Пошаговый метод достижения идеальной глубины резкости
Шаг 1. Установите камеру в режим приоритета диафрагмы или ручной режим.Большинство камер предлагают только три режима, в которых вы можете легко управлять диафрагмой и, следовательно, глубиной резкости: режим приоритета диафрагмы и ручной режим и режим P с выбором автоматически определенной камерой экспопары.
Итак, первым делом нужно переключить диск режима камеры в один из этих режимов.
Если вы новичок, режим приоритета диафрагмы, вероятно, лучший вариант — он позволит вам ввести диафрагму, в то время как ваша камера определяет лучшую выдержку для хорошей экспозиции. Если вы более продвинуты, ручной режим позволит вы выбираете диафрагму и выдержку независимо для большего творческого контроля.
Шаг 2. Определите, хотите ли вы большую или малую глубину резкости.Внимательно наблюдайте за композицией. Спросите себя: хочу ли я размыть фон? Или я хочу, чтобы весь кадр был резким?
В общем, если фон отвлекает внимание от главного в кадре, лучше использовать небольшую глубину резкости. Но если фон добавляет что-то к сцене — например, он содержит красивые облака, потрясающий горный хребет или вносит ценный контекст — тогда используйте большую глубину резкости
Если вы стремитесь к малой глубине резкости, вам, как правило, не нужно точно рассчитывать глубину резкости. С другой стороны, если вы хотите, чтобы весь снимок оставался резким, вы можете рассчитать гиперфокальное расстояние, чтобы определить подходящую точку фокусировки.
Шаг 3. Отрегулируйте диафрагму, расстояние до объекта и фокусное расстояниеТеперь, когда вы знаете, какой эффект глубины резкости вам нужен, пора внести соответствующие изменения в вашу композицию и настройки камеры.
Если вашей целью является эффект малой глубины резкости, установите объектив на максимально широкую диафрагму. Затем подойдите к объекту как можно ближе и сделайте снимок.
Если ваша цель — добиться эффекта большой глубины резкости, используйте широкоугольный объектив (если возможно) и отойдите как можно дальше от объекта, не жертвуя композицией. Затем установите узкую диафрагму — часто идеально подходит f/8-f/11 или больше, хотя, если вы не уверены, что лучше — сфокусироваться на трети расстояния в сцене и сделайте снимок.
При использовании беззеркальных фотоаппаратов: когда вы смотрите в видоискатель камеры, вы обычно видите предварительный просмотр изображения с самой широкой диафрагмой вашего объектива. Но многие камеры предлагают кнопку предварительного просмотра глубины резкости; нажмите ее, и вы сможете предварительно просмотреть фактическую глубину резкости в реальном времени, прежде чем нажимать кнопку спуска затвора.
Шаг 4. Убедитесь, что у вас правильная глубина резкости.После того, как вы сделали снимок, особенно когда вы только начинаете, я настоятельно рекомендую вам визироваться по ЖК-дисплею вашей камеры, чтобы убедиться, что вы правильно всё настроили.
Взгляните на изображение в режиме воспроизведения. Если ваша цель — сохранить резкость всего кадра, увеличьте фотографию, чтобы проверить ближайший объект переднего плана и самый удаленный фоновый объект, просто чтобы убедиться, что все выглядит хорошо.
Если вы заметили ошибку, вы всегда можете переснять всё, например, до того, как изменятся условия естественного освежения.
Кружок нерезкости
Поскольку не бывает четко заданной границы, чтобы можно было определить предельное размытие точки, используют более точный термин «кружок нерезкости».
Когда кружок нерезкости может быть различим глазом? Допустимой нормой четкого кружка нерезкости считается такой, который будет незаметен при увеличении размеров для печати на стандартном листе 20х25 см, когда смотришь на него со стандартного расстояния около 30 см.
При таких условиях производителями камер установлено, что кружок нерезкости будет неразличимым, если его диаметр (после увеличения) будет не более 0,025 мм. Этот стандарт они используют при маркировке глубины резкости (на примере f/22 для объектива 50мм). На самом деле человек с идеальным зрением способен различить третью часть этого размера. Поэтому, чтобы создать приемлемую четкость, кружок нерезкости должен быть еще меньше.
Для разных комбинаций печатного размера и расстояния кружки нерезкости будут различными.
Резкость в фотографии
Из законов оптики известно, что любая оптическая конструкция, состоящая из одной или нескольких линз, не в состоянии одинаково резко отображать все предметы, которые находятся от наблюдателя на разном расстоянии. Существует такое понятие, как точка фокусировки. Объектив фотоаппарата наводится на конкретный объект, при этом все объекты, расположенные на одинаковом расстоянии (глубине) от фотографа получатся одинаково резкими. Чем дальше или ближе объект расположен от точки фокусировки, тем более размытыми (менее резкими) будут его контуры.
Глаз человека может воспринимать размытость контуров изображения неоднозначно, поэтому предметы находящиеся близко от точки фокуса будут восприниматься так же резко, как предмет находящийся точно в точке фокусировки. В оптике нет чёткого перехода от резкого изображения к нерезкому, а изменения чёткости изображения могут быть настолько малы, что глаз, до определённого предела, их не замечает. Из этого можно сделать вывод, что глубина резкости – понятие субъективное и условное. Речь может идти о точной фокусировке на объект, обладающий бесконечно малой толщиной.
Что такое Глубина Резкости?
Понять что такое глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) проще на примере.
Ниже вы видите две похожие фотографии с разной глубиной резкости
Резкость объектива (фокусировка) была настроена на фигуру попавшую в рамку фокусировки — назовём эту фигуру главным объектом съёмки. На первой фотографии все объекты фотосъёмки оказались достаточно резкими. На второй фотографии главный объект оказался самым резким, а вот остальные объекты оказались размытыми (расфокусированными). При этом, вы легко заметите:чем дальше предмет находится от главного объекта съёмки (независимо в какую сторону, но по линии визирования от объектива к фону), тем больше его нерезкость.Даже очертания шахматной доски на второй фотографии практически исчезла из-за сильного размытия.
И хотя не существует чёткой границы перехода резкого в нерезкое и наоборот, длина зоны резкости (точнее глубина от плоскости фотографии внутрь кадра) бывает очень разной — от нескольких миллиметров до километров уходящих за горизонт.
И самое интересное заключается в том, что фотограф может и должен сознательно управлять размером Глубины Резко Изображаемого Пространства,
сокращённо — ГРИП, а по простому Глубиной Резкости. Подчёркиваю: сознательно и намеренно!
Зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости?
Профессиональные фотографы очень часто, если не сказать всегда, используют довольно маленькую глубину резкости, размывая отдалённые объекты так, чтобы они не отвлекали внимание зрителя от главного объекта фотосъёмки
Однако, в технической фотографии или пейзаже, наоборот, часто нужно чтобы всё было резким. Так, например, в предметной фотосъёмке для каталогов товаров фотограф обычно максимально увеличивает глубину резкости
Заметьте, что всё это происходит во время фото-съёмки, а не с помощью компьютера и фотошопа несмотря на то, что при достаточном профессионализме, всё же можно сымитировать размытие фона и в фотошопе. Однако, это довольно нудное занятие и не всегда результат выглядит естественно. А вот размытые (нерезкие) объекты на фотографии фотошоп никогда не сможет сделать достаточно резкими без сильного ухудшения снимка!
Так что перед каждым нажатием кнопки спуска затвора вам как фотографу, даже начинающему, следует подумать: «С какой глубиной резкости я хочу сфотографировать это?»
Разная резкость объектов, находящихся на разном расстоянии от главного объекта фотосъёмки, в направлении от фотографа вглубь кадра
называется глубиной резкости изображаемого пространства–ГРИПФотограф должен уметь осознанно управлять ГРИП во время фотосъёмки!
Как фотограф может повлиять на глубину резкости?
В некоторых фотоаппаратах есть полуавтоматический или автоматический режим фотосъёмки с учётом глубины резкости (например у Canon это режим A-DEP). Честно говоря, я так и не понял точной логики работы этого режима.
Заметил только, что в этом режиме контролировать фокусировку на конкретный объект съёмки, как рассказано в довольно сложно — камера автоматически включает все точки фокусировки и сама решает какая Глубина Резкости должна быть :о( В результате у меня получалась максимальная глубина резкости и об осознанном управлении ГРИП можно было забыть. Логичнее оказалось забыть о режиме A-DEP — один раз и навсегда :о)
Хочу вас обрадовать — если вы уже поняли что такое Глубина Резкости и зачем нужно ею управлять, вам остаётся совсем немного: чтобы настраивать глубину резкости во время фотосъёмки и по своему желанию, нужно всего-навсего понять от чего она зависит.
От чего зависит глубина резкости
Протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые «влиятельные» — фокусное расстояние и диафрагма объектива.
Фокусное расстояние объёктива (ФР) не самый важный параметр, влияющий на глубину резкости. Однако, изучение ГРИП рекомендую начать именно с него, поскольку само понятие диафрагмы (относительного отверстия объектива) напрямую связано с его фокусным расстоянием.
Гиперфокальное расстояние
Часто можно услышать термин бесконечная глубина, то есть область в фокусе до горизонта. Гиперфокальное расстояние – ориентируемая для нас точка, за которой резкость снижается к горизонту. Значения рассчитываются по таблицам для фотографа глубины резкости. При этом в таблицу заносятся данные тех факторов, от которых зависит ГРИП.
Если вы заинтересовались глубиной резкости, то не оставит вас равнодушным, один из лучших видео курсов рунета «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА». Чем хорош данный курс? Он очень простой в понимании, особенно новичкам. Все показывается на примерах, с детальным объяснением настроек. Качественный и грамотный видеокурс.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для фанатов фотокамеры CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для фанатов фотокамеры NIKON.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
Управление глубиной резкости
Хотя печатный размер и дистанция просмотра являются важными факторами, которые влияют на то, каким большим кружок нерезкости кажется нашим глазам, основными факторами, которые определяют, насколько велик кружок нерезкости будет на сенсоре вашей камеры, являются раскрытие диафрагмы и дистанция фокусировки. Большая диафрагма (меньшее число f-ступени) и меньшие дистанции фокусировки создадут меньшую глубину резкости. Следующий тест ГРИП был произведен при идентичной дистанции фокусировки с объективом 200 мм (320 мм поля зрения на 35 мм камере), при различных диафрагмах:
f/8.0 | f/5.6 | f/2.8 |
Глубина резкости в художественной фотосъёмке
Управление фокусировкой и глубиной резкости предоставляет фотографу большие возможности для получения уникальных художественных фотографий. С помощью небольшой ГРИП можно заметно выделить доминанту съёмки, полностью абстрагировавшись от второстепенных и незначительных деталей. Для этого нужно использовать малые диафрагменные числа, полностью открывая объектив. В этом случае расстояние между двумя точками будет маленьким, и всё лишнее окажется нерезким и почти незаметным. Работа с полностью отрытым объективом может вносить в снимок оптические аберрации, которые будут видны на фотографии, особенно по краям кадра. Чтобы избавиться от них достаточно немного увеличить диафрагменное значение. Основная сложность при съёмке с полностью открытым объективом — фокусировка. Система автоматики может ошибаться, поэтому её нужно контролировать и при интересном сюжете делать несколько дублей
Небольшая ГРИП хорошо размывает фон, но при этом все равно важно, чтобы лишних предметов было как можно меньше
Большая глубина резкости обычно используется при пейзажной и архитектурной фотосъёмке. Красивые снимки получаются в старых городских кварталах, где улицы застроены уникальными зданиями. Хорошая фотография показывает протяжённую перспективу, где резкими являются как близко расположенные объекты, так и достаточно удалённые. Для получения большой глубины резкости фотографы диафрагмируют объектив до максимальных значений. Этого делать не рекомендуется. При очень маленьком отверстии объектива становится заметным такой эффект как дифракция световых волн. В этом случае все предметы на фотографии получатся слегка размытыми. Поэтому максимальные диафрагменные числа для пейзажной съёмки не используются. Оптимальными величинами для получения фотографий с хорошей ГРИП являются f/8-f/11. При макросъёмке, для получения чёткого изображения используется сильное диафрагмирование объектива, при этом глубина резкости будет небольшой из-за очень маленькой дистанции до фотографируемого предмета. Нужно следить за фокусировкой, так как даже небольшое смещение фотоаппарата нарушит четкость, фотография будет испорчена.
Глубина резкости (ГРИП)
ГРИП — глубина резко изображаемого пространства (глубина резкости). Если вы фотографируете какой-либо объект и навели на него резкость, то насколько будет резким и как далеко будет распространено резкое пространство за этим объектом, в первую очередь зависит от диафрагмы. Все что не попадает в поле резко изображаемого пространства становиться размытым, и размытие это называется — боке.
Шкала популярных применений для различных диафрагм:
- f/1.4: хорошо подходит для съемки в условиях низкой освещенности, но, при таком значении очень маленькая ГРИП, поэтому лучше применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса.
- f/2: Использование похоже на f/1.4, отличается от предыдущего стоимостью объектива.
- f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Чаще всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.
- f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.
- f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.
- f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.
- f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов.
- f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.
- f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.
Глубину резкости можно высчитать с помощью формул, но они необходимы только для проффесиональной съемки, для любительской чаще ориентируются на собственный опыт видения фотографии.
Кроме диафрагмы на глубину резкости влияет также и фокусное расстояние объектива — чем больше фокусное расстояние установленного объектива, тем сильнее будет размыт фон. То есть, телеобъектив сильнее размоет фон, по сравнению с широкоугольным объективом.
Более подробная информация о глубине резко изображаемого пространства.
Кнопка предпросмотра — для чего она нужна
Конечно, подбирать настройки, которые помогут реализовать замысел на интуитивном уровне, — это дело практики. А начинающему фотографу увидеть, каким будет изображение, позволит специальная кнопка глубины резкости. Располагается она, как правило, на лицевой стороне фотоаппарата, рядом с кнопкой отсоединения объектива. Конечно, когда мы не задумываемся о наличии драгоценных кадров на пленке, можно снимать сколь угодно большое количество изображений, а затем выбирать лучшие. Однако куда проще иметь возможность сразу увидеть именно то, что вы получите после нажатия на спуск и вовремя подкорректировать настройки. Тогда не придется тратить время на сопоставление идентичных снимков с целью выбрать самый лучший.
Художественное применение глубины резкости
Прикрывать диафрагму нужно всегда при съемке многоплановой композиции. Но мы рассмотрим, в каких конкретно жанрах это проявляется:
Съемка пейзажей
Когда мы фотографируем природу, то желаем, чтобы все детали были четко прорисованы, то есть все планы. Поэтому профессионалы делают диафрагму более закрытой, то есть выставляют большие значения диафрагмы: от 8 до 16.
Съемка предметов
Если вы снимаете для каталогов, то обязательное требование – попадание предмета съемки в резкость целиком.
Если же вы фотографируете для себя и с творческим замыслом, то ГРИП выставляется на ваше усмотрение.
Макросъемка
Проводится на малых дистанциях, поэтому чтобы цветок, насекомое или капля воды на листе были в фокусе, диафрагма должна иметь малое отверстие.
От чего зависит глубина резкости
Интервал, в пределах которого все объекты кажутся одинаково чёткими, с выраженными контурами, в фотографии называется глубиной резко изображаемого пространства. Этот параметр определяется следующими факторами:
- дистанцией до фотографируемого предмета;
- фокусным расстоянием объектива;
- значением диафрагмы объектива.
Фотографы знают, что чем ближе снимаемый объект, тем меньше глубина резкого пространства. Если объект снимать с одной и той же диафрагмой, но на разных дистанциях, разница будет очень заметной. Удалённый пейзаж будет иметь большую глубину, чем группа близко расположенных предметов. Эффект ограниченного интервала резкости хорошо заметен при макросъёмке. В этом случае предмет фотографируется с очень близкого расстояния, при этом глубина резкости оказывается минимальной. Она может быть всего несколько миллиметров, поэтому объекты, смещённые от точки фокусировки даже на такое расстояние, получатся сильно размытыми. В фотографии рассматривается ближняя граница зоны пространства, и дальняя граница. Расстояние между этими точками называется зоной резкости. Считается, что все предметы расположенные внутри этих границ изображаются одинаково чётко. От оптических параметров объектива и условий, при которых осуществляется съёмка, меняется интервал между этими границами.
Фокусное расстояние оптики, оказывает большое значение на глубину резкости. Если снимать человека с дистанции 4,5 метра объективом 28 мм, то зона резкого изображения будет находиться в интервале от 3 до 7,5 метров. Работа с объективом 50 мм сократит размеры зоны до полутора метров между расстояниями 4 и 5,5 метров. Длиннофокусный объектив 135 мм допускает ещё меньшую протяжённость резкого пространства. Это будет короткий отрезок между 4,3 и 4,7 метра.
Большое влияние на все характеристики изображения оказывает диафрагмирование объектива. Чаще всего этот инструмент является единственным, который может применить фотограф для изменения глубины резкости. Менять расстояние до объекта съёмки не всегда представляется возможным. Выбранная дистанция может быть связана с композицией кадра или творческим замыслом. В некоторых случаях фотограф не может приблизиться к объекту, из-за условий опасных для жизни. Использование «суперзума» не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому опытные фотографы стараются менять глубину резкости с помощью диафрагмирования объектива. Чтобы получить наглядное представление о том, как диафрагма позволяет менять глубину резкости нужно сделать несколько тестовых снимков.
В качестве объекта съёмки можно использовать, снятую под небольшим углом, протяжённую ограду так, чтобы она пересекала все поле кадра. Съёмка ведётся с одного расстояния и разными величинами диафрагмы. При необходимости, сильное диафрагмирование объектива (f/22, f/32), нужно компенсировать увеличением выдержки. На снимках хорошо заметно, что при маленьких значениях диафрагмы от f/2,0 до f/4,0 глубина резкости будет очень небольшой и чёткими будут только элементы в короткой зоне. При уменьшении (зажатии) отверстия диафрагмы объектива до f/8-f/11 пространственная глубина заметно возрастёт. При обычной фотосъёмке редко используются крайние положения диафрагменной шкалы. Если объектив открыт полностью, то на изображении будут очень заметны оптические искажения, определяемые кривизной оптических стёкол.
Что такое диафрагма
Самое просто определение, Диафрагма — это отверстие в объективе.
Некоторые объективы имеют фиксированные диафрагму, но большинство фото объективов имеют настраиваемые диафрагмы для управления количеством света, попадающего в объектив.
При нажатии кнопки спуска затвора фотокамеры открывается отверстие, позволяющее датчику изображения фотокамеры увидеть снимаемую сцену. Установленная диафрагма влияет на размер отверстия.
Чем больше отверстие, тем больше света, попадающего внутрь — тем меньше отверстие, тем меньше света.
Размер отверстия регулируется диафрагмой, изготовленной из перекрывающихся лопастей, которая может быть отрегулирована для изменения размера отверстия, через которое проходит свет.
Размер отверстия также оказывает дополнительное влияние на фотографию, так как диафрагма также изменяет угол, под которым свет проходит через объектив. Мы обсудим два «побочных эффекта» изменения размера отверстия после того, как мы закончим обсуждение взаимосвязи диафрагмы с экспозицией.
Диафрагма, входит в так называемый треугольник экспозиции. Два других значения входящих в треугольник, это выдержка (скорость затвора) и светочувствительность (ISO).
ГРИП – один из инструментов в руках умелого фотографа
Глубина резко изображаемого пространства – это такая зона съемки, при попадании в которую все объекты в кадре выглядят достаточно резкими и значимыми. Ее изменение позволяет фотографу выделить именно тот объект, который по его замыслу играет главную роль в кадре
А все, что, по его мнению, может отвлечь наше внимание от созерцания главного героя съемки, можно как бы «отсечь», сделать малопривлекательным
Мало кто знает, что впервые прием размытия фона был применен Леонардо да Винчи, а вслед за ним его использовали и другие художники эпохи Возрождения. Именно да Винчи впервые сформулировал и закон перспективы, который и сегодня не потерял своей актуальности. Он гласит, что одинаковые предметы чем ближе к нам находятся, тем крупнее выглядят, а параллельные линии непременно сходятся в дальней точке.
Это отчетливо можно проследить, рассмотрев снимок: цветы на переднем плане изображения выглядят впечатляюще большими, а вот здание несколько меркнет на заднем плане, хотя реальные размеры мы прекрасно можем себе представить. Однако в наше поле зрения попадают не отдельные предметы, а все пространство от цветов до здания, и все, что оказалось в кадре, выглядит достаточно четким. Картинка красивого парка перед домом передана достаточно реалистично. Именно это дает нам понимание глубины пространства.
Создавать нужный акцент и выделять именно те области, которые в первую очередь должны привлечь внимание зрителя, помогают глубина резкости и фокусировка на предмете съемки. Неправильная фокусировка может существенно испортить общее впечатление от снимка, но она влияет в основном на резкость
И это понятно, ведь, если внимание зрителя привлечет совершенно не то, что снимал фотограф, значит весь процесс съемки и вовсе сводится к нулю
Неправильная фокусировка может существенно испортить общее впечатление от снимка, но она влияет в основном на резкость
И это понятно, ведь, если внимание зрителя привлечет совершенно не то, что снимал фотограф, значит весь процесс съемки и вовсе сводится к нулю
Еще один пример большой и малой диафрагмы
Позвольте мне проиллюстрировать это двумя фотографиями цветов, сделанных в саду.
Первая картинка слева была сделана с диафрагмой f/22, а вторая — f/2.8. Разница очевидна.
На левом снимке, с диафрагмой f/22, и бутон и цветок в фокусе. Вы даже можете различить забор на заднем плане.
На снимке справа, с диафрагмой f/2.8, левый цветок в фокусе (или его части), но глубина резкости очень неглубока, фон выброшен из фокуса. Бутон справа от цветка также меньше в фокусе из-за того, что во время съемки, он находился немного дальше от камеры.
Лучший способ понять эту тему – взять камеру и поэкспериментировать.
Выходите на улицу и найдите место, где есть предметы, находящиеся рядом с вами, а также удалитесь. Сделайте серию снимков с различными настройками от самой маленькой настройки до самой большой.
Вы быстро увидите разницу в снимках, сделанных с различной диафрагмой.
Значение фокусного расстояния
Однако это не единственный фактор, оказывающий влияние на качество снимка. Изменение фокусного расстояния приводит к тому, что изменяется и глубина резкости. При маленьком фокусном расстоянии получаются полностью четкие снимки, а при большом, напротив, достигается эффект размытия фона.
Современные производители стремятся максимально упростить работу фотографа, оставив больше времени для творчества. Сегодня зеркальный фотоаппарат имеет уже установленную программу, которая самостоятельно определяет оптимальные параметры для съемки. Чаще всего базовые настройки установлены таким образом, что на снимке получится большая глубина резкости. А она более предпочтительна для съемки пейзажа, или когда фотограф хочет передать красоту всего кадра.
Однако эта функция не всегда может помочь в реализации любого замысла фотографа
Например, если цель – привлечь наше внимание к тому, что находится на переднем плане, рассмотреть детали, нужна малая глубина резкости. И тогда абсолютно идентичная картинка будет выглядеть уже совершенно по-другому
Такие настройки часто применяются при предметной или портретной съемке, когда все, что находится на заднем плане, не является актуальным и размывается, а передний план получается достаточно резким и четким.
Подсчет ГРИП
Для подсчета глубины резкости, нужно для начала определиться с максимальным допустимым кружком нерезкости. Он зависит от типа камеры (размер сенсора или пленки) и от комбинации печатного размера и дистанции просмотра.
Расчеты глубины резкости базово подразумевают, что для приемлемой чёткости размер кружка нерезкости не должен превышать 0.025 мм (мы обсудили это выше), но люди с идеальным зрением могут различать 1/3 этого размера
Если вы используете в качестве стандарта человеческого восприятия 0.025 мм, примете во внимание, что граница глубины резкости может оказаться недостаточно четкой. Приведенный здесь калькулятор ГРИП основан на данном стандарте
Итог
Регулировка глубины резкости во время съемки происходит в основном изменением значения диафрагмы и дистанцией до объекта съемки.
В пейзажной съемке используют максимальную глубину резкости, которую достигают фокусировкой на гиперфокальное расстояние, которое рассчитывают с помощью специальных таблиц или калькуляторов.
В портретной съемке ограничивают глубину резкости до такой, которая позволяет выделить необходимые элементы. Фокусироваться лучше всего на глаза. Исключением может быть документальная съемка, когда нужно показать человека в его среде, которая должна хорошо узнаваться (быть резкой).