Да!!!
Мой A77 часто неправильно выставляет экспозицию при очень высоких скоростях затвора — например, при высоких значениях ISO и ярком дне, когда объект съемки переходит из тени в яркое солнце. В режиме приоритета диафрагмы по мере увеличения освещенности выдержка увеличивается. При увеличении количества света выдержка затвора изменяется с 1/4000 до 1/6000, изображение заметно темнеет, а при выдержке 1/8000 изображение сильно недоэкспонируется.
НО я только что попробовал это с механическим затвором передней шторки, и проблема исчезла. Это тестирование было проведено с лампами компактных люминесцентных ламп и белым потолком, так как сейчас час ночи, но я попробую это при дневном свете как можно скорее.
В этом случае может случиться так, что очень тонкие допуски между электронным включением и снятием механического воздействия легко перекрываются небольшой ошибкой в механической синхронизации. Даже при полном времени перемещения шторки, скажем, 1/250 с, чтобы получить эффективность 1/8000 с, затвор должен быть открыт на 250/8000 = 1/32 ~ + 3% ширины датчика. Если край затвора «наружу» на 1%, экспозиция может быть уменьшена на 1/3. Ошибка положения 2% дает только 1/3 экспозиции, а ошибка положения ~= 3% дает ~= темноты.
Это вполне может быть корректировкой калибровки. Подробнее анон, когда / если я узнаю.
Добавлено 2:
Сейчас у меня нет времени на дальнейшие эксперименты, но:
Экспозиция с EFCS и без нее при выдержке 1/8000 с была хорошей с Sony 50 мм, f/1,8 (DT 1,8/50 SAM) даже при съемке лампочки компактной люминесцентной лампы и окружения при f/2,4.
Проблемы с экспозицией возникали при 1/8000 с с EFCS, но НЕ с механической FCS с
Авто (Зеленый квадратик)
В режиме Авто ваша камера автоматически установит для вас выдержку, диафрагму, ISO, баланс белого и даже встроенную вспышку.
Преимущества: это отличный вариант для новичков – но не становитесь зависимым от него! Используйте его лишь до тех пор, пока не научитесь настраивать камеру самостоятельно.
Недостатки: в определенных условиях освещения автоматические настройки могут привести к нежелательному результату. Например, портрет, сделанный при контровом освещении, будет отображать только силуэт. В условиях низкой освещенности изображение может получиться размытым и зернистым; также камера может выбрать использование встроенной вспышки, чтобы добавить немного света, и многие модели фотокамер не имеют функции отключения вспышки, если вы не желаете ее использовать.
Когда использовать: каждый раз, когда вы используете свою камеру в качестве компактной, это ваш режим.
Этот портрет был намеренно сделан на солнце в режиме Авто. Камера проделала достойную работу по настройке экспозиции, но все же снимок на 1/2 шага недоэкспонирован. Настройки авто экспозиции такие: выдержка 1/250 сек., диафрагма f/6.3, ISO 100. Если выдержка и ISO приемлемы, то диафрагму можно было бы уменьшить и сделать фон менее отвлекающим.
Пентапризма и видоискатель
Пентаризма – пятиугольный механизм в устройстве фотоаппарата, который поворачивает изображение на 90 градусов, увеличивает путь лучей света благодаря дальнейшему прохождению через зеркала.
Уже на матовом стекле изображение прямое. В профессиональных устройствах пентапризма съемная. Иногда в неё встраивают различные индикаторы, открывающие больше возможностей.
Чаще всего она изготавливается из стекла. В более дешевых моделях – из пластика. Возможна альтернатива, при которой изображение поворачивают зеркало и несколько линз.
Это используется при совсем небольшой матрице.
Видоискатель – часть фотоаппарата, позволяющая видеть, какое изображение получится.
Он не влияет на качество, бывает трёх видов:
- Зеркальный (система зеркал);
- Электронный (жидкокристаллический экран);
- Оптический (набор линз).
Самая сложная и дорогая конструкция в зеркальном видоискателе, однако при хороших линзах стоимость полностью оправдывает себя.
В одном устройстве может быть установлен как один видоискатель, так и их комбинация.
Матрица зеркальной цифровой фотокамеры
Одной из важных деталей, обеспечивающих работу зеркального фотоаппарата, является матрица. Матрица – это часть фотоаппарата, благодаря которой световой поток превращается в биты, дальше из них формируется само изображение.
Матрица состоит из мельчайших фотодиодов. Один диод – один пиксель будущей фотографии.
Матрица является неким аналогом плёнки, она так же формирует изображение. Конечно, иным и более качественным путем.
Нужно знать, что такое экспонирование матрицы, этот термин часто используют фотографы. Это процесс выявления снимка с момента, когда Вы нажали на кнопку до закрытия затвора. Часто слово матрица опускается – экспонирование.
Матрица имеет характеристики, которые определяют её возможности:
- Физический размер – одна из важнейших характеристик. Чем больше расстояние между пикселями и их количество, тем лучше качество получаемого изображения. Также от размера матрицы зависят следующие характеристики: шумы, динамика изображения, цвета снимка, размер фотоаппарата.
- Разрешение – название размеров матрицы. Может измеряться в дюймах, миллиметрах.
- Соотношение шум. Чем больше размер матрицы, тем лучше получается изображение, на нем будет меньше шумов. Как правило, они заметны при увеличении.
- Чувствительность ISO. Данный параметр регулирует яркость снимка. Насколько качественно повысится или понизится яркость также определяется матрицей.
- Динамический диапазон – наибольшая яркость фотографии. Она определяет качество самых тёмных и самых светлых участков.
Зарядка аккумулятора
Первым делом при настройке зеркального или обычного фотоаппарата вам потребуется обязательно зарядить аккумуляторную батарею. Все аккумуляторы имеют свойство разряжается, поэтому запоминаем раз и навсегда – для полноценной работы аккумуляторной батареи на фотоаппарате требуется полный цикл заряда – разряда. Поясним, после покупки фотоаппарата, первым делом полностью заряжаем аккумулятор на 100%, затем разряжаем его примерно до 5 %, такой цикл нужно повторить несколько раз.
Цикл зарядки-разрядки аккумулятора нужен для того чтобы ваш аккумулятор имел прочный запас энергией и увеличенную емкость заряда для полноценной работы фотоаппарата, которую он утрачивает в процессе покоя в ожидании своего нового хозяина в магазине.
Дополнительные режимы
Некоторые режимы специфичны для фотоаппаратов определённой марки, или даже для конкретных моделей. Вот некоторые из них.
Выдержка от руки
B (Bulb). Этот режим необходимо выбирать на некоторых фотоаппаратах Canon и Pentax, чтобы получить выдержку длиннее 30 с. В режиме Bulb затвор камеры остаётся открытым столько времени, сколько нажата кнопка спуска. Обычно в таких ситуациях используют спусковой тросик или пульт дистанционного спуска. В фотоаппаратах Nikon выдержка от руки доступна в ручном режиме (M).
Приоритет выдержки и диафрагмы
TAv. Встречается в аппаратах Pentax. В этом режиме фотограф лично устанавливает выдержку и диафрагму, а камера регулирует экспозицию, изменяя чувствительность ISO. Режим с сомнительной полезностью. Кстати, в Никонах подобный трюк возможен в режиме M при включенном Auto ISO.
Гибкий режим
Fv (Flexible value). Замечен на беззеркальных фотоаппаратах Canon. Режим Fv представляет собой несколько усовершенствованный программный режим. В сущности, он работает также как и режим P, но позволяет при необходимости вручную устанавливать нужные значения выдержки, диафрагмы и ISO.
Синхронизация со вспышкой
X. Только в аппаратах Pentax. По сути – это режим приоритета выдержки, в котором выдержка фиксирована и соответствует выдержке синхронизации со вспышкой (обычно 1/200 или 1/250 с). Очевидно, у Pentax слишком много свободного места на диске выбора режимов, раз выдержке синхронизации отвели отдельный режим.
Приоритет глубины резкости
A-DEP. Присутствует на любительских моделях Canon. Что-то вроде приоритета диафрагмы, но диафрагму выбирает не фотограф, а камера, таким образом, чтобы в зону глубины резкости попали все объекты, охваченные датчиками автофокуса. Дистанцию фокусировки также выбирает камера. Режим, видимо, создавался для тех, кто сам не знает, какая им нужна глубина резкости и где должен быть фокус.
Режим справки
GUIDE. Является отличительной чертой младших моделей Nikon. Якобы призван облегчить обучение азам фотосъёмки, но в реальности замедляет съёмку настолько, что всё интересное давно закончится, прежде чем вы дочитаете очередной совет до конца.
Творческий авторежим
CA. Имеется в аппаратах Canon и представляет собой нечто среднее между полностью автоматическим и программным режимами. Близок к режиму GUIDE у Nikon. Режим CA даёт пользователю несколько большую свободу, чем зелёный режим, но большинство функций всё равно остаются заблокированными.
Видео
VIDEO. В некоторых фотоаппаратах видеосъёмка вынесена в отдельный режим. Что ж? Вполне разумное решение.
***
Существует множество других режимов, но они недостаточно распространены, чтобы представлять интерес для широкой публики. Если на вашей фотокамере присутствует пиктограмма, смысл которой для вас не ясен, для удовлетворения вашего любопытства обратитесь к инструкции.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Ручной режим (M)
Ручной режим позволяет изменять как выдержку, так и диафрагму независимо друг от друга. Камера не делает никаких автоматических настроек. Встроенный экспонометр вашей камеры укажет вам, какая экспозиция будет правильной, но вы можете полностью контролировать установку выдержки и диафрагмы по отдельности, чтобы достичь той экспозиции, которая будет правильной для задуманного вами снимка. Прежде, чем использовать ручной режим, рекомендуется хорошо изучить треугольник экспозиции (выдержка, диафрагма и ISO) и как они повлияют на изображение.
Преимущества: этот режим дает вам полный контроль над изображением, которое вы создаете.
Недостатки: в то время, как этот режим дает множество творческих возможностей, вам следует быть осторожным и все время проверять экспозицию каждого изображения, особенно в условиях быстрой смены освещения.
Когда использовать: после того, как вы научитесь использовать этот режим, его эффекты и результаты настроек, а также как они работают вместе, вы будете использовать этот режим практически всегда.
В Ручном режиме была использована маленькая диафрагма, чтобы контролировать ГРИП, и длинная выдержка, чтобы размыть движение воды.
Режим Сцены
Режим Сцены очень похож на Авто. Вы выбираете сцену, а камера задает настройки, оптимальные для заданного сценария. Различные модели камер могут иметь разные Сцены, но перечисленные здесь наиболее популярны:
Спорт – камера увеличит ISO и использует короткую выдержку, чтобы захватить движение.
Пейзаж – камера использует маленькую диафрагму, чтобы максимально увеличить глубину резкости; вспышка также может быть отключена.
Портрет – камера будет использовать большую диафрагму, чтобы задний план был вне фокуса. Некоторые модели камер используют распознавание лиц в этом режиме.
Макро – камера выберет маленькую диафрагму, чтобы дать такую большую глубину резкости, насколько возможно.
Преимущества: как и в Программном, этот режим Сцен являются преимущественно стартовой точкой для новичков и обычно дают лучший результат, чем съемка в режиме Авто.
Недостатки: эти настройки, как правило, дают желаемый результат, но иногда он может отличаться и быть ненадежным.
Когда использовать: режим Сцены может быть следующим шагом для новичков после режима Авто, используйте его, как отправную точку, для изучения своей камеры, как она устроена, и улучшения своих навыков в фотографии.
Устройство и принцип работы
Для чего нужен фотоаппарат вы знаете. Правильно, делать снимки. Раньше аппараты были пленочные, а сейчас цифровые. А как он устроен и работает?
Свет, отраженный от предметов, проходит через объектив фотоаппарата и проецируется на светочувствительный сенсор – матрицу (ранее фотопленку).
Сенсор передает в электронном виде информацию в процессор камеры. Там полученные данные обрабатываются, сохраняются в виде файла и записываются на карту памяти.
В 1970-х гг. фотоаппараты снабжались встроенным экспонометром, автофокусировку, автоматические режимы съемки, любительские 35 мм камеры имели встроенную фотовспышку. Чуть позже к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режими фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.
В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звездного неба.
В 1980 г. компания «Sony» готовит к выпуску на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое идео сохранялось на гибком флоппи-диске, который можно было бесконечно стирать для новой записи.
В 1988 г. компания «Fujifilm» официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.
В 1991 г. компания «Kodak» выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10, имеющую 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой.
В 1994 г. компания «Canon» снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений.
В 1995 г. компания «Kodak», следом за Canon прекращает выпуск популярных последние полвека пленочных своих фирменных фотокамер.
- первоначально название простых фотоаппаратов ящичной конструкции. Как правило, такой фотоаппарат содержал в себе отсек для запаса кассет с пластинками;
- в дальнейшем этот термин стал применяться к шкальным фотоаппаратам простой конструкции, например, «Школьник» и «Этюд»;
- применяется к камерам, спроектированным специально для подводных съёмок и для съёмки в агрессивных средах. Также встречается в форме «фотоаппараты с боксированным корпусом»;
Практика для новичков
У опытных фотографов, разумеется, не стоит вопроса, как пользоваться М. Хотя и не всегда он приоритетен в работе. Я лично часто использую режим диафрагмы, когда же я не тороплюсь и хочу добиться идеальной картинки, то с радостью вожусь со всеми доступными опциями, подбирая нужные значения.
Такой режим всегда используется при фотографировании в студии.
Начало работы с мануальным режимом может быть трудным. Увидев основные параметры на экране, не спешите сразу все менять. Оцените условия: какое время суток, насколько солнечно, и настройте ИСО.
Далее определитесь с целью съемок, что важно сфотографировать. Так, если нужно сделать портрет девушки, то настройте диафрагму, а выдержку потом
В ситуации замораживания движущегося объекта, однозначно, важнее определиться с выдержкой: ориентируйтесь на 1/800 сек. и ниже, 1/1000 и так далее. Для размытия фона вокруг движущего объекта, наоборот, время должно увеличиваться, 1/400 и так далее.
И чем дальше вы уводите показатель в минус или плюс, тем темнее или светлее получится изображение. При этом не делайте все фото среднего тона, а стройте кадр в соответствии с задумкой.
Выдержка и экспозиция
Другим важным эффектом выдержки является влияние на яркость снимка. При использовании длительной выдержки датчик камеры собирает много света, и получаемое изображение будет довольно ярким. При использовании короткой выдержки датчик камеры подвергается лишь небольшой части света, что приводит к более темному изображению.
Зависимость яркости снимка от выдержки
Однако выдержка — это не единственная переменная, которая влияет на яркость изображения. Также есть диафрагма и светочувствительность (ISO), а также фактическая яркость сцены перед вами. Таким образом, вы получаете некоторую гибкость при выборе выдержки, но вам нужно тщательно выбирать и другие настройки.
Выдержка может стать важным инструментом для съемки фотографии нужной яркости. В солнечный день может потребоваться короткая выдержка, чтобы фотография не пересветилась.
Или, если сцена плохо освещена, то может потребоваться длинная выдержка, чтобы избежать слишком темной фотографии (а для этого, в свою очередь, может потребоваться штатив из-за размытости изображения, возникающей из-за ручного держания камеры).
Для многих людей, это главная причина регулировки выдержки: Чтобы убедиться, что ваши фотографии соответствуют правильной яркости. Тем не менее, проблемы размытия при движении также очень важны, и их не следует игнорировать.
Разновидности затворов фотоаппарата
Электронный затвор
Его принцип работы заключается в том, что им управлением им осуществляет электронная аппаратура фотокамеры. В процессе применения этой электронно составляющей свет все время поступает на матрицу, с помощью чего картинка с нее транслируется на жидкокристаллический экран цифрового устройства.
Распознается подобная картинка за конкретное время, которое проходит между обнулением матрицы и периодом, когда распознается информация в электронном виде.
Электронный затвор работает бесшумно. Но качество изображения у устройств, оснащенных подобными элементами оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что распознание ячеек происходит в определенной последовательности.
Чтобы добиться четкости изображения, профессиональные фотоаппараты дополнительно оснащают механическим затвором.
Механический затвор
Позволяет дополнительно защитить матрицу от мелкого мусора. Его функция также заключается в дозировании светового потока, который попадает на матрицу. Такая деталь обеспечивает более длительное сохранение технических свойств светочувствительного элемента. Подобный затвор имеет ограниченное время эксплуатации.
Механические затворы можно разделить на два вида:
- центральные выглядят как механизмы, сконструированные из тонких пластинок, они открываются к краям и закрываются в другом направлении. Его встраивают между линзами объектива. Чем скорее работают заслонки затвора, тем большей ценностью он обладает в глазах фотографа;
- шторные имеют более высокую скорость и большую моментальную выдержку. В подобном механизме применяются две детали (шторки), разделяемые щелью, в которую из объектива попадает свет. Когда происходит сработка щелевого затвора, одна из его шторок открывает кадровое окно, другая закрывает. Величина щели, образовывающейся между шторками, влияет на длительность воздействия света на фотоматериал.
Электронно-оптический затвор
Их применение возможно в цифровых фотокамерах. Они выглядят как жидкий кристалл, установленный между 2-мя поляризованными пластинками. Сквозь данный кристалл проходит поток света, который после направляется на оптический преобразователь.
Затвор фотоаппарата представляет собой немаловажную деталь, обеспечивающую нормальное функционирование любого фотооборудования. Главная функция этого элемента заключается в его открытии в момент фотосъемки, пропуске светового потока. Когда свет поступает на светочувствительную составляющую, происходит получение кадра. Далее затвор зарывается, что дает возможность начать работу над следующим фотоснимком.
Затвор имеет очень большое значение в устройстве фотоаппарата. С его помощью фотограф может регулировать время, в течение которого светочувствительный слой фотокамеры подвергается воздействию света.
Вы участвуете в этих фотоконкурсах?
Начало: 08-07-2022 Тема: грызуны Жанр: фотография животных (анималистика) |
Начало: 04-07-2022 Тема: семья Жанр: групповой портрет, жанровая фотография |
Интересные публикации на сайте
Техника фотографии, при которой используется контражур или контровой свет, называется съемкой против солнца. При такой съемке объект располагается между объективом фотоаппарата и источником света, пер… |
Космическая фотография – это жанр фотоискусства, в рамках которого на снимках фиксируются события, непосредственно связанные с освоением космоса.Цель такие снимки преследуют, прежде всего, инфор… |
Новые фотоконкурсы на сайте
Начало: 15-07-2022 Тема: июльский пейзаж Жанр: пейзаж |
Начало: 08-07-2022 Тема: грызуны Жанр: фотография животных (анималистика) |
Функции фотокамеры
Передняя панель корпуса камеры
1. Лампа для подавления эффекта красных глаз
Чтобы предотвратить появление красных глаз в кадре, необходим источник света, который будет компенсировать яркий свет от вспышки. Эта лампа и является таким источником света. Лампа также выступает в качестве удобного индикатора для обратного отсчета автоспуска.
2. Кольцо фокусировки
В режиме автоматической фокусировки это кольцо вращается до тех пор, пока камера не сфокусируется на объекте. В режиме ручной фокусировки можно поворачивать кольцо самостоятельно, и сфокусироваться на требуемой точке съемки.
3. Кольцо зумирования
Поворачивайте кольцо по часовой стрелке, чтобы уменьшить масштаб и получить широкоугольный кадр. При повороте кольца против часовой стрелки вы приблизите объект съемки и получите крупный план снимаемого предмета.
4. Кнопка вспышки
При съемке в полуавтоматических или ручном режиме у вас есть возможность включить встроенную вспышку. Для этого необходимо нажать эту кнопку.
5. Переключатель режима фокусировки
Здесь вы можете установить режим AF (автофокусировка), если хотите, чтобы камера самостоятельно фокусировалась. Так же можно переключить в режим MF (ручная фокусировка), в этом случае вы будете самостоятельно контролировать фокус. В режиме ручной фокусировки вы можете использовать точки автофокусировки в видоискателе, которые подскажут вам то, на чем именно концентрируется ваша фотокамера.
6. Переключатель стабилизации изображения
Объективы IS (стабилизатор изображения) предназначены для предотвращения размытия, вызванного дрожанием фотоаппарата (что особенно заметно, когда вы фокусируетесь на удаленном объекте). Объективы фирмы Nikon имеют аналогичный переключатель VR (подавление вибраций).
7. Встроенный микрофон
Большинство камер, таких как Canon 500D (на фото выше) теперь может записывать видео. Звук для этих видеороликов записывается через встроенный микрофон.
Нажав на эту кнопку, вы сможете увидеть, каким будет ваш кадр, при данных настройках.
Задняя панель корпуса камеры
1. Кнопка компенсации экспозиции
Во. время работы в ручном режиме удерживайте эту кнопку и поворачивайте главный диск управления, чтобы открыть или закрыть диафрагму.
2. Выбор точки фокусировки
Нажмите эту кнопку, а затем вращайте переключатель каналов для выбора точки автофокусировки в камере, которую будет использовать.
3. Кнопка фиксации экспозиции
Эта кнопка позволяет зафиксировать экспозицию. Вы также можете использовать её, чтобы уменьшить масштаб снимка при просмотре на ЖК-дисплее в режиме воспроизведения. Она также позволяет сфокусировать камеру при использовании Live View.
4. Live View
Нажмите здесь, чтобы посмотреть, что камера зафиксирует на экране ЖК-дисплея. Самые новые камеры имеют функцию Live View, которая избавит вас от необходимости просмотра сюжета через видоискатель.
5. Четыре кнопки управления
Эти кнопки позволяют перемещаться по меню камеры и по подменю. Так же каждая кнопка позволяет попасть в конкретное меню настроек. Таким образом, кнопки обеспечивают быстрый доступ к популярным функциям таким, как WB (баланс белого) или AF (автофокусировка).
8. Кнопка удаления
Кнопка с универсальным символом мусорной корзины позволяет удалять файлы, от которых вы, при просмотре на дисплее, решили избавиться.
9. Кнопка меню
При нажатии на эту кнопку вы получите доступ к широкому спектру меню и подменю, где вы сможете изменить параметры в соответствии с вашими требованиями.
Верхняя панель фотоаппарата
1. Встроенная вспышка
Когда вы снимаете с низким уровнем света, получить достойный кадр, вам может помочь встроенная вспышка. В некоторых режимах, вам понадобиться включать ее вручную. В сюжетных режимах вспышка активизируется автоматически.
2. Кнопка спуска затвора
Эта кнопка необходима для того что бы сделать снимок. Нажав на кнопку на половину, вы получите возможность сфокусироваться, или активизируете автоматическую фокусировку. При полном нажатии, фотокамера сделает кадр.
4. Кнопка ISO
При нажатии на эту кнопку вы сможете настроить чувствительность ISO. Затем вы можете использовать главный диск управления, чтобы увеличить или уменьшить уровень ISO. Так же у вас есть возможность установить ISO вручную, воспользовавшись соответствующим пунктом меню.
5. Кнопка включения / выключения
Так вы сможете выключить камеру, когда она не используется (хотя она автоматически перейдет в спящий режим, после 30 секунд бездействия).
6. Диск установки режимов
На диске установки режимов вы сможете поставить необходимый режим съемки. На диске представлены все возможные сюжетные режимы, полуавтоматические и ручной режим.
Автоматические и ручные режимы съемки: за и против
Существует два вида режимов съемки: автоматические и ручные. Новички, как правило, отдают предпочтение автоматике. Уже в самом названии заключается целесообразность такого выбора: фотоаппарат автоматически подстраивается под определенный жанр и условия съемки. Вам достаточно нажать кнопку на колесе переключения режимов, а камера сама сделает за вас всю работу. Для начинающих фотографов в таком удобстве, безусловно, есть неоспоримые плюсы, значимость которых, впрочем, совсем скоро сойдет на нет. Не сомневайтесь, вы быстро почувствуете творческие тиски такой работы, если серьезно настроены на дальнейший профессиональный рост. Автоматические режимы сильно ограничивают ваши профессиональные возможности.
Однако в самом начале творческого пути все же не стоит пренебрегать ими. На первых порах они действительно смогут вам помочь. Эти режимы, к сожалению, диктуют свои правила, а результат съемки при таких обстоятельствах далеко не всегда отвечает вашим ожиданиям. Когда вы начнете творчески чувствовать фотографию, все недостатки авторежимов будут у вас как на ладони. В этот момент вы поймете, что пора бы побороть страхи новичка и начать свое знакомство с ручными режимами фотокамеры. Именно они откроют для вас ошеломляющий простор для творчества! С их помощью вы сможете держать процесс съемки под полным контролем, менять настройки параметры таким образом, чтобы результат полностью отвечал вашим ожиданиям.
Новичков, как правило, пугают сложности, с которыми сопрягается работа в ручных режимах. Кроме того, начинающим фотографам почти бессмысленно снимать в них, ведь любое обучение наиболее эффективно, когда его схема выстроена по модели «от простого к сложному», и поэтому нужно набраться терпения и сначала хорошенько разобраться в тонкостях автоматических режимов. Ведь ребенок сначала учит алфавит, а потом осваивает чтение, сначала ползает, а после этого начинает ходить. Суть этой последовательности можно применить к любому виду деятельности, в том числе и к творческому росту фотографа. Итак, давайте подробнее разберемся с автоматикой.
Замедленная съемка
Замедленная съемка производится путем запрограммированного включения камеры на короткие промежутки времени через соответствующие интервалы. Подбирая длительность времени съемки и интервалов, можно зафиксировать движения, которые невозможно увидеть в нормальном времени. Классические примеры этого — распускающийся цветок, облака, несущиеся по небу, фары автомобилей на улицах города при ночной съемке сверху, движение по небу кометы, размахивающей хвостом. Замедленную съемку можно использовать как одну из технологий анимации, при которой объекты съемки передвигают в промежутках между краткими моментами записи. При воспроизведении на нормальной скорости объекты кажутся движущимися. Правильно выбранный режим электронного затвора делает так, что движение выглядит плавным при достаточном количестве моментов съемки и при тщательном планировании перестановок.
Порядок замедленной съемки
Главное при планировании эпизода замедленной съемки — это выбор времени воспроизведения готового материала на нормальной скорости, определение времени полного цикла съемки фиксируемого события в реальном времени и длительность отдельного промежутка съемки. Например, как часто вы будете снимать : один раз в минуту, один раз в час или один раз в день? Это решение будет зависеть и от технических возможностей используемой камеры. Некоторые камеры могут снимать эпизоды длительностью 1/8 с., а другие запишут на пленке в течение одной секунды только три кадра.
Замедленная съемка
Пример замедленной съемки
Например, нужна ускоренная версия того, как открывается базар, как он наполняется покупателями и как, наконец, торговцы упаковывают свое имущество на пустынной площади. Допустим, вы отводите в нормальном воспроизведении 5 с. на открытие базара, 5 с. на показ торговли и ещё 5 с. на свертывание. Теперь вам нужно узнать, сколько времени у торговцев занимает развертывание и свертывание своих палаток. Пусть им на это нужно 30 мин. утром и 30 мин. вечером. Если ваша камера записывает 4 кадра в секунду, то в запланированные 15 с. войдет 60 кадров. Весь временной промежуток съемки будет состоять из 3 отдельных частей. Часть 1 (открытие) продлится 30 минут и на нее придется 20 кадров. Тогда каждый кадр будет сниматься один раз в полторы минуты. Часть 2 можно снимать в любое время дня, когда рынок заполнен покупателями, с тем же временным интервалом в течение 30 минут. Часть 3 будет повторением части 1 в конце дня. В эпизодах произведения съемки и между ними освещение может сильно меняться, но это можно скомпенсировать автоэкспозицией, или, если изменение света желательно, установите промежуточную экспозицию, при которой будет заметна смена освещения.
Материал изготовления и надежность
Шторные затворы
Материалом изготовления шторных затворов в подавляющем своем большинстве была прорезиненная ткань. Не смотря на свою простоту и дешевизну, шторные матерчатые затворы имеют очень неприятные особенности:
Выгорают на солнце
Если забыть закрыть объектив фотоаппарата крышкой, то объектив будет действовать, как увеличительная линза, и вконце-концов, свойства резины меняются до такой степени, что она осыпается, «прогорает».
Элементы шторного затвора подвержены истиранию
Зачастую встречаются камеры того или иного производителя, матерчатые тяги затвора у которых попросту порваны вследствие износа.
Элементы шторного затвора отклеиваются от натяжителей
Со временем связующая составляющая клеевой основы приходит в негодность, и высыхает. Шторки отклеиваются у основания натяжителей.
Пружины натяжителей приходят в негодность
Внутри натяжителей стоят стальные пружины, которые теряют свойства со временем. Проблема устраняется путем подкручивания регулировочных винтов и не такая страшная, как перечисленные выше.
На отпечатке перечисленные неисправности могут отображаться, как недоэкспонирование одной из зон кадра, неравномерное экспонирование по всему полю кадра (шторки притормаживают), изображение кадра фиксировано рывками
Увидев такие отпечатки, стоит обратить внимание на состояние затвора
Не смотря на то, что шторные затворы имеют опасные болезни, они весьма ремонтопригодны, и чтобы произвести ремонт в «полевых» условиях, достаточно иметь прямые руки и соответствующую литературу. Максимальный срок жизни шторного затвора составляет примерно 5 тысяч срабатываний.
Ламельные затворы
Шторки таких затворов состоят из нескольких металлических ламелей. Причем, в качестве материала для ламелей может применяться не только сталь, но и нержавеющая сталь, углепластик. Ламельные затворы цифровых зеркальных камер управляются электроникой с использованием электродвигателя и электромагнитов.
Электромагниты отвечают за выдержку затвора, удерживая шторки в открытом состоянии до тех пор, пока не получат импульс от управляющей микросхемы на размыкание. На практике это все занимает, естественно, доли секунды.
Ламельный затвор Canon EOS Kiss
Ламельные затворы получили распространение в японских фотоаппаратах, где их начали применять в начале 60 годов. Ламельные затворы надежнее шторных, не выгорают на солнце
Однако, ремонтопригодность таких затворов намного меньше, чем у шторных — если замена ламелей, в принципе, еще по рукам пользователю, то последующая его настройка возможна только в стенах сервисного центра (в общем, не дешевое удовольствие, даже если кто-то и возьмется за эту работу). Поэтому ламельные затворы меняются целиком.
Из неисправностей ламельных затворов можно встретить такие:
- Залипание шторок
- Истирание ламелей шторок
- Обрыв в обмотке электромагнита
- Выпадение втулок шторок из посадочных мест
Эти неисправности в основном могут встречаются на затворах с большими пробегами, а также в какой-то мере на свежих камерах в период «обкатки». Обкатка затвора проходит примерно на первой тысяче срабатываний, после чего затвор может даже переходить свой срок службы. В таблице зеленым отмечен ресурс затвора некоторых фотоаппаратов Canon:
Максимальный срок жизни затвора варьируется. Производителем же, в зависимости от модели камеры устанавливаются ограничения от 50000 срабатываний на младших моделях камер и до 500000 на профессиональных. Зачастую встречается так, что камера успевает морально устареть, и обрести четвертого-пятого хозяина, а ресурс затвора еще не исчерпан.