Вера в поставщика фильтра
Когда вы покупаете ND-фильтр с шестью стопами, вы ожидаете, что он имеет оптическую плотность, чтобы получить снижение на шесть ступеней. К сожалению, вы не правы. В своей жизни я никогда не находил фильтр с точной интенсивностью, заявленной производителем. Конечно, разница обычно минимальна, но помните, что даже ½ ступени разницы при длительной экспозиции означают минуты ошибки.
Чтобы избежать ошибок в полевых условиях, выполните заранее выполните следующие действия:
- Выберите комнату в вашем доме, включите свет и закройте окна (вам нужно место, где освещение будет идеально постоянным).
- Установите камеру на штатив и делайте снимок комнаты, пока не получите снимок с хорошей гистограммой. Запишите все параметры (ISO / диафрагма / выдержка) кадра.
- Установите фильтр ND и скомпенсируйте скорость затвора, полученную ранее, в соответствии с уменьшением диафрагмы, введенным фильтром.
- Сделайте снимок с помощью фильтра ND.
- Посмотрите на гистограмму фотографии, сделанной с помощью фильтра, и сравните ее с фотографией, сделанной без. Если они приблизительно наложены (точно так же), указанная производителем интенсивность фильтра является точной. Если новая гистограмма сместилась влево, ваш фильтр имеет интенсивность, превышающую объявленную; если он перемещается вправо, он имеет меньшую интенсивность.
- Если две гистограммы не наложены друг на друга, сделайте еще один снимок с изменением скорости затвора, чтобы получить гистограмму, приблизительно аналогичную гистограмме без фильтра.
- Когда вы найдете точную оптическую плотность, создайте свою собственную таблицу преобразования скорости затвора. Еще одна возможность — это приложение PhotoPills для вашего iPhone, единственное, которое позволяет преобразовать выдержку для нестандартного уменьшения диафрагмы.
Вот десять ошибок, которых следует избегать при съемке с большой выдержкой. Есть ли у вас какие-то другие, которые вы создали и которыми вы хотели бы поделиться? Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже.
Цифровые нейтральные фильтры
Несмотря на то, что ND-фильтры невозможно воспроизвести в цифровом виде, некоторые сцены и длительности выдержки могут быть адекватно имитированы с использованием техники усреднения изображений. В этом случае используется объединение нескольких снимков способом, который имитирует длинную выдержку:
Выберите усреднение: | нет | 2X | 4X | 16X |
Рассматривая пример выше, обратите внимание, насколько необычно выглядит вода при усреднении двух снимков. Заметьте, как двоится гребень удалённой волны
Этот эффект менее выражен для 4 снимков, но не исчезает полностью.
Солнце как-будтопрыгает по небу.
В целом, лучшие результаты достигаются при увеличении числа усредняемых снимков (1) и длительность выдержки каждого снимка значительно больше интервала между снимками (2). Вышеприведенный пример потребовал усреднения 16 снимков, чтобы адекватно имитировать ND-фильтр, в частности потому, что выдержка каждого была достаточно короткой.
Вероятно, максимальной проблемой усреднения является то, что движущиеся предметы не всегда превращаются в сплошные полосы —вне зависимости от того, как много снимков было усреднено. Снимки людей, солнца, звёзд или других движущихся объектов все подвержены этой проблеме.
Нейтральные фильтры переменной плотности (Vari-ND)
Фильтр переменной нейтральной плотности Syrp Variable ND Илья Кайгородов / Photar.ru
Фильтры переменной плотности состоят из соединенных в двойной оправе линейного и циркулярного поляризатора. Поворотом одного из них вы можете изменять количество пропускаемого света (наиболее популярные значения 1,5-5 ступеней экспозиции). Цена таких фильтров варьируется от 1 до 25 тысяч рублей и выше.
Здесь фильтр Syrp Variable ND установлен через магнитную систему Xume. Это может оказаться также полезным для удобства и быстроты установки, как и для фиксированных ND-фильтров. Илья Кайгородов / Photar.ru
Кстати, в некоторых современных кинокамерах имеются встроенные не ступенчатые ND-фильтры, а именно фильтры переменной плотности (например, Sony FS5). В ряде устройств встроены ступенчатые ND-фильтры (например, кинокамера Canon C200).
Чем универсальнее устройство – тем больше в нем компромиссов. Это справедливо и для Vari-ND фильтров — у них также есть свои недостатки, которые стоит иметь в виду. Например, так называемый X-эффект.
Этот эффект характеризуется заметным затемнением в форме креста, которое появляется в центре кадра. Это одна из известных «болячек» ND-фильтров с переменной плотностью и, как правило, характерна при максимальном затемнении. Чем ниже светопропускание переменного фильтра, тем выше вероятность возникновения этого эффекта. У нашего Syrp Variable ND такой эффект возникает только на самом максимальном затмении (см. пример выше), соответствующем 9 меткам (стопам) на ободке фильтра. Надо сказать, что производитель в спецификациях честно указывает рабочий диапазон фильтра от 1 до 8.5 ступеней.
Илья Кайгородов / Photar.ru
Переменная плотность может оказаться и минусом. В некоторых случаях необходимо в точности повторить настройки предыдущей съемки. Если вы не запомнили на какой метке был настроен переменный nd-фильтр или случайно сбили настройку фильтра во время съемки, то вернуть в то же самое положение, то есть необходимое затемнение, будет довольно проблематично. В этом случае применимы только фиксированные nd-фильтры, а для оперативной смены, опять же, магнитная система креплений Xume.
Основные типы светофильтров
Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.
- Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
- Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.
По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:
- защитные;
- ультрафиолетовые;
- поляризационные;
- инфракрасные;
- градиентные;
- нейтральные;
- с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.
Разберем каждый тип подробнее.
Защитные светофильтры
Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.
Важно! Защитный фотофильтр не выполняет функции цветовой коррекции и не работает с отраженным светом, ведь по большому счету — это обычная стеклянная насадка, хоть и весьма прочная и надежная
Ультрафиолетовые светофильтры
Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».
Поляризационные светофильтры
Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:
- PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
- C-PL, циркулярный поляризатор.
Основным преимуществом поляризационного фильтра считается грамотная работа с цветом в кадре. Так, когда в яркий солнечный день за лучами солнца теряется цветовая насыщенность, фильтр добавляет нужные оттенки и на выходе мы получаем отличное сбалансированное изображение.
Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.
Советы
Проверьте гистограмму. Зачастую изображения требуют более длинной выдержки, чем полученной в результате расчётов. Если пики гистограммы смещены влево – увеличьте выдержку на 1 стоп. То есть вам будет необходимо увеличить выдержку вдвое. Если ваша расчётная выдержка составляла 8 минут, попробуете увеличить её до 16 минут.
Вы можете использовать брекетинг, отсняв 3 кадра с шагом в 1/2 или 1 стоп (в зависимости от динамического диапазона сцены) , а затем объединив изображения в Photoshop.
Снимайте в RAW. Это даст вам больше простора действий на стадии обработки фотографии.
Отключите в камере функции подавления шума. Да, на таких длинных выдержках матрица вашей камеры нагреется, что приведёт к появлению шума на изображениях. Тем не менее, использование внутрикамерных шумодавов, как правило, приводит к потере детализации. Кроме того, включение функции подавления шумов, увеличивает время экспонирования вдвое. Камера, со включённым шумодавом, снимает второе изображение сразу же после первого, только на этот раз затвор остаётся закрытым. Этот «тёмный кадр» используется камерой для удаления шума на первичном изображении.
Делайте паузу между снимками, чтобы матрица камеры остыла. Это позволит уменьшить количество шума, который накапливается при нагревании матрицы.
Убедитесь, что аккумулятор камеры полностью заряжен, а также прихватите с собой пару запасных. Длинные выдержки, особенно в холодную погоду, очень быстро расходуют заряд батарей.
Если вы хотите создать на фотографии призрачный образ, вы можете войти в кадр и простоять в нём около трети времени экспонирования. Этого будет достаточно, чтобы свет отразился от вас и попал на матрицу камеры, рисуя на изображении прозрачный силуэт. Например, на фото ниже чайки были в кадре не на протяжении всего времени экспонирования, поэтому они выглядят, как призраки:
NIKON D90 + 10-20mm f/4-5.6 @ 20mm, ISO 200, 480/1, f/8.0
А какие секреты для съёмки длинной
Автор и фото: Элизабет Грей / Photographylife.com
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Нюансы и альтернативы
Фильтродержатели. Поскольку эффект ND-фильтра не зависит от его смещения или поворота, выбор способа крепления фильтра неважен (в отличие от градиентных фильтров). Однако они всё же имеют некоторые преимущества, в том числе возможность быстро надеть и снять фильтр или высвободить руку, державшую фильтр.
Переходные кольца. С их помощью можно избежать необходимости покупать несколько резьбовых фильтров для каждого из диаметров объектива (обычно 77 мм, 72 мм, и т.д.). Можно купить один нейтральный фильтр максимального диаметра и использовать переходные кольца, чтобы надевать его на объективы меньшего диаметра.
Переменные ND-фильтры и сложение. С их помощью силу фильтра можно корректировать, не меняя фильтры, однако они намного дороже — зачастую даже более, чем несколько отдельных фильтров. Чтобы не превышать бюджет, многие фотографы просто крепят несколько нейтральных фильтров один на другой, когда хотят получить более сильный, но отсутствующий под рукой фильтр.
Замены. Иногда вместо нейтрального фильтра можно использовать какой-нибудь другой. В зависимости от размера GND-фильтра, порой его можно использовать как ND-фильтр, если затемнённая его часть достаточно велика, чтобы закрыть объектив целиком. Иначе, поляризационные фильтры могут использоваться в качестве ND-фильтров на 2-3 ступени, но только в том случае, когда поляризованный вид приемлем, и только под углом, обеспечивающим максимальный эффект. Некоторые фотографы по этой причине не покупают двух- или трёхступенные нейтральные фильтры, обзаводясь сразу тяжёлой артиллерией (например, 10 ступеней).
Сдвиг цветности фильтра. Некоторые дешёвые ND-фильтры могут внести сдвиг цветности. К счастью, для цифровых камер это не является большой проблемой, поскольку они обычно позволяют скорректировать баланс белого в снимке при обработке. Однако, в предельных случаях, дешёвые фильтры могут дать такие сдвиги цветности, которые не коррелируют с балансом белого — что значительно усложняет коррекцию.
Где использовать
Студийные портреты. Интересные эффекты можно получить в классическом портрете. В интернете легко найти работы Джейка Хикса со схемами и описанием, как были сделаны фото.
Предметка. Можно с успехом применить для фотосъемки продукции и товара. Особенно сделанного из стекла.
Фоны. Также можно использовать для создания красочного фотографического фона. Заполнить цветом можно достаточно большое пространство за моделью
Важно правильно осветить, чтобы цвет не испортил фото и не попал туда, где не нужно.
- Тени. Интересный эффект, который хорошо будет смотреться в модной фотографии – цветастая тень позади модели.
- Архитектура. Свежая идея — использовать прием в архитектуре ночью, чтобы сделать скучные серые пространства более привлекательными.
HOYA FUSION
Серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC имеет покрытие, которое действует как защитное поле, отталкивая пыль и грязь.
Эти фильтры идеально подходят для неблагоприятных условий, где ожидается пыль и грязь, позволяя легче чистить фильтр, нежели традиционные светофильтры.
Также наружный слой Hoya FUSION ANTISTATIC является усиленным и водоотталкивающим. Он устойчив к пятнам и царапинам, легко чистится от отпечатков пальцев.Hoya FUSION ANTISTATIC хорошо фильтрует ультрафиолетовый спектр, уменьшая дымку и увеличивая четкость снимка.
Новая серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC изготавливается в Японии, с использованием тщательно отобранных силикатов, которые смешиваются для получения стекла высокого класса.
Улучшенное 9-ти слойное покрытие добавляется на поверхность стекла с особой точностью, уменьшая рефлексы на поверхности стекла и обеспечивая высокое светопропускание. Фильтр не влияет (не ухудшает) на цветовой баланс, контраст или четкость снимка.
Фильтры изготовлены как единое целое, с легкой и тонкой алюминиевой оправе. Такой цельный дизайн даёт возможность получить идеальную параллельность сенсору камеры для обеспечения максимальной разрешающей способности, а тонкая оправа исключает появления эффекта виньетирования на широкоугольных объективах.
• новое антистатическое покрытие для отталкивания пыли
• абсолютно прозрачный, высокое светопропускание
• царапиноустойчивый — усиленное покрытие защищает фильтр при каждодневном использовании
• устойчив к загрязнению — защищает от чернил, маркеров и проч.
• водоотталкивание – вода собирается в шарики и легко удаляется с поверхности стекла
• отпечатки пальцев и пятна легко устраняются
• фильтрует нежелательный УФ спектр, не давая ему достичь сенсора
• высококачественное стекло HOYA профессионального класса
• Цельный дизайн, тонкая оправа и внешняя резьба
Линейные и круговые поляризационные фильтры
Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.
Выберите: | Без поляризатора | Поляризатор настроен |
два независимых кадра, снятых один за другим
Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.
Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету. Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.
Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света, который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным
Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.
Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.
Линейные и круговые поляризаторы: на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), — а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.
Выводы
Zhiyun Weebill S + Leica Sl2/24-90 + Syrp Variable ND Илья Кайгородов / Photar.ru
Даже дорогие кинокамеры не смогут позволить «вытянуть» засвеченные области кадра, полученные по причине неправильного экспонирования – в результате зритель видит белый шум вместо синего неба. Такая картинка смотрится очень дешево. Кроме того, кадр смотрится значительно лучше, если между передним и задним планом (или другими частями кадра) разница по уровню яркости — не более одного стопа, за рядом исключений, которые обусловлены творческими задачами. Знание и умение работать с ND-фильтрами может как «спасти» ваш кадр, так и сделать его совершеннее.