Можно загореть через стекло автомобиля или окна
Ультрафиолет проникает через барьер автомобильного стекла, часто окна приоткрывают, на кожу попадают лучи. Результат: близкие к окну покровы, приобретают темный оттенок.
Проблема автомобилистов — загар на одной руке, близкой к окну. Дальнобойщики утверждают, что лицо с одной стороны стареет быстрее.
Можно ли загореть через лобовое, боковое стекло автомобиля:
- Стекло автомобиля состоит из материала, идентичного тому, что используется при постройке дома, не пропускает лучи определенного спектра, значит получить загар сложно.
- Через стеклянный барьер проникает альфа, потемнению кожи не способствует, приводит к покраснению покровов, краснота возникает не всегда.
- Летом находиться в закрытой машине тяжело, водители открывают окна. Результат: в салон попадает ультрафиолет, помогает получить загар, распределяется он не равномерно.
Что такое эффект фотостарения, почему наблюдается у водителей:
- в салоне авто, сквозь стекло, кожа подвергается воздействию ультрафиолета, что не приводят к загару;
- вместо оттенка бронзы появляются морщины, солнце старит, результат заметен если посмотреть фотографии дальнобойщиков, водители больше времени проводят за рулем.
Фотостарение приводит к появлению морщин, располагаться они могут асимметрично. С одной стороны лица. Что портит внешний вид, приводит к развитию комплексов.
Используйте штатив
Когда я говорю своим ученикам про использование штатива для портретной фотографии, то часто сталкиваюсь с недопониманием и вопросом, ЗАЧЕМ?
Многие фотографы считают, что использование штатива ограничивает их творческий потенциал. Но я расскажу вам две причины, по которым я рекомендую использовать его в некоторых случаях, ну а использовать его вам или нет, решайте сами.
Во-первых, использование штатива заставляет вас замедляться.
Порой это необходимо!
Вам будет проще проверить все настройки, проанализировать свет и сделать пробный снимок. Поверьте, вы получите лучшие результаты, когда вы немного замедлитесь и подумаете, прежде чем нажать кнопку спуск.
Во-вторых, вы можете выбраться из-за камеры и сойтись лицом к лицу с моделью.
Если вы хотите получить наилучшие эмоции модели и установить с ней взаимопонимание — это чертовски сложно сделать, когда вы не можете посмотреть в глаза портретируемому.
Используйте штатив для лучшего зрительного контакта и связи с вашей моделью.
Сделайте несколько снимков без штатива, попросив модель начать позировать. А теперь попробуйте установить камеру на штатив, сфокусируйтесь на модель, выставьте все настройки и просто общайтесь с моделью. Вовлеките модель в разговор и сделайте несколько кадров
Смотрите, какие изображения лучше, в каком случае более натуральнее эмоции? Но что еще более важно, спросите модель, в каком случае ей было комфортнее фотографироваться
ПРИМЕЧАНИЕ. Не забудьте отключить функцию стабилизации изображения при использовании штатива. Это может привести к смазанным кадрам, именно так ведет себя стабилизатор, когда камера закреплена на шативе.
Знаки, предупреждающие об опасности
1. Черная кошка
Черная кошка, перебежавшая вам дорогу, является предвестником надвигающегося невезения.
В эту примету люди верят на протяжении многих веков. С чем же связано столь предвзятое отношение к черным котам?
И хотя многие люди держат кошек в качестве домашних животных, именно черные кошки конкретно были идентифицированы как символ неудачи.
Так считалось, главным образом, потому, что именно они были любимыми питомцами ведьм, которые существовали в древние времена.
Ведьмы не были хорошими людьми, их не любили и их боялись. Именно поэтому черных кошек связывают с неудачами и предвестниками чего-то недоброго. Эти животные вызывают ассоциации с ведьмами.
Лучше гор могут быть только горы…
Статусы про горы ставят те люди, которые любят их и ни раз покоряли или мечтали покорить горные вершины. Также можно поставить статус и про преодоление препятствий и покорение вершин своей цели:
- «Здесь вам не равнина, здесь климат иной» – горя для избранных.
- Желание покорить вершины делает человека более цельным и настойчивым.
- В горах проявляются все качества человека.
- Если хочешь узнать человека, «парня в горы тяни, рискни…».
- Горы как лакмусовая бумажка – обнажают в человеке то, что он даже сам про себя не знал.
- В горах и воздух разряженный, и эмоции накалены.
- Если ты доверяешь горам, то иди.
- В горах нет попутного ветра, ветер всегда тебе в лицо.
- Если ты взобрался на вершины, это еще не значит, что ты ее покорил – горы непокорные.
- Не стоит оставлять свои надписи не вершине покоренной горы, типа «Здесь был Вася», пусть эта вершина оставит отметку в твоей памяти.
- Люди, живущие полнокровной жизнью, не могут лишить себя удовольствия хоть раз пойти в горы.
- Кто хоть раз покорял вершины, то полюбил горы навсегда.
- Не бойтесь идти в горы, бойтесь никогда там не побывать.
- В горах понимаешь, кто ты такой.
- Горы обнажают все человеческие слабости, но также подчеркивают и силу человека.
- Преодолеть себя стоит, поднявшись не вершину, где никто не бывал.
- Горы – лучший лекарь от сомнений и депрессий.
- В горах ты узнаешь столько нового про себя, что понимаешь – есть, над чем работать.
- Полюбить горы – это всего лишь раз там побывать.
- В горах нет богатых и бедных, черных и белых, горы всех выравнивают и делают чище.
- В горах спадают самые сильные очки на эту жизнь – все видится реальным.
- Смотреть на гору снизу – это одно, а побыть с ней хоть раз на равных – удел сильных.
- Только горы позволят ощутить себя абсолютно свободным.
- Умные в гору не пойдет – это про тех умников, кто не хочет испытать минуты истинного блаженства.
- Свернуть горы могут только влюбленные, и то это образно, горы не поддаются силовым методам человеческого воздействия. Но если все же оно произошло – горы отплатят тем же и сполна.
- Кто покорил хоть одну вершину гор, тому не страшно покорять жизненные вершины.
Настройки и съёмка
Для предметной съёмки необходим фотоаппарат с возможностью работы в ручном режиме. Но можно воспользоваться и мобильным телефоном. Управлять экспозицией на телефоне можно с помощью специальных приложений — например, ProCamera, Halide MarkII, Obscura Camera.
Рассказываем на конкретном примере, как получить фотографию, которую затем будет легко вырезать. Снимать будем вот такой кувшин.
Фото: Галина Гордеева
Собираем съёмочный стол
Положите стеклянную полку на два стула и расположите на ней фотобокс. Это будет ваш импровизированный съёмочный стол.
Расположение предмета внутри фотобокса. Фото: Галина Гордеева
Важно: следите за тем, чтобы на место съёмки не попадал солнечный свет из окна, и выключите все источники света в помещении.
Выбираем ракурс
В центр фотобокса поместите объект съёмки. Отталкивайтесь от задач: например, если это коробка, можно немного её повернуть, чтобы кроме лицевой части были видны ширина и высота. Если же у объекта есть неудачные стороны, лучше выбрать такой ракурс, чтобы они не попадали в кадр.
Выставляем свет
Для начала убедитесь, что цветовая температура всех источников света совпадает. Сегодня в продаже есть совсем недорогие приборы с регулировкой цветовой температуры — настольные лампы для дома и кольцевые лампы для макияжа на штативе.
Можно обойтись и более простыми приборами — современные лампочки на упаковке всегда имеют маркировку с цветовой температурой, достаточно приобрести одинаковые. Если цветовая температура источников будет разной, то, скорее всего, хорошей фотографии не получится — одна сторона объекта будет синить, другая желтить, и убрать этот дефект в редакторе будет очень сложно.
Изменение цветовой температуры кольцевой лампы для визажистов. Видео: Галина Гордеева
Теперь важно правильно разместить источники света.
Обычно в студийной съёмке используется классическая схема: главный источник даёт основной, рисующий свет; заполняющий свет подсвечивает тени, чтобы они не были слишком глубокими; третий источник — подсветка фона.
В нашем руководстве схема очень похожа на классическую, разница только в мощности источников.
Основной свет расположите спереди под углом 45° к объекту. Не поднимайте его слишком высоко над предметом, чтобы не получить пересвет верхней части.
Правильная установка основного источника освещения и дополнительного источника снизу.
Фото: Галина Гордеева
Заполняющий источник вам не требуется — его заменят стенки фотобокса. Они будут отражать и рассеивать основной свет, делая его мягким и равномерным.
Две лампы используются для подсветки фона: установите их непосредственно за объектом и под ним. Если вы решили использовать только два источника света, то оставшийся следует расположить позади куба так, чтобы он подсвечивал нижнюю грань.
Следите за тем, чтобы яркость не «съедала» края объекта. Если вы снимаете гладкий бликующий объект, как наш кувшин, убрать лишние блики поможет поляризационный фильтр. После того как вы накрутили его на объектив, вращайте его переднюю часть и наблюдайте, как исчезают блики на разных гранях поверхности.
Правильная установка источника освещения для фона. Фото: Галина Гордеева
В отличие от классической световой схемы, где основной источник — самый яркий, в предложенной схеме мощность главного источника может быть равна мощности ламп, освещающих фон, или даже меньше неё.
Лайфстайл-фото лучше работают в товарных категориях для женщин и личного использования
В основном женщины любят, когда есть возможность выбирать и фантазировать, прислушиваться к своим ощущениям — стремятся с помощью товара стать лучше, более привлекательными.
Вот категории товаров, для которых лучше всего подходят лайфстайл-фото:
- детские товары;
- товары для дома — текстиль, подушки, постельное белье;
- товары для животных;
- мебель;
- еда, напитки;
- бытовая техника;
- украшения и ювелирные изделия;
- одежда, обувь и аксессуары;
- товары для модных хобби и творчества.
Лайфстайл-фото могут понадобиться для товаров других категорий и разных услуг, если они позиционируются как нечто ценное, что может изменить жизнь человека, его самовосприятие, — повышение статуса, реализация мечты. Этот приём часто используют в рекламе автомобилей и такси.
Сервис такси Wheely продаёт статус и комфорт как ценность, которая ранее была недоступна широкой аудитории. Для лучшего восприятия добавлена соответствующая подпись
5 Общие рекомендации
Одна из самых распространенных ошибок новичков — неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.
Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.
В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то — да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива — они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность — это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.
Настройки фотоаппарата для съемки портрета
Лучше фотографировать в ручном режиме, задавая параметры самостоятельно:
- Выдержка. Для получения четкого изображения нужно устанавливать достаточно короткую выдержку. Например, для портретов детей не советуют делать выдержку длиннее чем 1/250.
- Диафрагма. Если вы фотографируете одного человека, лучше ставить диафрагму в интервале от f/1.8 до f/4. Ориентироваться нужно на цели — при желании размыть фон (эффект боке), откройте диафрагму; если требуется портрет с четким задним планом, то максимально закройте.
- ISO. Чем ниже значение ИСО, тем меньше получится шума на готовых фотографиях. При хорошем освещении рекомендуется держать ИСО на уровне от 100 до 400. Можно начать со 100 — если фото темноваты, поднимайте ISO. Бояться не надо — с хорошей техникой даже при значении 1000 или 1600 получится сделать качественные снимки.
Снимок с открытой диафрагмой — фон максимально размыт
Имейте в виду, что настройки фотоаппарата для съемки портрета на улице существенно отличаются от студийных или домашних. Поэтому лучше каждый раз делать пробный кадр, помогающий определиться с настройками. Выдержка, диафрагма и ISO — это три кита фотографии. Научившись работать с ними, вы создадите потрясающие портреты, которые будут нуждаться только в минимальной обработке.
Для качественных фотографий понадобятся графические редакторы
Если решили сами сделать фотоконтент, вам нужно будет сделать коррекцию изображений, чтобы показать товар в выгодном свете.
Вот некоторые программы, где это можно сделать:
Adobe Lightroom
Это приложение для телефона намного удобнее, чем программа для компьютера. В приложении можно скачать или купить наборы пресетов, которые придают фото другой вид: более насыщенные цвета, теплый или холодный оттенок белого и другие настройки. Для бренда можно выбрать фирменный пресет и обрабатывать фотографии с его помощью.
Adobe Photoshop
В этой программе сначала придётся хорошо разобраться, а потом приступать к обработке. Есть большой арсенал инструментов — например, выстроить правильную коррекцию света и контрастности, если фото вышли недостаточно яркие.
Photoshop лучше использовать на компьютере.
VSCO
Простое мобильное приложение с большим количеством фильтров. Можно выбрать 2‒3 понравившихся фильтра и редактировать фото в одной цветовой гамме.
Snapseed
Этот графический редактор стоит использовать на начальном этапе обработки. Можно сделать фотографию ярче, чётче и отрегулировать тона.
После использования Snapseed следует применить различные фильтры в приложениях, которые мы описали выше.
Размер фото
Если первоисточником является бумажная фотография, то, чем большего она размера, тем в лучшем качестве её удастся отсканировать в фотоателье для последующего нанесения. «Но не всё так просто, — утверждает главный директор Московского ателье «НотаФото», — куда важнее не общий размер изображения, а именно размер лица на этой фотографии». И, действительно, ведь если вы подготовили общую фотографию, с неё берется только лицо. Оно сильно увеличивается до желаемых размеров изделия, и чем сильнее производится увеличение, тем больше страдает качество
Это важно понимать. На данный момент, вопреки бытующему мнению, нет технологий, при которых потерю качества изображения от увеличения можно было бы свести на «нет»
Техника и настройки камеры
Пожалуй данную статью стоит начать с вопросов, какая нужна техника и как фотографировать групповой портрет? Может показаться, что для съемки такого портрета необходимо какое-то особенное оборудование. Это совсем не так – особенное оборудование вам потребуется гораздо позже, когда вы набьете руку и захотите снять что-то этакое!
Чтобы хорошо сфотографировать группу людей подойдет самая обычная зеркальная камера со стандартным китовым объективом. Однако же, чем лучше ваша техника, тем лучше ваши фотографии! А вот настройки и нюансы во время съемки несколько отличаются.
Свет и групповое фото, как фотографировать?
Свет – это самая важная составляющая любой фотографии, групповой портрет не является исключением. Фотографируя на улице вам просто необходимо подгадать время съемки. Полуденное солнце с его жестким светом и обостренными чертами людей категорически не подходит. Лучшее время съемки на улице, это вечер или утро, то есть мягкий свет. Если ситуация безвыходная постарайтесь найти симпатичную тень.
Вы должны понимать, здесь и вообще, что правило перестает работать тогда, когда вам это необходимо для конкретно поставленной задачи.
Создавая групповой портрет в помещении вы можете использовать вспышку, штатив или отражатель.
Вспышка должна быть внешней, а не встроенной. Луч должен бить в потолок или же в одну из стен. Свет прямо в лицо даст тот же эффект что и встроенная вспышка, то есть плоское изображение.
Используя штатив для фотоаппарата, так же будьте аккуратны. Само по себе использование этого аксессуара предполагает длинные выдержки, близкие к 130, а иногда и еще длиннее. Зафиксировав фотоаппарат, очень сложно «остановить» людей, особенно группу. В итоге некоторые модели на снимке могут быть размытыми, что очень плохо смотрится и порти всю картинку.
Отражатель вам удастся использовать только с помощником. Лучше что бы это был толковый человек, хоть немного разбирающийся в фотографии. Снимая групповое фото в помещении с использованием отражателя, стоит остерегаться жестких теней либо же неравномерного подсвечивания. Учитывая то, что людей несколько, а иногда и много, света из окна или от отражателя просто может не хватить на всех и получится с одной стороны засвет, а с другой – люди уйдут во мрак. Поэтому перед тем как фотографировать групповое фото следует немного подумать и составить план действий – это увеличит вашу результативность на порядок!
Баланс белого
Я рекомендую выбрать одну из предустановок баланса белого на вашей камеры, например, дневной свет или тень. Выберите тот, который наиболее соответствует условиям освещения. При съемке со светом из окна сделайте пробные снимки и посмотрите, какой из них выглядит лучше всего, на каком оттенок кожи более естественней.
Здесь используется предустановка “Тень”
Здесь также используется предустановка “Тень”, чтобы добавить золотой свет к изображению.
Конечно я могу ошибаться, но на мой взгляд люди выглядят лучше в теплых оттенках, чем в холодных с синеватым оттенком кожи.
Почему я рекомендую использовать предустановку вместо использования автоматического баланса белого (AWB) по тем же причинам, чтобы снимать в ручном режиме. Последовательность и постоянство от одного кадра к другому. Кроме того, нейтральный оттенок не всегда лучший вариант для портретов — теплый — лучший выбор. AWB делает оттенок нейтральным.
Вы также можете установить ручной баланс белого, используя серую карту, если ваши условия освещения не меняются. Но вы будете должны повторить установку, если вы двигаетесь или свет смещается, или меняется.
Ручной баланс белого был установлен для этого кадра.
AWB имеет тенденцию подбирать цветовые оттенки в одежде людей, деревьях или чем-либо еще вокруг модели на изображении. Он пытается нейтрализовать эти цвета, но иногда он ошибается.
Talkr
У Talkr всего одна простая и понятная цель: заставить фотографии говорить. Приложение крайне ловко размечает лица, выставляя ключевые точки на бровях, глазах, губах, щеках и так далее, – и всё, шаблон готов.
После этого можно озвучить написанный текст, начитать его самостоятельно либо загрузить аудиофайл. Talkr обработает и сгенерирует видео, в котором произносить слова будет персонаж на снимке.
Правда, рот движется не очень правдоподобно, да и движения головы точностью не блещут. Зато приложение дает полный контроль над созданием ролика, можно заставить фотографию сказать всё, что угодно. В бесплатной версии на видео будет водяной знак, убрать его можно за $9,99.
Доступно для iPhone.
Портрет
Иллюстративное фото Портрет умершего вырезается на памятнике гравировальным станком. Лет двадцать назад, когда эта технология только появилась, гравировка станком стоила дорого, поэтому художники вырезали портрет вручную. Сейчас так почти никто не делает. Это дольше, да и стоит ручная работа на порядок дороже. Для сравнения: чтобы выгравировать портрет, у художника уйдёт примерно двое суток, а станок за это время может сделать 10 портретов. После того как станок выгравирует портрет, художник всё равно дорабатывает его. Вносит окончательные штрихи. После гравировки все портреты покрываются специальной краской, чтобы рисунок был виден даже на мокром камне.
Лучший объектив Nikon DX: Nikon 55–200mm f/4–5.6 VR II
Цена: от 11 000 рублей.
Категория: Телефото.
Вес: 300 гр.
Плюсы: Недорогой и полностью оправдывающий свою цену.
Минусы: Некоторым хотелось бы большего диапазона фокусного расстояния.
Учитывая, что многие камеры Nikon DX-формата продаются с китовым объективом 18–55mm, многие фотографы для покрытия полного диапазона фокусных расстояний предпочитают приобретать ещё один телеобъектив. Без сомнения, самые интересные варианты – это 55–200mm f/4–5.6 и 55–300mm f/4.5–5.6 из списка ниже. Оба предлагают схожую оптическую схему и встроенную систему подавления вибраций, но 55–200mm легче и значительно дешевле. Для большинства пользователей это хороший, недорогой объектив, и наш любимый вариант телефото для DX-камер.
Кого может заинтересовать 55–300mm f/4.5–5.6? Дополнительные 100 мм фокусного расстояния, безусловно, могут быть полезны для фотосъёмки дикой природы, также большого увеличения требуют и некоторые трэвел- и спортивные фотографии. Если вы планируете часто использовать телеобъектив, то 55–300mm, вероятно, стоит дополнительных финансовых затрат и прироста веса вашей фотосумки. Но если вы, как и большинство из нас, достаёте телеобъектив лишь изредка, 55–200mm – ваш верный помощник за очень приемлемую цену.
Почему люди не любят фотографироваться?
Многие мужчины и женщины не любят фотографироваться, комплексуют перед камерой, считают себя нефотогеничными и всячески избегают объективов. И это не всегда связано с какими-то внешними изъянами.
Исследователи Колумбийского университета подсчитали: только 9% людей моложе 30 лет полностью довольны тем, как получаются на фотографиях. Остальные считают свои позы неестественными, улыбки – натянутыми, а образ в целом – не соответствующим истинному.
Схема и фото: takprosto.cc
Слишком низкая самооценка заставляет людей избегать фотосъемки – это можно понять. Ведь люди с заниженной самооценкой не нравятся себе ни в зеркале, ни на фото. Но проблемы с фотосъемкой есть и у людей с завышенной самооценкой.
My Heritage
My Heritage – это онлайн сервис поиска родственников по ДНК, который поможет вам составить свое генеалогическое древо, а функция Deep Nostalgia оживляет фотографии с помощью ИИ. Она позволяет анимировать старые снимки ваших родных и снова пережить минуты совместного счастья.
Просто загрузите фото на сайт и видео будет готово через считанные секунды. Это бесплатная функция, но ролики помечаются водяным знаком, к тому же анимировать можно ограниченное количество снимков. Если приобрести подписку, ограничение будет снято и откроются другие функции. В любом случае, если вам нужно просто оживить пару фотографий, это можно сделать и бесплатно.
Практические советы
Разнообразие окружающего пространства подталкивает творчески подходить к вопросу его использования. Здесь нет правильных действий, в этом и заключается творчество. Любой прием может найти свое применение. Из любого правила можно сделать исключение ради достижения лучшего результата. Все же, начинающий портретист может испытывать некоторые трудности на своей первой фотосъемке. В помощь ниже приведены некоторые практические советы для съемки портрета:
- Размытие фона зависит, кроме прочего, и от расстояний: от фотоаппарата до объекта и от объекта до фона. Боке будет сильнее, если от объекта до фона будет большое расстояние, а от фотокамеры до объекта – маленькое. В идеале соотношение 1 к 3, не меньше;
- Сам фон размывать не только красиво, но и выгодно. Снимая портреты в городской черте, не всегда можно найти подходящую локацию. В таких случаях выручает именно размытие фона, тогда выигрышно будет смотреться даже граффити на стене. Вторым помощником является зум, увеличьте его. Чем меньше объектов будет в кадре, тем больше внимания возьмет на себя модель;
- Не всегда фокусное расстояние в 80 мм или около того является залогом успеха. Если модель выгодно контрастирует с окружением или гармонично в него вписывается, является частью экспозиции, то съемка на широком или околошироком угле может смотреться выразительно. Такие объективы уже давно есть в арсенале свадебных фотографов;
- Для создания объема используйте три плана — передний, объект съемки и задний. Мы привыкли фотографировать модель на каком-либо фоне, однако если в непосредственной близости от объектива расположить в расфокусе какой-то объект – снимок будет объемнее;
- В солнечный день, когда от прямых лучей никуда не деться, уйдите в тень деревьев. Можно найти место, где на модель сквозь кроны деревьев или кусты будет попадать рассеянный свет, создавая эффектные блики;
- При необходимости использования встроенной вспышки фотоаппарата, в качестве заполняющего света используйте лист белой бумаги. Свет вспышки, проходя через него, рассеется и заполняющий свет будет более мягким;
- Съемка ночных портретов тоже отличается некоторыми хитростями. В большинстве фотоаппаратов есть предустановленный режим для таких случаев, не стоит им пренебрегать. Алгоритм его действия таков: фон (обычно это ночные витрины магазинов, огни) прорабатывается с помощью выдержки, а модель подсвечивается вспышкой. Для этого мощность вспышки автоматически устанавливается меньшей, чтобы не допустить пересветов. В зеркальных фотоаппаратах существует возможность установить синхронизацию вспышки по второй шторке. При таких настройках подсветка происходит в конце экспозиции, не влияя на настройки выдержки вначале. Если режима ночного портрета в фотоаппарате нет, то можно использовать режим «ночь», который по алгоритму близок к вышеописанному;
- При съемке фотокамерой с достаточно светосильным объективом, когда ГРИП очень мала, детально рассмотрите первые полученные результаты на 100% увеличении. Проверьте, не получили ли вы промаха фокуса по глазам. Кроме того, при фокусировке можно использовать режим увеличения и Live View для контроля глубины резкости.