2. Место, место, место
Когда вы определились с целью съемки, вам станет гораздо проще определиться с местом. Подумайте о том, что подойдет к стилю фотосессии, например, какое-нибудь живописное открытое пространство, у реки, у озера, на холмах или в парке?
Возможно, вы хотели бы представить свою модель в самом сердце шумного города, среди архитектуры, транспорта и толп людей? Можно также снимать в помещении. Большие комнаты обычно ярче (многие из них просто имеют больше окон) и дают вам ощущение пространства для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут, когда вам требуется больше теней и настроение помрачнее. Не забудьте использовать окружающие вас конструкции, особенно в помещении, такие как двери, окна, лестницы и колонны – все это может помочь вам создать структурную поддержку в изображении.
Совместите ракурс и одежду в едином образе
Даже явные изъяны тела в таком плотно облегающем виде одежды, как купальник, могут быть скрыты ловким поворотом корпуса и пониманием плюсов и минусов ракурса даже при не самом идеальном телосложении.
У Бонни более 811 тысяч подписчиков в Instagram и более 28,6 тысячи поклонников в Facebook. Одним из главных преимуществ ее подписчиков является то, что она очень часто публикует контент. Вы найдете обновления и советы о том, как лучше всего позировать и каких ловушек следует избегать.
Многие советы Бонни касаются в основном того, чтобы быть уверенным перед камерой, демонстрировать свои самые лестные стороны, а также создавать художественные и динамичные, а не обыденные или блеклые кадры.
Как фотографировать портреты в пасмурную погоду
Список разделов / Для фотографов / Как фотографировать портреты в пасмурную погоду
Как фотографировать портреты в пасмурную погоду?
Для съемки портрета с естественным светом самое главное — это правильно выбрать направление света, чтобы свет красиво ложился на лицо модели. Поскольку естественный свет исходит от солнца, у фотографа не так много возможностей по изменению положения источника света.
Солнце мы переставить не можем, однако можем выбрать время дня (в утренние и вечерние часы солнце находится ближе к горизонту, что дает более приятный свет, который падает сбоку).
Если же съемка назначена в середине дня, то единственный способ управлять направлением света — это перемещать модель относительно источника освещения.
Основная рекомендация при съемке портрета на улице — это избегать верхнего освещения, когда солнце находится строго над головой модели, и свет падает сверху вниз. В такой ситуации под глазами оказываются некрасивые тени, а сами глаза теряют блеск из-за недостатка освещения. В результате портреты выглядят безжизненно и неинтересно.
Вторая проблема — это качество света. В зависимости от погоды свет может быть либо жестким и интенсивным (в яркий солнечный день), либо мягким и рассеянным (в пасмурную облачную погоду). С жестким светом с одной стороны сложно работать при съемке портретов, потому что при неправильном выборе направления света он создает очень глубокие резкие тени, которые выглядят непривлекательно, особенно если вы снимаете портрет девушки или ребенка.
Лучший ракурс при съемке с жестким светом — это попросить модель повернуть лицо на свет и поднять подбородок вверх, таким образом свет равномерно заполнит лицо. Такое освещение часто используют в фэшн фотографии (можно имитировать в студии при помощи портретной тарелки).
Мягкий же свет более равномерно ложится на лица и создает мягкие светотеневые переходы, поэтому мягкий свет — это беспроигрышный вариант.
С другой стороны, в облачную погоду не хватает цвета и контраста, цвета на фотографии выглядят очень серыми, в отличие от ярких жизнерадостных фотографий в солнечную погоду. Зато добавить контраста и насыщенности фотографиям можно при обработке.
Но даже в пасмурный день направление света будет не самым благоприятным, потому что он падает сверху. Солнечный свет рассеивается сквозь облака и ложится сверху вниз. В результате под глазами модели оказываются неприятные тени. Они довольно мягкие, но все равно из-за нехватки света в глазах модели фотография выглядит блекло.
Поэтому при съемке портрета на улице старайтесь искать такие места съемки, где свет падает не сверху, а под углом, ближе к горизонтальному. Самый простой пример — это арка или тоннель. Отверстие (вход) в арку имитирует огромное окно или софтбокс, через который свет проходит внутрь. При этом если модель расположить внутри арки, перекрытие полностью блокирует верхний свет. Таким образом вы легко поменяете направление света, просто переместив модель в нужную точку съемки.
Аналогичные места для съемки можно найди в городе под козырьком магазинчика или кафе, в парке в открытой беседке или даже под ветвями больших деревьев. Более подробно про освещение и выбор точки съемки в пасмурную погоду смотрите в видеоуроке «Как фотографировать портрет в пасмурную погоду»
Как правильно выставить свет – популярные схемы
Есть готовые схемы света в студии, используя которые несложно быстро добиться правильного эффекта, не тратя время на выбор местоположения светильников. Можно разобраться в нескольких, чтобы подобрать те, которые больше всего подходят под определенные условия.
В этом случае потребуется три осветительных элемента. Основной располагается спереди слева и ставится под углом примерно 45 градусов. Причем, свет не направляется на объект съемки, а отражается от зонта, создавая рассеянный световой поток. Сзади ставится пара стрипбоксов с обеих сторон под углом 45 градусов. Перпендикулярно им со стороны фона устанавливаются два белых задника, которые отражают контровое освещение и тем самым добавляют объема портрету или композиции. Что касается заднего освещения, его можно менять за счет регулировки высоты отражающего зонта.
Если для обеспечения оптимального эффекта нужно сделать фон светлым, на него под углом 45 градусов направляются два светильника. Спереди перпендикулярно им ставятся белые экраны, чтобы исключить засвет объекта съемки. В качестве фронтального света используется отражающий зонт, который ставится спереди слева. Такая схема позволяет выделить все до мельчайших деталей и обеспечивает высокие показатели контрастности.
Очень простая схема, применяемая для съемки человека в полный рост. Сюда лучше всего подойдет октобокс высотой 180 и шириной 30 см. Его можно ставить с любой стороны от человека, или попробовать оба варианта и выбрать более удачный. За счет того, что фон не подсвечивается, он получается темно-серым.
Вариант, подходящий для портретной съемки, который также не требует большого количества осветительного оборудования. Лучше всего подойдет октобокс, расположенный справа под небольшим углом. Справа и слева от места съемки ставятся две большие белые панели, которые будут отражать свет и заполнять им все пространство. Хорошее решение для классической портретной съемки.
Если нужно выделить фон, можно попробовать эту схему. Задняя часть подсвечивается светильником, на который надет рефлектор-соты. Это позволяет создать блики, оживляющие фон, а если использовать цветные фильтры, можно добиться необычных эффектов. Человека подсвечивает стрипбокс, который ставится слева сзади под углом 45 градусов, за ним располагается экран, чтобы свет не распространялся на фон.
Интересное решение, создающее акцент на человеке за счет отраженного света. В этом случае софтбокс ставится сзади правее и направляется на фон под углом. По сторонам располагаются две большие ширмы белого цвета, которые мягко рассеивают свет и аккуратно прорабатывают все детали.
Схема для ростовой съемки, обеспечивающая равномерное освещение по вертикали. Потребуются два ростовых стрипбокса, основной располагается спереди и слева, дополнительный сзади правее. Для исключения лишнего отраженного света по сторонам ставятся две светопоглощающие ширмы темного цвета.
В этом случае основной свет дает портретная тарелка, на которую надеты соты для направленного светораспределения. Фон подсвечивает рефлектор небольшой мощности, который ставится под углом. За счет такого расположения источников света создаются четкие линии, можно менять общую атмосферу за счет задней подсветки. Поглощающие панели по сторонам делают свет жестче.
Полезные видео.
Подобрать студийный свет несложно, если разобраться в особенностях оборудования и найти оптимальную схему для фотосъемки. Главное – обеспечить качественное основное освещение и грамотно расположить вспомогательные элементы.
Немного теории. Какими бывают портреты?
Портреты бывают в полный рост, «поясной» (фото по пояс) или классический (по плечи). Портрет может быть постановочным, репортажным или официальным. Портретные снимки для документов — это тема отдельной статье, в ближайшем будущем мы обязательно ее затронем.
Постановочный портрет снимается в условиях студии или фотоателье, где фотограф имеет все, что необходимо для творчества: аппаратуру и оптику, осветительные приборы. В этом случае вряд ли уместно будет фотографировать смартфоном, когда под рукой несколько полноценных фотоаппаратов. Впрочем, постановочный портрет не всегда снимается в таких замечательных условиях (улица, природа и естественное освещение), а значит некоторые принципы студийной съемки мы можем позаимствовать для мобильной фотографии.
Репортажный портрет значительно отличается от студийного своей непосредственностью и динамичностью, а также включением в кадр обстановки, в которой живет или работает человек. Причем обстановка здесь не просто композиционный материал, заполняющий картинную плоскость. Она должна много рассказать о человеке, о его профессии или любимых занятиях с тем, чтобы углубить или расширить образную характеристику. Иными словами, как сделать идеальный репортажный портрет? Не иначе, как фотографировать смартфоном. Ведь именно мобильная съемка позволяет сделать снимок «врасплох», хотя, конечно, человек знает о съемке и готов к ней.
Официальный портрет. Здесь нам нужно показать не только характер и особые, присущие данному человеку черты, но также и его заслуги, достижения. Если не говорить о крупных военачальниках, чьи портреты висят в музеях, вспомните портреты руководителей организаций для веб-сайтов, периодических изданий (журналов и газет). Мобильная портретная съемка здесь будет очень кстати.
Пожалуй, главная идея о том, как фотографировать смартфоном и получать непревзойденные портреты, заключается в следующем. Создание портретов основано на наблюдении и непосредственно запечатлении характерного состояния человека, его деятельности, общения с другими людьми, природой и так далее. Это достигается, прежде всего, выбора точки съемки, крупности плана, момента съемки, соотношения объекта и фона. Качество каждой мобильной портретной работы в значительной мере определяет выражение лица и поза портретируемого.
Подбор образа и стиля
Следующее сообщение модели, после предложения стать объектом съемки, — «что у тебя по одежде?»
Прошу человека прислать мне фотографии своего гардероба. Затем показываю то, что мне нужно, образ и стиль, как я его вижу. Показываю собранный мною мудборд. В основном, выбираю одежду многослойную и однотонную, с хорошей фактурой, матовую. Если у человека нет подходящей одежды, мы ищем ее у друзей, либо покупаем в магазине, на следующей день возвращаем, не отрывая бирки и используя ее предельно аккуратно.
На съемку всегда подбираю пару образов, чтобы можно было миксовать стиль и кардинально меняться в кадре. Так съемка выглядит более многогранной и насыщенной.
Крутые кадры состоят из крутых деталей.
Важный аспект здесь — аксессуары: браслеты, шарфы, подвески, шляпы, часы.
С ними так же можно играть в кадре, это отличные триггеры.
5. Используйте свет себе на пользу
Есть еще несколько техник, которые вы можете испробовать, дабы получить от имеющегося света по-максимуму. Когда бы я ни работал с естественным освещением, я всегда ношу с собой отражатель. Он может быть чрезвычайно полезен для портретов, т.к. вы будете иметь возможность перенаправить часть света со стороны на лицо модели, подчеркнув ее ключевые черты, не ослепляя ее и не заставляя смотреть прямо на солнце.
В ясные солнечные дни стоит также попробовать поработать с контровым светом, когда солнце расположено прямо за вашим объектом. И опять же, отражатель тут пригодится, если вы захотите достичь теплого свечения по контуру модели и при этом обеспечить фронтальную подсветку лица.
Также помните, что у вас есть возможность использовать тени в портрете. Кадр в тени под деревом может оказаться именно тем, что вам нужно, когда прямые солнечные лучи слишком яркие, только проверьте, чтобы тени были распределены равномерно, дабы избежать темных пятен.
Тени также являются отличным способом усиления контраста, что может быть достигнуто, если источник света направлен на вашу модель сбоку. Только убедитесь, что они не скрывают какие-то ключевые черты.
Используйте низкую экспозицию
При съемке портретов рекомендуется использовать низкую экспозицию, что позволит размыть фон и выделить объект на фото. Многие модели зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов позволяют вручную настраивать f-число (его еще называют f-стоп). Меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).
Подобного эффекта можно добиться, используя режим портретной съемки в iPhone 7 Plus или опцию Selective Focus в Samsung Galaxy S8.
Освещение для портретной съемки [ править ]
Есть много способов осветить лицо объекта.
Трехточечное освещение править
Трехточечное освещение — одна из самых распространенных схем освещения. Традиционно он используется в студии, но фотографы могут использовать его на съемочной площадке в сочетании с естественным освещением . В этой настройке используются три источника света: ключевой свет, заполняющий свет и задний свет, чтобы полностью выделить детали и трехмерность деталей объекта.
Ключевой свет править
Ключевой свет, также известный как основной свет, размещается слева, справа или над лицом объекта, обычно от 30 до 60 градусов от камеры. Назначение ключевого света — придать форму и подчеркнуть определенные особенности объекта. Расстояние основного источника света от камеры контролирует ослабление света и глубину теней.
Заполните свет править
Заполняющий свет, также известный как вторичный основной свет, обычно размещается напротив основного света. Например, если основной источник света расположен на 30 градусов камеры-влево, заполняющий свет будет размещен на 30 градусов вправо от камеры. Назначение заполняющего света — бороться с сильными тенями, создаваемыми основным источником света. Интенсивность заполняющего света может быть равна интенсивности основного света, чтобы полностью устранить тени, или менее интенсивной, чтобы просто уменьшить тени. Иногда в качестве заполняющего света может служить отражатель, а не фактический свет.
Подсветка править
Задний свет, также известный как свет для волос , помогает отделить объект от фона и выделить волосы. В некоторых случаях фотографы могут использовать светильник для волос для создания бликов от линз или других художественных эффектов.
Освещение в высоком и низком ключе править
Высокий ключ править
Освещение в высоком ключе — это метод, используемый для получения изображения, которое в основном не содержит теней и имеет фон более яркий, чем объект. Освещение в высоком ключе обычно подразумевает использование всех трех источников света (или более) в схеме трехточечного освещения.
Сдержанный править
Сдержанный портрет.
Сдержанное освещение — это метод, используемый для получения изображения, на котором освещена только часть объекта, есть темные тени и фон темнее, чем объект. Сдержанное освещение обычно предполагает использование только одного источника света в трехточечной схеме освещения (хотя иногда и двух).
Режиссер Йозеф фон Штернберг использовал освещение в виде бабочки, чтобы подчеркнуть черты Марлен Дитрих в этом культовом кадре из Shanghai Express , Paramount 1932.
Освещение бабочки править
Освещение бабочки использует только два источника света. Ключевой свет помещается прямо перед объектом над камерой (или немного сбоку) и немного выше, чем ключевой свет при трехточечной настройке освещения. Второй источник света (чаще отражатель, чем настоящий источник света) помещается в виде заливки прямо под камерой (или немного с противоположной стороны).
Это освещение можно распознать по сильному свету, падающему на лоб, переносицу, верхние щеки, а также по отчетливой тени под носом, которая часто напоминает бабочку и, таким образом, дает название этой технике освещения.
Освещение в виде бабочки было фаворитом знаменитого голливудского портретиста Джорджа Харрелла , поэтому этот стиль освещения часто называют освещением Paramount .
Большинство источников света, используемых в современной фотографии, представляют собой своего рода вспышки . Освещение для портретной съемки обычно рассеивается, отражаясь от внутренней части зонта или используя софтбокс . Софтбокс представляет собой тканевый бокс, в котором заключена головка фотостробоскопа , одна сторона которой сделана из полупрозрачной ткани. Это обеспечивает более мягкое освещение для портретной работы и часто считается более привлекательным, чем резкий свет, часто отбрасываемый открытыми вспышками. Волосы и фоновое освещение обычно не рассеиваются
Более важно контролировать попадание света на другие части объекта. Сноуты , двери сараев и флаги или гобоПомогите сфокусировать свет именно там, где фотограф хочет
Фоновые источники света иногда используются с цветными гелями, размещенными перед источником света для создания цветного фона.
Использовать свет в собственных интересах.
Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить наибольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.
В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигуры Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.
Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.
Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.
Практические советы
Разнообразие окружающего пространства подталкивает творчески подходить к вопросу его использования. Здесь нет правильных действий, в этом и заключается творчество. Любой прием может найти свое применение. Из любого правила можно сделать исключение ради достижения лучшего результата. Все же, начинающий портретист может испытывать некоторые трудности на своей первой фотосъемке. В помощь ниже приведены некоторые практические советы для съемки портрета:
- Размытие фона зависит, кроме прочего, и от расстояний: от фотоаппарата до объекта и от объекта до фона. Боке будет сильнее, если от объекта до фона будет большое расстояние, а от фотокамеры до объекта – маленькое. В идеале соотношение 1 к 3, не меньше;
- Сам фон размывать не только красиво, но и выгодно. Снимая портреты в городской черте, не всегда можно найти подходящую локацию. В таких случаях выручает именно размытие фона, тогда выигрышно будет смотреться даже граффити на стене. Вторым помощником является зум, увеличьте его. Чем меньше объектов будет в кадре, тем больше внимания возьмет на себя модель;
- Не всегда фокусное расстояние в 80 мм или около того является залогом успеха. Если модель выгодно контрастирует с окружением или гармонично в него вписывается, является частью экспозиции, то съемка на широком или околошироком угле может смотреться выразительно. Такие объективы уже давно есть в арсенале свадебных фотографов;
- Для создания объема используйте три плана — передний, объект съемки и задний. Мы привыкли фотографировать модель на каком-либо фоне, однако если в непосредственной близости от объектива расположить в расфокусе какой-то объект – снимок будет объемнее;
- В солнечный день, когда от прямых лучей никуда не деться, уйдите в тень деревьев. Можно найти место, где на модель сквозь кроны деревьев или кусты будет попадать рассеянный свет, создавая эффектные блики;
- При необходимости использования встроенной вспышки фотоаппарата, в качестве заполняющего света используйте лист белой бумаги. Свет вспышки, проходя через него, рассеется и заполняющий свет будет более мягким;
- Съемка ночных портретов тоже отличается некоторыми хитростями. В большинстве фотоаппаратов есть предустановленный режим для таких случаев, не стоит им пренебрегать. Алгоритм его действия таков: фон (обычно это ночные витрины магазинов, огни) прорабатывается с помощью выдержки, а модель подсвечивается вспышкой. Для этого мощность вспышки автоматически устанавливается меньшей, чтобы не допустить пересветов. В зеркальных фотоаппаратах существует возможность установить синхронизацию вспышки по второй шторке. При таких настройках подсветка происходит в конце экспозиции, не влияя на настройки выдержки вначале. Если режима ночного портрета в фотоаппарате нет, то можно использовать режим «ночь», который по алгоритму близок к вышеописанному;
- При съемке фотокамерой с достаточно светосильным объективом, когда ГРИП очень мала, детально рассмотрите первые полученные результаты на 100% увеличении. Проверьте, не получили ли вы промаха фокуса по глазам. Кроме того, при фокусировке можно использовать режим увеличения и Live View для контроля глубины резкости.
Всегда смотрите в глаза
Глаза неспроста называют зеркалом души, в портретной фотографии очень многое можно передать через взгляд персонажа, поэтому при съемках, часто внимание и акцент делается именно на глаза. Точно так же важен и фокус — если изображение четкое и яркое, но глаза не в фокусе, суть картинки теряется
При помощи взгляда можно передать и настроение, и идею кадра, благодаря направлению его, можно построить композицию. Словом, возможности ограничены только воображением фотографа.
В камерах Sony есть очень удобная функция — -Eye AF, которая позволяет сфокусироваться на глазах персонажа. Кроме того, можно использовать гибкие точки фокусировки, чтобы расположить фокус на глазу. Таким образом, вне зависимости от глубины резкости, глаза всегда находятся в фокусе.
Как сделать портретное фото: правила съемки
Грамотная настройка техники не всегда является гарантом успеха, порой фотографам не хватает знания композиции, тонкостей работы с моделями и других нюансов. Чтобы попасть «в яблочко», изучите чужой опыт и воспользуйтесь практическими советами, как фотографировать портрет:
Общайтесь с моделью
Важно постараться разглядеть в объекте живого человека со своей судьбой и неповторимым характером. Профессиональные фотографы говорят, что хорошие кадры начинают получаться только через час-полтора после начала съемки
Расположите к себе модель — люди не могут расслабиться и привыкнуть к незнакомцам сразу, им надо дать время раскрыться.
Изучите правила композиции. Учитывайте направление взгляда человека — если он смотрит вправо, то там должно оставаться место, не обрубайте кадр. Также помните, что главный объект не размещают в самом центре, это делает снимки неживыми и неинтересными.
Выберите точку съемки. Как вы будете фотографировать? Сверху, снизу, справа или слева. Близко или издалека. Зачастую оригинальная точка съемки позволяет сделать удивительные портреты.
Поработайте со светом. Если вы фотографируете в помещении с одним источником света, то для портретов отлично подходит переднедиагональное освещение. Например, обычный свет из окна, который падает на человека сбоку и немного спереди. Лицо будет выглядеть объемным и естественным. Для съемок в вечернее время можно остановиться на контровом свете. Чтобы поиграть с разными источниками, используйте софтбоксы, внешнюю вспышку и отражатели.
Экспериментируйте. Пробуйте разный свет, ракурс, точку съемки, настройки. Даже самые странные идеи могут в итоге принести прекрасный результат. Также попросите модель чаще менять позу.
Снимайте сериями. Иногда хороший в плане ракурса и позы кадр портит выражение лица или снимок банально не в фокусе. Этого нетрудно избежать, если фотографировать сериями — делайте несколько кадров в каждом ракурсе, тогда будет выбор.
Фотографируйте в RAW-формат. Это облегчит обработку портретов и даст больший простор для фантазии в процессе редактирования. Например, если надо исправить красные глаза, заменить фон или добавить какой-то интересный эффект.
Настраиваем камеру
Портреты необходимо снимать с параметрами, создающими малую глубину резкости. Это означает, что диафрагма должна быть открыта, а ее значение начинается от f 2.8. Это нужно для того, Человек в кадре получился резким, а задний фон размылся как можно лучше. Следует помнить и про расстояние, на котором вы снимаете модель — от него зависит глубина резкости кадра. Обычно, в классическом портрете, резкость добавляют глазам и в целом лицу человека. Для съемки портрета, на котором расположены несколько человек, рекомендуется закрывать диафрагму до значения от f 8-f 11 и даже больше — это позволит сделать каждого участника фотосессии резким.
Что касается выдержки, то при съемки людей она не должна быть слишком длинной, тем более, если речь идет о фотосессии с детьми, которые отличаются особой подвижностью и неусидчивостью. Поскольку ни один человек не сможет долго находиться в одном и том же положении, не дыша, то риск получить не самые резкие фотографии при длинной выдержке очень велик. Еще одним аргументов в пользу короткой выдержки можно назвать психологическую неготовность многих моделей подолгу стоять в ожидании готовности кадра — это может сильно напрягать. Чтобы поймать короткий момент с по-настоящему искренними выражениями лица, выбирайте короткие значения и получайте в итоге резкие и интересные фотографии. Для детей стоит выбирать значение не более 1/250 с, а для взрослых — чуть длиннее. Не забывайте о том, что на резкость влияет освещение в кадре.
Настраивая ISO, не поднимайте его слишком высоко. Отлично подойдет значение ISO 100. Фокусироваться при портретной съемке необходимо именно на глаза, а не на близлежащие части лица вроде носа, лба или рта
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо использовать ручной режим выбора точек фокусировки, который поможет акцентировать внимание зрителя на взгляде модели
Пасмурная погода
Свет в пасмурную погоду обычно мягкий и холодный, поскольку источником света является небо в целом, а прямой солнечный свет отсутствует. Как следствие, текстуры выглядят значительно менее выраженно, а отражения на гладких поверхностях значительно более рассеянные и смягчённые. Цвет при таком освещении значительно более подвержен влиянию света, отражённого от близлежащих объектов, так что предметы, скрытые листвой, могут даже приобрести зеленоватый тон.
Многие фотографы избегают подобного освещения, но зачастую это является ошибкой. Например, в зависимости от степени облачного покроя, яркий рассеянный свет может оказаться идеальным для портретов на природе и фотографий дикой природы (если не забыть скорректировать холодный баланс белого), поскольку он не создаёт жёстких теней на лице. Кроме того, яркий рассеянный свет может также улучшить снимки крупного плана (например, цветов), поскольку внешний вид и насыщенность цветов от такого освещения обычно выигрывают. Кроме того, низкоконтрастный свет может лучше подойти для освещения предмета, который сам по себе высококонтрастен, то есть содержит как тёмные, так и яркие цвета.
Съёмка в пасмурную погоду как правило подразумевает исключение серого неба из кадра — разве что облака сами по себе создают настроение и имеют выразительную текстуру. Поскольку тени играют заметно меньшую роль, создать ощущение глубины может оказаться непростым делом — так же, как и в сумерках — но в этом случае не требуется компенсировать пастельное освещение. Снимки, сделанные камерой, могут выглядеть более синими, чем хотелось бы, так что предпочтительна съёмка в формате RAW с последующей коррекцией баланса белого. Аккуратное использование инструментов коррекции уровней яркости и тональных кривых также может быть полезно, если в отпечатке захочется достичь более высокого контраста.
Необходимая техника для портретного фотографа
Когда вы выходите на новый уровень, без профессиональной технике не обойтись. Давайте составим список, что необходимо портретному фотографу для съемки:
- Камера: высокого и среднего сегмента, преимущественно зеркальная, с хорошим зумом. Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы можете получить искаженные пропорции модели. Также понадобится портретный объектив с мягко рисующей оптикой.
- Отражатель: основная его задача – выравнивать освещённость в кадре и нейтрализовать ненужные тени. Он бывает в черном, золотом, белом и серебряном цветах.
- Внешняя вспышка.
- Штатив: монопод, трипод, струбцина, прищепка. Для портретной съёмки вам подойдет трипод.
Помните золотое правило: наличие дорогой техники не сделает из вас профессионала. Хорошему фотографу обязательно нужно учитывать такие аспекты, как свет, композиция, фон, настроение модели. Умение владеть техническими параметрами камеры (выдержка, диафрагма, баланс белого). Ну и конечно, много обучаться и практиковаться.
Контакт играет ключевую роль.
Крайне важно — то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку
Разговоры, обсуждение идей съемки — это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.
Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.
Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.
9. Тип света
Не думайте, что каждый случай работы с естественным освещением будет одинаковым. Качество и цвет света меняются в зависимости от времени суток, сезона и погоды. В одни дни у вас будет теплый желтый свет, в то время как в другие естественное освещение будет иметь синий оттенок.
Тут и вступает в игру баланс белого. Вы можете использовать настройки в камере, чтобы адаптировать имеющиеся условия под тот тон, который вы хотите получить. Я всегда предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время пост-обработки, хотя предустановки в камере также служат отличным ориентиром с множеством доступных вариантов.
Снимайте в формат RAW
Мы часто говорим о том, что RAW — наиболее выгодный формат для съемки. Независимо от того, какие именно кадры вы стремитесь снять, именно этот формат позволит добиться лучшего качества и больших возможностей при пост обработке. Они весят больше остальных и потребуют больше свободного места на карте памяти, однако преимущества в этом случае сильно перевешивают.
По сути, RAW файлы можно описать как своего рода негативы пленочных фотографий. После того, как вы скачиваете их непосредственно с камеры, их можно редактировать и добавлять контраст, вытягивать цвета, тональность и прочее, не влияя при этом на оригинал. JPEG формат, который снимают все камеры — это сжатый формат, в котором снижено качество. А с качеством теряется и важная информация. Для таких задач, как социальные сети, например, фотографий JPEG хватит с лихвой, хотя стоит помнить, что каждый раз, когда мы уменьшаем и меняем такой кадр, мы теряем данные. Так что, если мы говорим о серьезной фотографии, об альбомах, печати и так далее, мы подразумеваем, что работа начнется именно с RAW фотографии.
Создаем композицию
В портретной съемке, как и в других жанрах, действует классическое композиционное правило третей, которое подразумевает деление кадра на 9 одинаковых квадратов, где взгляд падает на четыре центральные точки
Конечно, каждый вправе сам решать, какими будут его снимки: кому-то важно показать красоту модели, кому-то — цвета и тени, а кто-то хочет обратить внимание зрителя на фон и другие детали. Вносить что-то свое в композицию фотографии вполне допустимо, но помните о том, что кадр должен быть гармоничен и уравновешен
Размещайте объекты на воображаемой “сетке” таким образом, чтобы важные элементы находились на выигрышных точках.
Не забудьте поработать над фоном: чаще всего подходит именно нейтральный или однотонный задник без пестрых пятен и множества цветов, который не будет отвлекать от самого главного. Но авторская задумка может быть и таковой, что фон оказывается одним из ключевых элементов фотографии: в таком случае, сделать его заметным и абстрактным просто необходимо.
Для того, чтобы грамотно заполнить кадр, обращайте внимание на направление взгляда модели. То есть, когда человек смотрит в левую сторону, постарайтесь оставить слева как можно больше пустого пространства, так, чтобы взгляд не упирался в край фотографии
Правильное кадрирование
Если фотография и само тело модели обрезаны без соблюдения основных правил кадрирования, то на выходу получается снимок, которые может показаться неряшливым и незавершенным. Для портретов разных планов есть свои особенности обрезки изображения:
крупный план с портретом по плечи снимается примерно по грудь и ни в коем случае не по шею. Голову же можно немного кадрировать и разместить глаза на уровне верхней линии сетки. Для того, чтобы не сделать человека выше или ниже, а показать его фигуру нейтральной, держите камеру на уровне его глаз;
средний план с портретом по пояс кадрируется по бедрам
Здесь важно оставить некоторое пространство над головой модели, чтобы его отсутствие не давило на силуэт. Для корректной передачи роста и пропорций тела рекомендуется держать фотоаппарат на уровне плеч модели;
общий план с ростовым портретом представляет собой фотографию в полный рост
Для того, что кадр не казался тесным, требуется оставить еще больше пространства вокруг модели, чем в предыдущих случаях. Взгляд лучше разместить в верхней трети или немного выше. Камеру необходимо держать на уровне груди.
Старайтесь в фотосессии с одним человеком использовать самые разные крупности планов и экспериментировать с ними — тогда фотоснимки не получатся однотипными и скучными.
Самое важное правило с кадрировании любого портрета — не обрезать фотографию по суставам: локтям, коленям и кистям, а также по шею. Обрезаем либо выше, либо ниже этих линий
Сюда же относим фотографии по пояс — их тоже делать не стоит.