Каррик Василий Андреевич (1827 — 1878) основателей жанровой фотографии
На фото — девушки-углежоги (между 1870 – 1880 гг.)
С родителями-шотландцами приехал в Россию и получил образование архитектора в Императорской Академии художеств. В 1853 г. получил диплом и уехал в Рим, увлекся фотографией, и после шести лет путешествий осел в Петербурге, в собственном фотоателье. Там вместе с компаньоном — опытным техником Джоном Мак Грегором снимал заказные портреты, фоторепродукции живописных полотен, а также позы натурщиков, которые потом художники могли использовать в качестве этюдов для живописи.
Одним из первых Каррик покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии. За серию снимков «русские типы» Каррик был награжден в декабре 1862 г. наследником цесаревичем Николаем (сыном императора Александра II) бриллиантовым перстнем.
Фотограф Их Императорских Величеств: Сергей Левицкий
Сергей Левицкий. Семья императора Александра III. Фотография: rusplt.ru
Сергей Левицкий. Фотография: stereoscop.ru
Сергей Левицкий. Император Александр II и Императрица Мария Александровна. Фотография: birdinflight.com
Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.
Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину — этот снимок единственный, на котором запечатлен Николай Гоголь. Ему также принадлежит коллективная фотография авторов журнала «Современник» с Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Львом Толстым, Николаем Островским и Иваном Гончаровым.
В Санкт-Петербурге Сергей Левицкий держал дагеротипную мастерскую. Одним из первых он начал делать фотографические коллажи и ретушировал негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата.
В объективе Левицкого были Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы — фотограф запечатлел четыре поколения монаршей семьи. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву, который работал вместе с отцом, присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств».
Ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Елены Мрозовской . |
- ^ Б с д е Бархатов, Е.В., Мрозовская Елена Лукиничны [ Елена Лукиничной Mrozovskaya ] (на русском языке ), руниверс , извлекаться 18 октября +2013.
- ^ a b c d e f g Елена Мрозовская: первая русская женщина-фотографЕлена Мрозовская: первая русская женщина-фотограф ], rosphoto.com, 12 ноября 2012 г..
- ^ a b Chuilon, Жак (2009), Маттиа Баттистини: Король баритонов и баритон королей , Scarecrow Press, стр. 316, ISBN 9780810867277.
-
^ Пахмусс, Темира (1992), Движущаяся река слез: опыт России в Финляндии , исследования американских университетов: славянские языки и литература, 15 , П. Ланг, стр. 173, ISBN 9780820419565У
Елены Лукиничны Мрозовской, петербургского фотографа, в 20-е годы был дом в Ваммельсуу; в 1941 г. умерла в Куоккале после советско-финской войны 1939-40 гг.
- ↑ Экскурсионные выставки: принцесса Ольга Орлова в маскараде. Архивировано 21 октября 2013 г. в Wayback Machine , Эрмитаж. Проверено 19 октября 2013 года.
- ↑ Монахан, Марк (14 июня 2003 г.), «Видоискатель: принцесса Орлова-Давыдова» , The Daily Telegraph.
- ↑ Санкт-Петербург: память 300-летия. Архивировано 20 октября 2013 года в Wayback Machine , Архив комнат Эрмитажа, Галерея Курто. Проверено 19 октября 2013 года.
- ↑ Брукс, Кэтрин (19 декабря 2012 г.), «Цветная фотография в России: выставка« Примула »показывает удивительные винтажные снимки родины» , HuffPost.
- ^ Мрозовская Елена Лукинична , Российский государственный архив литературы и искусства. Проверено 18 октября 2013 года.
Авторитетный контроль |
|
---|
Фотограф-публицист: Максим Дмитриев
Максим Дмитриев. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках. 1900-е. Фотография: bigpicture.ru
Максим Дмитриев. Фотография: zagopod.com
Максим Дмитриев. Дмитровская башня Нижегородского Кремля. Фотография: russo-travel.ru
Основатель социальной и публицистической фотографии в России Максим Дмитриев учился профессии у московского фотографа Михаила Настюкова. В 1879 году Дмитриев перешел в фотоателье Лейбовского в Нижнем Новгороде, а через два года стал помощником Андрея Карелина — тогда уже известного на весь мир.
Максим Дмитриев фотографировал старинные памятники Волжского края, местности, охваченные бедствием. Фотографии города вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». Позднее эти фотографии проиллюстрировали книгу историка Василия Чешихина «Лев Толстой и голод». Рискуя здоровьем, Дмитриев снимал врачей и сестер милосердия, которые лечили больных тифом, разоренные деревни, ночлежки. Работы мастера оценили золотой медалью на Парижской международной фотографической выставке и почетным дипломом на выставке в Амстердаме.
В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.
Первый русский фотохудожник: Андрей Карелин
Андрей Карелин. Варварская улица, Нижний Новгород. 1870-е. Фотография: masterart.ru
Андрей Карелин. Фотография: perunica.ru
Андрей Карелин. «Угощение». 1870-е. Фотография: perunica.ru
В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.
В 1869 году Андрей Карелин открыл собственный фотосалон в Нижнем Новгороде. Он делал портреты герцога Эдинбургского, художника Василия Верещагина, музыканта Николая Рубинштейна, ученого Дмитрия Менделеева и других известных личностей. Карелин часто экспериментировал с фокусным расстоянием и глубиной резкости, благодаря чему добился естественности и соразмерности деталей. Он снимал на расстоянии семи метров, не теряя при этом четкости изображения. В 1876 году «За изобретенный особый способ фотографии» мастеру присвоили звание фотографа Императорской Академии художеств.
Как художник, Андрей Карелин старался приблизить свои работы к лучшим произведениям живописцев. В 1886 году вместе с Иваном Шишкиным он создал альбом «Нижний Новгород» с раскрашенными акварелью фотографиями местного дворянства и купечества — экземпляр, подаренный Александру II, хранится в Государственном Русском музее.
Мастер русской светописи: Сергей Лобовиков
Сергей Лобовиков. Домовица. 1909 – 1910 гг. Фотография: rodnaya-vyatka.ru
Сергей Лобовиков. Фотография: vyatkawalks.ru
Сергей Лобовиков. Трифонов монастырь и кремль, Вятка. 1900-е. Фотография: photocentra.ru
Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.
В 1908 году Сергей Лобовиков стал председателем Вятского фотографического общества. За живописные фотографии крестьянского быта, портреты детей и сельские пейзажи он удостоен бронзовой медали на Парижской Всемирной выставке. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил мастер. Через два года фотографа избрали почетным членом Лондонского общества изящных искусств.
Барщевский Иван Федорович (1851 – 1948) фотограф архитектуры и «предметки»
На фото — портал Муромского Благовещенского собора XVII в. (1894 г.)
Барщевский стал не просто профессиональным фотографом, а знатоком и собирателем артефактов по архитектуре России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметов декоративно-прикладного искусства, письменности. Благодаря его фотографиям удалось восстановить памятники Ростовского кремля, после чего он стал вплотную работать со всеми обществами архитекторов и археологов.
Множество памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий. В 70–90-е гг. XIX в. И.Ф. Барщевский исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, снимая древности Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы – всего около 2,5 тыс. фотографий. Каждый объект он снимал с разных точек, обеспечивая полное документирование памятника.
Летописец петербургской жизни: Карл Булла
Карл Булла. Николай Пирогов, Владимир Стасов, Максим Горький, Илья Репин. 1905. Фотография: onedio.ru
Карл Булла. Фотография: russia-maritime.ru
Карл Булла. Портрет Федора Шаляпина. Фотография: iz.ru
Петербургского фотографа Карла Буллу называют отцом репортажного фотоискусства и летописцем петербургской жизни. Он одним из первых получил разрешение на уличную фотосъемку и стал единственным фотографом, кто был удостоен нагрудного знака «Фотограф Санкт-Петербурга». В 1883 году в своей лаборатории он производил сухие броможелатиновые пластины — его изобретением пользовались по всему миру.
На своих снимках Булла запечатлел значимые события России: спуск на воду крейсера «Аврора», наводнение 1903 года в Санкт-Петербурге, празднование 300-летия дома Романовых, революцию 1917 года. Позднее в собственной типографии он печатал открытки с видами столицы. Булла-репортер снимал для газет и журналов «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», немецких Die Woche, Illustrirte Zeitung.
Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.
Новые публикации
Россияне стали больше внимания уделять грамотности 20.07.2022
Книжный сервис «Литрес» к очередной годовщине декрета Совета народных комиссаров РСФСР о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности провёл исследование того, насколько современных читателей заботит грамотность. Его выводы вселяют оптимизм.
Знай русский! ВЕДЬ – ставить запятую или нет? 19.07.2022
Служебное слово ведь имеет долгую историю: по данным словарей, в письменных источниках оно впервые упоминается в 1490 году. Главная трудность, касающаяся употребления ведь на письме, связана с пунктуацией. Нужно ли отделять это слово запятой?
Русская эскадра на балетной сцене 18.07.2022
Премьера балета «Анастасия» прошла в одном из главных залов столицы Туниса. О том, кто запечатлён в образе главной героини, никому в Тунисе объяснять не нужно – Анастасию Ширинскую-Манштейн в стране знают и по имени, и по делам. Она прибыла в Тунис в 8-летнем возрасте на корабле Русской эскадры и посвятила жизнь сохранению памяти о русских переселенцах.
Андрей Коробцов: от Ржева и Ленинграда до Мариуса Петипа 18.07.2022
Автор знаменитого «Ржевского мемориала Советскому солдату» Андрей Коробцов «заболел» новой идеей. Он работает над памятником «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в Великой Отечественной войне». О том, как идёт работа и чем ему близка тема войны, молодой скульптор рассказал в интервью «Русскому миру».
Двести огненных дней 17.07.2022
Сталинградская битва, начавшаяся 17 июля 1942 года, вошла в историю как одна из самых ожесточённых и кровопролитных. События этого грандиозного сражения нашли отражение в художественной литературе, мировой газетной хронике, военных мемуарах и дневниках очевидцев.
Медали возвращаются домой 15.07.2022
Полмира преодолела медаль «За отвагу», чтобы вернуться из Канады в вологодскую глубинку, откуда была украдена много десятилетий назад. Когда-то семья фронтовика Ивана Ефремова лишилась 12 наград, этим летом вернулась одна, обнаруженная и выкупленная на антикварном аукционе петербуржцем Сергеем Еремеевым, живущим в Торонто.
Знай русский! О дЕньгах или о деньгАх? 15.07.2022
Какой из вариантов произношения верный? Вопрос весьма любопытный. Сегодня расскажем о том, как правильно ставить ударение в словах и выражениях, без которых не обходится ни дня.
В Эстонии решают, как поскорее покончить с русским образованием 14.07.2022
В последние годы, когда в странах Балтии началась активная политическая кампания по ликвидации русского образования, Эстония вела себя довольно сдержанно, прислушиваясь к рекомендациям педагогов и детских психологов и внимательно отслеживая результаты поспешных школьных реформ в соседней Латвии. А как обстоят дела сейчас?
Фотограф-гравер: Альфред Федецкий
Альфред Федецкий. Члены Харьковского отделения Русского музыкального общества и Петр Чайковский. 1893. Фотография: musicollege.by
Альфред Федецкий. Николай II и Александра Фёдоровна на вокзале в Борках. Фотография: facte.ru
Альфред Федецкий. Класс воскресной школы Христины Алчевской в Харькове. 1900. Фотография: kharkovgo.com
Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.
В 1886 году Федецкий перебрался в Харьков — фотографический центр Юга России. Там он открыл собственное фотоателье. Федецкому принадлежат фотографии членов императорской фамилии, Иоанна Кронштадтского, Петра Чайковского, Ивана Айвазовского. В 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе Федецкий получил золотую медаль, а за кадры с крушения императорского поезда около станции Борки «Высочайшую благодарность» Императора Александра III.
Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.
Первый русский фотограф: Алексей Греков
Оригинальная камера Луи Дагера. Фотография: monochromepopgroup.com
Алексей Греков. Фотография: slavnyeimena.ru
Дагерротип «Мастерская художника». 1837. Фотография: itnan.ru
Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).
В 1840 году, через несколько месяцев после открытия французским изобретателем Луи Дагером дагеротипии, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики (гальванопластика — способ копирования при помощи химического процесса. — Прим. ред.). В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России.
Рауль Ж-Х (Рауль из Парижа) автор первых постановочных снимков
На фото – крестьяне Орловской губернии (и древне-русское животное) 1870-е гг.
В 1860-х гг. ему принадлежала «Французская фотография» в центре Одессы. В 1870-е гг. он путешествует по России, создавая постановочные снимки этнографического жанра в центральных районах страны, в Малороссии, Бессарабии, на Кавказе, в Болгарии и Румынии. Снимки печатает в формате открыток и получает за них все мыслимые награды.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вслед за русскими войсками фотограф отправился в Румынию и Болгарию, создав серию снимков по местам боев. В 1879-1882 гг. вместе с профессором Новороссийского университета Н.П. Кондаковым совершил поездку по Северному Кавказу, Грузии и Армении, фотографируя христианские древности. За альбом снимков, сделанных на Синае, был награжден в 1881 г. орденом св. Станислава III степени.
Летом 1884 г., находясь после окончания очередной экспедиции с Кондаковым в Константинополе, пожелал вернуться на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал ателье.
На фото — казаки перед выходом на службу, 1875 г.
Сын донского казака, пастух, в 15 лет обучившийся грамоте. Самоучкой овладел ремеслом часовщика, затем стал учеником фотографа в Новочеркасске. В 1872 г. приехал в Петербург, где стал работать в фотоателье, увлекся искусством и пошел вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
Одновременно изобретал и усовершенствовал объектив для снятия нескольких планов и повышения художественности своих снимков. Летом ездил на родину, где создал серию «Виды и типы 2-го Донского округа», в которой использовал объектив собственной конструкции. Коллеги признали в нем талант светописца и следующими сериями стали «Бахчисарайский альбом» (1880) и интерьеры Императорской публичной библиотеки.
Жизнь и карьера
Брат Мрозовской, Владимир Павлович Мрозовский, был инженером-механиком и художником, а её дядя, Иосиф Иванович Мрозовский, был военным генералом-губернатором Москвы с 1915 по 1917 год. Мрозовская изначально работала учителем и продавщицей. Фотографией начала заниматься, как любительница; в 1892 году окончила фотографические курсы V Отдела светописи при ИРТО. Довершила своё образование в Париже у Надара, увлекаясь художественной фотографией. Возвращаясь в Санкт-Петербург, она открыла студию в 1894 году. С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. В 1913 году фотоателье Мрозовской было преобразовано в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье «Елена», которое впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда». В 1920 году она жила в районе Серово. Она умерла в 1941 году в Репино.
Слайды и текст этой презентации
ЕЛЕНА МРОЗОВСКАЯ
Подготовила: Деникина.А.Группа: 250
Елена Лукинична — выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.Елена начала свою карьеру как учительница и продавщица. Но, всегда будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить фотографические курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе. А сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара.
Портрет графини М.Е.Орловой-Давыдовой, 1903 год.
С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Мрозовская — автор большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов. Она была фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, снимала спектакли театра В.Ф. Комиссаржевской. Очень хорошо ей удавалась и портретная съёмка детей.
Детский портрет, 1893 год.
Мрозовская участвовала во многих выставках, среди них: Международная выставка в Стокгольме (1897 год, бронзовая медаль), V выставка V Отдела Императорского Русского технического общества (1898 год, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирная выставка в Париже (1900 год, серебряная медаль), Первая выставка журнала «Фотографические новости» в Петербурге (1911 год ).
Вера Комиссаржевская в роли Норы в «Кукольном доме» Х. Ибсена, 1904 год.
Многие работы Елены Мрозовской хранятся в музее Санкт-Петербургской консерватории
Особенно важны среди них первые фотографии интерьеров консерватории — эти снимки считаются уникальными авторскими отпечатками, имеющими важное значение для всей истории отечественной фотографии в целом. Они датируются 1896 годом, когда Елена находилась в самом начале своего творческого пути
Как отмечают историки, она была настолько предана фотоискусству, старательна и трудолюбива, что легко справилась со своей задачей и отлично сняла изящную обстановку консерватории в разных ракурсах. Эта фотография (использована в качестве главной иллюстрации) сделана практически в первые дни после открытия консерватории.
Фирменный бланк Е.Мрозовской.
Почётное звание «Фотограф Петербургской консерватории» было присвоено ей в 1897 году. Елена Мрозовская — автор большого числа фотографий известных деятелей консерватории. Мрозовская считала, что фотография должна запечатлеть образ модели, особенности характера человека.
К концу первого десятилетия XX века Мрозовская уже была признанным фотографом
В одном из выпусков журнала «Фотолюбитель» за 1909 год С. Проскудин-Горский, так опишет свои впечатления: «При осмотре работ Мрозовской, в изоблии украшающих её ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съёмке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела. В основание работы Мрозовской положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мёртвого застывшего лица»
Портрет Н.А. Римского-Корсакова, 1895 год.
Позже почётное звание Мрозовской звучало уже так: «Фотограф Петербургской консерватории, Императорского русского музыкального общества, двора Их королевского величества великого князя Черногории и князя Болгарского». Естественно, такое звание подтверждает значимость творческой деятельности Елены Мрозовской для развития фотографического искусства в России.