Большинству зрителей изображение слева покажется более гармоничным, в то время как композиция правого создает впечатление того, что в расположении фигур вот-вот что-то изменится, они нестабильны.

Несомненно, разные люди могут видеть кадр по-разному: для многих отсутствие равновесия оживляет кадр; для других же равновесие в кадре придает чувство целостности и завершенности. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Правило третей в натюрмортах

Первая демонстрация с использованием правила третей для создания натюрморта.

1. Составить сцену руководствуясь правилом третей

Руководствуясь правилом третей составить натюрморт.

Начать необходимо с расположения объектов. Линии картины должны находиться на направляющих прямых или на пересечениях. Банан и его тень находятся параллельно нижней направляющей, а отблеск на манго опирается на верхнее правое пересечение, формируя подвижный центр фокуса.

2. Использование пересекающихся направляющих

Использование пересечений направляющих и привлечение внимания к световым эффектам.

Следующий шаг — это создание эскиза пользуясь пересечениями как ориентирами. Так же, создавая миниатюру можно продумать композицию темного цвета. Тут представлена нижняя и левая трети как основные затемненные участки. В то время как светлые участки располагаются в верхней части. Так создается динамическая точка фокусировки.

3. Блокировка

Блокировать темные тени подстраиваясь под прямые направляющие линии.

Начать рисовать стоит, блокируя темные тени, постепенно добавляя глубокие цвета в тени и переходные тона. Чтобы сделать рисунок еще динамичнее и асимметричнее, стоит вытянуть тень банана. Так достигается усиленное выравнивание параллельно нижней направляющей прямой.

4. Добавление цвета

Добавление цвета руководствуясь схемой сетки.

Затем следует добавить полутона и цвета. Как видно из рисунка верхняя треть целиком покрыта серым средним тоном, что помогает выделить центры фокуса. Выравнивание кривой поверхности стола для того, чтобы она легла на верхнюю направляющую прямую. Композиция приобретает более асимметричный вид.

5. Последние штрихи

Использование густой и яркой краски в выделенной точке.

Чтобы закончить картину, необходимо добавить светлые тона, блики и последние штрихи. Свет на поверхности стола заполняет нижние две трети композиции. Яркая краска и различные техники являются центром внимания, что привлекает взгляд именно к основной точке фокуса.

Работаем с равновесием

Для того, чтобы управлять визуальным равновесием в кадре, сперва нужно оценить, какие именно объекты привлекают взгляд наблюдателя и как далеко они отстоят от центральной оси

Обратите внимание, что даже малозначительные объекты, будучи расположенными у края кадра, привлекают меньше внимания, чем если бы они располагались вблизи от центра

Теперь можно выстроить композицию на свой вкус, смещая баланс в правую или левую часть кадра, или полностью помещая ненужные объекты за границы кадра.

Несомненно, тут нужна практика, но стоит попробовать — и вам многое станет понятно. Новички почти всегда интуитивно помещают объект съёмки в центр кадра. Мы стремимся компоновать кадр верно под влиянием художественного «чутья», а опыт лишь помогает нам добиться успеха в сложных случаях.

Чтобы выглядеть завершенным, кадр, разумеется, не должен быть уравновешен до миллиметра, но все же стоит помнить о том, что фото со смещенным визуальным центром тяжести может вызвать непонимание у зрителя. То, что наблюдатель чувствует напряжение при взгляде на такое изображение — не обязательно отрицательный момент (всё зависит от идеи снимка), но этим приемом нужно быть очень осторожным.

Правило третей

Возьмем произвольный кадр и проведем мысленно на кадре линии, которые разделят его на три равные части по горизонтали и по вертикали.

Во многих фотоаппаратах и видеокамерах есть функция включения такой сетки на экране видоискателя для удобства позиционирования.


Линию горизонта принято располагать вдоль полученных горизонтальных линий. В данной картинке упор сделан на небо (и небоскребы), поэтому оно занимает 2/3 кадра, а вода — 1/3 кадра.
На следующей картинке наоборот: композиционно выделено море и берег (2/3 кадра), а небо занимает 1/3 часть кадра.


Итак, если в кадре присутствует линия горизонта, она не должна делить кадр пополам, это ухудшает восприятие картинки, поскольку глазу сложно выбрать, на какой из равных частей сосредоточиться.
Наиболее значимые точки на кадре — это пересечение вышуказанных линий. Правило третей опирается на тот факт, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию.

Таким образом, значимый объект, на который надо обратить внимание, в кадре нужно располагать в точках пересечений этих линий или вдоль них.
На картинке ниже главным объектом кадра является фонарный столб, и он расположен не посередине, а на пересечении линий:

Правило третей можно использовать при съемке самых разных сцен и планов.
Если вы снимаете человека средним планом, то его лицо нужно располагать на верхнем пересечении линий. Если крупный план — глаза человека на верхнем пересечении линий.

Также нужно учитывать, куда смотрит человек в кадре: в направлении взгляда нужно оставлять больше места. Точно также оставляют больше места в направлении движения человека.

Правило «золотого сечения»

Правило третей является упрощенной версией знаменитого правила «золотого сечения», которое было сформулировано Леонардо да Винчи (до него в VI веке до н.э Пифагор ввел понятие о золотом делении).
Правило золотого сечения – это гармония, проявление совершенства любого объекта в искусстве, природе, науке, технике.
Этим правилом пользуются художники для получения гармоничных композиций.

Золотое сечение — это деление какой-то величины на две части в такой пропорции, чтобы меньшая часть относилась к большей, как большая ко всей величине. В примере ниже: 3:5:8.
То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Доказано, что внимание человека обращено в первую очередь на точки, показанные на рисунке. Они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев картины (кадра), независимо от ее формы и размеров

Одно из важнейших умений оператора — это размещение наиболее важных объектов кадра в золотом сечении. В этом случае изображение становится более естественным, лучше воспринимается человеческим глазом. Правила видеосъемки или ошибки начинающего видеооператора Видеосъемка детейДлинный кадр

Настройка сетки в фотоаппарате

Все знакомы с меню своего фотоаппарата? Если да, то отлично, а если нет, то пора уже это сделать. Практически во всей оптике, особенно если речь идет о камерах зеркальных, имеется функция выведения сетки на экран. И не нужно на глаз вымерять эти трети кадра, они перед вами!

Сетка, к тому же, может быть нестандартной, то есть не просто пересечение четырех линий, а разбивка на большее число прямых. В некоторых аппаратах сетку в меню сложно найти, поэтому просто включите режим Live View. Кадрирование может быть различным. Любителям дотошно строить кадр, стоит попробовать сетки, доступные в графических редакторах, я использую Photoshop.

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

Оригинал(горизонт по центру) Кадрирование(горизонт сместился в верхнюю треть)

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.

Этап постобработки

Пожалуй, лучшее решение для того, чтобы визуально подчеркнуть нужный объект на фото — это программа Adobe Lightroom и ее функция локальных коррекций

Это может быть всё, что угодно — уменьшение яркости блика или небольшое снижение четкости предмета, который слишком сильно привлекает к себе внимание. Более того, можно полностью удалить что-то ненужное, используя инструмент «Spot Healing Brush»

Даже простое кадрирование здесь сработает — вы сами определяете границы кадра и равновесие внутри него. Методы, которыми можно воспользоваться, зависят от ваших навыков ретушера, а так же от стиля, в котором вы работаете — репортажник вряд ли будет удалять ненужные лица в каждом кадре большой фотосессии.

Несимметричное равновесие

Сбалансированная фотография не обязательно должна быть симметричной

Посмотрите на пример ниже: солнце — главный объект на правой половине кадра, но волны прибоя также сильно привлекают внимание зрителя в левой части


В большинстве случаев всё далеко не так очевидно, как на этом примере. Одну из сторон кадра может занимать единственный большой объект, а противоположную — уравновешивать несколько поменьше. Или же объект съемки может быть настолько большим, что, занимая всю площадь кадра, тем самым будет уравновешивать его сам.

В любом случае, помните — у правильно выстроенного композиционно кадра нет тяжелых, перевешивающих акцентов, внимание зрителя распространяется по всей площади равномерно

Нарушение правила третей

Пример полезной симметрии

К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить — и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.

Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.

Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.

Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, — не дайте ему помешать вашей композиции

Ограничения

Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.

На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа — по сути создавая децентрированную композицию.

Композиция в фотографии. Часть 1: правило третей

Итак, представим, что вы уже разобрались с такими основными понятиями как глубина резкости, экспозиция, выдержка, но эти знания почему-то не делают ваши фотографии выразительными и запоминающимися. Дело в том, что для создания красивой фотографии недостаточно только зафиксировать изображение, необходимо создать гармоничную композицию в кадре. Этого можно добиться либо разместив объекты в кадре определенным образом, либо выбрав правильный угол для съемки или же путем последующей обрезки (кропа) фотографии при обработке. Существует несколько традиционных правил построения композиции в фотографии: правило третей, золотое сечение, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Начнем с правила третей.

Что такое правило третей

Мысленно разделите изображение на три части по вертикали и горизонтали, таким образом, чтобы у вас получилось 9 одинаковых по размеру квадратов.Правило третей заключается в том, чтобы расположить основные объекты на фотографии (смысловые или композиционные центры) в точках пересечения третей или вдоль линий. Наше восприятие устроено так, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части фотографии одновременно

Поэтому для лучшего восприятия всей фотографии необходимо указать места, на которых должен задержаться взгляд зрителя. Располагая самые важные объекты вдоль линий или в точках их пересечения, вы тем самым фокусируете внимание зрителя на главных объектах в кадре

Примеры нарушения и соблюдения правила третей

В данном случае правило третей нарушено как по горизонтали, так и по вертикали. Если следовать правилу третей, то горизонт не должен проходить строго посередине кадра, равно как и фигура человека не должна делить фотографию пополам вертикально. На фотографии ниже и линия горизонта и фигура человека расположены вдоль линий третей, что делает композицию более гармоничной.

Как использовать правило третей: советы. Задайте себе пару вопросов прежде чем фотографировать:

  • Что является основными, важными объектами съемки для данной фотографии?
  • Где я хочу их разместить: на точках пересечения или вдоль линий?

2. Запомните, что в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево или фигуру человека лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. 3. В случае одиночных портретов глаза объекта располагайте вдоль верхней линейки третей линии. На групповых портретах лица располагаются по линиям третей.

Проверьте себя

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Больше информации о правилах построения композиции в фотографии — в записи вебинара «Основы композиции в фотографии» от проекта Studyfoto

Основные композиционные законы

Правило третей

Представляет собой деление кадра горизонтальными и вертикальными параллельными линиями на 3 части. Линия горизонта помещается на линии, разделяющей кадр на трети. Больше места можно оставить небу или земле – всё зависит от идеи фотографа.

Этот закон основывается на том, что взгляд зрителя больше всего фокусируется в линиях пересечения, соответственно, ключевые элементы должны находиться именно там.

Золотое сечение

Соответственно данному закону, точки пересечения должны быть поближе к центру кадра, в сравнении с предыдущим правилом. Расположение элементов на фотоснимке сходно правилу третей.

Закон треугольника

Излюбленный приём стилистов, декораторов, всех, кто занимается предметной, food-съёмкой.

Ключевые предметы снимка размещают по углам воображаемого треугольника. Равнобедренный треугольник делает картину статичной, потому для более динамичных изображений стоит применять перевёрнутый неравнобедренный треугольник.

Симметрия

Если провести небольшой эксперимент и сложить идеальное симметричное фото пополам вдоль линии симметрии, должно получиться 2 почти одинаковых фотоснимка. При этом, симметрия, разумеется, не настаивает на абсолютном совпадении элементов половин.

Использование симметрии качественно преобразовывает фотографии, поскольку человеческое восприятие ориентировано на порядок и чёткость.

Диагональный метод

Один из основных законов в фотоискусстве, живописи, графике. Элементы картинок, притягивающие больше всего внимания, размещаются на диагонали под углом 45 градусов.

Фоторабота с таким элементом демонстрирует динамику, она обеспечивает более сильный эффект.

Негативное пространство

Так называется область, окружающая главные объекты. Но негативное пространство совсем необязательно оставлять незаполненным: в качестве него может выступать облачное небо, кирпичная стена, деревянный настил.

Такое пространство выполняет функцию обособления субъекта снимка, притягивает к нему зрительское внимание. Его должно быть примерно в два раза больше, чем позитивного

Заполнение кадра

Плотное кадрирование с упором на главном предмете фотосъёмки, когда зрителю приходится разглядывать именно этот предмет.

Приём находит применение в бьюти-, макросъёмке, в фотосъёмке портретов, дикой природы. Также может быть применим при архитектурной съёмке для акцента на конкретном узоре.

Фрейминг

Приём, в соответствии с которым ключевой объект фото помещается в своеобразную рамку из прочих предметов на фотоснимке. В качестве рамки часто выступает окно, арка, пространство между ветвей деревьев, волна, луч света.

Рамка является дополнением сюжета, лучше «рассказывает» его, способствует выделению главного объекта.

Паттерн

Так называется повторение аналогичных фактур, форм, предметов, оттенков. Повторяющийся мотив, узор, рисунок всегда является гармоничным, привлекательным.

Когда в арсенале имеется достаточно композиционных приёмов, при планировке кадра приходится делать выбор, какому из них следовать. Для одних сюжетов актуальна симметрия, для других идеально подойдёт золотое сечение. И лишь фотомастер решает, как он станет создавать свой шедевр.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 15-07-2022
Фотографии принимаются до: 04-08-2022
Голосование до: 08-08-2022

Тема: птицы

Жанр: фотографии птиц

Начало: 02-07-2022
Фотографии принимаются до: 22-07-2022
Голосование до: 26-07-2022

Тема: вдохновение летом

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Интересные публикации на сайте

Мир фотоискусства не стоит на месте, он постоянно развивается и меняется. Новые веяния в области фотографии можно увидеть не только в повседневных снимках, но и в профессиональных фотографиях для рекл…

Выдержкой в камере называют временной промежуток, в продолжение которого светом экспонируется участок светочувствительной матрицы (материала). Выдержка является одной из двух составных частей экспози…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 18-07-2022
Фотографии принимаются до: 14-08-2022
Голосование до: 18-08-2022

Тема: летний город

Жанр: городской пейзаж, стритфотография (фотографии улиц)

Начало: 11-07-2022
Фотографии принимаются до: 12-08-2022
Голосование до: 16-08-2022

Тема: жизнь людей

Жанр: жанровая фотография, документальная фотография

Правило третей в городском пейзаже

Следующая демонстрация — это городской пейзаж, где используется правило третей для игры с высотой в архитектуре.

1. Выровнять основное фото с сеткой

Можно использовать правило третей в портретной ориентации.

Здесь слегка нарушено правило третей, так как используется вертикальная или портретная ориентировка. Основное фото показывает, что необходимо выровнять центральное сооружение с правильной вертикальной направляющей для получения более асимметричной и уравновешенной композиции.

2. Рисование и дизайн

Подготовить набросок рисунка, перемещая элементы так, чтобы приспособить их к направляющим линиям.

Начинать стоит с наброска и дизайна. В наброске необходимо сместить центральный объект вправо для того, чтобы он опирался на правую вертикальную направляющую линию. Следует спланировать расположение других элементов в нижней части композиции для выравнивания их с нижней направляющей.

3. Закрепить основные элементы

Заблокировать основные элементы композиции.

Блокировка темных участков и добавление цвета в тени. Этот шаг поможет закрепить основные элементы композиции, такие как центральная точка фокуса и темная нижняя треть. Так создается интересное напряжение с верхними двумя третями света.

4. Построение в полутонах и свете

Добавление полутонов и света для контраста с темными участками.

Далее, добавление полутонов и света. Этим можно закрепить главные элементы картины. Точка фокуса башни отлично опирается на правую направляющую, а темные участки — на нижнюю. Цвета в небе добавляют значимый контраст с темными участками в нижней трети картины.

5. Добавление последних деталей

Добавление последних деталей создает большую глубину и подвижность.

Для окончания картины, следует добавить деталей на темном переднем плане, наряду с большим изменением цвета и техники. Так формируется большая глубина и подвижность. Подчистить контуры центральной конструкции башни и использовать верхнюю направляющую для расположения небольших деталей и горизонтальных лучей.

6. Использование повторного деления в третях

Использование повторного деления в третях позволяет разумно разместить небольшие детали.

Фото показывает, как правило третей можно повторно поделить на трети для данной картины. Верхушка башни и центральные элементы тянуться вдоль направляющей. Многие нижние детали, цвета и небольшие штрихи, так же, лежат вдоль нижней секции.

Примеры правила третей

Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности — однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:

Оригинал Правило третей

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото

Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.

Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно — это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным — это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.

Предметы вне центра выглядят ориентированно

На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.

Съемка людей и неживых объектов

В композиции натюрморта, основная сложность заключается в расположении объектов по пространству кадра. При этом нужно оценивать высоту и форму предметов. Для произведения на зрителя положительного эффекта вещи должны находиться в активных точках, о которых уже говорилось выше. Использование двух — трех точек вполне достаточно, не нужно перегружать изображение массой элементов.

Большее внимание, мы уделим фотографии человека и группы людей. Для начала определите масштаб портрета и дальше вспомните про правило третей:

  1. В головном портрете обычно выделяют глаза или губы (чаще глаза), поэтому логично усилить впечатление, расположив их в точках пересечения упомянутых линий, составляющих правило.
  2. В бюстовом и поясном портрете значимость приобретает не только положение головы человека, его эмоции, но и туловище. Кроме того, руки могут стать важным моментом всей фотографии. Почему бы их не поместить как раз на линию сечения? Давайте попробуем!
  3. При съемке по колено и в рост самого человека можно слегка сместить в кадре вправо или влево, таким образом он будет четко располагаться с правилом трех третей.
  4. Если вы хотите не просто сфотографировать по центру нескольких человек, а сделать художественную фотографию, то поставьте людей так, чтобы они точно попали на две линии или точки золотого сечения. Примером может быть семейное фото: дети, стоящие впереди на первой линии, и родители, расположенные чуть дальше – на второй.

Небольшие объекты и масштаб

Иногда визуальное равновесие в кадре зависит от того, в каком масштабе мы изучаем изображение — ведь важные детали (которые могут сместить композиционное равновесие) могут быть не заметны с первого взгляда. На первый взгляд звучит слишком запутанно, но на практике всё гораздо проще.

Посмотрите на кадр ниже. Если рассматривать его в малом масштабе, например с телефона или планшета, молния слева незаметна, и облака в этом случае смещают равновесие в кадре в правую сторону. Но как только зритель смотрит на фото более пристально, оказывается, что кадр выстроен верно.


Ниже — еще один пример. На первый взгляд, этот спокойный пейзаж очень сложно скадрировать так, чтобы он был визуально сбалансирован. При малом масштабе правая сторона кадра «перевешивает» за счёт более тёмного и контрастного леса

Однако, при изучении фотографии в 100% масштабе, становится видно небо слева, заполненное яркими звёздами, и мгновенно привлекающее внимание зрителя


Воистину, «дьявол кроется в мелочах»! И то, насколько быстро мы заметим эти мелочи, зависит от масштаба, в котором мы изучаем изображение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: