Разношерстный балаган
Возможностей для заработка и реализации новых идей, как
объяснила координатор театральной программы Платоновфеста Мария Дедова, сейчас
предостаточно: кроме гонораров, существует множество грантов – как на
федеральном, так и на региональном уровне. Главное, чтобы собравшаяся команда
продолжала работать с таким же напором и энтузиазмом, которые она продемонстрировала
во время подготовки спектакля.
Координатор театральной программы Платоновского фестиваля Мария Дедова
– К нам пришло около 25 заявок – среди желающих принять участие в проекте были и артисты действующих театров, например, Театра оперы и балета, ТЮЗа. Но нашей целью было создать полноценный автономный коллектив с полной занятостью – совмещать бы не получилось. В итоге на первое собрание пришли около 20 человек, а в коллектив отобрали девять, в том числе звукорежиссера и художника-декоратора. Режиссеры «Странствующих кукол…» Анна Шишкина и Олег Скотников оценили «материал» – артистические и физические данные участников и придумали для них спектакль. Ребята собрались совершенно разные – с разным бэкграундом и опытом. Многие из них уже выступали на улице – среди них есть и музыканты, и танцоры, и артисты огненного шоу.
Самая младшая – Ольга Паукова. Ей 20 лет, учится на
ветеринара, при этом у нее большой опыт выступлений с файер-шоу вместе с Ильей
Гнилицким. Данила Чекрыгин, Роман Азаров, Алина Бачурина окончили театральное
отделение Воронежского государственного института искусств, а Елена Губанова – отделение классического
вокала. У большинства, кстати, красные дипломы. Самой опытной
участнице, Марии Горемыкиной, 53 года, 30 из них она играет в детском театре.
Сами же артисты исполняют обязанности администраторов, пиарщиков, продюсеров,
специалистов по звуку, а когда нужно – ремонтников и грузчиков.
– Если бы у нас собралась труппа профессиональных актеров, у
нас бы ничего не получилось. Нужны были люди с опытом уличных выступлений –
акробаты, танцоры, ходулисты… У каждого из нас есть свои плюсы, свой образ и
своя психофизика, – рассказал артист Роман Азаров.
Марию Горемыкину настоящим именем называют
редко. Сыграв в юности роль «Леди Совершенство» она стала Мэри:
– Я работала и до сих пор работаю в частном детском театре.
Его нельзя назвать уличным, хотя на улице мы работаем много, особенно в теплое
время года. Когда открылся этот проект, мой руководитель посоветовала мне
попробовать. На первой встрече Матушка Медоуз (творческий псевдоним художественного руководителя коллектива из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы Господина Пэжо» Анны Шишкиной. – Прим. РИА «Воронеж») сразу сказала: «Девочки «сорок плюс»
– даже не надейтесь. Физически работа будет очень тяжелой, вы не выдержите,
нужно будет бегать-прыгать». Но я все равно продолжала ходить на занятия – было
интересно. А потом у режиссера в голове, видимо, сложилось видение спектакля и
коллектива. Наверное, понадобилась такая бабушка-сказочница, противовес
ерничающей молодежи.
Данилу Чекрыгина и Романа Азарова, отлично владеющих речью и
импровизацией, сразу определили двумя «глумами» – клоунами-болтунами. Ольга
Паукова и Алина Бачурина стали «форносами» – Петрушками (название произошло от персонажа
итальянского театра Пьетро Форноса). Мэри поставили в пару с Леной Губановой:
они исполняют роли условных мамы и дочери. Илья Гнилицкий стал солистом – Петром.
Так ансамбль и сложился.
– С ребятами сработались не сразу, но довольно быстро. Я не
щеголяю своим возрастом и не давлю на них, стараюсь быть на равных. Да я и сама
себя так ощущаю, ровесницей. Вопроса физической подготовки я не боялась. Может,
у другого человека возникли бы трудности, давление бы подскочило, например, но
я всю жизнь занималась альпинизмом, горными лыжами, йогой, зимой и летом
купаюсь в холодной воде. Я обожаю свою профессию, люблю быть актером, люблю
доставлять людям радость и от ВАУ-театра получаю колоссальное удовольствие. Счастье,
когда люди нам аплодируют. Только ради этого готова работать, – рассказала Мэри.
Все маски и костюмы для спектакля «Как царь Петр…» изготовили
в цехах питерского театра – авторский стиль чувствуется и в чертах
получившихся масок, и в костюмах. Функцию декоратора и бутафора взяла на себя
одна из участниц – Наталья Михеева. Она на неделю отправилась в бутафорский цех
«Странствующих кукол господина Пэжо» – поработать подмастерьем и перенять опыт. В ВАУ-театре
пообещали, что следующий спектакль будет уже другим, со своим «визуальным»
лицом.
«Бабка с булкой»
Едва появившись на свет, ВАУ-театр стал уникальным: это
единственный современный «говорящий» уличный театр в России:
– Раньше балаганные спектакли были импровизационными:
раешный текст (раек, раешный стих – русский народный стих со свободным числом слогов и расположением ударений – например, «Жил был поп, толоконный лоб». – Прим. РИА «Воронеж») адаптировали к каждой новой площади. У нас есть Данила Чекрыгин,
который сочиняет стихи на ходу. Он очень много импровизировал во время
репетиций, нам приходилось останавливать работу, чтобы просмеяться, а потом
записать его стихи. Очень многое вошло в итоговую версию спектакля, – поделилась звукорежиссер Лилия Новохатько.
Улица – агрессивная среда, с ней справится не каждый
профессиональный драматический актер. На улице может пойти дождь, там никто не
выключает звук телефонов, да и в целом нет никаких ограничений в виде сцены:
– Традиционный театр элитарен: образованные люди для
образованных людей показывают что-то на своем условном языке в специально
оборудованном помещении – в целом все готовы к тому, что увидят. У артистов уличного
театра есть термин «бабка с булкой» – то есть случайный прохожий. Это может
быть ребенок, депутат или та самая пожилая женщина. Так вот, наша задача –
чтобы эта «бабка с булкой» не дошла до конца площади, а остановилась посмотреть
представление. То есть не зритель приходит в театр, а сам театр приходит к
зрителю, – поведал Роман Азаров.
– У каждого есть «внутренний ребенок», который любит шалость.
За эту весну мы успели поездить по разным фестивалям и убедились, что публика
реагирует очень живо. То есть людям нужно что-то, что отличалось бы от «театра
в коробке», – объяснила Лилия Новохатько.
Звукорежиссер рассказала, что у артистов уличных театров
есть свои секреты работы с аудиторией:
– Если в определенный момент запустить мыльные пузыри,
зритель будет рыдать. Или нужно учитывать, что на блестки, как птицы на пшено,
слетаются дети.
Артисты умело используют законы восприятия:
– Например, если под маской видно шею, картинка в
целом воспринимается как «человек в маске». Но если вытянуть шею вперед и таким
образом скрыть ее – это уже персонаж. Чтобы привлечь взгляд, нужно сделать «треугольник»
из маски и рук. А если добавить
микродвижения головы, маска оживет, – поделился Роман Азаров.
Фото: 1 из 41
Фото — Дарья Снегова
prev
next