Технология получения дагерротипа
Процесс дагерротипии основывался на экспериментально полученной чувствительности пропитанных парами йодида серебряных пластин к солнечному свету. Подготовленная специальным образом тонкая и тщательно отполированная пластина серебра, которую называли зеркалом, припаивалась к толстой металлической пластинке, чаще – из меди. Пластина помещалась в камеру с линзой и закреплялась на улице на 15-30 минут. Затем пластину обрабатывали ртутью, подогретой до 65 градусов Цельсия. Пары ртути проявляли изображение, которое затем закреплялось раствором поваренной соли.
- Социальное такси — кому положено, как вызвать, необходимые документы и тарифы
- Что такое герпес — пути заражения, виды вирусной инфекции, диагностика, симптомы, лечение и профилактика
- Подагра — что это, как лечить
Полировка
Важным условием получить качественный дагерротипный портрет была тщательная полировка серебряной поверхности пластины непосредственно перед съемкой. Обработка производилась мехом или бархатом с использованием абразивов – трепела, красного крокуса и сажи. Эту работу вручную проводил оператор, как называли фотографа. Позднее для этой цели были приспособлены паровые машины. Остатки органических соединений перед следующим этапом подготовки пластины убирались обработкой азотной кислотой.
Сенсибилизация
После полировки пластина обрабатывалась парами йода, хлора и брома по очереди. Это приводило к изменению цвета поверхности, который под действием паров йода менялся от светло-жёлтого до бледно-фиолетового. Этот цикл назывался сенсибилизацией и повышал чувствительность поверхности пластины. На конечном дагерротипном изображении это приводило к повышению контрастности и реалистичности мелких деталей снимка.
Экспонирование
Для дагерротипии в 1839 году был разработан фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье. Подготовленная серебряная пластина в светозащитной кассете помещалась в фотоаппарат, вытаскивалась защитная крышка кассеты (шибер) и открывался объектив. Время экспозиции составляло около 15 минут на улице и более 45 минут для помещений. Для того чтобы фотографируемый человек не смещался при такой длинной экспозиции, применялось специальное старинное устройство фиксации головы – копфгальтер. После съемки кассета закрывалась шибером и вынималась из аппарата.
- Астраган — что это за мех, какого животного
- Дорсопатия — что это такое, диагноз болезни. Лечение дорсопатии позвоночника
- Стрижка андеркат — фото со всех сторон. Мужские и женские стрижки undercut, видео
Проявление
Сделать все еще скрытое изображение видимым, становилось возможным при обработке экспонированной пластины парами ртути. Вредность этих паров для человека тогда уже была известна, поэтому создавался герметичный резервуар. На его дне находилась ртуть, над которой под углом 45 градусов размещалась пластина. Происходило взаимодействие ртути с серебром с образованием амальгамы в тех местах, где под действием солнечного света на пластине были затемненные участки. Получалось зеркальное негативное отображение реального фотографируемого объекта.
Фиксирование
Заканчивали процесс растворением оставшихся незасвеченных галогенидов серебра на пластине раствором поваренной соли. Этот процесс назвали фиксажем. Конечное изображение получалось, как отражение в зеркале, или негатив с зеркальным цветом темных участков снимка. Процесс завершался обработкой хлоридом золота, который предохранял готовый дагерротип от механических повреждений. Для получения позитива его помещали напротив чёрного бархата. Технология обработки хлоридом золота была предложена Физо во Франции и Алексеем Грековым – изобретателем из России.
Дань уважения
Дом Дагера в Бри-сюр-Марн.
Имя Луи Дагера написано на Эйфелевой башне .
Улица в 14- м округе Парижа ( rue Daguerre ) была названа в его честь в 1867 году, недалеко от площади Денфер-Рошро, друг друга в Реймсе с 1979 года.
В Кормей-ан-Паризи , его родном городе, в августе 1880 года было принято решение о публичной подписке на установку памятника Дагеру. Его поддерживает Французское общество фотографических, исторических и монументальных архивов. Этот памятник был открыт три года спустя.26 августа 1883 г., в присутствии большой аудитории. По проекту Альфреда Леклерка , главного архитектора Версальского дворца, создавшего постамент памятника, бронзовый бюст принадлежит скульптору Шарлю-Ромену Капелларо . Исчезнув во время Второй мировой войны, он был полностью восстановлен в 1957 году благодаря работе скульптора Альберта-Люсьена Бьяра. Этот же бюст был отреставрирован в 2017 году по случаю 230-летия со дня рождения Дагера.
В 1877 году в Кормей-ан-Паризи улица Каролина получила имя Дагера . В году настала очередь площади, окружающей церковь Сен-Мартен, на которой был установлен памятник Дагеру. Мемориальная доска прикреплена к месту его рождения, 105 Grande Rue (сегодня rue Gabriel Péri). В году исполнилось 150 лет со дня его рождения. Первый колледж города был открыт в 1972 году и назван Жаком Дагером
В году город Кормей отпраздновал 200-летие со дня рождения Дагера важной выставкой: «Зеркала, которые помнят». В году в Музее Реюни де Кормей была открыта диорама художника Стефана Бельзера в стиле Дагера.
В году Матье-Менье изготовил мраморный бюст Дагера для Оперы Гарнье в Париже.
В году в Вашингтоне был открыт мемориал Дагеру .
В году памятник был установлен в Брю-сюр-Марн , городе, где он жил и умер, и где он похоронен.
В годе Международный астрономический союз дал название Дагерра к лунному кратеру .
С года ювелир Лоренц Боймер создает часы, настраиваемый циферблат которых представляет собой дагерротип.
В видеоигре « Жизнь странна» профессор фотографии Марк Джефферсон объяснил процесс, изобретенный Луи Дагером, после того, как заметил, что главная героиня Максин Колфилд сделала селфи.
Диорамы Дагера
Первая диорама по проекту Дагера была открыта в специальном павильоне в Париже 11 июля 1822 года, а позже Дагер создал ее аналог и в Лондоне. Диорама состояла из изображений на полупрозрачном полотне, с двух сторон которого писали дневной и ночной сюжеты картины. Это полотно можно было осветить спереди и сзади через огромные окна, которые были перекрыты прозрачными подвижными экранами, или светофильтрами. Полотна диорамы были огромного размера — 22 метра длиной и 14 метров высотой. Благодаря сложной системе зеркал, фонарей и штор можно было выделять отдельные сцены, высвечивая определенный участок диорамы, а также последовательно менять изображения. Зрители были в восторге от этого «волшебного» зрелища.
Для полотен диорамы Дагер делал зарисовки с натуры, используя камеру-обскуру. Он задался целью закрепить изображения, получаемые на стекле. Однажды Дагер узнал от оптика Шевалье, делавшего для него камеры-обскуры, что в одном провинциальном городке живет Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи. В январе 1826 года Луи Дагер написал изобретателю письмо, предлагая объединить усилия для воплощения общей идеи в жизнь. Однако Ньепс не сразу решился выдать Дагеру все секреты своих экспериментов. Они встретились лишь спустя год, а партнерами стали только в 1829 году, когда между ними был заключен контракт. Тогда и началось сотрудничество Ньепса и Дагера — людей, благодаря которым мир увидел фотографию.
Дагеротип Луи Дагера
Усовершенствование метода Ньепса
В некоторой степени процесс, созданный Нисефором Ньепсом, был актуален лишь для копирования гравюр. Дагер же считал своей целью добиться создания портрета, который, по его мнению, потрясет публику. В 1823 году он оборудовал лабораторию, где начал заниматься фотографическими экспериментами. Сначала он приступил к совершенствованию камеры-обскуры. В качестве объектива Дагер использовал в ней перископическую линзу Уильяма Волластона. Также изобретатель экспериментировал со светочувствительными химическими веществами, не известными Нисефору Ньепсу.
Дагер быстро освоил метод Ньепса и пытался внести в него какие-либо изменения. После 11 лет экспериментов в 1837 году изобретатель наконец добился результата.
Процесс, придуманный Дагером, состоял из нескольких этапов. Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем она помещалась в камеру-обскуру и экспонировалась ярким солнечным светом в течение 15–30 минут. Теперь скрытое изображение подлежало проявке и закреплению. Пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов по Цельсию. После того как на поверхности серебра появилось изображение, пластину помещали в холодную воду, а затем фиксировали раствором тиосульфата натрия.
Добавим громкости
В 1926 году студия Warner Bros. разработала звуковую систему, которая воспроизводила звук с достаточной громкостью. Первая попытка была принята в фильме Дон Хуан, который имел звуковое сопровождение через фонограф. Название этой системы витафон.
Несмотря на многофункциональность устройства, витафон не был очень успешным решением синхронизации звука и изображения. Основными причинами были: неаккуратно смонтированный материал и царапины на носителях звука, что приводило к сильной рассинхронизации.
Технологии был брошен вызов, после чего был изобретен новый метод записи звука. Звук стали записывать оптическими дорожками прямо на видеопленке.
Звук был по-настоящему великое изобретение, но кинематограф столкнулся с новой проблемой. Камеру выдавал жужжащий звук из двигателя, который также писался при съемке на пленку. Были созданы специальные большие кожухи накрывающие камеру, чтобы частично приглушить звук.
Решение одной проблемы вызвало другую, появилась сильная ограниченность в передвижении камеры по съемочной площадке, так как установка становилась огромной и неповоротливой.
Как мы с вами знаем, что необходимость является матерью всех изобретений. Вскоре и эта задача была решена с помощью звукоизоляции и специальных глушителей, устанавливаемых на камеру.
Митчелл – одна из первых бесшумных камер.
Остался очень важный нюанс, так как актерам приходилось исполнять свои роли со своим голосом, звучание которого сильно зависело от расположения камеры и внешних условий. Даже великие голоса звучали при таком методе очень плохо.
Так родилась эра звукозаписи и фонограммы в кинематографе. Звуковая дорожка записывалась заранее и воспроизводилась во время съемок, чтобы актеры могли синхронно говорить с фонограммой. Изобретение развязало руки режиссерам и актерам. Появился огромный пласт возможностей, который был ограничен лишь фантазией, а не местоположением камеры.
Недостатки дагеротипии
Таким способом получался позитив — единственная фотография, которую ее изобретатель назвал дагеротипом. Рисунок на пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении. Несколько экземпляров пластины сделать было невозможно, однако метод позволил избавиться от работы, как художника, так и гравера. Кроме того, фотографии Дагера представляли собой именно фото, а не что-то переходное.
Конечно, с такой технологией еще нечего было думать о подводной съемке, или мгновенной работе папарацци, и тем более о аэрофотографии, но все это появилось во многом благодаря дагеротипии.
Один из первых дагеротипов
Франсуа Араго
Дагер рассказал о своей находке известному физику и астроному Доминику Франсуа Араго. 7 января 1839 года Араго представил доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии. Позже ученые усовершенствовали процесс Дагера.
Зарождение
Привычные черты киносъемочный аппарат приобрёл, когда главный механик мастерских братьев Люмьер Шарль Муассон сконструировал первый грейферный механизм, запатентованный 13 февраля 1895 года и использованный в синематографе.
Аппарат синематографа был универсальным, и кроме возможности съёмки оказался пригодным в качестве кинопроектора и кинокопировального аппарата.
В начале фильм индустрии, камера всегда находилась неподвижной, а актеры проявляли себя перед ней. Отсутствовала возможность редактирования отснятого материала.
Пока на сцену не вышел Эдвин Портер, он начал активно экспериментировать с передвижением камеры по сцене, чтобы акцентировать внимание зрителей на определенных объектах. Портер понял, что режиссер располагает той же гибкостью, что и писатель, также может видоизменить выстрел для более яркой картинки, изменить время событий в прошлом или будущем и так далее
Появилось понимание, что не обязательно снимать все сцены последовательно, можно снимать в удобном порядке, а впоследствии их смонтировать или переснять требуемые куски
Портер понял, что режиссер располагает той же гибкостью, что и писатель, также может видоизменить выстрел для более яркой картинки, изменить время событий в прошлом или будущем и так далее. Появилось понимание, что не обязательно снимать все сцены последовательно, можно снимать в удобном порядке, а впоследствии их смонтировать или переснять требуемые куски.
12 минутная драма Портера «Большое ограбление поезда» 1903 года имела огромный успех.
Диорамы Дагера
Первая диорама по проекту Дагера была открыта в специальном павильоне в Париже 11 июля 1822 года, а позже Дагер создал ее аналог и в Лондоне. Диорама состояла из изображений на полупрозрачном полотне, с двух сторон которого писали дневной и ночной сюжеты картины. Это полотно можно было осветить спереди и сзади через огромные окна, которые были перекрыты прозрачными подвижными экранами, или светофильтрами. Полотна диорамы были огромного размера — 22 метра длиной и 14 метров высотой. Благодаря сложной системе зеркал, фонарей и штор можно было выделять отдельные сцены, высвечивая определенный участок диорамы, а также последовательно менять изображения. Зрители были в восторге от этого «волшебного» зрелища.
Для полотен диорамы Дагер делал зарисовки с натуры, используя камеру-обскуру. Он задался целью закрепить изображения, получаемые на стекле. Однажды Дагер узнал от оптика Шевалье, делавшего для него камеры-обскуры, что в одном провинциальном городке живет Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи. В январе 1826 года Луи Дагер написал изобретателю письмо, предлагая объединить усилия для воплощения общей идеи в жизнь. Однако Ньепс не сразу решился выдать Дагеру все секреты своих экспериментов. Они встретились лишь спустя год, а партнерами стали только в 1829 году, когда между ними был заключен контракт. Тогда и началось сотрудничество Ньепса и Дагера — людей, благодаря которым мир увидел фотографию.
Дагеротип Луи Дагера
Наследие
Фотографию в отличие от написания портретов и живописи во времена Дагера не считали искусством, а считали новинкой, развлечением. Сам Дагер всегда был заинтересован в научном применении своего изобретения, так как изображения до, во время и после вскрытия, могли бы помочь биологическому и ботаническому познанию. Процесс дагерротипа можно использовать для портретов. Недостатком была невозможность дублировать изображение. Движущиеся изображения невозможно сфотографировать, тем не менее, по мере развития фотографии, появилась возможность для СМИ иллюстрировать события образами, которые вскоре стали важными компонентами репортажа новостей. Изобретение фотографии позволяло запечатлеть определенные события истории. Сохранить визуальную запись жизни и достижений появилась у простых людей. Легкость, с которой изображения могли впоследствии воспроизводиться и передаваться, сделала многое, чтобы рассказать о мире, в котором мы живем.
Усовершенствование метода Ньепса
В некоторой степени процесс, созданный Нисефором Ньепсом, был актуален лишь для копирования гравюр. Дагер же считал своей целью добиться создания портрета, который, по его мнению, потрясет публику. В 1823 году он оборудовал лабораторию, где начал заниматься фотографическими экспериментами. Сначала он приступил к совершенствованию камеры-обскуры. В качестве объектива Дагер использовал в ней перископическую линзу Уильяма Волластона. Также изобретатель экспериментировал со светочувствительными химическими веществами, не известными Нисефору Ньепсу.
Дагер быстро освоил метод Ньепса и пытался внести в него какие-либо изменения. После 11 лет экспериментов в 1837 году изобретатель наконец добился результата.
Процесс, придуманный Дагером, состоял из нескольких этапов. Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем она помещалась в камеру-обскуру и экспонировалась ярким солнечным светом в течение 15–30 минут. Теперь скрытое изображение подлежало проявке и закреплению. Пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов по Цельсию. После того как на поверхности серебра появилось изображение, пластину помещали в холодную воду, а затем фиксировали раствором тиосульфата натрия.
Копирование изображений
Чуть позже Дагера, в том же 1839 г., свой способ получения фотографий — калотипию (от греч. «калос» — красивый, «типос» — отпечаток) — предложил английский ученый Уильям Талбот. Он покрывал светочувствительным раствором (хлористым серебром) бумагу и в течение 3-10 мин. засвечивал её в камере-обскуре. В засвеченных местах раствор темнел — т. е. светлые участки у Тальбота получались чёрными, а тени — белыми. Такое изображение стало называться негатив (от лат. negativus — отрицательный). С негатива делали позитив (от лат. pozitiv — положительный), просвечивая через негатив покрытую светочувствительным раствором бумагу. На позитиве, как в реальности, тени засвечивались и темнели, а свет оставался белым. В отличие от дагеротипии, которая получалась в единственном экземпляре, с негатива калотипии можно делать много позитивных отпечатков.
Для справки. Современный способ изготовления дагеротипов
Сегодня для
изготовления дагеротипов используется другой менее опасный метод — Becquerel
method. Ртуть в этом случае не применяется. Также не применим бром. Качество
озображения на взгляд знатоков несколько хуже. Нет той глубины, за которую
ценится дагеротип. После экспозиции пластина через красный фильтр облучается
ярким светом в течении примерно двух часов. Последующее закрепление
проводится раствором тиосульфита натрия и сульфита натрия. Изображения
сделанные по такому способу имеют характерные синие оттенки в светах.
Литература:William Crawford «The Keepers of Light», 1979Lyle Rexer «Photography’s antiquarian avantgarde», 2002
Недостатки дагеротипии
Таким способом получался позитив — единственная фотография, которую ее изобретатель назвал дагеротипом. Рисунок на пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении. Несколько экземпляров пластины сделать было невозможно, однако метод позволил избавиться от работы, как художника, так и гравера. Кроме того, фотографии Дагера представляли собой именно фото, а не что-то переходное.
Конечно, с такой технологией еще нечего было думать о подводной съемке, или мгновенной работе папарацци, и тем более о аэрофотографии, но все это появилось во многом благодаря дагеротипии.
Один из первых дагеротипов
Франсуа Араго
Дагер рассказал о своей находке известному физику и астроному Доминику Франсуа Араго. 7 января 1839 года Араго представил доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии. Позже ученые усовершенствовали процесс Дагера.
Сам же изобретатель после публикации сведений о способе получения изображений в историю фотографии ничего нового не внес. Луи Жак Манде Дагер оставшуюся жизнь прожил в уединении в местечке Бри-сюр-Марн недалеко от Парижа, где и скончался в 1851 году.
Театры-диорамы
Схема здания лондонской диорамы
Весной 1821 года Дагер стал партнером Шарля Мари Бутона с общей целью создания театра — диорамы . У Дагера был опыт в освещении и сценических эффектах, а Бутон был более опытным художником. Однако Бутон в конце концов отказался от участия, и Дагер взял на себя единоличную ответственность за театр диорамы.
Первый театр-диорама был построен в Париже рядом с мастерской Дагера. Первая выставка открылась 11 июля 1822 года, на ней были представлены две картины, одна Дагера и одна Бутона. Это станет образцом. На каждой выставке обычно было две картины, по одной работы Дагера и Бутона. Кроме того, один будет изображением интерьера, а другой — пейзажем. Дагер надеялся создать реалистичную иллюзию для публики и хотел, чтобы публика была не только развлечена, но и повергнута в трепет. Театры-диорамы были великолепны по своим размерам. Большой полупрозрачный холст размером около 70 футов в ширину и 45 футов в высоту был расписан с обеих сторон. Эти картины были яркими и детализированными изображениями, освещенными под разными углами. По мере того, как менялся свет, сцена преображалась. Зрители начинали видеть картину по ту сторону экрана. Эффект был ошеломляющим. «Преобразующие впечатления, изменения настроения и движения производились системой ставней и экранов, позволявших проецировать свет — сзади — на попеременно отдельные участки изображения, написанного на полупрозрачном фоне» (Сальцер).
Из-за своего размера экраны должны были оставаться неподвижными. Поскольку картины были стационарными, зрительный зал вращался от одной сцены к другой. Зрительный зал представлял собой цилиндрическую комнату с единственным отверстием в стене, похожим на арку авансцены, через которое зрители могли наблюдать за «сценой». В среднем аудитория составляла около 350 человек, и большинство из них стояло, хотя количество сидячих мест было ограничено. За первые восемь лет была выставлена двадцать одна диорама. Среди них «Часовня Троицы в Кентерберийском соборе», «Шартрский собор», «Город Руан» и «Окрестности Парижа» Бутона; «Долина Сарнен», «Брестская гавань», « Часовня Холирудхаус » и «Часовня Рослин» Дагера.
Часовня Рослина была известна несколькими легендами о неугасимом огне. Легенда гласит, что Часовня казалась охваченной пламенем незадолго до смерти высокопоставленного лица, но позже не показала никаких повреждений от такого пожара. Эта часовня также была известна своей уникальной архитектурной красотой. Дагер знал об обоих этих аспектах часовни Рослина, и это сделало ее идеальным предметом для его диорамы
Легенды, связанные с часовней, наверняка привлекут внимание широкой публики. Интерьер часовни Рослин в Париже открылся 24 сентября 1824 г
и закрылся в феврале 1825 г. Сцена изображала свет, проникающий через дверь и окно. В окне виднелись тени листвы, а то, как лучи света пробивались сквозь листву, захватывало дух и казалось, что оно «выходит за пределы возможностей живописи» (Магги). Затем свет на сцене исчез, как будто облако накрыло солнце. The Times посвятила выставке статью, назвав ее «совершенно волшебной».
Диорама стала популярной новой средой, и возникли подражатели. По оценкам, прибыль достигла 200 000 франков. Для этого потребуется 80 000 посетителей при входной плате 2,50 франка. Еще один театр-диорама открылся в Риджентс-парке в Лондоне , и на его строительство ушло всего четыре месяца. Он открылся в сентябре 1823 года. Самые благополучные годы были с начала до середины 1820-х годов.
Диорамы процветали в течение нескольких лет, пока не перешли в 1830-е годы. Затем, неизбежно, театр сгорел. Диорама была единственным источником дохода Дагера. На первый взгляд, событие было трагически судьбоносным. Но предприятие было уже близко к концу, так что потеря диорамы не была совсем уж катастрофой, учитывая средства, предоставленные по страховке.