Нужна ли панорамная головка?
Давайте начнём с самого главного мифа, связанного с панорамой – необходимости использования панорамной головки. Многие фотографы утверждают, что её наличие для съёмки панорам просто необходимо. Это, конечно же, не так, и я стараюсь держаться подальше от таких утверждений. Фактически, панорамная головка требуется только в том случае, когда на переднем плане сцены присутствуют объекты близко расположенные к камере, или если вы используете технику съёмки, отличающуюся от поворота или наклона объектива. Когда вы фотографируете с высокой точки или точки, объекты переднего плана которой расположены в зоне фокуса на бесконечности, у вас не должно возникнуть никаких проблем с параллаксом. Таким образом, можно легко снять большую панораму без специального оборудования. Например, фотография, которую вы видели в начале статьи, также была отснята без использования панорамной головки.
Итак, почему я не использую штатив и панорамную головку, когда я мог бы их использовать? На то есть несколько причин – давайте рассмотрим их подробно.
Закат в дюнах. Панорама. Эта панорама была снята с рук. Условия освещения из-за ветра и облаков менялись очень быстро, так что времени на установку штатива не было. Хотя, во время съёмки было приложено максимум усилий для наиболее плавного поворота камеры и уменьшения вибраций, всё же при редактировании в Photoshop пришлось подчищать кое-какие нежелательные артефакты.
Изменяющиеся условия освещения и облака – выдержка, сроки и темп при съёмке панорамы
При съёмке таких критических моментов, как восход и заход солнца, когда всё происходит слишком быстро, вы быстро можете испытать разочарование от рения снимать панораму. Почему? Потому что сцена слишком быстро изменяется, и вы не успеете заснять её при помощи панорамной установки, особенно если серия включает в себя больше, чем 5-6 кадров. Если вы фотографируете в условиях низкой освещённости – которые обычно сопровождают восход или закат – на длинной выдержке (например, дольше, чем 1/2 сек.), то съёмка панорамы может быть плохой идеей. Прежде всего, в такие пиковые моменты уровень освещённости меняется слишком быстро. Даже если вы снимаете в полностью ручном режиме или заблокировали экспозицию (это обязательное условие при съёмке панорам), к тому времени, как вы снимите всю серию кадров, яркость сцены может резко измениться, что сделает невозможным сшивание панорамы. Кроме того, длинные выдержки слишком изменяют сцену! Например, если в кадре присутствуют облака, то даже выдержка в полсекунды может быть слишком длинной для съёмки панорамы, так как на последнем кадре серии облака будут в месте, совершенно отличающемся от того, в котором они были на первом.
Так что, если вы решите снимать панораму с изменяющимися условиями, то вам следует заранее продумать, как всё сделать в очень быстром темпе. Если же снимаемая сцена изменяется очень быстро, то панорамная съёмка может стать пустой тратой времени.
Закат в песчаных дюнах. Панорама. Ещё одна панорама, которую я отснял с рук, без какого-либо панорамного оборудования. Во время съёмки я стоял на вершине дюны, так что я мог не беспокоиться об объектах на переднем плане и проблемах с параллаксом. Погода была холодной и ветреной, так что мне пришлось увеличить ISO, чтобы сократить выдержку.
Советы, как получить лучшую панораму
После того, как стало ясно, что это за режим, должно быть ясно, что есть впечатляющие места, которые, однако, мало что скажут нам, когда мы снимем его в панорамном формате. С другой стороны, есть и другие, которые не так уж и невероятны, но позже станут отличными сценами после их захвата. панорамное изображение .
Поэтому важно знать, как правильно выбрать место, где мы собираемся сделать указанную фотографию. Поэтому, когда мы видим пейзаж, несколько высоких зданий или ту сцену, которая, по нашему мнению, будет хорошо смотреться, это будет ключом к тому, что мы думаем о панораме
Это означает, что мы должны учитывать, что панорамный вид покроет гораздо большую часть изображения чем мы видим, поэтому нам придется немного повернуть голову вправо и влево, чтобы увидеть, действительно ли это место подходит для съемки. панорамное изображение.
Очистите линзу мобильного
Часто мы не осознаем этого, и, хотя это может показаться глупым, мы должны не только содержать экран в чистоте, но и самое главное — чтобы убедитесь, что мобильная камера полностью чистая . Это будет основным и очень фундаментальным аспектом для достижения наилучших результатов.
Медленно перемещайте мобильный
Наша цель — получить хороший панорамный вид , без посторонних эффектов, искаженного изображения или людей, вытянутых перед объективом. И это то, что в идеале, прежде чем начать снимать панораму с помощью мобильного телефона, мы должны убедиться, что у вас будет время сделать это, чтобы ничто и никто не вмешивался в изображение.
После этого мы можем приступить к панорамному фото. Кроме того, как мы упоминали ранее, наш мобильный телефон сообщит нам, как нам переместить телефон, поскольку он автоматически монтирует фотографии , в результате получается фотография под углом 180 градусов. Таким образом, вам не нужно перемещать терминал слишком быстро или слишком медленно, вам просто нужно следовать инструкциям, указанным на мобильном устройстве.
Кроме того, поддержка мобильного телефона для панорамных фотографий будет важным фактором . Поэтому мы рекомендуем вам держать его обеими руками и сохранять удобную и сбалансированную осанку для достижения наилучшего результата.
Управляйте освещением
Еще одним основным аспектом любой фотографии будет экспозиция света. . Сегодня большинство смартфонов позволяют нам изменять эту экспозицию, непосредственно касаясь интересующей нас области на экране. Конечно, лучшие дни для фотосъемки на открытом воздухе — не когда небо без облаков и с ярким солнцем, поскольку, хотя люди и верят в это, облачные дни будут лучшими. Это потому, что не будет контрастов тени и света. Однако, если вы делаете это в солнечный день, не забывайте всегда делать панорамные фотографии спиной к солнцу.
Будьте осторожны с длиной панорамы
Довольно часто мы хотим сделать панорамное изображение всего пейзажа или сцены, о которых мы думали, но правда в том, что эти фотографии будут слишком длинными и довольно плоскими . Это в основном потому, что чем длиннее панорама, тем четче изображение. Так что неплохо было бы сократить процесс немного раньше, чтобы получить наилучшее изображение.
Композиция изображения будет ключевой
Для получения наилучшей панорамы ключевым моментом будет наличие хорошая композиция изображения , так как нам не поможет только фото и все
По этой причине важно использовать правило третей, определять интересную точку в панораме, играть с отражениями и симметрией и, прежде всего, не перегружать изображение чрезмерно. Кроме того, есть возможность делать вертикальные панорамы, поэтому мы рекомендуем вам попробовать
Идеальный аксессуар
Мобильная камера позволяет нам снимать изображения с действительно хорошим качеством благодаря своей системе стабилизации. Однако этот раздел всегда можно улучшить, если мы получим такой аксессуар, как подвес или штатив которые можно адаптировать к нашим потребностям. Благодаря этому мы сможем прицелиться в фиксированную точку и сгладить движение, избегая, таким образом, возможных толчков или нежелательных движений.
Недостаточный перехлёст изображений при сборке панорам
Первая причина, по которой панорама не собирается — слишком малый «нахлёст» изображений (см. пример ниже). На приведённом выше примере голубой линией обозначена граница общей области: кадры панорамы недостаточно сильно накладываются друг на друга, и специализированные программы с большой вероятностью не смогут «склеить» их. Чтобы кадры успешно «склеивались», необходимо делать перекрытие не меньше 20-30%. Я вообще люблю делать 50%. Если кадры наложены друг на друга достаточно, генерируются контрольные точки. Точка с одинаковым номером располагается на двух соседних кадрах, основываясь на похожих сегментах изображений.
После создания контрольных точек происходит более точное расположение кадров друг относительно друга и подгонка их геометрических искажений. В этот момент уже можно создавать готовую панораму, но будьте готовы встретиться с засечками (см. фото ниже).
Чтобы не появлялись засечек, необходимо провести оптимизацию контрольных точек. В процессе этой процедуры панорамный софт производит анализ прилежащих к точкам участков изображения и проверяет точность расположения точек. При этом каждой точке присваивается число, обозначающее её погрешность.
