Как фотографировать незнакомых людей и не чувствовать себя неуютно

Места катастроф и разрушенные дома

Не следует фотографировать места катастроф, даже если в кадре нет мертвых людей. В месте, где произошла катастрофа, наблюдается скопление негатива, которое, запечатлев в кадре, вы навсегда унесете с собой. В будущем запечатленное в кадре зло может еще не раз напомнить о себе всевозможными бедами и несчастьями для беспечного фотографа.

Если вы думаете, что данный запрет относится исключительно к местам массовых убийств и несчастных случаев, то глубоко заблуждаетесь. Любые заброшенные, сгоревшие или ветхие дома, свалки или места с нечистотами также нельзя фотографировать и тем более снимать себя на их фоне. Данные места являются объектами со скоплением с негативной энергии, а значит, наполнившие вашу жизнь неудачи могут быть следствием фотосессии.

5 Любите людей

Если вы не любите людей, у вас вообще не получится хорошего портрета. Ведь невозможно работать с тем, что тебе не нравится, и достигать при этом удовлетворительного результата. Если вы хотите работать с людьми, ими нужно всесторонне интересоваться: узнавать, что произошло в жизни одной модели, в жизни другой. Именно в этом и состоит сущность человека — в его жизни и поступках. Именно этим люди и отличаются друг от друга. И именно это является содержанием хорошего портрета.

Анастасия Волочкова, балерина
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Обратите внимание на первые и последние кадры Вашей съемки — они могут быть самыми хорошими. Вначале модель еще не начала фотографи­роваться, а в конце уже закончила

На этих кадрах она может выглядеть очень естественно.
Скажите, например: «Сейчас я сделаю несколько тестовых кадров, мне нужно настроить свет». Делайте, а сами снимайте. Может тоже получиться очень естественно. Этот кадр с Анастасией был последним на трех отснятых пленках.

Есть такие фотографы, которым люди мешают снимать – это фотографы-пейзажисты. Люди им всегда мешают снимать пейзажи и все портят. Хотя с другой стороны, я знаю много хороших людей, которые людей не любят. Но легко могут их полюбить выборочно при необходимости на два-три часа. А как же все-таки полюбить, если уж совсем не за что? Очень просто. В мультфильме про Поросенка Фунтика Вам все рассказали – у них могут быть хорошие дети, или усы.

Ответственность за попытку помешать законной съемке

Съемка в публичных местах допускается всегда и везде независимо от времени суток, или поры года. Ограничения допускаются лишь на уровне Федерального закона. Соответственно любые запреты, установленные на местном уровне подпадают под статью “самоуправство”.

Если попытки мешать вести съемку в общедоступном месте происходят с применением физ.силы, это подпадает под ст.330 Уголовного кодекса. Правоохранители, пытающиеся незаконно прервать съемку, несут ответственность в соответствии со ст.203 и ст.286 Уголовного кодекса за превышение служебных полномочий.

Нередко на человека с фотоаппаратом начинают давить с требованием удалить отснятый материал. Это подпадает под ст.1252 Гражданского кодекса и рассматривается как грубое нарушение авторских прав.

Попытка отобрать карту памяти или камеру рассматривается как ст.161 Уголовного кодекса — “грабеж”, т.е. попытка открыто завладеть чужим имуществом.

Наиболее “безобидная” с позиции закона попытка помешать съемке — закрыть кадр телом. Но и за это человек может понести административную ответственность по ст. “мелкое хулиганство”.

Что фотографировать

На улице встречается масса всего интересного. Не только люди и движущиеся машины могут вызывать интерес фотографа. В каждом квадратном метре есть то, что можно и хочется фотографировать.

  • Снимайте обычные объекты в необычных ракурсах. Привычные здания, сооружения выглядят привлекательно и по-новому, когда вы передадите их через необычный ракурс. Современные фотоаппараты с откидными дисплеями позволяют достигать этого. Можно сделать фотографию на расстоянии 20 сантиметров от земли, вряд ли кто-то смотрел на привычный пейзаж под таким углом;
  • Играйте светом и тенью. В одной фотографии передавайте яркие и темные тона. Если в вашей фотокамере сенсор достаточного размера, то фотографии будут выглядеть эффектно, так как будут хорошо проработаны детали. Если перепад яркости высок, то снимайте в формате RAW. При последующей обработке вы сможете достать из фотографии достаточно много деталей и тем самым достичь такого же эффекта;
  • Фотографируйте отражения. На улице это могут быть отражения от корпуса автомобилей, стекол витрин, или даже луж. Отражения – это всегда красиво, если преподнести их со вкусом;
  • Используйте рамки. Речь не о деревянных фоторамках, а об обрамлении кадра естественными границами. Ваша задача – ограничить кадр предметами, объектами естественного происхождения так, чтобы они создавали рамку. Такие фотографии тоже впечатляют;
  • Ищите симметрию. Правильные формы, симметрия – рай для перфекционистов. Такие простые фотографии манят своим минимализмом;
  • Применяйте серийный режим съемки, длинные фокусные расстояния. Фотографировать окружающих вас людей на улице – можно, разрешено по закону. Только не всем это может понравиться. Однако именно в действиях, эмоциях окружающих скрывается та красота, которую хочется передать на фотографии. С длинными фокусными расстояниями вы будете на каком-то отдалении от объекта, а с помощью серийной съемки не упустите интересный момент;
  • Не забывайте о штативе и длинных выдержках. Даже в дневное время можно достичь непревзойденных результатов, передавая эффект движения с помощью длинных выдержек. Но для их использования вам не обойтись без штатива и все того же нейтрального фильтра;
  • Попробуйте черно-белую фотографию. Увидеть мир в черно-белом цвете бывает полезно. Так вы будете думать по-другому, видеть по-другому, фотографировать по-иному. Фотография в черно-белых тонах – как отдельный жанр обширен и многогранен. Попробуйте, вам понравится;
  • Не гонитесь за достопримечательностями. Жизнь проходит не в соборах и музеях, а на улицах обычных кварталов. Обыденные действия таят в себе больше магии, чем сфотографированная в миллионный раз Пизанская башня;
  • Много интереса вызывают фотографии трудящихся. Бариста за работой, дворник, водитель трамвая, монтажник, спешащий на встречу дипломат, продавец мороженного – все это люди, эмоции. Не стесняйтесь спросить разрешения и сделать пару фотографий. Напечатайте и возьмите с собой визитки, давайте их тем, кто дал согласие на фото для дальнейшей связи и отправки фотографии.

В какой форме дается разрешение?

Съемка человека без его согласия запрещена с целью распространения изображений, если она не попадает под исключения. При этом нередко фотографу требуется сделать фото определенного гражданина. В этом случае придется брать у него согласие на этот процесс. Оно может быть представлено в устном или письменном виде.

Согласие представлено определенной сделкой, причем она является совершенной, если оба участника ведут себя таким образом, что прекрасно видно выражение их воли. Примером может быть ситуация, когда какой-либо человек дает интервью на камеру. В этом случае он в устном виде дает согласие на участие в съемке, поэтому не сможет создавать препятствия в дальнейшем для использования этого видео.

Запрещено фотографировать людей без их согласия для дальнейшего распространения фото, поэтому многие люди пользуются такой ситуацией. Они могут в устном виде разрешать делать свои фото, но потом составляют иск в суд, чтобы взыскать с фотографа неустойку или добиться других целей. Поэтому желательно такое согласие формировать в письменном виде, так как такой документ будет выступать в качестве средства защиты фотографа.

При составлении такого документа допускается включать в него разные условия, например, указывается, каким образом будут использоваться изображения, как они будут обнародованы, а также нередко даже устанавливается период времени, в течение которого можно пользоваться фото.

Что можно снимать на камеру по закону

Каждый гражданин России имеет право на сбор, получение, распространение и передачу информации, находящейся в общем доступе (ст.29 Конституции РФ).

Что касается съемки на территории, являющейся частной собственностью, или на объектах стратегического назначения (метро, воинские части, отдельные производственные цеха), то здесь проведение любых действий по фиксации информации дозволяется исключительно по письменному распоряжению собственника или органа государственной власти.

Закон защищает граждан и их право на частную жизнь. Следовательно, если в обозримом будущем материл используют в коммерческих целях, потребуется предварительное письменное согласие объекта съемки на публикацию (за исключением ситуаций, указанных в законе).

5 Общие рекомендации

Одна из самых распространенных ошибок новичков — неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.

Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.

В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то — да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива — они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность — это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.

Момент первый. Этический.

Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках. Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.

Моё мнение – нечто среднее.

Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении? Его и так уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами. А бояться, на мой взгляд, он может только одного — плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно).

Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей. Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.

Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо, не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии. Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.

Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации. Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться. Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют.

В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться», стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр, на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше).

Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе, где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме. Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:

— Любите ли вы Битлз? — Да – ответил президент. — А какая ваша любимая песня? — Yesterday – сказал Путин. — Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.

«После этого, мы были с ним на равных» — сказал нам на мастер-классе Платон.

Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только):

– в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.

Кому показывать свои фотографии

Всё то, что вы сотворили, конечно же, нужно кому-то показывать. И это вполне естественно и закономерно. Любой художник творит в первую очередь для людей, а не для себя, не для собственного удовольствия. Творчество любого художника становится бессмысленным, если о нем никто не знает. Но вот в этом-то и заключается своего рода парадокс! Как мы уже говорили сегодня выше в нашей статье,  главное, чтобы продукт творчества художника (в нашем случае фотографа) нравился в первую очередь самому художнику. То есть нужно снимать так, чтобы наши фотографии нравились бы нам самим. И нравились бы честно, по-настоящему. Нравились бы так, как если бы это были чужие работы неизвестного нам гения фотографии. Но, спрашивается, зачем же тогда нам показывать плоды своего труда другим людям? Нам кажется, дело тут вот в чем. Произведение, созданное художником, ему уже не принадлежит. Да-да! Художник создал его, «родил» — и отпустил на свободу. Живи! Живи своей самостоятельной жизнью. Как взрослый ребенок! Но вместе с этим «ребенком» художника в самостоятельную жизнь отправляется и частица того мира,  в котором живет сам художник. И этот маленький кусочек мира сам превращается в цельный и гармоничный микромир. И если об этом ребенке, этом микромире, никто кроме автора не узнает – это сродни тому, что художник родил мертвого ребенка. Грустно, но это так. Увы.

Вывод. Если вы хотите, чтобы ваши фотографии только хвалили – показывайте их только своей любимой жене или горячо любящим вас родителям. Ну, а если серьезно – найдите для себя такого человека, который бы стал вашим критиком. Который не стеснялся бы сказать вам прямо в лицо все то, что он думает про ваши работы. Было бы очень хорошо, если бы этот человек разбирался в фотоискусстве, или хотя бы на элементарном уровне мог отличить хорошую фотографию от скучной и плохой

И самое важное, чтобы его рецензия на ваши работы не заключалась бы в одном слове: «Плохо» или  «Хорошо»

Важно, чтобы он смог сделать грамотный разбор ваших снимков, чтобы он смог обратить ваше внимание на ваши плюсы, те или иные достоинство ваших работ и смело указал бы на конкретные недостатки. Один известный фотограф, предоставляя на суд публики свои снимки, всегда говорит: «Ругайте меня громче». И действительно, самый худший отзыв для любого художника звучит примерно так: «Вау! Как это классно!»

Это значит, что зритель ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Ну, скажите, как же вы сможете избавиться от минусов и недостатков в своих работах, если на эти минусы и недостатки вам никто не укажет? Сами-то вы, когда создавали ту или иную работу, этих недостатков не увидели! А если бы увидели – ни за что бы не допустили! Вот строгий критик вам на них и укажет. А вы примите их к сведению. И примите с благодарностью, а уж никак не с обидой

И действительно, самый худший отзыв для любого художника звучит примерно так: «Вау! Как это классно!». Это значит, что зритель ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Ну, скажите, как же вы сможете избавиться от минусов и недостатков в своих работах, если на эти минусы и недостатки вам никто не укажет? Сами-то вы, когда создавали ту или иную работу, этих недостатков не увидели! А если бы увидели – ни за что бы не допустили! Вот строгий критик вам на них и укажет. А вы примите их к сведению. И примите с благодарностью, а уж никак не с обидой.

Одежда для уличных фотосъёмок

Конечно, хочется получить профессиональные фотографии в разных нарядах. Фотосессия в СПб на улице может пройти неудачно благодаря противному дождику.

В студии с нарядами и внешним видом проще — нет ветра, осадков, повышенной влажности. Зато для фотосъёмок на улице можно подобрать различные комплекты:

1. Романтическое вечернее платье для кадров на крыше дома или на перроне вокзала. 2. Свежий весенний образ для парковых зон. 3. Спортивный стиль для кадров с достопримечательностями и памятками архитектуры города. 4. Брендовые вещи для фотографий в стиле дефиле.

Два-три наряда будет достаточно. Помните, что ещё нужно придумать, где на улице можно быстро переодеться. Одежду лучше подобрать с минимальным количеством мелких застёжек. Идеально – молния или скрытые кнопки.

Ответственность за съемку без разрешения

Если фотографирование осуществляется в общественных местах, никакой ответственности не устанавливается. Это объясняется тем, что закон защищает только частную жизнь граждан, а материалы, полученные в зонах свободного доступа, включая банк, магазин и т.д., никоим образом не относятся к данной категории.

Если фото или видеоматериал каким-либо образом порочит, унижает или оскорбляет человека, он вправе обратиться к правоохранителям с требованием изъять изображение (видео) из общего доступа.

Если же незаконная съемка осуществляется в отношении конкретного лица с целью дальнейшей наживы или опорачивания, тогда пользователь может охранять свои интересы и открыть уголовное дело. Для этого потребуется написать заявление в полицию с требованием к привлечению к ответственности по ст.138 УК РФ. Несанкционированная съемка влечет за собой денежный штраф и компенсация морального вреда.

Случаи, когда ответственность не наступает

В 2006 году в ФЗ-230 была внедрена ст.152.1 «Охрана изображения человека». Согласно обозначенному нормативу запрещено личное или коммерческое использование фото и видеоматериалов без письменного согласия граждан. Правонарушение данного типа влечет за собой кару. Однако, в ряде ситуация ответственность не устанавливается:

  • материал создан в интересах государства;
  • является непосредственной частью новостной публикации СМИ;
  • гражданин попал в кадр случайным образом, и он не выступает в качестве основного объекта съемки;
  • фото сделано на личный телефон, и не планируется к публикации;
  • фотографии (видеозаписи) подготовлены в общественном месте;
  • материал получен на массовых публичных мероприятиях (концерты, митинги, забастовки);
  • материал касается должностных лиц и полицейских.

Приоритет выдержки

В пасмурные дни или в более темное время суток, как ранним утром или вечером, я ставлю свою камеру в режим Приоритет диафрагмы со значением 1/250 (иногда 1/160 или 1/125 ночью). Это гарантирует, что движение будет заморожено, в отличие от съемки в режиме приоритета диафрагмы, когда камера опускается ниже этого порога, чтобы обеспечить достаточный свет

Трудно всегда обращать на это внимание. Затем я устанавливаю ISO соответственно с 1600 до 6400 в зависимости от того, насколько темно на улице

Причина в том, чтобы сделать диафрагму как можно меньше, хотя ночью часто приходится снимать с широко открытой диафрагмой.

Причина, по которой я не снимаю в режиме Приоритет выдержки в солнечные дни, состоит в том, что при 1/250 или даже 1/500 и ISO 800 в камеру попадает столько света, что диафрагма должна быть f/32 или f/64. Мои объективы не могут закрыть диафрагму более чем до f/16, поэтому это создает проблему и заставляет меня менять настройки, когда я иду с солнечного света в тень.

Пару слов о «философии»

Нам думается, что это достаточно важно. Почему? Минуту терпения

Дело тут вот в чем. Давайте, для примера, представим себе вот такую ситуацию. Ну, допустим, ваша одноклассница, с которой вы все школьные годы просидели за одной партой, умеет прекрасно рисовать. Ну вот дал Бог ей такой дар – рисовать. Она этому нигде и никогда не училась. Как-то само собой у нее всё получается.  И вместо доказательств теорем по геометрии  в тетрадке у нее – одни цветочки да кукольные личики, мастерски нарисованные шариковой ручкой. И вы тоже хотите так научиться рисовать. Только не куколок и цветочки, естественно, а самолеты, танки и пулеметы и прочие мальчишечьи ценности. Но понимает, что не можете. Что не дано это вам. Пусть даже вы и будете ходить в изостудию – не получится. Но зато вы умеете прекрасно играть на гитаре! Больше того: вы почти не умеете читать ноты, но великолепно подбираете аккорды на слух! И ваша соседка по парте завидует этому вашему таланту. И очень хочет, чтобы вы научили  ее играть на гитаре! И, представьте себе, вы ведь действительно можете ее чему-то в этом деле научить. И не только ее, а еще и многих других своих друзей!   Но вот, увы, подбирать аккомпанемент на слух так, как это умеете мастерски делать вы,  вы все равно никого не научите. Потому что у них нет к этому способностей. Точно так же, как и у вас самих нет способности к рисованию.

Точно так же всё и в фотографии. Но в отличие от других видов творчества в фотографии это проявляется не так ярко и не сразу бросается в глаза. Тем более, в наше время, когда почти у каждого из нас есть фотоаппарат хотя бы в телефоне, и каждый мнит себя специалистом в области фотографии. Фотографировать сегодня стало очень легко. Даже появилось слово, в эпоху пленочной фотографии совершенно незнакомое: фоткать. Но вот сделать хороший снимок по-прежнему совсем непросто и удается это далеко не каждому. И определить, хороший снимок или плохой – тоже непросто. Плюс ко всему, иногда бывает и так, что человек, совершенно не имеющий способностей к фотографии, вдруг ни с того  ни с сего делает просто замечательный снимок. Но, увы, происходит это, чаще всего, совершенно случайно. Но ведь нам, как специалистам, хочется не ждать подобных случайностей, а контролировать этот процесс, в некотором роде даже подчинить его себе!

Это мы все к тому говорим, что если вдруг в какой-то момент вы неожиданно поймете, что к фотографии у вас нет ну совершенно никаких способностей —  ни в коем случае не стоит расстраиваться! Ведь вы же уже не школьник, и уже не расстраиваетесь из-за того, что ваша первая школьная любовь умела рисовать куколок и цветочки, а вы этому так и не научились! Главное — уметь быть честным с самим собой. Ну, а выбор между «фотографировать плохо» и «не фотографировать совсем» — только за вами.

И еще одно «философское» соображение

Оно, на наш взгляд, тоже довольно важное. Вот оно, это соображение

Никогда не нужно думать о будущей славе. Пусть даже самой-самой маленькой. В принципе, тщеславны практически все люди. Тщеславны в большей или меньшей степени. Стремление к самореализации толкает любого из нас добиться известности тем или иным способом: на специализированных фотографических сайтах, на фотофорумах в интернете, в каких-то других сообществах коллег по увлечению. А для того, чтобы проявить себя в этом деле, нужно совершить что-то, чтобы это что-то было оценено достаточно большой аудиторией зрителей. И вот тут-то начинающий фотограф чаще всего и попадает в зависимость от  этих людей! Он начинает делать всё так, чтобы его работы этим людям понравились. Пусть даже самому эти работы и не нравятся. Вам наш совет: снимайте так, как это нравится вам самим! К советам других – да, прислушиваться нужно. Но идти на поводу у огромного количества зрителей нельзя ни в коем случае! Делайте то, что хочется вам и только вам. Снимайте так, как вам это интересно, как вам нравится. Великий российский кинорежиссер Андрей Тарковский говорил: «Не хочу быть официантом в своем творчестве. Не хочу исполнять прихоть заказчиков: Подайте мороженое! Подайте пирожное! Хочу делать такое кино, какое хочется именно мне».

3 Научитесь внимательно слушать

Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг — это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам — возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.


Виктор Мизиано, куратор
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Свое отражение в зеркале

Современная мода на селфи привела к тому, что люди все чаще стали фотографировать собственное отражение в зеркале. На самом деле это еще одна грубейшая ошибка, которая может грозить непредсказуемыми последствиями. Не секрет ведь, что зеркало с незапамятных времен считалось порталом в потусторонний мир. Это значит что в момент снимка, особенно если он производится с фотовспышкой, стирается грань между нашим миром и миром мертвых. А растревожив мир мертвых, вы рискуете получить в ответ ночные кошмары, проблемы со здоровьем и прочие неприятности, которые могут негативно отразиться на вашей судьбе.

Добавьте к этому тот факт, что зеркало обладает способностью накапливать негативную энергию. Особенно это касается старинных зеркал, которые «пережили» не одну войну, и перед которыми могли совершаться самые разные злодеяния. Фотографируясь в отражении таких зеркал можно спроецировать накопленный негатив на себя и серьезно пострадать от этого.

В школе

Образовательные учреждения, в частности школа, попадают в категорию общественных мест, и проводить фото и видеосъемку тут не запрещено. Забрать камеру нельзя, так как данное действие может расцениваться сотрудниками полиции как грабеж.

Однако следует учитывать требования ст.152.1 ГК РФ. Данный норматив гласит, что если в кадре находятся граждане, публикация и распространение фото и видеоматериала без получения разрешения не допускается. Здесь будут некоторые особенности. Дать разрешение на распространение материала могут дети старше 14 лет, для более младших школьников потребуется согласование вопроса с родителями (опекунами).

Важные замечания

Помимо прочего, нельзя не сказать про некоторые детали, которые выбиваются из описания выбора ракурса или фона. Прежде всего, это обработка полученной фотографии. Стоит помнить, что нужно аккуратно кадрировать его, подбирать максимально естественный цветовой баланс и сохранить натуральный цвет кожи модели.

Рекомендую ещё фокусироваться на глазах модели и располагать их в верхней трети кадра, чтобы максимально выделить характер человека, ведь, чаще всего, мы для этого смотрим в глаза.

Работая с моделью также следует помнить несколько важных советов, чтобы не смутить человека. Фотосессия в таких условиях будет мукой для обоих участников процесса, а на выходе получится неприятный результат.

  • Первый совет: не заставляйте направлять взгляд в кадр. Делать это можно лишь в очень редких исключениях при особой необходимости.
  • Второй совет: постоянная улыбка модели не всегда самый лучший вариант. Порой задумчивое, печальное, обиженное или хитрое лицо может выглядеть более красиво, чем улыбка.

Не упускайте этого и получите шедевральный снимок.

Если есть возможность, старайтесь фотографировать в формате RAW, что поможет вам качественнее отредактировать ваш снимок после съемки.

Напоследок хочу поделиться несколькими хорошими видео курсами:

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (если у вас НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (если у вас КЭНОН) – Именно с этого курса я рекомендую начинать становиться фотографом. В нем собраны все азы, для правильного понимания самой сути фотографирования

Все показывается на практических примерах, что немаловажно!

Photoshop для фотографа 3.0. VIP – Здесь уже идет сама обработка фотографий

С какой стороны лучше подходить к редактированию, как это правильно делать, чтобы, например, кожа не была «резиновой» и так далее. Много практических примеров, советов. Этот видео курс предназначен специально для фотографов!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фототехники CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фототехники NIKON.

Photoshop для фотографа 3.0. VIP

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Момент третий. Психологический

Тут мы подошли к самой массовой проблеме. Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.

Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи. Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз.

Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая, как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись. И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.

Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать. На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия.

Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность!

Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов. Просто надо строго их придерживаться!

Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать, самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!

Где можно снимать – закон о видеосъемке в общественных местах, общие сведения

Существует несколько нормативных документов, говорящих о видео и фотосъемке в общественных местах. Один из них – статья 29 Конституции РФ, которая дает право каждому человеку свободно собирать, производить, владеть и распространять информацию общего доступа. Еще один норматив, позволяющий снимать в общественных зонах – Закон о защите прав потребителей, также подтверждающий право на беспрепятственное получение информации.

Основной нормативный документ, затрагивающим законность фото и видеосъемки, это Федеральный закон №149 «Об информации». Он регламентирует основные понятия, устанавливает правила съемки и ограничения, применяемые при съемочном процессе в общественном месте. Сразу стоит указать, что по закону фотографировать и снимать на видео можно практически все. Однако если речь заходит о дальнейшем коммерческом использовании собранного материала, проявляются различные ограничения и запреты.

Что будет за видео и фотосъемку людей без их разрешения

Съемка в общественных местах разрешена. Но она неизбежно связана с попаданием в кадр дополнительных участников действия в виде случайных прохожих. Гражданский кодекс (статья 152,1) охраняет право людей быть не запечатленными на изображениях. Тем не менее, ГК не вносит запретов на съемку. Данная статья требует от автора изображения лишь ограничений на распространение материалов. Т.е. можно обнародовать фотографии только с согласия участников съемки.

Для того, чтобы человек мог требовать ограничений на распространение фотографий с его участием, придется доказать, что именно он является центральной фигурой композиции.

Например: если центральная фигура фото — памятник, то не нужно просить согласия туристов, попавших в кадр, на публикацию фото. Если человек расположен на изображении в фокусе и в портретном режиме — он является центральной фигурой и его разрешение требуется.

Видеосъемка несовершеннолетних без согласия родителей: закон

Осуществление съемки несовершеннолетних производится по тем же принципам, что и запечатление обычных граждан. Фотографировать и снимать ребенка на видео можно (если несовершеннолетний не является основным объектом съемки), но часто фотографы сталкиваются с недопониманием со стороны родителей (вплоть до физических воздействий).

Если фото и видео материал в последующем будет использован для коммерческой цели или обнародован, потребуется получить письменное разрешение на публикацию снимка (видео). В случае с детьми до 14 лет, разрешение выдается их законными представителями (родители, опекуны детей).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Уличная фотография.советы и приемы

Как снимать незнакомцев на улице?

За время моего пока еще скромного опыта, для себя я вывел три основных способа подобной съемки:

  1. Снимать незаметно
  2. Спрашивать
  3. Снимать в открытую и без разрешения

Ниже остановлюсь поподробнее на каждом.

Снимать незаметно

При данном варианте съемки вы должны сделать все, чтобы человек вас не увидел – это позволит получить максимально естественный кадр. Он отлично подходит, когда человек стоит к вам спиной, занят каким-то делом или если вы снимаете в толпе. Также, здесь не будет лишним изучить технику съемки от бедра или несмотря в камеру. Для этого надо заранее подобрать настройки и сфокусироваться. Если вы снимаете на пленку, то сделать это будет несколько сложнее и шанс получить неудачный кадр будет выше.

Именно поэтому недавно я купил себе знаменитую стрит-камеру Ricoh GR II – компактная цифровая камера с внутренностями как у обычных зеркальных фотоаппаратов, которая позволяет делать очень качественные кадры и при этом не привлекает лишнего внимания. Обзор на нее я постараюсь сделать в ближайшее время, а первые кадры на нее можно посмотреть уже сейчас в этом альбоме.

Вас заметили во время съемки кадра?

Ничего страшного. Можно сделать вид, что вы снимали что-то другое, а если этот вариант невозможен, то просто улыбнитесь, сделайте комплимент. Главное следить за реакцией человека и если он настоит на удалении снимка – лучше это сделать. Если же у вас пленка и человек просит “удалить” снимок, то можете сказать, что толком и не успели сделать кадр (не вытаскивать же пленку из-за этого).

Я иногда делаю вид будто вообще снимаю видео (ага, на пленочную камеру) и делаю кадр в нужный момент – это позволяет человеку увидеть вас до спуска затвора и понять что вы просто что-то снимаете, а не его лично.

Спрашивать

Один из моих любимых вариантов, ибо он позволяет не только сделать хороший кадр, но и завести интересный разговор, услышать какую-то историю о человеке, что также ценно. Конечно, если попросить людей сделать кадр, то большинство начнет вести себя неестественно: будут позировать, поправлять одежду… Но этого можно избежать, если делать кадры прямо во время разговора и/или без предварительного оповещения

Тут главное помнить, что необходимо вызвать доверие у человека, поэтому важно улыбаться и быть доброжелательным (даже если он откажется от съемки)

Обычно люди спрашивают для чего вы фотографируете – я отвечаю чем-то из серии “я просто уличный фотограф” / “набиваю свое портфолио”.

Снимать в открытую без разрешения

У меня этот способ пока что находится в стадии активного изучения. Пока что я снимал таким образом изначально публичных людей – уличных артистов. Спрашивать у них разрешения на съемку, конечно же, не нужно и это хороший вариант для начала. В целом, данный способ является довольно “наглым” при съемке обычных людей, но часто он дарит одни из самых интересных и живых кадров.

Главное помнить – не снимать потенциально опасных людей или тех, кто не вызывает у вас доверие. Вам может казаться, что это будет лучший кадр в вашей жизни, но если человек изначально кажется подозрительным или неадекватным, то лучше пройти мимо.

И еще парочка полезных советов:

  1. В первое время можете фотографировать пожилых людей, уличных артистов – они более дружелюбны и имеют меньше предрассудков и не стесняются камер, как большинство молодежи, которая очень боится оказаться в интернете “в неприглядном виде”. Как видно по примерам из моей статьи – это рабочий метод.
  2. Если в вашем парке объективов есть “длинная” оптика, то можете использовать ее – она позволит не подходить близко, а снимать на расстоянии. Это, конечно, так себе метод, ибо теряется эффект присутствия и особого удовольствия от такой съемки не получаешь.
  3. Старайтесь не привлекать к себе много внимания – одевайтесь в однотонную одежду, старайтесь слиться с пейзажем. Если вы любите таскать с собой несколько камер и/или объективов, то от этого лучше воздержаться – это может смутить людей, которых вы захотите сфотографировать.

Помните – главное начать. Переборите свой страх один раз и вы поймете, что это намного проще, чем кажется. Просто снимайте и получайте удовольствие!

3 Правильная подготовка

Важно! Поговорите со своей моделью. Наш основной совет — планируйте фотосессию заранее, объясните модели, что и как вы планируете фотографировать

Важно договориться даже о таких мелочах, как команды «направо», «налево» — чтобы ваша модель сразу понимала, имеете вы в виду справа от себя или от нее. Прорепетируйте заранее сложные моменты, попросите модель изобразить разные эмоциональные состояния (в зависимости от цели фотосессии), например, высокомерие, печаль или задумчивость. Если у вас достаточно времени, снимайте два кадра подряд, иначе (в худшем случае) может оказаться, что на одном снимке модель моргает, и фотография будет безнадежно испорчена. Профессионалы обычно заранее создают эскиз фотографии, на котором они изображают выражение лица, позу модели и постановку света.

Еще один важный аспект (вряд ли вас это удивит) — это свет. Небольшие источники света, такие как системные вспышки и солнце дают очень жесткий свет, который может подчеркнуть недостатки внешности. Поэкспериментируйте с искусственным светом, используйте рассеиватели света, например, студийный зонт или софтбокс. При fashion-съемке вы можете использовать рефлекторы для жесткого света, например, портретную тарелку Beauty Dish или обычный отражатель — выбирайте по своему вкусу. При съемке на открытом воздухе лучший мягкий свет солнце дает поздним утром или вечером. Можете провести фотосессию и при дневном освещении, например, в тени дерева, направляя свет большим складным отражателем.

Как фотографировать людей и создавать портреты: Фрагментарное кадрирование по принципу «только лицо» концентрирует внимание зрителя именно на лице модели

Момент второй. Технический

Понятное дело, что чем дальше вы находитесь от объекта съемки, тем более незаметно вы сможете сделать фотографию. Но, объектив, с фокусным расстоянием от 200 мм, позволяющий снимать такие сюжеты на расстоянии от 20 метров и дальше, найдется мало у кого. Я снимаю людей на улице на объективы от 16 до 200 мм. Этого хватает для съемки людей на расстоянии от полуметра до 10-15.

Японскую и английскую серию уличной моды я в основном снимал на объектив 70-200 мм. Тем, у кого объектив 400 мм мои советы вряд ли пригодятся (хотя, вполне могут), но, до 200 мм (плюс минус) вполне подойдут.

Выводы тут простые. При съемке людей на улице (в первую очередь именно «персонажи» и «уличная мода») – чем длиннофокуснее объектив (от 200 мм) тем лучше! Если же у вас другие фокусные расстояния или вообще мыльница без зума – читайте дальше.

Портретная съемка на улице

Портрет – это довольно сложный жанр искусства, ибо не каждому человеку нравится изображение его лица крупным планом, и потому ты должен быть предельно искусен и готов к критике, конечно же. Преподаватели нашей Фотошколы собрали для тебя некоторую сводку советов:

  • Если тебе пришлось провести фотосъемку днем, когда солнце так и норовит испортить лицо ужасными тенями, обязательно прихвати с собой вспышку и отражатель. «Днем с огнем» — можешь возразить ты, но на самом деле помогать себе искусственным светом это совсем не глупости.
  • Не стоит снимать под палящим солнцем – прячьтесь! Так ты сможешь избавиться от нежелательных теней на лице без использования вспышки.
  • Не нужно принуждать модель устремлять свой взор к солнцу, иначе широко закрытых глаз тебе не избежать.
  • Следи за фоном, на нем не должно быть ярких отвлекающих от лица модели предметов.
  • Используй плохие погодные условия в свою пользу. Развивающийся на ветру шифоновый платок – это очень стильно.
  • Придумай тему, детально продумай образ модели и место для съемки портрета на улице. Не забудь про качественный реквизит – он позволит создать нужную атмосферу твоему снимку.

3 Научитесь внимательно слушать

Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг — это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам — возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.

Виктор Мизиано, куратор
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин

Пару слов о «философии»

Нам думается, что это достаточно важно. Почему? Минуту терпения

Дело тут вот в чем. Давайте, для примера, представим себе вот такую ситуацию. Ну, допустим, ваша одноклассница, с которой вы все школьные годы просидели за одной партой, умеет прекрасно рисовать. Ну вот дал Бог ей такой дар – рисовать. Она этому нигде и никогда не училась. Как-то само собой у нее всё получается.  И вместо доказательств теорем по геометрии  в тетрадке у нее – одни цветочки да кукольные личики, мастерски нарисованные шариковой ручкой. И вы тоже хотите так научиться рисовать. Только не куколок и цветочки, естественно, а самолеты, танки и пулеметы и прочие мальчишечьи ценности. Но понимает, что не можете. Что не дано это вам. Пусть даже вы и будете ходить в изостудию – не получится. Но зато вы умеете прекрасно играть на гитаре! Больше того: вы почти не умеете читать ноты, но великолепно подбираете аккорды на слух! И ваша соседка по парте завидует этому вашему таланту. И очень хочет, чтобы вы научили  ее играть на гитаре! И, представьте себе, вы ведь действительно можете ее чему-то в этом деле научить. И не только ее, а еще и многих других своих друзей!   Но вот, увы, подбирать аккомпанемент на слух так, как это умеете мастерски делать вы,  вы все равно никого не научите. Потому что у них нет к этому способностей. Точно так же, как и у вас самих нет способности к рисованию.

Точно так же всё и в фотографии. Но в отличие от других видов творчества в фотографии это проявляется не так ярко и не сразу бросается в глаза. Тем более, в наше время, когда почти у каждого из нас есть фотоаппарат хотя бы в телефоне, и каждый мнит себя специалистом в области фотографии. Фотографировать сегодня стало очень легко. Даже появилось слово, в эпоху пленочной фотографии совершенно незнакомое: фоткать. Но вот сделать хороший снимок по-прежнему совсем непросто и удается это далеко не каждому. И определить, хороший снимок или плохой – тоже непросто. Плюс ко всему, иногда бывает и так, что человек, совершенно не имеющий способностей к фотографии, вдруг ни с того  ни с сего делает просто замечательный снимок. Но, увы, происходит это, чаще всего, совершенно случайно. Но ведь нам, как специалистам, хочется не ждать подобных случайностей, а контролировать этот процесс, в некотором роде даже подчинить его себе!

Это мы все к тому говорим, что если вдруг в какой-то момент вы неожиданно поймете, что к фотографии у вас нет ну совершенно никаких способностей —  ни в коем случае не стоит расстраиваться! Ведь вы же уже не школьник, и уже не расстраиваетесь из-за того, что ваша первая школьная любовь умела рисовать куколок и цветочки, а вы этому так и не научились! Главное — уметь быть честным с самим собой. Ну, а выбор между «фотографировать плохо» и «не фотографировать совсем» — только за вами.

И еще одно «философское» соображение

Оно, на наш взгляд, тоже довольно важное. Вот оно, это соображение

Никогда не нужно думать о будущей славе. Пусть даже самой-самой маленькой. В принципе, тщеславны практически все люди. Тщеславны в большей или меньшей степени. Стремление к самореализации толкает любого из нас добиться известности тем или иным способом: на специализированных фотографических сайтах, на фотофорумах в интернете, в каких-то других сообществах коллег по увлечению. А для того, чтобы проявить себя в этом деле, нужно совершить что-то, чтобы это что-то было оценено достаточно большой аудиторией зрителей. И вот тут-то начинающий фотограф чаще всего и попадает в зависимость от  этих людей! Он начинает делать всё так, чтобы его работы этим людям понравились. Пусть даже самому эти работы и не нравятся. Вам наш совет: снимайте так, как это нравится вам самим! К советам других – да, прислушиваться нужно. Но идти на поводу у огромного количества зрителей нельзя ни в коем случае! Делайте то, что хочется вам и только вам. Снимайте так, как вам это интересно, как вам нравится. Великий российский кинорежиссер Андрей Тарковский говорил: «Не хочу быть официантом в своем творчестве. Не хочу исполнять прихоть заказчиков: Подайте мороженое! Подайте пирожное! Хочу делать такое кино, какое хочется именно мне».

Играйте с разным светом

Лучшее освещение для портретов может быть не в то время, что вам кажется. Пасмурное небо и позднее послеполуденное солнце – это хорошо. Прямой солнечный свет плохо подходит – он создает резкие тени на лицах и заставляет людей щуриться. Подсветка – восхитительный вариант, но стоит остерегаться бликов. Также потребуется рефлектор или вспышка, чтобы направить свет на лицо субъекта. Освещение из окон хорошо подходит для съемки в помещении, но снова будет нужен рефлектор, который осветит затененную сторону лица модели.

Что такое рефлектор? Это любой предмет, который отражает свет, направляя его на субъект и смягчая тени. Можно купить специальные рефлекторы от таких производителей, как Lastolite, а также сделать самостоятельно из большого куска белого картона или бумаги. Фотографам нужны рефлекторы, так как имеющийся свет редко идеален. А с их помощью можно взять свет под контроль.

Ответственность за нарушения

За нарушение требования закона могут быть применены различные меры воздействия. Это предусматривается при использовании скрытой камеры, съемке на частной территории и детей без согласия родителей.

Наказание за использование скрытой камеры

Скрытая съемка в РФ находится под запретом. Это касается как использования простых камер, установленных на различных объектах, так и специальных устройств – зажигалок, авторучек с вмонтированными камерами.

Наказание может не наступить, даже если гражданин был уверен, что съемка не ведется. Перед тем, как опубликовать видео, нужно изменить голос или сделать размытой картинку. В этом случае доказать в суде свою личность на кадрах будет сложно.

Съемка детей без согласия их родителей

Если ребенок не находится прямо в кадре, спрашивать родителей о его демонстрации не нужно. Но при планировании беседы на камеру, нужно в обязательном порядке заручиться разрешением отца или матери.

Запрет устанавливается не на саму съемку, а на дальнейшее использование материалов. Если камера работает в публичном месте, волноваться о попадании в кадр детей не нужно.

На частной территории

На частной территории фотографировать без согласия владельца противозаконно. Имущество, в рамках статьи 29 ГК РФ, неприкосновенно. Поэтому собственник должен дать согласие на съемку.

Однако такие меры являются противозаконными. Это обусловлено тем, что публичные заведения приравниваются к общественным местам. Поэтому человек вправе снимать все, что ему заблагорассудится.

Также запрещается ограничить съемку в связи с коммерческой тайной. Таковой признается информация, имеющая ограниченный доступ. Если собственник не сделал этого, то тайными сведения не становятся.

https://youtube.com/watch?v=I6NcOQqlcb4

Ведущие линии.

Ведущая линия создает путь, по которому наш глаз может проследить за всеми элементами на фотографии. Подумайте о дороге или тропинке в парке. Это может быть просто прямая линия, начинающаяся внизу фотографии и продолжающаяся к верху или до середины кадра. Это может быть путь, который поворачивает налево или направо. Бессознательно мы проводим взглядом за этой линией, чтобы увидеть, где и чем она заканчивается. Чтобы профессионально снять город, подумайте, к чему поведет ваша линия. Это дом, горизонт или, быть может, проходящий мимо человек? Ведущими линиями могут быть мосты, ряды телефонных будок, дверные проемы или просто улицы.

Хотите узнать больше о фотографии? Не пропустите мой пост, как находить уединенные места для фотосессии.

Получите больше полезной информации – советы по редактированию фотографий в Instagram.

Вместо послесловия, или Небольшое вдохновляющее воззвание

102. Вау, вы дочитали до этого места! Вы молодец. Это значит, что с мотивацией у вас всё порядке и дело за малым — осталось взяться за камеру (ну, или за смартфон).

103. Отнеситесь к фотографии как к процессу, а не к результату. Такое отношение поможет снизить уровень тревоги, оставаться терпеливым и сохранять открытое сознание. Вы просто исследуете возможности языка фотографии, that’s it.

104. Развивайте визуальный вкус: фолловьте в инстаграме любимых фотографов (как минимум можете зафолловить мастеров, перечисленных в этом тексте), ходите в галереи, смотрите красивые фильмы, сохраняйте любимые работы себе в телефон и пересматривайте их, когда скучно.

Причёска и макияж для фотосессии

Удачная фотосессия на природе зависит от погоды. Если модель не прислушалась к совету фотографа, и её причёска не выдерживает грозных порывов ветра, растрёпанный вид её на фото может сильно огорчить.

Для фотосъёмки на улице нужно сделать соответствующий макияж и причёску — косметика не должна расплываться от внезапно начавшегося дождя, лицо блестеть от капель пота, губная помада течь от жары. Профессиональный визажист создаст образ, подходящий для фотосессии на улице, в парке или в центре города.

Для завершения выбранного образа иногда требуется полная смена причёски. Если очень хочется быть на всех фотографиях абсолютно разной, то нужны идеи быстрых, но аккуратных причёсок.

Например, для романтического образа можно сделать причёску в греческом стиле, и займёт весь процесс всего несколько минут. Хорошо применять плетение кос — с самой сложной из них можно справиться за 10 минут.

Авторские права

Важно понимать, попадает ли произведение искусства под закон об авторском праве. В соответствии со статьей 1276 ГК РФ, можно передавать изображение объекта искусства, размещенного в открытом доступе

Необходимость получения разрешения можно выяснить, обратившись в организацию VAGA (The Visual Arts and Galleries Association).

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
  5. Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Фото и видеосъемка стала неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Однако, доставая фотоаппарат или видеокамеру, и собираясь использовать их для запечатления какой-либо информации, нужно знать, законны ли планируемые действия

Разберем, что говорит закон о съемке в общественных местах, на какие нюансы нужно обратить внимание и что поможет предусмотреть возможные проблемы

Подберите правильный объектив

Фокусное расстояние объектива очень важно. Нужно понимать природу своего оборудования и знать, как использовать его в свою пользу

Хорошие новости – если у вас цифровая камера с китовым объективом (обычно с фокусным расстоянием 18-55мм), то это уже отличный инструмент съемки людей. Просто установите на 55мм и работайте. Вместо использования зума, меняйте свою позицию. Так вы изучите характеристики фокусного расстояния, с которым работаете.

Если хотите лучшего, Canon и Nikon сделали дешевые объективы 50мм f/1.8, которые идеально подходят для портретов; более широкая апертура лучше размывает фон.

Также не игнорируйте широкоугольный конец своего китового объектива. Фотодокументалисты и фотожурналисты любят широкоугольники, так как они заставляют подобраться ближе к субъекту. Снимки получаются сокровенными из-за непосредственной близости фотографа. Широкоугольные объективы также хорошо подходят, чтобы показать субъект вместе с окружением. Это еще один стиль портретной съемки.

Не подходите слишком близко, если используете широкоугольник. В таком случае черты лица исказятся и результат будет неудовлетворительным.

Наказания за нарушения

Законно ли фотографировать человека без его согласия? Данный процесс является неправомерным со стороны фотографа, если осуществляется съемка не в общественном месте и в дальнейшем планируется распространять снимки. Целенаправленное создание фото конкретного человека, которое далее будет использоваться в интернете или СМИ, – это нарушение закона, поэтому к такому фотографу могут применяться разные меры ответственности.

Если он не будет пользоваться полученными снимками для каких-либо целей, то к нему невозможно будет предъявить какие-либо претензии. Если же они используются для распространения, продажи или иных целей, то человек, запечатленный на снимке, может обратиться в суд. В исковом заявлении он указывает, что умышленно был нанесен вред его жизни или здоровью, а также личному имуществу.

Фотограф за такие нарушения может привлекаться не только к административной, но и даже к уголовной ответственности, так как нарушает неприкосновенность частной жизни другого гражданина.

Для привлечения к ответственности используются разные законодательные акты:

Ст. 137 УК. В ней описываются возможности для нарушения неприкосновенности частной жизни человека. Поэтому если незаконным способом собираются или используются для каких-либо целей сведения о частной жизни человека без его согласия, то это приводит к наложению штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ. Заменяться такое наказание может доходом гражданина, полученным в течение двух или пяти месяцев. Нередко назначаются и обязательные работы на срок от 120 до 180 часов. Дополнительно могут применяться исправительные работы на срок до 1 года. При наличии доказательств существенного нарушения прав человека вовсе может назначаться арест на срок до 4 месяцев. При этом на суде придется истцу доказать, что фотограф действительно раскрыл его личную или семейную тайну, распространял изображения без его согласия, демонстрировал их публично или только ограниченному кругу заинтересованных лиц, а также пользоваться ими в корыстных целях для получения определенной выгоды.
Ст. 151 ГК. В ней указывается возможность взыскивать с фотографа компенсацию морального вреда, если доказывается распространение фото и съемка без согласия человека

Закон РФ учитывает, что важно доказать не только наличие фото, но и их использование в корыстных целях. Распространение изображений может наносить моральный вред гражданам, поэтому они подвергаются нравственным страданиям

В этом случае компенсируется такой ущерб денежной выплатой. При расчете данной компенсации учитывается степень нанесенного вреда, вина нарушителя и иные важные обстоятельства. Рассматривается степень страданий человека, для чего изучаются его индивидуальные особенности.
Ст. 11.17 КоАП. Она описывает нарушение правил поведения людей на разных видах транспорта. Если люди делают снимки на борту воздушного или водного транспорта, а также в железнодорожном поезде, то это является наказуемым действием, за которое назначается штраф в размере 100 руб. Дополнительно должностные лица конфискуют сделанные снимки.

Таким образом, разобравшись в том, можно ли человека фотографировать без его согласия или нет, каждый фотограф будет ответственно подходить к созданию разных снимков. Учитывается необходимость получения согласия, если гражданин становится центральной фигурой на снимке. Делать изображения допускается, но вот пользоваться ими в каких-либо целях запрещено. Если фото будут храниться в семейном архиве, то их владелец не сможет привлекаться к какой-либо ответственности. Если они распространяются в СМИ или интернете, то это может стать основанием привлечения гражданина даже к уголовной ответственности.

Законно ли видеонаблюдение на рабочих местах?

Видеонаблюдение на рабочих местах и в производственных помещениях на территории работодателя является правомерным, если им соблюдены следующие условия:

  • видеонаблюдение ведется только для конкретных и заранее определенных правомерных целей, связанных с исполнением работником его обязанностей;
  • работники поставлены в известность о ведении видеонаблюдения (так реализуется их право на получение полной и достоверной информации об условиях труда);
  • видеонаблюдение ведется открыто – в помещениях, где установлены камеры, в зонах их видимости есть информационные таблички.

Съемка рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника и не нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, поскольку осуществляется в целях, связанных с его трудовой деятельностью.

(О нарушении и защите прав работников читайте в статьях на тему «Трудовые права работников: что делать, если…»)

Улыбаемся и машем

В любой конфликтной ситуации изображайте добродушие и невинность: «Я турист, мне можно». Если человек, которого вы сфотографировали, недоволен, улыбнитесь ему и сразу уходите. Не стоит оборачиваться на оклики или объясняться.

В разговоре переходите на русский, делая вид, что не понимаете, в чем проблема – в большинстве случаев с вами не станут возиться. Когда человек настойчиво просит удалить кадр, не упрямьтесь, сотрите его и при острой необходимости восстановите дома с карты памяти.

Как распорядиться отснятым материалом? Этот вопрос касается только вас и ваших этических соображений. Другое дело – размещение фотографий в СМИ. Особенно это касается фотографий детей – нужно письменное разрешение от родителей.

Фотографии применяются в интересах государства или общества

При ответе на вопрос, можно ли человека фотографировать без его согласия, можно уверенно отвечать положительно. При этом пользоваться данными изображениями надо аккуратно. Если на фото зафиксирована публичная личность, представленная Президентом, известным политиком или певцом, то распространять такие фото можно без опасения, что фотограф будет привлечен к какой-либо ответственности. Для этого не нужно получать согласие публичного человека.

Это обусловлено тем, что такие граждане являются значимыми фигурами для общества и истории в целом, поэтому должны терпимо относиться к интересу к их персоне со стороны других граждан. Поэтому их фотографии могут публиковаться в разных источниках.

Дополнительно фотографировать людей без согласия допускается, если это делается в общественных интересах, например:

  • необходимость граждан обнаруживать или раскрывать угрозу, создаваемую демократии;
  • предотвращение опасности, возникающей для общественности или окружающей среды;
  • раскрытие разных преступлений.

Следует правильно разграничивать изображения, которые могут быть полезными для общества, с теми, которые не несут какую-либо важную информацию государству и гражданам.

Почему нельзя фотографировать людей без их согласия? Это обусловлено тем, что нарушается частная жизнь людей. Даже в отношении публичных личностей допускается делать их изображения в процессе их работы, а вот личная жизнь должна оставаться неприкосновенной. Лица, которые не занимаются публичной деятельностью, не должны специально запечатлеваться на фото для последующего использования изображения для получения выгоды или распространения для иных целей.

Законы о несогласованной съемке в других странах

Не только в России действуют запреты на несанкционированную съемку. В других странах тоже есть свои ограничения. И в некоторых случаях они куда серьезнее.

Законы в США

Уровень суровости наказаний за несанкционированную фотосъемку в США просто зашкаливает. Здесь можно оказаться на лавке суда даже за случайное попадание истца в кадр. А за невинное фото достопримечательности вблизи автострады могут и депортировать.

Помимо автострад под строжайшим запертом на любой вид съемки в стране также находятся:

  • объекты федеральной собственности, включая парки, площади, аэропорты и вокзалы;
  • тоннели и мосты;
  • отдельные здания, имеющие статус культурного наследия Америки.

Так, например, на Аляске нельзя будить медведей, чтобы с ними сфотографироваться. А в Вайоминге запрещено снимать кролей. Правда, это ограничение действует не круглый год, а только в период с января по апрель.

Строгие ограничения в ЕС

Не менее остро обстоят дела со съемкой в странах ЕС. А если учесть еще и закон, принятый в 2018 и запрещающий фотографировать или снимать на видео людей без их согласия, то получается, что свежих изображений той же Эйфелевой башни отныне не получить, по крайней мере, не нарушая введенный тремя годами ранее запрет.

Но одними людьми список запретов, конечно же, не исчерпывается. Так, например, законами Англии запрещена съемка в метро и в частных галереях. В Германии под табу попадают даже такие достопримечательности, как Бюст Нефертити и Статуя Усталого Медведя. А во Франции можно схлопотать серьезные неприятности за съемку Святого Грааля.

В Европе со съемкой все гораздо сложнее. Нельзя снимать посторонних людей, что сильно усложняет жизнь туристам, мечтающих о фото на фоне мировых культурных достояний

Правила в других странах СНГ

В странах СНГ в этом плане законы более лояльны. И если говорить обобщенно, то в принципе, дела в бывших союзных республиках обстоят примерно так же, как и в России. То есть там тоже нельзя открывать фотоохоту на конкретных людей, но за случайные попадания в кадр никто не накажет.

Естественно, в каждой стране есть и свои нюансы. Так, например, в Украине запрещена съемка в Киевском метро ввиду трагического опыта с мужчиной, попавшим под колеса состава в момент фотографирования.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать выводы о том, что в России, несмотря на отсутствие соответствующего закона, все же нельзя снимать все подряд. Однако если учесть драконовские запреты на съемку в странах Европы и США, то становится очевидно, что в этом вопросе наше правительство проявляет куда большую лояльность.

Фототехника для уличной съемки

В 21 веке цифровая фотография практически полностью вытеснила аналоговую — остались лишь немногие приверженцы пленки, которые ценят особую магию и атмосферу зернистых снимков. Появились не просто компактные фотоаппараты вроде зеркалок и мыльниц, а еще и мобильные телефоны — устройства, которые в последнее время не уступают по качеству изображения своим старшим собратьям. Кроме того, с помощью смартфона незаметно сделать удачный кадр становится еще проще — больше не нужно ломать голову над тем, как остаться незамеченным и не спугнуть объект съемки. Для стрит-фото этот момент несомненно важен, ведь именно так можно проще всего добиться эффекта спонтанности.

Прежде чем переходить к съемке пленочной камерой, потренируйтесь с цифровыми и зеркальными вариантами, которые будет иметь компактные габариты.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркалки произведут нужный вам эффект лучше всего: у них быстрый спуск затвора, который не позволит упустить нужный момент, а также автофокусировка, позволяющая сконцентрировать внимание на самом нужном. Для таких фотокамер можно подобрать различные объективы: телевики для дальней съемки или портретники для фиксирования лиц крупным планом

Единственное, что может приносить неудобство — это довольно большие габариты и вес. Сделать фотографию незаметно будет несколько сложнее.

Беззеркальные фотокамеры

Хороши тем, что имеют широкие возможности съемки и при этом малогабаритны, как мыльницы. К ним можно приобрести специальные “незаметные” объективы, которые выглядят как крышка от фотоаппарата. Да и другая оптика для таким камер отличается небольшими размерами — как раз то, что нам нужно! В частности, к ним подойдут олдскул-объективы с пленочных камер — они дадут интересный эффект и послужат началом ваших экспериментов с уличной фотографией.

Недостатком можно назвать разве что цену такой техники и оптики для нее, а также слабый (по сравнению с зеркальной техникой) аккумулятор. Возможно, людям с большими ладонями покажется такой фотоаппарат не удобным — но к размеру всегда можно привыкнуть.

Цифровые камеры

Хороший вариант для новичков в стрит-фотографии. Мыльницы имеют небольшой размер, с помощью которого легче будет выполнять съемку незаметно, а также приятную цену. Из минусов выделим отсутствие сменных объективов, упрощенное управление (часто без ручного фокуса), медленная работа кнопки спуска, неторопливый автофокус. В случае с такими камеры, постарайтесь остановить свой выбор на моделях с хорошей светосилой и быстрой съемкой.

В заключение

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»p3″>Независимо от того, хотите ли вы отточить навыки, разнообразить портфолио или выполнить заказ клиента, эти простые советы по съемке в помещении помогут вам получить отличные фотографии. Для начала старайтесь следовать правилам композиции и внимательно регулировать настройки камеры. Как только вы освоите это, сможете нарушать правила и вывести свои работы на абсолютно новый уровень.

Дайджест блога Depositphotos

Присоединяйтесь к сообществу из 160,000 читателей, которые раз в месяцполучают подборку креативных фото, полезных советов и интересных историй.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Область фото
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: