Оборудование для съёмки в ИК-диапазоне
Выбор плёнки
Для съёмки нужна ИК-плёнка. Сейчас из всех производятся только Rollei Infrared 400S, Agfa PAN400, Agfa PAN80, ILFORD SFX (условно ИК).
Плёнка Rollei Infrared 400S
Раньше производилась также лучшая, на мой взгляд, плёнка Kodak HIF/HIE, которая воспринимала излучение до 900–950 нм и позволяла снимать с красным фильтром с рук! С таким же эффектом, как на плотный фильтр (Hoya R72). Не могу обойти стороной и плёнку Efke Aura 820HM, которая, на мой взгляд, была наиболее близкой к плёнке Kodak, но, к сожалению, всё, что нам теперь доступно, требует штатива и длинных выдержек.
Все ИК-плёнки обладают зернистостью, и чем глубже и плотнее фильтр — тем сильнее этот эффект, который можно усилить при печати.
Фильтры для ИК-съёмки
Светофильтр HOYA Infrared R72
Для фотографирования нужен фильтр с длинной волны около 720 нм (отсекает видимый свет) — например, Hoya R72, B+W, Heliopan 715.
Фильтры и систему Cokin я бы не рекомендовал из-за возможной засветки при боковом свете через крепление фильтра к камере и между стеклом и держателем, что сильно снижает контраст сцены. И ещё эти фильтры имеют явный недостаток — они очень быстро пачкаются и царапаются.
Так как плёнка имеет расширенную чувствительность к красному свету, это позволяет снимать с рук с плотным красным фильтром (например, Hoya 25A) при ISO 100 для 400S и ISO 200 для плёнки Agfa Pan 400.
Также могу посоветовать снимать со связкой «поляризационный фильтр + красный или оранжевый». Потери в экспозиции составляют около 5–6 стопов, снимать лучше в солнечную погоду или в день, когда много мелких облачков.
Если нет фильтра, то можно взять широкий неэкспонированный слайд Velvia 50 и проявить, а потом использовать как фильтр.
Для съёмки нужен штатив, так как выдержки днём доходят до 10–20 минут! Также нужен пульт ДУ или тросик с фиксацией.
Выбор камеры для ИК-съёмки
Nikon F4
Для ИК-фотографирования пригодна любая камера без ИК-датчика (например, Canon 1N, A-1, Nikon F4, Contax rts 3) или механическая, а при съёмке на «любитель» 166в возможна засветка через окошко на задней крышке, находящейся под красным стеклом, чтобы можно было видеть номер кадра.
Если у вас на камере на задней крышке есть окно для просмотра типа плёнки, его надо заклеить чёрной изолентой, иначе при выдержке более 30 секунд будет засветка, особенно если свет будет за спиной. Также обязательно нужно закрывать наглазник платком или шторкой (есть на камере Nikon F4, Canon 1N, Contax и других) при выдержках более 1 секунды.
Фокусировка при ИК-съёмке
Инфракрасные и красные лучи по-разному отражаются в объективе. Поэтому нужна коррекция фокуса при съёмке. На некоторых объективах есть риска красного цвета с буквой (R), фокус следует наводить по ней. Есть ещё одна хитрость: можно наводить фокус при надетом красном фильтре (red 25 или любом другом кратностью х8 или х16) — тогда коррекция практически не нужна, но надо 2 раза надевать и снимать фильтр, что не очень удобно.
При съёмке на грани бесконечности я бы порекомендовал чуть-чуть не доводить фокус, т.е. фокусироваться ближе. И использовать закрытые диафрагмы от f/8 – f/11, чтобы практически исключить промахи фокуса. Оптика при съёмке в ИК-диапазоне сильнее подвержена бликам, но это ничуть не портит картинку, в творческой части статьи я опишу, как это можно применять.
Особенности инфракрасного излучения
Если сфотографировать одинаковые предметы различных цветов через инфракрасный фильтр, все они окажутся схожего оттенка, что исключает предположение о соответствии тона ИК-изображения определенному цвету. Информация о предмете в ближнем диапазоне ИК-спектра не зависит и от температуры. В этом можно убедиться, сфотографировав через инфракрасный фильтр любой предмет в холодном и нагретом состоянии – вы получите идентичные снимки.
Стало быть, фотоаппарат регистрирует не тепло и не цвет, а отражающую способность по отношению к инфракрасному излучению. Светло-серый асфальт в ИК-спектре и зимой, и летом будет выглядеть темным, потому что способен нагреться (поглотить ИК-излучение). А листва, хвоя и трава получатся белыми – они, защищаясь от перегрева, отражают тепловое излучение.
ИК-съемка на «цифру» осложняется наличием встроенного инфракрасного фильтра, защищающего матрицу от ощутимой доли ИК-излучения. Для такой съемки необходимо использовать специальную камеру. Несмотря на то, что матрицы цифровых камер чувствительны к инфракрасному излучению, их чувствительность к видимому свету в тысячи раз больше. Поэтому, чтобы получить ИК-изображение, необходимо блокировать видимый свет.
При съемке в ИК-диапазоне требуется использовать фильтр, отсекающий излучение видимого диапазона. Это приводит к возникновению других проблем: во-первых, при инфракрасном фильтре в видоискателе ничего не видно, что препятствует выполнению автофокусировки; во-вторых, инфракрасный свет фокусируется не в той же точке, где видимый. Эти особенности требуется учитывать при разработке решений, использующих цифровое изображение в инфракрасном диапазоне. В то же время для анализа изображения в ИК-диапазоне есть возможность получить картинку с большим контрастом, напоминающую черно-белую фотографию, но более яркую.
На анализе изображения в инфракрасном диапазоне основаны многие методы биометрической идентификации. С его помощью можно определить, что процедуру проходит живой человек и провести распознавание по радужной оболочке глаз или рисунку кровеносных сосудов. Рассмотрим, как это происходит на примере рисунка вен ладони.
Выбираем фильтр для объектива правильно
Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность. Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки
Обратите внимание на надежность производителя и качество работы с отраженным светом. Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента
Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра. Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования
Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.
Перхоть
Негативы скрыты счетчиком выстрелов Minolta Maxxum 4 .
Для фотосъемки в ближнем инфракрасном диапазоне можно использовать большинство обычных фотоаппаратов . Съемка в дальнем инфракрасном диапазоне видимого спектра, называемая термографией , требует специального оборудования.
Приложив терпение и изобретательность, можно использовать большинство перхоти . С другой стороны, некоторые камеры 1990-х годов, в которых используются инфракрасные датчики для обнаружения отверстий для подачи пленки, могут скрывать негативы.
Черно-белая перхоть
Черно-белые инфракрасные пленки чувствительны к длинам волн от 700 до 900 нм (ближний инфракрасный спектр) и, по большей части, к синему свету. Этот тип пленки требует определенного времени проявки, но с теми же продуктами, что и обычные пленки.
Дом Вальтера Рудина архитектора Фрэнка Ллойда Райта : слева панхроматическая пленка, справа инфракрасный.
Фотографии с инфракрасной негативной пленкой очень похожи на фотографии, снятые на обычную пленку, потому что синий свет печатает пленку таким образом, чтобы скрыть эффекты инфракрасного света. Поэтому фильтры используются для удаления длин волн, соответствующих синему, например, оранжевый (15 или 21) или красный (23 или 25), фильтры пропускают часть синего света, темно-красные фильтры (29) очень мало, а непрозрачные фильтры (72 ) пропускают только длины волн, соответствующие инфракрасному.
Некоторые пленки, например, черно-белые Kodak High Speed Infrared (HIE) , демонстрировали на фотографиях светящийся ореол. Этот эффект вызван не какими-либо характеристиками инфракрасных пленок, а проблемой дизайна некоторых из них: у них не было слоя, препятствующего гало, который предотвращает прохождение света через пленку, отражения от пленки. пленка снова образует ореол. По тем же причинам их нужно заряжать и разряжать в полной темноте.
В ноябрь 2007 г.Kodak объявила о прекращении производства HIE 35 мм по соображениям стоимости.
Цветная перхоть
Пример цветной инфракрасной фотографии.
Обратимые цветные пленки (слайд) имеют три чувствительных слоя, два из которых улавливают зеленый и красный свет, а третий — инфракрасный. Однако, поскольку зеленый слой также чувствителен к синему свету, их следует использовать с желтым или оранжевым фильтром, чтобы избежать слишком голубоватого оттенка. В результате зеленый свет будет отображаться на изображении синим, красный — зеленым, а ближний инфракрасный — красным. Об активности хлорофилла в листве можно судить по их преобладанию в зеленом и инфракрасном цветах на фотографии, что указывает на стадию развития или состояние здоровья.
Первые пленки должны были быть проявлены с обработкой E-4 , но впоследствии компания Kodak разработала проявляющуюся пленку с использованием обычных продуктов E-6 , хотя наилучшие результаты были получены с обработкой AR-5 . В общем, эти пленки не требовали использования инфракрасного смещенного фокуса или разряда в темноте.
Kodak объявила о прекращении производства Ektachrome Professional Infrared (EIR) 35 мм из соображений стоимости.
Предыстория
Все началось, когда я в Instagram увидел удивительные фотографии в инфракрасном диапазоне. После этого я заказал ИК-фильтр – 88 мм 760 нм от B&H, если быть более точным. Но я не особо разбирался в этом вопросе. Фильтры обычно варьируются от 590 до 800-900 нм. Инфракрасные снимки получаются с фильтром 590 нм на модифицированной камере, потому что он пропускает как видимый свет, так и инфракрасный.
У меня была немодифицированная камера и неправильный фильтр, но я все равно решил попробовать. Вскоре я обнаружил, что у моих зеркалок «горячее зеркало» (часть DLSR, которая обычно блокирует попадание инфракрасного света на датчик). Но позже я обнаружил, что сенсор моего телефона довольно чувствителен к инфракрасному излучению.
Так началось мое путешествие.
Samsung S10E, переходное кольцо, переходник с телефона на выдвижную стойку, инфракрасный фильтр 760 нм.
5 причин попробовать себя в инфракрасной фотографии
1. Это невидимый мир, который абсолютно реален
Инфракрасный свет существует в невидимом человеческому глазу диапазоне. Это будто цвет, который еще краснее, чем красный. Иногда цвета ИК снимков называют «ложными». Это определение появилось из-за того, что при инфракрасной съемке невидимый свет передается так, чтобы стать видимым. В результате получается фотография с неестественными цветами. Есть способы постобработки, позволяющие получить «корректные» цвета. Однако, цвет в ИК съемке – это всего лишь интерпретация реальности. Здесь нет цвета по определению. По этой причине многие предпочитают делать ИК фотографии черно-белыми. Других же наоборот притягивает этот цвет. Он другой.
2. Вы можете обеспечить вид и ощущения, которые невозможно передать другим способом
Черное небо посреди дня, ярко-белые облака и белая листва – такая фотография выглядит очень необычно. Конечно, часть эффекта можно воссоздать при постобработке, но вид все равно будет другим.
Это в особенности относится к цветной ИК съемке. Если такой вид вас впечатляет, лучший способ его воссоздать – модифицировать свою камеру для работы с ИК диапазоном.
Характеристики инфракрасного света совершенно другие. Это означает, что в освещении также применяются другие правила. Если вы работаете в помещении с различными видами искусственного освещения, вы заметите, что ИК фотографии получается не совсем такими, как нужно.
Это означает, что наружная съемка станет для вас нормой. Фотографы зачастую избегают полуденного освещения, поскольку оно создает резкие тени, а сам свет плоский и неинтересный. Из-за того, что ИК свет совершенно по-другому отражается от окружающих предметов, съемка в полдень дает отличные результаты. Дайте себе повод выйти на улицу и сделать несколько фотографий во время обеденного перерыва!
4. Это узкая ниша и возможность выделиться из толпы
Я уже неоднократно говорил, что ИК съемка – это нечто совершенно другое. А выделяться зачастую выгодно. В современном мире, где нас окружают тысячи фотографий, преподнести что-то новое очень трудно. Если у вас намеченный взгляд на хорошие ИК снимки, это может стать отличным способом обрести уникальность.
5. Это интересно!
Пятый пункт говорит сам за себя. Это просто интересно. Попробуйте и, если будете не согласны, вы хотя бы поймете, что это не для вас. Готов поспорить, сам процесс вам понравится.
Если хотите получить больше причин попробовать ИК съемку, прочитайте эту статью.
Принцип действия инфракрасной рефлектографии
Рабочий элемент инфракрасной рефлектографии является отражением источника света от полотна под слоем красок. Этот элемент проявляется наиболее эффективно, когда картина художника имеет белую или светлую основу с предварительным эскизом.
Также отмечается усиление эффекта на картинах, где в качестве инструмента рисования применялся древесный уголь или черная (жжёная) кость.
Инфракрасный свет поглощается этими богатыми углеродом материалами, но отражается от светлого фона. Именно этот контраст способна фиксировать инфракрасная рефлектография (ИР).
Установка ИР рефлектографии: 1 — лампы инфракрасного и видимого света; 2 — ИК-луч приходящий и отражённый; 3 — картина; 4 — видимый луч приходящий и отражённый; 5 — фильтр видимых лучей; 6 — цифровая видео камера
Между тем, очевидной видится проблема, когда начальные наброски и основа покрыты слоями краски. Красящие пигменты обычно не пропускают свет в его видимой части спектра, но способны пропускать лучи света более длинных волн.
Когда художественная картина находится под видимым светом, его поглощение и рассеяние слоями краски столь велико, что краска становится всем тем, что воспринимается взглядом.
Лишь малая доля света достигает основы картины. Но даже тот свет, что проникает за красочные слои, подвержен дальнейшему рассеянию и поглощению на обратном пути.
Только благодаря инфракрасным источникам света, например, таким как вольфрамовая галогенная лампа, отражённые от объектов художеств лучи, дают возможность видеть сквозь краску и соответственно изучать все невидимые (скрытые) элементы живописных композиций.
Простая модель отражения, предложенная Полом Кубелька и Францем Мунк, помогает объяснить теорию подобного явления. Принципиальный подход модели – направление света на картину, и запись отраженных лучей.
Для получения скрытого изображения должна обеспечиваться достаточная разница или контраст между областями света, отражённого от основы (полотна) и поглощаемого элементами скрытого рисунка.
Инфракрасная фотография NIR
Коэффициенты рассеяния и поглощения в области NIR (ближняя инфракрасная спектроскопия) немного меньше, чем в видимом свете. Это позволяет детекторам, чувствительным к NIR, «видеть» определенное количество деталей под краской.
Современная рефлектография использует тепловую камеру ближнего ИК излучения в спектральном диапазоне 900-1700 нм. Дополнительно применяются фильтры узкой пропускной способности
Для изучения этой части спектра, как правило, используются стандартные кремниевые датчики, благодаря чему выстраивается достаточно экономичный способ записи информации, полученной с картин в виде слабо проявляющихся слоев краски.
Между тем результат отображения инфракрасной фотографией NIR всё равно содержит большое количество света, рассеянного в слоях краски. Поэтому часто фиксируется относительно небольшой контраст между областями с интересными особенностями и без таковых.
Коротковолновая инфракрасная рефлектография (SWIR)
Процесс визуализации с применением техники SWIR (коротковолновая спектроскопия), с использованием инфракрасной рефлектограммы, «видит» краску более прозрачной.
Доля света, отраженного от девственного полотна, значительно улучшается. Повышается контрастность изображения, открываются возможности для углубленного изучения скрытых слоёв.
Методология рефлектографии SWIR позволяет проводить более точный анализ произведения искусства, более глубже проникать под верхние слои красок
Чтобы иметь возможность в рамках анализа рефлектографии записывать отражённый свет короткой длины волны, необходим специализированный датчик на основе индий-галлий арсенида (InGaAs).
Подобные датчики чувствительны к свету в части спектра 1-1,7 мкм и оптимизированы для получения высоко-контрастных изображений.
Перспективы использования более длинных волн MIR
Логическим видится использование более длинных волн, что должно делать краску более прозрачной и открывать возможности для получения более подробной информации.
Однако, как только достигается часть спектра MIR (диапазон 2 – 20 мкм), появляется проблема теплового излучения.
Теоретически все материалы излучают свет такой длины волны, которая напрямую связана с температурой этих материалов.
В частности, все объекты комнатной температуры излучают свет в области MIR. Этот фактор ограничивает использование диапазона MIR под инфракрасную рефлектографию.
2 Инфракрасная съемка
Из первого раздела мы видим, что инфракрасные изображения, которые мы видим, на самом деле являются пассивными изображениями, которые получают полное тепловое излучение за счет теплового излучения целевой сцены. Распространенная система визуализации «инфракрасного движения» гражданской безопасности в основном длинноволновая инфракрасная (справочная компания:). Следует отметить, что средневолновое инфракрасное излучение, как правило, не используется для видеоизображения, и его комбинация поляризации может достичь превосходных результатов через несколько лет. Поскольку энергия длинной волны слабая и индекс производительности отечественной фокальной плоскости (зарубежные импортные детекторы B и C) низок, был создан ряд алгоритмов обработки изображений движения в инфракрасном диапазоне. Такие как:
- Алгоритм инфракрасной коррекции;
- Инфракрасное изображение DDE (алгоритм улучшения детализации);
- Алгоритм объединения инфракрасных изображений;
- Инфракрасный алгоритм отслеживания цели и т. Д.
Состав системы инфракрасной визуализации:
Created with Raphaël 2.1.2
Инфракрасное (тепловое) излучение
Оптическая структура линзы
Фокальная плоскость-
АЦП-
FPGA (DSP) —
ЦАП-
Видео дисплей
Вывод видео
Разработка инфракрасных детекторов в фокальной плоскости значительно обогатила содержание технологии инфракрасной визуализации, в том числеСканирование / просмотр / микросканирование инфракрасных изображений, инфракрасные изображения средней / длинной волны / коротких волн, охлаждение / охлаждение инфракрасных изображенийПодождите. Вот инфракрасный детектор (схема развития движения), а именно:
Из структуры устройства можно обнаружить, что инфракрасная фокальная плоскость четвертого поколения начала интегрировать поляризационную структуру выше структуры третьего поколения. Ключевыми моментами становятся:。 Давайте снова посмотрим на классическую структуру фокальной плоскости, как показано на рисунке ниже. Оранжевая часть сверху — это фокальная плоскость, снизу — схема считывания (ROIC: ReadOut IC), а структура ножки моста расположена с обеих сторон.
2.1 Особенности инфракрасных изображений
Недостатки:
- На инфракрасное изображение влияют неравномерность и недопустимые пиксели, фактическое температурное разрешение не высокое,
- Инфракрасное изображение обычно имеет явление большого шума, низкого контраста изображения, низкого отношения сигнал / шум, нечетких краев, размытых визуальных эффектов и узкого диапазона серой шкалы. Улучшение инфракрасных изображений является одним из эффективных методов решения вышеуказанных проблем. Выравнивание общей гистограммы, гистограмма платформы, маска нерезкости (UM) и т. Д.
преимущество:
- Пассивная работа, сильная защита от помех, всепогодные рабочие характеристики и т.д .;
- Местные особенности стабильны. Такие функции, как: углы, края, линии, текстуры и т. д.
Инфракрасная съемка
Инфракрасная съемка в ближней зоне ИК-спектра ( 0 7 — 2 5 мкм), по существу, является разновидностью аэрофотосъемки, так как при этом с помощью аэрофотоаппарата на спектрозональ-ной аэропленке регистрируются длинноволновые отражения солнечного света от поверхности Земли, а в двух других спектральных каналах регистрируется энергия теплового излучения.
Изменение во времени т интенсивности теплового излучения пламени Еизл водорода и пропана. |
Инфракрасная съемка показала, что при горении пролитых 22 700 дм3 жидкого водорода высота пламени достигала 50 м, но при этом радиационные тепловые потоки оказались значительно меньше тех, которые наблюдаются при горении в подобных условиях керосина и бензина.
Применению инфракрасной съемки при изучении районов с термальными водами посвящена статья Н. А. Гусева и др.; совместный анализ ИК-изображений и аэрофотоснимков позволил авторам выделить несколько типов термопроявлений на Камчатке.
При инфракрасных съемках тоже приходится считаться с фокусной разницей. При установке на бесконечность точка фокуса инфракрасных лучей лежит позади плоскости пленки. Поэтому растяжение камеры необходимо увеличивать на 200 фокусного расстояния. Некоторые объективы имеют для этой цели красную контрольную риску R. Когда нет обозначенной установки для инфракрасных лучей, объектив следует после нескольких опытов подогнать для этой специальной задачи. Установку всегда надо делать с некоторым сдвигом вперед; например, в случае съемки объективом Тессар Цейсса 3 5 / 50 объектов, находящихся в бесконечности, надо ставить на 14 м вместо бесконечности и, соответственно, при съемках близлежащих объектов делать установку на несколько меньшее расстояние.
Применение: газетный фоторепортаж, аэрофотосъемка, рентгенография, спектрофотография, инфракрасная съемка и другие виды технической фотографии, когда желательно получение высокого контраста или же получение значительного контраста при коротком времени проявления.
Применение: газетный фоторепортаж, аэросъемка, рентгенография, спектрофотография, инфракрасная съемка и другие виды технической фотографии, когда желательно получение высокого контраста или же получение значительного контраста при короткой продолжительности проявления.
Геотемпературные аномалии проявляются даже на поверхности ( несколько десятых градуса), они устанавливаются инфракрасной съемкой и могут служить поисковым критерием месторождений УВ и в определенной мере критерием вертикальной разгрузки глубоких подземных флюидов.
Инфракрасная термальная сенсорная система, интерпретируя снимки Аризоны и Йеллоустонского национального парка, подтверждает, что инфракрасная съемка дает качественную информацию при изучении термальных источников и водных ресурсов. Однако для дешифрирования термальных изображений необходимо знать время дня и метеогеологические условия, при которых проводилась съемка. Вилшанс и К — Рихард приводят результаты использования фотосхем, составленных из ИК-изображений в геологических целях, а также рекомендации по проведению ИК-съемки.
Рабочий график определения температуры с помощью измерителя. |
В последние годы при проведении промышленных исследований, в частности при проведении режимных испытаний, зарубежные фирмы стали использовать приборы ( системы), позволяющие осуществлять инфракрасную съемку, так называемые тепловизоры.
Снимок из космоса Северо-Восточной Африки, Аравийского полуострова и Малой Азии ( выполнен 8 августа 1969 г. АМС Зонд-7, примерный масштаб 000 000. |
С помощью спектрометрической съемки исследуют спектр естественного электромагнитного излучения природных объектов в различном диапазоне частот. Инфракрасная съемка фиксирует лишь спектр ИК-излучения, устанавливает региональные и глобальные тепловые аномалии Земли.
Минкуса и др. изложены физические основы инфракрасной съемки и первые примеры ее применения в геологии, гидрогеологии и географии. Достаточно уверенно дешифрируются контакты разновозрастных пород и зоны разломов.
Здесь наиболее значительны по объему и разнообразны по возможностям интерпретации результаты фотографирования природных образований из космоса, а также данные телевизионных и инфракрасных съемок.
Резюме
Инфракрасная фотография – это ещё один пример богатого творческого потенциала фотографии, который многим начинающим фотографам ещё только предстоит раскрыть. Необычных фотографических техник – огромное множество, и совсем не обязательно владеть всеми ими в совершенстве, чтобы делать потрясающие сознание масс снимки. Смею вас уверить, фотошедевр можно получить даже при помощи одноразовой плёночной мыльницы. Самое главное в этом деле заключается всё же не в продвинутой камере вкупе с самой сексапильной моделью планеты, а непосредственно в голове автора, которую, как показывает практика, должен органично дополнять шустрый и умелый указательный палец правой руки. В общем, берите вашу «цифру» и бегите снимать ИК-пейзажи, пока листва совсем уж не опала, а в следующий раз мы расскажем о потрясающей технологии под названием HDR (High Dynamic Range).
Оборудование для создания УФ-фотографии
Ультрафиолетовая фотография – достаточно специфический жанр, требующий определенных навыков и специализированного оборудования.
Первое, что должно учитываться, — это особенности матрицы фотоаппарата. Именно от нее зависит качество и четкость фотографии на выходе. Причем, камера может быть и пленочная, и цифровая, результат будет схожий, нужно только учитывать особенности материала и правила его использования в конкретных условиях съемки.
При выборе оборудования для ультрафиолетовой съемки, необходимо внимательно выбирать и объектив, так как оптика призвана защищать матрицу от ненужных лучей, «доносить» только максимально привлекательную «нужную» информацию. Все дело в пропускных способностях стекла, из которого они изготовлены. Если применяется покрытие, удерживающее УФ-лучи, то никакие фильтры и ухищрения не помогут получить заданный результат.
Современные объективы практически не дают искажений картинки, или они настолько малы, что не улавливаются глазами человека. Поэтому и УФ лучи с длиной волны до 340-350 нм проходят беспрепятственно. Что не скажешь про более «длинные» от 360 до 400 нм, они практически полностью удерживаются на поверхности стекол объективов.
Чувствительность объектива и матрицы к ультрафиолетовым лучам необходимо проверять опытным путем, используя светофильтры и лампы УФ-света. При выборе специализированного фильтра необходимо учитывать их редкость и непопулярность среди фотографов. Поэтому компании производители не спешат предоставить их широкий ассортимент. Чаще всего в фотографии используются стекла, покрытые фиолетовой пленкой, с креплением для объектива или без такого. Последние изыскиваются из оборудования промышленного назначения и приспосабливаются для работы с камерой. В зависимости от плотности покрытия, различаются и границы пропускания лучей. Это может быть 340 нм или 360 нм, светофильтры для камеры имеют крепления на объектив, в то время как стекла другого назначения чаще всего выпускаются прямоугольными или квадратными листами небольшого размера (около 40-50 см).Тоже самое и с ценой, в зависимости от производителя, назначения и качества обработки, она может сильно варьироваться.
Особенностью таких стекол является и возможность пропускать не только УФ, но и лучи ИК-спектра, что можно использовать для работы с камерой, дабы разнообразить творческую составляющую снимков.
Что же делать фотографу, если фильтра найти не удалось, а снимать фотографии в УФ-спектре очень хочется? Один из вариантов – комбинирование поляризационных фильтров, а именно линейного и циркуляционного, эффект будет схожий. Также можно использовать фонарик или лампу, которой освещается объект съемки в полной темноте, тогда обычный объектив и стандартная матрица уловят только УФ-отражение предмета. Минусами такого метода являются невозможность снимать крупные предметы и сложность работы в темноте.