Рекомендации по съемке пейзажа

Создайте визуальный баланс

Наряду с отличным освещением, подходящими погодными условиями и идеальной экспозицией, композиция является одним из наиболее важных аспектов пейзажной фотографии. Композиция – это просто термин, описывающий, как элементы сцены расположены в рамке изображения. Есть несколько приёмов или устройств, которые вы можете использовать, чтобы придать вашим кадрам визуальный баланс и привлечь зрителя.

Правило третей является самым основным, а также одним из самых надежных композиционных подходов. Его можно использовать вместе с другими правилами, но считайте его основой ваших снимков. Следуя этому правилу, ваши пейзажи будут иметь истинный баланс, приятный для глаз.

С правилом третей вы должны представить, что кадр разделен на девять равных частей двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

Идея состоит в том, что вы помещаете главную фокусировку изображения в одну из четырех точек, где эти линии пересекаются. Когда вы используете передний план, расположение в этой области фокальной точки в соответствии с правилом третей приведёт к созданию гораздо более приятного изображения. Точно так же линия горизонта может быть расположена на верхней или нижней горизонтальной линии при съемке как в портретном, так и в альбомном формате.

Некоторые камеры предлагают сетку с правилом третей в видоискателе или на ЖК-экране при съемке в режиме Live View, поэтому, если вам трудно представить сетку, это отличный способ её реально увидеть.

Фотосъемка пейзажа

Закройте на мгновение глаза и представьте: перед вами раскинулись небывалой красоты просторы и кажется, что стоит только нажать на спуск, как на дисплее фотоаппарата появится самое прекрасное изображение, которое не видывал свет…

Запечатлейте в памяти данный эпизод и откройте глаза, ваша фантазий так и останется фантазией, и вы никогда не узнаете, как фотографировать пейзаж, если пренебрежете нижеперечисленными правилами.

Максимальная резкость. Многие фотографы практикуют съемку пейзажа при открытой диафрагме, тем не менее «многие» — не показатель хорошей работы.

Классическим приемом во время пейзажной съемки считается наведение резкости на все изображение (съемка на прикрытой диафрагме).

Обычно достаточно произвести простые настройки камеры, чтобы получилось резкое и в меру экспонированное фото: ползунок диафрагмы в районе f/11-16, а выдержку можно доверить автомату, если снимать в режиме приоритета диафрагмы. Однако, во избежание шевеленки, лучше проводить съемку пейзажа при помощи штатива или монопода.

Наличие смысла

Для любого фото важно наличие смыслового центра композиции, чтобы, как говориться, глазу было за что зацепиться. Центром внимания может служить что угодно: интересной формы строение, дерево, гора, корабль посреди мора и т.д.

Правило третей в общей композиции кадра

Расположение смыслового центра относительно всех элементов и деталей снимка также важно, как наличие резкости.

Эталонное правило третей гласит: фото выглядит наиболее выигрышно, когда фотографируемые предметы, условно разделены линиями, которые делят изображение на три части, как вдоль, так и поперек.

  • Продуманный передний план. Располагайте смысловые центры на фронтальной части фото, оставляя «воздушное пространство» спереди, таким образом удастся создать эффект легкости и передать глубину.
  • Доминирующий элемент. Секрет удачной природной фотографии раскрыт – на снимке должно доминировать либо небо, либо передний план.

Если ваши фотографии не подходят под данное описание, скорее всего, их сочтут скучными и обыденными.

Если случилось так, что небо во время проведения фотосессии неинтересное и однотонное – сместите линию горизонта в верхнюю треть, так вы не позволите ему превалировать над остальным.

Линии не только создают узоры на фото, но и добавляют объем. Это касается и линии горизонта, за которой постоянно нужен глаз да глаз.

Движение. Многие считают пейзажные снимки спокойными и пассивными. Но это не обязательно так! Добавить жизни в фото можно при помощи воды или ветра, так например, зафиксируйте зеркальным фотоаппаратом буйство океана или струящийся водопад, дуновение ветра или падение листьев с дерева, взлет птиц или ход людей.

Как я могу улучшить мою пейзажную фотографию

Завершая свою статью, я хочу поделиться краткими мыслями о том, как вы можете улучшить свои пейзажные фотографии.

Посмотрите – я наверное, мог-бы написать сотни, а может быть даже и тысячи советов по пейзажной фотографии.

Но самым лучшим будет, это самому выйти на улицу и начать учится на своем собственном опыте.

Если вы прочитали эту статью детально (а не просто пробежались взглядом), то вы сможете выйти на улицу и получить хорошие фотографии.

Безусловно – в начале у вас будут ошибки, как при выборе настроек камеры, так и при выборе самой композиции. Но собственный опыт, это все.

Как я уже упоминал в этой статье ранее, самое важное для пейзажной фотографии — это выход из зоны комфорта и найти что-то, что вдохновит вас. Вам совсем не обязательно путешествовать по всему миру

Но в моем случае это было именно то, что вдохновляло меня и улучшило мои навыки по съемке пейзажной фотографии

Вам совсем не обязательно путешествовать по всему миру. Но в моем случае это было именно то, что вдохновляло меня и улучшило мои навыки по съемке пейзажной фотографии.

Если это возможно, я рекомендую вам фотографировать самостоятельно – езжайте в такое место, как Исландия, и оставайтесь там несколько дней, и посмотрите, с какими фотографиями вы вернетесь домой.

Но не забывайте о красоте мира прямо возле вашего дома. Я только недавно получил великолепные снимки из места, которое находится в трех часах езды от меня. Можно получить много хороших пейзажных фотографий из мест неподалеку, только приложив небольшие усилия, чтобы туда добраться.

ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Производство светофильтров — достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований, предъявляемых к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе и так далее. С другой стороны, требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно — у светофильтра, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие «рисунок объектива». Поэтому в сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация — реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие), — это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве или произведены в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра — это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к «независимым» производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от «независимого» производителя, нужно быть осмотрительным — по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром, — это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабовато. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества его производителю.

Можно условно разделить фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

  • неизвестные торговые марки. Степень риска получить под таким названием светофильтр низкого оптического качества достаточно велика. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;
  • торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей, начиная от фотоальбомов, прищепок для сушки пленки, резиновых бленд и крышек на объективы и кончая собственно светофильтрами, вспышками, фотоаппаратами и объективами. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров (фильтры делаются по международной кооперации (OEM)). С одной стороны, это хорошо — сделать светофильтр качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны, реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу фильтры разных производителей, имеющие разное оптическое качество. А поскольку продукция вышеописанных торговых марок рассчитана в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка любительской фотографии, то нижняя планка качества таких светофильтров редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных изделий;
  • торговые марки концернов, производящих оптику, и торговые марки известных производителей светофильтров. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W, HOYA, Kenko, Marumi, Sigma. Покупка светофильтров старших серий этих марок — однозначно хороший выбор.

Другие производители

Другой известный производитель 10-стоповых ND-фильтров – Lee. Важнейшая разница между ними в том, что фильтр от B+W привинчивается на объектив, а квадратный светофильтр Lee устанавливается в слот. Квадратные фильтры требуют адаптер и держатель, однако могут быть практичны тем, что они более удобны, особенно при использовании нескольких фильтров одновременно. Когда я использую градиентный фильтр совместно с ND – конструкция получается несколько громоздкой для работы, так что с системой Lee хлопот было бы меньше.

Я не знаком с продукцией других производителей 10-стоповых фильтров, однако Hoya и Singh-Ray выпускают достаточно сильные фильтры. Также выпускаются ND-фильтры переменной плотности, но я с ними не работал лично.

Используйте ведущие линии

Одним из самых основных правил пейзажной фотографии, которые должны применяться каждым фотографом, это использование в работе ведущих линий.

Лучший способ понять, как работают ведущие линии — это думать об извилистой дороге, идущей вверх по склону. Если вы стоите внизу и смотрите вверх, то вы можете увидеть, как дорога достигает вершины. Наша естественная реакция — следовать по дороге до достижения пика. В фотографии ведущие линии работают так же. Они — линии, иногда прямые, иногда извилистые, привлекают наш взгляд на фотографии.

При правильном использовании ведущие линии могут добавить глубину к фотографии и дать зрителю возможность включить ее в кадр.

Помните: Фотографии — это 2D-изображения 3D-пространства.

Итак… что может быть ведущей линией?

Да что угодно!

Если вы вернетесь к нашей извилистой дороги — если бы вы стояли у основания того холма и сделали снимок, это было бы хорошим кадром, потому что эта дорога является ведущей линией.

В качестве ведущих линий, могут выступать и другие объекты:

  • Реки
  • Рябь на воде
  • Стены и заграждения
  • Люди, стоящие в очереди

Поиск ведущих линий иногда бывает простым, а иногда более сложным. Все зависит от условий съемки.

Подсказка: Изображение может содержать несколько ведущих линий. Вы также можете использовать ведущую линию и привести взгляд зрителя к области на снимке, не имеющей значения – создавая своего рода обман. В большинстве случаев, ваши ведущие линии должны вести куда-то интересное — к главному объекту снимка или к другому предмету (например, к человеку), которого вы специально поместили в кадр, чтобы он стал точкой интереса.

Смягчающие фильтры

Притягивающая и эффектная пейзажная фотография зависит от хорошего освещения. К сожалению, в пасмурные дни пейзажи могут оказаться холодными, скучными и не привлекательными. Тёплый фильтр придаёт сцене слегка оранжевый оттенок, что помогает уменьшить холодный голубой тон и «вдыхает» жизнь в изображение.

Пример работы Смягчающего светофильтра

Наиболее популярные тёплые фильтры 81й серии: 81А, 81В и 81С. В последние годы тёплые фильтры стали менее популярны, так как изображение можно исправить в Photoshop, при этом достигнуть того же эффекта с большим контролем. Вам выбирать, как вы будете корректировать изображение. Тёплые фильтры уже не настолько важны, как это было до сих пор.

Композиция

Композиция, наравне с управлением светом – один из самых важных столпов в фотографии. Существует более сотен различных правил, законов, принципов и свойств композиции.

Но, композиция – это прежде всего не правила, это умение наблюдать и видеть. Мы, фотографы, называем это насмотренностью. У вас есть два пути изучения композиции. Первый – изучать правила и следовать им. Второй – смотреть. Картины, другие фотографии, предметы искусства, архитектура, природные шедевры.

Естественно, нужно совмещать и то, и другое. А еще и разбираться в психологии. Ведь основная задача композиции – это создать сюжет, передать смысл. А это уже психология.

В фотошколе я уделяю композиции более 60% всего времени обучения, ведь есть такое правило в фотографии: работать с экспозицией вы научитесь за три месяца, научитесь ставить свет за пол года, а композицию будете изучать всю жизнь.

Каждое фото имеет сюжетный центр

Каждая фотография должна иметь сюжетный центр. И этот центр должен быть один. Это аксиома фотоискусства, которой следуют все профессиональные фотографы.

Человеческий мозг устроен таким образом, что мы схватываем все детали на изображении и объединяем их в одно целое

И если вы будете использовать несколько одинаковых по важности сюжетов в своем кадре, то есть шанс, что внимание зрителя расфокусируется и у него возникнет раздражение

Обратите внимание, в левом кадре сюжетный центр – девушка. В правом же – процесс заваривания кофе

Сюжетный центр – это главная часть изображения, на которой акцентируется внимание зрителя. Правильно выстроенная композиция помогает увидеть объект съемки и представить историю, заложенную в снимке

Но, как только вы начнете понимать психологию композиции, вы сможете добавлять несколько второстепенных сюжетных центров, усложняя смысл кадра и давая повод для размышления.

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения – базовое геометрическое правило расположения объектов в кадре. Оно используется для достижения гармоничности кадра. Его считают идеальным для восприятия человеческим глазом.

Если вы снимаете природу, интерьер или архитектуру, правило золотого сечения будет вашей основой в построении композиции. Основой, но не единственным правилом.

Хоть я и редко работаю с правилом золотого сечения, этот кадр отлично подходит для иллюстрации этого правила. Основной акцент – наши с женой дурашливые лица. И их я разместил на пересечении линий

Как оно работает? В фотографии нам нужно разделить кадр на три части, равные в соотношении сторон как 3/8, 2/8 и ⅜. На горизонтальных линиях размещаются горизонтальные объекты, на вертикальных — вертикальные. Точки пересечения — точки смысловых объектов, там мы располагает самое главное на снимке: лица, глаза, сюжетные центры.

