Особенности съемки на длинных выдержках

Вера в поставщика фильтра

Когда вы покупаете ND-фильтр с шестью стопами, вы ожидаете, что он имеет оптическую плотность, чтобы получить снижение на шесть ступеней. К сожалению, вы не правы. В своей жизни я никогда не находил фильтр с точной интенсивностью, заявленной производителем. Конечно, разница обычно минимальна, но помните, что даже ½ ступени разницы при длительной экспозиции означают минуты ошибки.

Чтобы избежать ошибок в полевых условиях, выполните заранее выполните следующие действия:

  • Выберите комнату в вашем доме, включите свет и закройте окна (вам нужно место, где освещение будет идеально постоянным).
  • Установите камеру на штатив и делайте снимок комнаты, пока не получите снимок с хорошей гистограммой. Запишите все параметры (ISO / диафрагма / выдержка) кадра.
  • Установите фильтр ND и скомпенсируйте скорость затвора, полученную ранее, в соответствии с уменьшением диафрагмы, введенным фильтром.
  • Сделайте снимок с помощью фильтра ND.
  • Посмотрите на гистограмму фотографии, сделанной с помощью фильтра, и сравните ее с фотографией, сделанной без. Если они приблизительно наложены (точно так же), указанная производителем интенсивность фильтра является точной. Если новая гистограмма сместилась влево, ваш фильтр имеет интенсивность, превышающую объявленную; если он перемещается вправо, он имеет меньшую интенсивность.
  • Если две гистограммы не наложены друг на друга, сделайте еще один снимок с изменением скорости затвора, чтобы получить гистограмму, приблизительно аналогичную гистограмме без фильтра.
  • Когда вы найдете точную оптическую плотность, создайте свою собственную таблицу преобразования скорости затвора. Еще одна возможность — это приложение PhotoPills для вашего iPhone, единственное, которое позволяет преобразовать выдержку для нестандартного уменьшения диафрагмы.

Вот десять ошибок, которых следует избегать при съемке с большой выдержкой. Есть ли у вас какие-то другие, которые вы создали и которыми вы хотели бы поделиться? Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже.

Цифровые нейтральные фильтры

Несмотря на то, что ND-фильтры невозможно воспроизвести в цифровом виде, некоторые сцены и длительности выдержки могут быть адекватно имитированы с использованием техники усреднения изображений. В этом случае используется объединение нескольких снимков способом, который имитирует длинную выдержку:

Выберите усреднение: нет 2X 4X 16X

Рассматривая пример выше, обратите внимание, насколько необычно выглядит вода при усреднении двух снимков. Заметьте, как двоится гребень удалённой волны

Этот эффект менее выражен для 4 снимков, но не исчезает полностью.

Солнце как-будтопрыгает по небу.

В целом, лучшие результаты достигаются при увеличении числа усредняемых снимков (1) и длительность выдержки каждого снимка значительно больше интервала между снимками (2). Вышеприведенный пример потребовал усреднения 16 снимков, чтобы адекватно имитировать ND-фильтр, в частности потому, что выдержка каждого была достаточно короткой.

Вероятно, максимальной проблемой усреднения является то, что движущиеся предметы не всегда превращаются в сплошные полосы —вне зависимости от того, как много снимков было усреднено. Снимки людей, солнца, звёзд или других движущихся объектов все подвержены этой проблеме.

Нейтральные фильтры переменной плотности (Vari-ND)

Фильтр переменной нейтральной плотности Syrp Variable ND Илья Кайгородов / Photar.ru

Фильтры переменной плотности состоят из соединенных в двойной оправе линейного и циркулярного поляризатора. Поворотом одного из них вы можете изменять количество пропускаемого света (наиболее популярные значения 1,5-5 ступеней экспозиции). Цена таких фильтров варьируется от 1 до 25 тысяч рублей и выше.

Здесь фильтр Syrp Variable ND установлен через магнитную систему Xume. Это может оказаться также полезным для удобства и быстроты установки, как и для фиксированных ND-фильтров. Илья Кайгородов / Photar.ru

Кстати, в некоторых современных кинокамерах имеются встроенные не ступенчатые ND-фильтры, а именно фильтры переменной плотности (например, Sony FS5). В ряде устройств встроены ступенчатые ND-фильтры (например, кинокамера Canon C200).

Чем универсальнее устройство – тем больше в нем компромиссов. Это справедливо и для Vari-ND фильтров — у них также есть свои недостатки, которые стоит иметь в виду. Например, так называемый X-эффект.

Этот эффект характеризуется заметным затемнением в форме креста, которое появляется в центре кадра. Это одна из известных «болячек» ND-фильтров с переменной плотностью и, как правило, характерна при максимальном затемнении. Чем ниже светопропускание переменного фильтра, тем выше вероятность возникновения этого эффекта. У нашего Syrp Variable ND такой эффект возникает только на самом максимальном затмении (см. пример выше), соответствующем 9 меткам (стопам) на ободке фильтра. Надо сказать, что производитель в спецификациях честно указывает рабочий диапазон фильтра от 1 до 8.5 ступеней.

Илья Кайгородов / Photar.ru

Переменная плотность может оказаться и минусом. В некоторых случаях необходимо в точности повторить настройки предыдущей съемки. Если вы не запомнили  на какой метке был настроен переменный nd-фильтр или случайно сбили настройку фильтра во время съемки, то вернуть в то же самое положение, то есть необходимое затемнение, будет довольно проблематично. В этом случае применимы только фиксированные nd-фильтры, а для оперативной смены, опять же, магнитная система креплений Xume.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  1. Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  2. Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.

По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Важно! Защитный фотофильтр не выполняет функции цветовой коррекции и не работает с отраженным светом, ведь по большому счету — это обычная стеклянная насадка, хоть и весьма прочная и надежная

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Основным преимуществом поляризационного фильтра считается грамотная работа с цветом в кадре. Так, когда в яркий солнечный день за лучами солнца теряется цветовая насыщенность, фильтр добавляет нужные оттенки и на выходе мы получаем отличное сбалансированное изображение.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

Советы

Проверьте гистограмму. Зачастую изображения требуют более длинной выдержки, чем полученной в результате расчётов. Если пики гистограммы смещены влево – увеличьте выдержку на 1 стоп. То есть вам будет необходимо увеличить выдержку вдвое. Если ваша расчётная выдержка составляла 8 минут, попробуете увеличить её до 16 минут.

Вы можете использовать брекетинг, отсняв 3 кадра с шагом в 1/2 или 1 стоп (в зависимости от динамического диапазона сцены) , а затем объединив изображения в Photoshop.

Снимайте в RAW. Это даст вам больше простора действий на стадии обработки фотографии.

Отключите в камере функции подавления шума. Да, на таких длинных выдержках матрица вашей камеры нагреется, что приведёт к появлению шума на изображениях. Тем не менее, использование внутрикамерных шумодавов, как правило, приводит к потере детализации. Кроме того, включение функции подавления шумов, увеличивает время экспонирования вдвое. Камера, со включённым шумодавом, снимает второе изображение сразу же после первого, только на этот раз затвор остаётся закрытым. Этот «тёмный кадр» используется камерой для удаления шума на первичном изображении.

Делайте паузу между снимками, чтобы матрица камеры остыла. Это позволит уменьшить количество шума, который накапливается при нагревании матрицы.

Убедитесь, что аккумулятор камеры полностью заряжен, а также прихватите с собой пару запасных. Длинные выдержки, особенно в холодную погоду, очень быстро расходуют заряд батарей.

Если вы хотите создать на фотографии призрачный образ, вы можете войти в кадр и простоять в нём около трети времени экспонирования. Этого будет достаточно, чтобы свет отразился от вас и попал на матрицу камеры, рисуя на изображении прозрачный силуэт. Например, на фото ниже чайки были в кадре не на протяжении всего времени экспонирования, поэтому они выглядят, как призраки:

NIKON D90 + 10-20mm f/4-5.6 @ 20mm, ISO 200, 480/1, f/8.0

А какие секреты для съёмки длинной

Автор и фото: Элизабет Грей / Photographylife.com

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Нюансы и альтернативы

Фильтродержатели. Поскольку эффект ND-фильтра не зависит от его смещения или поворота, выбор способа крепления фильтра неважен (в отличие от градиентных фильтров). Однако они всё же имеют некоторые преимущества, в том числе возможность быстро надеть и снять фильтр или высвободить руку, державшую фильтр.

Переходные кольца. С их помощью можно избежать необходимости покупать несколько резьбовых фильтров для каждого из диаметров объектива (обычно 77 мм, 72 мм, и т.д.). Можно купить один нейтральный фильтр максимального диаметра и использовать переходные кольца, чтобы надевать его на объективы меньшего диаметра.

Переменные ND-фильтры и сложение. С их помощью силу фильтра можно корректировать, не меняя фильтры, однако они намного дороже — зачастую даже более, чем несколько отдельных фильтров. Чтобы не превышать бюджет, многие фотографы просто крепят несколько нейтральных фильтров один на другой, когда хотят получить более сильный, но отсутствующий под рукой фильтр.

Замены. Иногда вместо нейтрального фильтра можно использовать какой-нибудь другой. В зависимости от размера GND-фильтра, порой его можно использовать как ND-фильтр, если затемнённая его часть достаточно велика, чтобы закрыть объектив целиком. Иначе, поляризационные фильтры могут использоваться в качестве ND-фильтров на 2-3 ступени, но только в том случае, когда поляризованный вид приемлем, и только под углом, обеспечивающим максимальный эффект. Некоторые фотографы по этой причине не покупают двух- или трёхступенные нейтральные фильтры, обзаводясь сразу тяжёлой артиллерией (например, 10 ступеней).

Сдвиг цветности фильтра. Некоторые дешёвые ND-фильтры могут внести сдвиг цветности. К счастью, для цифровых камер это не является большой проблемой, поскольку они обычно позволяют скорректировать баланс белого в снимке при обработке. Однако, в предельных случаях, дешёвые фильтры могут дать такие сдвиги цветности, которые не коррелируют с балансом белого — что значительно усложняет коррекцию.

Где использовать

Студийные портреты. Интересные эффекты можно получить в классическом портрете.  В интернете легко найти работы Джейка Хикса со схемами и описанием, как были сделаны фото.
Предметка. Можно с успехом применить для фотосъемки продукции и товара.  Особенно сделанного из стекла.
Фоны. Также можно использовать для создания красочного фотографического фона. Заполнить цветом можно достаточно большое пространство за моделью

Важно правильно осветить, чтобы цвет не испортил фото и не попал туда, где не нужно.

  • Тени. Интересный эффект, который хорошо будет смотреться в модной фотографии – цветастая тень позади модели.
  • Архитектура. Свежая идея — использовать прием в архитектуре ночью, чтобы сделать скучные серые пространства более привлекательными.

HOYA FUSION

Серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC имеет покрытие, которое действует как защитное поле, отталкивая пыль и грязь.
Эти фильтры идеально подходят для неблагоприятных условий, где ожидается пыль и грязь, позволяя легче чистить фильтр, нежели традиционные светофильтры.

Также наружный слой Hoya FUSION ANTISTATIC является усиленным и водоотталкивающим. Он устойчив к пятнам и царапинам, легко чистится от отпечатков пальцев.Hoya FUSION ANTISTATIC хорошо фильтрует ультрафиолетовый спектр, уменьшая дымку и увеличивая четкость снимка.

Новая серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC изготавливается в Японии, с использованием тщательно отобранных силикатов, которые смешиваются для получения стекла высокого класса.
Улучшенное 9-ти слойное покрытие добавляется на поверхность стекла с особой точностью, уменьшая рефлексы на поверхности стекла и обеспечивая высокое светопропускание. Фильтр не влияет (не ухудшает) на цветовой баланс, контраст или четкость снимка.

Фильтры изготовлены как единое целое, с легкой и тонкой алюминиевой оправе. Такой цельный дизайн даёт возможность получить идеальную параллельность сенсору камеры для обеспечения максимальной разрешающей способности, а тонкая оправа исключает появления эффекта виньетирования на широкоугольных объективах.

• новое антистатическое покрытие для отталкивания пыли
• абсолютно прозрачный, высокое светопропускание
• царапиноустойчивый — усиленное покрытие защищает фильтр при каждодневном использовании
• устойчив к загрязнению — защищает от чернил, маркеров и проч.
• водоотталкивание – вода собирается в шарики и легко удаляется с поверхности стекла
• отпечатки пальцев и пятна легко устраняются
• фильтрует нежелательный УФ спектр, не давая ему достичь сенсора
• высококачественное стекло HOYA профессионального класса
• Цельный дизайн, тонкая оправа и внешняя резьба

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.

Выберите: Без поляризатора Поляризатор настроен

два независимых кадра, снятых один за другим

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету. Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света, который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным

Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы: на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), — а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Выводы

Zhiyun Weebill S + Leica Sl2/24-90 + Syrp Variable ND Илья Кайгородов / Photar.ru

Даже дорогие кинокамеры не смогут позволить «вытянуть» засвеченные области кадра, полученные по причине неправильного экспонирования – в результате зритель видит белый шум вместо синего неба. Такая картинка смотрится очень дешево. Кроме того, кадр смотрится значительно лучше, если между передним и задним планом (или другими частями кадра) разница по уровню яркости — не более одного стопа, за рядом исключений, которые обусловлены творческими задачами. Знание и умение работать с ND-фильтрами может как «спасти» ваш кадр, так и сделать его совершеннее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Nd-фильтры всех видов и мастей: как их использовать и когда?

Почему нужно менять

Если честно, то я про это говорил уже несколько раз – но для полноты картины поясню! Как вы поняли фетр, со временем забивается, он становится похожим на «грязную тряпку» и он уже не в состоянии пропускать ATF жидкость под нормальным давлением.

Соответственно – давление масла может падать, то есть масляный насос не сможет его нормально качать. Это негативно влияет на соленоиды, на фрикционные диски и т.д.

Низкое давление не сможет нормально сжать фрикционы, и они начнут «пробуксовывать», что приведет их к преждевременному износу. А это уже влечет за собой кучу поломок, но в первую очередь — пробуксовывают и не включаются передачи.

Именно поэтому замена фильтра обязательна! ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Понятия

Для обновления теории необходимо напомнить, что такое выдержка в фотоаппарате. Так называется отрезок времени, в течение которого затвор фотокамеры остается открытым и пропускает свет на матрицу. Пока матрица получает свет происходит экспонирование кадра, его прорисовка.

Для компенсации одного из трех параметров экспозиции необходимо использовать две другие настройки фотоаппарата. У фотографа «на вооружении» стоят выдержка, диафрагма и светочувствительность. Правильная экспозиция может строиться из разных их вариаций, но изменяя одно значение требует корректура других. Чаще экспозицию сравнивают с треугольником, вершины которого и есть три параметра. Правильная экспозиция – равносторонний треугольник. При смещении одной из вершин необходимо вносить изменения в другие.

Экспозиция подобна сумме, не зависящей от перестановки мест слагаемых, которыми и оперирует фотограф.

Что зависит от выдержки? Прежде всего от ее длительности зависит экспонирование. Чем она длиннее, тем больше света получит матрица. Почему бы не использовать этот прием всегда, когда не хватает света? Потому что многие объекты в кадре окажутся размытыми из-за движения, а весь кадр рискует быть не четким из-за дрожания рук. Потому этим приемом следует пользоваться осознанно, для достижения продуманного результата с использованием штатива и оценкой композиции.

Нейтральные светофильтры (ND)

Нейтрально-серый фильтр Manfrotto ND8 диаметром 82мм Илья Кайгородов / Photar.ru

Для того чтобы избежать засвеченной картинки нужно использовать нейтральный затемняющий светофильтр (ND-фильтр), который позволит сохранить необходимые настройки камеры. Если речь идет про съемку видео, то это, например, 25 кадров в секунду, выдержка 1/50, ISO 100 и отрытая диафрагма. Выдержка должна быть в два раза короче, чем количество кадров в секунду, поэтому считайте сами. Благодаря такой выдержке можно достичь естественной картинки с кинематографичным смазом и плавными движениями.

Поскольку ND-фильтры снижают количество света, который падает на матрицу камеры, это позволяет вести съемку в условиях его избытка (в яркий, солнечный день), и при этом шире раскрывать диафрагму, уменьшая тем самым глубину резкости (если это требуется).

Есть и другие случаи, когда необходимо использование нейтральных фильтров. Например, во время съемки в логарифмических кривых (S-log2/3 – на камерах Sony, V-log — Panasonic, С-log – Canon, F-log -Fujifilm и другие). Некоторые из таких режимов работают при минимальном значении ISO 800 (базовое значение) или выше, что может создать избыток света в ряде сцен, который необходимо компенсировать фильтром.

Фильтр Manfrotto ND8 Илья Кайгородов / Photar.ru

Нейтральные фильтры имеют различную плотность, на что указывает их обозначение. Например, ND2 – это фильтр, который пропускает 1⁄2 попадающего на него света. ND4 – 1⁄4 света и так далее. В этой связи возникает вопрос, как выбрать фильтр? В чем различия моделей разных производителей при условии одинаковой плотности?

Современный ассортимент нейтральных фильтров позволяет приобрести стекло, снижающее количество света до тысячи раз. Однако, кроме диапазона плотности, каждый из производителей стремится сделать так, чтобы работа с фильтром была удобной. Некоторые компании предлагают специальные магнитные крепления – фильтр не нужно накручивать, он сам «держится» за объектив (на самом деле, за специальный адаптер, который предварительно вкручивается в объектив).

Магнитный адаптер для фильтра (слева) и магнитный адаптер для объектива (справа) Илья Кайгородов / Photar.ru

Одна из известных подобных систем – Manfrotto Xume. Кто-то может сказать, что подобные навороты имеют исключительном маркетинговую подоплеку, но на практике, скорость установки фильтра действительно может играть решающее значение если речь идет о том, чтобы «не упустить» кадр.

В случае с Xume установка происходит в мгновение – подносим фильтр к накрученному на объектив креплению – и он намертво притягивается. Причем, опытным путем проверено (смотри наш обзор на Nikon D780), что надежность очень высокая.

Система крепления состоит из двух частей, как уже говорилось, специального магнитного кольца, которое прикручивается к объективу и магнитного адаптера, который прикручивается к любому фильтру. Каждая из частей продается отдельно.

Установка адаптера на светофильтр Илья Кайгородов / Photar.ru

Система Manfrotto Xume работает со всеми существующими резьбовыми фильтрами. В ассортименте есть все диаметры. В нашем случае мы использовали 82мм.

После установки адаптера на фильтр толщина увеличивается незначительно, а увеличение веса и вовсе не заметно.

Manfrotto ND8 с установленным магнитным адаптером Xume Илья Кайгородов / Photar.ru

Установка магнитного адаптера Xume на объектив:

Магнитный адаптер Xume для объектива чуть толще, чем адаптер для светофильтра Илья Кайгородов / Photar.ru

Вся система Xume с фильтром Manfrotto ND8 в сборе на объективе Nikkor Z 24-70/2.8:

Илья Кайгородов / Photar.ru

Если же вы, допустим, определились с системой крепления, то встает вопрос: какой конкретно плотности нейтральный фильтр вам нужен? Здесь все очень просто, поскольку существует только возможных два пути.

Первый – если речь идет о постановочной съемке в условиях естественного освещения (и предварительный расчет невозможен) необходимо приобрести несколько фильтров и в зависимости от ситуации подобрать необходимый. Второй – использовать фильтры переменной плотности.

HOYA FUSION

Серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC имеет покрытие, которое действует как защитное поле, отталкивая пыль и грязь.
Эти фильтры идеально подходят для неблагоприятных условий, где ожидается пыль и грязь, позволяя легче чистить фильтр, нежели традиционные светофильтры.

Также наружный слой Hoya FUSION ANTISTATIC является усиленным и водоотталкивающим. Он устойчив к пятнам и царапинам, легко чистится от отпечатков пальцев.Hoya FUSION ANTISTATIC хорошо фильтрует ультрафиолетовый спектр, уменьшая дымку и увеличивая четкость снимка.

Новая серия фильтров Hoya FUSION ANTISTATIC изготавливается в Японии, с использованием тщательно отобранных силикатов, которые смешиваются для получения стекла высокого класса.
Улучшенное 9-ти слойное покрытие добавляется на поверхность стекла с особой точностью, уменьшая рефлексы на поверхности стекла и обеспечивая высокое светопропускание. Фильтр не влияет (не ухудшает) на цветовой баланс, контраст или четкость снимка.

Фильтры изготовлены как единое целое, с легкой и тонкой алюминиевой оправе. Такой цельный дизайн даёт возможность получить идеальную параллельность сенсору камеры для обеспечения максимальной разрешающей способности, а тонкая оправа исключает появления эффекта виньетирования на широкоугольных объективах.

• новое антистатическое покрытие для отталкивания пыли
• абсолютно прозрачный, высокое светопропускание
• царапиноустойчивый — усиленное покрытие защищает фильтр при каждодневном использовании
• устойчив к загрязнению — защищает от чернил, маркеров и проч.
• водоотталкивание – вода собирается в шарики и легко удаляется с поверхности стекла
• отпечатки пальцев и пятна легко устраняются
• фильтрует нежелательный УФ спектр, не давая ему достичь сенсора
• высококачественное стекло HOYA профессионального класса
• Цельный дизайн, тонкая оправа и внешняя резьба

Оборудование и подготовка к съемке

Условием съемки на длинных выдержках является возможности фотоаппарата. Обычно это позволяет сделать любая зеркальная камера и продвинутые мыльницы. В противном случае о съемке с длинными выдержками не может идти речь.

Конечно, такая съемка практически невозможна без использования штатива. Это оборудование номер один, помимо камеры, которое обязано быть у фотографа. Возможна фиксация аппарата другими способами, но это скорее выход и внезапно сложившейся ситуации, чем запланированная съемка.

Скорее всего со временем придет понимание в необходимости иметь спусковой тросик. Этот инструмент не обязателен на первых этапах, но крайне важен для улучшения качества получаемых результатов в дальнейшем. Что дает спусковой тросик? В большинстве камер максимальные настройки выдержки ограничены 30 секундами, тогда как в некоторых сценах это может оказаться недостаточным. Выручает режим BULB, с использованием которого можно достичь любой выдержки, пока нажата кнопка спуска затвора. Проблема в том, что кнопку необходимо держать нажатой самому фотографу, что часто физически нереально (бывает необходимость экспонировать в течение часа и даже более), но и мешает камере оставаться абсолютно неподвижной. Тросик же имеет кнопку блокировки спуска затвора и позволяет нажимать ее дистанционно, не сотрясая камеру.

Нейтрально-серый фильтр — излюбленный инструмент пейзажных фотографов. Подобный фильтр уменьшает световой поток, идущий в объектив, и, соответственно, на матрицу фотоаппарата. Это нужно для съемки в условия нормальной или недостаточной освещенности. Желая запечатлеть движение, фотограф часто сталкивается с проблемой неправильной экспозиции окружающего пространства. Например, требуется снять кручение колеса обозрения в вечернее время. В данной ситуации желательно использовать длинную выдержку от 15-20 секунд, но она превратит вечер в день, проэкспонировав небо настолько, что на итоговом кадре от вечернего времени не останется и следа. Создание эффекта шелковой воды или движения водопада днем тоже нуждается в использовании нейтрально-серого фильтра.

Длинная выдержка

Длинная выдержка не фиксирует момент, а показывает его продолжение, динамику, движение. Она применяется в условиях плохой освещенности, отлично подходит для съемки в вечернее и ночное время, съемки в помещении. Длинная выдержка требует обязательного использования качественного штатива. Но длинной выдержкой баловаться не стоит, потому что есть угроза появления шумов на снимке. Длинной принято считать выдержку от 1 секунды. Чем длиннее мы берем выдержку, тем больше размазанным будет движение.

Самые популярные эффекты, созданные с помощью длинной выдержки:

Огненный шлейф. Как уже было сказано, снимаем только со штатива, даже минимальное дрожание испортит фото (оно смажется) и для спуска затвора используем тросик или таймер. Для того, чтобы выразительный эффект движения получился на фотографии более красивым, некоторые сюжеты нужно снимать на очень длинной выдержке и при низком значении светочувствительности (например, 100 или 200 единиц ISO). В крайнем случае, если объект съемки прорисовывается в кадре  недостаточно хорошо, светочувствительность можно чуть повысить – до 400 единиц ISO.

Используя нейтрально-серый светофильтр, который увеличивает время экспозиции, можно сделать также крутые фотографии морского прибоя, водопадов, где вода похожа на сыпучий песок или облако. Реально самый удачный пример — это вода. При фотографировании на длинной выдержке вода получается в виде плавного потока, а при фотографировании с короткой выдержкой она «застывает», и даже удается разглядеть отдельные капли.

Если следовать фотоаппаратом за движущимся объектом с выдержкой 1/60, то фон размоется, а объект – нет.

При выдержке ¼  получаются чарующие снимки дождя: капли вырисовываются протяжными линиями.

Ночной город и его огни можно запечатлеть с помощью выдержки 30 секунд.

Когда нужен светофильтр нейтральной плотности

В условиях экстремальной интенсивности света, таких как солнечный свет в заснеженных горах или на пляже, или при использовании гибридной камеры, фильтры ND (neutral Density) рекомендуются как необходимые. Фильтры нейтральной плотности часто игнорируются фотографами, но они имеют несколько применений и дают возможность достичь недостижимых в противном случае результатов. ND-фильтры выглядят серыми и уменьшают количество света, достигающего сенсора (матрицы фотоаппарата), они не влияют на цветовой баланс.

Основные сценарии использования:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т. д.
  • Достижение меньшей глубины резкости при очень ярком освещении
  • Уменьшение дифракции (что снижает резкость) за счет увеличения диафрагмы
  • сделать движущиеся объекты менее заметными или невидимыми (например, людей или автомобили)
  • Добавление размытия для передачи движения с движущимися объектами

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как сплошной, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию.   Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой.  Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем?  И здесь приходит на помощь ND фильтр (хотя в отдельных случаях можно максимально закрыть диафрагму и поставить на минимум ISO. Но здесь придется пожертвовать ГРИПом).

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

  • Кроме того мы получаем возможность
  • Использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • размыть движущиеся объекты, придавая им необходимую динамику
  • Получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

  Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет исиливающимся градиентом. Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше.  Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения  по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа.  Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Ну а если слова стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра вам, возможно, пригодиться следующая таблица.  

Какие фильтры хорошие?

Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя

Особенно это касается поляризационного фильтра.В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

  • Hoya
  • Marumi
  • Kenko
  • B+W
  • Tiffen

В отдельных случаях советую обратить свой взор на универсальную систему фильтров французской торговой марки Cokin. Их преимущество состоит в том, что вам не требуется покупать один и тот же набор фильтров для разных объективов. Достаточно всего лишь купить необходимые в процессе фотосъёмки фильтры, держатель и переходники для объективов, которые стоят «копейки». В этом случае вы сможете сэкономить немалую сумму. При этом набор фильтров можно положить в аккуратный бокс, который займёт на так много места в вашем рюкзаке или сумке.

Вот так выглядит система в соборе на фотоаппарате

а вот так – выглядит система покомпонентно

При этом система допускает применение сразу нескольких фильтров для достижения необходимого эффекта (впрочем, и обычные фильтры такое могут).

Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 600р, дабы не было потом мучительно больно.

Причины использования сильных ND-фильтров

Бывают моменты, когда вам захочется использовать длинную выдержку, гораздо большую, чем позволяет окружающий свет, и единственным вариантом будет использование сильного ND фильтра, такого как 10-стоповый B+W. Фотография ниже была сделана вскоре после восхода солнца, когда оно поднялось уже достаточно высоко над горизонтом. В такой ситуации 3-стоповый ND-фильтр будет недостаточен для красивого замедления движения воды.

Еще одно большое преимущество, которое дает использование сильного ND фильтра – это съемка в течение всего дня. Обычно пейзажные фотографы должны ждать золотого часа чтобы сделать фотографии, поскольку именно в это время свет наиболее красивый, однако использование сильного ND фильтра дает творческие возможности за пределами этих часов. Мне нравится использовать этот фильтр с быстро движущимися облаками.

Побочным эффектом моего фильтра являются иногда появляющиеся пурпурные пятна на фотографиях. Обычно их несложно удалить в пост-обработке, но иногда этот эффект выглядит приятно и добавляет цвет в низкоконтрастные фотографии.

Другим вариантом является конвертация в черно-белое, что часто хорошо подходит таким снимкам.

Нейтральные светофильтры

Нейтральный светофильтр (ND) уменьшает количество света поступающего в объектив, не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики.

Нейтральные светофильтры различаются своей плотностью и обозначают буквами ND (Neutral Density filter). Чем выше плотность нейтрального светофильтра, тем меньше света поступает в объектив. Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Начинающему фотографу, обычно не очень понятно, зачем нужны нейтральные светофильтры, ведь главная проблема при фотосъёмке – это недостаток света.

Однако, есть множество моментов, особенно в фотосъёмке пейзажей, когда фотограф хочет применить длинную выдержку для получения различных эффектов, но не может это сделать по причине достаточно яркого солнечного освещения.

На фотографии ниже приведён пример – размытия волн с помощью длинной выдержки. Это стало возможным лишь при использовании нейтрального светофильтра довольно высокой плотности.

Применение нейтрального светофильтра при фотосъёмке прибоя позолил удлинить выдержку для получения эффекта размытия

Фото-фильтры обычно имеют металлическое кольцо с резьбой и просто накручиваются на оправу объектива. Это легко сделать на зеркальных фотоаппаратах, поскольку оправа объективов для зеркальных камер обычно имеет резьбу для навинчивания светофильтра. Размер резьбы под светофильтр можно найти на маркировке объектива или в инструкции.

При фотосъёмке компактным фотоаппаратом (мыльницей) применение фото-фильтров затруднено отсутствием соответствующего крепления. В продаже встречаются сфетофильтры с универсальным креплением – с помощью различных зажимов-фиксаторов. В этом случае, светофильтр можно прикрепить прямо на корпус объектива даже если на объективе нет резьбы под светофильтр. Существует очень простой способ использования светофильтров с компактным фотоаппаратом — он показан на фотографии слева.

Необходимое оборудование

При съемках уличного портрета, обычно, используется минимальный набор фотооборудования. На любительском уровне он чаще всего ограничивается камерой. Остановимся подробно на ключевых характеристиках и перечне наиболее подходящего оснащения.

Для съемки портретов подойдут объективы с фокусным расстоянием от 85 мм до 135 мм (в пересчете на полный кадр). Геометрические искажения на фото у них отсутствуют. Из-за чего объект съемки выглядит максимально естественно. Кроме того, длиннофокусный объектив позволяет эффектно отделить модель от фона.

Дорогостоящая «портретная» оптика зачастую имеет высокую светосилу (f/1.8, f/1.4 и f/1.2). Начинающие фотографы используют максимально открытую диафрагму для более впечатляющего размытия заднего фона при любом удобном случае.

Есть несколько причин этого не делать:

Открытая диафрагма даже на самых дорогих объективах «крадет» резкость по краям кадра. На дешевых стеклах первое значение может быть вообще нерабочим.

Небольшая глубина резко изображаемого пространства не всегда играет на руку фотографу. Выделение модели, безусловно, распространённый прием

Но в некоторых случаях внимание нужно уделить и фону.

Вспышка. Вспышка — незаменимый спутник фотографа не только при съемке вечерних кадров, но и в яркий солнечный день. При съемках в полдень, когда солнце находится высоко над горизонтом, на лице модели неизбежно появятся тени. Свет от вспышки эффективно заполнит передний план, уберет тени с лица и снизит разницу в освещенности переднего и заднего планов.

Рефлектор (отражатель). Не менее полезный аксессуар для выставления света в уличных условиях. Стоит в несколько раз дешевле вспышки, но при должном навыке не менее функционален. В магазине можно найти пять основных типов рефлекторов:

  • серебристый — отражает большую часть света с минимальным искажением цветовой температуры;
  • золотой — отражает большую часть света с добавлением теплого тона;
  • белый — отражает свет без искажения цветовой температуры. КДП немного ниже, чем у предыдущих, свет более мягкий;
  • черный — поглощает большую часть света. Применяется в специфических задачах, например, для увеличения тени или отсечения лишнего отраженного света, попадающего на модель;
  • прозрачный — скорее не отражатель, а рассеиватель. Используется для смягчения жесткого света солнца, источников постоянного освещения, вспышки.

Размер отражателя выбирается исходя из задач. Для крупных планов будет достаточно небольшого отражателя 50х50 см. Для ростовых фото стоит выбирать рефлектор не менее метра в диаметре.

С помощью рефлектора можно решать следующие задачи:

Заполняющее освещение лица. При контровом свете в ясную солнечную погоду трудно добиться выразительного освещения. Для того, чтобы исправить тусклый, неинтересный свет на лице, направьте отражатель на модель. Поэкспериментируйте с его расположением, чтобы добиться лучшего результата.

Убрать контрастные тени при съемках с высоко стоящим солнцем можно с помощью рассеивающего рефлектора. Его располагают непосредственно над моделью. Тени в этом случае получатся мягкие и выразительные.

Добавление объема. При установке отражателя слева или справа одна сторона модели будет освещена больше, чем другая. Получившаяся светотень добавит объема фотографии. Кроме того, объема можно прибавить черным отражателем.

Специальные светофильтры

Помимо основных фильтров, существует несколько стекол, которые могут помочь добиться интересного эффекта на фото без дополнительной обработки.

Лучевой фильтр

  1. Теплые и холодные фильтры: позволяют менять оттенки цветов за счет изменения баланса белого, делая фотографию «холоднее» или «теплее»;
  2. Цветные стекла: позволяют «окрашивать» фотографию в разные цвета;
  3. Фильтры с софт-эффектом: помогают затуманить объект, размыть его, сохраняя высокую четкость;
  4. Инфракрасные стекла: они пропускают излучение от 700 нм, что позволяет делать сюрреалистические фотографии, полностью меняя цвета. Например, небо может стать черным, а листва – белой, хотя облака останутся без изменений;
  5. Лучевые фильтры или «звездочки»: благодаря наличию специальной сетки источники точечного света, например, лампы, вытягиваются и приобретают вид «звездочек» с несколькими лучами;
  6. Туманные светофильтры: на их поверхности расположено большое количество полупрозрачных точек, которые создают легкую дымку – утренний туман.

Многие фотографы сознательно отказываются от применения светофильтров, другие, напротив, не могут представить себе процесса без них. Фильтры являются небольшими, но важными помощниками в деле фотосъемок, помогая добиться лучшего качества, четкости, а в некоторых случаях и необычных эффектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: