ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции — наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.
Базовые принципы композиции
У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:
- Целостность — все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
- Определение смыслового центра — выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
- Использование контрастов — это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
- Статика — состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
- Динамика — состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.
Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета
При этом важно не перегрузить работу обилием деталей
Контраст, нюанс и тождество
Контраст
Контраст в дизайне может выражаться:
- Формой
- Цветом
- Размером
- Фактурой
Контраст применяют для выделения определённых элементов, композиционного центра, либо расстановки акцентов. Контраст применяется для повышения выразительности и интереса. Как правило, вся важная информация выделяется с помощью контраста.
Нюанс
Нюанс это небольшое и незначительное отличие в объектах.
Нюанс может быть в:
- Форме
- Цвете
- Размере
Он вносит легкое разнообразие, разбавляет монотонность и однотипность. Если в дизайне многие свойства будут построены на нюансах, то тогда создастся впечатление единства, целостности. Но если слишком много будет нюансов, без контрастов, то есть вероятность получить пресный и скучный дизайн.
Тождество
Тождество — это равенство свойств и характеристик. Применяется для того, чтобы уравновесить композицию, придать объектам какие-то общие свойства.
Существуют степени сходства и различия в паре нюанс—контраст.
- Тождество. Элементы аналогичны по всем композиционным свойствам — по цвету, по размеру и т.д.
- Частичное сходство. Элементы в композиции, в целом одинаковы, но имеют небольшие различия по одному из признаков, например по цвету.
- Нюанс. Элементы, составляющие композицию, слабо, но отличаются друг от друга по основным композиционным признакам. Композиция воспринимается как спокойная. Устанавливается визуальное равновесие между частями композиции. Она воспринимается как цельная.
- Контраст. Элементы в композиции резко отличаются друг от друга. Поэтому сильнее выявляются художественные качества каждого из них. Композиция воспринимается как острая, динамичная, активная.
- Полярность. Элементы в композиции полностью отличаются друг от друга по всем композиционным свойствам. Композиция предельно активна, стоит на грани разрушения. Чтобы не допустить разрушения композиции, нужно достичь равновесия между элементами по одному из признаков. Все остальные свойства могут быть крайне различными.
Применяют эти характеристики в дизайне по разному
ЗАМКНУТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращает ся через другие периферийные элемен ты опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае це лостность изображения проявляется в буквальном смысле — на каком-либо фоне компози ционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.
Открытые и закрытые вопросы
Разница между открытыми и закрытыми вопросами заключается в типе ответа, который они ожидают получить. Теперь прежде всего рассмотрим эти ситуации. Если кто-то спросит ваше имя, у вас может быть только один ответ на вопрос. Но если вас попросят рассказать о вашем семейном прошлом, вам придется подробно ответить на него, используя всю имеющуюся у вас информацию. Если кто-то спросит о погоде, это простой вопрос, и вы можете ответить на него одним словом или одним предложением. Но если человек, спрашивающий о погоде, новичок в этом районе и спрашивает о причинах погоды, вам, возможно, придется дать длинный ответ, основанный на ваших географических знаниях. Видите ли вы сейчас разницу между этими двумя разными типами вопросов? Один называется открытым вопросом, а другой — закрытым. Давайте подробнее рассмотрим и поищем другие различия между открытыми и закрытыми вопросами.
Приемы композиции
Благодаря разумному использованию определенных числовых соотношений между частями (или отдельными формами) композиции формируются такие приемы выразительности, как нюанс и контраст.
Контраст — четко выраженная разница любого качества на грани противопоставления.
Примером контраста может быть сопоставление массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоскостной поверхности. Может быть также противопоставления сложной композиционной совокупности простому объема, который выступает некоторым фоном. Вообще прием контраста активизирует любую форму (рис 7).
Рис. 7. Пример работы по композиции с использованием приема контраста
Нюанс — соподчиненность форм, близость пропорциональных членений. Нюансы пропорций составляют своеобразную основу композиции, спокойной по характеру. Для достижения нюансных пропорций возможно выполнение арифметической пропорции, когда каждая следующая увеличивается или уменьшается на постоянный небольшой отрезок (рис. 8).
Закономерное увеличение или уменьшение любого свойства формы (на основе контраста или нюанса) может проявиться в ритме.
Ритм — выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении.
Метр — метрический повтор, или метр — это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активной закономерностью, он не гарантирует гармонии. Метр — повтор, что может вызвать чувство монотонности.
Тождество — повтор равных величин (1:1), что составляет самую зависимость между ними. Так, метрический ряд формируется на основе использования тождественных элементов (рис. 9,10).
С понятием метра и ритма неразрывно связаны и такие свойства композиции, как статичность и динамичность.
Статичность формы — неизменность основных свойств формы по всем направлениям развития в ее пределах. Например, куб считается наиболее статичной фигурой, следовательно, композиция, примерно вписывается в форму куба можно считать наиболее статичной.
Динамичность формы — закономерная и последовательная смена любых свойств формы в одном направлении в ее пределах. Ритмические ряды придают системе динамичность (рис. 11).
Динамичность делает форму активной, выразительной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира, как ракеты, современные формы автомобилей и т.д.., Что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамичности, статичность — подчеркнутое выражение состояния устойчивости формы (композиции) и всей ее строения в самой геометрической основе. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров между осями. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорций и производит впечатление достаточно «тяжелой» композиции (рис. 12).
Рис. 8. Пример работы по композиции
Рис. 9. Ритм и метр в композиции
Теоретическая закономерность б, в, г — примеры ритмической закономерности
Рис. II. Статика и динамика в композиции
Рис. 12. Пример использования приема динамичности (а, б) и статичности (есть) в над композиционной работе
Виды цветочных композиций
В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.
Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:
- Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
- Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
- Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).
Композиция — это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.
Не забывайте о белом пространстве
Чтобы обидеть белое пространство, достаточно назвать его «пустым местом». Пустота предполагает, что она должна быть чем-то заполнена, и поэтому она не «выполняет свою работу» должным образом. Но это не одно и то же.
Когда белое пространство используется целенаправленно, оно помогает повысить четкость и ясность вашего дизайна: когда более нагруженные и замысловатые части композиции сбалансированы белым пространством, ваш дизайн начинает дышать.
Например, взгляните на дизайн , выполненный Cocorrina. Белое пространство помогает достигнуть баланса между картинкой, текстурой и текстом, что придает дизайну изысканность и чистоту.
Итак, как же лучше использовать белое пространство?
Уменьшите масштаб графических элементов. Благодаря этому, вы сможете создать больше белого пространства вокруг центральных элементов, и при этом не выйдете за рамки изначального дизайна. Для наглядности взгляните на дизайн открытки с кулинарным рецептом от Serafini Creative, где основные элементы целенаправленно уменьшены для создания прекрасного обрамления из белого пространства.
Не пытайтесь заполнить все белое пространство. Как уже было сказано, белое пространство — это не пустое место, оно служит определенным целям, поэтому не пытайтесь заполнить каждый его кусочек.
В качестве примера можно привести дизайн веб-сайта от Creative Web Themes, где для презентации товара используется одно изображение, заголовок с полужирным начертанием, две небольшие линии текста и ссылка на дальнейшую информацию. Благодаря такому простому плану и большому количеству белого пространства каждый элемент имеет собственную территорию и может «дышать», что позволяет дизайну выглядеть опрятно и оказывать должный эффект на зрителя.
При создании дизайна всегда спрашивайте себя, все ли элементы на 100% необходимы. Нужен ли весь этот текст, обязателен ли ярко-голубой заголовок, нужны ли все 3 изображения? Удаляя лишние частички из макета, вы можете создать более точный дизайн, который будет только выигрывать за счет белого пространства.
Симметричная и асимметричная композиция
Живописцы различных эпох в композиции картины применяли симметрию. Древние мозаики также часто были симметричными. В эпоху Возрождения художники свои произведения компоновали по законам симметрии. Такое построение позволяет добиться впечатления покоя, величественности, некоторой торжественности и значимости событий.
Основная черта симметричной композиции — равновесие. В симметричной композиции все элементы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины. Строится симметричное изображение таким образом, для начала определяют границы изображения и ось симметрии, затем повторяют рисунок в зеркальном отражении.
Достаточно симметрии присутствует и в окружающей среде. Симметрично устроены: фигура человека, крылья бабочки, снежинка и т.д. Симметричные композиции — статичны и уравновешенны.
В асимметричной композиции элементы произведения могут быть расположены самым разнообразным способом в зависимости от замысла. Асимметричные композиции не содержит оси или точки симметрии, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности
Скорее наоборот, в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности. Но равновесие в асимметричной композиции может и совсем отсутствовать, если смысловой центр находится ближе к краю
Асимметричные произведения динамичны.
Что такое «Формальная композиция?»
Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.
Разделите дизайн на трети
Правило третей — это простой метод, с помощью которого дизайнеры могут разделить макет на 9 равных частей. Там, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, находятся точки фокусировки.
Дизайнер Уилльям Бичи решил поиграть с этим правилом в своих работах (пример ниже)
Его дизайн выглядит эффектно и привлекает внимание за счет того, что на каждом пересечении находится определенная точка фокусировки. Бичи также отмечает, что «Когда вы помещаете объекты не в центр дизайна, а на его периферию, картинка становится живой и интересной»
Использование правила третей поможет усовершенствовать композицию вашего дизайна, так как это один из наиболее быстрых и простых способов размещения и структурирования элементов.
Взгляните на дизайн для National Geographic и подумайте, как здесь применяется правило одной трети. Скорее всего, вы заметили, что линии (если бы они были) пересекались бы на точке фокусировки каждого из изображений: двух путешественниках на первой картинке, и большой птице — на второй
Линии бы также пересекались на текстовых рамках, привлекая внимание к тексту и предложению прочитать дальнейшую информацию
Если вы хотите использовать правило третей в своем дизайне, желательно начать с сетки. Сетка позволит выстроить элементы более последовательно и видеть, как должны располагаться точки фокусировки на макете. Вы можете посмотреть обучение, где рассказывается, как использовать инструмент разметки в Canva, что поможет структурировать и упорядочить ваш дизайн.
Если после долгих часов работы над дизайном он вам наконец покажется эффективным, постарайтесь разделить его мысленно на части и увидеть глубинную структуру. Есть ли там деление на трети? Или он строится на основе другой разметки? Так или иначе, вы можете просматривать различные примеры разметки и черпать вдохновение из них.
Лесная викторина
Нужно просто выбрать правильные ответы на вопросы, ниже вопросы для 1 класса, ответы жирным шрифтом.
Правда ли, что леса занимают почти половину территории России?
Нет, часть страны находится на севере, где не может расти лес.
Нет, в России очень много городов, а леса занимают мало места.Да, огромная территория страны покрыта лесами, в основном хвойными.
Какая страна является первой в мире по площади лесов?
Россия.
Бразилия.
Китай.
Правда ли, что площадь лесов сокращается из-за глобального потепления?
Да, глобальное потепление приводит к засухе, и деревья погибают из-за недостатка влаги.
Нет, в более тёплом климате деревья, наоборот, начинают расти лучше.
Нет, глобальное потепление никак не влияет на площадь лесов.
Из-за чего чаще всего возникают лесные пожары?
Из-за засушливой погоды.Из-за неосторожного обращения человека с огнём.
Из-за молний. Кто охраняет леса от пожаров и вырубок, а животных, которые в них обитают от браконьеров?
Кто охраняет леса от пожаров и вырубок, а животных, которые в них обитают от браконьеров?
Леший.
Никто, леса не нуждаются в охране.Лесничие и лесные инспекторы.
В других классах 2-6 могут быть дополнительные вопросы.
Помогают ли деревья бороться с глобальным потеплением?
Да, они поглощают углекислый газ, который нагревает поверхность планеты.
Нет, глобального потепления не существует.
Нет, деревья никак не влияют на изменение климата.
Существует ли специальная служба для тушения лесных пожаров?
Нет, лесные пожары невозможно потушить, они заканчиваются из-за дождя.
Нет, пожары в лесах тушат обычные пожарные.Да, «Авиалесоохрана» патрулирует на вертолётах даже самые отдалённые лесные территории.
Правило «золотого сечения»
При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:
Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.
В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.
Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.
А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.
При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.
Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.
Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.
Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.
Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.
Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!
Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.
Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.
Какие виды композиции бывают в искусстве, их описание
Виды композиций, которые встречаются в искусстве, делятся на:
- пространственные;
- объемные;
- фронтальные;
- фронтально-объемные.
Пространственный
Это вид композиции, для которого огромное значение имеет размер пространства. Такие виды характерны для театральных постановок, интерьеров помещений, выставочных залов и ландшафтных проектов.
Данный вид по организации пространства бывает:
- открытого типа (ландшафтные парки, ботанические сады, масштабные скульптурные памятники, как, например, Мамаев Курган);
- закрытого типа (выставочные и музейные залы, архитектурные ансамбли).
Объемный
К объемным видам относятся композиции в трехмерном пространстве, например:
- скульптуры;
- произведения декоративно-прикладного искусства;
- небольшие архитектурные памятники.
Объемную композицию можно рассмотреть со всех сторон, при этом она выглядит цельным объектом и выделяется на фоне пространства.
Фронтальный
Фронтальный вид композиции — это всегда композиция на плоскости (живопись, фотография). Плоскостные виды в искусстве лишь имитируют объемность, достигая глубины изображения за счет технических приемов (игра света и тени, цветовые решения).
Фронтально-объемный
Это рельефные изображения на плоскости:
- барельеф — орнамент или скульптура, незначительно возвышающиеся над плоскостью;
- горельеф — композиция, возвышающаяся над плоскостью на 3/4;
- обратный рельеф — утопленное вовнутрь изображение или скульптура;
- глиптика — изображение находится на одном уровне с плоскостью и имеет глубоко вырезанные границы.
Формальная композиция. Приемы
Доминанта
Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.
Симметрия
— равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.
— неравномерное размещение.
Динамичная композиция
— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.
Статичная композиция
(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.
Ритм
— это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.
Контраст
Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет
Нюанс
Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д
Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.
Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.
Акцент
Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)
Аналог
Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики
Так же Вам будет интересно:
- Колористика
- Нарисовать логотип. Классификация логотипов
- Цветовые модели CMYK и RGB в компьютерной графике
- Курсы дизайна в Калининграде
- Стиль гранж
- Футуризм в веб-дизайне
- Журнальный стиль сайта
- Мультяшный стиль сайта
- Ретро стиль в веб-дизайне
Направляйте взгляд читателя с помощью указателей
Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.
Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel. Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.
Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации
Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну
Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day, где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.
Разумеется, нет смысла использовать такие очевидные указатели в каждом дизайне, но это не значит, что нет другого выхода. Найдите какие-то фигуры и линии в используемых изображениях и графических элементах и применяйте их для того, чтобы задавать направление взгляду зрителя.
Подобное можно наблюдать на постере 1 Trick Pony, где правая рука мужчины используется для «переадресации» взгляда от изображения к логотипу, и затем к нижней части изображения. Таким образом, формы изображения могут послужить указателями.