Снимая движущийся объект, оставьте в кадре место перед ним

Снимая бегуна, оставьте место к кадре в направлении движения, так вы сделаете фото более объемным и логичным. Снимок, на котором человек движется “в никуда” — вызовет диссонанс у зрителя.

Это правило скорее уже из психологии восприятия, а вы ведь помните, что психология – это композиция. Если вы попросили вашу модель посмотреть в сторону, или это едущий автомобиль, бегун или что-то другое, оставляйте впереди место, так наш мозг гармонизирует процесс.

Мой рейс задерживался, и я, чтобы занять себя, снимал приземляющиеся самолеты. Этот – самый удачный кадр. И посмотрите, оставив впереди самолета место, я тем самым создал спокойствие. “Дамы и господа, мы приземлились в аэропорту Милана. Оставайтесь на своих местах и не отстегивайте ремни…”

Но, если вы хотите создать диссонанс, остановить внимание, вызвать раздражение – сделайте наоборот. Например, едущий автомобиль, перед которым нет места, создает ощущение торможения, тревоги

Лучше всего объяснить это правило таким образом: представьте на фоне чистого голубого неба мяч. В кадре нет ничего. Только небо и мяч.

Если мяч по центру кадра, он кажется зависшим. Если больше места над мячом, он кажется летящим вверх. Если места больше под мячом, кажется что он падает вниз. Вы видите, что в фотографии много нюансов.

Держите глаза в фокусе

Когда мы смотрим на человека, в первую очередь мы находим глаза. Глаза — самая выразительная часть лица. Мы видим “глаза” даже в трещинах на асфальте и в тенях.

Не важно, как крупно я снимаю, фокус я стараюсь наводить на ближайшем ко мне глазу. Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них

На глазах

Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них. На глазах.

Применение светофильтров

Светофильтр представляет собой специальную насадку на объектив фотоаппарата и призван достичь особого эффекта в процессе фотосъемки. Например, убрать из кадра лишнее, добавить интересный оттенок снимку, ликвидировать ненужные пересветы, смягчить яркий солнечный цвет и т.д. Светофильтры – важные элементы оптической системы, они позволяют без особого труда добиться необходимого эффекта, при этом творчество и фантазия не ограничены возможностями графического редактора. Снимки, сделанные с использованием световых фильтров, глубже демонстрируют индивидуальный взгляд фотографа и обладают определенным художественным шармом. Умение работать с данными насадками на объектив пригодится как профи, так и начинающим фотографам – всем тем, кто хочет получить в качестве результата оригинальное и уникальное изображение.

Кстати, среди основного функционала светофильтра не только корректировка изображения при съемке, но и надежная защита хрупкого объектива камеры от случайных механических повреждений: трещин, сколов, царапин. Это особенно актуально, если вы часто снимаете на улице, при неблагоприятных погодных условиях, в толпе людей, где вас нечаянно могут толкнуть, задеть и т.л. Согласитесь, гораздо удобнее и выгоднее в случае повреждения заменить лишь защитное стеклышко-насадку, а не покупать новый дорогостоящий объектив.

Лучше всего применять световые и защитные фильтрующие насадки при необходимости, точно зная, какой именно эффект вам понадобится на выходе. Нельзя забывать о том, что дополнительный «слой» между объективом и непосредственно объектом съемки может негативно сказаться на качестве фотографии. Неграмотное или слишком частое применение насадки непременно скажется на контрастности, добавит лишние световые блики или неуместный эффект виньетки, затемнив изображение по краям. Неверное сочетание цветного фильтра среди солнечного дня даст и вовсе непредсказуемый результат. Поэтому профессиональный фотограф должен иметь четкое представление о назначении того или иного светофильтра и разбираться во всех разновидностях данного полезного аксессуара. Ниже мы рассмотрим, какие типы фильтров бывают, и как не запутаться в сложной классификации.

Фильтр нейтральной плотности

Вы, наверное, уже видели изображения текущей речной воды или водопадов, которые выглядят очень гладкими и туманными. Эти кадры можно получить только тогда, когда ваша камера установлена ​​на штативе, а выдержки длительные. В условиях дневного света уменьшение ISO и увеличение диафрагмы обычно не приводит к длинным выдержкам. Единственное решение в данных ситуациях — уменьшить количество света, попадающего в объектив, и в этом случае помогают светофильтры нейтральный плотности. Фильтры нейтральной плотности уменьшают количество света, попадающего в объектив фотокамеры, и таким образом удлиняют выдержку затвора и увеличивают время экспозиции. Подобно поляризационному фильтру, эффект фильтра нейтральной плотности не может быть воспроизведен при постобработке. Вот пример фотографии водопада, сделанной с фильтром нейтральной плотности:

Существует множество различных типов фильтров с нейтральной плотностью. Некоторые передают меньше света, чем другие, определенные в F-стопах. Существуют так же nd фильтры переменной плотности, позволяющие работать более эффективно, потому что вы можете изменить количество света, проходящего через объектив, вращением светофильтра. Однако это не дешевый фильтр. 

Пейзажи с нашей планеты

Михаил Вершинин, Синяя тайга, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 40 мм, f/13, 1/4 c, ISO 200.

В рождественские морозы, сразу после захода солнца, над Енисеем простирался туман. Наличие переднего плана позволило реалистично передать пространство в кадре, а изгибы склонов добавили снимку изящества.

Вадим Балакин. Оазис, (Долина Смерти, штат Калифорния, США)

Canon EOS 5D, Canon EF 100–400 mm f/4.5–5.6L IS USM.

Ритмичные волны песка, как время, омывают одинокий островок жизни. Огромное значение в кадре сыграл низкий свет, позволив автору сильнее подчеркнуть волнообразную фактуру песка и придать изображению объем.

Вадим Балакин. Когда зажигают звезды (Индиан Бич, штат Орегон, США) Canon EOS 5D Mark II, 20 мм, f/11, 25 с, ISO 100, X-PRO Cokin filters: ND4 + Gradual ND8.

Неземной красоты берег живописно дополнен морскими обитателями. Четкое разделение на планы, наличие перспективы в кадре, мягкие теплые тона делают снимок классикой пейзажа.

Выражаю огромную благодарность за предоставленные работы фотографам:

Александру Нестеровскому (Украина), www.nesterovskyi.com

Юрию Голубу (Украина), www.yurybird.com

Михаилу Рейфману (США), www.mikereyfman.com

Михаилу Трахтенбергу (Россия), t_berg.photosight.ru

Михаилу Вершинину (Россия), vershinin.photosight.ru

Вадиму Балакину (Россия), www.vadimbalakin.com

Дмитрию Богачуку (Украина), www.dimitribogachuk.500px.com

Смените точку съемки

«Самый доступный зум — это приблизиться на два шага»

Это цитата, которую я недавно прочитал Интернете в комментарии под одной из статей по фотографии. И она засела в меня.

Ваша точка обзора окажет огромное влияние на ваши фотографии.

Я часто встречаю эту проблему, просматривая снимки начинающих пейзажных фотографов. Пейзажи выглядят так, как будто фотограф просто снимал их с рядом стоящей веранды. Снимки очень слабы, и это часто совсем не от того, что пейзаж скучный (я видел действительно потрясающие пейзажи).

Просто очень часто, усилия фотографа были очень слабыми, и фотограф даже не пытался сделать снимок под интересной точкой зрения.

Как и многое другое в фотографии, нет универсального плана, который был бы верен всегда.

Есть множество различных точек для съемки пейзажей.

  • С низким углом
  • С высоким углом
  • Перемещаться вокруг объекта съемки
  • Съемка в горизонтальной и вертикальной ориентации.
  • Снимать через другие объекты
  • Снимать различными объективами

Попробуйте выполнить настройку экспозиции и цвета

Редактирование пейзажных фотографий может быть настолько простым или сложным, насколько это требуется.

Некоторые из вас могут просто захотеть осветить изображение, и это очень легко сделать (просто установите экспозицию).

Другие могут захотеть большего – подстроить цвета, тени, светлые участки и многие другие компоненты своих фотографий. Мы часто попадаем в этот лагерь, чтобы улучшить свои собственные фотографии — добавляя к ним кинематографическое качество, которое не кажется естественным.

Совет: Самая большая ошибка новичков — вы можете зайти слишком далеко с вашими правками. Перемещение ползунка регулировки насыщенности слишком вправо является одним из примеров этого — и такие правки почти всегда не выглядят хорошо.

Самое большое влияние, которое допустимо при редактировании пейзажных фотографий, это настройки теней и света. Настройка цвета может быть очень красивой, но не нужно ею увлекаться.

Используйте правило третей

Это еще одно из самых распространенных правил в фотографии

И это очень важно для того, чтобы получить великолепный кадр, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией

Правило третей, это разбивка кадра три вертикальных и три горизонтальных линии. Таким образом, на кадре получается 9 прямоугольных областей. Идея правила третей состоит в том, что наиболее важные части снимка находятся на пересечении этих линий. Тем самым, создавая более интересный кадр.

Если это описание вам совсем не понятно, то проверьте следующее:

В своих собственных пейзажах я всегда относился к правилу третей как к руководящему элементу — но это не трудное и быстрое правило.

Это не работает для всех ситуаций. Но когда у меня есть возможность сделать снимок не спеша и действительно подумать о своей композиции то по крайней мере, я буду задавать себе вопрос: «Будет ли это выглядеть лучше, если я внесу коррективы, чтобы соответствовать правилу третей?»

Нейтрально-серый фильтр

Не менее значимым для съемки пейзажей является нейтрально-серый или фильтр нейтральной серости. Он может использоваться в комплексе с другими, дополняя свойства друг друга.

Задача нейтрально-серого фильтра – затемнение сцены. Часто при дневном освещении для уменьшения яркости сцены бывает недостаточным просто прикрыть диафрагму, даже на максимум. Хотя и не стоит забывать, что существует еще дифракционный предел. Второй вариант уменьшения экспозиции – сокращение выдержки. Но что делать, когда днем требуется длинная выдержка? Вот тогда и помогает фильтр нейтральной плотности.

Фотофильтры отличаются между собой в первую очередь плотностью. Она может быть регулируемой и нерегулируемой, тогда для ее изменения потребуется другой фотофильтр. Так ND-фильтры могут уменьшать световой поток от двух до тысячи раз. Такой разброс перекрывает практически все потребности в их использовании.

Для каких целей можно применить ND-фильтр? В основном для увеличения выдержки в дневное время, что требуется для: создания эффекта движения (например, при съемке городской суеты), исключения посторонних в кадре (существует прием, когда с помощью штатива и длинной выдержки все прохожие в кадре «растворяются»), создания эффекта матовой воды (волнение водоемов при длинных выдержках превращается в сплошную матовую поверхность, это же касается и водопадов). Это не весь перечень возможностей применения фотофильтра для съемки пейзажа, все зависит от фантазии.

Покупка ND-фильтра соответствующей ценовой категории также актуальна, чтобы не портить качество получаемого изображения при использовании дорогой оптики.

Советы, как правильно фотографировать природные красоты

Композиция — основа любого кадра

Даже при наличии некоторых ошибок в параметрах вашей съемки, правильно подобранная композиция пейзажа нейтрализует все погрешности. Так, недостаточное освещение может придать пикантности определенному кадру.

Поэтому продумайте внимательно строение кадра. Пройдитесь и посмотрите на природный объекст или пейзаж с разных ракурсов.

Глубина резкости при фотосъёмке

Можно достичь четкости некоторых деталей, когда присутствует большой диапазон расстояний по отношению к фокусу. Для увеличения глубины резкости надо закрыть диафрагму. При недостаточном освещении лучше применить большую выдержку и использовать штатив. Обычно при съемке пейзажа это условие обеспечивает достаточно неплохой результат.

 

При фотографировании небольших объектов, например, таких, как цветок или насекомое, желательно выбрать самую маленькую глубину резкости.

Это дает возможность сконцентрировать все внимание на объекте, а фон слегка размывается. Здесь необходимо открыть диафрагму, а сама выдержка должна быть меньше. Такой подход позволит получить  выразительный кадр

Такой подход позволит получить  выразительный кадр.

Освещение при фотографировании природы

Оптимально делать фотографии рано утром или при восходе/заходе солнца. Именно в это время солнечные лучи ложатся на объекты съемки под определенным углом, что дает замечательный результат при фотографировании природы.

Смысловой центр снимка

Для любого кадра очень важен некий условный центр самой композиции. При фотографировании природы также очень важна эта смысловая точка, ибо без нее кадр может получиться очень скучным и пустым.

Сконцентрироваться можно на любом интересном объекте

Но крайне важно внимательно следить как за фокусом, так и за местом расположения вашего самого важного предмета. Основное правило третей желательно все же соблюдать

Эксплуатация линии на фотографии

Есть много возможностей отобразить истинную природную красоту при использовании статично зафиксированного изображения. Существует специальный прием, при помощи которого активные линии присутствуют в композиции фотографии. С их помощью фотограф перенаправляет взгляд зрителей от одного места на фотографии на другое. Таким образом создается прием зацикленности пространства.

 

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 19-09-2019
Фотографии принимаются до: 20-10-2019
Голосование до: 24-10-2019

Тема: осенняя фотосессия

Жанр: портрет

Начало: 18-09-2019
Фотографии принимаются до: 01-11-2019
Голосование до: 06-11-2019

Тема: панорама

Жанр: панорамная фотография

Интересные публикации на сайте

Ниже представлены фотографии, которые было нельзя распространять на территории Советского союза по разным причинам.Эти фотографии не видел обычный советский гражданин. Чтобы не вгонять его в ненужные …

Фотоискусство — это искусство получения художественных фотографий. Ее отличие от других видов фотографии заключается в том, что она не имеет своей целью отражать объективную действительность, а …

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 11-10-2019
Фотографии принимаются до: 26-10-2019
Голосование до: 30-10-2019

Тема: жизнь на фотографии

Жанр: жанровая фотография, все жанры

Начало: 10-10-2019
Фотографии принимаются до: 22-10-2019
Голосование до: 26-10-2019

Тема: мое животное

Жанр: фотография животных (анималистика)

Выводы

Выводов из сегодняшнего исследования будет несколько.

Первый, и самый главный, вывод будет состоять в том, что нет универсального фокусного расстояния, которым можно было бы снимать пейзажи. И также будет неправильным сказать, что вот этот объектив – пейзажный, а вот тот для пейзажей не годится. Как показывают наши простые примеры, в каждом конкретном случае на все 100% отрабатывает какой-то один из трёх объективов, а в некоторых случаях, как с лесным пейзажем, все три способны выдать отличную картинку.

Второй вывод – серьёзному пейзажному фотографу в обязательном порядке понадобятся как минимум два объектива: широкоугольный и телевик. Без фокусного расстояния в районе 50 мм в принципе можно обойтись, хотя эта оптика не такая тяжёлая, и можно рекомендовать любому фотографу иметь полтинник в свой сумке. К тому же не стоит забывать, что полтинник будет незаменим при съёмке в других жанрах.

Третий вывод – для дальних поездок и путешествий можно смело рекомендовать универсальный зум, для Canon это будет, например, 24-105 F/4L USM. Этот зум всегда будет установлен на камере, и не нужно будет постоянно менять объективы, к тому же и места в сумке камера с объективом будет занимать не так много. Как демонстрируют наши примеры, мы очень редко использовали фокусные расстояния менее 24 и более 120 мм, это и есть те самые наиболее востребованные цифры. Для профессиональных целей, разумеется, каждый самостоятельно примет решение о выборе оптики. Профессионалы как правило снимают на два объектива – широкий и теле, и не используют универсальные зумы.

Четвёртый вывод будет про штатив, который в пейзажной фотографии необходим. Можно, конечно, опираться на какое-то бревно, прислоняться к забору или дереву или пытаться удержать камеру в руках. Однако если хочется получить по-настоящему достойный результат, без лёгкого тревел-штатива не обойтись никак.

Пятый – про картины в музее. Для новичков есть отличное упражнение – придя в музей, в котором, как правило выставлено много картин, внимательно рассматривайте пейзажи. Попробуйте угадать, на какой тип оптики и с каким фокусным расстоянием можно было бы сделать подобный снимок, окажись фотограф на том же месте, что и художник с мольбертом.

Желаем всем нашим читателям творческого настроения и отличных снимков!

Константин Биржаков, 2020 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны автором в июле 2020 года специально для работы над этой статьёй.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Использование фильтров в пейзажной съёмке

Частые вопросы по PL-фильтрам

Какой размер фильтра мне нужен?

Диаметр совместимого фильтра обычно пишется на передней или задней части объектива или с внутренней стороны крышки объектива. (например: 58mm, Φ58mm, Φ58). Эти цифры указывают на соответствующий размер фильтра для вашего объектива.

Как использовать фильтры, у которых диаметр не совпадает с объективом?

Повышающие кольца позволяют использовать фильтры большего диаметра на объективах меньшего размера. С помощью таких колец можно использовать один фильтр для нескольких объективов, избегая тем самым необходимость покупки нескольких фильтров. В таком случае необходимо приобрести один фильтр по диаметру вашего самого большого объектива.

Можно ли крепить PL-фильтр поверх защитного?

Перед установкой PL-фильтра защитный фильтр рекомендуется снимать, т.к. это увеличивает риск виньетирования. Кроме того, любой дополнительный фильтр может увеличить количество бликов.

Как перед съёмкой понять даст ли фильтр эффект?

Поднесите PL-фильтр к глазам и начните поворачивать. Если при вращении отражения в поле будущего кадра будут исчезать или же цвет неба начнёт менять яркость, значит, эффект фильтра проявляется

Для фильтров C-PL важно подносить их к глазу правильной стороной (резьбой к себе)

См. также «Правило использования №1 и №2» в настоящей статье.

Правда, что PL-фильтры не эффективны в пасмурную погоду или при контровом свете?

PL-фильтры почти не показывают эффект при облачном небе или при контровом свете. Однако, они все равно уменьшают поверхностные отражения таких объектов, как вода, листья и дороги.

В каких ситуациях Pl-фильтр не позволяет усилить цвет голубого неба?

При контровом свете PL-фильтр не может усиливать контраст голубого неба. В этом случае лучшим решением являются квадратные фильтры half ND или half blue. Нижняя половина таких фильтров прозрачная, поэтому затемняется только цвет неба.

Можно ли воспроизвести эффект PL-фильтра в фоторедакторе?

Фоторедакторы в принципе позволяют усилить цвет голубого неба. Однако удалять отражения они не способны без монтажа. В любом случае, даже если говорить о голубом небе, то быстрее, проще и эффективнее это сделать с помощью фильтра во время съёмки.

Есть ли у PL-фильтров срок службы?

PL-фильтры после 7-8 лет эксплуатации обычно приобретают желтоватый оттенок*. Это происходит потому, что поляризационная плёнка, которая входит в конструкцию этих фильтров, со временем стареет. Съёмка с такими фильтром может приводить к сдвигу цвета. Поэтому в конце срока службы рекомендуется купить новый поляризационный фильтр.

* Это усреднённая оценка. Срок службы фильтров зависит от частоты использования и условий хранения. Фильтры особенно чувствительны к теплу и ультрафиолетовым лучам; убедитесь, что они правильно хранятся.

Смените точку съемки

«Самый доступный зум — это приблизиться на два шага»

Это цитата, которую я недавно прочитал Интернете в комментарии под одной из статей по фотографии. И она засела в меня.

Ваша точка обзора окажет огромное влияние на ваши фотографии.

Я часто встречаю эту проблему, просматривая снимки начинающих пейзажных фотографов. Пейзажи выглядят так, как будто фотограф просто снимал их с рядом стоящей веранды. Снимки очень слабы, и это часто совсем не от того, что пейзаж скучный (я видел действительно потрясающие пейзажи).

Просто очень часто, усилия фотографа были очень слабыми, и фотограф даже не пытался сделать снимок под интересной точкой зрения.

Как и многое другое в фотографии, нет универсального плана, который был бы верен всегда.

Есть множество различных точек для съемки пейзажей.

  • С низким углом
  • С высоким углом
  • Перемещаться вокруг объекта съемки
  • Съемка в горизонтальной и вертикальной ориентации.
  • Снимать через другие объекты
  • Снимать различными объективами

Другие производители

Другой известный производитель 10-стоповых ND-фильтров – Lee. Важнейшая разница между ними в том, что фильтр от B+W привинчивается на объектив, а квадратный светофильтр Lee устанавливается в слот. Квадратные фильтры требуют адаптер и держатель, однако могут быть практичны тем, что они более удобны, особенно при использовании нескольких фильтров одновременно. Когда я использую градиентный фильтр совместно с ND – конструкция получается несколько громоздкой для работы, так что с системой Lee хлопот было бы меньше.

Я не знаком с продукцией других производителей 10-стоповых фильтров, однако Hoya и Singh-Ray выпускают достаточно сильные фильтры. Также выпускаются ND-фильтры переменной плотности, но я с ними не работал лично.

Планируйте

Если раньше вы делали пейзажные снимки по прихоти, то первым, что я предлагаю, это планирование вашей съемки.

Хотя вы никогда не сможете полностью все контролировать – мать природа делает все по своей прихоти, определенный уровень планирования у вас должен быть.

Я всегда планирую приехать в место, где я буду находиться в нужное время, и быть в том положении, в котором я хочу быть, прежде чем свет станет плохим (или полностью погаснет). Вы также можете представить ваши будущие снимке в уме – и когда вы придете на место съемки, вы сразу сможете сделать тот снимок, который хотели.

Ваше планирование может быть простым или сложным. Это зависит от специфики ваших целей.

Конечно, если вы хотите сделать фото в необычном месте, например, на леднике, то вам потребуется дополнительное планирование и даже помощь других людей.

Ищите главную интригу и интересный фон

Начните с рассмотрения ваших любимых пейзажных фотографий. Что делает их такими прекрасными?

Я думаю, ваш выбор будет одним из двух:

Минимализм с небольшим количеством деталей.

Заполненный большим количество деталей.

Что бы ни содержала фотография — она, скорее всего, впечатляет, потому что может хорошо привлекать вас. Любая, действительно хорошая фотография (независимо от того, что является предметом) будет использовать слой интересных предметов для создания прочного конечного результата.

Часто это может трансформироваться в выбор предмета для заполнения переднего плана (человека, скалы, животного, цветка и т. д.) при наличии интересного по своему праву фона. В минималистской фотографии может быть не так много объектов, притягивающих зрителя – поле с травой, дорога или аллея и т. д.

Наличие этих предметов или просто вещей вокруг помогает лучше создать впечатляющий образ, чем просто сделать снимок отдельного красивого неба или прохладной горы.

Ниже приведены два примера пейзажных фотографий, которые я считаю очень интересными:

Мои мысли: В этом снимке очень много любви. Во-первых, потрясающие естественный ландшафт. Благодаря восходу солнца есть слои цвета, а низко лежащий туман добавляет немного таинственности на фоне. Силуэты гор, как вы смотрите дальше на фото, действительно прохладны — и есть что-то, что я люблю смотреть в целом.

Также есть хороший контраст в цвете — с более теплыми тонами слева (ближе к солнцу) и более холодными тонами справа (в тенях). Мне бы хотелось, чтобы это фото было просто пейзажем, но это не было бы лучше, потому что это было бы «легким» снимком.

Еще один дополнительный слой глубины — воздушные шары

И не только один — но многие из них, которые привлекают внимание с переднего плана (воздушный шар слева) и постепенно отходят на задний план. Это потрясающая и интересная фотография

Мои мысли: В отличие от предыдущего изображения, эта фотография Анселя Адамса замечательна по-разному. Если вы когда-либо смотрели на фотографии Йосемита, вероятно, видели эту хотя бы один раз. Ее отличия – она сделана черно-белой, что уже ее выделяет.

Недостаток цвета при хорошем использовании может создать глубину и интенсивность, которые невозможно воспроизвести в цвете. Мне больше всего нравится, как хорошо показывает Half Dome — красивая горная особенность на левой стороне изображения. Как видите, передний план прост — заросли деревьев.

Это позволяет хорошо работать с этой композицией, так как, если присмотреться ближе, вы заметите, что деревья немного темнее ближе к переднему плану, и светлее, когда вы смотрите вглубь фотографии. Гора и водопад служат главными элементами фотографии — и это дополняется их резким контрастом с остальной сценой. Это простая, но эффективная пейзажная фотография!

КОНСТРУКЦИЯ И КАЧЕСТВО СВЕТОФИЛЬТРОВ

Съемка с софт-фильтром
(вверху — без фильтра, внизу — с фильтром)

Светофильтры по большому счету могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтров обусловлены либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъемки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит, составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам. Для изготовления большинства светофильтров применяют высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы.

Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большой ассортимент светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа фильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшие его параметры. Стекло чаще всего применяется в тех случаях, когда требуется высокая механическая прочность поверхности светофильтра, или когда поверхности фильтра предполагается покрывать просветляющими покрытиями. Цвет стеклянным светофильтрам обычно придают при варке стекла введением в его состав специальных веществ-красителей. Такая окраска является наиболее стойкой к внешним воздействиям, ведь спектральные свойства фильтра не меняются даже при значительном загрязнении или повреждении его поверхности.

Оптические сорта пластмасс незаменимы при производстве светофильтров, имеющих градиентную окраску, а также для изготовления разного рода оптических насадок, имеющих поверхность сложной формы. Окрашивание пластмассовых светофильтров производят окунанием их в раствор специального красителя, проникающего внутрь материала и закрепляющегося там на молекулярном уровне.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум). Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой. Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  1. Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  2. Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.

По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

  • защитные;
  • ультрафиолетовые;
  • поляризационные;
  • инфракрасные;
  • градиентные;
  • нейтральные;
  • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

Разберем каждый тип подробнее.

Защитные светофильтры

Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений. Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив. Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

Важно! Защитный фотофильтр не выполняет функции цветовой коррекции и не работает с отраженным светом, ведь по большому счету — это обычная стеклянная насадка, хоть и весьма прочная и надежная

Ультрафиолетовые светофильтры

Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата. Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море. В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры. Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

Поляризационные светофильтры

Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными. Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки. Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

  • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
  • C-PL, циркулярный поляризатор.

Основным преимуществом поляризационного фильтра считается грамотная работа с цветом в кадре. Так, когда в яркий солнечный день за лучами солнца теряется цветовая насыщенность, фильтр добавляет нужные оттенки и на выходе мы получаем отличное сбалансированное изображение.

Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

Съёмка пейзажей с поляризационными фильтрами

Поляризационный фильтр (или кратко PL-фильтр) может усиливать яркие цвета и контрастность, управляя отражением света. Этот тип фильтра может подавлять нежелательные отражения света на поверхности воды, стеклянных поверхностях, листве, зданиях и т.д., тем самым делая голубое небо более насыщенным и подчёркивая исходный цвет объектов съёмки. Это незаменимый фильтр для пейзажной съёмки круглый год.

Наверняка каждый фотограф сталкивался с разочарованием, когда сделанные фотографии пейзажей были не такими яркими и впечатляющими, какими их видел глаз. Специально для таких ситуаций создан PL-фильтр. С его помощью фотограф может управлять любым отражённым светом, поворачивая его циркулярную оправу. Он также позволяет сделать море более чётким, подавляя нежелательные блики от поверхности воды, или делая синеву неба более глубокой и яркой, увеличивая контраст.

Как работают PL-фильтры

Поляризационный фильтр состоит из двух стёкол с поляризационной плёнкой, зажатой между ними. Структура плёнки представлена в виде решётки из тонких параллельных щелей, невидимых невооружённым глазом, которые пропускают (поглощают) свет в определённом направлении. Обычно свет расходится хаотично, но, пройдя через PL-фильтр, он «поляризуется» в одном направлении (Рис.1).

Большая часть света, отражённого от поверхности объекта (вода или стекло), поляризуется в одном направлении (Рис.2).

Оправу фильтра можно вращать, чтобы изменять угол наклона поляризационной решётки на плёнке, тем самым управляя отражениями света в соответствии с сюжетными потребностями и условиями съёмки.

Большинство PL-фильтров имеют на рамке метку в виде треугольника ▲: при перемещении этой метки вверх направление щелей решётки на плёнке стремится к горизонтальному положению. Когда метка доходит до самого верха, поляризационный эффект становится максимальным, однако он может изменяться в зависимости от направления отражённого света. Поэтому на практике фотограф управляет степенью эффекта, вращая оправу и наблюдая за изменениями в видоискатель или на экране камеры.

Что такое циркулярная поляризация света?

Большинство PL-фильтров, представленных в настоящее время на рынке, являются циркулярными (в основном используются аббревиатуры C-PL или CIR-PL). В прошлом PL-фильтры были линейными. По мере появления на рынке камер с полузеркалами, которые обладают теми же свойствами, что и поляризационная плёнка, помехи между полузеркалом камеры и поляризационной плёнкой PL-фильтра приводили к ошибкам в измерении освещённости и расстояния, поэтому была создана усовершенствованная циркулярная версия фильтра.

CIR-PL-фильтр имеет дополнительную «фазово-контрастную пластину» (Рис.3). Когда через неё проходит свет, он превращается во вращающийся по кругу свет, который аналогичен обычному хаотичному свету, расходящемуся во всех направлениях (Рис.4). Таким образом, он позволяет избежать помех в работе камеры. Поэтому большинство поляризационных фильтров, представленных в настоящее время на рынке, являются циркулярными.

Поиграйте с выдержкой

Подбор выдержки при съемке морских пейзажей может быть непростой задачей. Главное помнить одну вещь – до тех пор, пока ваша фотография корректно выдержана, не существует абсолютно верных или ошибочных параметров.

В зависимости от того, что вы хотите показать, можно использовать более длинную выдержку, сделав поверхность воды и небо абсолютно гладкими или, наоборот, установить очень короткую выдержку и продемонстрировать застывшие движения волн. Например, выдержка в 0.5 секунд сделает волны более мягкими, а 30-секундная полностью сгладит воду.

Лучше всего будет, если вы поэкспериментируете и сделаете несколько снимков с кардинально разными параметрами. Потом это позволит тщательно сравнить фотографии и повысит шансы на то, что среди них найдутся те, которые будут достойны дальнейшей обработки. Подобный совет может звучать очевидным, но многие об этом забывают, слишком сильно зацикливаясь на определенных параметрах съемки или ракурсах.

Дополнительные рекомендации

Что касается техники: первое, что вам необходимо при съемке с телеобъективом – это штатив. Желательно — хороший, добротный. В хороших погодных условиях, при достаточном освещении и незапредельных фокусных, конечно, можно постараться получить удачный кадр и без него. Но все равно, штатив – это основное, что вам понадобится для съемок

Не надо запредельных по стоимости новейших моделей, ценой с тремя нулями. Но и бездумно экономить на его покупке также не стоит. Ведь вдумайтесь: шатив – это не камера, не оптика. За ним, как за модой – не нужно гнаться. Лучше купить один, но надолго, чем менять их один за другим и в результате, потратив время и потеряв какое-то количество денег – по итогу все равно купить нормальный.

Если позволяет бюджет – то покупать лучше карбоновый. Он лучше гасит колебания и легче. Все-таки бывают моменты, когда нужно много ходить пешком. Подбирать шатив рекомендую с запасом веса по нагрузке на него и на штативную голову.

Если бюджет ограничен – то тогда алюминиевый. Опять же — желательно его подбирать с некоторым запасом по рекомендуемой нагрузке. То есть если у вас камера и объектив весят (условно) 3кг – то и голову и штатив желательно смотреть с «запасом», Например, штатив – чтобы нагрузка была не менее 5 кг, голову – не менее 8кг (даже у хороших производителей, например, Manfrotto наблюдается «клевание носом». Связка камера/объектив после фиксирования в нужном положении слегка «клюют носом» под нагрузкой. Ведь размеры «телевика» достаточно большие, получается достаточно большой рычаг нагрузки.

В какой-то мере ситуацию исправляет штативная лапка, которая бывает у некоторых объективов ( в современных – практически во всех). Тогда центр тяжести слегка выравнивается, связка камера/объектив крепятся к штативной голове уже не за счет камеры, а за счет штативной лапки.

Если у вас в пользовании имеется объектив без кольца со штативной лапкой (есть модели, в которых она не предусмотрена конструктивно) и вы вынуждены крепить штативную площадку к основанию камеры — то ситуацию в какой-то мере может исправить так называемая L-плата. Она как-бы «обхватывает» камеру с двух сторон и более жестко фиксирует ее на штативной голове. Выпускаются различными производителями под различные камеры, с различными вариантами креплений к штативной голове.

Какой-либо бренд к выбору штатива и штативной головы посоветовать сложно. Лучше, конечно, смотреть в сторону известных. Хотя, например, у такого китайского производителя SIRUI есть весьма неплохие комплекты. Правда, так же не всегда дешевые. Но одно могу сказать – желательно смотреть штативную голову с системой крепления Arca-Swiss (информацию о том что это можно без проблем найти в инете).  Сам я в данный момент пользуюсь комплектом Manfrotto 190CXPRO4 (рекомендуемая нагрузка 5 кг) & голова MH054M0-Q2 (рекомендуемая нагрузка 10 кг). Верхняя часть у головы заменена на другую, именно под систему Arca-Swiss.

Помимо обязательного использования штатива так же рекомендую воспользоваться если не режимом съемки с предварительным подъемом зеркала – то хотя бы съемку с задержкой спуска или пульт. Причина одна: это, так сказать, «комплекс мероприятий», направленных на уменьшение смаза/шевеленки при съемке.

На большом фокусном малейшая вибрация камеры/объектива весьма критична. Особенно если съемка осуществляется в условиях недостаточного освещения, на условно-длинных выдержках: скажем, фокусное 600мм, а выдержка – 1/60. Хлопок зеркала в этом случае может сыграть плохую роль при съемке.

Ну и как писал выше – при съемке со штатива ОБЯЗАТЕЛЬНО отключать режим стабилизации изображения.

В этой части так же же хочу оговориться, что я против использования экстендеров на «зумах», особенно если экстендеры ранних версий или объективы, используемые для съемки — достаточно ранних годов выпуска. Качество изображения сильно пострадает.

Градиентные нейтральные фильтры.

Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).

Фильтр GND Фильтр GND

До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW, но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному, что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).

Мягкий GND Жёсткий GND Круговой фильтр

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр

Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными

Выберите: Итоговый кадр Положение фильтра

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно. Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким

Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра

То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра

Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней

«0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.

Критерии подбора

Определиться с тем, какой светофильтр нужен — это еще не все. Теперь следует учесть основные критерия при выборе, какой фирме-производителю и модификации отдать предпочтение.

Крепление. Чаще всего светофильтры изготавливают со специальной резьбой, которая и накручивается на объектив. Обычно шаг резьбы соответствует стандарту 0,75 мм, но есть модели, где он меньше — 0,5 мм. При этом каждый объектив имеет свой диаметр, соответственно, по размеру нужно подбирать и светофильтр.

Совет. Сегодня на рынке существуют желатиновые фильтры, которые не зависят от резьбы и диаметра. Чтобы их изготовить, нужно растворить в желатине специальный краситель и нанести эту смесь на полированное стекло. Когда пленка высохнет, ее снимают со стекла и обрезают до нужного размера. Это очень качественные фильтра, но хрупкие, они бояться тепла, сырости, касания пальцев.

  • Цена. Тут все очень просто. Чем выше цена, тем большая вероятность, что светофильтр качественный. От дешевых моделей лучше сразу отказаться. Велика вероятность, что они будут просто неэффективны.
  • Производитель. Конечно, неплохо было бы покупать «родные» фильтры к таким популярным фотоаппаратам как Canon и Nikon. Но, цены на них непомерно завышены. Такое же качество за приемлемую цену можно получить от моделей Hoya, Marumi Promaster, Sunpack, Tiffen, B+W, Kenko.

Приобрести хороший светофильтр — полдела. За ним нужно правильно ухаживать. Нельзя очищать его народными способами — подышав и протерев рукавом. Лучше купить специальный набор для чистки. А сами фильтры хранить в мягких чехлах. Тогда они прослужат долго и подарят своему обладателю тысячи ярких и качественных снимков.

Выбираем фильтр для объектива правильно

Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность. Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки

Обратите внимание на надежность производителя и качество работы с отраженным светом. Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента

Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра. Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования

Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.

Заключение

Как мы отметили в начале статьи, пейзаж – пожалуй, один из любимейших жанров фотографии. Его популярность несложно понять, ведь занимаясь пейзажной съемкой, вы получаете возможность провести время на открытом воздухе наедине с природой.

Чтобы фотографировать пейзаж, помимо фотооборудования, вам необходимо иметь огромное терпение: ведь порой приходиться ждать несколько часов, ради нескольких минут идеальных условий освещения. Причем нередко погода вносит свои коррективы, и ваше ожидание проходит впустую.

Многие фотографы-пейзажисты могут вам поведать истории о том, как им пришлось ждать весь день, чтобы снять всего лишь один кадр. Но все они подтвердят, что этот кадр стоит затраченного на него времени.

Развивая свои навыки и терпение, вы сможете самостоятельно снимать поразительные пейзажные фотографии.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: