Шаг 1: съёмка
Наиболее важным решением при совмещении фокуса является выбор нужного числа снимков. На него влияют следующие факторы:
Требуемое число снимков | |
---|---|
с увеличением числа планов… | увеличивается |
с увеличением f-ступени… | уменьшается |
с увеличением предмета… | увеличивается |
с увеличением размера отпечатка… | увеличивается |
Другими словами, все те же принципы, приложимые к глубине резкости, будут действовать и здесь. Если предмет съёмки покрывает большую глубину, и вы планируете сделать большой отпечаток, вам понадобится большая f-ступень для получения достаточной глубины резкости. Разница лишь в том, что появляется ещё один контролируемый параметр: число совмещаемых снимков. Например, можно уменьшить f-ступень, просто увеличив число складываемых снимков (или наоборот).
Кому-то захочется иметь формулу числа снимков, но наверное, лучше будет выработать чутьё для оценки на глаз. Если глубина резкости практически достаточна без совмещения изображений, начните с 2-3 снимков с равномерно распределёнными дистанциями фокусировки и посмотрите на результат. На первых порах придётся много экспериментировать. Следующий пример показывает, что трёх снимков будет вполне достаточно для того размера изображения, который показан здесь:
Ближний фокус | Средний фокус | Дальний фокус |
Примечание: снимки были выровнены для упрощения сравнения глубины резкости.До выравнивания левый снимок был несколько больше, чем средний и правый(подробности в описании следующего шага).
Оптимальный шаг дистанций фокусировки. Ключевым является перекрытие глубины резкости соседних снимков. Таким образом размытие не попадёт в итоговый композит. Сближение дистанций фокусировки зачастую даёт более равномерную и натурально выглядящую резкость, однако это может потребовать намного большего времени на съёмку и требует значительно больше места под хранение исходных снимков, так что постарайтесь не переборщить.
Уделите особое внимание тому, чтобы избежать волновой резкости, которая может проявиться вследствие чрезмерно большого шага дистанций фокусировки (как показано на примере слева). Как можно видеть, если на примере, приведенном выше, уменьшить f-ступень, для совмещения понадобится больше снимков
Попробуйте использовать «Live view» (контроль изображения на экране камеры в процессе съёмки), чтобы обеспечить соответствующий шаг дистанций фокусировки. Если это возможно, для более тщательного контроля подключите камеру к компьютеру, чтобы получить предпросмотр на большом экране и таким образом точно отрегулировать дистанцию фокусировки.
Если предмет съёмки покрывает всё расстояние от камеры до удалённого фона, понадобится убедиться, что выбранный диапазон дистанций фокусировки позволяет всё отобразить в области чёткого фокуса. В этом случае совмещение фокуса требует подхода «всё или ничего», иначе полученная глубина резкости может выглядеть неестественно и скачкообразно. Единственный случай, в котором вы можете себе позволить небольшое число дистанций фокусировки — это когда предмет съёмки состоит из чётко различимых планов (как в примере с мостом Клер в начале).
Оптимальная F-ступень. Использование высоких f-ступеней позволяет расположить дистанции фокусировки более редко, однако это может также снизить резкость итогового изображения. В целом является хорошей идеей выбирать настолько высокую f-ступень, насколько это возможно без появления размытия вследствие дифракции. Если вы не уверены в выборе, значения в диапазоне f/11-f/16 обычно превосходно подходят для зеркальных камер.
Ограничения фокусировки с перестроением
Главный нюанс в фокусировке с перестроением — когда мы перестраиваем кадр с зажатой кнопкой, дистанция до объекта съёмки всё-таки меняется, а значит и фокусировка с объекта уходит. Если при этом мы снимаем на оптику со слабой светосилой, пользуемся очень короткими фокусными расстояниями или снимаем объекты, расположенные в сотнях метров от нас, проблем не будет — все огрехи компенсируются большой глубиной резкости. Но стоит попробовать таким образом снимать портреты на светосильную оптику (что практикуют многие фотографы), как процент брака по фокусу вырастет до неприличных значений. А значит, фокусировку с перестроением не стоит применять при работе с крайне малой глубиной резкости: при портретной съёмке, при съёмке предметов с размытым фоном. Если вы — счастливый обладатель портретного объектива, откажитесь от фокусировки с перестроением. Это только повысит резкость ваших кадров, а брака по фокусу станет гораздо меньше.
Полезные советы
В первое время может не получаться настраивать фокус вручную. Регулярная практика поможет овладеть этим навыком. Вот несколько советов, которые помогут при съемке с ручной фокусировкой:
- Для тренировки лучше использовать стандартный способ – ориентироваться на картинку в видоискателе. Сначала стоит сфокусироваться на центральный датчик и сделать несколько фотографий. Потом выбрать другой датчик и сделать еще несколько снимков. Затем сравнить, какие кадры оказались четче. Скорее всего те, что сделаны по центральному датчику. Он, как правило, более чувствительный.
- Используя режим Life View, следует устанавливать фотокамеру на штатив. Затем установить объект на гиперфокальном расстоянии от фотоаппарата (используя шкалу расстояний). Затем увеличить эталонный объект на экране в 10 раз и сфокусироваться вручную.
- При плохом освещении можно воспользоваться следующей хитростью. Используя центральный датчик автофокусировки, навести резкость на статичный объект. Затем перевести технику в ручной режим и перестроить кадр, чтобы резким был нужный объект. При этом нельзя изменять дистанцию до объекта. Тогда фотография останется четкой, даже при перемещении фотоаппарата на другой объект.
Как пользоваться ручной фокусировкой
Для этого достаточно выполнить ряд шагов.
- Для начала переключить режим на объективе или фотокамере (в зависимости от модели) из положения «AF\MF» («A\M») в положение «MF» («M»).
- Начать вращать фокусировочное кольцо. В видоискателе будет видно, когда объект окажется достаточно резким. Для этого может понадобиться несколько раз прокрутить его в разные стороны, немного смещая вперед и назад. Достигнув максимальной резкости, можно нажимать на спусковую кнопку.
- Воспользоваться шкалой расстояний. Она пригодится при слабом освещении. Например, при ночной съемке. Шкала поможет определить дистанцию съемки. То есть расстояние от матрицы до пространства, все объекты которого попадают в зону резкости. Шкала нанесена на корпус объектива.
- Просмотреть снимок. Чтобы убедиться в точности фокусировки лучше проверить результат на дисплее фотоаппарата. Для большей уверенности, главный объект следует увеличить. Если результат не устроил, стоит повторить попытку.
Когда стоит использовать ручную фокусировку
Есть ряд ситуаций, когда для лучшего результата эффективнее применять мануальный фокус фотокамеры. Автоматика в такие моменты может ошибаться, безрезультатно пытаясь определить, какие объекты главные в кадре.
Итак, мануальный фокус лучше использовать при следующих условиях:
- При съемке прозрачных или малоконтрастных объектов. Например, стекла или белой поверхности, такой как потолок. Автофокусу трудно выбрать зону резкости на такой фотографии.
- В сложных случаях, когда автофокус фотоаппарата сплоховал. Если объектив мечется с одного объекта на другой и никак не может определиться, на чем сфокусироваться, лучше настроить фокус вручную. Так можно спасти кадр.
- При контровом освещении. Если съемка модели производится против света, например на фоне заходящего солнца, автофокус может сработать некорректно.
- При ночной съемке. Возможно, снимая в городе при наличие многочисленных огней, удастся воспользоваться автоматической фокусировкой фотоаппарата. Однако, при съемке природы, например звездного неба, лучшее решение – воспользоваться ручной настройкой. Иначе технике будет катастрофически не хватать света, и фотография получится неудачной.
- При наличии дополнительных объектов на переднем плане. Если человек или другой объект в кадре перекрыт какими-то предметами, могут возникнуть проблемы с фокусировкой. Например, при съемке животных в зоопарке, когда мешает решетка вольера, или при создании портрета человека через стекло.
- При использовании объективов, не наделенных автоматической фокусировкой. Производители предлагают различную оптику, рассчитанную только на ручное наведение фокуса. Кроме того, фотографы нередко использую старые объективы, не рассчитанные на применение автофокуса. Их устанавливают на современные фотокамеры при помощи специальных переходников. Такие объективы способны дать интересный результат, не уступающий новейшей технике.
- При съемке пейзажей. Проблемы могут возникнуть, если необходимо сфокусироваться на переднем плане, находящемся на самом краю фотографии. Там нет точек автоматической фокусировки и выручить может ручная.
- При макросъемке. Затруднение для автофокуса создают особые условия съемки, характерные для этого жанра. Фотоаппарат настраивают на минимальную глубину резкости, чтобы от главного объекта ничего не отвлекало. Это увеличивает риск ошибки автофокуса. К тому же технике трудно быстро и точно сработать, при минимальном расстоянии до объекта. В итоге при смещении объектива фотоаппарата даже на несколько миллиметров, фокусировка теряется. Ручной режим позволяет лучше контролировать процесс, избегая ошибок автоматики.
Главный плюс мануального фокуса фотокамеры – возможность создавать творческие фотографии даже в нестандартных условиях, когда техника не может справиться с поставленной задачей.
К минусам можно отнести медлительность этого процесса. Ручное наведение требует больше времени. К тому же, его приходится тратить каждый раз при смене объекта съемки или изменения точки съемки и расстояния до него.
Сравнение автофокусировки и ручной фокусировки
Начиная с полной автоматической настройки, вы сможете точно понять, что такое автофокусировка. В этой настройке вы даете камере управление настройками для каждого снимка.
Например, если вы фотографируете что-то со спиной к солнцу, камера будет оценивать доступный свет и делать снимок. При съемке в режиме Manual или «M» вы можете указать настройки.
Рассмотрим разницу между следующими двумя фотографиями. Первое было выполнено в режиме программы (опция автофокусировки моей камеры), а вторая — в ручном режиме.
То же самое касается этих двух фотографий, в которых солнце находится перед объектом:
Итак, ответ на вопрос о том, что лучше? Нет стойкого, черно-белого ответа. Вам придется экспериментировать и решать, что лучше всего подходит для вашей ситуации.
Шаг 2: выравнивание изображений
В отличие от увеличения глубины резкости путём закрывания диафрагмы, изменение дистанции фокусировки вызывает изменения в расположении изображения. Связано это с тем, что истинное фокусное расстояние объектива в действительности несколько изменяется с изменением дистанции фокусировки (см. статью о макрообъективах и макрокольцах). Как следствие, угол зрения также меняется — придавая ощущение приближения или удаления при фокусировке на ближнем или дальнем планах, соответственно:
Ближний фокус(сужение угла зрения) | Дальний фокус(расширение угла зрения) |
Как следствие, для выравнивания (называемого также «регистрацией») совмещаемых снимков нужны специальные программы. С этой задачей могут справиться, в частности, TuFuse, Helicon Focus, CombineZM или некоторые комбинации функций Auto-Merge и Auto-Align программы Adobe Photoshop. К счастью, все они выдают весьма похожие результаты выравнивания изображений. Используя Photoshop, вы можете применить либо «File → Automate → Photomerge…», либо «Edit → Auto-Align Layers…», как показано ниже:
или |
Если использовать Photomerge, можно объединить второй и третий шаги в один, если отметить пункт «Blend Images Together». Если снимки сделаны со штатива (как и должно быть), тогда лучше всего использовать параметр «Коллаж» (как показано справа). Если используется другой программный пакет, это эквивалент того, что программа только позиционирует и подгоняет размер изображений при их выравнивании.
Если использовать Auto-Blend Layers, понадобится сперва открыть все нужные снимки как слои в Photoshop.
Как лечить невроз лица
Лечение неврологических симптомов лица начинается с устранения их причины.
Если провоцирующим фактором является заболевание внутренних органов, то проводится его терапия.
При возникновении лицевого невроза на нервной почве или в результате психического расстройства лечебные мероприятия направлены на восстановление нормального психологического фона, устранение стрессообразующих факторов.
При психических расстройствах легкой степени достаточно будет пересмотреть режим дня:
- Выделять в течение дня время для отдыха, чтобы снять нервное и физическое напряжение. Обеспечить полноценный и достаточный сон.
- Заняться спортом. Избегать слишком тяжелых нагрузок.
- Закаливание отлично позволяет избавиться от последствий воздействия стресса. Главное, заниматься им грамотно.
- Пересмотреть свое питание. В вашем рационе должны быть только полезные продукты и блюда. Ешьте больше овощей и фруктов.
- Отменить алкоголь и табакокурение.
При неэффективности подобных методов применяется медикаментозная терапия. Она включает в себя следующие препараты:
- седативные – успокаивающе действуют на нервную систему. Валериана, пустырник, Персен.
- транквилизаторы – более сильные средства, которые справляются с чувством страха и тревоги Афобазол, Грандаксин. Диазепам;
- антидепрессанты – повышают психоэмоциональный фон. Прозак, Амитриптилин;
- нейролептики, ноотропы;
- снотворные.
Кожные элементы в виде сыпи, расчесов и других проявлений обрабатывают дерматологическими средствами: кремами, мазями, настойками.
Для купирования болевого синдрома назначают анальгетики, для снижения интенсивности зуда – десенсибилизирующую терапию.
Чтобы снять напряжение и спазм с мышц лица применяют спазмолитики.
Можно воспользоваться и физическими способами. Хорошо снимает мышечное напряжение легкий разминающий массаж проблемной зоны, а также акупунктурный массажный сеанс вокруг глаз. Поможет и умывание теплой водой.
Нормализовать состояние нервной системы помогут народные средства.
- Смешать в равных количествах: корень валерианы + соцветия ромашки + мята + семя фенхеля + тмин. 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка. Настоять полчаса. Принимать по половине стакана 2 раза в день.
- В равных пропорциях смешать душицу, календулу, пижму. 3 ст. ложки полученной массы залить 0.5л кипятка. Настоять и принимать по полстакана 3 раза за сутки.
Невроз лица – это проявление нескольких групп заболеваний с разной этиологией возникновения. Его симптомы достаточно разнообразны. Они приносят немало страданий и дискомфорта своему носителю. Посему требуют своевременного лечения, чтобы не допустить усугубления психического дисбаланса человека.
Режим автофокусировки (AF)
Автофокусировка (AF) — это функция, позволяющая камере автоматически сфокусироваться на объекте. Эта функция есть в большинстве цифровых камер. Есть разнообразные способы автофокусировки, наличие которых зависит от модели камеры. Выбор способа зависит от условий съемки и объекта, который вы хотите снять. В автоматических режимах, например, Intelligent Auto («Интеллектуальный автоматический») или Scene Selection («Выбор сюжета») режим автофокусировки не может быть изменен.
Способы автофокусировки
В этом разделе мы расскажем вам о способах автофокусировки в серии камер α.Два основных способа автофокусировки — это AF-S и AF-C. Их принципы работы фокусировки после нажатия кнопки затвора наполовину отличаются друг от друга.
AF-S (Автофокусировка для одного кадра)
Автофокусировка происходит, когда кнопка затвора нажата наполовину. Как только объект попадает в фокус, то фокус фиксируется.Этот способ подходит для съемки неподвижных объектов, например, пейзажей, или для мгновенной съемки.
AF-C (постоянная автофокусировка)
Автофокусировка продолжает работать и подстраивать фокус, пока кнопка затвора нажата наполовину и удерживается в таком положении.Этот способ подходит для съемки движущихся объектов, например, для спортивной съемки или съемки из окна поезда.
AF-A (автоматическая автофокусировка)
Этот способ автофокусировки доступен только в камерах, оснащенных байонетом А. Когда кнопка затвора нажата наполовину, камера автоматически распознает, движется объект или нет, и переключает способ автофокусировки на AF-S или AF-C в соответствии с условиями съемки.Используйте этот режим для съемки разных объектов одновременно или для того, чтобы не переключать режим автофокусировки вручную.
Ручная фокусировка (MF)
Ручная фокусировка (MF) — это функция, позволяющая фотографу настроить фокус вручную, не полагаясь на камеру.Хотя автофокусировка (AF) — это наиболее стандартный способ фокусировки в цифровых камерах, ручная фокусировка может потребоваться, когда автофокусировка не находит фокус, например, при макросъемке.Вручную вы можете отрегулировать положение фокуса, поворачивая кольцо фокусировки на объективе. Обратитесь к руководству пользователя, чтобы узнать, как переключать режим фокусировки на ручную фокусировку и другие подробности работы с фокусом.
На снимке выше изображена камера NEX-F3 с объективом SEL1855. Кольцо фокусировки выделено красным. Когда камера настроена на режим ручной фокусировки, вы можете отрегулировать фокус вручную, поворачивая кольцо фокусировки.
Объектив: SAL50M28 / Фокусное расстояние: 50 мм / F-число: 4.0
Этот снимок был снят с использованием макрообъектива SAL50M28. Фокус наведен на каплю воды в левой части на переднем плане, а задний и передние планы значительно размыты. Когда необходимо точно навести фокус на небольшую область, как на этом снимке, мы рекомендуем вам использовать ручную фокусировку. Ручная фокусировка также пригодится, когда камера не может найти нужный вам фокус с помощью автоматической фокусировки.
Общие сведения
Совмещение фокуса осуществляется в три этапа:
→ | → | |||
1) съёмка | 2) выравнивание | 3) слияние |
- Делается несколько снимков с последовательно увеличиваемой дистанцией фокусировки. Количество снимков варьируется от двух (для переднего плана и фона) до дюжины (для многоплановых сцен). Как правило, следует избегать перемещения предметов переднего плана.
- Снимки выраниваются так, чтобы их содержимое накладывалось друг на друга попиксельно. Этот шаг необходим даже при использовании штатива, поскольку изменение дистанции фокусировки всегда приводит к смещению (подробнее об этом в следующем разделе).
- Создаётся композитное изображение с использованием наиболее резких частей каждого из снимков. Если предмет состоит из нескольких чётко различимых планов (как на примере с мостом Клер), это можно сделать вручную с помощью масок слоёв. В противном случае потребуется использование специальных программ, таких как Helicon Focus, TuFuse, CombineZM или Adobe Photoshop CS4+.
Как фокусироваться правильно
Способ только один, и проверен он сотнями опытных фотографов.
Начинающим фотографам нужно всегда использовать этот способ, особенно на простых моделях фотоаппаратов.
Отключите автоматический выбор точки фокусировки самим фотоаппаратом.
Переключите камеру в ручной режим выбора точки фокусировки и устанавливайте точку фокусировки самостоятельно.
Всегда и везде.
Это предотвратит уход фокуса в любые иные контрастные места кадра.
Фотоаппарат будет послушно фокусироваться туда, куда указывает точка фокусировки. Он будет искать контрастные места, нужные для правильной работы автофокуса в том месте, куда указывает точка фокуса.
Соответственно, фотоаппарат сфокусируется туда, куда указывает точка фокусировки.
Например.
Фотография из статьи была снята при вручную установленной точки фокуса на пучок листьев, который вы и наблюдаете в зоне резкости.
Что произошло, если бы я использовал автоматический выбор точки фокусировки самим фотоаппаратом?
Смотрите.
Пучок листьев менее яркий и менее контрастный, чем яркоосвещенный задний план с желтыми листьями и деревьями.
Фотоаппарат бы выбрал местом для фокусирования более контрастные объекты и сфокусировался бы на задний план.
Фотография бы получилась с резким задним планом и размытым передним, что мне было бы совсем ненужно.
Точка фокуса, выбранная вручную, предотвратила уход фокуса на яркий задний план.
Какие еще болезни могут вызвать визуальное раздвоение предметов?
Наиболее частые причины двоения в глазах:
- эпилептические припадки, мигрень, внезапное повышение внутричерепного давления, черепно-мозговые травмы;
- ОРВИ, дифтерия, столбняк, инфекционные заболевания, негативно влияющие на состояние нервной или мышечной системы.
- глазной миозит, двусторонний паралич глазных мышц на фоне неврологических нарушений, миастения, врожденная аномалия без мимики, диффузный токсический зоб, другие заболевания, поражающие двигательные мышцы;
- злокачественные и доброкачественные опухоли, гнойное воспаление орбиты, гематома, перелом стенки глазницы;
- сахарный диабет, паралич позвоночника, рассеянный склероз, другие патологии, вызывающие нарушение иннервации мышц, двигающих глазное яблоко;
- повреждение зрительного нерва, отек внутренней сонной артерии, опухоли, сдавливающие зрительный нерв;
- воспалительные процессы в головном мозге – менингит, энцефалит.
При появлении неприятных симптомов бифуркации рекомендуется посетить врача, который расскажет, что делать. Диплопия возникает по разным причинам, главное – выявить первоначальное поражение и своевременно начать лечение.
Как включить ручную фокусировку
Включение ручной фокусировки отличается на любительских и профессиональных фотокамерах.
Например, в линейке любительских фотоаппаратов Nikon (модели D3300, D5500) включение происходит на объективе. Достаточно переместить кнопку AF/M в положение М. после этого можно использовать мануальный фокус, вращая специальное кольцо на оптике.
На более профессиональных моделях фотокамер (например, для Nikon они начинаются с D7200) предусмотрено 2 варианта переключения на мануальный фокус.
Для оптики типа AF-S лучше воспользоваться переключателем на объективе, потому что такая техника оборудована ультразвуковым приводом фокусировки. Не рекомендуется переключать режим на ручной на самой камере, а на объективе оставлять автоматический. Так можно испортить автоматический привод фокусировки. Тогда придется сдавать объектив в ремонт.
Для оптики типа AF лучше переключать фокусировку на самой тушке фотоаппарата. Такие модели имеют отверточный привод, сцепленный с объективом.
Чтобы узнать, какой тип объектива у вашего фотоаппарата, необходимо изучить маркировку на нем. Там указано, к какой категории он относится.
После всех нужных манипуляций автофокус перестанет работать и для наведения на нужный объект, необходимо будет крутить фокусировочное кольцо на объективе.
На разной оптике оно находится в разных частях и неидентично с кольцом зума (приближения и удаления).
Подведем итоги
Навык фотографирования без применения системы автоматической фокусировки – очень важное дело для любого фотографа. Этим навыком нужно стараться овладевать
Подобный опыт никогда не будет лишним и всегда придет вам на помощь в трудную минуту. Особенно этот навык пригодится при съемке в сложных условиях и при работе с фотоаппаратурой, которая не имеет функций автоматической фокусировки.
Очень хочется думать, что наша сегодняшняя статья была полезна вам, чему-то вас научила.
Для того чтобы научиться, освоить в совершенстве любое дело, очень важна практика, практическая работа в нем. Это относится, в том числе и к фотографированию в режиме ручной фокусировки. Учитывайте это и снимайте как можно больше! Учитесь! Пусть занятия фотографией доставляют вам искреннее удовольствие! Чем больше вы будете снимать, тем ваши работы будут лучше, совершеннее, и, конечно же, интереснее для зрителей.
На основе материалов с сайта: prophotos.ru