Жесткий свет против мягкого света

Источники жёсткого света

Жёсткий свет обычно исходит от одного источника. Самый типичный источник — солнце. Солнечный свет наиболее контрастен в полдень, в остальное время он становится более «мягким». В золотой час солнце так низко, что создаёт почти мягкий свет. Именно поэтому в это время часто делают портреты.

Искусственные источники также могут быть источником контрастного света. Если вы хотите создать такой свет, отлично подойдёт вспышка или прожектор. Использование вспышки обычно делает фотографию особенной, потому что вы выделяете объект на переднем плане. Вспышка также позволяет выбрать меньшее время экспозиции.

Темновая фаза фотосинтеза

Что образуется при фотосинтезе в темновую фазу? В строме хлоропластов с помощью энергии АТФ и восстановителя НАДФН, полученных в световую фазу, образуются простые сахара, из которых в ходе других процессов образуется крахмал. Ферментативные процессы не нуждаются в наличии света. Важнейший процесс, происходящий в темновую фазу фотосинтеза, — фиксация углекислого газа воздуха. Синтез и превращения сахаров в хлоропластах имеют циклический характер и носят название цикл Кальвина.

В нём можно выделить три этапа:

  1. Фаза карбоксилирования (введение CO2 в цикл).
  2. Фаза восстановления (используются АТФ и НАДФН, полученные в световую фазу).
  3. Фаза регенерации (превращения сахаров).

В строме хлоропластов находится производное простого пятиуглеродного сахара рибозы. С помощью особого фермента (Рубиско) к производному рибозы присоединяется CO2 (реакция карбоксилирования) — образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое быстро распадается на две трехуглеродные молекулы. Дальше, с затратой АТФ и НАДФН, полученных в ходе световых процессов, трехуглеродное соединение модифицируется — образуется восстановленное соединение с атомом фосфора и альдегидной группой в составе. Теперь перед клеткой стоит проблема: необходимо получить шестиуглеродное соединение — глюкозу для синтеза крахмала, а также пятиуглеродное — производное рибозы для того, чтобы эти процессы могли начаться заново. Для решения этих проблем в фазу регенерации из полученных ранее трехуглеродных соединений под действием ферментов образуются четырёх-, пяти-, шести- и семиуглеродные сахара. Из шестиуглеродной молекулы образуется глюкоза, из которой синтезируется крахмал. Из пятиуглеродной молекулы образуется производное рибозы и цикл замыкается. Остальные сахара также используются клеткой в других биохимических процессах.

Отдельно стоит сказать про крайне важный фермент первой фазы цикла Кальвина — рибулозо-1,5-дифосфаткарбоксилазу (Рубиско). Это сложный фермент, состоящий из 16 субъединиц, с молекулярной массой в 8 раз больше, чем у гемоглобина. Является одним из важнейших ферментов в природе, поскольку играет центральную роль в основном механизме поступления неорганического углерода (из CO2) в биологический круговорот. Содержание Рубиско в листьях растений очень велико, он считается самым распространённым ферментом на Земле. 

Рис.3. Суммарные уравнения и частные реакции фотосинтеза.

Как апертура влияет на картинку?

Всё довольно просто, чем больше апертура, тем больше объект, находящийся в фокус будет отделён от фона и тем очевиднее боке (хотя это зависит от расстояния модели от фона и места камеры), то есть объект или его фрагмент будут чёткими, а всё остальное — размыто. Тут мы заходит на территорию термина ГРИП (об этом я напишу в следующей статье, а пока разберёмся с апертурой).

Чем меньше апертура и выше значение F, тем казалось бы резче становится картинка. Но это не так. На самом деле максимальную резкость кадр получает на полнокадровой камере при значении F/8, а далее происходит деградация качества

За эту «бяку» мы обязаны дифракции волн, но чтобы не уходить в сложные термины и понятия оптики (нам не нужно их понимать, в сущности важно лишь знать как это влияет на фотографию и намотать на ус), решим для себя, что рабочая апертура, позволяющая получать качество и резкость находится в пределах F/8 — F/11 и стараемся не закрывать диафрагму дальше этих значений

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Расстояние и видимый размер

К этому моменту вы, возможно, уже слегка запутались: значение имеет не собственно размер источника света — только лишь его видимый размер относительно предмета съёмки.

При приближении источника свет смягчается, поскольку свет достигает предмета съёмки с большего числа углов — даже если сам по себе свет не изменяется. Верно и обратное: прямой солнечный свет является жёстким, даже несмотря на огромные размеры солнца. Просто солнце настолько далеко, что его свет достигает нас практически под единственным углом.

Выберите: дальше ближе

С другой стороны, приближение источника света добавляет ему яркости. Если это основной источник света, вид портрета, скорее всего, не изменится — просто сократится требуемое время выдержки. Однако, если большая часть подсветки предмета осуществлялась рассеянным светом, приближение источника света может снизить влияние рассеянного света — тем самым сделав общий свет жёстче, поскольку большая его часть поступит из одного источника.

Кроме того, близкие источники света подсветят предмет менее равномерно, поскольку различные элементы предмета окажутся относительно ближе к источнику света или дальше от него. Например, тыльная часть предмета может быть всего на 5% дальше от удалённого источника света, но станет на 50% дальше, если его приблизить — и окажется заметно темнее других частей предмета.

Однако такую неравномерность можно обратить в преимущество. Приблизив источник света к предмету, вы сможете лучше отделить его от фона, поскольку он станет значительно ярче относительно фона. С другой стороны, если они уже были хорошо отделены друг от друга, картину можно ухудшить.

Съемка интерьеров

Большинство фотографов и журналов используют естественное освещение для съемки интерьеров.

Чаще всего для этого потребуется штатив и использование длинных выдержек для смягчения и прорисовки темных областей. Но если снимаемый интерьер имеет различные световые элементы, такие как неоновые лампы или лампы накаливания, которые создают атмосферу в комнате, то я всегда включаю их.

f / 5,6, ISO 2000, 1/100, объектив 24-70 мм

Однако я считаю, что необходимо быть избирательным с количеством искусственного окружающего света, чтобы фотокомпозиция смотрелась гармонично и естественно. Не стоит включать все освещение и снимать, сперва оцените сцену, возможно некоторые лампы будут лишними.

То есть важно отключить те источники света, которые не нужны в сцене и помешают добиться того снимка, которого вы хотите достичь. Ниже представлены три различных варианта освещения в одном помещении

Все три резко меняют внешний вид одной комнаты.

Мои стандартные настройки для интерьерных снимков зависят от времени суток и от того, сколько естественного света поступает в комнату, но диафрагма как правило в диапазоне от f/5,6 до f/8, ISO довольно высокий около 1000 — 4000, выдержка обычно 1/30 – 1/60 или 1/100 в зависимости от освещенности.

На фотографиях ниже, верхняя фотография использовала только естественное освещение. На второй фотографии было много всяких огней, таких как гирлянда, лампы, свечи и неон, но без главной потолочной люстры, которая очень яркая. На третьем фото люстра была включена плюсом ко всему остальному, но из-за того, что она светила слишком ярко, она убила “атмосферу” в комнате.

f / 5,6, ISO 3200, 1/80, объектив 24-70 мм

f / 5,6, ISO 4000, 1/80, объектив 24-70 мм

f / 5.6, ISO 3200, 1/60, объектив 24-70 мм. Параметр “Света” были немного уменьшены при редактировании.

Я склоняюсь к избирательному включению осветительных приборов в моих интерьерных снимках.

Некоторые области в сцене бывает сложно нормально проэкспонировать. Например, действительно темные области, куда не проникает естественное освещение можно проявить при использовании более длинной выдержки, но при этом область с нормальной освещенностью будет переэкспонирована. Поэтому лучшим выходом бывает размещение в темной области искусственного осветительного прибора.

f / 5,6, ISO 2500, 1/60, объектив 24-70 мм

Конечно, это можно исправить, сделав снимки с брекеттингом эскпозиции и затем объединить их в Photoshop. Но я далеко не всегда хочу этим заниматься! Кроме того, я считаю, что добавление дополнительных источников света вносит некоторую привлекательность. Рассмотрите фото выше и ниже как пример, иллюстрирующий сказанное мной.

f / 5,6, ISO 6400, 1/30, объектив 24-70 мм

Как создать (или найти) мягкий свет

Мягкий свет требует больше модификаторов, чем жесткий свет. Помните, что более крупные источники света — это более мягкие источники света. Это делает диффузоры, которые также увеличивают площадь поверхности света, отличным способом для создания мягкого света. Использование зонта или софтбокса над внешней вспышкой или студийным стробоскопом увеличит площадь поверхности этого небольшого источника света. Это создаст более мягкий источник света. Что еще сложнее, вы также можете смягчить вспышку на камере. Слишком сложно снимать с двухфутовым зонтом на фотоаппарате. Поэтому ищите диффузор, который увеличит площадь поверхности вспышки, но не будет слишком громоздким. Маленькие софтбоксы со вспышкой стоят недорого. Но такие опции, как диффузор MagMod, легче отрегулировать с помощью магнитной системы крепления. Другой способ смягчить вспышку на камере? Забить. Если вы отразите вспышку от белой стены или потолка, этот свет распространяется на гораздо большую площадь поверхности, создавая мягкий свет. При работе с мягким светом вам, вероятно, также потребуется использовать более низкую мощность вспышки. Поднимите немного выше для отраженной вспышки. В то время как солнечный день создает жесткий свет, облака действуют как естественный рассеиватель. Пасмурный день создает мягкий свет везде на открытом воздухе. Или вы также можете снимать в полной тени в солнечный день, чтобы получить более мягкий свет. Если подождать примерно час до заката (или первые час или два после восхода солнца), то свет будет более мягким, чем на солнце в полдень. Оконный свет также является мягким светом, если солнце не выходит прямо из окна. Например, если солнце сейчас находится на востоке, окна, выходящие на север, юг и запад, будут давать мягкий свет. Фотографы также могут смягчить оконный свет, используя прозрачные белые шторы или ткань.

Основные схемы света в студийной съемке

1. Бабочка

В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.

2. Живописный свет

Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.

3. Треугольник

Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.

4. Теневой и светотональный полуоборот

При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.

5. Модуляция

Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.

6. Контровый свет

Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.

7. Каминный свет

В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.

8. Высокий и низкий ключ

Высокий ключ.
Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ.
В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.

9. Рефлексный свет

Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.

Что происходит в процессе фотосинтеза

Как уже было сказано ранее, в ходе фотосинтеза в хлоропластах под действием солнечного света образуются органические вещества. 

Процесс фотосинтеза можно разделить на две фазы:

1. Световая.

2. Темновая.

В ходе световой фазы фотосинтеза образуется энергия в виде АТФ и универсальный донор атома водорода — восстановитель НАДФН (НАДФ·Н2). Эти вещества необходимы для протекания темновой фазы. Также образуется побочный продукт — кислород. Световая фаза может проходить только на мембранах тилакоидов и на свету.

Благодаря сложному биохимическому процессу — циклу Кальвина — в темновую фазу фотосинтеза образуются органические вещества (сахара). Темновая фаза проходит в строме хлоропластов и на свету, и в темноте. Темновые ферментативные процессы протекают медленнее, чем световые, поэтому при очень ярком освещении скорость протекания фотосинтеза будет полностью определяться скоростью темновой фазы. Схемы процессов фотосинтеза представлены на рис.2. Подробное описание процессов смотри далее.

Рис.2. Схема процессов фотосинтеза и суммарное уравнение фотосинтеза.

С чего же начать?

Если вам хочется начать лучше разбираться в освещении, то знакомство с основной терминологией точно не помешает. Вот вам некоторые важные термины, необходимые для работы со светом:

Искусственный свет

Любой свет неестественного происхождения называется искусственным.  В кинематографе искусственный свет используется как дополнение к дневному свету или для создания эффекта дневного света при его отсутствии.

Шторки осветительного прибора

Шторки используются на прожекторе для контроля и распределенияисточников света. Они могут быть использованы для создания теней и направления световых лучей.

Задний свет

Задний свет отделяет или приподнимает окружение. Он располагается лицом к линзе, сзади объекта или перед ним.

Отражающийся свет

Источник света, который отражается от белой поверхности. Такой свет выглядит очень мягко и помогает сделать светлее даже очень большие пространства.

Цветовая температура

Цветовая температура измеряется в Кельвинах и определяет тон источника света. В кинопроизводстве различные цветовые фильтры помогают сбалансировать изображение.

Линза Френеля

Линза, используемая в некоторых лампах для фокусировки и контроля источников света

Жесткий свет

Прямой, контролируемый источник света, который используется для создания драматического эффекта.

Хайлайты

Ярко освещенные области площадки, которые задают форму и структуру.

Мягкий свет

Менее контролируемый источник света, который создает более плоскую и гладкую картинку. Идеально подходит для освещения лица.

Дневной свет

Естественные источники света, могут быть воссозданы с помощьюметаллогалогенной лампы

Теперь, давайте ознакомимся с несложной, но отличной техникой постановки света, которая поможет вам лучше понять, как работает освещение в кинематографе. Она называется 3 точки освещения. И, как и говорит название, для работы в нем нам понадобятся 3 основных источника света: Ключевой, Заполняющий и Контровой.

Ждите точки выравнивания

Один из методов решения проблем с динамическим диапазоном — дождаться точки выравнивания. Точка выравнивания — это момент, когда свет снаружи совпадает с яркостью освещения в комнате (обычно это достигается в сумерках и на рассвете).

Это очень хорошее решение для многих фотографов, так как экстерьер здания лучше всего смотрится в режимное время, поэтому делать снимки интерьера примерно в тот же период — очень выгодное решение.

На практике, фотограф не может получить хорошее освещение для каждого снимка. Риелторы часто заказывают фотосъемку в часы, когда освещение просто ужасное

Однако, если вам выпадет шанс фотографировать в удачное время, просто уделите внимание точке выравнивания и все выйдет идеально

Я заметил, что точка выравнивания проявляется лучше, если сначала делать снимок интерьера, а затем переходить к экстерьеру. Поэтому, если вы планируете снимать в сумерках, сначала сфотографируйте интерьер, а когда закончите, получите идеальное время для режимной съемки с темным голубым небом и теплым освещением дома.

Плюсы и минусы


Каждый из видов обладает своими достоинствами и недостатками. Разберем основные из них.

Естественный свет

Среди преимуществ можно отметить:

  • Доступность. Фотограф получает его совершенно бесплатно, не расходуя средства на аренду студии и покупку дорогого осветительного оборудования. При этом результат может быть просто потрясающим. При необходимости можно использовать, кроме фотокамеры, рассеиватели и отражатели, что еще расширит диапазон возможностей по работе с естественным светом;
  • Простота освоения. Работая с солнечным световым потоком даже новичкам легко усвоить и отточить на практике несложные правила. Не снимать при жестком солнце в полдень, выбирать утренние и вечерние часы, когда свет более мягкий и дает красивый светотеневой рисунок;
  • Красота. Такое освещение, особенно на закате и рассвете, дает фотографу возможность создавать шедевры. При этом эффектно смотрятся фотографии как с фронтальным, так и с контровым освещением.

Есть у естественного освещения и недостатки:

  • Переменчивость. Даже снимая в одном месте, фотограф может столкнуться с постоянным изменением освещенности сцены. Солнце может заходить и появляться. При этом придется постоянно менять настройки фотоаппарата и перемещать модель. Также естественный свет отличается в зависимости от погоды и времени года;
  • Ограничение по времени. С естественным освещением можно работать только в определенные часы. Если съемку нужно провести, например, в сумерки, света будет уже недостаточно.

Искусственный свет

С искусственным освещением работать сложнее, он требует определенных навыков, зато обладает рядом преимуществ:

  • Контроль и независимость. При хорошем наборе осветительного оборудования фотограф может полностью контролировать искусственный свет. Например, такая возможность есть при работе в фотостудии. Нет привязки к времени суток или переменчивости погоды. Набравшись опыта, фотограф вполне может имитировать естественный свет, если этого требует идея съемки. При этом можно выбрать удобное время;
  • Возможность значительно улучшить картинку при недостаточном освещении. Даже простая накамерная вспышка может выручить фотографа, если света не хватает. В итоге получатся не шумные некачественные кадры (из-за чрезмерного поднятия ISO), а профессиональные фотографии.

Среди недостатков искусственного света:

  • Дополнительные затраты. При покупке минимального набора оборудования, например, внешней вспышки и синхронизатора, они небольшие. Но для решения глобальных задач по управлению искусственным освещением придется раскошелиться;
  • Трата времени на настройку и установку. Если речь о работе в студии или создании сложных световых схем на улице, придется потратить немало времени на установку, настройку, корректировку оборудования. При работе с естественным освещением достаточно правильно настроить фотоаппарат. На это уходит гораздо меньше времени;
  • Снижение мобильности. Если съемка проходит на улице, оборудование придется перевозить. Также на месте работы модель уже не сможет свободно перемещаться по локации, потому что это каждый раз будет требовать изменения настроек оборудования;
  • Необходимость больше практиковать и изучать теорию. Со сложными световыми схемами не так просто разобраться.

Скорость распространения света

Когда мы включаем свет, комната озаряется светом моментально. Поэтому кажется, что свету нисколько не нужно времени, чтобы достигнуть стен. Но это не так, просто свет распространяется с такой большой скоростью, что это непросто заметить в обычных условиях.

Впервые конечность скорости света удалось установить О. Рёмеру (датскому ученому) в 1676 г. Он наблюдал за затмением Ио — спутника Юпитера. Он видел, как ИО проходил перед планетой, а затем погружался в ее тень и пропадал из поля зрения. Затем он опять появлялся, как мгновенно вспыхнувшая лампа. Промежуток времени между двумя вспышками был равен 42 ч 28 мин. Поэтому спутник представлял для астронома космические часы, которые посылали сигналы на Землю через равные промежутки времени.

Сначала Рёмер делал измерения, когда Земля при своем движении вокруг Солнца подошла к Юпитеру максимально близко. Затем он повторил их в момент, когда Земля максимально удалилась от Юпитера. Измерения показали, что во втором случае спутник появился на 22 минуты позже по сравнению с первым результатом. Ученый объяснил это явление так: «Если бы я мог остаться на другой стороне земной орбиты, то спутник всякий раз появлялся бы из тени в назначенное время; наблюдатель, находящийся там, увидел бы Ио на 22 минуты раньше. Запаздывание в этом случае происходит оттого, что свет употребляет 22 мин на прохождение от места моего первого наблюдения до моего теперешнего положения».

Зная опаздывание появления Ио и расстояние, которым оно вызвано, можно определить скорость, разделив это расстояние на время опаздывания. Из-за неточности измерений и неточного знания радиуса земной орбиты Рёмер получил скорость света, равную 215 000 км/с. Если провести расчеты с более точными данными, результат получается максимально приближенным к реальному значению скорости света — около 300 000 км/с.

Позже измерения скорости света повторили другие ученые. В 1849 году И. Физо (французский ученый) сделал расчеты, в результате которых он получил значение 313 000 км/с. В 1856 году была измерена скорость света в воде, которая оказалась в 4/3 раз меньше по сравнению со скоростью света в космосе (вакууме). Так же было установлено, что скорость света в средах всегда меньше скорости света в вакууме.

По современным данным принято считать, что скорость света равна 299 792 458 м/с с точностью ±1,2 м/с. Обозначают эту величину как c. Единица измерения в СИ — м/с.

Внимание!

При выполнении расчетных задач скорость света принято принимать за величину c = 3∙108 м/с.

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.

Строим на просвет
Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
Разбираем по тону тени
Разбираем света

Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Высокий ключ

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти» «Высокий ключ» — это светлый, бестеневой стиль освещения с большим количеством заполняющего света. Его часто использовали в классических голливудских фильмах 30-ых и 40-ых годов, в основном для комедий и мюзиклов. Сегодня высокий ключ часто используется в рекламе косметических средств, ситкомах и музыкальных клипах. Не забывают о нем и режиссеры современных фильмов, пример тому — кадр из «Гарри Поттера».

Ключевые моменты:

  • Высокий ключ — бестеневой свет.
  • Часто близок к пересвечиванию на отдельных деталях изображения.
  • Нередко получается с помощью фронтального освещения.
  • Высокий ключ имеет низкое соотношение ключевого освещения к заполняющему.

Используйте отражения для добавления снимку глубины, объема и подсветки

Некоторые поверхности поглощают свет. Другие, например вода и стекло, хорошо его отражают. Фотографы часто используют отражения, чтобы добавить композиции глубины и объема. Капля воды может отразить целый мир.

Пейзажные фотографы используют естественные отражения в озерах или реках. Уличные фотографы ищут отражения городских уличных сцен в лужах, окнах или витринах.

Фотографы-портретисты и фотографы, снимающие дикую природу, высоко ценят блики в глазах моделей или снимаемых ими животных и птиц. Это тоже отражения источника света на поверхности глаза.


Отражения могут сделать вашу фотографию интереснее

Но отраженный свет может стать проблемой для предметных фотографов при съёмке таких поверхностей как металл.

Определяемся с потребностями

Для того чтобы создать студийное освещение своими руками для начала необходимо определиться с потребностями студийной съемки. Если планируется предметная съемка, то для качественной фотографии необходим лайтбокс.

Это приспособление позволяет поместить предмет внутри куба, который подсвечивается со всех сторон ярким светом, равномерно проникающим через стенки и исключающий возможность возникновения теней.

Подобное устройство можно приобрести готовым или сделать его самостоятельно из матированного оргстекла, или белой ткани натянутой на подрамник.

Гораздо сложнее оборудовать правильным светом фото студию, особенно если бюджет на профессиональное оборудование не рассчитан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Жесткий свет в фотографии

Естественное освещение в фотографии

Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью

Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца

  • Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
  • Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
  • Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
  • Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
  • Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
  • Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
  • Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.

Отразите свет от поверхностей, чтобы рассеять и смягчить его

Для того чтобы отражать свет, поверхностям необязательно быть зеркальными. Направьте источник света на белую стену. Свет будет отражаться и рассеиваться. Это излюбленная уловка фотографов-портретистов.

Вспышка, установленная на камере, и направленная прямо на модель, создаёт плоский свет. Но стоит лишь повернуть вспышку к стене или потолку, как её свет, отражённый от стены или потолка, станет более мягким и визуально эстетичным.

Отражатели делают нечто подобное. Обычно их используют для отражения солнечного света и подсветки теней.


Свет, отражаясь от стены, создаёт дополнительное освещение для модели

Расстановка света для видеосъемки и типы освещения

Недостаточно разобраться в видах освещения, важно расставить все источники света так, чтобы картинка получилась как у ютуберов-миллионников. 

Что нужно знать? Есть четыре основных типа освещения, которые используют в схемах расстановки:

  • Основной (ключевой, рисующий) свет
  • Заполняющий (выравнивающий) свет
  • Подсветка (контровый свет)
  • Фоновый свет

Основной свет

Рисующий свет — это основной и самый мощный источник света в кадре. Обычно его размещают перед объектом, примерно на 45 градусов выше или на 45 градусов правее или левее.

Ключевой свет не относится к определенному типу осветительного оборудования. Это может быть что угодно: от вспышки на камере и настольной лампы (не люстры!) до камина в комнате.

Заполняющий свет

Выравнивающий свет заполняет те области, которые не освещает основной источник света — исчезают тени, объект съемки подсвечивается. Чаще его используют при записи видео, на котором присутствует человек.

Источником заполняющего света могут быть:

  • профессиональные лампы и прожекторы
  • отражатели, которые перенаправляют основной свет обратно на объект (сюда относятся специальные гаджеты, стены, потолки и ткани)
  • вспышка или стробоскоп — устройство, которое имитирует вспышку камеры

Его нужно расположить сбоку, напротив ключевого света. Интенсивность заполняющего света обычно примерно вдвое меньше, чем у основного. 

Контровый свет

Подсветка значительно улучшает качество вашего видео. Она подсвечивает ваш объект сзади. Контровый свет можно разместить несколькими способами: поставить его как можно ближе непосредственно за объектом, либо повесить его над ним.

Основная задача подсветки — отделить объект в кадре от фона, сделать его более объемным и фактурным. Но еще у него есть и более творческая задача. Контровой может подчеркнуть дымку, туман, капли дождя или паутинку на фоне – это будет выглядеть волшебно и необычно. Также такой свет подходит для силуэтной и пейзажной фотографии.

При портретной съемки контражур выделяет модель, подсвечивает ее силует. Если у человека длинные волосы – благодаря контровому свету они будут как бы сиять в кадре.

В качестве контрового света может выступать светодиодная панель, люминесцентная лампа, фары автомобиля, прикроватный светильник и даже свеча.

Фоновый свет

Фоновые огни подсвечивают задний план и визуально отделяют объект съемки от фона. Кроме того, при помощи такого освещения возможно создать определенное настроение в видео и подсветить сам фон, если хотите его акцентировать.

На фон можно повесить гирлянду, светящуюся декоративную вывеску или небольшой светильник.

Схемы освещения для съемки видео в домашних условиях

Существует несколько способов разместить освещение для видеосъемки — особенно с несколькими лампами. Популярно трехточечное освещение, но вы также можете использовать два или четыре источника света, а также кольцевое освещение.

Трехточечный свет

В этой схеме используют три основных источника света — ключевой, заполняющий и контровой. Трехточечный свет наиболее распространен среди видеоблогеров — он идеально подходит для одного человека, говорящего в камеру. 

Двухточечный свет

Такая схема освещения также распространена в видеосъемке, особенно для быстрых интервью. Она состоит из ключевого и заполняющего света.

Если у вас нет двух ламп, используйте отражатель. Он направит свет от солнца или основного освещения на объект съемки и создаст выравнивающее освещение.

Четырехточечное освещение

Добавьте к трехточечной схеме фоновое освещение — и вот у вас уже практически профессиональная студия. Фоновый свет находится примерно на уровне талии, прямо за объектом съемки — осветляет стену и избавляет от лишних теней.

Кольцевое освещение

Кольцевая лампа — то, что поможет начинающему ютуберу, стримеру или видеографу создавать ролики высокого качества. Она проста в настройке и не требует никаких дополнительных источников света. Лампа освещает равномерно все, что находится перед ней. 

Кольцевое освещение идеально подходит для съемок селфи, роликов в Tik Tok и уроков макияжа.

Вот и все, мы рассказали вам все, что знали об установке освещения для записи видео. Запомните, что свет — это основа будущего ролика и от него зависит 90% успеха. Если вы только начинаете свой путь как видеоблогер или видеомейкер — будет достаточно одного качественного источника света. Практикуйтесь, экспериментируйте и результат не заставит себя ждать. Желаем классных роликов и миллионы просмотров. Удачи! ?

Тональное отображение

Тональное отображение — самый очевидный способ справиться с высоким динамическим диапазоном, как в нашей ситуации. Эта техника включает в себя съемку трех фотографий (одна темная, другая с правильной экспозицией, третья светлая) и использование специальных программ, которые в итоге создают фотографию со сбалансированным освещением и тенями.

Техника тональной компрессии более популярна среди агентов недвижимости и потенциальных покупателей, чем среди фотографов. Профессиональный фотографы не любят HDR съемку, но я считаю, что нет ничего плохого в HDR-снимках с небольшим количеством этого эффекта.

Внутренний свет

Никто и никогда не ошибается, когда видит его в другом человеке, это совершенно невозможно! Смотришь на человека, и от одного лишь взгляда на него по твоему телу медленно разливается приятная тёплая волна любви, хочется оставаться в его окружении как можно дольше.

Давай рассмотрим повнимательней этого человека: это может быть и дедушка «божий одуванчик», и двухметровый верзила, и мамочка с тремя детьми – да кто угодно, социальный статус не имеет абсолютно никакого значения.

Взгляд у такого человека открытый, добрый, чистый. А вот улыбка – совсем необязательно. Свет идёт через глаза и через сердце, и, глядя на этого человека, улыбаться хочется тебе самой.

Внутренний душевный свет – это частичка Создателя в сердце. Он есть у каждого из нас, но у большинства этот свет «пульсирует» — горит, то ярче, то слабее.

Фото Pixabay

В своих обучающих программах мы называем это «светимостью». Светимость укрепляет нашу связь со Вселенной, со своим Высшим Я. И наоборот – закрепляя эту связь практиками, мы повышаем нашу светимость.

Освещение для съемки в студии

Разные положения светового источника относительно вашей модели дадут кардинально отличающиеся эффекты при освещении объекта съемки:

  1. Прямой свет характеризуется высокой детализацией, но при этом скрадывает форму.
  2. Если слегка сместить источник света вправо, то черты лица модели тут же приобретают объем.
  3. Боковое освещение подсветит лишь половину головы модели.
  4. Хотите поставить лампу еще дальше? Пожалуйста – большая часть лица окажется в тени.
  5. Заднее освещение создает затемненный силуэт на фотографии.

Мы рассказали вам практически все об источниках света в фотографии, теперь вам остается лишь переварить информацию и с новыми знаниями устремиться оттачивать свои навыки. Если вы хотите работать со студийным освещением профессионально, то мы ждем вас на курсах фотографии в нашей Фотошколе.

Используйте мягкий или жёсткий свет в зависимости от того, какой результат хотите получить

Свет бывает жёстким или мягким. Проще всего тип освещения определяется по теням, которые оно создаёт. Жёсткий свет создает тени с резкими границами. Тени от мягкого света более размытые с плавным переходом (иногда их даже бывает сложно заметить с первого раза).

Фотографы-портретисты обычно предпочитают мягкий свет, потому что он более приятен для глаза зрителя. Его можно создать, отражая свет с помощью отражателя или рассеивателя.

Фотографы, снимающие на открытом воздухе, предпочитают мягкий утренний или вечерний свет. В полдень свет обычно жёсткий, дающий резкие тени. Но если день пасмурный, то мягкий свет можно получить и днём — облака будут выступать в качестве естественного рассеивателя.


Жесткий свет даёт чёткую границу и резкую тень

Как апертура влияет на картинку?

Всё довольно просто, чем больше апертура, тем больше объект, находящийся в фокус будет отделён от фона и тем очевиднее боке (хотя это зависит от расстояния модели от фона и места камеры), то есть объект или его фрагмент будут чёткими, а всё остальное — размыто. Тут мы заходит на территорию термина ГРИП (об этом я напишу в следующей статье, а пока разберёмся с апертурой).

Чем меньше апертура и выше значение F, тем казалось бы резче становится картинка. Но это не так. На самом деле максимальную резкость кадр получает на полнокадровой камере при значении F/8, а далее происходит деградация качества

За эту «бяку» мы обязаны дифракции волн, но чтобы не уходить в сложные термины и понятия оптики (нам не нужно их понимать, в сущности важно лишь знать как это влияет на фотографию и намотать на ус), решим для себя, что рабочая апертура, позволяющая получать качество и резкость находится в пределах F/8 — F/11 и стараемся не закрывать диафрагму дальше этих значений

Вариант 2

1. Тень на экране от предмета, освещенного точечным источником света, имеет размеры в 3 раза больше, чем сам предмет. Расстояние от источника света до предмета равно 1 м. Определите расстояние от источника света до экрана.

1) 1 м
2) 2 м
3) 3 м
4) 4 м

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения уменьшили на 5°. Угол между плоским зеркалом и отраженным лучом

1) увеличился на 10°
2) увеличился на 5°
3) уменьшился на 10°
4) уменьшился на 5°

3. Человек удаляется от плоского зеркала. Его изображение в зеркале

1) остается на месте
2) приближается к зеркалу
3) удаляется от зеркала
4) становится нерезким

4. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы?

1) действительным, перевернутым и увеличенным
2) действительным, прямым и увеличенным
3) мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) действительным, перевёрнутым и уменьшенным

5. Чему равна оптическая сила рассеивающей линзы, если ее фокусное расстояние равно (-10 см)?

1) -0,1 дптр
2) +0,1 дптр
3) -10 дптр
4) +10 дптр

6. Мальчик носит очки с рассевающими линзами. Какой у него дефект зрения?

1) дальнозоркость
2) дальтонизм
3) близорукость
4) астигматизм

7. Установите соответствие между оптическими приборами и основными физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИБОР

А) Перископ
Б) Проектор
В) Фотоаппарат

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) Прямолинейное распространение света
2) Отражение света
3) Преломление света
4) Рассеяние света

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка

Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

Что снимать при жёстком свете

Есть фотографии, которые были сняты при резком, жёстком свете. К сожалению, бывают ситуации, когда такой свет может уничтожить фотографию. А бывают моменты, когда он может пригодиться.

Уличную фотографию

Человек в уличном переходе

Жёсткий свет занимает неотъемлемое место в уличной фотографии. Создаёт сцены, которые не выделялись бы при мягком освещении. Чтобы получить максимальную отдачу от резкого света, попробуйте использовать тени в своих интересах. Вы можете поймать длинные тени, когда солнце низко над горизонтом (вечером или утром). Именно тени создают сильную драматическую атмосферу.

Портреты

Для некоторых фотографов использование жёсткого света при фотографировании людей практически немыслимо. В фоторуководствах нас всех учат использовать мягкий свет при съёмке портретов. Это имеет смысл, потому что жёсткий свет имеет серьёзный недостаток при съёмке портретов (см. ниже). Тем не менее, вы никогда не должны считать эти правила святыми. Часто фотограф должен нарушить некоторые правила и создавать нечто новое. Поэтому не отказывайтесь от жёсткого света всегда и везде, иногда вы можете использовать его в своих интересах.

Чёрно-белое фото

Когда я снимаю чёрно-белое фото, я ищу жёсткий свет. Такие снимки прекрасно смотрятся при жёстком свете. Поэтому попробуйте полученные цветные снимки перевести в чёрно-белый режим. Иногда такая простая операция может дать испорченной фотографии вторую жизнь.

Количество и качество света в фотографии: дистанция от источника освещения

В студийной съёмке при использовании стробов или вспышек работает похожее правило. У источника света есть определённая дистанция от объекта, которая позволяет получать качественный свет, и тогда на фотографии будут переданы правильные и красивые диапазоны цветов и тонов.

Например, при установке источника света на расстояние в один метр от модели, на модель попадёт 100% всего света — это точка наивысшей интенсивности света. И чтобы уменьшить количество света в половину нужно поставить его от модели на два метра? И тут кроется серьёзная ошибка, потому что физика света диктует совсем другие правила, в этом случае начинает работать закон обратных квадратов и он гласит:интенсивность света = 1 делим на дистанцию света от объекта в квадрате

То есть в нашем случае мы 1 делим на (2 м в квадрате=4 м) = 1/4 ! А если проще, то если мы уберём свет дальше в два раза, а именно с расстояния в один метр на расстояние 2 метра от объекта, то вместо 100% света мы получим всего 25%. И таким образом, отодвинув источник с начальной точки на метр мы лишились 75% света, а не 50% как могло бы показаться. Ещё раз — убрали свет в два раза дальше — получили света в 4 раза меньше.

Таким образом, сдвинув свет на 3 метра от модели мы получим всего 11%, на 4 — 6%, 5 — 4%, 6- 2,8% и так далее согласно формуле. Как ты наверное заметил, чем дальше удаляется свет, тем меньше падает интенсивность, если в начале мы потеряли аж 75% света, то дальше мы теряем 14%, потом 5%, потом 2%, затем 1,2% и так далее.


Интенсивность света и дистанция от источника освещения до объекта — закон обратных квадратов

Интенсивность света = 1 / на дистанцию от источника света до объекта в квадрате

На что влияет дистанция источника света от модели? Если свет слишком близко, то есть риск получить пересвет, который будет невозможно «вылечить». А если дистанция слишком большая, то мы рискуем получить сложные и «грязные» цвета на фотографии и потерять диапазон оттенков и тонов. На самом деле в живописи и в фотографии нет правильных и неправильных цветов, открытые чистые цвета конечно нравятся людям и почти любой педагог на худграфе будет ругать «грязные» оттенки, но правда такова — чистые цвета выглядят наивно, часто дёшево, их обилие в кадре не добавляет изысканности и художественный замысел важнее, а многие художники и фотохудожники искусно сплетают и открытые и чистые оттенки с сероватыми и сложными «грязными» цветами. Пока сойдёмся на том, что куда важнее не испортить сырой оригинал.

Измените интенсивность освещения, перемещая его источник или используя рассеиватели

Каждый источник света имеет определенную интенсивность. При студийном освещении есть много способов варьировать мощность осветительных приборов. Большинство студийных светильников позволяют изменять мощность освещения, измеряемую в ваттах в секунду. Чем дороже студийное световое оборудование, тем более мощное освещение оно может выдавать.

На интенсивность освещения также влияет и расстояние до источника освещения. С расстоянием интенсивность освещения падает. В студии перемещение источника света дальше от модели ослабляет освещение.


Чем ближе источники света к объекту съёмки — тем интенсивнее будет их свет на фото

Ослабления освещения также можно добиться, используя рассеиватели. Их использование позволяет осветить мягким светом большую часть области вокруг модели, включая фон. Если вам, наоборот, нужно более интенсивное освещение — приблизьте источник света к модели.

Что излучаешь – то и получаешь

Мощный внутренний ресурс, интуиция, крепкое здоровье, гармоничные отношения в семье, финансовое благополучие – неотъемлемые составляющие высокой светимости, а по факту это её производные.

Я всегда говорю своим ученицам: «Что излучаешь, то и получаешь». Каждая из нас способна управлять своей судьбой. В каждой из нас есть свет, и именно этот свет, что ты излучаешь, даёт тебе возможность «волшебничать».

В рамках моей школы есть огромное количество кейсов, как десятки тысяч женщин кардинально изменили свою жизнь и притянули в неё всё то, о чём мечтали всю жизнь.

У кого-то это машины, квартиры, любимая работа, финансовое изобилие, а у кого-то – излечение от тяжёлых болезней. Каждая из них радостно рассказывает про исполнение своих мечтаний!

Фото Pexels

И именно поэтому  человек с низкой светимостью, который излучает тёмные энергии, сталкивается с целым рядом проблем.

Это:

  • полная «обесточка»;
  • плохое самочувствие;
  • болезни.

Любые болезни говорят о затемнении твоей энергетики.

Также если твои дети постоянно кричат и бесятся – это тоже яркий показатель «затемнений», ведь дети находятся в поле мамы. Если  у мамы есть затемнения, дети как губки это впитывают.

Любые неудачи, сопротивления пространства, мошенники, проблемы мужей с «горячительными» напитками или запрещёнными веществами — это все показатели  низкой светимости.

Человек с высокой светимостью обладает высоким здоровьем, у него  отличное настроение каждый день, очень  много сил, высокая потенциальность.

К таким людям, я их называю «светлячки»,  приходят клиенты и остаются, у них высокая лояльность, потому что с ними хотят общаться, взаимодействовать. Мужья и дети постепенно исцеляются.

«Светлячки» всегда окружены удачей и помощь пространства, потому что «что излучаешь — то и получаешь»!

Источники жёсткого света

Жёсткий свет обычно исходит от одного источника. Самый типичный источник — солнце. Солнечный свет наиболее контрастен в полдень, в остальное время он становится более «мягким». В золотой час солнце так низко, что создаёт почти мягкий свет. Именно поэтому в это время часто делают портреты.

Искусственные источники также могут быть источником контрастного света. Если вы хотите создать такой свет, отлично подойдёт вспышка или прожектор. Использование вспышки обычно делает фотографию особенной, потому что вы выделяете объект на переднем плане. Вспышка также позволяет выбрать меньшее время экспозиции.

Обзор: один источник света

Основной источник освещения модели обычно называют главным или ключевым светом. И хотя для усовершенствования портрета могут быть добавлены дополнительные источники, ключевой свет обычно выставляют независимо. Это хорошая новость для тех, кто пытается изучить портретный свет, поскольку это означает, что процесс можно упростить, занимаясь единовременно только одним источником света. Если и когда вы решите добавить дополнительную подсветку, всё изученное ранее останется в силе.

Лишь одно свойство света оказывает кардинальное влияние на освещённость модели: степень рассеивания света*. Несмотря на то, что некоторые параметры освещённости, кажется, имеют магические числа, их влияние вторично. Однако для выбранного источника света мы можем разложить данную характеристику на две, более управляемые:

  1. направление, которое определяет положение теней и подсветок на предмете, и
  2. видимый размер, который регулирует вид этих теней и подсветок.

И хотя эти характеристики могут показаться простыми и управляемыми, их комбинации образуют изумительное многообразие различных отображений модели. Освещённость запросто может стать непредсказуемой, если не выработать интуитивное понимание каждой из них.

* Строго говоря, ещё одной характеристикой является баланс белого источника света, однако в данной вводной мы предполагаем, что вы хотите отобразить модель как она выглядит при естественном свете.

Мягкий и жёсткий свет в фотографии: свойства и модификаторы

На этой фотографии мягкий свет, который потерял часть своих свойств. По сути такое освещение можно назвать «средним» — оно скорее мягкое, но не совсем

Если говорить о качестве света, то в первую очередь вспоминают жёсткость и мягкость. Грубо говоря, мягкий свет даёт плавный переход теней, а жёсткий — чёткую тень. Но это не всё, жёсткий свет идеально подчёркивает фактуру, даёт яркие блики и глубокие тени — такой свет часто используют в рекламе лакшери сегмента и фешен. А вот мягкий свет приглушает текстуру, делает градиенты плавными.

Чем больше источник света и чем он ближе — тем мягче, чем меньше и дальше — тем жёстче. Но мягкий свет даже на отдалении не становится жёстким, а жёсткий вблизи не становится мягкий. Теряется лишь часть свойств, но изменение света из жёсткого в мягкий и наоборот не происходит!

На этой фотографии тоже представлен пример «среднего» света, тогда свет ещё мягкий, но потерял часть своей мягкости и не стал жёстким.

Жёсткий свет нам дадут вспышки без насадок, рефлекторы, магнум-рефлекторы, серебряная портретная тарелка (silver beauty dish), полуденный яркий свет солнца в безоблачный день. А мягкий свет дают: различные софтбоксы, октобоксы, портретная тарелка с рассеивателем, дневной свет в пасмурную погоду.

Жёсткие источники света не подходят для съёмки возрастных моделей, если нет цели подчеркнуть фактуру кожи и морщины.

В этой статье мы рассмотрели понятие апертуры и её значение, разобрали изменение интенсивности света, познакомились с тем, как влияет на снимок дифракция и сделали выводы и узнали что такое стопы.

Плюсы и минусы

Каждый из видов обладает своими достоинствами и недостатками. Разберем основные из них.

Естественный свет

Среди преимуществ можно отметить:

  • Доступность. Фотограф получает его совершенно бесплатно, не расходуя средства на аренду студии и покупку дорогого осветительного оборудования. При этом результат может быть просто потрясающим. При необходимости можно использовать, кроме фотокамеры, рассеиватели и отражатели, что еще расширит диапазон возможностей по работе с естественным светом;
  • Простота освоения. Работая с солнечным световым потоком даже новичкам легко усвоить и отточить на практике несложные правила. Не снимать при жестком солнце в полдень, выбирать утренние и вечерние часы, когда свет более мягкий и дает красивый светотеневой рисунок;
  • Красота. Такое освещение, особенно на закате и рассвете, дает фотографу возможность создавать шедевры. При этом эффектно смотрятся фотографии как с фронтальным, так и с контровым освещением.

Есть у естественного освещения и недостатки:

  • Переменчивость. Даже снимая в одном месте, фотограф может столкнуться с постоянным изменением освещенности сцены. Солнце может заходить и появляться. При этом придется постоянно менять настройки фотоаппарата и перемещать модель. Также естественный свет отличается в зависимости от погоды и времени года;
  • Ограничение по времени. С естественным освещением можно работать только в определенные часы. Если съемку нужно провести, например, в сумерки, света будет уже недостаточно.

Искусственный свет

С искусственным освещением работать сложнее, он требует определенных навыков, зато обладает рядом преимуществ:

  • Контроль и независимость. При хорошем наборе осветительного оборудования фотограф может полностью контролировать искусственный свет. Например, такая возможность есть при работе в фотостудии. Нет привязки к времени суток или переменчивости погоды. Набравшись опыта, фотограф вполне может имитировать естественный свет, если этого требует идея съемки. При этом можно выбрать удобное время;
  • Возможность значительно улучшить картинку при недостаточном освещении. Даже простая накамерная вспышка может выручить фотографа, если света не хватает. В итоге получатся не шумные некачественные кадры (из-за чрезмерного поднятия ISO), а профессиональные фотографии.

Среди недостатков искусственного света:

  • Дополнительные затраты. При покупке минимального набора оборудования, например, внешней вспышки и синхронизатора, они небольшие. Но для решения глобальных задач по управлению искусственным освещением придется раскошелиться;
  • Трата времени на настройку и установку. Если речь о работе в студии или создании сложных световых схем на улице, придется потратить немало времени на установку, настройку, корректировку оборудования. При работе с естественным освещением достаточно правильно настроить фотоаппарат. На это уходит гораздо меньше времени;
  • Снижение мобильности. Если съемка проходит на улице, оборудование придется перевозить. Также на месте работы модель уже не сможет свободно перемещаться по локации, потому что это каждый раз будет требовать изменения настроек оборудования;
  • Необходимость больше практиковать и изучать теорию. Со сложными световыми схемами не так просто разобраться.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Идея №8: Огоньки в лесу

Гирлянда из лампочек, закрепленная на ветвях, создаст волшебный эффект Светодиодная гирлянда – неотъемлемый атрибут любого зимнего торжества. Мягкий свет лампочек наполняет дом уютом, заставляя сердце биться в радостном предвкушении праздника. Конечно, гирлянды хороши сами по себе – их достаточно повесить на елочку или карниз, чтобы дополнить украшение дома ярким декором. Но можно проявить немного фантазии и придумать совершенно необычное украшение, изготовить которое будет совсем несложно. Для усовершенствованной гирлянды из мини-лампочек вам понадобятся:

  • гирлянда;
  • веточки с большим количеством ответвлений;
  • доска;
  • термопистолет.

Порядок действий

  • 1. Возьмите ровную доску шириной в 10-20 сантиметров. При желании задекорируйте ее искусственным снегом. Длина доски должна быть примерно равна вашему подоконнику. Наметьте места для крепления веточек. Если есть подходящий инструмент типа дрели или хотя бы стамески, сделайте небольшие отверстия.
  • 2. Нанесите массу из клеевого пистолета и прикрепите палочки к доске.
  • 3. Намотайте гирлянду на ветки и любуйтесь огоньками в лесу!

Используйте боковое освещение, чтобы подчеркнуть текстуру и объём

Источник света, расположенный слева или справа от объекта съёмки, подчеркнёт текстуру его поверхности. Это называется боковым освещением. При таком типе освещения текстура, благодаря отбрасываемым теням, становится лучше видимой.

Многие фотографы-портретисты избегают этого типа освещения, потому что он показывает текстуру кожи и может подчеркнуть её изъяны: морщины или прыщи. Но при фотосъёмке спортсменов боковое освещение используется намеренно, чтобы показать контуры мышц.


Хотите передать текстуру? Используйте боковое освещение

Тени, создаваемые боковым светом, увеличивают драматичность и добавляют сцене большей глубины. Вы можете решить, уместны они на вашем фото или нет. Чаще всего самыми нежелательными теням бывают длинные тени под глазами и носом.

Виды освещения в фотографии

Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:

  1. рисующий;
  2. заполняющий;
  3. и контровой свет.

Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.

Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.

Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.

Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.

Что такое жесткий свет?

Когда вы смотрите на жесткий и мягкий свет, тени играют ключевую роль. Жесткий свет имеет резкий переход между светом и тенью. Между самыми яркими частями изображения и тенями есть легко различимая линия. Жесткий свет — это высококонтрастное освещение. На одном изображении часто есть яркие светлые участки и темные тени. Этот тип света известен своей резкостью и драматичностью. Жесткий свет часто используется для портретов мужчин и спортсменов, но не исключительно. Вы также можете использовать его для портретов женщин, когда желаемый результат — драматизм и контраст. В уличной фотографии и пейзаже жесткий свет создает заметный контраст. Часто хорошо работает в черно-белом цвете. Конечно, у жесткого света тоже есть свои недостатки. Резкий переход между светлым и темным обычно подчеркивает недостатки кожи на портретах. Он подчеркивает текстуру кожи, морщины и любые прыщи. В то время как мягкий свет более универсален, жесткий свет — нет. Жесткий свет также имеет тенденцию создавать горячие точки или небольшие переэкспонированные блики. На портрете горячая точка может выглядеть как белая или блестящая кожа

При жестком освещении размещение огней имеет важное значение. В противном случае вы можете создать глаза енота или стереть важные детали в тенях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: