Как фотографировать горный ландшафт
Как фотографировать в горах
Горы поражают своей красотой и величием. В них вся сила жизни. На Земле немного живописных мест, впечатляющих своей красотой и необычностью. Где, как не в горах фотограф может найти множество материала для впечатляющих снимков дикой природы – белый снег на вершине горы, зеленые луга и пихты, расстелившиеся у подножья гор, горные озера, отражающие облака.
Ни один любитель фотографии, побывавший в горной местности, не упустит возможности запечатлеть такую красоту и поделиться своими впечатлениями с родными. А чтобы съемка в горах «прошла на ура» нужно учитывать ряд особенностей, о которых мы вам расскажем.
Подготовка к съемке
Фотоаппаратура – это обременительный груз, поэтому берите с собой только все самое необходимое для решения творческой задачи. Можно, конечно, взять с собой обычную легковесную «мыльницу», но вы будете разочарованны качеством изображений, т.к., обладая малой светочувствительностью, она не сможет передать все краски дикой природы. Поэтому возьмите с собой зеркальную камеру со сменным длиннофокусным объективом (телеобъектив), который сможет достать любую необходимую удаленную точку горной местности и выполнить почти любые творческие задачи. Кроме длиннофокусного объектива, опытные фотографы берут с собой широкоугольные объективы. Они просто необходимы для съемок в пещерах, ущельях. Плюс ко всему вам могут понадобиться бленды для съемки ледников и заснеженной местности, а так же ультрафиолетовый и поляризационные светофильтры, которые помогут вам сделать яркие, контрастные снимки, к тому же защитят оптику от царапин, дождя и снега.
В горах можно обойтись без штатива и даже без вспышки. Зачем вам лишний вес? Но, если вы все-таки решили для себя, что он вам просто необходим, тогда выбирайте максимально легкий штатив, монопод или вообще трекинговую палку.
Куда деть все это «богатство»? Что поможет фотографу облегчить переноску фотоаппаратуры? Конечно же, рюкзак или кофр. Кофр должен быть легким и удобным, чтобы в любой момент фотограф мог быстро поменять объектив или фильтр.
В горной местности не обойтись без ультрафиолетового фильтра
Время на съемку
Время на фотосъемку в горах намного короче, чем на равнине, т.к. солнце поднимается из-за горизонта позже, а заходит рано. Съемка становится возможной только на короткий промежуток времени, особенно это касается узких ущелий. Хорошие кадры горной местности получаются после полудня, когда тени становятся короче, а вершины и склоны гор достаточно освещены солнцем.
Экспозиция
В горной местности легко допустить ошибку при экспонировании, т.к. при ярком солнечном освещении горы становятся контрастнее, и, если в кадр попадает светлый участок, то экспонометр может дать завышенные показания и результатом этого получится затемненный кадр. Поэтому проводите экспонирование по немного темной поверхности.
При фотосъемке заката или рассвета в горах постарайтесь провести экспонирование примерно на 20 градусов выше солнца по участку неба, чтобы солнце «не погасило» все детали снимка.
Панорама
Чтобы показать всю красоту гор, попробуйте сделать фотографии с большим углом обзора, иначе говоря, панорамное фото. Помимо привычной горизонтальной панорамы, стоит попробовать еще вертикальную, раскрывающую глубину и величие гор.
Панорамная фотография гор
Совместите ракурс и одежду в едином образе
Даже явные изъяны тела в таком плотно облегающем виде одежды, как купальник, могут быть скрыты ловким поворотом корпуса и пониманием плюсов и минусов ракурса даже при не самом идеальном телосложении.
У Бонни более 811 тысяч подписчиков в Instagram и более 28,6 тысячи поклонников в Facebook. Одним из главных преимуществ ее подписчиков является то, что она очень часто публикует контент. Вы найдете обновления и советы о том, как лучше всего позировать и каких ловушек следует избегать.
Многие советы Бонни касаются в основном того, чтобы быть уверенным перед камерой, демонстрировать свои самые лестные стороны, а также создавать художественные и динамичные, а не обыденные или блеклые кадры.
Брайс Каньон
О чём думала «Матушка Природа», вырезая сюрреалистические пейзажи в парке Брайс Каньон? Наверное, о красоте! Точно — о красоте! Яркие геологические формы, застывшие в прекрасном красном оттенке, поражают глаза и трогают до глубины души. Каменные колонны, каменные башни, изящные пирамидки, загадочные шпили — шедевры скульптуры, которые необходимо увидеть каждому путешественнику.
Находясь возле этих каменных сооружений, появляется чувство инопланетного вмешательства. Космические формы, странные тоннели в скалах и палитра оттенков от кремовых до оранжево-красных наводят на мысли о пришельцах, что позволяет туристам почувствовать себя в гостях на другой планете. Но это всё наше, земное!
6
Изучайте местность
Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).
Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.
Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.
Пара слов о технике
1
Совершенно неважно, на что снимать. Ваш первый фотоаппарат может быть любым
Это может быть даже камера на телефоне.
2. То, на что сделан кадр, не влияет ни на ценность снимка, ни на суть высказывания. Вы можете снимать на телефон, на пленочный фотоаппарат, на «зеркалку» и «беззеркалку». Хорошие у вас фотографии или плохие — зависит не от этого.
3. Вместе с тем техника сильно влияет на эстетику кадра. У пленочной фотографии есть свой язык — точно так же, как у мобильной или цифровой фотографии есть свой. Свой язык и своя эстетика есть даже у видео с камер наблюдения и у сторис, но об этом как-нибудь в другой раз.
Работы Ричарда Аведона, снятые на пленку
4. Фотография одного и того же объекта, снятая на телефон с плохой передачей цвета и на крутую беззеркальную камеру, — это просто две разных фотографии. Первая, безусловно, будет уступать второй с технической точки зрения. Но может быть и так, что объекту, запечатленному на фото, гораздо больше соответствует язык и эстетика мобильной фотографии — в этом случае технически «плохой» снимок может оказаться сильнее технически безупречного кадра.
Легендарное фото высадки в Нормандии, снятое Робертом Капой. Согласно официальной версии, большая часть кадров из той съемки была утеряна из-за перегрева пленки в лаборатории. Один из уцелевших кадров вошел в историю фотографии даже несмотря на то, что а) он нерезкий; б) непонятно, что на нем происходит
5. Именно поэтому гонка за правильной экспозицией, идеальным фокусом, балансом белого и ровным горизонтом по большому счету не имеет смысла. Технические характеристики — это средство, а не цель. Нужно знать возможности и особенности своей камеры и использовать их.
6. Еще немного о камерах. Допустим, вы хотите купить фотоаппарат, чтобы попробовать себя в фотографии, и не знаете, с чего начать. Начните со знакомых: может, кто-то из ваших друзей уже наигрался с цифровой камерой и теперь хочет ее продать.
7
Неважно, что это за камера, она вам подходит
8. Я, кстати, не шучу сейчас. «Прочитайте инструкцию к своей камере» — это было первое задание на курсе по фотографии. Оказалось, что никто в классе инструкций к своим камерам не читал.
9. Кстати, пожалуйста, не удаляйте фотографии, которые кажутся вам неудачными. Визуальный вкус со временем меняется. Возможно, через полгода-год «неудачные» кадры покажутся вам интересными и более интересными, чем «удачные» из той же съемки.
Многие такой кадр удалили бы, ну и зря
10. После того как вы попользуетесь своей первой камерой несколько недель, вы поймете, какие объекты снимаете чаще всего и каких возможностей камеры вам не хватает. Следовательно, вы поймете, нужны ли вам сменные объективы и какие и хватит ли вам «обрезанной» матрицы.
11. В этом месте у новичков обычно случается ступор. Давайте коротко: матрица — это самая важная часть фотоаппарата. Она распознает свет и преобразует изображение в цифровые данные. Чем больше матрица, тем больше разрешение фотографии и тем шире диапазон оттенков, которые камера может распознать.
12. Если вы снимаете на фотоаппарат, а фотографии выкладываете в инстаграм и фейсбук, скорее всего, вам хватит и «обрезанной» матрицы. Вы же не собираетесь печатать рекламные билборды?
13. Вообще, если немного упрощать, общее правило такое.
6 лучших идей для фотографии в горах
- Кадры с интересными людьми. И жители гор, и те, кто уже не мыслит без них жизни – очень харизматичные и колоритные личности.
- Акценты на природе. Горная флора и фауна кардинально отличаются от равнинной. В зависимости от высоты растения и животные тоже сильно меняются.
- Фото заката. Совершенно фантастическое зрелище. Но заранее подумай, готов ли ты ради него ночевать в горах (спуск в темноте – большой риск для здоровья) и есть ли у тебя все необходимое для этого.
- Игра на контрасте. Добавь в кадр что-нибудь необычное. Например, тропический фрукт на фоне заснеженного пейзажа.
- Фотография на краю крутого обрыва. Делая ее, обязательно нужно держаться за что-нибудь надежное. Резкие порывы ветра в горах – отнюдь не редкость.
- Местная архитектура. Одинаково эффектно на фоне гор смотрятся и старинные, и современные постройки.
Закат в горах – это всегда практически сюрреалистичные виды, но подумай, готов ли ты, сделав фото, остаться там ночевать.
Фотосъемка в горах имеет специфические особенности, о которых обязательно нужно узнать, отправляясь на «охоту» за фантастическими кадрами. Но для меня результат оправдывает все неудобства.
А вы как считаете? Стоят ли изумительные фото потраченного времени и сил? Есть ли какие-то свои приемы «горных» съемок?
В чем сложность фотографирования в горах
Сразу могу сказать, что фотографии, сделанные в горах, по колориту сильно отличаются от того, что ты видишь своими глазами: ярко-синее небо превращается в блекло-голубое, лес – в неясное темное пятно, четкий горный рельеф сливается в нечто невразумительно серое.
Это обусловлено разреженностью воздуха на высоте и большими расстояниями между наблюдаемыми объектами.
Передать на «горных» фото то, что видишь глазами, получается не всегда.
Еще в горах очень быстро уходит удачное освещение. Большинство фотографов считают самыми подходящими час после рассвета и два перед закатом.
В это время тени ложатся «мягко», свет приятный, «теплый». Потом контрастность чересчур повышается.
Переменчивостью в горах отличается не только свет, но и погода. Но это для фотографа не только неудобство, но и большая выгода. За пару часов (или даже меньше) можно успеть снять туман, дождь, грозу, ураган, снегопад, яркое солнце.
Имеется и чисто техническая проблема. На холоде любые аккумуляторы разряжаются заметно быстрее, чем обычно. А если сильно не повезет – вообще выходят из строя.
Братья (Парабола)
Для каждого посетившего Ергаки фото горы Братья становится изюминкой коллекции. У природы свои взгляды на архитектуру и доказательством тому скальные образования параболической формы с идеально отполированной поверхностью параболы. Кто-то из первооткрывателей усмотрел в очертаниях гор фигуры крепко взявшихся за руки людей, одного побольше, другого поменьше.
С тех пор скалы наравне с Параболой стали называть Братьями, заколдованными духами и оставленными стеречь сказочные богатства. Однако до сих пор ученые не могут объяснить причин феноменально гладкой поверхности гор и даже сомневаются в их природном происхождении. В дождливую погоду Парабола отливает металлическим блеском, навевая мысли о творении рук представителей древней цивилизации.
Ергаки, гора Парабола, Большой брат.Ергаки, гора Парабола, Большой брат.
Арарат (5 137)
Самая скандальная в мире гора Арарат и сегодня вызывает споры, смешанные с восхищением. Какой стране действительно принадлежит гора? Откуда взялось название? Имеет ли право Армения называть гору своим символом?
Есть множество ответов на каждый из вопросов, но они не делают посещение горы менее красочным, удивительным, запоминающимся.
А вот что действительно поражает, так это любовь жителей Турции и Армении, которая чувствуется у подножья горы. Арарат воспевают и берегут, им восхищаются и дорожат… понимая, что каждое мгновение наедине с горой неповторимое и уникальное, поистине сказочное и очаровательное.
3
Зачем вообще нужна длинная выдержка
Надеюсь, вы уже знаете, что такое выдержка и как ее значение влияет на качество фотографии. Для тех, кто делает самые первые шаги и пока не очень разбирается в этих вопросах, могу предложить сначала полистать эту статейку: От чего зависит выдержка?
Безусловно вы знаете, что вечером и, тем более, ночью, когда света становится все меньше, приходится устанавливать более длительные выдержки. Иначе фотографии получатся совсем темными. То же самое касается съемки в помещении, особенно в темных чуланах, на чердаках и в погребах
Длинная выдержка — очень большое подспорье при съемке в темноте. С другой стороны, она же может «все испортить». Стоит только пошевелить фотоаппарат, который в этот момент снимает с длинной выдержкой (например — 1-2-5 или более секунд) и изображение будет безнадежно размазано. Да что там 1 секунда! Иной раз и на 1/30 секунды уже появляется некая размытость, обусловленная тем, что вы «приплясывали» в момент, когда нажали на кнопку спуска. Знаете, так бывает при фотосъемки в местах, где много комаров. Бывает, только нажмешь кнопку спуска и тут же какая-то гадина обязательно укусит за ногу.
Получается так называемая «шевеленка». Подобные фото являются, если можно так выразиться, позором профессионального фотографа и сразу же стираются, чтобы никто, не дай Бог, не увидел данного конфуза
Тем не менее, длинную выдержку можно использовать и во благо, причем не только ночью, но и «светлым-пресветлым днем».
Техника съемки, которую я собираюсь описать, основана на том обстоятельстве, что в кадре могут присутствовать и совершенно неподвижные объекты, и те, что находятся в движении. Порой эта техника — чуть ли не единственный способ сделать достойную фотографию той или иной сцены.
Фотооборудование
Итак, начнем с того, что же понадобится Вам для осуществления фотосъемки в горах, и какие требования предъявляются к используемому фотооборудованию. Что касается фотоаппарата, то совершенно очевидно, что он не должен быть слишком большим и громоздким, чтобы не сильно мешать Вам во время изматывающего горного похода. В то же время обычная «мыльница», пусть и с некоторыми расширенными функциональными возможностями, не подойдет.
В идеале, камера не должна стеснять Ваши движения в сложных горных условиях, при этом обеспечивая все возможности для полноценной съемки. У фотоаппарата должен быть прочный, надежный влагозащищенный корпус, чтобы ему не был страшен никакой мелкий дождь или пыль
Это важно в горных условиях, где, как мы уже выяснили, погода меняется стремительно. Для камеры можно захватить какой-нибудь защитный чехол от дождя
Объектив для съемки гор обязательно должен обладать возможностью многократного оптического приближения. Ведь в горах не всегда можно свободно перемещаться из одной точки в другую, выбирая наиболее подходящий ракурс. Камера, имеющая хороший зум, расширяет возможности фотографа для съемки интересных объектов на разном расстоянии. В принципе, опытные фотографы используют два типа камер для гор – легкую «дорожную», совершенно не стесняющую движения во время переходов, и «творческую» зеркальную камеру, которая надежно защищена от влаги, пыли и механических повреждений, и предоставляет более широкие возможности для съемки.
Пейзажи снимают преимущественно на широкоугольные объективы, поскольку такая оптика позволяет получать четкие, хорошо сфокусированные кадры, как на переднем, так и на заднем плане. Так же широкоугольный объектив делает объекты на переднем плане больше, а на заднем – меньше, тем самым, создавая ощущение пространства. Для съемки в горных ущельях лучшего всего подойдет короткофокусная широкоугольная оптика, позволяющая охватить всю панораму. Впрочем, если использовать сверхширокоугольный объектив, то он будет значительно удалять задний план, неприятно искажая пространство.
Может пригодиться и длиннофокусная оптика, которая предоставляет возможность снимать удаленные горные вершины и позволяет разместить в кадре сразу несколько разно удаленных объектов. Рекомендуется взять с собой в горы небольшой набор сменных объективов, например, зум-объектив 17-70 мм и телеобъектив 70-200 мм. Вместо зум-объектива можно взять оптику с фиксированным фокусным расстоянием и высокой разрешающей способностью. В частности, будет достаточно 28 мм объектива.
Кроме оптики и камеры, Вам, скорее всего, понадобится штатив. Однако носить с собой штатив во время перемещения в горах – занятие не из легких. Тяжелый и громоздкий штатив, хотя он и будет более устойчивым в условиях сильного ветра, все же лучше оставить дома. Таская такую тяжесть с собой в течение нескольких часов, Вы вряд ли сможете сконцентрироваться на качестве своих снимков. Когда устаешь – фотографии чаще всего получаются плохими. Практика показывает, что в горах каждый грамм на вес золота. Штатив, конечно, нужен, но в идеале он должен быть одновременно устойчивым и легким. Например, можно использовать трехсекционный штатив с универсальной шаровой головкой.
Из дополнительных аксессуаров можно прихватить с собой в горы поляризационный и градиентный фильтры. Поляризационный фильтр помогает делать более красивые снимки неба, а градиентный служит для того, чтобы получить более экспонированные кадры в условиях существенного перепада контраста между небом и землей. Также перед походом в горы стоит проверить наличие пустой флешки в камере и запасной, плюс рекомендуется обзавестись дополнительной аккумуляторной батареей. Две карты памяти и два источника питания – все это крайне необходимо, ведь в горах Вы не сможете найти электрическую розетку или магазин, продающий фото аксессуары.
Описание
Использована маркировка разными цветами на белом фоне, указателей очень мало, поэтому в любом случае обязательно пользуйтесь навигаторами или смартфонами и прихватите с собой карту. В природном парке Ергаки проложено порядка 60 км маркированных троп. На карте отмечены 9 основных маршрутов, по которым можно пройти самостоятельно.
Висячий Камень – перевал Тушканчик – озеро Светлое
- Желтая полоса на белом фоне
- 13 км
- трек gpx
Маршрут можно разделить на две части. Первая часть –тропа на Висячий Камень. Поход начинается у Тормазаковского моста рядом с трассой Красноярск-Кызыл. Длина отрезка составляет 7,5 км. Это единственная оборудованная тропа, по которой основная масса туристов добирается до Висячего Камня. Чтобы туристы не вытаптывали корни кедров, сотрудники парка установили лестницы и деревянные помосты. Вторая часть маршрута — выход через перевал Тушканчик на озеро Светлое. Путь простой и не требует специального снаряжения.
Визит-Центр Ергаки — озеро Каровое — озеро Художников — озеро Светлое
- Красная полоса на белом фоне
- 19 км
- трек gpx
Тропа начинается у Визит-центра парка Ергаки и выходит к озеру Каровому. Далее она следует через перевал Художников 2 к озеру Художников. Затем выходит из озера Художников к озеру Светлому. Этот вариант маршрута непростой и требует опыта в горном туризме, может потребоваться специальное снаряжение. Путь через перевал Птица значительно проще.
Визит-Центр Ергаки – перевал Тушканчик
- Зелёная полоса на белом фоне
- 4 км
- трек gpx
Самый короткий путь к перевалу Тушканчик. Тропа начинается от вертолётной площадки, и ведёт по короткой дороге на перевал. Здесь можно подняться на вершину горы Тушканчик, откуда открывается потрясающий вид на хребет Ергаки. Либо продолжить путь и выйти к озерам Мраморному и Светлому.
Озеро Светлое — водопад Тушканчик — озеро Мраморное — перевал Курсантов — озеро Художников
- Зелёная полоса на белом фоне
- 7,5 км
- трек gpx
Путь начинается близ озера Светлое от стоянки с народным названием «Ресторан». После пересечения ручья Тушканчик идёт вдоль реки Тушканчик к Мраморному озеру. От Мраморного маршрут проходит через перевал Курсантов Западный
Меток на вершине нет, в этом месте особенно важно ориентироваться по треку, чтобы не попасть на опасный спуск. Далее тропа выходит к озеру Энергия, откуда можно спуститься по другому маршруту озеру Художников. Маршрут интересный и живописный, но требует хорошей подготовки
Маршрут интересный и живописный, но требует хорошей подготовки.
Озеро Горных Духов — Цветные озера — пик Зуб Дракона
- Синяя полоса на белом фоне
- 4 км
- трек gpx
Путь проходит по каменной россыпи через озеро Шухарта к Цветным озерам. Несмотря на небольшое расстояние, на Зуб Дракона не так легко подняться и возможно потребуется применение веревок. Маршрут на вершину Зуба Дракона имеет категорию сложности и требует хороших альпинистских навыков.
Озеро Светлое — перевал Пикантный
- Синяя полоса на белом фоне
- 5 км
- трек gpx
Тропа начинается у озера Светлого рядом с лагерями туристов и идёт через кедровый лес на перевал Золотарный. Маркированная тропа спускается к озеру Золотарному, проходит вдоль берега и плавно выводит на перевал Пикантный на высоту 1950 м.
Озеро Золотарное — перевал Зеленый — перевал Пикантный
- Зелёная полоса на белом фоне
- 3 км
- трек gpx
Тропа стартует от озера Золотарного и после грязной тропы вдоль озера начинается подъём на перевал Зеленый по разрушенным скалам и стланику. Местами маркировка слабо разлечима, обязательно пользуйтесь предметами навигации.
Озеро Светлое — озеро Медвежье
- Зелёная полоса на белом фоне
- 1,2 км
- трек gpx
Маршрут начинается от указателя на озере Светлое, от озера Медвежьего тропа плохо отмечена указателями. Тропа несложная, проложена по красивому лесу.
Кордон Тушканчик — озеро Светлое
- Синяя полоса на белом фоне
- 7 км
- трек gpx
Начинается на трассе от остановки Тушканчик. Здесь можно зарегистрироваться и выйти на маршрут. Либо наоборот закончить поход, спустившись от озера Светлого. Тропа очень популярная.