Качество боке
Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.
Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями
Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане
К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.
Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.
Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.
У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.
Настройка фотоаппарата
От чего же зависит эффект боке в фотографии? Обычно фигурное боке создается специальными насадками на объектив, а для получения размытия заднего плана иногда достаточно правильно выставить значения на фотоаппарате.
Боке во многом зависит от глубины пространства, изображаемого на снимке, и степени резкости объектов (ГРИП). В свою очередь, упомянутый параметр определяется:
- Диафрагмой: чем больше диафрагма открыта, тем больше процент размытости в кадре.
- Фокусным расстоянием: большое фокусное расстояние дает более заметное боке. Если у вас объектив с зумом, то просто прокрутите его кольцо.
- Расстоянием до предмета: чем ближе вы подходите, тем вероятнее появится желаемый “туман”. Только учитывайте, что для каждого объектива есть максимально близкое расстояние, с которого аппарат еще может настроить фокус.
- Расстояние от предмета съемки, до заднего фона. Желательно, что бы объект съемки находился как минимум в 1 метре от фона. Это позволит, наиболее красиво размыть задний фон.
Привлекательным размытием могут похвастаться портретные и макро объективы. Первые сделаны специально для съемки людей и выделения их на остальном фоне, вторые – для акцента на мелких объектах и увеличения их масштаба (насекомых, цветов, механизмов и др.). В такой оптике априори есть возможность выставить максимально открытую диафрагму, что усилит впечатление от боке.
Как получить боке
В первую очередь, для получения боке необходим объектив с хорошей светосилой. Кольца проще всего получить на значениях диафрагмы f1.2, f1.4, f1.8, f2.0 и f2.8. Именно в этом диапазоне очень хорошо и легко размывается фон. Со значением f3.5 необходимо увеличивать фокусное расстояние, причем значительно.
Отсюда мы плавно переходим к фокусному расстоянию. Чем оно больше, тем легче размывается задний фон и мелкие предметы обретают округлую форму в зоне не резкости. Например, при диафрагме 1.8 получить боке можно даже на фокусном расстоянии 35 мм. А вот при диафрагме 3.5 такой номер не пройдет и придется подбирать фокусное расстояние, начиная от 100мм.
Ключевым моментом для получения размытия заднего плана, является пропорция расстояний от вас до объекта съемки и от него до фона. То есть, чем ближе к вам объект, и чем дальше от него задний фон, тем сильнее получается размытие
Это очень важно. Чем ближе к вам объект съемки и чем дальше от него фон, тем сильнее получается размытие в зоне не резкости
Это самый базовый и главный принцип получения боке. Попробуйте, не меняя настройки фотокамеры (кроме перефокусировки) передвинуть объект подальше от вас и ближе к фону. Увидите, как размытие мигом исчезнет.
На рисунок боке очень влияет количество лепестков диафрагмы и их форма. Чем больше лепестков, тем круглее получаются кольца в зоне не резкости. Например, объектив с шестью лепестками диафрагмы делает вместо колец многогранники. Такой эффект часто можно наблюдать в иностранных фильмах.
Именно поэтому в дорогих светосильных объективах всегда много лепестков диафрагмы, которые, дополнительно закруглены. Это дает более округлый и красивый узор боке. На дешевых объективах боке часто бывает в виде многогранников, пустых в середине колец и луковиц (когда много колец внутри колец).
объектив fujinon 23/1.4
Параметры съемки:
ФР=23мм., f=1.4 ед., 1/100 сек., ISO 640 ед.
камера: FujiFilm X-E1
Этот объектив достоин внимания! Его боке очень красиво и правильно. Именно правильно. Он не размывает блики от нашей гирлянды, огоньки такого же размера с четкой формой, он плавно обходится с мелкими линиями букв в центре нашего коллажа, нет ощущения ряби в кадре. И этот объектив просто создан для любителей репортажа, когда света нет, когда надо хорошо и красиво размыть фон без дребежжания деталей на нем, когда надо использовать малую ГРИП и иметь возможность вместить всю снимаемую сцену в кадр целиком (потому что квартиры тесные, потому что постоянно упираешься спиной в стену или стол, места постоянно не хватает). А потом раз! И бегом на улицу снимать пейзаж, открутив кольцо диафрагмы на значение 8 ед., и имея в руках полноценный резкий пейзажник.
Погодите делать выводы, смотрите дальше! Глаза все поймут, почувствуют. Возвращайтесь к этому кадру после просмотра следующих, и Вы с легкостью увидите не очевидную, еле заметную разницу
Но учитывайте, что диафрагма и фокусное расстояние для снимков в этом тесте будет меняться, на это надо обращать самое пристальное внимание в первую очередь.
Форма боке
Размер и форма кружочков варьируется в широких пределах, так как есть несколько факторов, которые могут повлиять на это:
- Кружок нерезкости – по своей сути и является световыми пятнами боке, фокусируемыми линзой;
- Диафрагма (количество лепестков и степень прикрытия). При диафрагмировании светового потока ему задается определенная форма, которая зависит от количества лепестков диафрагмы. Чем их больше, тем более округлую форму имеет боке, а при небольшом их количестве появляется боке многоугольной формы (рис. 3).
Рис. 3 – Диафрагмирование боке
Оптическая система объектива. В зависимости от производителя изменяются конструкции оптических систем, просветление оптики, технологии изготовления линз. Это позволяет уменьшать хроматические, сферические аберрации, повышать резкость, микроконтраст и прочие показатели с каждой новой моделью объектива. Подобные изменения часто затрагивают и рисунок объектива, изменяя тем самым боке, но значительных изменений может и не наблюдаться.
Насадки. Использование подобных аксессуаров, которые можно изготовить и в домашних условиях, позволяет изменять боке до самых разнообразных форм (рис. 4).
Рис. 4 – Формы боке | ||||
Боке в форме ромба |
Боке в форме квадрата |
Боке в форме звезды |
Боке в форме многоугольной звезды |
Боке в форме сердца |
Боке из подручных материалов
Любители и профессионалы, в общем люди, “съевшие собаку” на изучении фотоискусства, не всегда тратятся на дорогие аксессуары или современные технические вещи. Многие из них создают из подручных средств нечто невероятное. Так же дело обстоит с боке, которое мы вполне можем сделать в домашних условиях. Сомневаетесь? Тогда читайте дальше и попробуйте сами.
Итак, варианты необходимых материалов:
- Целлофановый пакет – средство для создания классической нечеткости по периметру картинки. В данной части изображение будет находиться в зоне малой видимости, что сможет скрыть все недостатки в этих местах. Вот вам и дополнительный плюс изучения возможностей боке! Для этого всего лишь нужно обмотать пакет вокруг объектива так, чтобы он чуть-чуть закрывал обзор. Закрепите целлофан можно маленькими кусочками скотча.
- Картон (или тонкий пластик): в его центре вырезается желаемая форма. Самодельный фильтр следует хорошо закрепить на объективе.
- Разного рода ткань, цветные платки и т.д. Их также можно использовать, разместив по краю объектива, аналогично как целлофан.
Таким образом, вам необязательно приобретать набор специальных фильтров на фотоаппарат, чтобы получить впечатляющий фоновый рисунок на снимке. Чтобы приноровиться делать его качественным, вам нужна практика, но при этом не стремитесь все и всех снимать с эффектом боке. Используйте этот прием целесообразно – только там, где он действительно украсит снимок, дополнит, а не испортит его.
Но когда я все фотографии скинул на компьютер, то разочаровался. Часть фотографий, где я фотографировал только один предмет или одного человека, относительно получились не плохо, и боке меня впечатлило. А все остальные, например, группы людей, здания и так далее, были не в резкости. Поэтому, будьте внимательны, когда устанавливайте минимальное значение диафрагмы.
Боке в фотографии – вещь субъективная. И учитывайте возможности вашего объектива, точнее его способность делать меньшую или большую ГРИП. Оцените, насколько красиво и приятно внешне смотрится боке на вашем фотоаппарате. По некоторым отзывам, даже форма лепестков диафрагмы конкретной модели объектива может влиять на особенности итогового боке.
Если вас действительно заинтересовал этот стиль фотографирования, и вы хотите более наглядно и детально изучить его, а также разобраться в своем фотоаппарате, познать все его возможности, то рекомендую вам видеокурс – « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Обалденный курс, лично меня он впечатлил своей простотой и грамотностью.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фотоаппарата зеркального CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фотоаппарата зеркального NIKON.
Спасибо за внимание, мой дорогой читатель! Надеюсь статью вы оценили по достоинству. Мне было приятно поделиться этой информацией с вами и сделать вас чуть ближе к званию профессионального фотографа
Следите за новостями на сайте, а лучше подписывайтесь и всегда будьте в курсе самого интересного и полезного в мире фотоиндустрии!
Что такое боке? Примеры эффекта боке на фото
Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой непонимания специальной терминологии. И очень часто натыкаются на агрессивное поведение более опытных собратьев, которые зачастую ленятся что-либо объяснять. И, например, на простой вопрос: что такое боке, не могут просто ответить, а начинают использовать сложные формулы и непонятные многим термины. Но ведь все когда-то с чего-то начинали. Сегодня мы поговорим о часто употребляемом, в речи фотографов всего мира, термине боке. Если отойти от точных научных определений, то самое простое для понимания, значение термина боке можно определить, как: художественное размытие фона на фотографии; изображение находящееся не в фокусе; эстетическое качество размытия. Происхождение термина идет из японского языка, где 暈け или ボケ(Боке или Bokeh) означает — «размывание» или «туман», возможный перевод «размытость» и «нечёткость».
Machel Spence из Сиэтла во всех своих работах использует такие объективы, что на мой взгляд боке получается просто изумительное. Хотя, качество боке — это всегда очень субъективно. Однако, очевидно, что мягкое боке выглядит приятнее, чем жесткое.
Рисунок боке — это именно то, что, зачастую, имеет важную роль при покупке объектива, но что естественно нигде не указывается. Есть люди, которые проводят сравнительные тестирования различных объективов, для того, чтобы другие фотографы пред покупкой смогли увидеть, что же на самом предлагает им тот или иной объектив, в плане боке
Особенно важно боке в портретной фотографии, где фотограф обычно стремится получить малую глубину резкости для достижения внимания не на фон, а на объект фотосъемки
Хотя это трудно оценить, но одни объективы дают более приятный фон вне зон фокусировки, чем другие
Хорошее боке особенно важно для портретных объективов, макро-объективов и иногда телеобъективов, потому что они обычно используют с маленькую глубину резкости. Глубина резкости изображаемого пространства часто обозначается словом — ГРИП
Посмотрите на картинку ниже, значение диафрагмы — играет решающую роль в том, получите вы размытый фон или нет. В любой зеркальной камере можно установить значение диафрагмы, если не знаете как это сделать — посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату. Установив к примеру значение на f/1,4 вы получите очень размытый фон, при четком предмете на переднем плане. Именно такое значение установить смогут не все, так как эта возможности зависит напрямую от вашего объектива. Просто выберите минимальное значение из доступных для вашего объектива.
Существуют разные критерии по определению качества боке, но все же тут присутствует очень личностное восприятие. Одному человеку может понравиться боке фотографии, а другой скажет, что такой рисунок боке ему вообще не нравится. Сам рисунок боке напрямую зависит от самой оптической схемы объектива, от лепестков диафрагмы. Причем совсем необязательно, что бы рисунок был из световых кругляшков или многоугольников, боке — это любое размытие фона.
Цена объектива как правило имеет значение, и хороший портретник стоит недешево
Как вариант — обратить свое внимание на советскую оптику. Сегодня используя цифровую зеркальную камеру и старые объективы можно получать очень классные снимки
Главное правильно подобрать переходник.
Бонус 1: Свет и тень
Наконец, я хотел бы добавить два небольших совета для успешных портретов. Попытайтесь найти хорошее освещение для вашего предмета. Попытайтесь найти источники мягкого света, которые создадут мягкие тени на вашем предмете. Это положит их в благоприятный свет, буквально. Хорошие варианты включают окно с непрямым светом или белую стену, отражающую солнечный свет. Фотографы используют мягкие ящики и т. п., Чтобы превратить их огромные световые стойки в тонкое свечение на лицах их сюжетных предметов.
Расположите свой предмет так, чтобы свет исходил примерно на 45 градусов со стороны. Благодаря полученной (мягкой!) тени ваша модель выглядит более гармонично на фотографии, как будто свет поступает прямо с фронта. Поэкспериментируйте здесь немного и сравните фотографии друг с другом.
Качество боке
Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.
Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями
Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане
К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.
Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.
Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.
У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.
Сказочное боке. Как это сделано. | Strobius
Однажды, возвращаясь из фотошколы домой я заметил гирлянды на ограде какого-то кафе. И так уж устроен мозг фотографа, что я сразу подумал: «О, будет клеевое боке!». Не откладывая дело в долгий ящик, договорился с товарищем на предмет мобильного софта и синхронизаторов и пригласил Настю на съемку.
Для этой съемки мы использовали: две внешние накамерные вспышки, три синхронизатора, складной софтбокс 60×60 и оранжевый фильтр на вспышку.
Для кадров с выразительным боке (кружки от гирлянды на заднем плане) нужен светосильный объектив. Мы использовали Canon EF 85mm f/1.8 USM.
Логика построения таких снимков довольно проста. Ставите модель на некотором расстоянии от светящихся элементов (от двух метров и более) и устанавливаете экспозицию по фону, добиваясь нужной яркости огней гирлянды. Поскольку нам нужно эффектное размытие фона диафрагму сразу открываем — f/1.8. Света от гирлянд мало, поэтому выдержку ставим подлиннее, но такую, чтобы не было «шевеленки». 1/100 будет в самый раз. Затем повышаем ISO до тех пор, пока фон не получится нужной яркости. Тут получилось ISO 500.
После чего освещаем девушку вспышкой, регулируя яркость картинки настройками вспышки (экспозицию на камере уже не трогаем). Мы использовали вспышку Canon Speedlite 430EX II, которая даже на минимальной мощности давала слишком сильный импульс. Конечно, можно было бы отодвинуть софтбокс подальше, но при этом свет стал бы жестче давая четкие тени на лице, чего мне не хотелось. Поэтому воспользовавшись скотчем мы модифицировали софтбокс, наклеив на внутренний диффузор нейтральный серый фильтр! В отсутствии нейтральных фильтров вы может использовать любую белую ткань (или даже бумагу) чтобы софтбокс поглощал больше света. В общем подтвердилась аксиома, что ни одна творческая фотосессия не может обойтись без скотча )
Разобравшись с рисующим светом, мы добавили еще одну вспышку сбоку-сзади для подчеркивания объемов. На ней закрепили оранжевый фильтр имитирующий свет гирлянд и связывающий цветом девушку и окружение.
Кружка кофе чтобы немного согреть девушку и снимок готов! )
Оборудование:
Вспышки: Canon Speedlite 430EX II и Canon Speedlite 600EX
Радиосинхронизаторы Yongnuo RF-603II C1, 3 штуки.
Софтбокс EasyBox 60х60см
Оранжевый фильтр № 105
Автор статьи: Евгений Булатов (ссылка на журнал автора //vendigo.ru/)