Категории композиции
Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:
- Произведение с применением симметрии.
- Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
- Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
- В произведении явно просматривается композиционный центр.
- Пространство построено цветом.
- Построение пространства пластическое.
- Построение пространства интерьерное.
- Расчленение на планы — хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
- Расчленение на слои — здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.
Фронтальный вид
Иное название фронтального вида композиции — плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:
- фотографии;
- живописные полотна;
- веб-страницы;
- плакаты;
- гобелены;
- витражи;
- листовки;
- графические рисунки и проч.
Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.
Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф — выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.
Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:
- Барельеф (низкий рельеф) — орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
- Горельеф — в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
- Обратный рельеф — скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
- Глиптика — изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.
Работа над живописным натюрмортом
Цветные картины и этюдные зарисовки можно выполнять в нескольких техниках, от карандашей и пастели до акварельных или масляных красок. Некоторые художники предпочитают темперу, гуашь или акриловые колеры.
К раскрашиванию натюрморта можно приступать, когда сделан качественный рисунок в карандаше и правильно построены, как отдельные элементы, так и вся композиция в целом.
Рекомендуется начинать работу над живописным натюрмортом, выбирая самые чистые и яркие цвета, чтобы они задавали тон всей картине. Для достижения наиболее реалистичного изображения предметов, надо создавать насыщенную цветовую гамму, начиная с самых светлых участков.
Затем можно постепенно накладывать полутени, плавно переходящие в самые затемненные участки. Разный диапазон света и теней можно получить при окончательном распределении рефлексов на самых освещенных фрагментах натюрморта.
При выборе основной колористической гаммы важно правильно сочетать цвета по их теплоте или холодности, а также не переусердствовать с количеством при их смешивании. Больше трех основных тонов в одной картине могут восприниматься как нечто неорганизованное и слишком пестрое, далекое от гармонии
Особенности современного натюрморта
Американский художник Скотт Приор создает натюрморты на фоне окна. В композиции участвуют самые обыденные предметы: бутылки, чашки, безделушки, которые всегда можно найти на кухне, и даже раковина. В чем секрет популярности картин Скотта? В реалистичности изображения и тонком чувстве цвета. Правильные и в то же время новаторские натюрморты выполнены таким образом, что от них невозможно отвести взгляд. Их цветовая и композиционная гармония, завораживает, вносит в душу покой.
Художница Крисс Каннинг рисует цветы. Секрет ее работ в гиперреалистическом изображении предметов, окружающих цветок. Четкостью изображения картина напоминает цифровую фотографию. А вот сам цветок (крупный и яркий) нарисован в другой манере – так, что видно: это живопись. Каждый художник находит свой оригинальный способ натюрморта «не такого, как у всех». Некоторые изображают на столе вместо вазы животных, другие – загромождают пространство старыми, ветхими, давно вышедшими из употребления предметами, но суть правильного натюрморта не в оригинальности идеи, а в овладении секретами игры света, цвета, фактуры, объема.
Законы композиции
Закон симметрии
Требует точного соответствия правой и левой части композиции. Нарушения равновесия рождает динамику, вносит в картину элемент беспокойства. Симметрия используется для выражения покоя.
Требует композиционной устойчивости.
Создается чередованием одного и того же предмета. Помогает передать стройность и непрерывность предмета.
Требует спокойных движений линии и масс, четких членений композиции по горизонтали и вертикалям.
Требует резкой смены направлении движения масс расположенных фигур в картине.
Закон подчинения второстепенного главному
Требует того чтобы определенный предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Центр внимания располагается по середине хоста, центра может быть два или более
Выделяется:
- использование светотени.
- Расстояние между фигурами.
- цветовые сопоставления.
Закон выделения зрительного центра
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая , закрытая, статичная композиция. Основные направления линии стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать каким-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линии и центра.
Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.
Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира, и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.
Типология композиции
Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.
Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция — это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.
Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.
Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ
Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций
Например, море — это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.
Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.
Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.
В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.
Формальная. Второе название — не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.
Слайды и текст этой презентации
ПРИЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ПЛАНОВОСТИ И ПРОСТРАНСТВА В ЖИВОПИСНОМНАТЮРМОРТЕ
Пространство
как композиционный фактор
Пространство в натюрморте — это среда, в которую погружены предметы, и существенный компонент их характеристики. В этой среде вещам и людям может быть тесно и просторно, уютно и пустынно. В ней можно увидеть жизнь или только ее отвлеченный образ
Елена Базанова
Tsukiyo Ono
Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре
Карпан Александр. Натюрморт с корзинкой . Бум., акварель. 55см x 75см. 2016 г.
Карпан Александр. Старое стекло. Бум., акварель. 50см x 70см. 2015 г.
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателяДальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются)глубина кажется более тёмной, чем передний план
Анна Иванова
Тональная перспектива
Тональная перспектива — понятие техники живописи Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства
Переход плоскости с вертикальной на горизонтальную(на поверхности которой располагаются предметы натюрморта) не имеет четких очертаний, пишется мягчеЭто позволяет добиваться иллюзию пространства, воздушной среды за предметами натюрморта
Особенности написания дальнего плана
Со стороны освещенной части предмета фон выполняется темнееЭто позволяет добиваться выразительности в прочтении объема предмета
А со стороны теневой части предмета фон выполняется светлееЗа счет этого за предметом образуется воздушная среда
Базанова Елена Серафимовна. Натюрморт с гранатами. Бум., акварель
Источник освещения
темнее
светлее
Тональная градация дальнего плана в натюрморте
Тональная градация дальнего плана в натюрморте (масляная живопись)
Тональная градация дальнего плана в натюрморте (материал акварель)
С. Андрияка. Натюрморт с тыквой. Бум., акварель, 2001
Тональная градация дальнего плана в натюрморте (материал акварель)
Особенности написания
первого плана
контраст теневой стороны и освещенной выражен сильнее, чем на дальнем плане более сильная детализация предметов
Особенности написания
первого плана
Особенности написания
первого плана
контраст теневой стороны и освещенной выражен сильнее, чем на дальнем плане более сильная детализация предметов
Carol Marine
К нижним углам картиной плоскости происходит тональное изменение
David Cheifet
От сгиба стола первого плана происходит тональное изменение — от светлого к темному
В центральной части композиции более сильная детализация элементов, составляющих первый план
Ближе к краю работы все контуры обещаются, смягчаются
На линии сгиба падающие тени от складок – узкие, контрастные по тонуЧем дальше от линии сгиба (вниз), тем падающая тень становиться шире, смягчается тоновой контраст
предметы кажутся уменьшающимися по мере их удаления от глаза наблюдателя;
Dean Fisher
Elizabeth Geiger. Tea and Port
предметы первого плана пишутся более четко контур предметов дальнего плана намечается мягче
Пространственный вид
Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один — пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение
При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:
- театральные действия:
- разработка интерьера помещений;
- проектирование ландшафтов;
- оформление стендов, выставочных павильонов и проч.
Организация пространства осуществляется двумя способами:
- Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
- Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.
Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:
- Объемы, которые создают данное пространство.
- Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.
Использование гуашевых красок
Декоративный натюрморт, гуашью написанный, позволяет зрителю насладиться многообразием и яркостью природных оттенков. Такое изображение создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, каковы особенности написания многоцветной картины в технике гуаши.
Остановимся на простом натюрморте, изображающем вазу и груши различных оттенков. Чтобы дальний план картины не казался слишком пустым, мы разместили там ткань.
Прежде всего, следует на листе бумаги произвести разметку очертаний стола. После этого намечаем «скелет» вазы. От качества построения натюрморта будет зависеть результат работы.
Соединив между собой точки «скелета», мы получаем первоначальное изображение вазы. Скругляем острые углы и прорисовываем все эллипсы. Намечаем очертания других предметов. Удаляем ненужные линии, например, невидимые контуры дальних эллипсов.
Закончив построение, начинаем выполнять декоративный натюрморт гуашью. Картинки могут быть выдержаны как в теплых, так и в холодных тонах. Мы решили отобрать для работы только теплые оттенки. Заполнение картины цветом начинаем с заднего плана – рисуем драпировку.
Для вазы используем различные оттенки коричневого цвета. Наносим на поверхность предмета тени и блики. Подбираем подходящие тона для груш (оттенки желтого и лимонного). Завершающим этапом является прорисовывание невыразительных участков и уточнение светотеней. Чтобы сделать картину более яркой, можно добавить в натюрморт еще один штрих – контурную обводку всех предметов. Для этого используются краски черного цвета.
Общие правила расположения объектов
Я вам сейчас дам сухую теорию, которую вывели умные люди и совершенно не знали художники. Почему не знали? Потому что все правила в искусстве – законы природы. Но некоторые люди их видят и становятся великими художниками, а некоторые – нет. Сейчас можно научиться, а не рассчитывать на природные таланты.
Правило третей
Это самое легкое, что можно придумать. Если вы фотографируете, то и сами знаете это правило, ну или интуитивно видите, на каких фотках оно нарушается.
В рисунке все тоже самое. Лист делится на 9 частей, две линии по горизонтали и две по вертикали. Ели на картинке будет один объект, то его лучше располагать на линиях или в центральном секторе. Если несколько – на линиях. Горизонт, как правило, располагается на нижней горизонтальной линии.
Естественно, многие нарушают это правило. Но, чтобы идти против правил, нужно как минимум эти правила знать, как максимум иметь хорошее природное чувство гармонии.
Золотое сечение
Вариант для продвинутых. Но на самом деле он более интуитивно понятен, хотя и его и сложнее выучить. Мы представляем, что на любой прямой объекты должны находится на расстоянии 38 частей от одного края листа и 62 – от другого. Чтобы получить красивую улиточку, нужно лист делить в данном соотношении, пока не закончится место. Смотрите:
Золотое сечение само по себе – идеальная природная пропорция. На самом деле большая часть природных объектов соответствует этой рассчитанной пропорции. Это деревья, раковины моллюсков, волны… возьмите свои фотографии и в половине вы найдете эту улиточку.
В рисунке придерживайтесь расположения объектов по улитке, это очень прокачает ваше чувство прекрасного и гармонии. Кажется сложным, но глаз быстро привыкает, ведь это заложено самой природой.
Треугольники
Это вариант золотого сечения, но он проще и понятнее. Вы мысленно или физически делите лист на треугольники, из углов идут перпендикуляры.
Далее у вас в картине должно быть три акцента и каждый вы располагаете в пределах соответствующего треугольника. Такие картины будут смотреться гармонично, а от вас не будет требоваться ни расчетов, ни чертежей.
Это основные правила композиции, то есть расположения объектов на листе. Классно работают, если у вас от 1 до 3 акцентов в картине.
Перегружена ли картина?
Некоторые картины кажутся симметричными, а некоторые вызывают удивление. Как полотно еще не накренилось? Это больше касается картин, где изображено большое количество объектов. Самый простой пример – натюрморт или баталии.
Самый банальный способ уравновесить вашу картину – расположить объекты треугольников. Один центральный и равномерно вокруг более мелкие объекты. Помните, что излишняя симметрия делает картину скучной.
Второй вариант хорошо работает в цветах. Расположите все объекты по кругу. Такая картина точно будет симметричной, особенно если вы не будете искусственно что-то выделять.
Диагональ или линия. Вот здесь хочется что-то положить на другой край картины, она выглядит несимметричной. Такая композиция тоже много где используется, но художники уравновешивают ее другими способами, а для новичков не рекомендую.
Если вы только начинаете рисовать, то старайтесь уравновешивать картину, при этом избегая излишней симметрии. И не забывайте про акценты.
Разновидности
Исходя из тех предметов, которые изображены на картине, различают следующие виды натюрморта:
1. Бытовой. Изображение посуды, кухонной утвари, продуктов питания.
Натюрморты с едой являются наиболее распространенными. Воспевать красивые, сочные продукты – это то же самое, что воспевать плодородную, щедрую землю и ее дары. Сначала на картинах изображали традиционные завтраки – сыр, хлебные изделия, фрукты. Зажиточные столы красовались пивом, вином, креветками, дичью. Картины с едой могут многое рассказать об эпохе или конкретных людях.
2. Рыбный, охотничий.
Продолжение идеи с завтраками. Начало положили голландцы, это была дань уважения морякам и рыболовам, а также охотникам – как простым людям, так и высшему сословию. Чаще сего такие рисунки заказывала буржуазия, чтобы показать свои богатства и умения.
3. Фруктовый овощной.
Больше всего можно встретить именно фруктовые натюрморты – яркие, сочные.
4. Цветочный.
Изображение растений, листьев, цветов. В основном не живых, но часто встречаются и растения в горшках. Изначально цветочный натюрморт был жанром голландских художников – торговля тюльпанами и живыми цветами была очень активна, но не все могли позволить купить себе достаточно дорогие цветы.
5. Суета сует.
Этот вид обычно объединяет в себе символы угасающей или ушедшей жизни – черепа, мертвых животных, увядшие цветы, фрукты и овощи, свечи, кресты, хлеб и вино как религиозные объекты (тело и кровь Христа). Такие картины были распространены в эпоху барокко, а каждый предмет был олицетворением религиозной символики.
Якоб де Гейн II. Ванитас (10)
1. Сюжетно-тематический. В композицию могут входить любые предметы, объединенные одной идеей: кухня (посуда, еда), сад (цветы, фрукты, скамейка, лейка), день рождение и т.д.
2. Ученый.Натюрморт, в котором основными объектами становятся книги, карты, канцелярские принадлежности определенного времени. Это направление получило развитие в век изучения химии, математики и физики, а также было связано с расширением географии, путешествиями.
3. Учебный (академический, постановочный).Сочетание абсолютно разных предметов, часто имеющих конкретные геометрические формы. Круг – обычный шар, мяч, мандарин, яблоко. Прямоугольник – коробка, книга. У такого натюрморта есть определенная направленность – научить будущего художника изобразительной грамотности, основам рисунка, видению объемов и форм.
4. Творческий.Выполненный в свободной тематике, технике, подбор предметов также не имеет значения. Такие натюрморты часто бывают выдуманными, фантазийными, предполагают творческий подход.Также следует различать натюрморты по другим признакам:
1. В зависимости от места положения: интерьерный, кухонный, пейзажный, постановочный.
2. По колориту: теплый и холодный.
3. По цвету: черно-белый, однотонный, цветной, смешанный, тональный (с преобладанием серых и коричневых тонов, в голландском «темном» стиле).
4. По рисунку: реальный, графический.
5. По времени: краткосрочный и долговременный.
6. По качеству: реальный, выдуманный, фантастический, декоративный.Назвать четкие границы разновидностей натюрморта невозможно. Как и в любом другом жанре, большинство творческих людей, особенно современников, работали в разных техниках и жанрах.
Натюрморты, даже самые сюрреалистичные, отличаются определенной детальностью, эстетичностью, очень продуманы и подчеркивают простоту или роскошь вещей. Обычный быт разных эпох всегда вызывал интерес у людей
Неважно, чей это был быт – простых небогатых людей, или очень обеспеченных. Жанр натюрморта всегда будет востребован
Он универсален и никогда не потеряет своей актуальности. Именно он является основным с самого начала зарождения искусства. И неважно, что изображено на картине – реальность или выдумка. Натюрморт это классика живописи, но в любом случае, художники имеют право отходить от стандартов, чтобы показать всю красоту окружающего мира.
История развития
Изначально понятие натюрморт появилось как объект изучения академической живописи. То есть именно на неживых предметах обучались искусству рисунка ученики художественных школ, да и просто любители.
Но окружающие предметы рисовали все художники – начиная с пещерных времен. Даже египтяне рассказывали в своих рисунках о быте фараонов. Греки и римляне донесли до нас через античные фрески и мозаики информацию о быте людей того времени. Но как жанр этот вид рисунка еще не оформился. Он развивался дальше и рассказывал о том, как живут люди каждый новый век.
Со временем в задачи художника стало входить не только реальное изображение предмета, его внешнего облика. Через натюрморт можно выразить отношение живописца к этому миру, к происходящим вокруг событиям. Именно поэтому в первое время чаще всего на натюрмортах изображали национальный быт той страны, в которой проживал художник.