Композиция
Композиция, наравне с управлением светом – один из самых важных столпов в фотографии. Существует более сотен различных правил, законов, принципов и свойств композиции.
Но, композиция – это прежде всего не правила, это умение наблюдать и видеть. Мы, фотографы, называем это насмотренностью. У вас есть два пути изучения композиции. Первый – изучать правила и следовать им. Второй – смотреть. Картины, другие фотографии, предметы искусства, архитектура, природные шедевры.
Естественно, нужно совмещать и то, и другое. А еще и разбираться в психологии. Ведь основная задача композиции – это создать сюжет, передать смысл. А это уже психология.
В фотошколе я уделяю композиции более 60% всего времени обучения, ведь есть такое правило в фотографии: работать с экспозицией вы научитесь за три месяца, научитесь ставить свет за пол года, а композицию будете изучать всю жизнь.
Каждое фото имеет сюжетный центр
Каждая фотография должна иметь сюжетный центр. И этот центр должен быть один. Это аксиома фотоискусства, которой следуют все профессиональные фотографы.
Человеческий мозг устроен таким образом, что мы схватываем все детали на изображении и объединяем их в одно целое
И если вы будете использовать несколько одинаковых по важности сюжетов в своем кадре, то есть шанс, что внимание зрителя расфокусируется и у него возникнет раздражение
Обратите внимание, в левом кадре сюжетный центр – девушка. В правом же – процесс заваривания кофе
Сюжетный центр – это главная часть изображения, на которой акцентируется внимание зрителя. Правильно выстроенная композиция помогает увидеть объект съемки и представить историю, заложенную в снимке
Но, как только вы начнете понимать психологию композиции, вы сможете добавлять несколько второстепенных сюжетных центров, усложняя смысл кадра и давая повод для размышления.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения – базовое геометрическое правило расположения объектов в кадре. Оно используется для достижения гармоничности кадра. Его считают идеальным для восприятия человеческим глазом.
Если вы снимаете природу, интерьер или архитектуру, правило золотого сечения будет вашей основой в построении композиции. Основой, но не единственным правилом.
Хоть я и редко работаю с правилом золотого сечения, этот кадр отлично подходит для иллюстрации этого правила. Основной акцент – наши с женой дурашливые лица. И их я разместил на пересечении линий
Как оно работает? В фотографии нам нужно разделить кадр на три части, равные в соотношении сторон как 3/8, 2/8 и ⅜. На горизонтальных линиях размещаются горизонтальные объекты, на вертикальных — вертикальные. Точки пересечения — точки смысловых объектов, там мы располагает самое главное на снимке: лица, глаза, сюжетные центры.
Снимая движущийся объект, оставьте в кадре место перед ним
Снимая бегуна, оставьте место к кадре в направлении движения, так вы сделаете фото более объемным и логичным. Снимок, на котором человек движется “в никуда” — вызовет диссонанс у зрителя.
Это правило скорее уже из психологии восприятия, а вы ведь помните, что психология – это композиция. Если вы попросили вашу модель посмотреть в сторону, или это едущий автомобиль, бегун или что-то другое, оставляйте впереди место, так наш мозг гармонизирует процесс.
Мой рейс задерживался, и я, чтобы занять себя, снимал приземляющиеся самолеты. Этот – самый удачный кадр. И посмотрите, оставив впереди самолета место, я тем самым создал спокойствие. “Дамы и господа, мы приземлились в аэропорту Милана. Оставайтесь на своих местах и не отстегивайте ремни…”
Но, если вы хотите создать диссонанс, остановить внимание, вызвать раздражение – сделайте наоборот. Например, едущий автомобиль, перед которым нет места, создает ощущение торможения, тревоги
Лучше всего объяснить это правило таким образом: представьте на фоне чистого голубого неба мяч. В кадре нет ничего. Только небо и мяч.
Если мяч по центру кадра, он кажется зависшим. Если больше места над мячом, он кажется летящим вверх. Если места больше под мячом, кажется что он падает вниз. Вы видите, что в фотографии много нюансов.
Держите глаза в фокусе
Когда мы смотрим на человека, в первую очередь мы находим глаза. Глаза — самая выразительная часть лица. Мы видим “глаза” даже в трещинах на асфальте и в тенях.
Не важно, как крупно я снимаю, фокус я стараюсь наводить на ближайшем ко мне глазу. Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них
На глазах
Поэтому, опять таки, по психологии, лучше всего при портретной съемке всегда стоит фокусироваться на них. На глазах.
Тим Флэч
Тим Флэч специализируется на фотографии животных, а также занимается охраной дикой природы.
Фотограф Тим Флэч
Лондонский фотограф Тим Флэч путешествует по миру, запечатлевая нюансы выражения лиц, уникальные узоры и необычные профили животных, больших и малых.
Фото Тим Флэч
Часто фокусируя свой объектив на исчезающих и уязвимых видах, Флэч подчеркивает черты животных, которым грозит исчезновение из-за потери среды обитания, изменения климата и деятельности человека.
Фото Тим Флэч
Фотограф работал с огромным количеством диких, домашних и содержащихся в неволе животных, от сайгака и белуги до пестрого тамарина и панголина.
Фото Тим Флэч
На данный момент он опубликовал пять книг: Equus (2008), Dog Gods (2010), More Than Human (2012), Evolution (2013) и Endangered (2017).
Фото Тим Флэч
Особенно выделяются фотографии птиц Флэча, помещенные на однотонный фон а-ля студийные портреты. Его резкие и четкие портреты показывают красочные перья и клювы необычной формы птиц от США до Гималаев.
Фото Тим Флэч
Среди его любимых объектов фотографии — представители семейства собачьих, лошади, тигры, медведи, панды, приматы и хищные птицы.
Одной из первых серий фотографий животных Флэча, получивших признание, была фоторабота «Фруктовые летучие мыши».
Фото Тим Флэч
Флэч сделал фотографии в студии и во время процесса увидел исходник снимка с неправильной стороны. Тут же было решено, что летучие мыши выглядят намного лучше с глазами над ногами, и результат (выше) был потрясающим.
Сортировка фото
После избавления от копий рассортируйте фотографии — так нужный снимок всегда найдется быстро. Конечно, можно заняться сортировкой изображений вручную, но лучше тоже поручить это занятие специальным программам.
«Фотографии» в Windows 10
Те, кто пользуется последней версией Windows, могут обойтись без стороннего софта. Встроенное приложение «Фотографии» сохраняет всю фотоколлекцию в папке «Изображения» и автоматически сортирует снимки по годам и месяцам. Затем их можно вручную разбить на альбомы по определенному событию или содержанию и также отсортировать по времени.
«Фотографии» в Windows 10 подойдут для простой сортировки снимков по годам и месяцам
Приложение автоматически подтягивает фотографии из выбранных папок и облака Microsoft One Drive (можно отключить). А также находит дубликаты снимков и отображает их в виде одной фотографии.
«Фото» на iPhone, iPad и Mac
Владельцам «яблочной» техники повезло еще больше — компания Apple продумала все за пользователей. Приложение «Фото», которое доступно на iPhone, iPad и Mac, сортирует фотографии самостоятельно, используя алгоритмы искусственного интеллекта. Приложение упорядочивает снимки по разделам «Фото», «Для вас», «Альбомы» и «Поиск». В этих разделах есть дополнительные подпапки — «Воспоминания», «Люди и места», снимки экрана и т. д.
Стандартное приложение «Фото» на iPhone, iPad и Mac автоматически сортирует снимки с помощью ИИ
Сортировать кадры можно по годам, месяцам и дням. Расширенные возможности поиска позволяют находить изображения по месту, событию, объекту или человеку.
Это универсальное решение, которое подойдет для любой платформы. Правда, для использования придется загрузить фотографии на сервер, перекинув их с телефона или компьютера. Все загруженные снимки сервис автоматически рассортирует по времени съемки, а также по местам, объектам, видео и т. д. Альбомами можно делиться с друзьями или родными.
Google Фото предлагает бесплатный доступ и неограниченное хранилище для фотографий
В приложении доступны встроенные инструменты для работы со снимками: в разделе «Для вас» можно создавать из фотографий коллажи, анимации, фильмы и фотокниги.
PhotoMove
Приложение PhotoMove использует для сортировки метаданные снимков (EXIF). В бесплатной версии есть два шаблона — «год/месяц/день» и «год/месяц/день/модель камеры». Если EXIF-данных у файлов нет, то программа будет сортировать их по дате загрузки на устройство.
PhotoMove имеет бесплатную и платную версию с расширенной функциональностью
Платная версия стоит $9 (примерно 670 руб.), имеет 10 шаблонов для сортировки и умеет находить дубликаты снимков. Правда, программа не русифицирована, зато проста в использовании и интуитивно понятна.
ACDSee Photo Studio Standard 2019
Сортировать фотографии в домашнем архиве можно с помощью известной, хоть и «тяжелой» программы для работы с графикой ACDSee Photo Studio Standard 2019. Утилита по умолчанию предлагает помечать снимки для быстрой и удобной каталогизации в дальнейшем. Фотографиям можно указывать категорию, присваивать рейтинг, ставить цветные метки и добавлять ключевые слова (сюжет, время года, место съемки, люди на снимках и т. д.) Информация, заложенная в снимки, позволяет автоматически сортировать изображения по модели камеры, дате и геотегу.
У ACDSee Photo Studio Standard 2019 широкие возможности каталогизации
Помимо сортировки программа предоставляет множество возможностей для редактирования фотографий с использованием текста, ретуши, добавления водяных знаков и многих других инструментов. Стоимость продукта — 1990 рублей, бесплатный пробный период составляет 30 дней.
Рейтинг ZOOM | Тестовый период | Стоимость платной версии |
1. Google Фото | нет | Бесплатная |
2. ACDSee Photo Studio Standard 2019 | 30 дней | 1990 по скидке (3830 полная цена) |
3. PhotoMove | Есть бесплатная версия | $9 |
4. «Фото» на iPhone, iPad и Mac | нет | Бесплатная |
5. «Фотографии» в Windows 10 | нет | Бесплатная |
С помощью этих нехитрых инструментов цифровой фотоархив будет в полном порядке — вы сможете каталогизировать уже имеющиеся снимки и в дальнейшем потратите гораздо меньше времени на отбор и сортировку фотографий.
О том, чем человеческий газ лучше фотокамеры
Одним из базовых понятий в фотографии является понятие динамического диапазона (ДД, подробнее — ) оптического прибора, которое означает ширину интервала яркостей, им воспринимаемых. Наиболее совершенное из оптических устройств, человеческий глаз, может воспринимать объекты в диапазоне яркостей порядка миллиона: самая малая яркость — два-три кванта света (фотона), самая большая — свет яркого солнца.
Для лучших цифровых камер, как, например, моего полноматричного Canon EOS 5D Mark II, динамический диапазон составляет величину порядка тысячи. Все детали кадра, яркость которых меньше нижней границы диапазона, будут абсолютно черными, больше верхней – абсолютно белыми. Информация в слишком темных и слишком ярких областях кадра теряется полностью.
Считается, что хорошие фотопленки имеют несколько более широкий динамический диапазон, чем матрицы цифровых камер (это одна из причин того, что некоторые фотографы до сих пор снимают на пленку), у недорогих цифровых камер он, соответственно, ýже.
В любом случае совсем непросто получить изображение точно в таком виде, как его видит человеческий глаз. Да, наиболее важные части сюжета обычно располагаются в неком среднем диапазоне яркостей (представьте себе на снимке три фотона или яркое солнце), но в ярких светах и тенях, часто теряемых на снимке, тоже может быть что-то интересное. И это интересное и позволяет нам увидеть HDR.
Совет психолога: как правильно организовать фотоколлекцию?
Зачем мы фотографируем? Как правило, нам хочется запечатлеть определенное событие, предмет, место или человека. С другой стороны, в наши дни изменился сам принцип фотосъемки — если раньше фото снимались по действительно важным поводам, то сейчас, с появлением смартфонов, мы фотографируем спонтанно. И у нас вповалку лежат снимки с разным содержанием.
Чтобы фотоархив был в порядке, необходимо приучить себя сортировать его, разделяя фотографии на группы по содержанию снимков. К примеру, заносить все селфи в папку «Селфи», фотографии еды — в альбом «Еда», отдельных альбомов достойны дети, коты, любимая машина, фото второй половинки, хобби, концептуальные снимки и различные события — например, отпуск.
Кстати, о событиях: не лишним будет использовать совет из прошлого, когда фото снимались по поводу. Чтобы событие лучше вспоминалось, желательно в названии альбома упоминать его место и дату. К примеру, «Дача Васи, 01.05.2018» — и вы сразу вспомните, как жарили шашлыки на майские праздники на даче у Васи.
Как уже говорилось, фотографии у нас копятся годами. Поэтому отличная идея — складывать альбомы со снимками, сделанными в течение определенного года, в папку под номером года. Если ваша домашняя коллекция выглядит вот так, вам всегда будет легко вернуться к определенному периоду вашей жизни:
Теперь, учитывая эти рекомендации, расскажем, как разобрать фотоархив на разных платформах. К великому счастью, для этого сейчас даже не нужно искать фотографии по всему компьютеру и складывать их в одну папку.
Наши дни
Как ни странно, но цифровые фотоаппараты — это не изобретение 2000-х годов. Первые экспериментальные образцы появились ещё в 70-х годах в лабораториях небезызвестной Eastman Kodak. Цифровая камера подразумевает запись на носитель, и тогда это была кассета. Если кто из читателей не в курсе, тогда вместо флешек, SSD и жёстких дисков была обычная плёнка, и даже программы для компьютеров воспроизводились с кассеты. Массовые же цифровые фотоаппараты появились только в конце восьмидесятых, и фотографии записывались уже на съёмную карту SRAM, которая, к слову, была энергозависимой, то есть оперативной памятью. Нет питания — фотографии стёрлись. В конце девяностых появились первые цифровые зеркальные фотоаппараты. Стоимость на тот момент — как у неплохого автомобиля среднего класса.
И только в начале 2000-х годов появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат Canon EOS 300D, который не стоил как крыло от боинга. Разрешение этого фотоаппарата составляло 6,3 мегапикселя, устройство имело КМОП-матрицу, интеллектуальную автофокусировку и другие достоинства, которые на тот момент были передовыми технологиями. Съёмка производилась на CompactFlash — флеш-память от SanDisk. В те времена флешки на 128 мегабайт были как сейчас примерно на столько же, но уже гигабайт, но даже этого объёма было достаточно для съёмки нескольких десятков качественных (по тем меркам) изображений. Ну и с этого момента японские компании пнули под известное место американцев и захватили рынок цифровых фотоаппаратов. С середины 2000-х фотоплёнка ушла на заслуженный отдых, и теперь с ней работают только профессиональные фотографы и хипстеры, которые снимают «те самые ламповые кадры».
Постепенная миниатюризация устройств позволила встроить высококачественные камеры в те же смартфоны, и теперь любой владелец флагманского телефона может ощутить себя профессиональным фотографом, делая качественные снимки своими двумя, тремя, четырьмя (и сколько же ещё там вставят?) объективами.
И как же, говоря о фотографиях, не упомянуть о селфи. Думаешь, что селфи изобрели инстаграмщики? Первыми селфи можно считать автопортреты, а потом и фотографии XIX века, где фотографы делали снимки своих лиц и отправляли сии фотокарточки барышням, дабы те оценили их шарм. Помнишь те селфи-камеры из 2000-х? Их качество было номинальным, соответствующим передовым технологиям Викторианской эпохи. Делались они для видеоконференций — там суть была не в качестве, а в видимости собеседника. Постепенно они совершенствовались, и сейчас селфи-камеры ничем не хуже основных. Есть даже устройства для селфи, которые представляют собой дрон, например AirSelfie2 Power Edition с компактными габаритами (как смартфон) и мощной камерой на 12 мегапикселей, снимающей в 1080p. Ну а раз это дрон, то он и летать может, причём до 20 метров в высоту. Кстати, у нас такое устройство есть, и оно поднимается достаточно высоко. Не знаем, как на 20 метров, линейку не ставили, но на уровень головы (что и требуется для селфи) поднимается без проблем. AirSelfie2 Power Edition управляется со смартфона по Wi-Fi. Ну а для зарядки используется зарядный кейс на 10 тысяч мАч. В устройство встроено 16 гигабайт памяти, которой вполне достаточно для тысяч фотографий в FullHD-разрешении. Вот уж точно XXI век — век цифровых технологий. Представляем, какие бы фотографии получались у великих мастеров, вынужденных творить в XIX–XX веках, будь у них в руках такие технологии!
И, конечно же, не стоит забывать про профессиональное оборудование. Современные цифровые зеркальные фотоаппараты делают настолько качественные снимки, что сложно различить пиксели даже при очень большом приближении. Гонка за мегапикселями закончилась, и производители делают упор на усовершенствование линз. Именно поэтому камера современного смартфона с 15 мегапикселями может делать более качественные и детализированные снимки, чем цифровая камера начала 2000-х.
Фотограф Эрик Алмас
Эрик Алмас — норвежский фотограф, который с 1995 года проживает в США. Он начал заниматься фотографией просто из любопытства. Эрик много катался на лыжах и начал фотографировать своих друзей, скользящих по снегу и летящих со скал.
Фото Эрик Алмас
Из этих приключений на склонах и появились его первые опубликованные фотографии, которые положили начало карьере фотографа.
Фото Эрик Алмас
Позднее, в 22 года, когда он столкнулся с вопросом «что мне делать дальше» и решил изучать фотографию.
Фото Эрик Алмас
Благодаря отличному совету и нескольким случайным встречам Эрик Алмас оказался в Сан-Франциско в Академии художеств, где изучал фотографию в течение 4 лет.
Фото Эрик Алмас
В итоге была получена степень бакалавра иностранных дел.
Фото Эрик Алмас
Далее он ассистировал почти 3 года. В этот период Эрик был вдохновлен, воодушевлен и взращен в создании собственного имиджа.
Фото Эрик Алмас
За эти годы он получил набор рабочих привычек, которые помогли ему добиться успеха самостоятельно.
Фото Эрик Алмас
В итоге он остался в Сан-Франциско и живет здесь уже 13 лет. Кстати, это один из самых дорогих городов мира для проживания.
Когда заказывают сюжетную фотосессию?
Сегодня наиболее популярны такие направления:
- в ожидании малыша;
- love story;
- костюмированная съемка;
- первые годы жизни ребенка.
Нередко случается, что фотограф и заказчик предварительно условились снимать в одном жанре, а в процессе взаимодействия придумали совершенно новую идею. Сюжетная фотография не знает границ: истории можно вымышлять, романтизировать, доводить до абсурда или превращать в замысловатый философский трактат.
Причина №1: Зафиксировать в памяти важные события
Спросите у пожилого человека, какие моменты жизни ему запомнились больше всего. В ответ услышите пару-тройку историй без деталей, четких временных и пространственных рамок. Причина очевидна: с годами из визуальной памяти уходят даже те дни, которые принесли нам больше всего счастья. Человек не помнит ни цвет своих волос, ни во что он был одет, ни какие предметы его окружали. Участвуя хотя бы раз в год в сюжетной фотосъемке, вы фиксируете лучшие моменты жизни навсегда. Нет ничего душещипательнее просмотра хронологии своих молодых лет.
Причина №2: Воплотить мечту
Сюжетная фотосъемка – это отдельный мир, где реально всё. Вы можете дать волю фантазии и погрузиться в детские мечты. Хотели стать ковбоем или космонавтом? Русалочкой, принцессой в заколдованном замке или супермоделью? Всё, что нужно для воплощения мечты – качественный визаж, тематический костюм, подходящий антураж и талантливый фотограф. Конечно, в образе вы должны чувствовать себя комфортно. Поэтому за несколько дней до съемки желательно вжиться в образ, продумать каждую его деталь.
Причина №3: Почувствовать себя красивой
Согласитесь, не каждый день женщина балует себя нарядными платьями и профессиональным макияжем. Сюжетная фотосъемка напоминает о том, что красота многогранна и вездесуща. Поэкспериментируйте с новыми фасонами одежды, прической, позами, украшениями – и увидите, как много скрывает женская душа, когда открывается миру настежь.
Причина №4: Терапевтический эффект
Порой нам хочется рассказать миру о своих чувствах, но не знаем, как это сделать. Продумайте сюжет постановки, в котором сможете максимально раскрыться во взгляде и позах. Как правило, после подобных фотосессий пары начинают испытывать более глубокие чувства друг к другу, а человек сам по себе ощущает душевное освобождение.
Причина №5: Оригинальный подарок близким
Если вы редко видитесь с родителями или любимым человеком, участие в сюжетной фотосъемке подсластит горечь разлуки. Придумайте образ и сюжет, которым сможете выразить все свои чувства. Перескажите свою историю в фотографиях, после чего создайте мини-альбом и подарите близкому человеку. С таким подарком вы никогда не прогадаете!
Идеи освещения Chiaroscuro
Вы можете многое сделать с одним источником света. Вот несколько идей, чтобы вдохновить вас.
Сделать автопортреты
Я использовала маленький черный корпус отражателя и естественное освещение окна, чтобы сделать эту фотографию. Исходная фотография была вертикальной, поэтому я просто расширила композицию и закрасила пустые фрагменты черным.
Может быть трудно заставить автопортреты выглядеть как естественными, так и оригинальными. Благодаря простоте освещения chiaroscuro, вы можете делать фантастические фотографии себя, не потея. Все, что вам нужно сделать, это настроить свет и позировать перед фоном.
Чтобы сделать этот процесс еще проще, используйте штатив, пульт и табуретку. Штатив предотвратит падение вашей камеры, а пульт поможет вам сделать снимки на расстоянии. И табуретка будет держать вас комфортно во время позы.
Работа с необычными углами
Когда вы фотографируете людей, у вас может возникнуть соблазн держать их глаза в фокусе и постоянно видеть их лица. Эти приемы помогут вам снять классические портреты. Но они не будут бросать вам вызов оригинальностью.
Если вы хотите поэкспериментировать с силуэтами, загадочной атмосферой и жуткими композициями, нарушайте правила. Сосредоточьтесь на других частях лица вашей модели.
Например, вы можете попросить вашу модель отвернуться от источника света, чтобы были видны только волосы.
Эксперимент с выражениями
Чтобы запечатлеть настоящие эмоции, убедитесь, что ваша модель чувствует себя комфортно в вашем присутствии. Чтобы добиться этого, вы можете попросить её привести друга или познакомиться с ними перед съемкой.
Освещение Chiaroscuro идеально подходит для выразительных портретов. Во время съемки убедитесь, что ваша модель не всегда позирует или выражает себя одинаково.
Не бойтесь заставить вашу модель смеяться или быть глупой перед камерой. Многие портреты Кьяроскуро серьезные, это правда. Но это не должно помешать вам экспериментировать с более счастливыми эмоциями, используя те же методы освещения.
Сфотографируйте несколько моделей (они не должны быть людьми!)
Это автопортрет, который я сделала со своей кошкой. Это единственная фотография (из примерно 100), на которой она смотрит прямо в камеру. Имейте это в виду, когда фотографируете свою модель и своего питомца. С достаточным количеством терпения вы сможете сделать идеальный снимок кьяроскуро.
Фотографирование более чем одной модели поможет вам сделать подлинные портреты. Ваша модель будет более расслабленной, и, скорее всего, будет вести себя естественно перед камерой.
Ваша вторая модель не обязательно должна быть человеком. Если вы хотите стать лучше при съемке домашних животных, включите животных в свои портреты кьяроскуро.