Как избежать ошибок при использовании широкоугольного объектива

Особенности широкоугольного объектива

На этом примере явно видно, что объектив в положении 17 мм на полном кадре приводит к заметным искажениям пропорций. Если быть точным, то изображение в этом примере на краю кадра шире изображения в центре кадра на 26%. А это уже очень заметная на глаз деформация. Причина этой деформации – протяженность голов в глубину. Если бы мы фотографировали плоские объекты, например, бесконечную кирпичную стену, то все кирпичи, что в центре кадра, что на краях кадра заняли бы одинаковое количество пикселей на матрице. Они уменьшаются, из-за того, что видны под острым углом, однако это уменьшение компенсируется растяжением объектива. В этом и свойство «плоских» (не рыбий газ) объективов – они растягивают углы изображения.

Однако у человеческого зрения есть такое свойство – искажения линейных размеров менее 10% не заметны на глаз. Эти 10% растяжения лиц возникают при угле поля зрения 55° (34мм на полном кадре и 22 мм на APS-C)Отсюда, кстати, становится понятна причина популярности объективов 35 мм в жанре street-photo. Это минимальное фокусное расстояние, при котором ещё не бросаются в глаза геометрические искажения.

Однако, помимо растяжения лиц, возникает ещё одна проблема – если центральные люди в группе смотрят прямо (перпендикулярно стене), то люди, расположившиеся по краям группы, уже вынуждены повернуть головы почти на 45 °, чтобы смотреть в камеру. Этот поворот голов уже никак не скомпенсируешь ни сменой проекции, ни деформированием в фотошопе.

#7. Солнечных зайчиков заказывали?

Широкоугольники довольно сильно подвержены такого рода засветке, когда вы снимаете против источника света (так называемый контровой свет). В результате чего на вашем фото достаточно легко может появиться солнечный заяц, убрать который при постобработке будет почти нереально.

Если зайцев на своей фотографии вы видеть не желаете, то убирать его нужно в момент съемки и сделать это достаточно просто. Необходимо понемногу изменять угол съемки и он пропадает сам собой. Если источника света в кадре нет, то можно попытаться закрыть от него объектив свободной рукой. Однако помните, что этот прием в виде зайца можно использовать и себе на пользу, все зависит от того, нравится ли вам этот эффект и будет ли он уместен на фото.

Что отвечает за появление дисторсии

Дисторсия в фотографии — это геометрическое искажение объектов и линий. Обычно оно возникает при съемке на широкоугольные объективы. Они обладает более коротким фокусным расстоянием, чем обычная фотокамера, и часто используются в пейзажной и архитектурной фотографии из-за своей способности захватывать большие области и широкие объекты. Также дисторсия может проявиться при близкой съемке предмета.

Съемка автомобиля на широкоугольный объектив с близкого расстояния

Широкоугольные объективы – отличное решение, если вы снимаете в небольшом помещении и хотите захватить как можно больше пространства. Но в них используется сильно изогнутая для захвата широких областей линза, которая часто вызывает искажения перспективы.

Различие между объективами

Широкоугольные объективы создают эффект вовлеченности зрителя и усиливают перспективу. Позвольте мне повторить:

Широкоугольные объективы создают эффект вовлеченности зрителя и усиливают перспективу

За счет широкого угла обзора объекты кажутся дальше, чем на самом деле. Они добавляют ощущение глубины, потому что захватывают больше пространства. Итак, когда вы хотите вовлечь зрителя в событие, создать эффект присутствия и сопричастности, широкоугольный объектив сделает это гораздо лучше, чем длиннофокусный. Вот несколько примеров

Длиннофокусные и телеобъективы изолируют объекты и сжимают перспективу. Это означает, что объект будет казаться изолированным и отделенным от фона. Далекие объекты кажутся ближе, а перспективные линии сокращаются, пространство становится менее объемным.

Когда мы рассматриваем снимки, сделанные объективом с большим фокусным расстоянием, возникает ощущение, как будто мы шпионили или подглядывали. Мы не чувствуем себя частью изображения, а также объект отрывается от окружения и заднего плана (если есть достаточное расстояние между ними). В случае с портретом это нам только на руку. Вы же не хотите, чтобы лицо человека гармонировало с пейзажем, наоборот, его нужно отделить. Использование длиннофокусной оптики поможет вам сделать это. Вот некоторые примеры.

Стандартный светосильный фикс

Стандартный или нормальный объектив имеет эквивалентное фокусное расстояние около 50 мм, в связи с чем, в обиходе его часто называют полтинником. Простейшие модели имеют светосилу f/1,8, более дорогие f/1,4, а у некоторых экзотических моделей светосила может достигать f/1,2 и даже больше.

До популяризации зумов в 90-х годах прошлого века светосильные полтинники были самым распространённым классом объективов для малоформатных камер, и ими по умолчанию комплектовалось большинство фотоаппаратов.

Стандартный светосильный фикс является, на мой взгляд, неплохой альтернативой среднедиапазонному зуму. Даже самый бюджетный полтинник обладает большей светосилой, чем любой профессиональный зум, будучи при этом ощутимо легче, на порядок дешевле, имея отличную резкость и красивое боке.

Не забывайте, что на кропнутых камерах стандартный полнокадровый объектив перестаёт быть стандартным, и потому функцию штатного фикса должен выполнять объектив с истинным фокусным расстоянием 25-35 мм (в зависимости от кроп-фактора).

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов. Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном

Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

Использование сверхбыстрых объективов

Если хотите фотографировать без вспышки в помещении (например, в церкви, школе, театре и
вообще везде, где разрешено фотографировать), то вам потребуется очень быстрый объектив,
т.е. объектив, для которого доступны очень низкие значения диафрагмы, такие как f/1,8 или,
что еще лучше, f/1,4. Чем ниже это значение, тем темнее может быть помещение, в котором вы
сможете фотографировать без штатива. Поясню причину: когда вы фотографируете в помещении
с недостаточным освещением, фотоаппарат использует более длительную выдержку, чтобы
на светочувствительную матрицу попало больше света. В этом нет никакой проблемы, если
вы фотографируете со штатива. Но при съемке с рук (в музеях, храмах и других подобных
заведениях съемка со штативом запрещена) в условиях недостаточного освещения, если
скорость срабатывания затвора фотоаппарата станет больше 1/60 с, полученные снимки будут
хорошо выглядеть только на жидкокристаллическом дисплее фотоаппарата. Когда вы откроете
их на компьютере или захотите распечатать, фотографии окажутся нечеткими, размытыми и,
в общем-то, непригодными для использования. Выбрав же значение диафрагмы f/1,8 или f/1,4,
вы сможете без всякого штатива получить четкие снимки там, где в любом другом случае они
получились бы размытыми. В данном случае более низкое значение диафрагмы означает более
качественные результаты. Я ИСПОЛЬЗУЮ ЭТОТ ОБЪЕКТИВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ на съемке свадеб.

Особенности съемки широкоугольным объективом

Изобразительные возможности широкоугольника высоко ценятся профессионалами и мастерами фотографии. В репортажной съемке он применяется весьма часто. Но короткофокусный объектив довольно капризен, легко дает нежелательные оптические эффекты, которые необходимо научиться контролировать и, по возможности, нейтрализовать.

Что я имею в виду? Прежде всего – искажения. При съемке широкоугольником они присутствуют всегда, более выражены у сильных объективов. Искажения могут затрагивать геометрическую перспективу – заметно искривлять линии, вытягивать,деформировать привычные формы по периферии кадра. Если при съемке пейзажа, интерьеров, архитектуры эти эффекты мы можем замечать, но они не мешают и не раздражают нас, то при съемке людей они могут создать неприятные пропорции тела, исказить облик. Эта проблема с людьми возникает при съемке с близкого расстояния. В данных условиях съемка широкоугольником, по меткому выражению Павла Кривцова, это, «как по лезвию ножа…».

Почему? Широкоугольник «просит» как можно ближе подойти к человеку. Чем ближе мы подходим, тем объемнее видим человека, тем шире за ним открывается обзор, расширяется перспектива. Но чем ближе мы приближаемся, тем сильнее искажаются ближайшие к объективу части тела. Они увеличиваются, вытягиваются, нарушая естественные пропорции. Даже сантиметры влияют на ту грань, за которой начинаются грубые, уродующие человека, искажения. Это неприятно, неэстетично! Кому хочется видеть себя Карликом-Носом или тыквоголовым инопланетянином?

Что же предпринять, чтобы не допускать искажений? Безусловно, главный прием – поиск точки съемки! Сделайте шаг назад от вашего героя – искажений не будет. Но если вы хотите максимально приблизиться к портретируемому, то следите за тем, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно условной плоскости, в которую мысленно вписывается фигура человека, и всегда, обязательно, – в центр этой фигуры. Оптимальная точка съемки будет та, которая расположена на равноудаленном расстоянии от разных частей тела, образующих эту самую плоскость. Тогда по краям будут создаваться приблизительно одинаковые незначительные искажения, то есть они будут незаметными. Активно ищите эту точку!

Еще раз подчеркну, что искажения при съемке широкоугольником бывают всегда, но мастера фотографии снимают так, что они незаметны. Рассмотрим другие секреты уходаот искажений. Это композиционные отвлекающие приемы. Снова вернемся к работам Павла Кривцова. Современные исследователи фотографии считают его непревзойденным
мастером съемки портрета широкоугольным объективом. Разберем его основные приемы.

1. Рядом с ближайшей искажаемой частью фигуры располагаем сюжетно-важный предмет

Изменение его формы, величины может быть даже эффектным и отвлечет внимание от диспропорций тела

Лена Кочеткова – художник декоративной росписи из Жостово. Фото Павла Кривцова

Писатель Олег Волков. Фото Павла Кривцова

Воспоминание о Курской дуге. Старший сержант Данила Ильич Еремченко. Фото Павла Кривцова

1. Светотеневые композиционные решения. Искаженную часть тела уводим в тень.

Мария. Фото Павла Кривцова

Преувеличенно крупная рука не бросается в глаза своими размерами, потому что уведена в тень.

1. Мощные геометрические композиции, линии способны увести наш взгляд от искажений.

Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, летчик-истребитель, участник Курской битвы. Фото Павла Кривцова

Мы не замечаем громадную левую руку, потому что наш взгляд уходит в «коридор воздушного боя».

Давайте и мы с вами в работе широкоугольником экспериментировать, искать и другие приемы создания красивых, гармоничных фотографий. В фотографической теории этот раздел мало исследован. Возможно, вы откроете здесь что-то новое.

Что же происходит с изображением в кадре при смене матрицы?

На верхнем рисунке видно, что полноразмерная матрица засвечивается полностью проекцией изображения. А на нижнем рисунке часть проекции остается за кадром маленькой матрицы.

Получатся, что часть изображения теряется за краями кропнутой матрицы, значит угол обзора становится меньше. Это уменьшение видимого угла является ОТНОСИТЕЛЬНЫМ. Относительным потому, что уменьшение вызвано не оптической системой объектива. И при этом масштаб изображения не увеличивается. Например, объектив с ФР=50 обеспечивает угол обзора 46 градусов, а потери проекции за матрицей уменьшают его примерно до 32 градусов. Но такой угол обзора в 32 градуса дает объектив с ФР=75 и масштаб увеличения у него больше, чем у полтинника. Поэтому  ФР=75 является ОТНОСИТЕЛЬНЫМ для «полтинника».

Можно сделать вывод, что кропнутая матрица засвечивается от центральной части проекции изображения. Этим фактом воспользовались производители объективов и стали выпускать линзы заточенные под кропнутую камеру. Они уменьшили диаметр стекол. Пересчитали радиус кривизны линз с учетом допустимой нормы разрешения по краям, чтобы изображение проецировалось всем диаметром линз на всю матрицу, а ФР оставили прежним. Объективы стали непригодны для ФФ камер, изготавливаются из пластмассы, но при этом потеряли в весе и цене. Таким образом вышеперечисленные неудобства c потерей угла обзора сохранились по наследству от старых стекол. Что касается объективов с переменным фокусным расстоянием, то все о чем говорилось выше в полной мере справедливо для них.

