8–12 месяцы: бронирование и съемка первого проекта
Пришло время полностью выйти из тени и пройти путь от первого контакта с клиентами до доставки изображений.
Забронируйте и снимите свой первый набор свадеб
По мере того, как появляются потенциальные клиенты, работайте над процессом продаж и бронирования. Именно здесь мягкие навыки (общение и понимание) занимают центральное место. Чем лучше понимаете клиентов и их видение дня свадьбы, тем быстрее сможете завоевать доверие и начать бронировать даты. Первоначально будьте осторожны, чтобы не брать больше, чем сможете вывезти. Каждый клиент должен чувствовать себя единственным. По мере того, как опыт будет расти, сможете масштабировать бизнес и принимать дополнительные заказы.
Романтичные свадебные фотографии
Самые красивые свадебные фото получаются при естественном освещении за пару часов до захода солнца. Подобрав правильный ракурс, профессиональный фотограф может создать потрясающий и фееричный эффект. Один из трогательно-волнующих фотосетов, который передает романтичные отношения влюбленных – это свадебные постановочные фото на закате. Для красивых и эффектных фотографий понадобится помощь профессионала, который выстроит картину в идеальном сочетании позы молодых и игры света и теней.
Свадебная прогулка также может превратиться в серию разнообразных фото-кадров, прелесть которых состоит в том, что идеи будут приходить просто с ходу.
Чтобы придать снимкам особой нежности, присмотрите заранее красивые места для свадебной фотосессии, запаситесь инвентарем, например, подвесными качелями, скейтбордами, бутафорскими веслами, в зимнее время можно использовать сноуборды, сани, яркие меховые накидки. Даже в серую и слякотную погоду оживить кадры помогут яркие акценты, например огромные контрастне зонты, шары, гирлянды.
Воздушные шары на свадьбе
Несколько общих советов:
- У свадебной фотосессии есть определенные сложности: в частности, уникальность событий. Многие моменты происходят только один раз – и задача фотографа зафиксировать их в нужное время в нужном ракурсе. Согласитесь, никто не будет дважды надевать друг другу кольца на палец или становиться на рушник только из-за того, что корреспондент не успел заснять этот момент, так что доверять нужно только опытным фотографам, с работой которых вы уже заранее ознакомились;
- Пара должна выглядеть отдохнувшей, поэтому лучше провести девичник и мальчишник за пару дней до этого торжественного дня;
- Макияж и наряд невесты должен быть профессиональным, обилие блесток или неправильно подобранный тон лица будет очень заметен на фотографиях. Воздержитесь от загара в солярии накануне свадьбы – покрасневшее лицо плохо поддается ретуши, и впечатления от торжества будут испорчены;
- Даже постановочные фотографии должны быть пронизаны эмоциями и чувствами, так что не стесняйтесь проявлять свою любовь, и не довольствуйтесь статичными позами и приклеенными улыбками.
Особенности свадебных фотосессий
Чтобы свадебная фотосессия прошла слаженно, найдите хорошего фотографа. Это будет не просто посторонний человек, которого вы наймете на работу, но и тот, кто проведет больше всех времени с молодоженами. Обычно фотограф находится рядом с женихом и невестой с самого утра и до позднего вечера, поэтому вам должно быть с ним комфортно.
Свадебные фотосессии имеют такие особенности проведения:
- Для их проведения важен стаж работы фотографа. Переснять это событие уже не получится, поэтому уделите время выбору человека, которому доверите съемку.
- Продумайте маршруты. Время на фотосессию выделяют либо до ЗАГСа, либо после. В любом случае оно ограничено, поэтому придумывать куда пойти «на ходу» не нужно, это вызовет лишние переживания.
- Если в фотосессии будут участвовать не только молодожены, но и друзья или родители, позаботьтесь об их организации, особенно о внешнем виде. Желательно, чтобы у них была одежда в одной цветовой гамме.
- Если планируется совместная фотосессия, все равно в ней должны быть и кадры только с молодоженами.
- Нюансы свадебной фотосессии должны заранее обсуждаться с фотографом. Он должен выслушать пожелания жениха и невесты, предложить свои идеи. В конечном счете, и у пары, и у фотографа получается одинаковое полное представление о том, как будет проводиться съемка.
Композиция
Композиция, наравне с управлением светом – один из самых важных столпов в фотографии. Существует более сотен различных правил, законов, принципов и свойств композиции.
Но, композиция – это прежде всего не правила, это умение наблюдать и видеть. Мы, фотографы, называем это насмотренностью. У вас есть два пути изучения композиции. Первый – изучать правила и следовать им. Второй – смотреть. Картины, другие фотографии, предметы искусства, архитектура, природные шедевры.
Естественно, нужно совмещать и то, и другое. А еще и разбираться в психологии. Ведь основная задача композиции – это создать сюжет, передать смысл. А это уже психология.
В фотошколе я уделяю композиции более 60% всего времени обучения, ведь есть такое правило в фотографии: работать с экспозицией вы научитесь за три месяца, научитесь ставить свет за пол года, а композицию будете изучать всю жизнь.
Каждое фото имеет сюжетный центр
Каждая фотография должна иметь сюжетный центр. И этот центр должен быть один. Это аксиома фотоискусства, которой следуют все профессиональные фотографы.
Человеческий мозг устроен таким образом, что мы схватываем все детали на изображении и объединяем их в одно целое
И если вы будете использовать несколько одинаковых по важности сюжетов в своем кадре, то есть шанс, что внимание зрителя расфокусируется и у него возникнет раздражение
Обратите внимание, в левом кадре сюжетный центр – девушка. В правом же – процесс заваривания кофе
Сюжетный центр – это главная часть изображения, на которой акцентируется внимание зрителя. Правильно выстроенная композиция помогает увидеть объект съемки и представить историю, заложенную в снимке
Но, как только вы начнете понимать психологию композиции, вы сможете добавлять несколько второстепенных сюжетных центров, усложняя смысл кадра и давая повод для размышления.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения – базовое геометрическое правило расположения объектов в кадре. Оно используется для достижения гармоничности кадра. Его считают идеальным для восприятия человеческим глазом.
Если вы снимаете природу, интерьер или архитектуру, правило золотого сечения будет вашей основой в построении композиции. Основой, но не единственным правилом.
Хоть я и редко работаю с правилом золотого сечения, этот кадр отлично подходит для иллюстрации этого правила. Основной акцент – наши с женой дурашливые лица. И их я разместил на пересечении линий
Как оно работает? В фотографии нам нужно разделить кадр на три части, равные в соотношении сторон как 3/8, 2/8 и ⅜. На горизонтальных линиях размещаются горизонтальные объекты, на вертикальных — вертикальные. Точки пересечения — точки смысловых объектов, там мы располагает самое главное на снимке: лица, глаза, сюжетные центры.
Снимая движущийся объект, оставьте в кадре место перед ним
Снимая бегуна, оставьте место к кадре в направлении движения, так вы сделаете фото более объемным и логичным. Снимок, на котором человек движется “в никуда” — вызовет диссонанс у зрителя.
Это правило скорее уже из психологии восприятия, а вы ведь помните, что психология – это композиция. Если вы попросили вашу модель посмотреть в сторону, или это едущий автомобиль, бегун или что-то другое, оставляйте впереди место, так наш мозг гармонизирует процесс.
Мой рейс задерживался, и я, чтобы занять себя, снимал приземляющиеся самолеты. Этот – самый удачный кадр. И посмотрите, оставив впереди самолета место, я тем самым создал спокойствие. “Дамы и господа, мы приземлились в аэропорту Милана. Оставайтесь на своих местах и не отстегивайте ремни…”
Но, если вы хотите создать диссонанс, остановить внимание, вызвать раздражение – сделайте наоборот. Например, едущий автомобиль, перед которым нет места, создает ощущение торможения, тревоги
Лучше всего объяснить это правило таким образом: представьте на фоне чистого голубого неба мяч. В кадре нет ничего. Только небо и мяч.
Если мяч по центру кадра, он кажется зависшим. Если больше места над мячом, он кажется летящим вверх. Если места больше под мячом, кажется что он падает вниз. Вы видите, что в фотографии много нюансов.
Держите глаза в фокусе
Когда мы смотрим на человека, в первую очередь мы находим глаза. Глаза — самая выразительная часть лица. Мы видим “глаза” даже в трещинах на асфальте и в тенях.
Не важно, как крупно я снимаю, фокус я стараюсь наводить на ближайшем ко мне глазу. Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них
На глазах
Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них. На глазах.
Лучшие книги для фотографов
Для любого начинающего фотографа очень важно овладеть навыками работы с профессиональной фототехникой. Но на этом история не заканчивается
Как раз наоборот, она только начинается.
Научиться делать технически правильные снимки недостаточно. Каждый сделанный вами кадр должен нести в мир небольшую историю или пойманный момент, который уже не повторить. Иначе он никому не будет интересен.
Как добиться того чтобы ваши фотографии были классными и востребованными? Ответ очень прост.
Для этого необходимо развиваться не только технически (изучая настройки камеры), но и творчески.
Брать пример с мировых мастеров фотографии. Они, кстати, охотно делятся с нами своим опытом через литературу. Которую мы в этой статье и рекомендуем к прочтению.
Общие рекомендации
Совет #1. Снимайте на открытой диафрагме
В свадебной фотографии съёмка на максимально открытой диафрагме, которую позволяет установить ваш объектив (для достижения малой глубины резко изображаемого пространства), делает снимки «вкусными». Наведите на резкость героев, тогда фон получится размытым. Будьте аккуратны, следите за тем, что (кто) в фокусе.
Совет #2. Пробуйте использовать режим медленной синхронизации
Применяя вспышку, установите выдержку настолько короткой, насколько это возможно – от 1/15 до 1/25 секунды. Это позволит задействовать окружающий свет в качестве заполняющего. Попробуйте «провести» героев фотографии, движущихся в каком-либо направлении. Свет от вспышки зафиксирует их, а фон будет размытым.
Совет #3. Подберите позу для невесты
Хотите угодить невесте? Проследите, чтобы она, удерживая букет, не сгибала руки в локтях под прямым углом. Лёгкий изгиб более интересен. Попросите невесту стать в слегка изогнутой позе, напоминающей букву «S», как это обычно делают модели в fashion-фотографии
Полистайте модные журналы наподобие «Vogue» или «Cosmopolitan» в поисках идей, обратите внимание на то, как позируют профессиональные модели
Совет #4. Ищите линии
В качестве фона для свадебных фотографий подбирайте монументальные архитектурные линии, например, колонны. Запомните, если вы удачно подобрали задний план, то передний план «займёт своё место», образовав вместе с задним планом идеальную композицию. Заблаговременно исследуйте место съёмки, посмотрите, какие архитектурные элементы сработают наилучшим образом.
Совет #5. Подходите к выбору освещения творчески
Для фотографий за пределами дворца бракосочетания или церкви, существует множество моментов, когда освещение становится интересным: «таким, каким нужно». Если вы их поймали, применяйте, придайте своим снимкам выразительности и драматичности. Однако, помните, что такие моменты мимолётны: свет меняется в течение дня постоянно. Поэтому действуйте быстро.
Совет #6. Используйте обрамление
Фотографируя невесту и жениха рядом с их свадебным автомобилем, подойдите к этому сюжету творчески: используйте окна автомобиля для реализации такого композиционного приёма как обрамление. Также, если молодожёны не против, сделайте снимки изнутри автомобиля.
Совет #7. Экспериментируйте с углом съёмки
Небольшой крен камеры придаст снимкам динамичности. Вы не обязаны фотографировать строго горизонтально или вертикально. Экспериментируйте, превратите горизонтальные и вертикальные линии в диагональные, тем самым, добавив снимкам выразительности. Соблюдите меру – одного-двух снимков в данной технике достаточно.
Совет #8. Ищите тень
Если в день торжества светит яркое солнце, попробуйте найти тень и попросите героев переместиться в неё. Экспозиция получится более равномерной по всему изображению, снимки не будут содержать резкие перепады света и тени. Или воспользуйтесь вспышкой в режиме заполняющего источника света, чтобы подсветить тени. Режим заполняющей вспышки включается в меню камеры, в разделе, посвящённом режимам работы вспышки.
Совет #9. Добавьте немного размытия
Снимая танцующую пару, поэкспериментируйте со съёмкой на длинной выдержке – предайте динамики. Используйте смешанное освещение: вспышку, чтобы «заморозить» движение, внешнее постоянное освещение, чтобы подсветить фон и подчеркнуть движение героев. Возможно, вам потребуется повысить чувствительность сенсора (ISO). Как следствие, на снимках может проявиться шум, особенно, если вы снимаете в достаточно тёмном помещении.
Совет #10. Используйте дополнительный кронштейн для крепления внешней вспышки
Прикрепите вспышку на кронштейн, чтобы отодвинуть её от оптической оси объектива и проявить тени на объектах съёмки. Наилучший вариант кронштейна – с петельным механизмом. С помощью него можно быстро перемещать вспышку для съёмки как горизонтального кадра, так и вертикального.
Позы для свадебной фотографии
Портрет невесты крупным планом. Акцентируйтесь на глазах;
Портрет молодоженов в автомобиле;
Страстный поцелуй. Желательно захватить в кадр обоих, чтобы не вышло так, что кто-то кому-то обгладывает лицо
Опять же — уделите внимание глазам;
Молодые прислонились щека к щеке. Он её приобнимает, она держит свадебный букет;
Жених обнимает невесту со спины, они смотрят друг другу в глаза;
Предыдущий вариант, только снимаете сверху;
Жених держит на руках невесту
Можно снять в полный рост и можно крупным планом;
Невеста “падает в объятия” жениха;
Снимите новобрачных со спины;
Невеста сидит на низком стуле или на земле, платье эффектно разложено вокруг неё. Она смотрит вверх. Вы снимаете сверху;
Попробуйте снять молодых с бокалами, причём бокалы пусть будут сняты в фокусе, а лица — немного размыты;
Невеста на переднем плане, жених — на заднем. Акцент на невесте, жених немного в расфокусе;
Жених и невеста во время танца. Смотрят в камеру или друг на друга;
Задействуйте родственников. Снимите, к примеру, невесту в объятиях её отца или матери. Это может быть очень трогательным моментом, до слёз;
Поснимайте детали. Кольца, свадебный автомобиль, торт, свадебный букет, бокалы с шампанским и прочие атрибуты свадьбы. Пусть вещи немного поживут своей жизнью;
Одна из главных идей — смотрите побольше фотографий других фотографов, вдохновляйтесь удачными вариантами, учитесь на ошибках чужих неудачных снимков.
Репортажная съёмка в свадебной фотографии
Совет #31. Узнайте об отношениях между гостями
Снимок родственников, впервые встречающихся у церкви после 20-ти летней разлуки, может получиться очень эмоциональным. Разузнайте о всех участниках торжества: кто они, как связаны с молодожёнами и друг с другом. Затем используйте полученную информацию, чтобы спланировать свои действия.
Совет #32. Не фотографируйте людей во время еды
Не снимайте людей, принимающих пищу. Обычно никто не выглядит хорошо за подобным занятием и не поблагодарит вас за фотографии. Отложите фотоаппарат и воспользуйтесь перерывом, можете подкрепиться. Дождитесь момента, когда гости начнут поздравлять молодожёнов – более удачное время для создания хороших кадров.
Совет #33. Не прилипайте к экрану просмотра
Не осматривайте каждый вновь сделанный кадр. В режиме просмотра тратится энергия аккумулятора, а вы отвлекаетесь от происходящего. Лучше просматривайте материал в перерывах. Удаляйте только те фотографии, которые вы точно не сможете использовать.
Совет #34. Отражайте свет вспышки
Когда фотографируете в помещении, направляйте головку вспышки в потолок и при расчёте экспозиции учитывайте окружающее освещение. Отражая свет вспышки, вы делаете его более рассеянным и, тем самым, избегаете появления густых теней с чёткими краями. Такие тени свойственны любительским снимкам.
Совет #35. Рассказывайте историю
Применяйте подход фотожурналиста – пусть ваши снимки рассказывают о том, что происходило в день торжества. Классический приём: сделайте три фотографии на каждый сюжет. Нет необходимости все три снимка делать одновременно. Например. 1) Макросъёмка свадебного торта, 2) поясной портрет молодожёнов, разрезающих торт, 3) реакция гостей на происходящее крупным планом.
Совет #36. Запаситесь собственным конфетти
Убедитесь, что вы сфотографировали сюжет с разноцветным конфетти, осыпающим молодожёнов. Создайте «дождь» самостоятельно. Постройте кадр и выстрелите над парой, не в них. Пробуйте снимать с закрытой диафрагмой (f\11) и длинной выдержкой (1/15 секунды), используйте вспышку в режиме заполняющего источника света. В начале убедитесь, что ветер дует в противоположную от вас сторону. Иначе вы лишь здорово повеселите гостей!
Совет #37. Держите свой палец над клавишей «Удалить»
При сортировке материала делайте многократную выборку. Удалите все изображения, на которых жених и невеста получаются «так себе». Ретушируйте косметические дефекты на их лицах. Затем снова сделайте выборку. Убедитесь, что вы отдадите заказчикам лучшие фотографии, а не сотни посредственных снимков.
Совет #39. Отключите в фотоаппарате функцию увеличения резкости
Управляйте резкостью фотографий во время обработки на компьютере, и уже после того, как приведёте их к нужному размеру и разрешению. Если возможно, всегда снимайте в формате RAW. В этом случае информация со светочувствительного сенсора попадает прямиком на карту памяти, минуя процессор фотоаппарата и не подвергаясь сжатию. Правда, размер «сырых» изображений велик в сравнении с фотографиями в формате JPEG. Вам потребуется обзавестись картами памяти большого объёма или переносным устройством для хранения информации, чтобы копировать на него снимки во время очередного перерыва.
Совет #40. При ярком освещении уменьшайте экспозицию
Фотографируя при прямом солнечном свете невесту в белом платье, пробуйте недоэкспонировать снимок на 1 EV. Недоэкспозицию в тенях и средних тонах вы сможете скорректировать на компьютере. Динамический диапазон современных цифровых фотоаппаратов очень широк. Вы сможете восстановить тёмные участки на изображениях в отличие от пересвеченных областей, в которых чаще происходит потеря деталей. И снова. Снимайте в формате RAW, а не в JPEG. Здесь это очень помогает.
Свадебная фотосъемка молодоженов
На фотосете лучше не экономить и пригласить талантливого фотографа, который гарантированно создаст качественные профессиональные фотографии, предложит сюжеты и стиль, примет во внимание ваши собственные идеи для свадебных фотосессий. Вам помогут несколько советов по выбору свадебного фотографа:
Вам помогут несколько советов по выбору свадебного фотографа:
Пообщайтесь хотя бы с двумя кандидатами и выберите того, который проявляет искреннюю заинтересованность, задает вопросы о времени свадьбы, месте празднования, тематике, внимательно выслушивает ваши пожелания.
Предварительно ознакомьтесь с портфолио – будет ясно, в каком художественном стиле работает фотограф, каков его профессиональный уровень, как он умеет смоделировать лучшие позы для свадебной фотосессии.
Обратите внимание на техническую оснащенность.
Свадебное селфи – один из популярных ныне фотосетов. Обыграть его можно креативно и прикольно. Но такие фото, скорее всего, войдут лишь в коллекцию вашей смарт-галереи, поскольку сделать качественные снимки, которыми можно будет оформить свадебный фотоальбом, – вещь непростая. Для этого нужны не только высокие технические возможности гаджета, но и навыки.
Свадебный фотоальбом
Если свадьба обыгрывается в определенном стиле – морском, гангстерском, сказочном, проводятся тематические свадебные фотосессии, включающие соответствующие эпизоды, например, молодые в лодке, в таинственном лесу на фоне избушки, с дымовыми разноцветными шашками.
Обязательно приготовьте аксессуары для свадебной фотосессии. Фотобутафория может включать как мелкие предметы, например, усы, очки, короны, шляпки, закрепленные на шпажках, которые гости прикладывают к лицу во время фотосета, а также предметы гардероба: рыцарские плащи, колпаки фей, боа, гелиевые шары, таблички с надписями и т. д.
Свадебные таблички с надписями
Большие, вырезанные из ПВХ плоские машины, домики с прорезанными окошками, лодки, троны, предметы, соответствующие тематике свадьбы, обязательно вызовут антураж, позволят гостям расслабиться, импровизировать. Специально организованная «фри»-фотозона или фотобудка на свадьбу с набором фонов и фото-аксессуаров позволит сделать потрясающие и запоминающиеся фотографии гостей на свадьбе, а также обеспечит приглашенным интересное времяпрепровождение на то время, пока молодожены заняты личной фотосессией с фотографом.
В качестве места для фотозоны можно выбрать футбольное поле, каток, лес, берег водоема, парк аттракционов. Шикарная летняя фотосъемка на свадьбу может получиться в ботаническом саду или во время вечерней прогулки на яхте.
Фото с летней свадьбы
Итоги и выводы
Свадебная фотография требует не только знаний и владения техникой, но и максимальной самоотдачи, умения работать с людьми, планировать рабочее время и импровизировать на ходу. Как мы уже говорили, поначалу она была постановочной, потому что громоздкая аппаратура не позволяла снять весь процесс. Затем, с развитием гибкости и мобильности техники, снимки становились более динамичными. Можно сказать, что свадебная фотография появилась одновременно с фотографией вообще. Если вы хотите заняться этим ремеслом, будьте готовы к жесткой конкуренции — «свадебщиков» много, и все хотят урвать свой «кусок хлеба». Но, как известно, хороших фотографов много не бывает. Главное, что нам надо:
- Хорошее знание основ съемки;
- Наличие качественной техники (хотя бы минимума, о чем мы выше говорили);
- Наличие портфолио (оно нарабатывается по ходу, первые ваши съемки будут скорее всего бесплатными, либо вы можете поработать ассистентом у опытного фотографа);
- Коммуникабельность и прочие психологические факторы. Уметь ладить с людьми, пожалуй, — самый главный фактор. Клиенты попадаются очень разные, всем не угодишь, хотелось бы пожелать будущему свадебному фотографу стрессоустойчивости.
А главное — удачи!
Итог
Делая адекватные выводы из практики и вышесказанного, получаем следующий нехитрый, но работающий на все 100% рецепт набора «железа» для успешной съёмки вашей первой свадьбы. Вам нужна «тушка» (примеры написаны выше) + 2 объектива. Это зум 17–50 мм с постоянной диафрагмой 2,8 (хорошие рабочие варианты есть у Sigma и Tamron) и фикс 85 мм (1,8 или 1,4 — решат ваши финансы).
Зум 18–55 мм, если вы купили свой фотоаппарат в комплектации Kit, можете оставить пылиться у себя на полке, сделать из него пепельницу — без разницы, это не ваш рабочий инструмент. И конечно, ко всему этому нужна внешняя вспышка для съёмки в тёмных загсах, на банкетных площадках и, конечно, в подъезде, если вас туда всё же занесло.
В настоящий момент я использую 2 камеры одновременно + 14–24 мм + 50 мм + 85 мм.
Собрав всё необходимое, обязательно положите также пару-тройку запасных комплектов аккумуляторов для камеры и для вспышки. После многочисленных проб аккумуляторов различных производителей я остановился на Maha Imedion. Отличные аккумуляторы, не дешёвые, но они себя оправдывают полностью. На практике у меня тратится за съёмку среднестатистической 10-часовой свадьбы:
— на 2 камеры — 4 аккумулятора,
— на 2 вспышки — 8 аккумуляторных батареек.
Ну и не забудьте про флеш-карты. Для фотографов, которые снимают в RAW, потребуется 2–3 карты по 32 Гб.
Теперь технически вы готовы к съёмке своей первой свадьбы! Как она пройдёт — стоит только догадываться. Если бы успех съёмки зависел только от «железа» и «стёкол»! К чему готовиться на самом мероприятии, что стоит делать, а что лучше не делать, мы поговорим в следующей статье.