В PTGUI есть возможность проведения оптимизации в ручном режиме, и вы можете самостоятельно удалить точки, имеющие слишком большую погрешность. Хорошим считается результат, когда средняя погрешность составляет менее 2px, а «очень хорошим» — когда менее 1.5px. Я при сборке панорам всегда стараюсь добиваться средней погрешности менее 0.7px.
После удаления всех точек, имеющих большую погрешность, можно проводить окончательную сборку панорамы — всё получится красиво и гладко.
Но может случиться, что вы оптимизировали-оптимизировали панораму, получая каждый раз сообщения Very bad, Bad, Not so good, и контрольных точек почти не осталось, да и панорама «не хочет» собираться без засечек.
Влад Соколовский
1. Фототехника
Панораму можно снимать любой камерой с “уровнем” и любой оптикой, начиная от широкоугольной, заканчивая телеобъективами. Кроме того, для съемки необходимо иметь надежный штатив, панорамную голову, панорамную (нодальную) планку и выравнивающую площадку. Выравнивающая площадка — звено между штативом и штативной головой, облегчающая работу фотографа.
В определенных случаях можно обойтись без панорамной головы и без штатива. Например, при съемке пейзажей в светлое время, когда достаточно короткие выдержки. Но при серьезной съемке, а также съемке интерьеров или архитектуры, они необходимы. Достаточно одного бракованного кадра, чтобы не сложилась вся панорама.
Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 190 мм
2. Съемка интерьеров
Панорамы востребованы в пейзажной съемке и в меньшей степени — при съемке интерьеров и архитектуры. Одна из причин — видимые искажения геометрически ровных конструкций, вследствие чего может получиться недостоверное отображение помещения (хотя частично изображение можно поправить с помощью Puppet Warp).
Зачастую, смотря на панорамный интерьер, сложно понять, где начало, а где конец помещения. И в то же время при определенных обстоятельствах, если нет иного выхода, можно получить эффектный ракурс, если сильно не злоупотреблять углом обзора.
Десять вертикальных кадров без брекетинга, сделанных на штативе, с использованием панорамного комплекта. Сферическая проекция
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/5
ISO: 200
Фокусное расстояние: 15 мм
3. Площадь перекрытия
Техника съемки панорам подразумевает под собой склеенные два и более кадров, снятые последовательно с небольшим перекрытием по отношению к предыдущему. Каких-либо рекомендаций по площади перекрытия давать сложно, многие руководствуются условными 30%. На самом деле перекрытие может быть как больше, так и меньше. Если оно меньше, увеличивается шанс больших искажений и плохой склейки. Если же площадь перекрытия более 30% — возрастает количество кадров и, соответственно, увеличивается время на различные манипуляции с исходными кадрами и время на сборку. В отдельных случаях большое количество кадров также может негативно отразиться на итоговом результате.
Пять вертикальных кадров
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 150 мм
5. Верторама
Горизонтальную панораму принято снимать вертикальными кадрами, вертикальную панораму (вертораму) — наоборот, горизонтальными. Почему именно так? Во-первых, мы имеем запас по верху и низу (в случае сшивки горизонтальной панорамы), а во-вторых, портретная ориентация камеры позволяет в большей степени избежать нестыковок при сшивке из-за геометрических искажений (особенно при съемке на широкоугольную оптику).
Многие, наверное, замечали, что Adobe Photoshop или иной редактор при сшивке двух и более кадров, снятых с рук или с помощью планки для однорядных панорам в вертикальную панораму, выдают результат чем-то похожий на песочные часы. Получается картинка специфической формы: нижняя часть кадра более-менее выглядит нормально, а верхняя расползается в стороны, а центр кадра сужен. Решение проблемы весьма простое: перевернуть горизонтальные кадры вертикально. И сшить.
Три горизонтальных кадра
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм
6. Фокусное расстояние
Каких-либо ограничений по фокусным расстояниям для съемки панорам нет. Многие свои пейзажи я снимаю, в первую очередь, на длиннофокусную оптику. На большом фокусном расстоянии оптические искажения малы, следовательно, перекрытие кадра может быть меньше. Да и нодальная планка, в данном случае, уже не требуется, панорамы клеятся без проблем”.
Два горизонтальных кадра. Снято с рук.
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8Выдержка: 1/1000
ISO: 400
Фокусное расстояние: 450 мм
Как сфотографировать панораму если в фотоаппарате нет режима панорамной фотосъёмки?
Если в вашем фотоаппарате нет режима панорамной съёмки, то вам скорее всего придётся оценивать перекрытие кадров по памяти. Профессиональные фотографы-панаромисты используют для съёмки панорам специальные панорамные головки для штатива, имеющие шкалу для более точного совмещения панорамных кадров во время фотосъёмки
Если в вашем фотоаппарате нет режима фотосъёмки панорамы снимайте панорамные кадры в ручном режиме М или в режиме с отключенной автофокусировкой (AF/MF переключить в MF)
При фотосъёмке панорам в ручном режиме очень удобно использовать такую хитрость:
измерьте экспозицию или сделайте несколько пробных снимков разных
участков будущей панорамы в режиме приоритета диафрагмы — A или Аv.
После этого вам останется в ручном режиме М установить такую же диафрагму и усреднённое значение выдержки
Почему для панорамной фотосъёмки рекомендуется режим приоритета диафрагмы?
Неодинаковая глубина резкости на кадрах панорамы может привести к неточному сшиванию финальной панорамной фотографии, а используя режим приоритета диафрагмы мы можем выдержать глубину резкости для всех кадров панорамы одинаковой. При этом, снимать нужно с фокусировкой в ручном режиме, настроив нужную резкость только при съёмке первого кадра панорамы — на остальных кадрах фокусировку уже не трогать!
Почему при фотосъёмке панорамы иногда
приходиться использовать ручной режим экспозиции М?
Если вы будете фотографировать панорамные кадры в полуавтоматическом или автоматическом режиме ваш фотоаппарат будет сам подбирать разную экспозицию для каждого кадра панорамы и в результате, при большом перепаде яркостей снимаемой панорамы вы получите кадры различающиеся по цветовой гамме и яркости и вам будет сложно выровнять экспозицию на готовой панорамной фотографии — будут заметны стыки исходных фотографий.
Как правильно сфотографировать панораму
если в фотоаппарате нет ручного режима М?
В таком случае можно попробовать экспобрекетинг. Для этого снимите каждый кадр панорамы по три раза, корректируя экспозицию на 1/2 вниз и 1/2 вверх. Как это сделать? Найдите на вашей камере кнопочку с таким вот символом [+/-]. Позже, когда вы будете «сшивать» панораму, вы сможете вручную выбрать кадры подходящие по экспозиции.
Чем и как сшить панораму?
Когда придёте домой, поищите компакт диск из комплекта вашего фотоаппарата, там наверняка есть программка которая называется как-то вроде panorama stitcher (сшиватель панорам). Это может быть не отдельная программа, а функция в более сложной программе, например Adobe Photoshop начиная с 10 версии (CS3) умеет очень качественно сшивать панорамные снимки. Какой программой вы будете сшивать панораму особой разницы нет — главное здесь хорошо отснять исходные кадры панорамы. Зато результат может быть потрясающим!
Постобработка изображений
Если вы снимали в RAW, то прежде чем приступать к сшиванию, вам необходимо будет пакетно обработать полученные изображения. Такой плагин как «Camera Raw» в Photoshop или Lightroom является лучшим инструментом для этого процесса. Безусловно, чтобы обеспечить последовательный внешний вид, вы можете применить одни и те же настройки для всех изображений. Для обеспечения максимального качества сохраните результаты в виде файлов в формате TIFF, если конечно ваше программное обеспечение для сшивания поддерживает его; в противном случае — в формате JPEG.
Нет ничего проще, чем сшивать панораму посредством ПО «Image Composite Editor» от Microsoft.
Качественное сшивание — самая требовательная часть рабочего процесса постобработки. К счастью, есть несколько действительно хороших инструментов. Одним из самых впечатляющих благодаря своей мощной простоте является ICE (Image Composite Editor) от Microsoft Research. Вы почти всегда можете просто бросить в него свои изображения, и он отлично справится с их организацией и сшиванием. К сожалению, данное программное обеспечение добавляет не все метаданные, необходимые для правильного отображения на некоторых социальных сайтах, поэтому если вы используете его, то вероятнее всего, вам придётся добавлять некоторые метаданные самостоятельно.
Вы можете добавлять свои собственные метаданные, однако сам процесс немного болезненный. Facebook предоставляет некоторые рекомендации по этому поводу, но это не очень удобный набор инструкций. В общем, вам, наверное, лучше работать с текущим приложением, которое имеет автоматическую поддержку необходимых тегов. Также можно порекомендовать не обрезать панорамы, так как это усложняет метаданные, а единственный минусом является — некая чёрная область (или, возможно, искусственно заполненная синяя область) над горизонтом.
Затраты на самостоятельное создание 3D панорам
В этом разделе я расскажу сколько времени и денег вам необходимо потратить, чтобы сделать панорамы сопоставимые по качеству с теми, которые вы получите заказывая бюджетный 3D тур.
Время на обучение
Разумеется вы потратите гораздо меньше времени на обучение если у вас есть опыт фотосъемки или вы специализируетесь на других сферах фотографии и решили развивать новое направление. В противном случае вам придется потратить около полумесяца, чтобы освоить большое количество важных нюансов настройки оборудования, а также съемки и сборки 3D панорам, и это без учета того, что для обработки панорам нужно освоить Photoshop. Уже на этом этапе мы получаем неоправданные вложения для создания одного или нескольких проектов.
Расходы на покупку или аренду оборудования
В минимальный комплект фотооборудования для съемки панорам входит:
- фотоаппарат
- объектив
- штатив
- панорамная головка
Покупка оборудования
Самый простой бу комплект — от 23 000 руб.
Самый простой новый комплект — от 49 300 руб.
Мой рабочий комплект для сравнения — больше 165 000 руб.
Аренда
В крупных городах в аренду можно взять любой из приведенных выше комплектов стоимостью от 5000 до 1000 руб. в сутки.Итого учитывая запасной день на предварительное тестирование стоимость аренды составит около 10-20 тыс. руб.
Расходы на ПО
Если вы планируете самостоятельно собирать и публиковать панорамы не забудьте учесть стоимость необходимого софта
- ПО для сборки 3D панорам — от 9000 руб. (PTGui)
- ПО для цветокоррекции и ретуши — от 650 руб. в месяц (Adobe Photoshop)
- ПО для сборки 3D туров — от 10900 руб. (KrPano)
Время на съемку и сборку панорам
Для примера возьмем проект 3D тура из 10 панорам.
Времязатраты на склейку панорам
Здесь все слишком индивидуально, в зависимости от сложности панорамы, качества настройки оборудования и опыта, сборка может занимать от 10 минут до часа. Но это без учета подготовки изображений к сборке: первичная цветокоррекция, сборка HDR и т.п.
Время затраты на сборку 3D тура
Время сборки виртуального тура зависит от сложности навигации и используемого ПО. В среднем заложите 1-2 часа. Опять же в случае если вы делаете это не в первый раз.
Публикация 3D панорам
Публиковать панорамы 360° можно как отдельно, так и в составе 3D тура. Ниже я опишу основные способы публикации, наверняка есть еще множество менее популярных вариантов.
Бесплатные способы публикации
Facebook — опубликовать панорамы можно только по одной, но нем есть встроенный просмотрщик панорам.
Google Maps — можно создавать проекты из панорам со стрелками переходов, но есть ряд условий, выполнение которых необходимо для прохождения модерации.
Платные способы
В основном используются для публикации проектов 3D туров состоящих больше чем из одной панорамы. Для сборки виртуальных туров необходимо платное программное обеспечение. ПО для сборки либо покупается разово, либо доступно по подписке с ежемесячной оплатой.
Публикация на своем хостинге/сайте — для сборки туров используются Pano2VR, PanoTour, KrPano.
Яндекс Карты — публикация проекта платная, через аффилированную компанию neq4. Сборка проекта оплачивается отдельно, плюс публикация каждой панорамы. Также необходимо, чтобы панорамы соответствовали требованиям Яндекса.
Различные порталы — Makevt, Roundme, 360Citeies, Veer и т.п.