 Подведем итоги

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Фокусное расстояние объектива, например с ФР=50 не увеличится до   ФР=75, а будет считаться относительным, поскольку увеличение фокусного расстояния привело бы к увеличению масштаба, но этого не происходит в кадре. Здесь нужно понимать только то, что изображение в кадре на ФР=50 получится обрезанным по краям в сравнении с пленочным кадром.
  2. Все рекомендации в книгах по применению ФР для определенных жанров справедливы и для кропнутой матрицы. Например, портрет рекомендуется снимать объективом с ФР=70-135мм. Изображения будут сопоставимы, за исключением обрезки кадра на кропнутой матрице, но при условии одинаковых расстояний от камер до объекта и величины диафрагмы. Разница в расстоянии скажется на не одинаковом отображении перспективыективы в кадре.
  3. Разрешение изображения со «старыми» объективами будет выше на кропнутой матрице, чем с объективами предназначенными для маленькой матрицы, т.к. проекция с центральной части линз имеет наибольшее разрешение.
  4. Реальный угол обзора объектива не уменьшится. Здесь более корректно говорить об уменьшении относительного угла, как следствие вытекающего из-за потерь изображения за пределами матрицы.
  5. Боке изображения не изменится.
  6. Перспектива изображения не изменится. Вообще на перспективу основное влияние оказывает расстояние от объектива до объекта. Перспективу нужно искать ногами, приближаясь и удаляясь от него. Чем мы ближе приближаемся к объекту, тем больше искажается линейная перспектива. Ближний план кажется все больше, а задний удаляется и наоборот. Если мы будем стоять на месте и крутить зум, то мы будем изменять масштаб изображения. Часто можно услышать мнение о том, что короткофокусные объективы сильнее подчеркивают искажения перспективы, а длиннофокусные наоборот лишают его пространственности. Эти факты правильные, если их отнести к определенным случаям съемки. Поэтому главная задача в формировании перспективного рисунка, это найти необходимое расстояние до объекта съемки.
  7. ГРИП — глубина резко изображаемого пространства не изменится. На нее влияют три основных параметра: ФР, величина диафрагмы и расстояние до объекта.
  8. Если для съемки полноростового портрета полтинником в комнате банально не хватает места и вы решили заменить его объективом с ФР=35, чтобы уменьшить масштаб, то помните, что размытие фона он будет делать хуже «полтинника», поскольку с уменьшением ФР глубина резко изображаемого пространства увеличивается, при том же значении   диафрагмы и расстояния до объекта.
  9. При сравнении двух фотографий снятых шириком с ФР=10 на полнокадровую матрицу и кропнутую, можно заметить в первом случае больше заворотов (искажений) по краям и она кажется более объемной. Дело в том, что эти искажения возникают на краях стекол, которые «съедает» меньшая матрица. Остальная часть изображения, что ближе к центру ничем отличаться не будет.
  10. Все о чем говорилось выше, в полной мере относится к зум объективам.

Благодарю за терпение всех, кто дошел до этой строки.

Неудачная композиция

Даже в крупнолицевом портрете и фото с полностью размытым фоном, фотограф должен продумывать композицию. Так, в портрете активно используется правило третей. Глаза модели должны находиться на одном уровне с одной из двух горизонтальных или вертикальных линий, или в точке силы. Если взгляд человека направлен в сторону, с этой стороны кадра необходимо оставить больше места, чтобы взгляд не упирался в край снимка.

На портрете не должно быть пустого ничем не оправданного пространства. И напротив рамки фотографии не должны быть слишком сжаты, чтобы не создавалось впечатление, что человеку тесно в этом пространстве, и оно давит на него.

Кадр можно обрезать при пост обработке, немного исправив композицию. Но не все ошибки поправимы таким способом.

Широкий угол и перспектива

Прочитав изложенное выше, можно сделать вывод, что чем меньше угол зрения объектива, тем лучше, поскольку это дает меньшие геометрические искажения. И в смысле искажений это действительно так.

Но следует разделять два понятия: геометрические искажения и перспектива. Обе эти вещи зависят от угла зрения объектива. Но если геометрические искажения широкоугольной оптики это всегда плохо, то про перспективу так сказать нельзя.

Перспектива — это свойство нашего восприятия или, если угодно, свойство трехмерного пространства. Для фотографа перспектива – это, прежде всего, инструмент воздействия на зрителя.

Когда мы используем широкий угол, эффект перспективы усиливается, когда угол зрения объектива узкий – снижается.

Человек двумя глазами видит перед собой практически на 180°. Фокусное расстояние человеческого глаза равно примерно 22mm. Хотя по другим оценкам человеческий глаз сравнивают с объективом с фокусным расстоянием 43mm.

Но, в любом случае, угол зрения гораздо шире, чем у теле объективов. Получается, мы смотрим на мир довольно широкоугольной оптикой!

Важным следствием этого является эффект перспективы, который мы наблюдаем постоянно. Перспектива есть везде, куда бы мы ни посмотрели. Дорога, дом, стены комнаты, все это мы видим в перспективе, она помогает нам оценить размеры, формы и расстояния.

Именно поэтому широкий угол иногда нам просто необходим – он дает перспективу.


(фокусное расстояние 21mm, кроп фактор 1.6, ЭФР 33,6mm)

Если посмотреть работы художников, то часто можно увидеть ярко выраженную перспективу, например, в рисунках Фрэнка Миллера.

Создатель Sin Sity, отлично умеет показать драматизм и динамику с помощью перспективы.

Эта фотография Олега Титяева, очень выразительна, для чего так же использовался широкий угол.


(16 mm, полнокадровая камера Canon EOS 5D)

Поэтому, когда я слышу заявления о том, что зум-объектив может приближать и отдалять объекты, я саркастически улыбаюсь. Объективы не приближают и не отдаляют. Разные фокусные расстояния по-разному передают перспективу. И именно с этим умыслом они и используются.

В постановочной фотографии зачастую вообще не используют зумы. Фиксы дают преимущество в качестве, а фокусное расстояние, которое будет использоваться, фотограф определяет заранее.

Зум объективы популярны в репортаже. Там их действительно используют в целях приблизить – отдалить, но это уже совсем другая фотография.

Таким образом, вопрос «объектив с каким углом зрения лучше использовать», теряет смысл. Нужно использовать такой объектив, который соответствует сюжету, который мы снимаем. При этом не нужно бояться использовать широкий угол. Достаточно понять, что искажения возникают лишь по краям фотографии. Возвращаясь к первой иллюстрации, видно, что прямоугольник Б с Новой Зеландией сильно искажен, прямоугольник А — значительно меньше, ну а в центре Африки вообще все отлично!

Глаза вне зоны резкости

Для выразительного портрета главное, чтобы в зоне резкости оказались глаза модели. Но на многих портретах в фокусе оказывается что угодно, только не они. Этот недочет возникает по нескольким причинам: из-за малой глубины резкости при широко открытой диафрагме, из-за ошибки автофокусировки фотоаппарата, из-за невнимательности фотографа.

Чтобы избежать невыразительности портрета, важно обратить внимание, на чем сфокусировался фотоаппарат, еще до нажатия на спусковую кнопку. Если такая ошибка системы появляется постоянно, лучше переключиться в меню камеры на точечную фокусировку и направить ее на глаза. Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка

Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа

Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка. Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа.

Если серия кадров уже отснята и на всех портретах глаза нерезкие, можно обратиться к программам пост обработки. В фотошопе можно исправить такую ошибку, увеличив резкость глаз. Однако это не даст такого эффекта, как точная фокусировка во время съемки.

Композиция

Правильное построение композиции в кадре позволяет сделать эффектные снимки казалось бы непримечательных объектов. Правило третей – один из наиболее простых методов построения композиции. Правило гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда запечатленные на нем предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, делящими изображение на трети – как по горизонтали, так и по вертикали. В некоторых камерах реализована возможность наложения сетки, имитирующей правило третей, для построения композиции. Кроме того, подкорректировать композицию сделанного снимка можно, отрезав все лишнее.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет

Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии

Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс «Моя первая ЗЕРКАЛКА». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников NIKON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Наклон вертикали

Всякий раз, когда широкоугольный объектив направляют выше или ниже горизонта, это приводит к тому, что исходно параллельные вертикальные линии начинают сходиться. В действительности это справедливо для любого объектива — даже телеобъектива — просто широкий угол делает эту сходимость более заметной. Далее, при использовании широкоугольного объектива даже минимальное изменение в композиции значительно изменит положение точки схождения — что приводит к заметной разнице в том, как сходятся чёткие линии.

В данном случае точкой схождения является направление, в котором направлена камера. Наведите курсор на подписи к следующей иллюстрации, чтобы увидеть имитацию того, что происходит, когда вы направляете камеру выше или ниже линии горизонта:

В данном примере точка схождения сдвинулась не слишком сильно по отношению к общему размеру снимка — но это оказало огромное влияние на здание. В результате здания как-будто падают на зрителя или от него.

Хотя схождения вертикальных линий в архитектурной съёмке обычно стараются избегать, порой его можно применять как художественный эффект:

Простые советы

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет

Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии

Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс «Моя первая ЗЕРКАЛКА
». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим

Моя первая ЗЕРКАЛКА
— для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0
— для поклонников NIKON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Неправильный баланс белого на фотографии

Неправильно выставленный баланс белого приводит к тому, что цвета на фотографии могут иметь неестественные оттенки. Многие камеры определяют баланс белого в автоматическом режиме, однако лучшим выходом в подобных случаях будет установить пользовательский баланс белого при помощи карты белого или нейтрального серого цвета. Для этой цели также подойдет чистый лист белой бумаги.

Сфотографируйте карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала большую его часть. Затем откройте меню камеры и выберите опцию «Пользовательский баланс белого». После того, как устройство попросит выбрать референсную фотографию, выберите снимок белой\серой карты. Теперь сделанные вами фотографии будут выглядеть более реалистично. Не забудьте вернуть автоматические настройки баланса белого после того, как закончите работу с фото.

Nikon AF-S 16-35/4G

Первый широкоугольный объектив для Nikon с оптическим стабилизатором. Он основан на втором поколении системы подавления вибраций и дает преимущество в четыре стопа. Объектив уступает диапазону фокусных расстояний и максимальной апертуре конкурирующих моделей, но стал популярной и более легкой альтернативой для ландшафтных фотографов — тем более что на него можно установить стандартные фильтры. Его другими преимуществами являются бесшумный ультразвуковой АФ с возможностью постоянной ручной настройки и влагонепроницаемое соединение. По отзывам владельцев, качество изображения хорошее, хотя бочкообразная дисторсия очень заметна на 16 мм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Бесплатная помощь интерьерного фотографа в выборе широкоугольного объектива

Чрезмерная глубина резкости

Сильная детализация всего снимка при съемке портретов – довольно частая ошибка

Даже, если в кадре интересная и продуманная композиция, не стоит слишком акцентировать внимание на всех деталях. Фон будет отвлекать внимание от человека

Чтобы немного уменьшить глубину резкости, достаточно открыть диафрагму примерно до f5.6. Такая настройка фотоаппарата не размоет фон полностью, но сделает его мягче и переместит акцент на портрет, а не на окружающую обстановку.

Если по задумке фон должен быть размыт сильно, можно попросить модель отойти дальше от фона, а также сильнее открыть диафрагму. Чтобы при этом снять портрет в задуманном формате, фотографу также придется отступить дальше от модели. Даже если на фоне нет большого числа лишних деталей и ярких элементов, лучше, чтобы модель немного отошла от него. В противном случае возникнет впечатление, что она приклеена к нему. К тому же так фон будет таким же резким, как и снимаемый человек, что сделает снимок непривлекательным.

Еще один выход, если глубина резкости слишком большая – использовать длиннофокусный объектив и приблизить изображение модели при помощи зума.

Если эта ошибка замечена только после съемки, можно воспользоваться фоторедактором и размыть фон. Есть несколько способов, позволяющих сделать это. Однако эффект будет не таким естественным, как при размытии фона при помощи фотоаппарата.

От полуширокоугольного до сверхширокоугольного

Наиболее распространенные фокусные расстояния объективов с фиксированным фокусным расстоянием для формата  :

35  мм захватывает угол поля ( по диагонали) 63 °; это довольно полуширокий угол. На расстоянии одного метра он позволяет объекту в один метр войти в самый большой край изображения. Для фотографий, содержащих символы на краю изображения, эффекты перспективы, которые иногда возникают при использовании широкоугольных или очень широкоугольных объективов, не очень заметны при таком угле обзора .

28  мм захватывает угол поля ( по диагонали) 75 °; это был широким наиболее часто используемый в 1970 — е годах это самое короткое фокусное много масштабирования transtandards тока (2020). Угол зрения захваченного уже интересен для пейзажей или перспективных эффектов. 28  мм и 35  мм также считаются фокусной «классикой» для фотожурналистики.

24  мм захватывает угол поля в 84 °. На расстоянии одного метра он позволяет подвести объект размером 1,5 м по самому большому краю изображения (1 метр по маленькому краю). Это самое короткое фокусное расстояние, охватываемое трансфокатором трансфокации . Ширина захваченного ракурса интересна для пейзажей и фотографий высоких зданий. Проявляя внимательность, фотограф все же может избежать появления слишком большого количества анаморфоза на людях, находящихся на периферии изображения (см. Ниже); однако, если линия взгляда не горизонтальна, эффект перспективы очень заметен на вертикалях (схождение вверх при малом угле или расширение вверх при нырянии .

20 или  21 мм (в зависимости от марки) было самым коротким фокусным расстоянием, которое можно было использовать на SLR до середины 1970-х. Широкоугольные зум-объективы начала 1990-х охватывали диапазон фокусных расстояний от 20 до 35 мм. При фокусном расстоянии 21  мм на 24×36 диагональный угол обзора составляет 90 °. С этого поля зрения мы говорим об «очень широком угле», сверхшироком угле или сверхшироком угле (сокращенно UGA).

18 мм: захватывает диагональный угол обзора 100 ° (90 ° по длинной стороне): это позволяет фотографировать объект на расстоянии от 2 до 1 метра. Эти фокусные расстояния полезны для длинных снимков пейзажей, фотографий высоких зданий и особенно для подчеркивания перспективы. Они не подходят для реалистичного фотографирования групп людей. В середине 1990-х Sigma 18-35  мм была широкоугольным зумом с самым коротким фокусным расстоянием. С тех пор различные производители продают 17-35  мм , но 17  мм долгое время было самым коротким фокусным расстоянием, которое они предлагают, зум, покрывающий размер изображения 24 × 36 мм.

14  мм фиксируется фокусное расстояние кратчайшего доступны в нескольких марок. Эти объективы заслуживают названия сверхширокоугольных или даже сверхширокоугольных или сверхширокоугольных объективов. На расстоянии одного метра они позволяют кадрировать объект размером 2,5 × 1,7 м. Поле зрения составляет 104 ° по большому краю фотографии и 114 ° по диагонали.

12  мм  : На расстоянии одного метра, вы можете кадр поля 2 метра на 3. Нескольких моделей линз существуют в этом фокусном расстоянии, есть масштабирование, такие как 12-24  мм от Sigma , который отображает 122 ° в диагональ. Voigtländer производит модель с фиксированным фокусным расстоянием,  12mm f / 5.6 Aspherical Ultra-Wide Heliar, которая рекламирует только 121 °, последняя, ​​изготовленная для дальномерных камер, использует оптическую формулу без ретрофокусировки, что делает невозможным использование на камерах зеркального типа.

10  мм  : Большинство предложений вендоров линзовых начинающего масштабирование 10  мм . Они разработаны для цифровых ящиков с «маленькими сенсорами» и поэтому не охватывают формат 24 × 36.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов. Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном

Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

Топ-5 лучших широкоугольных объективов

Расширить свой кругозор в прямом смысле слова можно при помощи широкоугольного объектива, на выбор которого вам потребуется потратить немало времени. Мы составили рейтинг из пятерки лучших широкоугольных объективов разных производителей, при этом каждая модель имеет свои преимущества. Чтобы понять, какой лучше широкоугольный объектив выбрать, стоит ознакомиться с техническими параметрами всех представленных моделей.

Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art Nikon F. Широкоугольный объектив Sigma с минимальным фокусным расстоянием 35 мм предназначен для создания художественного изображения наивысшего качества, при этом объектив совместим только с фотоаппаратами Nikon. Благодаря 9-лепестковой диафрагме, широкоугольный объектив Sigma можно использовать для всевозможных искажений изображения, что позволяет фотографу создавать совершенно новые композиции. Диафрагма f/1,4 позволяет достичь небольшой глубины резкости, а бесшумный ультразвуковой привод автофокуса HSM обеспечивает резкость именно на том объекте, на котором это необходимо.

Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.8. Самый лучший широкоугольный объектив Olympus с высокой светосилой предназначен для решения широкого спектра фотографических задач, поскольку его минимальное фокусное расстояние составляет всего 25 мм

Продуманный 7-лепестковый диафрагменный механизм позволяет фотографу акцентировать внимание на определенных объектах, искажая при этом перспективу. Благодаря удобному байонету MicroFourThirds объектив Olympus быстро крепится к любой модели фотоаппарата Panasonic

Fujifilm XF 35mm f/1.4 R. Новая модель широкоугольного объектива от всемирно известной компании Fujifilm поражает своим широким спектром применения. Легкий 187-граммовый корпус оснащен фирменным байонетом Fujifilm, что позволяет без проблем фиксировать его на любую модель фотоаппарата. Минимальное фокусное расстояние модели составляет 35 мм, что позволяет фотографу получить невероятно четкие снимки с фокусировкой на нужных объектах. Самые лучшие широкоугольные объективы оснащены моторным приводом фокусировки, что создает максимально комфортные условия в процессе фотосъемки.

Canon EF-S 24mm f/2.8 STM. Широкоугольный объектив Canon идеально подходит для каждодневных съемок, поскольку его фиксированное фокусное расстояние составляет 24 мм, что позволяет получить максимально четкие фотографии с нужным эффектом. Продуманная 7-лепестковая диафрагма создает все необходимые условия для фокусировки как в автоматическом, так и в ручном режиме. Если не знаете, какой объектив лучше приобрести, то стоит рассмотреть компактный фикс-объектив Canon, который весит всего 125 г. Вы точно не столкнетесь с проблемой перевешивания фотоаппарата.

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Canon EF. Новый широкоугольный объектив лучший Samyang с широким углом обзора и автоматической фокусировкой может похвастаться минимальным фокусным расстоянием всего в 14 мм. Объектив оснащен байонетом Canon EF, что делает его универсальным для всех моделей одноименного производителя. Несмотря на свои поразительные характеристики, объектив весит 552 г, что доставляет некоторые неудобства для пользователя в процессе фотосъемки.

Приобрести достойную модель широкоугольного объектива вполне реально, однако для этого, важно ознакомиться с особенностями лучших современных объективов. В рейтинге собраны модели, как для любителей, так и для профессиональных фотографов

Благодаря чему вы можете понять, какой широкоугольный объектив лучше, выбрав модель с лучшими техническими параметрами.

Как избежать дисторсии во время съемки

Во время съемки держите в памяти, что при фотографировании объекта в центре кадра дисторсия сводится к минимуму. Также учитывайте оптические искажения при выборе фокусного расстояния

Зачастую при фотосъемке бывает крайне важно получить широкий обзор или увеличить расстояние в кадре. Если для вас важнее минимизация искажения, выберите стандартное фокусное расстояние, например, 50 мм

Чтобы избежать дисторсии, подбирайте правильные линзы

Самый простой способ предотвращения искажения – использовать качественную аппаратуру. Минус состоит в том, что линзы, дисторсия которых сводится к нулю, сложно найти.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Samsung Galaxy Note 9 — все еще актуален

Флагманский смартфон с выпуклым экраном, который был выпущен в прошлом году, актуален и по сей день: поддержка Samsung Pay, отсутствие дугообразного выреза в верхней части дисплея, удобный переход со старого устройства Samsung на новое и режим работы Always on Display, отображающий часы и погоду.

Работает телефон с изогнутым экраном на базе процессора прошлого поколения Qualcomm Snapdragon 845, мощности которого все еще предостаточно, чтобы запускать практически любые 3D-игры, а 8 ГБ оперативной памяти обеспечивает флагманское быстродействие даже при одновременной работе нескольких десятков приложений.

ОС Android 8.1
Вес 201 г
Диагональ 6.4
Размер картинки 2960×1440
Камеры 12 МП, 12 МП
Акуммулятор 4000 мА⋅ч
Тип разъема USB Type-C
Быстрая зарядка есть

На практике 4-5 ГБ памяти почти всегда свободны.

  1. Более суток активного использования от одного заряда батареи.
  2. Четкий и сочный экран с высоким разрешением 2960 х 1440.
  3. Наушники AKG с качественным звучанием в комплекте.
  4. Наличие 512 ГБ встроенной памяти, доступных пользователю.
  5. Гибридный слот SIM или microSD.
  6. Голосовой помощник не русифицирован.
Качество экрана
Камера
Время автономной работы
Память
Мощность

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Использование объектива “рыбий глаз”

Название этому объективу подобрано как нельзя точно. С его помощью можно получить
практически круговой обзор местности (линзы этого объектива выпуклые, как глаза у рыбы,
но, если честно, то я не знаю, назвали ли этот объектив так за форму его линз или за внешний
вид фотографий, которые получаются с его помощью). Этот объектив предназначен, скорее,
для создания спецэффектов, поэтому используется он от случая к случаю. Но в определенных
условиях с помощью такого объектива можно создать восхитительные фотографии (попробуйте
в толпе людей или за ужином в ресторане поднять фотоаппарат над головой и, направив такой
объектив вниз, сделать снимок)

Важно отметить, что объектив “рыбий глаз” немного искажает
линию горизонта. Чтобы эта линия на фотографии оставалась без искажений, старайтесь в
процессе съемки фиксировать ее в центре кадра

Но если хотите использовать более творческий
подход, то забудьте обо всех советах и правилах и просто развлекайтесь. Я ИСПОЛЬЗУЮ ЭТОТ
ОБЪЕКТИВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, когда нахожусь в толпе, фотографирую на стадионе и хочу
захватить как можно больший фрагмент поля, а также при съемке небоскребов, когда хочу,
чтобы они полностью попали в кадр.

Объектив рыбий глаз

Помимо вышеупомянутых типов объективов, различают также суперширокоугольные объективы, или, как их еще называют, объективы рыбий глаз. Угол обзора такой оптики может доходить до 180°. Главным преимуществом объективов рыбий глаз является их большой угол обзора, позволяющий захватить максимальное пространство. В силу очень широкого угла зрения возникают неизбежные искажения. Объекты, находящиеся в центре кадра кажутся более отдаленными, чем есть на самом деле, а объекты, находящиеся по краям изображения имеют искаженные (выгнутые) линии.

Объективы рыбий глаз применимы не только в творческой съемке, они также используются в фотожурналистике и кинематографе. Кроме того, рыбий глаз имеет широкое практическое применение в прикладной фотографии, а именно в метеорологии, съемке небесного свода, авиационных тренажерах и т.д..

Два пути

Перед фотолюбителем, переросшим возможности китового объектива, лежат два пути. Став на первый, он жертвует универсальностью в пользу специализации, т.е. распределяет обязанности, которые ранее лежали на единственном объективе, между несколькими объективами, каждый из которых хоть и не является самодостаточным, но зато незаменим в своей узкой области. Второй путь – культивация универсальности, – выражается в покупке суперзума. Такой шаг оправдан, если главная претензия к китовому объективу – это узость диапазона фокусных расстояний, а резкость или светосила уже не столь критичны. Привлекательны суперзумы и отсутствием необходимости менять объективы, но не превращает ли несменный объектив вашу зеркальную камеру просто в дорогую и громоздкую мыльницу?

Оба пути легальны. Если вы цените комфорт и готовы смириться с техническими компромиссами, неизбежными в конструкции суперзумов, то никто не вправе вас осуждать. Если же вам нужны безупречное качество изображения и функциональная гибкость системы, то без сменных объективов вам никак не обойтись. Наконец, можно совместить оба пути, пользуясь специальными объективами для ответственных фотосессий и суперзумом для повседневного ношения.

Перспектива

Сейчас стоит поговорить поподробнее об этом параметре. Чаще всего, пользователи играют именно с перспективой для получения интересного результата. Описанная выше особенность связана именно с перспективой. Наиболее наглядно эту особенность показывает следующие изображения:

Итак, почему же реальность искажается косвенно? Дело в том, что сам по себе ширик перспективу особо не меняет. Здесь всё зависит только от фотографа, а если точнее – от его расположения относительно снимаемого предмета. Если максимально приблизиться к нему, то остальные объекты будут казаться слишком маленькими.

Для чего это нужно? Чаще всего эта особенность применяется для лучшей демонстрации снимаемого предмета с сохранением красивого фонового изображения. На прикреплённом ниже фото видно, что лодки получились несоразмерно большими, если сравнивать их с катамаранами, находящимися немного левее. Этот эффект был достигнут именно за счёт широкого угла.

Кроме всего прочего, следует помнить: при съёмке фотокамеры с широким углом нужно в центр кадра на передний план помещать какой-нибудь объект, иначе снимки будут казаться перегруженными и глазу зрителя будет не за что зацепиться.

Чем плох кит объектив

Если перечислить проблемы китового объектива, то список будет выглядеть примерным образом:

  • Промахи фокусировки
  • Мылит на краях диапазона
  • Плохая резкость
  • Недостаточно малая глубина резкости
  • Плохая светосила
  • Некачественная картинка

Промах автофокуса

Это распространенная проблема китовых объективов. Без разницы, говорим ли мы про Кенон, Никон или Сони.

Чаще всего автофокус промахивается на съемке с открытой диафрагмой и фокусном расстоянии 55 мм.

Решить это проблему можно тремя способами.

Не используйте открытую диафрагму.  Я серьезно. Прикройте диафрагму до f/8 и количество расфокусированных кадров сократится. Но это несколько ограничит применение объектива.

Более разумным решением будет юстировка объектива в сервисе.

Например, Кенон бесплатно юстирует новые объективы. Почему бы не воспользоваться этой возможностью, если она имеется.

Третий способ решения проблем фокусировки это путь настоящего Джедая. Это ручная или мануальная фокусировка.

При ручной фокусировке фотографии всегда будут резкими и четкими. Все зависит от ваших глаз и рук.

Но вы потеряете в скорости фокусирования. Скажется и недостаток освещения, когда сложно разглядеть в видоискатель появление резкости на объекте съемки.

Этого уже не избежать.

Размывание картинки на краях фокусных расстояний

Китовому объективу, как и многим зумам вне зависимости от стоимости, присуще размыливание кадра при съемке на 18 мм или 55 мм.

Насколько мне удалось выяснить из разных источников, дефект чаще всего встречается на 55 мм. Это обусловлено конструкцией объектива.

Невозможно повлиять на этот дефект. Его нужно обойти.

Как сделать резкий снимок

Приведу пример.

Мой кит объектив мылит на 55 мм. Это выявлено опытным путем.

Я сделал несколько кадров канцелярской линейки, последовательно изменяя фокусное расстояние объектива. На 55 мм объектив размыливал картинку. Но на 45-48 мм картинка была резкой и четкой.

Иначе говоря, достаточно не доворачивать объектив до 55 мм при съемке.  Что я и делаю для резких и четких снимков.

Проделайте этот тест для ваших объективов. Это одна из тех вещей, что позволяет легко и просто повысить качество фотографий.

Как и на других зум объективах, резкая и четкая картинка будет в середине диапазона фокусных расстояний и в середине шкалы диафрагмы. То есть, съемка на 35 мм и диафрагме f/8 – f/11 позволит получить четкий и резкий кадр.

Этот способ работает всегда, но бывают и неприятные исключения.

Открытая диафрагма

Это проблема. Объектив не умеет открываться больше f/5,6 на 55 мм. Это осложняет съемку портретов с размытым фоном, и не позволяет получить красивое боке.

Как обойти эту неприятность, читайте ниже.

Плохая светосила

В силу того, что объектив не умеет широко открываться, его невозможно назвать светосильным. Это ограничивает применение китового объектива при недостаточном освещении.

Например, в сумерках.

Низкая светосила приводит к длинной выдержке, что осложняет съемку с рук. Поэтому используйте штатив или любую поверхность, на которую можно уложить фотоаппарат.

Это немного ограничивает портретную фотографию, но нисколько не мешает пейзажным снимкам. Или любому другому жанру фотографии, где снимаются статичные объекты.

Некачественная картинка и плохой рисунок

Это достоинство.

Да, господа. Плохой микроконтраст и некачественный рисунок объектива помогает быстро изучить программы обработки, вроде фотошопа или лайтрума, поскольку нет иных способов улучшить картинку китового объектива.

Недостатки объектива заставляют изучать обработку, что положительно сказывается на развитии фотографа.

Правильное экспонирование кадра позволит избежать большого количества возни с обработкой, и здраво сэкономит время.

Знаете, сколько времени я потратил на обработку этой фотографии, снятую китовым 18-55 мм объективом?

10 минут.

У меня не было необходимости бороться с шумом в тенях или пересветами, поскольку я правильно подобрал экспозицию кадра.

Шевелёнка — проверьте выдержку

Нет устоявшегося определения для термина шевелёнка. В данном контексте будем считать, что это смаз изображения при съемке статичного объекта, вызванный движением (сотрясением) камеры. Причиной нестабильности камеры, как правило, является грубое нажатие на спусковую кнопку или дрожание рук. Чтобы избежать шевелёнки при съемке с рук выдержка должна быть короче, чем

1/ЭФР,

где ЭФР — эквивалентное фокусное расстояние (эквивалент для 35-мм пленки). Для Canon EOS 400D кроп-фактор равен 1,62, тогда ЭФР = f*1,62, где f — фокусное расстояние объектива (обычно указано на лицевой части). Например, для f=55 мм ЭФР=(55*1,62)=89 мм (максимальное фокусное китового объектива). В этом случае при съемке с рук выдержка должна быть короче 1/89 секунды (например, 1/125 с).

Для того чтобы уменьшить выдержку приходится снимать на более открытых диафрагмах или увеличивать ISO. Кстати, увеличение чувствительности матрицы (ISO) не всегда плохо — лучше получить резкое изображение, пусть и немного зернистое, чем смазанное (рис. 1).

ISO 100, 1/25 с, изображение смазано ISO 400, 1/100 с, изображение резкое

Рис. 1. При ISO 100 выдержка составила 1/25 с, условие Tv < 1/ЭФР не выполнено — кадр получился смазанным. Увеличение ISO до 400 единиц позволило сократить выдержку до 1/100 с (в 4 раза) и избежать «шевеленки» — кадр получился резким

Совет: для предотвращения шевеленки и достижения наилучшей резкости используйте штатив! При этом кнопку спуска лучше нажимать не вручную, а использовать автоспуск или дистанционный пульт (годится для статичных сцен). Дополнительно для предотвращения сотрясения камеры, вызванного перемещением зеркала, необходимо включить предварительный подъем зеркала (функция блокировки зеркала есть не у всех камер). Подробнее см. заметку «Зачем нужен предварительный подъем зеркала, уровень и пульт».

Примечание: при съемке с рук нужно плавно нажимать на спуск! Примерно так, как нажимают на спусковой курок Олимпийские чемпионы по стрельбе. Движется только палец на спуске, камера должна оставаться неподвижной. В дополнение приведу рекомендации из книги Дж. Уэйда «Техника пейзажной фотографии»: «Встаньте, расслабившись: ноги слегка врозь, вес равномерно распределен на обе ноги, камера у глаза и локти плотно прижаты к телу

Наведите объектив на резкость, задержите дыхание и медленно нажмите на спуск затвора, концентрируя внимание только на движении пальца. Не делайте глубокого вдоха и не задерживайте дыхание во время наводки на резкость и кадрирования

Это только ухудшит дело. Дышите нормально и только ненадолго задержите дыхание, когда нажимаете спуск затвора».

Дополнение от Eugene Glushko (связано с шевеленкой из стрелковой практики). Иногда шевеленка (промах) возникает вследствие поспешного опускания фотоаппарата (винтовки). Чтобы избежать этого, стрелкам рекомендуется после выстрела, не меняя изготовки, еще несколько секунд держать мишень на мушке. Фотографам тоже рекомендуется не опускать резко камеру, а немного задержать взгляд в видоискателе. Когда нет возможности использовать штатив (или монопод), можно воспользоваться различного рода опорами — парапетом, спинкой скамейки, прислониться к дереву, сесть, уперев руку в колено, лечь на землю. В общем, что позволяют условия и сюжет.

Забавная ссылка от barinvic (с форума ХЭ): небольшое видео (96 сек), где паренек вместо штатива использует приспособление в виде веревки с винтом и кольцом. Кольцо прижимает ногой, а винт ввернут в камеру (в гнездо под штатив). Перед тем как делать снимок, он натягивает веревку. Сам еще не пробовал, если кто попробует — расскажите, плиз, о результатах.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Виды дисторсии объектива

В фотографии бывает два вида искажения: перспективная и оптическая дисторсия.

Оптическое искажение

Эта дисторсия зависит от используемых в фотоаппарате линз. Искажение захватывает пространство по краям фотографии, поскольку в этом месте стекло изгибается больше всего. Оптическая дисторсия бывает двух видов:

1. Выпуклая (бочкообразная): фотография искажается от центра, создавая иллюзию объемного снимка. Такой эффект получается при использовании длиннофокусной оптики.

При «бочкообразной» дисторсии фото словно выгибается наружу

2. Вогнутая («подушка»): изображение изгибается вовнутрь. Этот вид дисторсии обычно проявляется при съемке с помощью широкоугольного объектива.

Иногда общая перспектива создает ощущение «вогнутого» внутрь снимка

Искажение перспективы

Перспективная дисторсия заметна на фотографиях, сделанных при съемке с высоты или с нижней точки. Среди фотографов существует спор, следует ли считать это дисторсией, так как при этом камера фиксирует объект так, как его видим мы. Это не зависит от объектива или линзы и, фактически, не является искажением снимка.

Классический пример перспективной дисторсии: верхняя часть здания удалена от нас и кажется меньше

Хроматическая аберрация

Помимо искажений формы объектов, дисторсия может привести к аберрации цвета. Свет, проходящий через линзу широкого объектива, может попасть на край стекла. Из-за этого нарушается цветовая схема, и по краям объектов появляются цветные границы. Чтобы понять, как убрать хроматическую аберрацию, нужно хорошо владеть цветокоррекцией.

На левом снимке заметна цветная кайма вокруг скалы. Справа — исправленная версия

Nikon AF-S 16-35/4G

Первый широкоугольный объектив для Nikon с оптическим стабилизатором. Он основан на втором поколении системы подавления вибраций и дает преимущество в четыре стопа. Объектив уступает диапазону фокусных расстояний и максимальной апертуре конкурирующих моделей, но стал популярной и более легкой альтернативой для ландшафтных фотографов — тем более что на него можно установить стандартные фильтры. Его другими преимуществами являются бесшумный ультразвуковой АФ с возможностью постоянной ручной настройки и влагонепроницаемое соединение. По отзывам владельцев, качество изображения хорошее, хотя бочкообразная дисторсия очень заметна на 16 мм.

Предметы, растущие из головы

Это еще одна распространенная ошибка, которую совершают практически все новички. Ее причина – в невнимательности фотографа к фону при съемке портретов. В итоге из головы часто вырастают фонарные столбы, деревья, цветы и другие предметы, которые портят даже самый выразительный портрет. Исправить эту ошибку проще всего в процессе съемки. Достаточно самому изменить немного ракурс. Иногда достаточно сместиться на несколько сантиметров, и фотография спасена. Также можно попросить модель немного изменить положение. Если на заднем фоне слишком много предметов, и смена точки съемки и перемещение человека не помогают, можно открыть пошире диафрагму и размыть фон.

В случае, если торчащие из головы предметы замечены лишь после съемки, придется поработать в фотошопе, применив точечную коррекцию или другие приемы пост обработки, чтобы избавиться от лишних предметов на фотографии.

Поляризационные фильтры

Национальный паркКоралловый риф, Юта, США.

Использование поляризационного фильтра с широкоугольным объективом практически всегда нежелательно. Ключевой особенностью поляризатора является зависимость его влияния от угла относительно солнца. Если вы направите камеру под прямым углом к солнечному свету, его эффект будет максимален; аналогично, направив камеру прямо по солнцу или против него, вы практически исключите его влияние.

Для широкоугольного объектива одна граница кадра может оказаться почти по солнцу, а вторая практически перпендикулярно ему. Это означает, что изменение влияния поляризатора отразится на кадре, что обычно нежелательно.

На примере слева синее небо претерпевает чётко видимые изменения в насыщенности и яркости слева направо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: