Сергей прокудин-горский: главный фотограф российской империи

Биография[править | править код]

Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (—) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

2 августа года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

13 декабря года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии , а в году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебрянную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В мае года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи.

30 мая года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю..

Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.

С. М. Прокудин-Горский. Храм св. Николая в Можайске

В — годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года стал профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Империя в цвете

Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой, и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в любой уголок России и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи. С 1907 по 1915 год, фотографируя, он объездил всю страну, прочитал много лекций, иллюстрируя их своими работами.

Фотографии Сергея Михайловича предлагают живой портрет Российской Империи накануне Первой мировой войны. Сюда входят изображения – от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России. В период своих поездок Прокудин-Горский дважды побывал на Урале. На сегодня есть более 300 фотографий, запечатлевших красоту природы Урала, его рек и гор, старинные города, железные дороги и Демидовские заводы.

Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский

В 1906-1908 годах он также занят популяризацией своих достижений в области цветной фотографии, участием в научных конгрессах, преподавательской и издательской работой, редактированием журнала «Фотограф-любитель».

Многие фотографии Прокудина-Горского до революции были опубликованы на почтовых открытках и в качестве иллюстраций в книгах.

Фото-энциклопедия русской жизни

Кавказ. Группа гречанок на сборе чая

Прокудин снимал около 4 лет и закончил проект к 1913 году. Всего 14 альбомов, к которым в 1916 году добавился еще один — «Мурманская железная дорога».

Чего только нет на этих фотографиях — с них смотрят на нас как две капли воды похожие друг на друга бородатые матросы русского парохода «Шексна» и безымянные туркмены, только что навьючившие своих верблюдов мешками с хлопком; пассажиры дрезины, едущей по Олонецкой железной дороге и молодые крестьянки из далекой деревушки под Вологдой; устроившие привал в степи усталые кочевники-киргизы и одетые в немыслимые халаты бухарские чиновники; реки и мосты; церковные иконостасы и чайные плантации; крепостные валы и астрономические обсерватории. Глядя на все это трудно поверить, что такие яркие, дышащие настоящей, подлинной жизнью цветные снимки могли быть сделаны сотню лет назад, однако факт остается фактом.

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.

Первое знакомство с искусством фотографии в России

История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.

История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.

После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке – женская фигура.

После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.

4. Изучение жизни и творческого наследия Прокудина-Горского

Начало изучению жизни и творчества Прокудина-Горского на его родине было положено С. П. Гараниной (ныне профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств), у которой ещё в 1970 году вышла статья «Л. Н. Толстой на цветном фото». С тех пор С. П. Гараниной были опубликованы многочисленные работы по данной в теме в периодической печати, включающие подробную биографию Прокудина-Горского, а также некоторые архивные документы. Итогом этих исследований стал альбом-монография «Российская империя Прокудина-Горского. 1905—1916» (Изд-во «Амфора», 2008).

В Москве с 1994 года в Центре цифровых технологий в реставрации Научного Совета по комплексной проблеме «Кибернетика» РАН составлялась база изобразительных и письменных источников по «Коллекции достопримечательностей России» и Прокудину-Горскому. Научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса» дал В. В. Минахин (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), занимающийся исследованиями по данной теме с начала 1990-х гг.

В Санкт-Петербурге исследованием творчества Прокудина-Горского занимается искусствовед А. В. Носков, основное внимание уделяющий истории издания открытых писем по снимкам мастера. В серии публикаций (в журнале коллекционеров открыток «ЖУК», лужской районной газете «Провинциальные новости») А. В. Носков осветил ранний период деятельности Прокудина-Горского (1904—1905 годы) на основе недавно обнаруженных им архивных документов

В США изучением деятельности Прокудина-Горского занимался Роберт Оллсхаус (Robert H. Allshouse), который составил первую биографию учёного для альбома-монографии «Фотографии для царя: Пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царём Николаем II» (NY, Doubleday, 1980). Несмотря на допущенные серьёзные фактические ошибки, это биографическое исследование на многие годы стало главным источником информации о Прокудине-Горском для англоязычных читателей и нередко цитируется в современных русскоязычных публикациях.

В последние годы исследования жизни и творческого наследия Прокудина-Горского стали целью нескольких интернет-проектов.

В частности, в 2008 году для изучения жизни и творчества С. М. Прокудина-Горского, а также для поиска пропавших частей его коллекции на краеведческом сайте «Храмы России» был создан Открытый общественный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». В рамках этого проекта идентифицировано и атрибутировано более 300 фотографий из коллекции, обнаружены ранее неизвестные широкой публике цветные фотографии Прокудина-Горского, напечатанные в России до 1917 года (в том числе ряд снимков, сделанных в Москве), опубликованы малоизвестные архивные документы. На форуме проекта обсуждаются различные вопросы: приёмы восстановления фотографий Прокудина-Горского, создание панорам из его снимков, фотосравнений, датировка работ, исправление ошибок в атрибуции, составление библиографии и др.

В том же 2008 году был открыт проект петербургского исследователя С. Прохорова «Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского» (1902—1915) . Автор этого сайта ставит своей основной задачей представить все сохранившиеся снимки Прокудина-Горского в систематизированном виде с комментариями. Для удобства посетителей на сайте имеется географический рубрикатор, позволяющий быстро найти фотографии, сделанные в конкретном месте или области. С. Прохоров также провёл значительную работу по идентификации работ Прокудина-Горского.

28 ноября 2010 года в краеведческом музее г. Киржач открылась постоянная экспозиция «Пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский и история рода Прокудиных-Горских».

Фотограф царя Николая II


Автопортрет Прокудина-Горского, 1912 В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века. 3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив фотографий царской семьи, лучшие из которых доступны на Историке. Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».

Неудачная съемка солнечного затмения и что из этого вышло

На фото — наблюдение за солнечным затмением в январе 1907 года.

В 1907 году Прокудин-Горский впервые посетил Туркестан. Целью поездки была съемка полного солнечного затмения, случившегося 14 января. Из-за сильной облачности и специфических погодных условий сделать качественной фотографии так и не удалось, однако в рамках этого путешествия Прокудин-Горский сумел сфотографировать импровизированную астрономическую обсерваторию, организованную на открытом воздухе в горах Тянь-Шаня специально для наблюдения за затмением, а также сделать немало цветных фотографий Самарканда и Бухары.

2. Технология

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским.

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.

Совместно с Сергеем Максимо́вичем Прокудин-Горский работал над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по его методу и произвёл съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии.

В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.

Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.», Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.

Этапы развития фотографии

В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:

• Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.

• Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.

• Далее пластину обрабатывали растворителем.

• После травили кислотой.

В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.

Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.

Развитие фотоискусства в России

Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.

Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.

Появление фотографии

В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.

Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание camera obscura, буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.

Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.

Техника тройной фотографии и проблемы совмещения кадров

Практика делать снимки в трех цветах (синем, зеленом и красном) была довольно широко распространена на рубеже XIX–XX веков. Изобретателем технологии был Сергей Прокудин-Горский. 1905 год стал временем открытия Прокудиным-Горским нового вещества со сложным составом. По свойствам оно сильно превосходило известные ранее красочные сенсибилизаторы, с 1902 года используемые химиками Траубе и Мите. Основное отличие нового красочного вещества, созданного Прокудиным-Горским, было в том, что оно делало одинаково равномерно чувствительной ко всем составляющим цветового спектра бромосеребряную пластину, используемую в фотографии.

В то время это был единственный способ сделать цветную фотографию. Достаточно было иметь фотоаппарат и три цветных фильтра: синий, красный и зеленый. Принцип формирования цветов из трех составляющих используется и сегодня: все слышали о цветовой модели RGB (red, green, blue), которая реализована на современных компьютерных мониторах. Это так называемая аддитивная модель. Накладываясь, цвета «суммируются», дополняют друг друга.

Для создания каждой цветной фотографии нужно было сделать три черно-белых снимка. Один снимок через красный фильтр, другой через зеленый и третий — через синий. Поэтому негативы тех лет называются тройными. Каждое фото — это три негатива.

К сожалению, до наших дней дошло в целости лишь немного таких «тройных» снимков. Большая же их часть или была утеряна, или остались негативы в каком-то одном цвете.
Просмотр цветных снимков во времена Прокудина-Горского

Изобретатель придумал оригинальный метод просмотра подобных фотографий: он одновременно заряжал три проектора, в каждый из которых помещалось по стеклянной пластине с фотографией в одном из цветов. Все изображения фокусировались на экране, и получалась цветная картинка.

После начала революции Прокудин-Горский принял решение эмигрировать во Францию, вывезя из страны 20 ящиков со стеклянными негативами. Спустя несколько лет после смерти фотографа его сын продал все сохранившиеся пластины со снимками Библиотеке Конгресса.
Для чего необходима цифровая обработка?

Долгое время снимки Прокудина-Горского не использовались, поскольку не было возможности качественно совместить три изображения в единую картинку. Дело в том, что при фотографировании одного объекта через три различных светофильтра невозможно избежать пространственных искажений. То есть, картинка на каждом из трех цветных снимков немного отличалась. При совмещении трех кадров по одной какой-либо точке возникало искажение объектов в других частях фотографии. Решить эту проблему удалось совсем недавно, когда для совмещений негативов решили использовать Adobe Photoshop. C его помощью удалось совместить цветные слои не по одной, а по нескольким точкам, в результате чего все пространственные искажения были устранены.

Примечания[править | править код]

  1. РГИА СПб. Ф.90. Оп.1. Ед.хр. 445. Л.27./ RGIA, St. Petersburg, fond 90, opis’ 1, unit 445, sheet 27.\\Сергей Михайлович Проскудин-Горский — биография.С.Гаранина (Профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств)
  2. Семейный архив.–С.М.Прокудин-Горский–внук.Париж.\\Family archive,S.M.Procoudine Gorsky(grandson),Paris.\\Сергей Михайлович Проскудин-Горский — биография.С.Гаранина (Профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств)
  3. Reconstructing Prokudin-Gorskii’s Color Photography in Software by Blaise Agüera y Arcas (англ.)
  4. НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ по восстановлению фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944)
  5. Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863—1944) Восстановленные в рамках народного проекта

Алексей Греков и «художественная кабина»

История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.

Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день – все 45.

Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.

Вклад Сергея Левицкого

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.

Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: