Места катастроф и разрушенные дома
Не следует фотографировать места катастроф, даже если в кадре нет мертвых людей. В месте, где произошла катастрофа, наблюдается скопление негатива, которое, запечатлев в кадре, вы навсегда унесете с собой. В будущем запечатленное в кадре зло может еще не раз напомнить о себе всевозможными бедами и несчастьями для беспечного фотографа.
Если вы думаете, что данный запрет относится исключительно к местам массовых убийств и несчастных случаев, то глубоко заблуждаетесь. Любые заброшенные, сгоревшие или ветхие дома, свалки или места с нечистотами также нельзя фотографировать и тем более снимать себя на их фоне. Данные места являются объектами со скоплением с негативной энергии, а значит, наполнившие вашу жизнь неудачи могут быть следствием фотосессии.
5 Любите людей
Если вы не любите людей, у вас вообще не получится хорошего портрета. Ведь невозможно работать с тем, что тебе не нравится, и достигать при этом удовлетворительного результата. Если вы хотите работать с людьми, ими нужно всесторонне интересоваться: узнавать, что произошло в жизни одной модели, в жизни другой. Именно в этом и состоит сущность человека — в его жизни и поступках. Именно этим люди и отличаются друг от друга. И именно это является содержанием хорошего портрета.
Анастасия Волочкова, балерина
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин
Обратите внимание на первые и последние кадры Вашей съемки — они могут быть самыми хорошими. Вначале модель еще не начала фотографироваться, а в конце уже закончила
На этих кадрах она может выглядеть очень естественно.
Скажите, например: «Сейчас я сделаю несколько тестовых кадров, мне нужно настроить свет». Делайте, а сами снимайте. Может тоже получиться очень естественно. Этот кадр с Анастасией был последним на трех отснятых пленках.
Есть такие фотографы, которым люди мешают снимать – это фотографы-пейзажисты. Люди им всегда мешают снимать пейзажи и все портят. Хотя с другой стороны, я знаю много хороших людей, которые людей не любят. Но легко могут их полюбить выборочно при необходимости на два-три часа. А как же все-таки полюбить, если уж совсем не за что? Очень просто. В мультфильме про Поросенка Фунтика Вам все рассказали – у них могут быть хорошие дети, или усы.
Ответственность за попытку помешать законной съемке
Съемка в публичных местах допускается всегда и везде независимо от времени суток, или поры года. Ограничения допускаются лишь на уровне Федерального закона. Соответственно любые запреты, установленные на местном уровне подпадают под статью “самоуправство”.
Если попытки мешать вести съемку в общедоступном месте происходят с применением физ.силы, это подпадает под ст.330 Уголовного кодекса. Правоохранители, пытающиеся незаконно прервать съемку, несут ответственность в соответствии со ст.203 и ст.286 Уголовного кодекса за превышение служебных полномочий.
Нередко на человека с фотоаппаратом начинают давить с требованием удалить отснятый материал. Это подпадает под ст.1252 Гражданского кодекса и рассматривается как грубое нарушение авторских прав.
Попытка отобрать карту памяти или камеру рассматривается как ст.161 Уголовного кодекса — “грабеж”, т.е. попытка открыто завладеть чужим имуществом.
Наиболее “безобидная” с позиции закона попытка помешать съемке — закрыть кадр телом. Но и за это человек может понести административную ответственность по ст. “мелкое хулиганство”.
Что фотографировать
На улице встречается масса всего интересного. Не только люди и движущиеся машины могут вызывать интерес фотографа. В каждом квадратном метре есть то, что можно и хочется фотографировать.
- Снимайте обычные объекты в необычных ракурсах. Привычные здания, сооружения выглядят привлекательно и по-новому, когда вы передадите их через необычный ракурс. Современные фотоаппараты с откидными дисплеями позволяют достигать этого. Можно сделать фотографию на расстоянии 20 сантиметров от земли, вряд ли кто-то смотрел на привычный пейзаж под таким углом;
- Играйте светом и тенью. В одной фотографии передавайте яркие и темные тона. Если в вашей фотокамере сенсор достаточного размера, то фотографии будут выглядеть эффектно, так как будут хорошо проработаны детали. Если перепад яркости высок, то снимайте в формате RAW. При последующей обработке вы сможете достать из фотографии достаточно много деталей и тем самым достичь такого же эффекта;
- Фотографируйте отражения. На улице это могут быть отражения от корпуса автомобилей, стекол витрин, или даже луж. Отражения – это всегда красиво, если преподнести их со вкусом;
- Используйте рамки. Речь не о деревянных фоторамках, а об обрамлении кадра естественными границами. Ваша задача – ограничить кадр предметами, объектами естественного происхождения так, чтобы они создавали рамку. Такие фотографии тоже впечатляют;
- Ищите симметрию. Правильные формы, симметрия – рай для перфекционистов. Такие простые фотографии манят своим минимализмом;
- Применяйте серийный режим съемки, длинные фокусные расстояния. Фотографировать окружающих вас людей на улице – можно, разрешено по закону. Только не всем это может понравиться. Однако именно в действиях, эмоциях окружающих скрывается та красота, которую хочется передать на фотографии. С длинными фокусными расстояниями вы будете на каком-то отдалении от объекта, а с помощью серийной съемки не упустите интересный момент;
- Не забывайте о штативе и длинных выдержках. Даже в дневное время можно достичь непревзойденных результатов, передавая эффект движения с помощью длинных выдержек. Но для их использования вам не обойтись без штатива и все того же нейтрального фильтра;
- Попробуйте черно-белую фотографию. Увидеть мир в черно-белом цвете бывает полезно. Так вы будете думать по-другому, видеть по-другому, фотографировать по-иному. Фотография в черно-белых тонах – как отдельный жанр обширен и многогранен. Попробуйте, вам понравится;
- Не гонитесь за достопримечательностями. Жизнь проходит не в соборах и музеях, а на улицах обычных кварталов. Обыденные действия таят в себе больше магии, чем сфотографированная в миллионный раз Пизанская башня;
- Много интереса вызывают фотографии трудящихся. Бариста за работой, дворник, водитель трамвая, монтажник, спешащий на встречу дипломат, продавец мороженного – все это люди, эмоции. Не стесняйтесь спросить разрешения и сделать пару фотографий. Напечатайте и возьмите с собой визитки, давайте их тем, кто дал согласие на фото для дальнейшей связи и отправки фотографии.
В какой форме дается разрешение?
Съемка человека без его согласия запрещена с целью распространения изображений, если она не попадает под исключения. При этом нередко фотографу требуется сделать фото определенного гражданина. В этом случае придется брать у него согласие на этот процесс. Оно может быть представлено в устном или письменном виде.
Согласие представлено определенной сделкой, причем она является совершенной, если оба участника ведут себя таким образом, что прекрасно видно выражение их воли. Примером может быть ситуация, когда какой-либо человек дает интервью на камеру. В этом случае он в устном виде дает согласие на участие в съемке, поэтому не сможет создавать препятствия в дальнейшем для использования этого видео.
Запрещено фотографировать людей без их согласия для дальнейшего распространения фото, поэтому многие люди пользуются такой ситуацией. Они могут в устном виде разрешать делать свои фото, но потом составляют иск в суд, чтобы взыскать с фотографа неустойку или добиться других целей. Поэтому желательно такое согласие формировать в письменном виде, так как такой документ будет выступать в качестве средства защиты фотографа.
При составлении такого документа допускается включать в него разные условия, например, указывается, каким образом будут использоваться изображения, как они будут обнародованы, а также нередко даже устанавливается период времени, в течение которого можно пользоваться фото.
Что можно снимать на камеру по закону
Каждый гражданин России имеет право на сбор, получение, распространение и передачу информации, находящейся в общем доступе (ст.29 Конституции РФ).
Что касается съемки на территории, являющейся частной собственностью, или на объектах стратегического назначения (метро, воинские части, отдельные производственные цеха), то здесь проведение любых действий по фиксации информации дозволяется исключительно по письменному распоряжению собственника или органа государственной власти.
Закон защищает граждан и их право на частную жизнь. Следовательно, если в обозримом будущем материл используют в коммерческих целях, потребуется предварительное письменное согласие объекта съемки на публикацию (за исключением ситуаций, указанных в законе).
5 Общие рекомендации
Одна из самых распространенных ошибок новичков — неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.
Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.
В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то — да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива — они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность — это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.
Момент первый. Этический.
Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках. Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.
Моё мнение – нечто среднее.
Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении? Его и так уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами. А бояться, на мой взгляд, он может только одного — плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно).
Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей. Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.
Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо, не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии. Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.
Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации. Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться. Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют.
В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться», стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр, на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше).
Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе, где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме. Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:
— Любите ли вы Битлз? — Да – ответил президент. — А какая ваша любимая песня? — Yesterday – сказал Путин. — Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.
«После этого, мы были с ним на равных» — сказал нам на мастер-классе Платон.
Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только):
– в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.
Кому показывать свои фотографии
Всё то, что вы сотворили, конечно же, нужно кому-то показывать. И это вполне естественно и закономерно. Любой художник творит в первую очередь для людей, а не для себя, не для собственного удовольствия. Творчество любого художника становится бессмысленным, если о нем никто не знает. Но вот в этом-то и заключается своего рода парадокс! Как мы уже говорили сегодня выше в нашей статье, главное, чтобы продукт творчества художника (в нашем случае фотографа) нравился в первую очередь самому художнику. То есть нужно снимать так, чтобы наши фотографии нравились бы нам самим. И нравились бы честно, по-настоящему. Нравились бы так, как если бы это были чужие работы неизвестного нам гения фотографии. Но, спрашивается, зачем же тогда нам показывать плоды своего труда другим людям? Нам кажется, дело тут вот в чем. Произведение, созданное художником, ему уже не принадлежит. Да-да! Художник создал его, «родил» — и отпустил на свободу. Живи! Живи своей самостоятельной жизнью. Как взрослый ребенок! Но вместе с этим «ребенком» художника в самостоятельную жизнь отправляется и частица того мира, в котором живет сам художник. И этот маленький кусочек мира сам превращается в цельный и гармоничный микромир. И если об этом ребенке, этом микромире, никто кроме автора не узнает – это сродни тому, что художник родил мертвого ребенка. Грустно, но это так. Увы.
Вывод. Если вы хотите, чтобы ваши фотографии только хвалили – показывайте их только своей любимой жене или горячо любящим вас родителям. Ну, а если серьезно – найдите для себя такого человека, который бы стал вашим критиком. Который не стеснялся бы сказать вам прямо в лицо все то, что он думает про ваши работы. Было бы очень хорошо, если бы этот человек разбирался в фотоискусстве, или хотя бы на элементарном уровне мог отличить хорошую фотографию от скучной и плохой
И самое важное, чтобы его рецензия на ваши работы не заключалась бы в одном слове: «Плохо» или «Хорошо»
Важно, чтобы он смог сделать грамотный разбор ваших снимков, чтобы он смог обратить ваше внимание на ваши плюсы, те или иные достоинство ваших работ и смело указал бы на конкретные недостатки. Один известный фотограф, предоставляя на суд публики свои снимки, всегда говорит: «Ругайте меня громче». И действительно, самый худший отзыв для любого художника звучит примерно так: «Вау! Как это классно!»
Это значит, что зритель ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Ну, скажите, как же вы сможете избавиться от минусов и недостатков в своих работах, если на эти минусы и недостатки вам никто не укажет? Сами-то вы, когда создавали ту или иную работу, этих недостатков не увидели! А если бы увидели – ни за что бы не допустили! Вот строгий критик вам на них и укажет. А вы примите их к сведению. И примите с благодарностью, а уж никак не с обидой
И действительно, самый худший отзыв для любого художника звучит примерно так: «Вау! Как это классно!». Это значит, что зритель ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Ну, скажите, как же вы сможете избавиться от минусов и недостатков в своих работах, если на эти минусы и недостатки вам никто не укажет? Сами-то вы, когда создавали ту или иную работу, этих недостатков не увидели! А если бы увидели – ни за что бы не допустили! Вот строгий критик вам на них и укажет. А вы примите их к сведению. И примите с благодарностью, а уж никак не с обидой.
Одежда для уличных фотосъёмок
Конечно, хочется получить профессиональные фотографии в разных нарядах. Фотосессия в СПб на улице может пройти неудачно благодаря противному дождику.
В студии с нарядами и внешним видом проще — нет ветра, осадков, повышенной влажности. Зато для фотосъёмок на улице можно подобрать различные комплекты:
1. Романтическое вечернее платье для кадров на крыше дома или на перроне вокзала. 2. Свежий весенний образ для парковых зон. 3. Спортивный стиль для кадров с достопримечательностями и памятками архитектуры города. 4. Брендовые вещи для фотографий в стиле дефиле.
Два-три наряда будет достаточно. Помните, что ещё нужно придумать, где на улице можно быстро переодеться. Одежду лучше подобрать с минимальным количеством мелких застёжек. Идеально – молния или скрытые кнопки.
Ответственность за съемку без разрешения
Если фотографирование осуществляется в общественных местах, никакой ответственности не устанавливается. Это объясняется тем, что закон защищает только частную жизнь граждан, а материалы, полученные в зонах свободного доступа, включая банк, магазин и т.д., никоим образом не относятся к данной категории.
Если фото или видеоматериал каким-либо образом порочит, унижает или оскорбляет человека, он вправе обратиться к правоохранителям с требованием изъять изображение (видео) из общего доступа.
Если же незаконная съемка осуществляется в отношении конкретного лица с целью дальнейшей наживы или опорачивания, тогда пользователь может охранять свои интересы и открыть уголовное дело. Для этого потребуется написать заявление в полицию с требованием к привлечению к ответственности по ст.138 УК РФ. Несанкционированная съемка влечет за собой денежный штраф и компенсация морального вреда.
Случаи, когда ответственность не наступает
В 2006 году в ФЗ-230 была внедрена ст.152.1 «Охрана изображения человека». Согласно обозначенному нормативу запрещено личное или коммерческое использование фото и видеоматериалов без письменного согласия граждан. Правонарушение данного типа влечет за собой кару. Однако, в ряде ситуация ответственность не устанавливается:
- материал создан в интересах государства;
- является непосредственной частью новостной публикации СМИ;
- гражданин попал в кадр случайным образом, и он не выступает в качестве основного объекта съемки;
- фото сделано на личный телефон, и не планируется к публикации;
- фотографии (видеозаписи) подготовлены в общественном месте;
- материал получен на массовых публичных мероприятиях (концерты, митинги, забастовки);
- материал касается должностных лиц и полицейских.
Приоритет выдержки
В пасмурные дни или в более темное время суток, как ранним утром или вечером, я ставлю свою камеру в режим Приоритет диафрагмы со значением 1/250 (иногда 1/160 или 1/125 ночью). Это гарантирует, что движение будет заморожено, в отличие от съемки в режиме приоритета диафрагмы, когда камера опускается ниже этого порога, чтобы обеспечить достаточный свет
Трудно всегда обращать на это внимание. Затем я устанавливаю ISO соответственно с 1600 до 6400 в зависимости от того, насколько темно на улице
Причина в том, чтобы сделать диафрагму как можно меньше, хотя ночью часто приходится снимать с широко открытой диафрагмой.
Причина, по которой я не снимаю в режиме Приоритет выдержки в солнечные дни, состоит в том, что при 1/250 или даже 1/500 и ISO 800 в камеру попадает столько света, что диафрагма должна быть f/32 или f/64. Мои объективы не могут закрыть диафрагму более чем до f/16, поэтому это создает проблему и заставляет меня менять настройки, когда я иду с солнечного света в тень.
Пару слов о «философии»
Нам думается, что это достаточно важно. Почему? Минуту терпения
Дело тут вот в чем. Давайте, для примера, представим себе вот такую ситуацию. Ну, допустим, ваша одноклассница, с которой вы все школьные годы просидели за одной партой, умеет прекрасно рисовать. Ну вот дал Бог ей такой дар – рисовать. Она этому нигде и никогда не училась. Как-то само собой у нее всё получается. И вместо доказательств теорем по геометрии в тетрадке у нее – одни цветочки да кукольные личики, мастерски нарисованные шариковой ручкой. И вы тоже хотите так научиться рисовать. Только не куколок и цветочки, естественно, а самолеты, танки и пулеметы и прочие мальчишечьи ценности. Но понимает, что не можете. Что не дано это вам. Пусть даже вы и будете ходить в изостудию – не получится. Но зато вы умеете прекрасно играть на гитаре! Больше того: вы почти не умеете читать ноты, но великолепно подбираете аккорды на слух! И ваша соседка по парте завидует этому вашему таланту. И очень хочет, чтобы вы научили ее играть на гитаре! И, представьте себе, вы ведь действительно можете ее чему-то в этом деле научить. И не только ее, а еще и многих других своих друзей! Но вот, увы, подбирать аккомпанемент на слух так, как это умеете мастерски делать вы, вы все равно никого не научите. Потому что у них нет к этому способностей. Точно так же, как и у вас самих нет способности к рисованию.
Точно так же всё и в фотографии. Но в отличие от других видов творчества в фотографии это проявляется не так ярко и не сразу бросается в глаза. Тем более, в наше время, когда почти у каждого из нас есть фотоаппарат хотя бы в телефоне, и каждый мнит себя специалистом в области фотографии. Фотографировать сегодня стало очень легко. Даже появилось слово, в эпоху пленочной фотографии совершенно незнакомое: фоткать. Но вот сделать хороший снимок по-прежнему совсем непросто и удается это далеко не каждому. И определить, хороший снимок или плохой – тоже непросто. Плюс ко всему, иногда бывает и так, что человек, совершенно не имеющий способностей к фотографии, вдруг ни с того ни с сего делает просто замечательный снимок. Но, увы, происходит это, чаще всего, совершенно случайно. Но ведь нам, как специалистам, хочется не ждать подобных случайностей, а контролировать этот процесс, в некотором роде даже подчинить его себе!
Это мы все к тому говорим, что если вдруг в какой-то момент вы неожиданно поймете, что к фотографии у вас нет ну совершенно никаких способностей — ни в коем случае не стоит расстраиваться! Ведь вы же уже не школьник, и уже не расстраиваетесь из-за того, что ваша первая школьная любовь умела рисовать куколок и цветочки, а вы этому так и не научились! Главное — уметь быть честным с самим собой. Ну, а выбор между «фотографировать плохо» и «не фотографировать совсем» — только за вами.
И еще одно «философское» соображение
Оно, на наш взгляд, тоже довольно важное. Вот оно, это соображение
Никогда не нужно думать о будущей славе. Пусть даже самой-самой маленькой. В принципе, тщеславны практически все люди. Тщеславны в большей или меньшей степени. Стремление к самореализации толкает любого из нас добиться известности тем или иным способом: на специализированных фотографических сайтах, на фотофорумах в интернете, в каких-то других сообществах коллег по увлечению. А для того, чтобы проявить себя в этом деле, нужно совершить что-то, чтобы это что-то было оценено достаточно большой аудиторией зрителей. И вот тут-то начинающий фотограф чаще всего и попадает в зависимость от этих людей! Он начинает делать всё так, чтобы его работы этим людям понравились. Пусть даже самому эти работы и не нравятся. Вам наш совет: снимайте так, как это нравится вам самим! К советам других – да, прислушиваться нужно. Но идти на поводу у огромного количества зрителей нельзя ни в коем случае! Делайте то, что хочется вам и только вам. Снимайте так, как вам это интересно, как вам нравится. Великий российский кинорежиссер Андрей Тарковский говорил: «Не хочу быть официантом в своем творчестве. Не хочу исполнять прихоть заказчиков: Подайте мороженое! Подайте пирожное! Хочу делать такое кино, какое хочется именно мне».
3 Научитесь внимательно слушать
Люди не любят слушать. Они любят рассказывать о себе! Им не интересно про Вас. Им интересно про себя. Каждый человек в большей степени заинтересован в том, чтобы рассказать о себе. Иногда его даже не остановить. И ничто так не интересно ему, как его собственная жизнь. А хороший друг — это как раз тот человек, который слушает. Если вы создадите условия, в которых человек сможет вам с удовольствием о себе рассказать, вы тем самым расположите его к себе. Это даст модели ощущение уюта, а вам — возможность поймать какие-то настоящие искренние моменты. Когда, к примеру, Анри Матисс писал портреты, то он тратил на них до 80 сеансов (нам, фотографам, в этом смысле значительно проще). Он постоянно находился в диалоге с моделью. При этом почти полностью погружался в картину, находясь в странном подвешенном состоянии между портретом и моделью. И это состояние было очень тонким. Стоило модели спросить его: «Который час?», заставить его задуматься и отвлечься от циркулирующего эмоционального потока к чему-то внешнему, Матисс заканчивал сеанс, поскольку не мог дальше рисовать. Этот момент тоже нужно иметь в виду.
Виктор Мизиано, куратор
Психологический портрет
Фото Алексей Никишин
Свое отражение в зеркале
Современная мода на селфи привела к тому, что люди все чаще стали фотографировать собственное отражение в зеркале. На самом деле это еще одна грубейшая ошибка, которая может грозить непредсказуемыми последствиями. Не секрет ведь, что зеркало с незапамятных времен считалось порталом в потусторонний мир. Это значит что в момент снимка, особенно если он производится с фотовспышкой, стирается грань между нашим миром и миром мертвых. А растревожив мир мертвых, вы рискуете получить в ответ ночные кошмары, проблемы со здоровьем и прочие неприятности, которые могут негативно отразиться на вашей судьбе.
Добавьте к этому тот факт, что зеркало обладает способностью накапливать негативную энергию. Особенно это касается старинных зеркал, которые «пережили» не одну войну, и перед которыми могли совершаться самые разные злодеяния. Фотографируясь в отражении таких зеркал можно спроецировать накопленный негатив на себя и серьезно пострадать от этого.
В школе
Образовательные учреждения, в частности школа, попадают в категорию общественных мест, и проводить фото и видеосъемку тут не запрещено. Забрать камеру нельзя, так как данное действие может расцениваться сотрудниками полиции как грабеж.
Однако следует учитывать требования ст.152.1 ГК РФ. Данный норматив гласит, что если в кадре находятся граждане, публикация и распространение фото и видеоматериала без получения разрешения не допускается. Здесь будут некоторые особенности. Дать разрешение на распространение материала могут дети старше 14 лет, для более младших школьников потребуется согласование вопроса с родителями (опекунами).
Важные замечания
Помимо прочего, нельзя не сказать про некоторые детали, которые выбиваются из описания выбора ракурса или фона. Прежде всего, это обработка полученной фотографии. Стоит помнить, что нужно аккуратно кадрировать его, подбирать максимально естественный цветовой баланс и сохранить натуральный цвет кожи модели.
Рекомендую ещё фокусироваться на глазах модели и располагать их в верхней трети кадра, чтобы максимально выделить характер человека, ведь, чаще всего, мы для этого смотрим в глаза.
Работая с моделью также следует помнить несколько важных советов, чтобы не смутить человека. Фотосессия в таких условиях будет мукой для обоих участников процесса, а на выходе получится неприятный результат.
- Первый совет: не заставляйте направлять взгляд в кадр. Делать это можно лишь в очень редких исключениях при особой необходимости.
- Второй совет: постоянная улыбка модели не всегда самый лучший вариант. Порой задумчивое, печальное, обиженное или хитрое лицо может выглядеть более красиво, чем улыбка.
Не упускайте этого и получите шедевральный снимок.
Если есть возможность, старайтесь фотографировать в формате RAW, что поможет вам качественнее отредактировать ваш снимок после съемки.
Напоследок хочу поделиться несколькими хорошими видео курсами:
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (если у вас НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (если у вас КЭНОН) – Именно с этого курса я рекомендую начинать становиться фотографом. В нем собраны все азы, для правильного понимания самой сути фотографирования
Все показывается на практических примерах, что немаловажно!
Photoshop для фотографа 3.0. VIP – Здесь уже идет сама обработка фотографий
С какой стороны лучше подходить к редактированию, как это правильно делать, чтобы, например, кожа не была «резиновой» и так далее. Много практических примеров, советов. Этот видео курс предназначен специально для фотографов!
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фототехники CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фототехники NIKON.
Photoshop для фотографа 3.0. VIP
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Момент третий. Психологический
Тут мы подошли к самой массовой проблеме. Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.
Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи. Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз.
Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая, как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись. И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.
Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать. На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия.
Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность!
Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов. Просто надо строго их придерживаться!
Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать, самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!
Где можно снимать – закон о видеосъемке в общественных местах, общие сведения
Существует несколько нормативных документов, говорящих о видео и фотосъемке в общественных местах. Один из них – статья 29 Конституции РФ, которая дает право каждому человеку свободно собирать, производить, владеть и распространять информацию общего доступа. Еще один норматив, позволяющий снимать в общественных зонах – Закон о защите прав потребителей, также подтверждающий право на беспрепятственное получение информации.
Основной нормативный документ, затрагивающим законность фото и видеосъемки, это Федеральный закон №149 «Об информации». Он регламентирует основные понятия, устанавливает правила съемки и ограничения, применяемые при съемочном процессе в общественном месте. Сразу стоит указать, что по закону фотографировать и снимать на видео можно практически все. Однако если речь заходит о дальнейшем коммерческом использовании собранного материала, проявляются различные ограничения и запреты.
Что будет за видео и фотосъемку людей без их разрешения
Съемка в общественных местах разрешена. Но она неизбежно связана с попаданием в кадр дополнительных участников действия в виде случайных прохожих. Гражданский кодекс (статья 152,1) охраняет право людей быть не запечатленными на изображениях. Тем не менее, ГК не вносит запретов на съемку. Данная статья требует от автора изображения лишь ограничений на распространение материалов. Т.е. можно обнародовать фотографии только с согласия участников съемки.
Для того, чтобы человек мог требовать ограничений на распространение фотографий с его участием, придется доказать, что именно он является центральной фигурой композиции.
Например: если центральная фигура фото — памятник, то не нужно просить согласия туристов, попавших в кадр, на публикацию фото. Если человек расположен на изображении в фокусе и в портретном режиме — он является центральной фигурой и его разрешение требуется.
Видеосъемка несовершеннолетних без согласия родителей: закон
Осуществление съемки несовершеннолетних производится по тем же принципам, что и запечатление обычных граждан. Фотографировать и снимать ребенка на видео можно (если несовершеннолетний не является основным объектом съемки), но часто фотографы сталкиваются с недопониманием со стороны родителей (вплоть до физических воздействий).
Если фото и видео материал в последующем будет использован для коммерческой цели или обнародован, потребуется получить письменное разрешение на публикацию снимка (видео). В случае с детьми до 14 лет, разрешение выдается их законными представителями (родители, опекуны детей).